Научная статья на тему 'Философия психолого-дидактических концепций обучения в информационном обществе'

Философия психолого-дидактических концепций обучения в информационном обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1461
590
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИИ / БИХЕВИОРИЗМ / КОГНИТИВИЗМ / КОН-НЕКТИВИЗМ / COMMUNICATION / BEHAVIORISM / COGNITIVISM / CONNECTIVISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронкин А. С.

В статье рассматриваются психолого-дидактические концепции обучения в контексте развития информационных технологий. Сформулированы актуальные проблемы коннективизма как теории обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY OF PSYCHO-DIDACTIC CONCEPTS LEARNINGIN INFORMATION SOCIETY

The paper deals psycho-didactic concept of learning in the context of evolution of information technology. Actual problems of cognitivism as learning theory are identified.

Текст научной работы на тему «Философия психолого-дидактических концепций обучения в информационном обществе»

УДК 37.01:374.1:004.85

ФИЛОСОФИЯ ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ ОБУЧЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Воронкин Алексей Сергеевич,

старший преподаватель, магистр (специальность «Научные, аналитические и экологические приборы и системы»),

Луганская государственная академия культуры и искусств, Луганск, Украина. alex. voronkin@gmail. com

В статье рассматриваются психолого-дидактические концепции обучения в контексте развития информационных технологий. Сформулированы актуальные проблемы коннективизма как теории обучения.

Ключевые слова: коммуникации; бихевиоризм; когнитивизм; кон-нективизм.

PHILOSOPHY OF PSYCHO-DIDACTIC CONCEPTS LEARNING IN INFORMATION SOCIETY

Voronkin Alexey Sergeevich,

Lecture, master degree Lugansk state academy of culture and arts Lugansk, Ukraine alex. voronkin@gmail. com

The paper deals psycho-didactic concept of learning in the context of evolution of information technology. Actual problems of cognitivism as learning theory are identified.

Keywords: communication; behaviorism, cognitivism, connectivism.

Введение

Современные сферы деятельности человека немыслимы без применения новейших информационных технологий. В новых социально-экономических условиях система образования имеет наивысший статус, поскольку именно образование способствует переходу к информационному обществу, а, следовательно, и формированию приоритетов развития государства. Инновационность в учебном процессе связана, в первую очередь, с массовым внедрением информационно-коммуникационных технологий.

Web-технологии позволили реализовать процесс электронно-

го обучения в режиме реального времени. Появилась возможность неограниченного и дешевого распространения знаний. Сегодня можно говорить об экспортировании образовательных услуг. Однако при этом необходимо учитывать психолого-дидактические концепции и взгляды к способам передачи знаний.

Изложение основного материала

Исторически коммуникации развивались от личностногрупповых на ранних стадиях до массовых и глобальных сегодня. Их развитие объясняется научно-техническим и технологическим прогрессом в области информационных технологий. Информационная теория коммуникаций основана на работах Н. Винера, К. Шеннона, А. Колмогорова, Ю. Шрейдера и др. Элементы информационного подхода также применялись Л. Веккером для описания психических процессов.

Рассматривать обучение человека в Интернет-среде, нельзя не затронув эволюционирование концепций обучения - бихевиоризм, прагматизм, инструментализм, когнитивизм, конструктивизм и коннективизм [1].

Бихевиористическая педагогика. Концепция бихевиоризма (от англ. Ъекауюг - наука о поведении) была выдвинута в 1913 г. Дж. Уотсоном. Бихевиоризм использует два основных понятия: стимул и реакция (ответ). Сознание, ум, мышление и другие формы когнитивного поведения отрицаются. Бихевиористы (Э.Л. Торндайк, И. П. Павлов) представляли мозг черным ящиком и имели дело лишь с поведением, внешними стимулами и реакциями. В своих взглядах они исходили из механистического материализма и считали, что наука должна изучать свой предмет исключительно объективными методами, направленными на познание внешних объектов и явлений, а не внутренних субъективных переживаний. Б.Ф. Скиннер верно полагал, что поведение личности определяют не только стимулы, но и внутренняя деятельность самого человека.

В бихевиористской педагогике происходит авторитарная передача учебных материалов от преподавателя к обучаемому при поощрении желательного поведения и при частом повторении определенной реакции на ситуацию. Таким образом, вырабатывая «технологию поведения», не учитываются сознание, ценности, нравственные принципы, взгляды и мотивы конкретного учащегося. Под влиянием кибернетики (на основе бихевиоризма) была создана система программированного обучения, где под програм-

мированием понимается составление программы - определенной последовательности учебных действий и операций, как учащихся, так и обучающего (преподавателя, компьютера). В основе программированного обучения лежит алгоритм, позволяющий проводить пошаговый контроль результатов обучения.

