Научная статья на тему 'Самоорганизующиеся неформальные онлайн-сообщества в социальных сетях как форма организации учебного взаимодействия'

Самоорганизующиеся неформальные онлайн-сообщества в социальных сетях как форма организации учебного взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
411
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН-СООБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / УЧЕБНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОННЕКТИВИЗМ / РИЗОМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СЕТЕВОЕ ПОКОЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горохова Лариса Анатольевна, Долуденко Елена Анатольевна, Горохова Александра Владимировна

В статье дается краткий обзор возможностей, предоставляемых социальными сетями для организации учебного процесса, а также рассматриваются основные типы и функции неформальных учебных онлайн-сообществ, их достоинства и недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горохова Лариса Анатольевна, Долуденко Елена Анатольевна, Горохова Александра Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самоорганизующиеся неформальные онлайн-сообщества в социальных сетях как форма организации учебного взаимодействия»

Горохова Л.А.1, Долуденко Е.А.2, Горохова А.В.3

1 Пятигорский государственный лингвистический университет, г. Пятигорск, к.филол.н., зав.

кафедрой теории и практики перевода, litoboika@mail.ru

2 Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, к.филол. н., доцент, ellen 313@ mail . ru

3Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва, студентка филологического факультета, giacinta-veneziana@yandex.ru

САМООРГАНИЗУЮЩИЕСЯ НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОНЛАЙН-СООБЩЕСТВА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Онлайн-сообщество, социальные сети, учебное взаимодействие, коннективизм, ризоматический подход, сетевое поколение.

АННОТАЦИЯ

В статье дается краткий обзор возможностей, предоставляемых социальными сетями для организации учебного процесса, а также рассматриваются основные типы и функции неформальных учебных онлайн-сообществ, их достоинства и недостатки.

В 2007 году в своей статье «Меняющиеся парадигмы» нью-йоркский писатель и педагог Марк Пренски, известный тем, что впервые разделил всех, живущих в эпоху современных информационных технологий, на цифровых «аборигенов» и цифровых «эмигрантов» [3], четко обозначил, что представляет собой процесс учения в XXI веке. По его утверждению, нынешнее поколение учащихся больше не хочет быть пассивным реципиентом знания, которое с лекторской трибуны пытается донести до них педагог. Они жаждут взаимодействия, групповой работы, коллективного творчества, оценки со стороны сверстников, совместного преодоления трудностей. Они хотят создавать и развивать так называемые «learning communities» — сообщества объединенных единой целью учащихся, которые помогут им добывать и конструировать собственные знания, опираясь на опыт и поддержку единомышленников [3]. Такой взгляд на суть обучения «сетевого поколения» (net-generation) выражает собой квинтэссенцию философии коннективизма в современном образовании.

Еще в 1998 г. Марк Варшауэр и Дебора Хили, представляя историю развития CALL (Computer-Assisted Language Learning — обучение языку с компьютерной поддержкой) в своей обзорной статье «Компьютеры и изучение языка», определили современную стадию такого обучения как «интегративную», технологической основой которой является включенный в глобальную сеть компьютер [5:58]. Интегративный подход к обучению с применением информационно-коммуникационных технологий как нельзя больше соответствует философии коннективизма, которая пришла на смену трехчастной парадигме «бихевиоризм — когнитивизм — конструктивизм».

Коннективизм часто связывают с известным положением Льва Выготского о «зоне ближайшего развития», т.е. существующем у учащегося потенциале, который он может реализовать, обучаясь в сотрудничестве с педагогом и сверстниками. «Зона ближайшего развития», по Л. Выготскому — это следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта [1:430].

Метафорой теории коннективизма является, собственно, некая сеть, в узлах которой сосредоточены информация, сущности, люди, организации, образы и чувства, соединенные различными связями, которые постоянно надстраиваются и развиваются непосредственно участниками процесса обучения. Акт обучения заключается в создании внешней сети узлов, которые мы подключаем в форме источников информации и знаний, а результатом обучения при этом является происходящее в нашей голове формирование внутренней нейронной сети.

Важно помнить, что коннективизм исходит из того, что решения принимаются на основе быстро меняющихся оснований. Новые знания приобретаются постоянно, и поэтому жизненно

важно различать нужное и ненужное знание. Необходимо научиться видеть, когда новая информация меняет образовательный ландшафт, основанный на знаниях, полученных вчера, для того чтобы своевременно пересматривать собственные идеи и вносить коррективы в собственные решения.

