ЮБИЛЕИ ■
УДК 378 ББК 74.4
DOI: 10.31862/1819-463X-2023-3-49-57
ФИЛОЛОГ, УЧЕНЫЙ, УЧИТЕЛЬ, НАСТАВНИК (К ЮБИЛЕЮ ДОКТОРА ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОРА ЛЮДМИЛЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ ТРУБИНОЙ)
Е. Ю. Лазарева
Аннотация. Статья посвящена юбилею выдающегося деятеля науки и образования, филолога и педагога Людмилы Александровны Трубиной, доктора филологических наук, профессора, заведующего кафедрой русской литературы ХХ-ХХ1 вв. Московского педагогического государственного университета, проректора по учебно-методической работе. Основное внимание уделяется научным интересам ученого в области филологии, литературного образования и педагогического образования. Подчеркивается значимость научно-педагогической и организационно-управленческой деятельности юбиляра, представлена информация об общественных и научных достижениях.
Ключевые слова: Л. А. Трубина, ученый-филолог, педагог, филология, литературное образование, педагогическое образование, историософия, историческое сознание, русская литература, чтение, содержание образования, фундаментальность.
Для цитирования: Лазарева Е. Ю. Филолог, ученый, учитель, наставник (к юбилею доктора филологических наук, профессора Людмилы Александровны Трубиной) // Наука и школа. 2023. № 3. С. 49-57. DOI: 10.31862/1819-463Х-2023-3-49-57.
PHILOLOGIST, RESEARCHER, TEACHER, MENTOR
(ON THE ANNIVERSARY OF THE DOCTOR OF PHILOLOGY,
PROFESSOR LYUDMILA ALEXANDROVNA TRUBINA)
E. Yu. Lazareva
Abstract. The article is dedicated to the 70th anniversary of an outstanding figure in the academia and education, philologist and educator Lyudmila Aleksandrovna Trubina,
© Лазарева Е. Ю., 2023
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
Doctor of Philology, Professor, Head of the Department of Russian Literature of the XX-XXI centuries at the Moscow Pedagogical State University, Vice-Rector for educational and methodological work. The main attention is paid to the academic interests of the scholar in the field of philology, literary education, and pedagogical education. The significance of the academic, pedagogical, and management activities of the hero of the day is emphasized, and information about her public and academic achievements is presented.
Keywords: L. A. Trubina, philology scholar, educator, philology, literary education, pedagogical education, historiosophy, historical consciousness, Russian literature, reading, content of education, fundamentality.
Cite as: Lazareva E. Yu. Philologist, researcher, teacher, mentor (on the anniversary of the Doctor of philology, Professor Lyudmila Alexandrovna Trubina). Nauka i shkola. 2023, No. 3, pp. 49-57. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-3-49-57.
Всей своей жизнью в филологии я стараюсь доказать огромную роль гуманитарных знаний в жизни общества и человека.
Л. А. Трубина
В этом году свой юбилей отмечает Людмила Александровна Трубина - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской литературы ХХ-ХХ1 вв. Московского педагогического государственного университета, проректор по учебно-методической работе, почетный работник высшего профессионального образования, автор школьных и вузовских учебников по литературе, участник разработки программных документов развития системы педагогического образования, всех поколений государственных и федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.
Примечательно, что столь значимое событие совпало с празднованием в России Года педагога и наставника. Вся жизнь и деятельность Людмилы Александровны Трубиной, выдающегося филолога, незаурядной личности, талантливого ученого и руководителя, настоящего учителя, - наглядный пример служения высокой миссии педагога, заботы о подрастающем поколении граждан нашей страны.
Людмила Александровна всегда с гордостью подчеркивает, что выросла в военной среде. Родилась Л. А. Трубина в г. Мещовск Калужской области, откуда родом были родители Людмилы Александровны: мама М. И. Петрунина и отец А. П. Алдошкин. Память о непростой судьбе калужской земли в годы Великой Отечественной войны во многом определила будущие научные интересы Л. А. Трубиной к военной теме в литературе, к вопросам о смысле истории, национальном характере и душе русского народа, понимание жизни и предназначения человека.