Несмотря на то, что обучение является более глубоким процессом, чем только изменения в поведении, в последнее время появилось большое количество электронных сетевых изданий (в том числе тестовых заданий), построенных на бихевиористиче-ских принципах.

Прагматическая педагогика. Прагматическая педагогика провозглашала целью обучения развитие навыков приспособления к среде, адаптацию к обществу и впервые привлекла внимание педагогов к личности ученика. Согласно Дж. Дьюи человеческое мышление всегда целенаправленно, исходит из конкретной проблемной ситуации и пытается решить ее наиболее адекватно. Но для этого необходимо критическое отношение к любым априорным теориям и идеям до их экспериментальной проверки. Педагог должен лишь направлять деятельность учащегося в соответствии с его способностями.

Под влиянием прагматизма началось введение в учебную работу метода проектов, «обучение через практику» [2]. Разновидностью прагматизма также является инструментализм.

Когнитивизм - познание, основывающееся на структуре и функциях мозга. Когнитивизм сделал связь мозг-ум центральным звеном программ обработки информации. Отведя ключевую роль мозгу как психологическому органу, когнитивизм перенес акцент на внутреннюю причинность - весь процесс мышления происходит внутри мозга, в противоположность внешней причинности, которая акцентировалась бихевиоризмом. Мозг - это накопитель и преобразователь знаний, «высокоорганизованная вычислительная машина», в которой происходит мышление, анализ и мотивация.

Качество полученных знаний определяется уровнем способностей и структурой знаний учащегося, качеством и количеством достижений, которые были постигнуты во время учебного процесса (т.е. имеющиеся знания существенным образом влияют на изучение и осмысление нового материала). Когнитивизм нашел свое воплощение в педагогических технологиях развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Ельконин), проблемного обучения

(И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, О.М. Матюшкин), личностноориентированного обучения (И.С. Якиманская), в методе ментальных моделей, модульном обучении, индивидуальном подходе к обучающемуся и др. [3].

Конструктивизм - концепция конструирования знаний. Во второй половине ХХ века быстрый рост объемов информации и, в связи с этим, необходимость в развитии гибкого ситуативного мышления поспособствовали развитию конструктивизма - направления, в котором считается, что обучение - это активный процесс, а не просто передача знаний. Исследования показали, что передача учебного материала или знаний в виде простого однонаправленного переноса от знающего к незнающему не возможны. Обучение только побуждает процессы конструирования в мозге человека, помогает ему самому приобрести знание. Обучение, как утверждает Д. Вольфф (1994 г.) - это активный конструктивный процесс, который учащийся проводит самостоятельно. В противоположность бихевиоризму, где в центре находится учебный материал, в конструктивизме в центре находится обучаемый и его путь активного взаимодействия с информацией. К главным принципам конструктивизма относят: а) доминирующую роль студента как искателя информации и ее сознательную интерпретацию; б) роль преподавателя как фактора, поддерживающего поиск и интерпретацию знаний; в) осуществление ошибок как элемент получения знаний (эксперимент, опыт, действия, поиск решений).

Конструктивизм рассматривает обучение как интерактивный, динамический процесс, в котором новые знания плодотворно приобретаются, а учащиеся не руководствуются простыми формальными инструкциями. Такой подход вырабатывает умение думать, находить самостоятельно решения (зачастую нестандартные) - обучаемый «конструирует» для себя новые знания в процессе взаимодействия с окружающим миром.

Педагогика конструкционизма. На базе конструктивизма С. Пейпертом была предложена концепция конструкционизма, которая к конструктивизму добавляет идею о том, что обучающиеся создают новое знание особенно эффективно, когда они вовлечены в создание продуктов, наделенных личностным содержанием. Главное, что они в процессе конструктивной деятельности создают что-то важное для себя самих или окружающих. Это своего рода обучение через исследование. Например, можно прочитать

несколько раз какой-нибудь раздел учебника и ничего не вспомнить на следующий день. Однако если попробовать изложить материал кому-нибудь другому или изготовить слайды к данной теме, то материал усваивается гораздо лучше, кроме того он может интегрироваться в собственные идеи учащегося. По этой причине студенты обязаны конспектировать лектора даже в том случае, если лекции они не станут читать.

