УДК 331 JEL: M53
DO110.25513/1812-3988.2018.2.99-109
КОМПЕТЕНЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ: ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
Н.В. Коломеец
ОмПО «Иртыш» (Омск, Россия)
Аннотация. Рассматривается развитие компетенций технических работников во взаимосвязи со становлением инженерно-технической деятельности. Отмечается, что по мере накопления теоретических знаний и практического опыта, создаваемая техника становилась всё более прогрессивной точно так же, как усложнялась и сама техническая деятельность. Отражено формирование технического работника как профессионала, выявлены особенности знаний, навыков, способностей на каждом этапе развития инженерно-технической деятельности. На основе анализа исторического развития компетенций технических работников и с учетом современного состояния инженерно-технической деятельности предложена трехуровневая модель компетенций технических работников, включающая в себя технические (расширенные) компетенции, надпрофессиональные компетенции и метакомпетенции. Сделан вывод, что технические компетенции являются базовыми для работников, занятых непосредственно разработкой и производством технических объектов. Отмечается, что если изначально создание техники было основано на опыте, догадке и интуиции, то со временем для точности обработки технических средств потребовались уже специализированные знания и навыки. На сегодняшний день в условиях перехода к комплексной автоматизации производственных процессов диапазон знаний и навыков расширяется и включает в себя знания как дисциплин различных технических областей, так и дисциплин социальных и гуманитарных наук. Также сделан вывод, что наряду с техническими компетенциями большую важность приобретают и личностные компетенции - они были востребованы и ранее, но сегодня высокая интеллектуализация профессий расширяет и их спектр: необходимыми становятся способности к коммуникации, к саморазвитию, умение брать личную ответственность и др. В модели компетенций обосновывается каждый уровень и отражается их взаимосвязь.
COMPETENCES OF TECHNICAL WORKERS: HISTORICAL DEVELOPMENT AND MODERN STATE
N.V. Kolomeets
OmPO "Irtysh" (Omsk, Russia)
Информация о статье
Дата поступления 30 октября 2017 г.
Дата принятия в печать 25 марта 2018 г.
Ключевые слова
Компетенции, модель компетенций, технические работники, инженерно-техническая деятельность, историческое развитие
Article info
Received October 30, 2017
Accepted March 25, 2018
Keywords
Competences, model of competences, technical workers, engineering activitiy, historical development
Abstract. The development of competences of technical workers connecting with the forming of engineering activities is considered in the article. Created technique became more progressive in the process of accumulation of theoretical knowledge and practical experience, and technical activities similarly complicated. The article reflects forming a technical worker as a professional specialist, features of knowledge, skills, abilities are identified on each stage of the development of engineering activities. Based on the analysis of historical development of competences of technical workers with regard to the current state of the engineering activities the author of the article presents the three-level model of competences of the technical workers that includes advanced technical competences, soft skills and meta-competences. It is concluded that technical competences are basic for employees who are directly involved in the creation and production of technical objects. It is noted that if the creation of technique was based on practice, guessing and intuition at first, then specialized knowledge, skills for precision machining the technical means were required. Nowadays in condition of transition to integrated automation of production processes, the range of knowledge and skills is expanding and includes knowledge of disciplines both from various technical fields and disciplines of social sciences and humanities. It is also concluded that together with technical competences, the competences not connected with a subject area become more important. They were earlier in demand, but high intellectualization of professions expands their range today: abilities to communicate, to self-development, ability to take personal responsibility, etc. become necessary. Each level of the model is substantiated and relationship of them is reflected.
© Н.В. Коломеец, 2018
1. Введение. Сегодня, в условиях интенсивного развития науки, техники и высоких технологий, успешность промышленных предприятий определяется наличием конкурентоспособного технического персонала, который непосредственно создает и изготавливает продукцию, внедряет технические новации в производство. Высокая сложность технических систем требует от таких работников определенных компетенций. В этом смысле интерес представляет выявление объективно необходимых компетенций, обусловленных историческими и современными особенностями инженерно-технической деятельности. В теории и практике управления персоналом обычно предлагается универсальная для работников исполнительского уровня модель компетенций, включающая общие корпоративные и профессионально-технические компетенции. Специфичность деятельности технических работников требует другой классификации - такой, которая учитывала бы особенности инженерной деятельности и отражала бы ее современные требования к знаниям, навыкам, интеллектуальным способностям, личностным качествам.
2. Обзор литературы. Практически нет работ, посвященных отдельному изучению исторического развития компетенций технических работников во взаимосвязи с особенностями становления инженерно-технической деятельности. В качестве исключения можно назвать публикацию Е.В. Неходы, в которой анализируется взаимосвязь промышленных революций, техники, технологий и развития компетенций человека [1].
