УДК 371.485
Пивненко Владимир Юрьевич
Ульяновский фармацевтический колледж [email protected]
ФИЛЬМЫ О СТАРШЕКЛАССНИКАХ, КАК ОТРАЖЕНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ СОВЕТСКОГО ВОСПИТАНИЯ 1970-Х ГОДОВ
В статье рассматриваются проблематика «школьных» художественных фильмов 1970-х годов, анализ наиболее ярких фильмов о советских старшеклассниках, соотношение идеологизированной и педагогической действи-тельностей в образовании.
Ключевые слова: фильмы, история педагогики, ученики и учителя, дети, взаимоотношения, воспитание.
Висторию-педагогической реальности (как и современной педагогической реальности) следует выделять, по крайней мере, четыре слоя: действительный пласт событий (педагогическую действительность), отражение этих событий в сознании его участников (в том числе отсроченное воспоминание об этих событиях), представленность этой действительности в официальных и научных документах эпохи (в них содержится значительная доза идеологизированных формулировок) и отражение педагогической действительности в художественных формах [1].
Однако уточнение предмета конкретного исто-рико-педагогического исследования (на изучение какого пласта реальности претендует автор) не всегда происходит.
Историко-педагогические исследования, как правило, опираются на изучение документов соответствующей эпохи, анализу периодических педагогических и непедагогических изданий, анализ научных изданий соответствующей эпохи, анкетирование и интервьюирование «свидетелей» эпохи. Эти методы обращены в большей степени ко второму и третьему слою педагогической реальности.
В иконографическом материале (в фотографиях, картинах, телепередачах, художественных и документальных фильмах), в большей мере выражается пласт «отражённой» реальности. Соответственно и анализ такого рода материалов, как метод исторического исследования, претендует, прежде всего, на исследование отражения реальности в художественных образах.
Целью нашего исследования является показ возможностей анализа тенденций советского воспитания 1970-х годов на материале художественных фильмов о старшеклассниках.
Как нам представляется такой анализ (анализ фильмов о старшеклассниках как иконографического материала) позволит «обнажить» некоторые особенности ценностного контекста советского воспитания этих лет, которые затруднительно выявить более традиционными методами историко-педагогического исследования.
Художественные формы в значительной степени - «увеличительное стекло» напряжений и тенденций педагогической действительности. Но прежде чем приступить к заявленному анализу,
отметим некоторые особенности кинематографа 1970-х годов.
1970-е годы, с их относительной экономической стабильностью, стали расцветом особенного кинематографа, который, по мнению К.К. Парамоновой, нельзя однозначно отнести к «детскому» или «взрослому» [2]. Иногда в форме «детского кино» ставились общие социальные и социально-нравственные проблемы советского общества.
В 1970-е гг. нарастал разрыв между картиной жизни, «выстраиваемой» официальной пропагандой и сложностью социальных процессов разворачивающихся в Советском Союзе. У авторов детского кинематографа оставалось два пути: не замечать этого разрыва и пытаться удержаться в рамках традиционной идеологической модели (усилив её патриотическое содержание), или, напротив, «не замечать» самой этой модели, делая акцент на проблемных явлениях советской действительности [3]. В «школьном кино» 1970-х годов нашли отражение обе тенденции.
Примерами воплощения первой тенденции являются фильмы о подростках и старшеклассниках как «Приключения Электроника» (1979), «Когда я стану великаном» (1978), «Три веселые смены» (1977).
Примеры второй тенденции в киноискусстве: «Розыгрыш» (1976), «Расписание на послезавтра» (1978), «Завтрак на траве» (1979).
В 1970-х гг. резко увеличилось производство кино- и телефильмов, повествующих о жизни советских школьников. Всего в 1970-1979 годах было выпущено 30 «школьных фильмов», в том числе 12 фильмов о старшеклассниках [4].
Советский детский кинематограф 1960-х - середины 1980-х гг. представлял собой сложное поле идеологической борьбы в сфере воспитания будущих граждан СССР.
Тематику школьных фильмов 1970-х годов можно разделить несколько условно на три группы: фильмы о прошлом, фильмы о настоящем, фильмы о будущем.
Пример первого является фильм «Тимур и его команда» (1971).
