Научная статья на тему 'Философия — и теория, и деятельность'

Философия — и теория, и деятельность Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
96
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философия — и теория, и деятельность»

ПИСЬМА ЧИТАТЕЛЕЙ

Философия — и теория, и деятельность

Н. И. Осетрова*

Мы стали Финансовым университетом. Что это означает? Меняет ли это обстоятельство что-либо в деятельности нашего вуза? Думаю, все согласятся с положительным ответом. Выход в свет журнала «Гуманитарные науки» — событие неординарное, знаковое.

Исследователи, работающие в рамках той или иной отдельной общественной науки, все чаще склоняются к выводу, что для понимания проблем и решения вопросов развития общества одними экономическими, политическими знаниями, мерами не обойтись.

Необходимо развитие междисциплинарных подходов, и в мировой науке это происходит. В экономической науке, например, возникают новые направления, школы, завоевывающие авторитетные позиции. В качестве примера можно привести институциональный подход. Именно в нем происходит «сплавление» таких идей, которые раньше казались чуждыми экономисту: активное влияние ценностей, которые разделяют люди, на хозяйственные процессы, их течение и результат.

Сегодня первостепенное значение приобретают вопросы повышения качества человеческого капитала. И возрождение интереса к гуманитарным проблемам естественно и понятно. Ведомственный журнал «Налоговая политика и практика» без колебаний опубликовал статьи по налогам: «К вопросу о налоговой этике»; «Проблемы профессиональной подготовки специалистов по налогам»; «Налоги — часть финансов и явление культуры», где сделан акцент на том, что проблемы, возникающие в налогообложении в современной России, лежат вне чисто экономических и юридических полей. Они связаны с человеческими

действиями, регулируемыми культурой, формированием тех или иных ценностей в ходе исторического развития. Поэтому все вопросы общественной жизни, в частности налогообложения, следует рассматривать в единстве с ценностями культуры, в отражении ее.

Можно в какой-то степени согласиться с автором: «К сожалению, в наши дни многие ученые, даже высококвалифицированные эксперты в своих областях, демонстрируют однобокость мышления и узость горизонта видения. Это, как метко назвал И. Кант, «одноглазые чудовища», у которых отсутствует «философский глаз» (Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. М.,1986 //Вопросы философии. 2009. С. 18).

И это наблюдается во многих отраслях знания в результате выхолащивания из них моральнонравственных аспектов, хороших традиций и т. д.

Прочитав вышедшие три номера журнала, не могу не высказать свое восхищение доступностью изложения серьезных вопросов, их актуальностью и своевременностью.

Получая интеллектуальное удовольствие, изучила все статьи. Они очень интересны и важны для нас, специалистов-налоговиков, помогают многое понять, помогают привлечь молодой пытливый ум к поиску ответов на вопросы по налогообложению не только в Налоговом кодексе Российской Федерации, в ведомственных разъяснениях, решениях судов, но и глубже, в мировоззренческой плоскости, определяющей наш менталитет, наше налоговое поведение и нашу политику, законы, мораль в области налогообложения. Надо помнить, что «законы соответствуют культурности наций».

* Осетрова Нина Ивановна — кандидат экономических наук, доцент, доцент Финансового университета при Правительстве РФ, Заслуженный экономист России.

Письма читателей

Актуализация вопроса мировоззренческих ориентиров необходима для выстраивания партнерских взаимоотношений между налогоплательщиками и представителями налоговых органов. Это очевидно. Многое определяет в нашей жизни конкретный человек, его субьективное понимание, а поле для субъективизма — огромное. В налоговом деле немало нечетких норм, вызывающих разные суждения, обусловленных противоположными интересами участвующих сторон. Например, используются понятия «добросовестность налогоплательщика» и «недобросовестность налогоплательщика», которые не имеют законодательного определения, и поэтому их квалификация остается на совести налогового инспектора, налогового начальника, налогового аудитора, судьи. Недавно вышедший Закон (№227-ФЗ от 18. 07. 2011), устанавливающий новые правила трансфертного ценообразования, имеет немало положений, практическое применение которых носит субъективный характер.

В ряде статей мною были найдены ответы на проблемные вопросы относительно налогообложения. В. Н. Степин в своей статье: «Философский анализ мировоззренческих универсалий культуры» актуализирует, осовременивает слова Марка Аврелия: «...но что может вывести на путь? Ничто, кроме философии». Он пишет: «В такие эпохи традиционные жизненные смыслы уже не позволяют найти ответ на многие исторические вызовы». «Тогда возникают мировоззренческие вопросы, ответы на которые люди пытаются найти, чтобы обрести понимание себя и мира» («Гуманитарные науки». №1/2011. С. 14).