Наиболее полно изучить такую взаимосвязь позволяют работы, в которых рассматривается сущность и историческая эволюция инженерной деятельности (В.Г. Горохов, В.В. Морозов, В.И. Николаенко, С.В. Подлесный, Ю.А. Ерфорт, В.М. Искрицкий, Д.Г. Сущенко, А.Н. Стадник, Н.И. Дятчин и др.), науки и техники (С.И. Некрасов, Н.А. Некрасова, И.А. Негодаев, С.В. Шухардин, Н.К. Ламан, А.С. Федоров, В.М. Розин, Х. Ленк, Л. Мам-форд и др.) [2-8].
Изучению истории развития компетент-ностного подхода с ранних периодов (с античности) посвящены работы О.Л. Чулановой [9]. Необходимо отметить, что, рассматривая технических работников как людей, непосредственно создающих и производящих технику,
важно обратить внимание на то, что отдельные элементы компетенций в неявной форме появились еще в эпоху первобытного общества, поэтому также рассмотрены особенности технической деятельности, знаний и навыков данного периода.
3. Цель, задачи, методология и методы исследования. Целью данной статьи является изучение развития компетенций технических работников в процессе становления инженерно-технической деятельности, а также формирование на этой основе общей модели компетенций технических работников.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить особенности инженерно-технической деятельности.
2. Рассмотреть взаимосвязь становления инженерно-технической деятельности с развитием знаний, навыков, личностных качеств человека.
3. Отразить общую модель компетенций технических работников.
Методология исследования основана на историческом и компетентностном подходах. Исторический подход дает возможность изучить особенности знаний, навыков технических работников на различных этапах становления инженерно-технической деятельности. Более того, такой подход позволяет объективно подойти к изучению компетенций технических работников на современном этапе общественного развития. Выбор компетентностно-го подхода обусловлен возможностью рассмотреть в совокупности все компоненты личности (знания, навыки, способности и др.) и изучить особенности их практической реализации.
В ходе исследования были применены методы группировки, анализа, обобщения.
4. Результаты исследования. Результаты теоретического обобщения представлены в таблице. Первоначально отметим, что под технической деятельностью в широком смысле подразумевается деятельность, связанная, с одной стороны, с исследованием и научной разработкой техники, а с другой - с ее непосредственным производством [2]. Как отмечает В.Г. Горохов, техническая деятельность существовала с ранних стадий развития общества. Но на момент времени, когда она стала ориентироваться на науку и использовать в практике научные знания, выделился конкретный ее
вид - инженерная деятельность [3; 4]. То есть техническая деятельность тем самым является основой инженерной деятельности и неотъемлемой ее частью. Исходя из этого, можно сделать вывод, что еще в глубокой древности существовали технические знания, но в неявной форме. Это подтверждают многочисленные примитивные ручные орудия труда, созданные еще задолго до зарождения цивилизации (рубила, капканы, гарпуны и др.). Техника создания таких инструментов была простая: камнями делали сколы, получая тем самым требуемое орудие труда. По мере накопления опыта, освоения и преобразования природных материалов (камни, глина) операции усложнялись и включали в себя такие процессы, как шли-
фование, сверление, пиление, для реализации которых изготавливались уже специализированные инструменты (молоток, серпы, гвозди). Важно отметить, что, создавая технику на своем уровне развития культуры, древние люди еще не осознавали и не понимали своих действий в силу существования религиозно-мифологического мышления. Техническая деятельность в данный период носила анимистический характер. Как отмечают В.Г. Горохов и В.М. Розин, опираясь на работу Тура Хейер-дала, когда архаический человек подмечал эффект какого-нибудь своего действия (удара камня, режущие или колющие эффекты), он объяснял это тем, что подобное благоприятно воздействует на души [4].