Большинство фильмов относятся ко второй группе. Это такие фильмы, вызвавшие отклики и дискуссии не только в педагогическом, но «во
206
Вестник КГУ ^ 2017
© Пивненко В.Ю., 2017
Фильмы о старшеклассниках, как отражение тенденций советского воспитания 1970-х годов
взрослом» мире как «Доживем до понедельника» (1968 год - граница 1970-х), «Точка, точка, запятая» (1971), «Не болит голова у дятла» (1974), «Розыгрыш» (1976), «Ключ без права передачи» (1976), «Школьный вальс» (1977), «Вам и не снилось» (1980).
К третьей группе относятся фильмы более-менее научно-фантастические. Их было выпущено немного, но они создавали важный эмоционально-социальный фон для трактовки перспектив советского общества. Примеры таких фильмов: «Москва-Кассиопея» (1973), «Отроки во вселенной» (1974), «Расписание на послезавтра» (1978). Интересно, что в собственно научно-фантастических фильмах («Москва-Кассиопея», «Отроки во вселенной», «Через тернии к звёздам») идейное содержание и характер героев ближе к «образам правильного советского школьника», чем в фильмах о настоящем [3].
В фильмах же о настоящем преобладали темы менее идеологические: взаимоотношение поколений, как взаимоотношении «новых» детей и педагогов (тема поднята была в яркой форме ещё в фильме 1960-х годов «Доживём до понедельника») и тема юношеской любви («Розыгрыш», «Расписание на послезавтра», «Школьный Вальс»).
Для дальнейшего анализа выберем два фильма, может быть наиболее резко выражающие некоторые тенденции в советском образовании, воспитании этих лет и, парадоксально, пользующиеся некоторой популярностью и в настоящее время: «Розыгрыш» и «Расписание на послезавтра».
Фильмы вышли в прокат почти одновремённо: «Розыгрыш» (1976), «Расписание на послезавтра» (1978).
Логика нашего анализа фильмов: фабула, проблематика, социально-педагогические выводы.
«Розыгрыш»
1. Фабула.
Действие разворачивается в обычной советской школе. Лидер класса Олег Комаровский подговаривает одноклассников отложить контрольную работу, а для этого наврать учительнице математики, что она якобы не предупреждала о контрольной. Учительница напоминает о контрольной работе. В свою очередь дети утверждают, что они не слышали о ней. Учительница извиняется перед учениками.
Обман раскрывается. Тая Петрова, которую в классе дразнили «юродивой» из-за ее болезненности, говорит правду, причём она предупреждает заранее: если её прямо спросят, было ли сказано о контрольной, она честно скажет: «Да, было».
Комаровский получает единицу. Дети говорят, что это был розыгрыш с их стороны. Учитель: «Контрольная работа состоялась, только задачи были не тригонометрические, а нравственные»!
Параллельно развивается вторая часть сюжета: в классе новый ученик, Игорь Грушко. Он пишет песни, и мечтает набрать музыкальную группу.
Комаровский понимает, что его позициям лидера был нанесён урон, и пытается выправить положение. Он пытается извиниться, используя для достижения своей цели (исправить единицу, чтобы поступить в ВУЗ) Таю. Однако учительница не стала этого делать.
Возникает конфликт между Комаровским и Грушко. Для Игоря значимо - правда, честность, возможность заниматься творчеством, нести в этот мир счастье. Для Олега же главное - достижение цели любыми способами.
В финале картины, где перед нами предстаёт класс в момент съёмки общей фотографии, показаны все ключевые герои истории. Все, кроме Олега. Почему?
На этот вопрос можно ответить исходя из логики фильма - все герои истории для учительницы станут выдающимися личностями в виду своего характера и темперамента. А Олег Комаровский из-за эгоистичных соображений и наплевательского отношения ко всему и ко всем получил с одной стороны оплеуху морально-нравственную, а с другой -в буквальном смысле от Игоря Грушко в раздевалке.
Может после таких уроков он задумается о том, что свою жизнь нужно строить подобающим образом, проявляя внимание и заботу к окружающим.
2. Проблематика.
Собственно в конфликте «Комаровский - Грушко» и содержится основная проблематика фильма: смысл жизни в дружелюбном творчестве или в достижении цели.
Вторая тема фильма отражена в противостоянии Таи и Комаровского - честность или сиюминутная выгода в отношениях между людьми, в том числе между людьми разных статусов и поколений.
