ФИЛОСОФИЯ: ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ
УДК 1(091)
ФИЛОСОФИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ИДЕИ П.Н. САВИЦКОГО
© Валерий Павлович КОШАРНЫЙ
Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой «Философия», e-mail: dep-ph@pnzgu.ru
© Оксана Сергеевна ИСАЕВА Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры «Философия», e-mail: dep-ph@pnzgu.ru
Всех участников евразийского течения всегда объединяла одна цель - возрождение России. Согласно замыслу евразийских мыслителей, Россия представляет собой уникальный культурный мир, берущий свои корни из Древней Руси, унаследовавший византийские культурные и православные традиции, а главное, это мир, свободный от навязываемых ему западных стереотипов. Одна из онтологических составляющих социально-философской концепции евразийцев - это мысль об организованном состоянии мира. Проанализирован метафизический аспект философии классического евразийства - философия организационной идеи П.Н. Савицкого. Показано, что законы организации выступают основой бытия в философии евразийцев. Философия организационной идеи, разработанная П.Н. Савицким, составляет основу евразийского учения о бытии, одновременно с этим являясь одним из философских оснований социального проекта классического евразийства. Она раскрывает единство мироздания исходя из закона организации, пронизывающего собой все формы бытия. Организационная идея выступает как идея-правительница в жизни людей, являясь объединяющим в их сознании фактором, придавая обществу целостность духа. Философия организационной идеи утверждает единство практических и теоретических построений классических евразийцев.
Ключевые слова: классическое евразийство; организационная идея; идея-правительница; автаркия.
Евразийское течение оформилось в кругах интеллигенции в начале 20-х гг. ХХ столетия и представило собой одно из наиболее ярких и оригинальных направлений русского зарубежья того времени. В его состав входило множество молодых и талантливых ученых и деятелей науки, чьи судьбы были подвержены тяжелым испытаниям жизни в эмиграции. Евразийцы явились олицетворением поколения, сформированного Первой мировой войной, революционными событиями 1917 г. и Гражданской войной. Трагическая участь изгнанников родины наложила свою печать на творчество евразийских мыслителей.
У истоков евразийства стояли четыре автора, которые в 1921 г. заявили о себе выходом в свет сборника статей под символичным названием «Исход к Востоку. Предчув-
ствия и свершения. Утверждение евразийцев». Это были: языковед и этнограф Н.С. Трубецкой, искусствовед П.П. Сувчин-ский, философ Г.В. Флоровский и экономист-географ П.Н. Савицкий. Позднее участие в евразийском движении принимали также: правовед Н.Н. Алексеев, историк и философ Л.П. Карсавин, историк Г.В. Вернадский и другие видные мыслители того времени.
Всех участников евразийского течения всегда объединяла одна цель - возрождение России. Революционные события евразийцы воспринимали как неизбежность, как логическое завершение этапа европеизации, начатого еще Петром I. Они ясно осознавали, что революция - это факт свершившийся, но вопреки сложившемуся мнению, несущий в себе не только разрушительный, но и созида-
тельный, конструктивный момент. Русский революционный процесс, согласно евразийцам, содержал в себе множество противоречий. В частности, одно из них заключалось в том, что революция должна представлять собой процесс религиозный, но фактически теории революции провозгласили ее антирелигиозность и богоборческий характер. Евразийцы были искренне убеждены в том, что сформированная ими система взглядов может снять все существующие противоречия, поскольку в основе их социально-философской концепции лежала религиозная предпосылка, и все их действия предполагали религиозную обоснованность. «Полнота евразийства невозможна без веры в религиозный смысл мира и в существование в нем Божественного начала», - писали о себе евразийцы [1].
Евразийские мыслители мечтали вернуться на родину и предложить обществу свой вариант устройства Российского государства. Они полагали, что для России нет пути обратно, есть только путь вперед: к сохранению и возрождению самобытной национальной русской культуры. В основе их проекта лежало утверждение о том, что Россия - это особый мир - Россия-Евразия, занимающий срединное положение между Европой и Азией, Западом и Востоком. По убеждению евразийцев, Россия - самобытная страна, которая должна осознать свою особую роль в мировом развитии.