Характеристика исторического развития инженерно-технической деятельности (сост. по: [2-8; 10-17])
Исторический период Особенности инженерно-технической деятельности Субъект деятельности
Праинженерный этап
Доисторический период (2,4 млн -IV тыс. до н. э.) Сферы деятельности: охота, собирательство, затем земледелие и скотоводство. Технические средства (объекты): примитивные ручные орудия труда (рубила, гарпуны, капканы, копьеметалка), затем более совершенные и специализированные (составные орудия труда из камня, дерева и кости: лук со стрелами); позднее - металлические орудия (серпы, молоток и др.). Создание технических средств: использование камней для создания сколов, позднее - для шлифования, сверления и пиления. Особенности знаний, навыков: неявные знания, устная передача технического опыта Первобытный человек
Античность и средневековье (II тыс. до н. э. -конец XIV в.) Сферы деятельности: сельское хозяйство, металлургия, архитектурное, горное дело, строительство и др., позднее - бумажное, текстильное производство, торговля, мореплавание и др. Виды технической деятельности: ремесленная деятельность. Технические средства (объекты): усложненные орудия труда из дерева, металла и камня, вооружение (лук, меч, тараны, катапульты и др.); позднее - простые и сложные механизмы (коромысла, повозки, ветряные, водяные, пороховые, мукомольные мельницы, подъемные мосты и др.). Создание технических средств: ремесленные мастерские, позднее -цеховое производство; использование простейших измерительных приборов (линейки, циркули, счетные доски, угольники, весы и др.), железных столярных и плотничьих инструментов (сверла, молотки, ножницы, пилы и др.); работа на деревянных токарных, сверлильных, расточных, ткацких станках; изобретение механического двигателя -водяного колеса. Особенности знаний, навыков: опыт, практические рецептурно-технические знания, отраженные в письменных сборниках рецептов; навыки, передаваемые по наследству; отсутствие теоретических знаний при создании техники Ремесленник (техник и рабочий в одном лице)
Продолжение табл.
Исторический период Особенности инженерно-технической деятельности Субъект деятельности
Прединженерный этап
Возрождение, начало Нового времени (XV -первая половина XVIII в.) Сферы деятельности: военное, горное дело, металлургия, торговля, судоходство, транспорт, текстильное производство и др. Виды инженерной деятельности: изобретательство, конструирование опытного образца, разработка технологии изготовления; необособленность видов деятельности. Технические средства (объекты): огнестрельное оружие (пушки, ружья, артиллерия), фортификационные сооружения, парусные суда, усовершенствованный наземный транспорт (пассажирские повозки), специализированные мельницы и станки. Создание технических средств: мануфактурное производство; широкое применение водяных и ветряных двигателей; совершенствование конструкции станков (токарных, сверлильных и др.), ремесленных инструментов; развитие графических методов передачи технической информации (чертежи и описания, рисунки с пометами), ручное изготовление машин. Особенности знаний, навыков: обращение к естественным наукам (математика, физика, механика) с целью заимствования знаний и методов для инженерных расчетов; высокая ценность знаний Ученый - художник и архитектор, алхимик, врач, техник-профессионал, ремесленник-самоучка
Инженерный этап
Окончание Нового времени, начало Новейшего времени (вторая половина XVIII - середина XX в.) Сферы деятельности: машиностроение, текстильное производство, металлургия, транспорт, горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство, связь, энергетика, затем электромашиностроение, приборостроение, автомобилестроение, авиастроение, химическая промышленность и др. Виды инженерной деятельности: изобретательство, конструирование опытного образца и разработка технологии изготовления, затем комплекс видов деятельности, включая развитие проектирования, организации изготовления, инженерное исследование. Технические средства (объекты): железнодорожный транспорт, пароходы, летательные аппараты (сначала аэростат, дирижабль), специализированные машины во всех отраслях (прядильные машины, ткацкие станки и др.), затем электрические приборы, аппараты и машины, конвейерное производство. Создание технических средств: машинно-фабричное производство; изобретение теплового (парового) двигателя (позднее - двигателя внутреннего сгорания), машинное создание оборудования; развитие метрической системы (измерительные машины), использование чертежа, схемы; применение научных знаний; постепенное формирование связи между наукой и техникой. Особенности знаний, навыков: обращение к специализированным техническим знаниям, становление профессии инженера: появление высших технических школ (как системы передачи технических знаний и опыта); практическая реализация научных знаний, ориентация на использование в работе естествознания, технических наук, математики Инженер, рабочий
Современный инженерный этап
Новейшее время (с середины XX в.) Сферы деятельности: развитие всех сфер производства, в том числе нефтепереработка, резиновая, целлюлозно-бумажная, цементная промышленность, металлургия черных и цветных металлов, коммуникации, а также атомная энергетика, космонавтика, кибернетика и др. Виды инженерной деятельности: системность видов инженерной деятельности: системотехническая деятельность, социотехническое проектирование. Инженер-конструктор, инженер -технолог-изобретатель, рабочий, инженер-профессионал, инженер-универсал,
Окончание табл.