Основные принципы коннективизма заключаются в следующем:

• учение и знания основываются на разнообразии мнений;

• учение — это процесс формирования связей в сети, узлами которой является информация и источники знаний;

• знание может существовать вне человека;

• умение извлекать знания важнее, чем их простое накопление;

• учение и познание происходят постоянно — это всегда процесс и никогда состояние;

• умение видеть связи между областями, идеями и понятиями — важнейший формируемый у учащихся навык;

• актуальность (точность и обновляемость) знания — основополагающее свойство учебной деятельности в русле коннективизма;

• принятие решений собственно и есть процесс обучения: выбор актуального на данный момент знания рассматривается через призму постоянно меняющейся реальности [4].

На коннективизме основывается и ризоматический подход к обучению Дейва Кормье. Его взгляд на учебную деятельность выражается в метафоре ризомы: познавательная траектория уподобляется разрастающемуся корневищу, у которого нет ни начала, ни конца, ни какого-либо центра. Оно растет из любой точки и в любом направлении. Все вместе члены учебного сообщества «выращивают» коллективное знание, при этом выпадение из сообщества того или иного элемента практически никак не влияет на судьбу знания [2].

Собственно говоря, коннективизм — это теория о том, как происходит обучение в эпоху цифровых технологий. Исходной точкой для коннективизма является личность. Однако коннективизм, в отличие от бихевиоризма, когнитивизма и конструкционизма, отказывается от постулата, что учение происходит «внутри» этой личности [4]. Напротив, личное знание составляет сеть, которая поддерживает развитие организации, которая, в свою очередь, поддерживает развитие сети и через развитие сети — учение отдельных участников. Обучение происходит в сообществах, где учебной практикой является участие в жизни сообщества. Обучение деятельности происходит в процессе общения учащихся с другими членами сообщества — сверстниками и преподавателями. В эпоху Веб 2.0 такая коммуникация предполагает взаимообмен не только вербальной информацией, но и изображениями, мультимедиа, ссылками и другими ресурсами. Такое общение порождает богатое разнообразие динамичных и взаимосвязанных ресурсов, которые создаются не только экспертами, но и всеми членами сообщества, включая самих учащихся.

В парадигму философии коннективизма органично вписывается относительно новое явление, ставшее возможным в последние 10-15 лет благодаря широкому распространению интернета и социальных сетей. Это неформальные учебные онлайн-сообщества, возникающие в сети стихийно и имеющие своей основной целью организацию учебного взаимодействия между членами сообщества.

В отличие от электронных образовательных сред, школьных и университетских сайтов, массовых онлайн-курсов и других административно обусловленных форм организации внеаудиторной учебной деятельности в сети, такие сообщества:

- носят универсальный характер;

- возникают «снизу», т.е. создаются и модерируются самими учащимися (иногда — педагогами);

- наполнение контентом происходит благодаря усилиям самих участников сообщества по принципу «crowd-sourcing».

По формату неформальное онлайн-сообщество обычно представляет собой конференцию (коллективный обмен сообщениями в социальной сети, где каждый участник беседы может отправлять сообщения и видеть сообщения, отправленные другими участниками) или группу в социальной сети — в «Фейсбуке», а в России, как правило, «ВКонтакте».

С организационной точки зрения, обе формы имеют свои преимущества и недостатки. Конференция (беседа):

- обеспечивает высокую степень оперативности обмена информацией, так как

уведомления о новых сообщениях в конференции отражаются в меню пользователя и приходят на телефон;

- позволяет участникам размещать разнообразный контент;

- обеспечивает возможность поиска материалов внутри конференции по ключевым словам, формату или дате.

Однако линейное расположение всех сообщений в единой ленте существенно затрудняет навигацию; это усугубляется тем, что многие пользователи не умеют пользоваться опцией поиска по сообщениям, а в некоторых мобильных приложениях эта опция изначально отсутствует.

Поэтому для конференций характерна крайняя неструктурированность обсуждения, зачастую нужные материалы или объявления теряются среди неважной информации. Кроме того, конференции, как правило, содержат большое количество флуда (разговоров, не относящихся к обсуждаемой теме).

Группа:

- обеспечивает удобную навигацию, так как контент в группе можно разделить по типам: видеозаписи, аудиозаписи, документы, изображения;

- позволяет создавать «обсуждения» — отдельные тематические ветки с возможностью комментирования;

- позволяет создавать «опросы» для статистической оценки отношения участников группы к тому или иному вопросу;

- предполагает возможность модерирования, т.е. редактирования и удаления нежелательного контента.