Детство Людмилы Александровны прошло в старейшем русском городе на Волге - Ярославле, в котором родители поселились по месту службы отца Людмилы, назначенного командиром взвода курсантов военного училища. Педагогические наклонности у юной Людмилы проявились очень рано. По ее собственным воспоминаниям, выбор будущей профессии был понятен еще с детского сада: «Все куклы сидели за партами, был журнал, в который выставлялись оценки».
Закончив в 1970 г. среднюю школу № 43 г. Ярославля, Людмила Александровна поступила на историко-филологический факультет Ярославского
государственного педагогического института им. К. Д. Ушинского (сейчас -университета). Училась на «отлично», была Некрасовским, а затем Ленинским стипендиатом, комсомольским лидером истфила; на IV курсе была избрана освобожденным председателем студенческого профсоюзного комитета института.
После окончания учебы в институте в 1974 г. Л. А. Трубина работала учителем русского языка и литературы в средней школе, корреспондентом ежедневной газеты Центральной группы войск, преподавателем кафедры советской литературы Ростовского-на-Дону государственного педагогического института (в 2006 г. вошел в состав Южного федерального университета).
В аспирантуру Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина Л. А. Трубина поступила в 1979 г., и с этого момента вся ее дальнейшая жизнь связана с главным педагогическим вузом России. В МГПИ им. В. И. Ленина - МПГУ Людмила Александровна прошла путь от аспиранта до доктора наук, профессора, руководителя ведущей научной школы в области изучения русской литературы в философском и социокультурном контекстах, заведующего кафедрой русской литературы ХХ в. (позднее - русской литературы и журналистики ХХ-ХХ1 вв.; сейчас - русской литературы ХХ-ХХ1 вв.), проректора по учебно-методической работе.
Исследовательские интересы будущего профессора сформировались в рамках научной школы кафедры советской литературы МГПИ им. В. И. Ленина, особую роль в становлении которой сыграли труды заслуженного деятеля науки РФ, профессора С. И. Шешукова (1913-1995) [1]. Сформулированный им подход к рассмотрению литературы советского периода как одного из этапов развития русского реализма в новых исторических условиях, внимание к проблеме традиций и новаторства, художественного многообразия нашего искусства,
неповторимости индивидуального мира писателя - лежат в основе литературоведческих исследований и образовательной деятельности кафедры.
Еще в период обучения в аспирантуре, работая над кандидатской диссертацией «Творчество Саввы Дангулова (становление политического романа)» (МГПИ им. В. И. Ленина, 1984) [2], Л. А. Труби-на продемонстрировала философский взгляд на литературу в ее взаимосвязи с историей, философией, психологией и другими науками. Естественным продолжением начатой в аспирантские годы работы по исследованию широкого круга проблем взаимодействия литературы с другими областями гуманитарного знания стала докторская диссертация Л. А. Трубиной «Историческое сознание в русской прозе первой трети ХХ века: Типология. Поэтика» (МПГУ, 1999) [3].
Введя в разряд литературоведческих категорий понятие «историческое сознание», в своем фундаментальном труде Л. А. Трубина убежденно показывает, что воссозданный в литературе исторический опыт нашего народа и страны есть способ, с помощью которого «писатель познает время, сущность исторического процесса эстетически, по законам художественного творчества, "растворив" и преобразовав историософские проблемы в эмоционально-образном строе произведения» [4, с. 24], поэтому чрезвычайно важно учитывать особую природу литературы, которая не может рассматриваться исключительно в качестве иллюстрации к той или иной исторической концепции: «Писатель создает образ истории, в котором творческое воображение, подобно огню, сплавляет в сложном, нередко противоречивом единстве сознательное и бессознательное (знания, интуицию, догадки, прозрения, заблуждения, ошибки), логическое и эмоциональное (чувства "переживания" истории, слухи). То, что для исследователя было бы проявлением его теоретической слабости, в творчестве
способно рождать подлинные прозрения» [4, с. 24-25].