Согласно замыслу евразийских мыслителей, Россия представляет собой уникальный культурный мир, берущий свои корни из Древней Руси, унаследовавший византийские культурные и православные традиции, а главное, это мир свободный от навязываемых ему западных стереотипов. Занятая евразийскими мыслителями позиция «антизападничества», а также стремление евразийцев к непосредственным действиям, к воплощению их практических замыслов в действительности во многом определили и их подход к созданию философской системы. Евразийские мыслители построили свою философскую концепцию, пренебрегая всеми существующими тогда и ставшими уже традиционными западными канонами. Их философия представляет собой фрагментарную, непоследовательную в своем изложении сис-
тему, но вместе с этим органичную и своеобразную.
Одна из онтологических составляющих социально-философской концепции евразийцев - это мысль об организованном состоянии мира. Прежде всего, евразийских мыслителей волновала проблема первооснов бытия. Этот вопрос развивал в своих трудах П.Н. Савицкий, разрабатывая философию организационной идеи. Как отмечает один из современных исследователей евразийства М.А. Маслин, П.Н. Савицкий сконцентрировал свое внимание на метафизических аспектах евразийских воззрений, стремясь возразить необоснованным обвинениям оппонентов, способных разглядеть в евразийстве всего лишь настроение [2, с. 245]. В ответ на критику в адрес евразийского учения П.Н. Савицкий логично и последовательно раскрывает свою научно-монистическую позицию, признавая основой многообразия явлений мира организацию. Он обосновывает тезис о единстве мироздания, у истоков которого стоит непреходящее религиозное начало, определяющее все мировое бытие, его развитие и становление как организованную систему. Организация есть основа бытия. И хотя сам П.Н. Савицкий указывает, что вопрос об источнике и причине организованного состояния мира не ставится и не разрешается вовсе, но все же исследование евразийских текстов позволяет говорить о том, что выражением такого «религиозного начала» выступает Бог, а его олицетворением на земле является православная церковь. Именно Бог есть тот «Пре-допределитель», которым задается номогене-тическое состояние мира.
Итак, мир представляет собой организованную систему. В состоянии организации, по мнению П.Н. Савицкого, находятся и различные звездные миры, и Солнечная система, и все человеческое общество, несмотря на то, что, с точки зрения физико-математической, этот факт представляется маловероятным. «Организация есть невероятность. И в то же время организация есть верховный закон, которому подчиняется сущее», - писал П.Н. Савицкий [3, с. 134]. Понятие организации приобретает в таком ключе научную значимость и становится «основным научным понятием». Организация, по мнению сторонников евразийства, есть дух, пребывающий в материи. Этот дух в равной мере
присущ всем астрономическим, физическим и химическим факторам, он пребывает во всех организмах органического мира, в истории человеческих государств, в истории культуры.
Евразийцы в лице одного из своих главных теоретиков обосновывают мысль о единстве мироздания, утверждая сближение природного и человеческого в рамках понятия «номогенез». П.Н. Савицкий определяет номогенез «как заданность, как предопределенную способность материи к организации и самоорганизации» [3, с. 135]. Ученый, таким образом, приписывает и человеку, и животному одинаковое свойство - «быть организованными». Но в контексте рассмотрения данного вопроса «сближение» не означает «отождествления», как могло бы показаться на первый взгляд. П.Н. Савицкий утверждает самоорганизацию центральной проблемой в жизни человеческих обществ. Определяющим словом в понимании самоорганизации он считает «заданность». И природные процессы, и человеческие социумы могут осуществить либо не осуществить «задание» организовать, например, астрономический мир или новое жизнеспособное сообщество. С точки зрения мыслителя, самоорганизация всегда предполагает наличие свободы, а категория свободы с необходимостью присуща лишь человеку.
Таким образом, организация, согласно евразийцам, есть неподвластный нам закон, лежащий в основании всего материального мира, в основании всего бытия. Но как этот закон проявляется в социуме? Что в реальности является выражением организации, организующим, сплачивающим фактором? «Идея», - отвечают евразийцы. Идея, подчиняющая себе материю и воплощающаяся в ней. Идея, становящаяся неотрывной от материи - организационная идея. «Подбор» организационных идей, с точки зрения евразийских мыслителей, составляет основу мироздания, играя немаловажную роль в историческом развитии. «Философия евразийства есть именно философия организационной идеи», - утверждает П.Н. Савицкий [4, с. 111].