Основным недостатком данного формата является меньшая степень оперативности, так как не все обновления контента отображаются в ленте новостей участников группы. В результате часть участников могут не заметить срочное объявление, новые материалы и т.п. Формат группы является более уязвимым к взлому, так как права администратора часто есть у нескольких, а иногда даже у всех участников группы.

Неформальные учебные онлайн-сообщества можно классифицировать, основываясь на различных критериях:

1) по принципу объединения участников:

а) онлайн-сообщества по интересам, объединяющие тех пользователей сети, которые интересуются данной проблематикой, независимо от их социального статуса, возраста и места жительства. Такие сообщества обычно являются открытыми, т.е. контент можно просматривать, и не будучи участником группы. Примерами подобных онлайн-сообществ в социальной сети «ВКонтакте» могут служить как такие группы и публичные страницы как «Historia nationem gignit» (http://vk.com/historianationemgignit) или «Город переводчиков» (http://vk.com/club2813), которые создаются в основном для обмена полезными материалами и актуальными научными публикациями по теме, так и сообщества, ориентированные в большей степени на развлекательный аспект, «профессиональный» юмор и т.д., к примеру, «Типичный фонетист» (http://vk.com/phonetist) и «Успешный фольклорист» (http://vk.com/domovoyzapechkoy).

б) онлайн-сообщества, объединяющие участников по формальному (административно-организационному) признаку. Это группы, в которые входят учащиеся одного класса, студенческой группы, отделения, факультета и т.п. Как правило, подобные группы носят закрытый характер, и весь контент доступен только участникам группы;

в) онлайн-сообщества, создаваемые преподавателем для внеаудиторного взаимодействия учащихся, с которыми он работает. Группы данного типа частично выполняют функции электронной образовательной среды, однако общение в подобной группе носит менее формальный и регламентированный характер (рис. 1);

2) по числу участников:

а) крупные онлайн-сообщества (от 500 участников), обычно объединяющие участников по профессиональному или тематическому признаку и насчитывающие иногда десятки тысяч участников;

б) онлайн-сообщества среднего размера (50-500 участников), создаваемые в масштабе курса, факультета, учебного заведения;

в) малые онлайн-сообщества (до 50 участников), в которые входят учащиеся класса, студенческой группы, или же участники узкоспециальной группы по интересам.

Сегодняшний день вышел на славугпервый урок был довольно не сложный тест,вторрй урок был интересный.,мы пришли в 42 кабинет на гесгрвфиюги выяснилось, что замещает физрукдогда мы пошли к нему,а он дал мальчикам и девочкам задания .Девочкам дёргать траЕ^а пальчикам таскать песок .Потоп девочки играли в пионер бол,а мальчики играли в футбол .Третий урок был не трудный и не много весёлыйгмы написали словарный диктанта потом ничего .Четвёртый и пятый урок были особо не интересные и шестой урок таже.всен пока!

вчера в 20: Й' Мне нрэЕ.пттй 41

Рис. 1. Фрагмент стены закрытой группы «ВКонтакте», созданной классным руководителем для

внеаудиторного взаимодействия учащихся

Рассмотрим подробнее функции неформальных учебных онлайн-сообществ разных типов:

1) учебные онлайн-сообщества по интересам:

• размещение учебного контента: полезных материалов разного формата по теме (учебники, статьи, ссылки, видеолекции и т.п.);

• размещение объявлений о событиях и мероприятиях, актуальных для участников сообщества (публичных лекциях, выставках, вышедших книгах и др.);

• организация обмена невиртуальными учебными материалами (например, бумажными учебниками и словарями);

• размещение развлекательного контента по теме (например, карикатур, мемов, юмористических статей);

2) учебные онлайн-сообщества по административно-организационному признаку (класс, академическая группа, факультет и т.п.):

• размещение учебного контента (учебники, распечатки, домашние задания, полезные ссылки и т.п.) (рис.2);

\>1-7 л ГцЬЕ^о

Рис. 2. Размещение учебного контента

• обмен готовыми заданиями и их накопление (ответы и решения к домашним заданиям, шпаргалки к экзаменационным билетам, готовые переводы и сочинения, в том числе выполненные предыдущими курсами или классами) (рис. 3);