В теоретико-практическом аспекте докторское исследование Л. А. Трубиной привело к созданию монографии «Русский человек на "сквозняке" истории» (Москва, 1999) [4], учебников по русской литературе для основной образовательной и высшей школы, более 100 публикаций в ведущих научных изданиях, среди которых «Филологические науки», «Наука и школа», «Литература в школе», «Преподаватель XXI век» и многие другие. Обращают на себя внимание наименования публикаций Людмилы Александровны: «"О чем кричит миру Россия?" Историческое сознание в русской прозе 20-х годов», «"С глазами на Россию": тема памяти в литературе Русского Зарубежья», «"Постоянный действователь истории". Проблема "Россия - народ" в историческом сознании М. Горького», «"Верю в Россию". Историософские символы А. Блока и А. Белого», «"Главная глава истории - в России". Образ времени в творчестве Бориса Пильняка», «"Война - это горькая штука...". Военная тема в творчестве Константина Михайловича Симонова», «Русская жизнь и национальный характер в творчестве Алексея Николаевича Толстого», «"В буреломе русских бед...". Революция и судьба России в литературе 20-х годов ХХ века», «"Большая история России": историческая реальность и библейский миф в произведениях Б. Зайцева», «Литература о великой отечественной войне: в ожидании эпопеи». Названия статей носят концептуальный характер и по сути отражают исследовательскую философию автора с особым вниманием к историософской доминанте русской литературы ХХ в., восприятием литературы как своеобразной творческой лабораторией исторического и духовного опыта русского народа.
Традиции междисциплинарного подхода к изучению литературы в социокультурном и историософском аспектах
сложились в трудах выдающихся филологов, философов и историков, еще начиная с основателя Московских высших женских курсов В. И. Герье. Историк-медиевист, профессор Московского университета, он исповедовал философский подход к истории как к процессу нравственного совершенствования, духовного просвещения человечества: «Взгляд на прошлое с точки зрения меняющегося настоящего и перспектив будущего стал отправной точкой формирования научной школы исследования исторического сознания и проблем историософии. Именно В. И. Герье, В. О. Ключевский, Н. И. Кареев, П. Г. Виноградов, М. С. Корелин, Е. Н. Щепкин, их ученики - профессора "московской школы историков" - заложили традиции философского отношения к истории и историософского - к литературе» [5, с. 67]. На новом витке эти традиции были возобновлены в конце 1980-х - начале 1990-х гг. именно в МПГУ в научных направлениях исследования художественной литературы в ее единстве, во взаимосвязях с историей, философией, обществознанием, искусствоведением, религией, психологией и педагогикой. Такой широкий культурно-исторический подход позволил исследователям МПГУ увидеть целостность отечественной культуры с ее особой отчетливо выраженной русской нотой, размышлениями о судьбе России, ее самобытности, движении ее истории, судьбе человека и нравственных ценностей в эпоху исторических сдвигов и катаклизмов.
Во многом благодаря именно такому подходу в труднейший исторический период конца 1990-х - 2000-х гг. возглавляемой Л. А. Трубиной кафедре удалось справиться с вызовами постперстроеч-ного времени, избежать конъюнктурного перекоса в оценках советской литературы, не поддаться тенденциям разделения русской литературы по политическим, географическим и иным границам, сформировать новую методологию,
новые теоретические основания чтения историко-литературных курсов на принципах историзма, соотнесенности с традициями русской классики и мирового литературного процесса, компаративистики, современных тенденций развития литературы и литературного образования, сохранить рядом с культурой Серебряного века, «возвращенным» наследием А. Платонова, М. Булгакова, Б. Пильняка, А. Солженицына, Е. Замятина, «потаенной» литературой, литературой Русского Зарубежья наследие М. Горького, М. Шолохова, А. Толстого, В. Маяковского, Л. Леонова, Д. Фурманова, А. Фадеева, С. Есенина и других классиков советского периода, а также продолжить изучение детской литературы и национальных литератур России и родственных народов.
Историческое сознание в русской литературе и историософская проблематика остаются одним из ведущих научных направлений кафедры русской литературы ХХ-ХХ1 вв. и в настоящее время. Важнейшие идеи научной школы кафедры сформулированы и подтверждены в коллективной монографии «Текст как филологический феномен: актуальные аспекты рецепции и интерпретации» (МПГУ, 2018) [6], в кандидатских и докторских диссертациях, многие из которых стали поистине научными событиями, так как впервые ввели в научный оборот творчество С. Соколова, К. Ваги-нова, Дона Аминадо, Л. Чарской, Л. До-бычина и др., современные явления литературы. О плодотворности научных идей Л. А. Трубиной свидетельствуют защищенные докторские диссертации преподавателей кафедры: Я. В. Солдат-киной «Мифопоэтика русской прозы 1930-1950 гг. (А. П. Платонов, М. А. Шолохов, Б. Л. Пастернак)» [7] и И. Л. Браж-никова «Историософский текст русской революции в художественной литературе и публицистике ХХ века» [8].