Евразийцы полагают, что понятие «идеократия» принадлежит не только к политической сфере. Если рассматривать современную им эпоху сквозь призму философии, то и в ней обнаруживается явная «идео-
кратическая» тенденция. Значение идеи, согласно евразийцам, возрастает как в мире природы, так и в мире истории. Евразийцы были нацелены преподнести обществу такую историческую идею, которая «в размахе и упоре» превзошла бы коммунистическую идею «диктатуры пролетариата» и, соответственно, заменила бы ее. Эта идея должна нести в себе некое духовное начало, быть производной от идеи Божественной. Евразийские мыслители стремились к тому, чтобы философия организационной идеи была четко отграничена как от классически понимаемого материализма, так и от «отвлеченного» идеализма. П.Н. Савицкий писал: «Евразийцы отмечены совершенно исключительным вниманием к материальному, даже особым чутьем к нему. Недаром их часто обвиняют в «географическом материализме», материализме историческом и т. д. Но то материальное, с которым они имеют дело, - это материя, проникнутая идеей, это материя, в которой дышит Дух» [4, с. 112].
В процессе исторического развития евразийцы выделяют и изучают не просто совокупность организационных идей, но и их носителей. Утверждая свою философскую систему как систему, имеющую религиозное завершение, евразийцы, таким образом, устанавливают «Божественную природу мира». Главным носителем организационных идей, по мысли евразийских ученых, выступает Бог. Он стоит у основ мироздания, и идеи, лежащие в основе мироздания, закладываются именно им. Евразийцы были твердо убеждены в том, что расцвет русской философской мысли вообще возможен лишь при условии, что ее основание будет носить ярко выраженный религиозный характер.
Мысль не новая для русской философии. Новым было то, что евразийцы пытались интегрировать ее в учение об организационной идее. Все общественное устройство, с их точки зрения, проникнуто внутренней «самозаконностью», в чем находит свое проявление сила организационной идеи. Огромная «историческая идея», идея необходимо творческая, всесторонняя и положительная, - вот то, как считают евразийские мыслители, что способно вывести Россию-Евразию из создавшегося, по их мнению, критического положения. Евразийцы усматривали силу организующей идеи и в победе коммунистиче-
ского режима. Свергнуть установившуюся в стране власть коммунистов можно только непосредственными действиями. Силу и поддержку для этого нужно искать в идее. Евразийцы утверждают, что явление «идеа-лоправства» есть тот самый феномен, который лежит в корне управления любым государством. Людьми, государствами, народами правят идеи, а вовсе не правители, как принято считать. Организационные идеи, направляющие развитие общества, очень сложны, и поэтому для народов представляется определенной сложностью восприятие их во всей полноте, широте и многообразии. Разнообразна и природа идей. Они могут носить чисто религиозный, чисто национальный или правовой характер, могут быть либо религиозно-национальными либо национально-правовыми. Но какой бы ни была идея по своей направленности, она никогда не может полностью реализоваться в жизни, но всегда обусловливает патриотическое отношение личности к своему государству.
Сторонники евразийства подчеркивали определяющее значение исторической идеи в развитии России-Евразии. Они называли такую идею идеей-правительницей, полагая при этом, что только благодаря существованию в обществе идеи-правительницы в нем могут формироваться и развиваться настоящие исторические личности. В своей работе «Подданство идеи» 1923 г. П.Н. Савицкий писал: «Идея воспитывает личность, питает ее соками, дает силу, ведет в действие. Прежде чем говорить о личности, нужно говорить об идее» [5, с. 127]. Личность может быть «плодотворной» и «победоносной», только если ее действия направляет идея. Формироваться подобная идея-правительница должна в соответствии с требованиями и веяниями той эпохи, в среде которой она формируется. Другими словами, сама эпоха, ее «духовная обстановка» должны служить питательной средой для становления идеи-правительницы. Интеллектуальный слой, какое название он бы ни носил в данный исторический период развития того или иного народа, должен стать ее создателем. Интеллигенция «взращивает» идею, а народ впоследствии ее воспринимает и осуществляет. Евразийцы, таким образом, возлагают на интеллектуальный слой огромную ответственность. От их духовной деятельности в на-
стоящем зависит будущее их страны. По мысли евразийцев, до того, как поставить над собой руководящие государственные органы, в социуме должна сформироваться идея-правительница, которая временно заменит и государство, и властные органы, пока они не будут созданы самой идеей. Личный опыт каждого отдельного человека, входящего в круги интеллектуальной элиты общества, станет опытом коллективным. Идея должна строиться на основе аксиологических принципов эпохи и вобрать в себя «наиболее заветные и священные» ценности. Затем уже правящий слой будет отбираться по признаку преданности этой идее.