Исторический период Особенности инженерно-технической деятельности Субъект деятельности
Технические средства (объекты): станки с программным управлением, автоматические линии, автоматизированные комплексы и системы (цехи, заводы-автоматы, гибкие производственные системы, автоматизированные системы управления и проектирования и др.), электронная техника, атомные электростанции и др. Создание средств труда: появление и распространение ЭВМ в производстве и управлении; использование компьютерных технологий в технологических и производственных процессах, в том числе в разработке конструкторской и технической документации; применение промышленных роботов. Особенности знаний, навыков: высокий уровень профессионального образования; непрерывное совершенствование знаний, навыков; высокая творческая активность, гибкость мышления; ориентация на разностороннее развитие: в технической, экономической, юридической, управленческой и других областях; использование результатов исследований в научно-технических разработках и инженерных решениях инженер-системотехник, рабочий широкого профиля
При создании техники одной из особенностей древних людей было особое отношение к результатам своего труда - как к делу всеобщей важности. Как замечает В.Г. Горохов, «современным инженерам иногда недостает такого обостренного чувства "космической важности" результатов своего труда. Выполняя, казалось бы, частную работу в рамках сложных проектов, он подчас забывает, что может неблагоприятно влиять на окружающую человека природную среду и на самого человека, ради которого и делается в конечном счете всякое техническое новшество» [3, с. 28].
В период античности и средневековья технические средства становятся более сложными. С развитием металлургии появилась возможность создавать полностью металлические орудия труда любой формы и любого размера (сверла, молотки, напильники, ножницы, пилы, мотыги и др.). Со временем создаются деревянные станки (токарные, сверлильные, ткацкие) и изобретаются двигатели в форме водяных и ветряных мельниц, которые используются в металлообрабатывающем, бумажном, текстильном производствах и строительстве. Такие механизмы позволяли заменить в работе силу людей и животных на силы природы [5].
Важно отметить, что в эпоху античности появились примитивные мастерские, в которых трудился ремесленник - первый работник, занятый технической деятельностью. Он являлся одновременно и техником, и рабочим: вся работа по созданию и изготовлению изделия выполнялась одним лицом. Следует отме-
тить, что такая тенденция сохранялась еще долгое время, пока не появилась потребность изобретать и использовать машины в процессе труда, что и породило появление работников в лице рабочих и инженеров [6].
В работе ремесленники использовали простейшие измерительные приборы (линейки, циркули, весы, угольники). Вся их деятельность опиралась на специальные практические знания, приемы, закрепленные в справочниках-рецептах в виде числовых пропорций веществ. Такие рецепты реализовывались «на глазок», по интуиции и догадке, посредством наработанной практики и навыков, переданных по наследству. Важно было обладать большим опытом и широким арсеналом технических приемов, чтобы выполнять все стадии производственного цикла изготовления изделия. В средневековом цеховом ремесленном производстве получить звание мастера, как работника высокой квалификаций, было сложно: ремесленник долгое время работал учеником, прежде чем мог стать подмастерьем, а затем и самим мастером [3; 5].
Следует отметить, что в используемых справочниках знания прошлых лет теоретически не обобщались, а лишь описывались и классифицировались, что говорит о том, что создаваемая техника не имела теоретического фундамента, научные знания только формировались [3; 5].
Таким образом, для праинженерного этапа характерна невысокая развитость компетенций технических работников: если знания - то это
знания без теоретической базы, исключительно практические (знание геометрии, пропорций, арифметики), если навыки - то это интуитивные действия, сноровка, практически отработанные приемы. Вся техническая деятельность этого периода опиралась на примитивные средства труда, простую технологию выполнения работ и была оторвана как от реальной практики, так и от науки.
В эпоху Нового времени происходит интенсивная механизация во всех сферах деятельности: металлургии, военном, горном деле, транспорте, текстильном производстве. Еще более широкое применение получают водяные колеса, приводимые в движение буровыми установками, средствами водоотлива и др. Формируется новая организация производства - мануфактура, основанная на объединении ремесленников и разделении труда. Работники специализируются на выполнении отдельных операций, что приводит к появлению специализированных инструментов, совершенствованию средств труда [3; 5; 6].
Важно отметить, что в этот период появляются первые инженеры. Как отмечают ученые, еще в средневековье возникновение нового понимания природы, как творения Бога, создало предпосылки развития инженерии -деятельности, направленной на манипулирование объектами природы. Именно в то время считалось, что если человек опишет законы сотворенной природы, то сможет использовать ее силу и энергию для создания «искусственной природы». Поэтому инженеры в эпоху Возрождения при решении технических задач обращались к естественным наукам (математике, физике, механике) с целью заимствования знаний и методов для проведения инженерных расчетов и создания искусственных технических объектов, или «второй природы» [3; 4]. Как отмечал выдающийся отечественный инженер и философ П.К. Энгельмейер, «свойство настоящей техники, что она обращается исключительно к деятелям природным, обязывает человека изучить природу и ее деятелей. В этом смысле успехи техники тесно связаны с успехами естествознания...» [10, с. 38].