• подготовка к экзаменам и контрольным работам, распределение экзаменационных вопросов между участниками группы для коллективной подготовки) (рис. 4);

• координация организационных вопросов (например, определение даты переноса занятия, контрольной работы, места проведения мероприятия, уточнение домашнего задания) (рис.5);

Ссылки

Добавить ссылку

Фотоальбомы

4 альбома

Ребята, приве". Я т\т связалась с 4 курсом, и мне кинули некоторые ответы. Надеюсь они пригсдятср

aai")

Ы Plik Зсрубехка лекции,doc Ы Plik Згрубехка.йос k Plik История английского языка, rt" Ы Flik Микоян гаг К Plik OOTfl.zp Ы Plik Руспит.йос lv Plik Руслит.гаг U Plik Страноведение.zip 1 Lena Jakowenko

13 Maj 0 18:52 Lu3i$to*7

Рис. 3. Обмен готовыми заданиями и их накопление

(забираю себе вопрос 1А, про то, как Альфред оборону организовывал и т.д.) К Plik Вопросы к зачету по страноведению (May 2015),doc

1 т

19 Maj 0 15:40 Podziel si^ Lubi^ to

WyswietJ wszystlcich 6 komentarzy

sonрасS

19 Maj о 19:39 Odpowiette

Вопрос 2

19 Maj о 20:25

Вопрос 9

19 Maj о 20:57 | Odpowiedz

ЭкотвЛ!]..

Рис. 4. Распределение экзаменационных вопросов между участниками группы

На почту группы прислали письио; Дорогие коллеги,

ввиду моей командировки предлагаю вам в ближайшую субботу, 21,02, присоединиться к семинару

•Задание: "ОтецГорио" и "Гобсек" Бальзака, На ваш выбор: 9.00,

ауд. 973 или 10,45, ауд. 1060,

Через неделю, 28.02, в то же время и в тон же песте "Оливер Теист" Диккенсз. Всего Ван доброго,

11 »М- -«к

15 1.иГ0 1:Об* Рос1йе1я$ [.иЬчго

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^у^уьШО* кг-rr.it,(Г.'У

Рис. 5. Координация организационных вопросов

размещение объявлений о событиях и мероприятиях, актуальных для участников сообщества (детали расписания, отмена и перенос занятий и т.п.) (рис. 6);

Дорогие друзья, добрый вечер! Надеюсь, что застал вас еще бедствующими. Пожалуйста, передайте всей по цепочке, что во вторник 24 марта в 12.15 в ауд.1060 состоится оргсобрание по летней переводческой практике. На время большой перемены. Приглашены представители переводческого агентства На встрече будет возможность обсудить все вопросы,

встреча для студентов 2 и 3 курсов и 3 курса г *

С ув .Ji

22 Маг □ 22:57 | Skomentuj Lutji^ to

Рис. 6. Размещение объявлений о событиях и мероприятиях

организация обмена невиртуальными учебными материалами (например, бумажными учебниками и словарями);

размещение развлекательных материалов по теме;

обмен информацией о преподавателях (в том числе между студентами разных курсов); 3) онлайн-сообщества, создаваемые преподавателем:

размещение учебного контента (учебники, домашние задания, полезные ссылки и т.п.) (рис. 7);

September 10,2014

Guys.

Sorry for the delay, but here's the handout with some useful links which I promised. Good luck with your practice teaching! I am looking forward to your incredible stories about how you have made a change!.

handout for school.htm

File

Download Upload Revision

\k Like P Comment

6 people like tfiis. v seen by everyone

Рис. 7. Размещение учебного контента в группе в «Фейсбуке», созданной преподавателем

• размещение студентами ответов на задания, выложенные преподавателем (обычно в комментариях к соответствующей ветке обсуждения или в личных сообщениях);

• обеспечение обратной связи между студентами и преподавателем (ответы преподавателя на вопросы студентов, разъяснения домашних заданий, вопросов к экзаменам и т.п.);

• координация организационных вопросов (например, определение места проведения экскурсии);

• размещение объявлений о событиях и мероприятиях, актуальных для участников сообщества (отмена и перенос занятий и т.п.);

• размещение преподавателем материалов, не имеющих непосредственного отношения к курсу, но имеющих познавательную или воспитательную ценность.