Сфера научных интересов профессора Л. А. Трубиной отличается фунда-
ментальностью, широтой и разнообразием. Под ее руководством введены новые научные темы, проводятся исследования в области взаимодействия и взаимовлияния национальных литератур, направленные на установление историко-генетических, культурно-типологических связей русской литературы с литературами народов России и стран СНГ. Данная тема в настоящее время приобретает особую значимость в связи с актуальностью развития поликультурного, межконфессионального диалога.
На протяжении ряда лет возглавляемая Л. А. Трубиной кафедра совместно с другими кафедрами МПГУ разрабатывает темы междисциплинарного характера, аккумулируя научный потенциал специалистов разных областей филологии и педагогики: «Научные основы современного литературного образования», «Журналистика в интеграционном пространстве науки, культуры и образовании». Здесь важно сказать, что Л. А. Трубиной принадлежит инициатива открытия в МПГУ подготовки по специальности «Журналистика». Совместно с главным редактором университетской многотиражки «Ленинец» (с 1991 - «Педагогический университет») В. А. Славиной они проделали большую работу по развитию высшего журналистского образования в главном педагогическом вузе страны. Принципиально значимым было убеждение, что появление в научном филологическом сообществе иной по характеру профессии откроет новые возможности развития филологического знания. Важность обучения профессиональных журналистов именно на филфаке МПГУ подтверждалась тем вниманием, которое уделялось общекультурному и профессиональному облику будущих специалистов. Сама атмосфера образовательной среды, в которой велась подготовка, - «культ Учительства, высокие идеалы товарищества, традиций» -способствовала этому [9, с. 12-13].
Значителен вклад, который внесла Людмила Александровна в развитие
литературного образования в России. Автор нескольких линеек школьных учебников по литературе, учебных пособий для основной и высшей школы, методических разработок для учителей, Л. А. Трубина связывает значимость литературного образования с той исключительной ролью, которую играет русская художественная литература в духовно-нравственном воспитании и развитии граждан нашей страны: «Литература в России никогда не была только лишь искусством слова (при всей важности ее специфической художественной природы), средством только наслаждения и отдыха (как это порой пытаются утверждать сегодня). Являясь особым способом постижения мира и сущности человека, она всегда выполняла роль общественной трибуны, "учебника жизни", а писатели по праву носили звание "властителей дум", духовных наставников» [10]. Таким образом, Людмила Александровна одной из основных задач литературного образования видит передачу нравственно-этического кодекса русского народа, воплощенного в словесности, начиная от фольклора, древнерусской литературы, русской классики и до современного литературного процесса. Многие выступления Л. А. Трубиной посвящены вопросам содержания историко-литературных дисциплин в школе и вузе, вдумчивого отношения к выбору авторов и текстов для изучения, их интерпретации, важности ценностно-смыслового подхода к литературному образованию и просвещению детей и молодежи, которое не ограничивается только уроками литературы в школе.
Аксиологический подход - это основа и для формирования современного содержания педагогического образования, о чем неоднократно на протяжении своей трудовой деятельности говорила Людмила Александровна в выступлениях и научных публикациях. Вообще роль Л. А. Трубиной в развитии педагогического образования России - это тема отдельного большого рассказа. Здесь
считаю важным сказать лишь о том, что Людмила Александровна всегда отстаивала уникальный статус и особую фундаментальность педагогического образования, продолжая акцентировать вопросы содержания образования даже в тот период, когда они директивно были отодвинуты на второй план в угоду модным технологиям и играм.