Первые инженеры выделились из числа ученых-экспериментаторов, инженеров-художников, техников-профессионалов, которые осознали важность научных знаний, среди них Га-лилео Галилей, Леонардо да Винчи, Исаак Ньютон и др. Это были энциклопедически развитые
личности, которые выполняли все виды инженерной деятельности, пока еще не обособленные друг от друга: от изобретательства до изготовления изделия. Так, Ньютон сконструировал модель телескопа, разработал новую технологию полировки металлических зеркал и построил специальный станок для шлифовки линз [3, с. 84]. В своей работе такие инженеры использовали чертежные приборы и различные графические методы передачи информации (чертежи, рисунки с описаниями и пометками).
Таким образом, на прединженерном этапе появились предпосылки к обособлению инженерной и технической деятельности. Важно отметить, что первые инженеры обладали как практическими навыками изготовления изделия, так и теоретическими знаниями естественных наук, позволявшими им правильно выполнять инженерные расчеты. Вместе с тем они обладали творческим, аналитическим, критическим мышлением и организаторскими способностями.
В отношении первых рабочих в лице ремесленников можно отметить, что их техническая деятельность была отделена от практики, науки и, как и на предыдущих этапах, основывалась на опыте и специальных практических знаниях. Галилей отмечал: «.механики часто заблуждаются, желая применить машины ко многим действиям, невозможным по самой своей природе.», т. е. говорил о необоснованности использования механизмов в работах, для которых они не были предназначены по мощности силы [11, с. 7-10].
Во второй половине XVIII в. происходит первая промышленная революция, продвинувшая техническую деятельность на новый уровень развития. Основой этому послужил переход от ручного труда к машинно-фабричному в результате изобретения парового двигателя. Следует отметить, что возрастающие потребности общества в технических средствах невозможно было удовлетворить созданием их вручную. Точность обработки изделий требовала более мощного двигателя, способного обрабатывать металл механически. Это привело к созданию машины. В результате произошла массовая машинизация производства: появлялись промышленные станки, еще более совершенными становились инструменты, что позволяло производить сложную технику различного назначения: пароходы, летательные аппараты, позднее - автомобили и др. [3-6].
В этот период обосабливаются виды инженерной деятельности и появляется потребность в специальных работниках, занятых изобретательством, конструированием, разработкой технологии изготовления технического объекта, проектированием, организацией производства изделия и др. Формируется профессия инженера и реализуется массовая подготовка таких специалистов в технических учебных заведениях. В конце XIX в. В.Л. Кирпи-чев подчеркивал значимость «многогранности» инженерной подготовки и писал о необходимости знаний не только естественных (математика, физика, механика и др.), но и технических наук (теория механизмов и машин, детали машин, динамика машин, термодинамика и др.), умений проводить промышленные эксперименты, делать теоретические расчеты, так как их отсутствие приводило к частым авариям машин. Более того, важно было иметь художественный вкус, который выражал в чертежах общую идею, гармоничность форм, пропорций, стиль; развивать творческое мышление (для конструирования идеи машины), методическое мышление (для разработки планов, схем), а также уметь выполнять приемы ручного труда на уровне рабочего [10; 12].
Труд рабочего в рамках инженерного этапа являлся исключительно физическим. Основной целью рабочего было воплощение инженерных идей в реальность - практическое создание технических изделий.
С середины XX в. в инженерно-технической деятельности происходят коренные изменения. Научно-техническая революция (НТР), положившая начало развитию современного инженерного этапа, обусловила качественные сдвиги в науке, технике, технологиях, что привело к коренному изменению роли технического работника в производственном процессе. Наука становится непосредственной производительной силой - теперь она является начальной стадией производства, приобретает материальную базу в виде экспериментальных цехов, участков, НИИ, является основой управления и влияет на конечные результаты производства [6; 13, с. 121].
Существенно меняется объект технической деятельности: если ранее это были отдельные технические устройства, механизмы, машины, которые мог создать один человек, то теперь это сложные инженерные системы, в которых действуют машины и люди одно-
временно (электростанции, заводы, автоматизированные системы управления и др.), и их создание возможно лишь посредством интеграции разных специалистов, координации всех видов инженерной деятельности, направленных на реализацию единого проекта (системотехника как направление инженерной деятельности). В.Г. Горохов пишет: «Теперь недостаточно создать хороший автомобиль, необходимо одновременно спроектировать систему обслуживания и эксплуатации автопарка, включая размещение бензоколонок или аккумуляторных станций. станций технического обслуживания, выпуск запасных частей, развитие дополнительной сети автомобильных дорог, в том числе со специальным покрытием.» [3, с. 169].