Компьютерные сети и телекоммуникации открыли учащимся доступ к большому количеству виртуальных объектов, техника и технологии позволили управлять ими и конструировать новые объекты. При этом конкретные особенности и возможности того или иного сетевого средства не являются главными. Важны общие принципы открытости, конструктивной деятельности и личной ответственности.

Особое значение получила концепция коллективного конструирования знаний - социального конструкционизма (идея была развита П. Бергером и Т. Лукманом, продолжена К. Джерджен, Т. Емельяновой и другими исследователями). Как философия обучения социальный конструкционизм наибольшее внимание уделяет коммуникации участников учебного процесса в общей учебной деятельности. Следует назвать услуги web 2.0, которые стали основой электронного обучения и допускают параллельные действия, обмен информацией, активное сетевое общение участников учебного процесса. В качестве примера коллективной работы можно привести свободную Интернет-энциклопедию «Википедия». Идея, положенная в ее основу в 2001 г., многим казалось, обречена: ведь энциклопедические материалы сможет редактировать любой желающий, в том числе неквалифицированный. Сегодня Википедия считается самой крупной в мире энциклопедией, не имеющей аналогов в истории. Принципы социального конструктивизма также нашли отражение в модульной объектно-ориентированной динамической среде Moodle.

Образовательная среда превращается из пассивного образовательного пространства в инструмент и активного соучастника учебного процесса [4]. В результате роль традиционного преподавателя размывается, а ответственность обучающихся возрастает. Принципы конструктивизма также лежат в основе андрагогики -науки обучения взрослых.

Коннекционизм. В 80-те года XX века появились коннек-ционистические модели обработки информации (Д. Румелхарт,

Д. Мак Клеланд, Д. МакКей и др. [5]. Время зарождения коннек-ционизма (от англ. connection - связь) совпало с появлением работ нейрофизиологов о процессах, происходящих в мозге человека во время получения знаний. Коннекционизм - концепция, согласно которой все психические процессы объясняются уникальным распределением и относительной устойчивостью связей, образующихся между нервными клетками в мозге и формирующих нейронные сети. Коннекционизм предлагает рассматривать знание человека в виде сети узлов нейронов. По мнению Дж. Макшейна каждый раз образуя определенную связь, нейроны не сохраняют «путь» («след»), через который они испытали возбуждение. Но каждый раз, когда возникает потребность воссоздания такого «пути» нейроны успешно группируются. Как отмечает Дж. Макшейн, продолжительность хранения информации в мозге человека целиком зависит от силы раздражителя.

Коннективизм как идея коллективного педагогического взаимодействия. В последнее время идеи коннекционизма нашли свое продолжение в концепции коннективизма. Коннек-тивизм - один из подходов в области искусственного интеллекта, нейробиологии, психологии и философии разума. Коннективизм основывается на теориях сети, хаоса, сложноорганизованных и самоорганизующихся систем. Учение - процесс, происходящий в неопределенной и меняющейся среде, в которой постоянно идут сдвиги основополагающих элементов. В основе коннективизма находится предположение, что ментальные явления можно описать сетями из взаимосвязанных простых элементов. Первоначальным для коннективизма есть личность. Но процесс обучения не может находиться полностью под ее контролем. Обучение может поддерживаться извне и происходить одновременно с подключением информационных источников (рис. 1).

Рисунок 1 - Схема взаимодействия структурных элементов сети

Дж. Сименс и С. Даунс во многом продолжают идеи, высказанные немецким философом В. Флуссером. Обучение - это процесс создания сети. Сеть требует, по крайней мере, 2 элемента - узел и соединение. Узлами могут быть люди, организации, библиотеки, web-сайты, книги, журналы, базы данных или любой другой источник информации. Совокупность соединенных узлов образует сеть. Сети могут объединяться между собой. Каждый узел в сети может быть сетью более низкого уровня. Узлы, потерявшие актуальность и ценность, постепенно исчезают. Комплексы узлов возбуждают или тормозят друг друга и в результате их взаимосвязи образовывается блок. Возбуждающее или тормозящее влияние друг на друга могут совершать не только отдельные узлы, но и блоки - группы узлов, каждый из которых выдает собственный общий исходный сигнал, соответствующий результирующему весу всех входных сигналов, полученных от других узлов. Блоки организованы иерархически, аналогично иерархии узлов. Поскольку огромное количество узлов функционирует одновременно и на разных уровнях организации, обработка носит параллельный характер.