Во взаимосвязи организационной идеи и материи, которую эта идея организует, ведущим фактором, безусловно, выступает идея, одухотворяющая все материальное.
Организационная идея, согласно П.Н. Савицкому, является фактором, движущим историю. Единая организационная идея пронизывает все сферы общественной жизни. Со временем меняется содержание организационных идей, они соперничают между собой, между ними происходит борьба, и победа всегда остается за идеей с наибольшей «вербующей силой», идеей, которая сможет максимально легко и полно охватить и превратить в систему «предлежащий ей материальный субстрат». А задача ученых сводится к тому, чтобы выделять организационные идеи и выявлять их сущность. Весь исторический процесс представляется евразийскими мыслителями как последовательная смена организационных идей. П.Н. Савицкий полагал, что «чередование» организационных идей образует определенный ритм, организационные идеи сменяют друг друга через определенные периоды времени. «История есть не только арена для реализации организационных идей, но и зрелище их постепенной смены», - писал П.Н. Савицкий [6, с. 68]. Определенную ритмику имеет развитие и самой организационной идеи. Таким образом, согласно евразийцам, весь мир можно представить как некую «периодическую систему сущего» [7; 8]. Законы организации и самоорганизации охватывают все социокультурные процессы.
Рассматривая современную им картину русской действительности и выделяя в ней две конкурирующие организационные идеи:
коммунистическую и евразийскую, евразийские мыслители считали, что в ближайшем будущем их организационная идея сломит коммунистическую и в истории России начнется новый этап - евразийский. Предложенная евразийцами идея - это идея русской автаркии. Россия-Евразия есть особый географический, исторический, этнографический, лингвистический мир, мир особый во всех отношениях. Она должна стать особой страной и в экономическом плане. Россия должна обрести самодостаточность, стать «самодовлеющим миром, гармонической полнотой во всех совокупностях отраслей, определительных для человеческого хозяйства» [9, с. 49]. Как отмечали евразийские мыслители, их идея не заключает в себе ничего принципиально нового, но именно в евразийской концепции русская автаркия «целиком обосновывается внутренне, именно в ней она существенна и необходима» [9, с. 49]. Евразийцы провозглашали организационную идею, ставящую во главу угла «общее дело», привлекая на служение ему частные интересы, что, по их мнению, может быть воплощено только в государственно-частной системе хозяйствования. Рассматривая хозяйственно-экономическую сферу, они стоят на позициях философии «подчиненной экономики», утверждая «как нечто необходимое и должное, связь удовлетворения наших экономических потребностей с общими началами нравственности и религии» [10, с. 85]. Постулаты нравственности являются в философии классических евразийцев фундаментальными [11]. Организационная идея, выступающая как идея-правительница, является в философии классических евразийцев основой целостности государственного строя, сплачивая общество на нравственно-религиозных основах. Необходимое условие для будущего процветания Российского государства, основополагающий принцип ее силы и могущества - это целостность России. В философии организационной идеи П.Н. Савицкий подводит метафизическое обоснование единства государственного устройства России-Евразии.
Философия организационной идеи, разработанная П.Н. Савицким, составляет основу евразийского учения о бытии, одновременно с этим, являясь одним из философских
оснований социального проекта классического евразийства. Она раскрывает единство мироздания исходя из закона организации, пронизывающего собой все формы бытия. Организационная идея выступает как идея-правительница в жизни людей, являясь объединяющим в их сознании фактором, придавая обществу целостность духа. Философия организационной идеи утверждает единство практических и теоретических построений классических евразийцев. Евразийские мыслители пытались организовать общество посредством идеи и свято верили в силу сформулированной ими идеи автаркии как идеи, обосновывающей особенность, целостность Российско-Евразийского мира как мира самодостаточного. Их философия организационной идеи является своеобразным воплощением русской идеи. Общество, само взрастившее идею, будет самоотверженно служить ей, а значит будет служить и благу всего государства, заключенного в этой идее, берущей начало из самой жизни и подчиненной религиозным и нравственным принципам.
1. Евразийство: Декларация, формулировка, тезисы. Прага, 1932.
2. Маслин М.А. Евразийские временники как источник классического евразийства // Евразийская идея и современность: сборник статей. М., 2002.
3. Савицкий П.Н. Единство мироздания // Континент Евразия. М., 1997. С. 134-136.
4. Савицкий П.Н. Евразийство как исторический замысел // Континент Евразия. М., 1997. С. 98-112.