В качестве средств труда выступают уже ЭВМ, взаимосвязанные системы станков, автоматов, приборов на участках производства, операциях, которые позволяют полностью или частично заменить участие человека в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов или информации - развивается автоматизация.
Следует отметить, что если в начале 1950-х гг. автоматизация была связана с появлением станков-автоматов и автоматических линий для механической обработки отдельных однородных операций (в 1939 г. на Сталинградском тракторном заводе была создана первая автоматическая линия, состоявшая из пяти станков и конвейера и обрабатывающая роликовые втулки для тракторов), то позднее стали создаваться уже автоматизированные системы управления технологическими процессами на базе современной электронно-вычислительной техники. На сегодняшний день широкое применение получили станки и автоматические линии с цифровым программным управлением, промышленные роботы и гибкие производственные системы [14, с. 303-304; 15, с. 25-27].
Автоматизация во многом меняет прежнее содержание труда рабочего и инженера. Если на предыдущем этапе инженерно-технической деятельности работа «руками» связывалась с физическим трудом, а работа «головой» - с умственным, то в современном производстве квалифицированный физический труд требует от работника основательных знаний и напряженной работы мысли, а любой умственный -физических усилий. Рабочий перестает быть придатком средств труда, как было ранее, и
его деятельность начинает сближаться с трудом инженера, формируя рабочего нового типа - контролера производства. При этом деятельность такого работника становится направленной на активное наблюдение за ходом технологического процесса, работой оборудования, его наладкой и регулировкой; требуется высокая личная ответственность и творческое мышление [16, с. 336-338].
Что касается инженеров, то автоматизация освобождает их от рутинных работ для решения творческих задач. Для инженеров открываются новые возможности, которые позволяют им вырабатывать новые подходы к работе, реализовывать более эффективные методы и приемы; появляется большая вариативность принимаемых технико-технологических решений [14, с. 324-325]. Так, чтобы создать из заготовки необходимую деталь, можно при наличии соответствующей на производстве техники использовать различные способы ее обработки: механическую, химическую, лазерную и др. Выбор способа отражает большую свободу выбора инженера, требует опыта и широкой профессиональной эрудиции.
Следует также отметить, что современная инженерно-техническая деятельность предъ-
являет уже другие требования к знаниям. Если ранее необходимо было обладать знаниями естественных и технических наук, то теперь в условиях взаимодействия различных технических систем друг с другом, с внешней природной средой и людьми важной становится способность применения знаний и навыков муль-тидисциплинарного характера, выходящих за пределы конкретной профессии: экологических, социальных, психологических, экономических и др. Более того, необходимыми становятся личностные характеристики, связанные с интеллектуальными способностями и личностными качествами [17, с. 44].
Таким образом, современный этап инженерно-технической деятельности связан с развитием наукоемкого производства, разработкой и изготовлением высокотехнологичной продукции, что требует высокого уровня развития компетенций как у рабочего, так и у инженера.
На основе исторического анализа инженерно-технической деятельности, а также с учетом современного ее состояния, нами предложена трехуровневая модель компетенций технических работников (рис.).
Модель компетенций технических работников
Базовый уровень модели представляют технические компетенции. Их наличие обусловливается требованием НТР к содержанию труда, которое становится всё более наукоемким. Реализация инженерно-технической деятельности в условиях высоких требований к
качеству изделий становится невозможной без профессиональных знаний и навыков в различных областях - как технических, так и гуманитарных (как отмечалось выше). Так, наладчику станков с цифровым программным управлением важно не только уметь работать на обору-
довании, но и программировать обработку деталей, что требует знаний как в области машиностроения, так и в сфере информационных технологий. Технические компетенции технологически необходимы и важны с точки зрения реализации трудовых функций, которые у технических работников носят конкретный характер.
Второй уровень модели составляют над-профессиональные компетенции, которые, в отличие от первых, обусловлены характером труда. Как отмечалось выше, инженерно-техническая деятельность становится все более автоматизированной, комплексной, что в свою очередь требует взаимодействия работников, эффективной организации своего труда. Такие условия выдвигают требования к развитию определенных личностных качеств, которые, с одной стороны, не относятся к конкретной профессии, а с другой - являются неотъемлемым ее компонентом, особенно в реализации технических компетенций. Так, инженеру помимо технических знаний важно владеть навыками коммуникации и уметь вести переговоры с заказчиками, партнерами, коллегами. Их конструктивное взаимодействие позволит своевременно выявлять и решать конструк-торско-технологические проблемы на этапе постановки на производство новой продукции, снижать количество технических вопросов и повышать оперативность их решения. Над-профессиональные компетенции обусловлены процессуальной необходимостью, они важны с точки зрения вовлечения работников в процесс труда. На данном уровне человек рассматривается как единица социума и является включенным в социальные отношения.