Л. А. Трубина является участником разработки проектов государственных образовательных стандартов высшего педагогического образования первого и второго поколений, федеральных государственных образовательных стандартов, их методического обеспечения. Она руководила организацией экспертизы учебной литературы для школы и вузов; возглавляла предметную секцию по литературе Федерального совета по учебникам Министерства образования и науки РФ. Людмила Александровна - один из авторов идеологии и внедрения 5-летнего бакалавриата как траектории подготовки учителя в структуре уровне-вого образования; участник разработки программных документов развития системы педагогического образования: Программы развития системы непрерывного педагогического образования России на 2001-2010 гг., Программы модернизации педагогического образования (2001), Программы перехода вузов на уровневую систему высшего профессионального образования (2009-2010), Концепции поддержки развития педагогического образования (2013), Программы развития педагогических образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении Министерства просвещения РФ на 2021-2024 гг., Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г., Ядра высшего педагогического образования, документов по обоснованию перехода на программы специалитета (2022, 2023).
И на всех этапах своей организационно-управленческой деятельности
Л. А. Трубина остается верной убеждениям, что работа учителя, педагога - это миссия, служение, суть которого не только в соответствии актуальным задачам развития образования, но и в передаче ценностей отечественной духовности, культуры, гражданственности, во всестороннем воспитании и развитии молодых.
Выступления Людмилы Александровны последнего периода посвящены развитию гуманитарной стороны образования, важности патриотического воспитания, построению всей образовательной системы на основе россиецен-трического подхода: «Россия как цивилизация, ее особенности и значимость, роль в мире, позитивное историческое мышление, знание наших исторических корней и нравственных принципов, уважение к культурам и традициям народов нашей многонациональной страны - это и есть главные ценности, которые каждый должен впитывать с раннего возраста» (из доклада Л. А. Трубиной на методологическом семинаре МПГУ 28.03.2023).
Не разграничивая для себя управленческие, педагогические и филологическое интересы, Л. А. Трубина подчеркивает необходимость перечитать заново и вернуть в чтение детей и подростков книги, которые в свое время потрясли общественное сознание, стали гражданским и патриотическим ориентиром: «Как закалялась сталь» Н. Островского, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Молодую гвардию» А. Фадеева; говорит о необходимости критического осмысления поистине катастрофических процессов деградации в последние годы и даже отсутствия понятия «героизм», «заказного» характера всей литературы о войне: «А ведь так сложилась историческая судьба России, где "вечный бой", что в первую очередь в военной теме сформировался этический комплекс судьбы России, служения Отечеству, родного дома».
Предмет особой заботы Л. А. Труби-ной - продвижение детского и юношеского чтения. Людмила Александровна -один из авторов Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации (принята Постановлением Правительства от 3 июня 2017 г. № 1155-р). По ее инициативе в текст Концепции включены образовательные аспекты.
Понимая чтение в широком плане, включая чтение внеклассное, семейное, кружковую работу, новые форматы (ме-диачтение), развитие творческих литературных способностей, Л. А. Трубина акцентирует задачи педагогов как навигаторов в вопросах чтения не только для детей, но и для взрослых. И в этом процессе приоритет, по мнению Людмилы Александровны, также должен принадлежать ценностно-смысловому подходу. В новом концептуальном осмыслении нуждается список литературы для детского чтения и особенно текстов современной литературы. Не нарушая объективности и полноты в оценке явлений литературы, целый ряд акцентов должен быть укрупнен или расставлен по-новому. Камертоном здесь нам служат отношение к России, забота о ее судьбе, духовность.
На этом и стоит в своей жизни и работе Людмила Александровна Трубина.
И в конце - личное. Автор этой статьи имеет честь и счастье уже более пятнадцати лет работать и, осмелюсь даже сказать, дружить с юбиляром. Людмила Александровна как личность притягивает к себе своей неугасимой энергией, обаянием, энтузиазмом, житейской мудростью, готовностью делиться накопленными опытом и знаниями, отзывчивостью и справедливостью, а главное - неравнодушием к делу, которому посвятила жизнь, и людям, которые ее окружают.
Работать с Людмилой Александровной бок о бок в течение многих лет и каждый день учиться у нее чему-то новому, в первую очередь учиться делать мир лучше, - это большое счастье и
большая ответственность, очень ко многому обязывающая.
Спасибо Вам, дорогая Людмила Александровна, за все! Обнимаю и поздравляю!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шешуков С. И. Неистовые ревнители: Из истории литературной борьбы 20-х годов. М.: Московский Рабочий, 1970.