5. Савицкий П.Н. Подданство идеи // Континент Евразия. М., 1997. С. 127-133.
6. Савицкий П.Н. «Подъем» и «депрессия» в древнерусской истории // Евразийская хроника. Вып. 11. Берлин, 1935.
7. Логовиков П.В. Власть организационной идеи // Тридцатые годы. Утверждение евразийцев. Кн. 7. Париж, 1931. С. 129-134.
8. Логовиков П.В. Научные задачи евразийства // Тридцатые годы. Утверждение евразийцев. Кн. 7. Париж, 1931. С. 53-63.
9. Савицкий П.Н. Пятилетний план и хозяйственное развитие страны // Новый Град. 1932. № 5. С. 43-55.
10. Савицкий П.Н. Евразийство // Русский узел евразийства. Восток в русской мысли. М., 1997. С. 76-94.
11. Исаева О.С., Кошарный В.П. Нравственно-философские основания социального проекта евразийцев // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2011. № 1 (17). С. 43-52.
1. Evraziystvo: Deklaratsiya, formulirovka, tezisy. Praga, 1932.
2. Maslin M.A. Evraziyskie vremenniki kak istochnik klassicheskogo evraziystva // Evraziyskaya ideya i sovremennost': sbornik statey. M., 2002.
3. Savitskiy P.N. Edinstvo mirozdaniya // Kontinent Evraziya. M., 1997. S. 134-136.
4. Savitskiy P.N. Evraziystvo kak istoricheskiy zamysel // Kontinent Evraziya. M., 1997. S. 98112.
5. Savitskiy P.N. Poddanstvo idei // Kontinent Evraziya. M., 1997. S. 127-133.
6. Savitskiy P.N. "Pod"em" i "depressiya" v drevnerusskoy istorii // Evraziyskaya khronika. Vyp. 11. Berlin, 1935.
7. Logovikov P.V. Vlast' organizatsionnoy idei // Tridtsatye gody. Utverzhdenie evraziytsev. Kn. 7. Parizh, 1931. S. 129-134.
8. Logovikov P. V. Nauchnye zadachi evraziystva // Tridtsatye gody. Utverzhdenie evraziytsev. Kn. 7. Parizh, 1931. S. 53-63.
9. Savitskiy P.N. Pyatiletniy plan i khozyaystvennoe razvitie strany // Novyy Grad. 1932. № 5. S. 43-55.
10. Savitskiy P.N. Evraziystvo // Russkiy uzel evraziystva. Vostok v russkoy mysli. M., 1997. S. 76-94.
11. Isaeva O.S., Kosharnyy V.P. Nravstvenno-filosofskie osnovaniya sotsial'nogo proekta evraziytsev // Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Gumanitarnye nauki. 2011. № 1 (17). S. 43-52.
Поступила в редакцию 14.10.2015 г.
UDC 1(091)
PHILOSOPHY OF P.N. SAVITSKY'S ORGANIZATIONAL IDEA
Valeriy Pavlovich KOSHARNY, Penza State University, Penza, Russian Federation, Doctor of Philosophy, Professor, Head of "Philosophy" Department, e-mail: dep-ph@pnzgu.ru
Oksana Sergeevna ISAEVA, Penza State University, Penza, Russian Federation, Candidate of Philosophy, Senior Lecturer of "Philosophy" Department, e-mail: dep-ph@pnzgu.ru
All the participants of Eurasianism were united by one aim - the revival of Russia. According to the intention of Eurasian thinkers, Russia is a unique cultural world, which takes its roots from Ancient Russia, inheriting Byzantine cultural and orthodox traditions, and this is the world free of Western stereotypes. One of ontological components of socio-philosophic concept of Eurasian people is a thought about organized world state. Metaphysical aspect of classical Eurasianism - philosophy of P.N. Savitsky's organizational idea is analyzed. It is shown, that the laws of organization are the basis of being in Eurasian's philosophy. Philosophy of organizational idea, developed by P.N. Savitsky is the basis for Eurasian study of being, simultaneously being one of philosophic basis of social project of classical Eurasianism. It reveals the unity of the universe based on the law of organization, permeating all the forms of being. Organizational idea is the ruling idea in people's life, being the uniting factor in their mind, giving the society the integrity of the spirit. Philosophy of organizational idea estates the unity of practical and theoretical building of classical Eurasian people.
Key words: classical Eurasianism; organizational idea; ruling idea; autarky.