Третий уровень модели составляют мета-компетенции. В условиях, когда имеет место непрерывный поток новой информации, частая смена номенклатуры продукции, внедряется новая техника, сокращаются сроки сдачи продукции заказчику, требуется развитие компетенций, связанных со способностью быстро приспосабливаться к новым условиям, гибко и творчески подходить к решению новых задач, быть готовым непрерывно развиваться, быстро переобучаться, системно мыслить. Развитие
метакомпетенций обусловлено социально-общественной необходимостью. На данном уровне человек рассматривается как единица мироздания, как индивид, отличающийся своими особенностями и характеристиками, поэтому важно максимально полное раскрытие личностного и профессионального потенциала.
Существует определенная взаимосвязь между представленными уровнями модели компетенций. Так, развитие технических компетенций дает сигнал к развитию надпрофессио-нальных компетенций, так как усвоение знаний и овладение навыками требует совершенствования интеллектуальных способностей и личностных качеств, которые бы позволяли эти знания и навыки продуктивно использовать. С другой стороны, развитие надпрофессиональ-ных компетенций сигнализирует о необходимости развития технических компетенций, так как создание технических объектов без технических знаний не представляется возможным. Развитие технических и надпрофессиональных компетенций приводит к развитию метакомпе-тенций, и наоборот. Так, систематическое совершенствование технических знаний, навыков и личностных качеств постепенно формирует способность к непрерывному развитию и самообучению. А человек, способный к развитию и переобучению, может быстрее освоить специализированные знания по другой профессии и организовать работу как с людьми, так и с информацией.
5. Заключение. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. С эволюционной точки зрения инженерно-техническая деятельность усложнялась по структуре и содержанию, всё более комплексными становились технические объекты, увеличивалась доля научной составляющей в их разработке.
2. Модель компетенций технических работников, включающая в себя технические (расширенные) компетенции, надпрофессио-нальные компетенции и метакомпетенции, является исторически непротиворечивой и соответствует особенностям современной инженерно-технической деятельности.
Литература
1. Нехода Е. В. От навыков обучения сотрудников - к компетенциям и развитию (на примере специалистов нефтегазовой отрасли) // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2010. - № 341. - С. 154-161.
2. Некрасов С. И., Некрасова Н. А. Философия науки и техники : темат. слов.-справ. - Орел : ОГУ, 2010. - 289 с.
3. Горохов В. Г. Знать, что делать: История инженерной профессии и ее роль в современной культуре. - М. : Знание, 1987. - 176 с.
4. Горохов В. Г., Розин В. М. Введение в философию техники : учеб. пособие. - М. : ИНФРА-М., 1998. - 224 с.
5. Шухардин С. В., Ламан Н. К., Федоров А. С. Техника в ее историческом развитии. - М. : Наука, 1979. - 416 с.
6. Морозов В. В., Николаенко В. И. История инженерной деятельности : курс лекций для студентов всех специальностей дневного и заочного обучения. - Харьков : НТУ ХПИ, 2007. - 336 с.
7. Ленк Х. Размышления о современной технике / пер. с нем. под ред. B. C. Степина. - М. : Аспект-пресс, 1996. - 183 с.
8. Мамфорд Л. Техника и природа человека // Гуманитарные технологии : аналит. портал. -2010. - 28 июня. - URL : http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/3130.
9. Чуланова О. Л. Компетентностный подход в работе с персоналом: теория, методология, практика : моногр. - М. : ИНФРА-М, 2016. - 292 с.
10. Энгельмейер П. К. Теория творчества / с предисл. Д. Н. Овсянико-Куликовского, Э. Маха.
- 3-е изд. - М. : ЛИБРОКОМ, 2010. - 208 с.
11. Галилей Г. Избр. тр. : в 2 т. - М. : Наука, 1964. - Т. 2. - 572 с.
12. Чеканов А. А. Виктор Львович Кирпичев (1845-1913). - М. : Наука, 1982. - 178 с.
13. Мухаровский Н. В. Введение в экономическую теорию : учеб. пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - Омск : Изд-во ОмГУ, 2005. - 344 с.
14. Паршаков Е. А. Экономическое развитие общества : ист. исслед. - Киев : Хрещатик, 1992.
- 392 с.
15. Липкин Е. Б. Индустрия 4.0: Умные технологии - ключевой элемент в промышленной конкуренции. - М. : Остек-СМТ, 2017. - 224 с.