Приведем некоторые статистические данные, полученные нами в результате анализа списка групп 50 пользователей социальной сети «ВКонтакте» (см. также Таблицу 1). Пользователи были условно разделены на три категории: школьники (учащиеся 6-11 классов), студенты вузов и выпускники, окончившие университет несколько лет назад.

Было выявлено, что наименее активными участниками неформальных учебных онлайн-сообществ всех типов являются школьники, в особенности учащиеся средних классов. Старшеклассники несколько чаще вступают в тематические сообщества (обычно созвучные избранной ими будущей профессии) и активнее создают группы одноклассников. Среднее число неформальных учебных групп, к которым принадлежат школьники, составляет 2,2. Однако рискнем предположить, что данные цифры не вполне отражают положение вещей в силу того, что школьники чаще делают выбор в пользу конференции как более простого формата организации учебного взаимодействия со сверстниками.

Как показала наша выборка, чаще всего в учебные онлайн-сообщества вступают студенты вузов. Это наиболее активная часть пользователей социальных сетей, которая проявляет разносторонние интересы и поэтому вступает в тематические сообщества. Студенты также, как правило, принадлежат к нескольким сообществам по административно-организационному признаку на уровне академической группы, курса, отделения, факультета, вуза и т.п. В среднем один студент является участником 12,5 неформальных учебных групп.

Выпускники вузов занимают промежуточное положение между школьниками и студентами по числу неформальных учебных онлайн-сообществ, членами которых они являются. При этом в их списке групп тематические сообщества преобладают над другими двумя видами. Среднее число неформальных учебных групп, к которым принадлежат выпускники вузов, составило для нашей выборки 5,2.

Таблица 1. Средние значения участия различных категорий пользователей в неформальных учебных онлайн-сообществах (число групп в расчете на одного пользователя)

Категория онлайн- онлайн-сообщества по онлайн- Всего

пользователей сообщества по административно- сообщества,

социальной сети интересам организационному создаваемые

«ВКонтакте» признаку преподавателем

школьники 0,9 0,7 0,5 2,2

студенты 4,5 6,2 1,8 12,5

выпускники 2,5 1,9 0,8 5,2

вузов

Всего 2,6 2,8 1 6,4

Анализ полученных данных показывает, что неформальные учебные онлайн-сообщества занимают достаточно заметное место в поле виртуального общения молодежи. Безусловными достоинствами этой формы организации учебного взаимодействия являются возможность накопления полезных материалов и коллективного опыта учащихся разных лет (crowd-sourcing), оперативная взаимосвязь между участниками, оказание помощи слабым учащимся и обмен дополнительными материалами между участниками, проявляющими особый интерес к теме; косвенным следствием может быть также снижение финансовых затрат на обучение.

С другой стороны, участие в подобных сообществах может формировать упрощенческий или даже иждивенческий подход к учебе, когда участники распределяют объем домашнего задания между всеми членами группы, используют ответы и решения, размещенные учащимися предыдущих лет или отличниками, пользуются готовыми шпаргалками к экзаменационным билетам и т.п. Учебный контент, размещаемый участниками, часто не отличается высоким качеством, однако принимается на веру независимо от его происхождения и достоверности. Наконец, модерирование подобной группы — трудоемкий процесс, администраторы-добровольцы часто не справляются со своими обязанностями, поэтому в сообществе могут возникать такие нежелательные явления как флуд (контент, не имеющий отношения к теме), троллинг (намеренно оскорбительные высказывания в адрес кого-то из участников общения), а в случае открытой группы — спам (навязчивая реклама).

Литература

1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. — М.: Педагогика, 1991. — 480 с.

2. Cormier, D. Rhizomatic Knowledge Communities / D. Cormier [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://davecormie .com/edblog/2008/02/29/rhizomatic-knowledge-communities;edtechtalk;;webcast;academy/

3. Prensky, M. Changing Paradigms / M. Prensky Электронный ресурс] // Educational Technology, July-Aug, 2007. — Режим доступа: http://hibgroupbp .pbworks.com/f/Prensy' s+Changing+Paradigms.pdf

4. Siemens, G. Connectivism: A Learning Theory for the Digital Age / G. Siemens [Электронный ресурс] // International Journal of Instructional technology and Distance Learning. — No.1 — Jan. 2005 — Режим доступа: http://www.itdl.org/journal/jan_05/article01.htm

5. Warschauer, M. Computers and language learning: an overview / M. Warschauer, D. Healey // Lang. Teach. — No.31. — Cambridge University Press, 1998. — Pp. 57-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.