Приведу пример. На одном из семинарских занятий по вопросу низкой налоговой культуры в России (по сравнению с ведущими странами) мы коснулись вопроса различия понятий «цивилизация» и «культура». Студентам нелегко самостоятельно понять сущностное различие между этими терминами с помощью лишь словарей и учебников. Разобраться с этим нелегким вопросом нам помогли статьи А. Н. Чумакова: «Философия как индикатор культурно-цивилизационного развития общества» («Гуманитарные науки». №1/2011) и «Гуманитарный прорыв в будущее» («Гума-

нитарные науки».№2/ 2011) и Р. П. Трофимовой: «Диалог культур и ментально-цивилизационные различия в современном мире» («Гуманитарные науки». №2/2011). Студенты поняли и запомнили выражения: «Налоги — это древнейшее явление культуры и цивилизации» и «Цивилизация же требует мастера!»

Очень своевременна и поучительна статья Т. М. Махаматова «Критика постмодернизма: вперед к классической философии» («Гуманитарные науки». №3/2011). Многому учит и проясняет некоторые заблуждения статья Э. М. Спировой: «Философская антропология как система понятий» («Гуманитарные науки». №3/2011). Авторы статей помогают педагогам, студентам и всем читателям в понимании роли гуманитарного знания в формировании специалистов, конкретно специалистов-налоговиков.

Не всегда и не только научные профессиональные знания определяют ценностно-нормативный стержень, общественное и индивидуальное сознание. Теоретический и практический опыт убеждают в приоритетности гуманитарного, конкретно философского, знания в подготовке специалистов в области налогообложения. С помощью журнала глубже стала понимать слова французского мыслителя конца XVIII века Никола Шамфора: «Тот, кто слегка приобщился к философии, презрительно относится к знаниям, но тот, кто ею проникся, глубоко их уважает». Эта мысль подтверждается постоянно, если читать и думать; радует, когда отдельные студенты прочитав, по рекомендации или самостоятельно, прекрасный научный или философский текст, кардинально меняют свои взгляды, суждения по вопросам налогообложения. Поэтому, как мне представляется, наша задача как педагогов профессиональных дисциплин заинтересовать студентов чтением смежной литературы, касающуйся знаний о культуре, и научить связывать знания так, чтобы сам объект познания представал перед ними в единстве, в системности. Относительно уплаты налогов к месту слова: «... налог вовсе не есть плата за услуги, а нечто гораздо большее, что в нем выражается участие каждого в жизни целого, государства, имеющего самостоятельную ценность, составляющего высшую форму человеческой организации». «С уплатой налога.

Гуманитарные науки № 4 (8) / 2012

связана. известная гражданская гордость и государственная честь» (Гок К. Налоги и государственные долги. Киев, 1865. С. 79, 81).

Спасибо создателям и авторам журнала. Слова авторов журнала о том, чтобы человек научился думать, стремился не к самоутверждению, не имея при этом видимых достоинств, а к познанию, звучат из уст педагогов по философии солидно, авторитетно, и хочется, чтобы эти слова произносились чаще и внедрялись в сознание молодых людей, чтобы они побыстрее освобождались от разного рода предрассудков, мифов и стремились вначале к увеличению объема знаний, а только потом к должностям и званиям.

Проясняйте, господа — педагоги философии, недоступное для нас, занимающихся узкими вопросами, чтобы мы не заблуждались.

Как позитивный факт можно отметить, что дисциплину «Налоговая культура» ввели в учебный план 1 курса, и есть возможность показать роль гуманитарных дисциплин в понимании и осознании проблем налогообложения. Студент, удивляясь вначале словосочетанию «налоговая культура», постепенно входит в тему и начинает понимать многогранность такого общественного явления, как налоги. Слова государственного деятеля

С. Ю. Витте, который отмечал, что устройство налогов, удовлетворяющее всем требованиям, представляет чрезвычайно сложную и трудную задачу, заставляет студентов сразу задумываться. Ведь в вопросах налогообложения, например распределения налоговой нагрузки, наиболее ярко скрещиваются экономические и этические проблемы, а они непосредственным образом связаны с гуманитарным базисом.

При всей многоликости философии в данном контексте уместны слова Людвига Витгенштейна: «Цель философии — логическое прояснение мыслей. Философия — не теория, а деятельность. Философская работа состоит по существу из разъяснений». Прекрасно! Ответьте на философский вопрос: где выход в решении проблемы выбора в налогообложении между справедливостью и экономической эффективностью? Например, американский экономист, представитель неокейнсианства А. Оукен (1928-1980) писал, что «перенести деньги от богатых к бедным можно только в «дырявом ведре». С каким размером «утечки» (потерей эффективности) из этого «дырявого ведра» общество готово согласиться, чтобы реализовать желанную справедливость?» (Майбуров И. А. Теория и история налогообложения: Учебник. М., 2007. С. 265).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.