Таким образом, в обучении не может использоваться один источник - информация должна собираться из некоторого множества. Подключая источники потенциальной информации, учащийся формирует персональную (индивидуальную) учебную сеть PLN (от англ. personal learning network). Обучение реализуется многоканально, т.к. различные связи используются для доставки учебных материалов. При этом согласно коннекционизму, в мозговых структурах формируется нейронная сеть.

Кибернетика и коннективизм. Термин «кибернетика», как известно, ввел Н. Винер, определив его как учение о связях и управлении в живом организме и машине. Любая реальная система не может быть абсолютно закрытой. Сложная система возникает не самая по себе, а в результате развития более простых.

В соответствии с кибернетическим подходом, который предложил В. Ф. Турчин, появление коннективизма можно рассматривать также как некий метасистемный переход [6]. Например, у нас есть определенная система (или набор систем) S. Шаг эволюции заключается в том, что появляется метасистема MS, для которой объектами наблюдения, управления, модификации и изучения является множество систем S (в качестве подсистем). Через некоторое время произойдет еще один метасистемный переход - появится

метасистема MS/ для которой пакет однотипных систем MS также станет объектом (рис. 2).

МЯ'

Рисунок 2 - Пример эволюционного процесса

Итак, конечные пользователи, первоначально работавшие в Интернет-сети, независимо друг от друга создавали контент для обмена информацией. С web-развитием произошел переход к некой структуре: пользователи начали объединяться в виртуальные группы - как следствие между ними разделились функции, возникла обратная связь (субъекты превратились в объекты новой метасистемы).

Основные принципы коннективизма. К принципам коннек-тивизма относят [7]:

1) обучение и знания требуют разнообразия подходов и возможности выбрать оптимальный;

2) обучение - это процесс формирования сети подключения специализированных узлов и источников «информации»;

3) знания могут существовать вне человека (в сети), а технологии помогают нам в обучении;

4) способность узнавать нечто новое более важна, чем текущие знания, которыми мы располагаем (способность развиваться важнее накопленного);

5) обучение и познание происходят постоянно - это всегда процесс и никогда - состояние;

6) ключевой навык сегодня - способность устанавливать связи и видеть смыслы между областями знаний, концепциями и идеями;

7) своевременность (обновляемость знаний) - необходимая черта современного обучения;

8) обучение - это процесс принятия решений.

Проблемы коннективизма

Коннективизм на современном этапе исследован не полностью, а система описанных принципов основана на некоторых предположениях. Приведем примеры.

I тезис: «Учащийся сам устанавливает цели обучения, читает только тот материал, который ему доступен и нравится». Отсюда следует, что никто не обязуется научить учащегося чему-нибудь вообще, кроме него самого. Во-первых, понятно, что самостоятельно поставленные цели будут соответствовать потребностям учащегося. Но зададим вопрос иначе - а сможет ли учащийся старших классов средней школы поставить себе цель изучить курс, например, теоретической механики? В большинстве случаев это невозможно, так как возможности учащегося основаны на имеющихся у него знаниях. Такой учащийся может прочитать отдельные подразделы (темы) учебника, а более сложный материал - пропустить. Получит ли он системные знания? Нет, получит фрагментарные представления. Очевидно, что это имеет место и для взрослой профессиональной среды, когда учащиеся имеют разные навыки, знания и потребности. Во-вторых, web-2.0 позволил размещать в Интернете учебные материалы всем желающим, что привело к появлению многочисленных псевдонаучных сведений. Вместе с этим для учеников общеобразовательных заведений и студентов ВУЗов существует проблема выбора эффективной стратегии поиска учебной информации в Интернете и ее дифференциации с псевдонаучными идеями на фоне огромного числа электронных ресурсов.

II тезис: «Знания находятся в сообществах и компьютерных сетях». Здесь происходит подмена понятий, ведь в компьютерных сетях размещены данные. А станут ли они знаниями? Могут стать, но в результате преобразования и анализа этих данных при решении конкретных задач. Мы можем прослушать передачу на незнакомом для нас языке, при этом получим данные, но не информацию (и соответственно не знания). Мы можем записать эти данные на лист бумаги или компакт диск. Изменится форма представления данных, произойдет новая регистрация, соответственно сформируются новые данные. Итак, в сообществах и компьютерных сетях находятся данные в распределенном виде, а потенциальные знания являются техническим и технологическим заложником.