2. Трубина Л. А. Творчество Саввы Дангулова (становление политического романа): дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02. М., 1983.
3. Трубина Л. А. Историческое сознание в русской прозе первой трети ХХ века: Типология. Поэтика: дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.01. М., 1999.
4. Трубина Л. А. Русский человек на «сквозняке истории». Историческое сознание в русской литературе первой трети ХХ в.: Типология. Поэтика. М., 1999.
5. Трубина Л. А., Лазарева Е. Ю. Эпоха Герье // Наука и школа. 2017. № 5. С. 61-69.
6. Текст как филологический феномен: актуальные аспекты рецепции и интерпретации: колл. моногр. / сост. и науч. ред.: Л. А. Трубина, В. К. Сигов. М., 2018.
7. Солдаткина Я. В. Мифопоэтика русской прозы 1930-1950 годов (А. П. Платонов, М. А. Шолохов, Б. Л. Пастернак): дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.01. М., 2012.
8. Бражников И. Л. Историософский текст русской революции в художественной литературе и публицистике ХХ века: дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.01, 10.01.10. М., 2011.
9. Трубина Л. А. Как начиналась журналистика в МПГУ // Медиа-2022: Теория и практика: к 150-летию МПГУ: материалы II междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Т. Н. Владимировой, В. А. Славиной, Н. В. Кодола. М., 2022.
10. Troubina L., Chertov V. La littérature dans l'enseignement scolaire en Russie. Au service des valeurs nationales et humanistes // Enseignement et littérature dans le monde / Revue internationale d'éducation de Sèvres. Décembre 2012. No. 61. P. 81-90. DOI: https://doi.org/10.4000/ries.2678.
REFERENCES
1. Sheshukov S. I. Neistovye revniteli: Iz istorii literaturnoy borby 20-kh godov. Moscow: Moskovskiy Rabochiy, 1970.
2. Trubina L. A. Tvorchestvo Savvy Dangulova (stanovlenie politicheskogo romana). PhD dissertation (Philology). Moscow, 1983.
3. Trubina L. A. Istoricheskoe soznanie v russkoy proze pervoy treti XX veka: Tipologiya. Poetika. ScD dissertation (Philology). Moscow, 1999.
4. Trubina L. A. Russkiy chelovek na "skvoznyake istorii". Istoricheskoe soznanie v russkoy literature pervoy treti XX v.: Tipologiya. Poetika. Moscow, 1999.
5. Trubina L. A., Lazareva E. Yu. Epokha Gerye. Nauka i shkola. 2017, No. 5, pp. 61-69.
6. Tekst kak filologicheskiy fenomen: aktualnye aspekty retseptsii i interpretatsii. Coll. monogr. Eds.: L. A. Trubina, V. K. Sigov. Moscow, 2018.
7. Soldatkina Ya. V. Mifopoetika russkoy prozy 1930-1950 godov (A. P. Platonov, M. A. Sholokhov, B. L. Pasternak). ScD dissertation (Philology). Moscow, 2012.
8. Brazhnikov I. L. Istoriosofskiy tekst russkoy revolyutsii v khudozhestvennoy literature i publitsistike XX veka. ScD dissertation (Philology). Moscow, 2011.
9. Trubina L. A. Kak nachinalas zhurnalistika v MPGU. In: Media-2022: Teoriya i praktika: k 150-letiyu MPGU. Proceedings of the II International scientific-practical conference. Eds. T. N. Vladimirova, V. A. Slavina, N. V. Kodola. Moscow, 2022.
10. Troubina L., Chertov V. La littérature dans l'enseignement scolaire en Russie. Au service des valeurs nationales et humanistes. Enseignement et littérature dans le monde / Revue internationale d'éducation de Sèvres. Décembre 2012, No. 61, pp. 81-90. DOI: https://doi.org/10.4000/ries.2678.
Лазарева Елена Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы XX-XXI веков Института филологии, директор Института иностранных языков, Московский педагогический государственный университет
e-mail: [email protected]
Lazareva Elena Yu., PhD in Philology, Assistant Professor, Russian Literature of the XX-XXI Centuries Department, Institute of Philology, Head, Institute of Foreign Languages, Moscow Pedagogical State University e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.05.2023 The article was received on 10.05.2023