16. Экономическая теория : учеб. для вузов / С. В. Мочерный и др. - М. : Приор, 2000. - 415 с.
17. Современное инженерное образование : учеб. пособие / А. И. Боровков и др. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2012. - 80 с.
References
1. Nekhoda Ye.V. From Skills and Personnel Training to Competencies and Development (By Example of Oil and Gas Industry). Tomsk State University Journal, 2010, no. 341, pp. 154-161. (in Russian).
2. Nekrasov S.I., Nekrasova N.A. Filosofiya nauki i tekhniki [Philosophy of science and technology], thematic dictionary reference, Orel, Orel State University publ., 2010, 289 p. (in Russian).
3. Gorokhov V.G. Znat', chto delat': Istoriya inzhenernoi professii i ee rol' v sovremennoi kul'ture [Know what to do: a history of the engineering profession and its role in contemporary culture], Moscow, Znanie publ., 1987, 176 p. (in Russian).
4. Gorokhov V.G., Rozin V.M. Vvedenie v filosofiyu tekhniki [Introduction to the philosophy of technique], Moscow, INFRA-M publ., 1998, 224 p. (in Russian).
5. Shukhardin S.V., Laman N.K., Fedorov A.S. Tekhnika v ee istoricheskom razvitii [Technology in its historical development, Moscow, Nauka publ., 1979, 416 p. (in Russian).
6. Morozov V.V., Nikolaenko V.I. Istoriya inzhenernoi deyatel'nosti [The history of engineering activities], Kharkiv, NTU KhPI publ., 2007, 336 p. (in Russian).
7. Lenk H. Razmyshleniya o sovremennoi tekhnike [Reflections on modern technology], Moscow, Aspekt-press publ., 1996, 183 p. (in Russian).
8. Mumford L. Technics and the Nature of Man. Gumanitarnye tekhnologii, analitical portal, June 28, 2010, available at: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/3130. (in Russian).
9. Chulanova O.L. Kompetentnostnyipodkhod v rabote s personalom: teoriya, metodologiya, praktika [Competence-based approach in work with personnel: theory, methodology, practice], Monograph, Moscow, INFRA-M publ., 2016, 292 р. (in Russian).
10. Engel'meier P.K. Teoriya tvorchestva [Theory of creativity], 3rd ed., Moscow, LIBROKOM publ., 2010, 208 p. (in Russian).
11. Galilei G. Selected Works, in 2 volumes, Moscow, Nauka publ., 1964, Vol. 2, 572 p. (in Russian).
12. Chekanov A.A. Victor L. Kirpichev (1845-1913), Moscow, Nauka publ., 1982, 178 p. (in Russian).
13. Mukharovskii N.V. Vvedenie v ekonomicheskuyu teoriyu [Introduction to economic theory], 2nd ed., Omsk, Omsk State University publ., 2005, 344 p. (in Russian).
14. Parshakov E.A. Ekonomicheskoe razvitie obshchestva [Economic development of society], Historical research, Kyiv, Khreshchatik publ., 1992, 392 p. (in Russian).
15. Lipkin E.B. Industriya 4.0: Umnye tekhnologii - klyuchevoi element v promyshlennoi konku-rentsii [INDUSTRY 4.0: Smart technology is a key element in industrial competitiveness], Moscow, Ostek-SMT publ., 2017, 224 p. (in Russian).
16. Mochernyi S.V., Nekrasov V.N., Ovchinnikov V.N., Sekretaryuk V.V. Ekonomicheskaya te-oriya [Economic theory], Moscow, Prior publ., 2000, 415 p. (in Russian).
17. Borovkov A.I. et al. Sovremennoe inzhenernoe obrazovanie [Modern engineering education], St. Petersburg, Polytechnical University publ., 2012, 80 p. (in Russian).
Сведения об авторе
Коломеец Наталья Валерьевна - ведущий менеджер по развитию персонала Адрес для корреспонденции: 644060, Россия, Омск, ул. Гуртьева, 18 Е-таИ: [email protected]
About the author
Kolomeets Natalia Valerievna - senior manager of HR development
Postal address: 18, Gurt'eva ul., Omsk, 644060, Russia E-mail: [email protected]
Для цитирования
Коломеец Н. В. Компетенции технических работников: историческое развитие и современное состояние // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2018. - № 2 (62). - С. 99-109. - РО!: 10.25513/1812-3988.2018.2.99-109.
For citations
Kolomeets N.V. Competences of technical workers: historical development and modern state. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2018, no. 2 (62), pp. 99-109. DOI: 10.25513/1812-3988.2018.2.99-109. (in Russian).