III тезис: «Акт обучения состоит в создании внешней сети узлов, которые слушатели подключают в форме источников инфор-

мации и знаний». Каким образом подключение к источнику информации сможет структурировать и сформировать знание учащегося? Очевидно, что это только элемент процесса обучения. Представим себе, что учащийся посетил несколько библиотек, в каждой из которых взял по одной книге для последующего изучения. Вернувшись домой, ученик поставил все книги на книжную полку и более их не открывал, однако своим друзьям разрешал пользоваться этой литературой. Таким образом, можно подключиться к любым потенциальным источникам информации в Интернете, но не читать их в дальнейшем или читать не систематически. Огромное разнообразие сетевых сервисов, на которые подпишется учащийся, также может свести на нет восприятие и запоминание учебного материала. С другой стороны положительно то, что обучаемый может выбирать не только подходящий материал, но и время, когда для него наиболее удобно работать с ним.

Выводы

В коннективизме связи должны формироваться естественно (через процесс ассоциаций) и не «конструироваться» специально. Очевидно, что коннективизм реализуется только в контексте развития непрерывного образования и обучения на протяжении всей жизни, что позволяет решать не только личные, но и профессиональные задания. Коннективизм не подразумевает «передачу знаний» («построение знаний»), свойственных сегодняшнему программированному обучению, в нем обучение больше похоже на развитие личности. Как писал В. Ф. Турчин: «Когда обучается человек, он сам идет навстречу обучению. Не потому, что он знает, что «учиться полезно». Ребенок этого не знает, но обучается наиболее легко и активно. Ассоциации образуются у него «просто так», без всякого подкрепления. Это работает механизм управления ассоциированием, который требует себе пищи. Если ее нет, человеку становится скучно, а это отрицательная эмоция. Учителю нет надобности навязывать что-либо ребенку или человеку вообще, его задача лишь в том, чтобы дать пищу его воображению. Получая эту пищу, человек испытывает удовольствие. Таким образом, он всегда учится сам, изнутри. Это активный, творческий процесс» [6].

Главная роль в коннективизме отводится самому учащемуся -именно он должен стремиться приобретать новые знания постоянно, уметь различать главную информацию от второстепенной и лженаучной, оценивать полученные знания и т.д. Провозглашен-

ный некогда тезис «Важна не сумма знаний, а методы их приобретения» сегодня стал реальностью. Возникла новая проблема - имея возможность использовать новые средства для обучения, человек может оказаться просто не способным ими воспользоваться (проблема информационной компетентности, проблема информационного взрыва). В свою очередь педагог (тьютор) должен обладать определенными навыками по созданию и подготовке учебных материалов и их использованию в дистанционных курсах.

На современном этапе коннективизм как полноценная теория обучения изучен недостаточно. Кроме того нормативно-правовая база ориентирована только на традиционные формы и методы обучения. Тем не менее, положительно, что знания в этом подходе сравнивают не только со структурой, но и с процессом. Проявление гибкости в обучении и оценивании, а также развитие межпредметных связей из «информационного хаоса» несомненно позволяет активизировать разные формы интеллекта учащихся, что гармонично сочетается с «теорией множественного интеллекта» Г. Гарднера.

Литература

1. Воронкин.А.С. Основы использования информационно-компьютерных технологий в современной высшей школе: учеб. пособие. - Луганск: Изд-во Луганского гос. института культуры и искусств, 2011. - 156 с.

2. Сергиенко А.Ю. Исследование технологий обучения физике в системе общего образования США: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб.: Российский гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, 2009. - 17 с.

3. Дистанционный учебный процесс: учеб. пособие / В.Н. Кухаренко, В.Г. Сиротенко, Г.С. Молодих [и др.] / под ред. В.Ю. Быкова и В.Н. Кухаренко. - Киев: Миллениум, 2005. - 292 с.

4. Румянцев В.В. Парадигма медийного образования: социальнофилософский аспект // Восток. - Донецк, 2007. - № 1 (79). - С. 88-91.

5. Суббота В.Н. Особенности исследования когнитивного аспекта терминологической системы телепространства // Научные записки института журналистики. - 2009. - Т. 36. - С. 119-123.

6. Турчин В.Ф. Феномен науки. Кибернетический подход к эволюции. -2-е изд. - М.: Словарное издательство ЭТС, 2000. - 368 с.

7. Коннективизм [Электронный ресурс] // сайт Letopisi.Ru. URL: http:// 1ейр18гтЛМех^р/Коннективизм (дата обращения: 10.10.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.