3. Социально-педагогические выводы.
Как мы видим проблематика фильма не идеологическая, а социально-нравственная: за каким типом личности, правда.
Конфликт не «детский», в «школьной форме» в нём отражено одно из полей напряжения и выбора человека в советском обществе 1970-х годов: жить по правде или жить по выгоде, демонстрируя, если надо, соответствующую идеологическую лояльность.
«Расписание на послезавтра»
1. Фабула.
В физико-математическую школу имени Льва Ландау при институте физики Академии Наук СССР из обычной школы переходит работать учительница литературы Антонина Сергеевна.
Завхоз школы говорит Антонине Сергеевне: «Не справитесь»! «Ваш предмет эти дети учить не станут»!
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1
207
Антонина Сергеевна знакомиться с директором школы Андреем Андреевичем в бассейне (!), где глава школы играет в водное поло за команду «Кварк» против команды «Позитрон».
Во время знакомства происходит взрыв в физической школьной лаборатории. Действие переносится в учительскую. Директор в присутствии Антонины Сергеевны и других учителей отчитывает трёх юных гениев за взрыв в лаборатории, но разговор быстро переходит в «физическую плоскость»: оказывается, ученики пытались получить металлический водород, обсуждается, что, они физически сделали не так.
Дальнейшее развитие сюжета связано с интеллектуальным противостоянием «отчаянных» учеников-физиков и гуманитария Антонины Сергеевны.
Происходит взрыв в школьной лаборатории. После него Овечкина приводят к директору Андрею Андреевичу, который вместо того чтобы сделать выговор своему ученику, просит его написать расчеты.
2. Проблематика.
В относительно-фантастической форме (физико-математическая школа имени Льва Ландау выглядит вполне утопично для 1970-х годов) в фильме проявляются две проблематики: стиль отношений учеников и учителей и соотношение в целях и практике образовании, в воспитании рационального научного мировосприятия и гуманитарного, художественного.
Особенностью фильма является отсутствие явной моральной развязки - фильм является как бы не более, чем «отрывком» из жизни персонажей.
3. Социально-педагогические выводы.
Фильм, может несколько запоздало - разгар
общественных дискуссий на эту тему относится к 1960-м годам - ставит проблему соотношения «физики» и «лирики», научного и гуманитарного мировоззрения в развитии человека и в общественном сознании.
Однако «фактура» для постановки этой проблематики на школьном материале (развитие сети специализированных, в частности физмат, школ
и классов) появилась именно в 1970-е годы. ***
Каковы же результаты нашего анализа отражения тенденций воспитания в школе в художественных фильмах1970-х годов.
При использовании иконографического материала, в частности художественных фильмов, для «постижения» школьной действительности какого-то времени, важно учитывать не только педагогический (факты истории образования и воспитания), но и социальный контекст данного времени.
Проблематика «школьных» художественных фильмов соответствующего времени - «увели-
чительное стекло» некоторых тенденций образования, воспитания эпохи. Их нельзя напрямую переносить на описание массового советского воспитания в целом.
В «школьных фильмах» 1970-х годов отражены две особенности общественного и педагогического сознания эпохи: интерес к нравственной проблематике и интерес к проблемам соотношения интеллектуального, рационального, «научного» и эмоционального, «гуманитарного» взглядов на мир.
Анализ фильмов «Розыгрыш» и «Расписание на послезавтра» показывают актуальность для общественного сознания 1970-х годов морально-нравственной проблематики школьной действительности, как в аспекте взаимоотношений школьников, так и в аспекте взаимоотношений школьников и учителей.
Анализ фильма «Расписание на послезавтра» показывает значимость для 1970-х годов построения художественных моделей школьной действительности, проблематизирующей соотношение научного (сциенциского) мировосприятия и художественного, гуманитарного.
Обе тематики в определённой мере являются актуальными для анализа тенденций современного российского образования и воспитания, в частности места естественных и гуманитарных наук, соответствующих стилей мышления и характера лидирующих ценностей в современной школе и школе ближайшего будущего.
Поэтому анализ реалий образования, воспитания 1970-х годов - это не только взгляд в прошлое, но и через анализ прошлого взгляд в будущее.
Вероятно, этим объясняется неоднократное появление в последние годы фильмов «Розыгрыш» и «Расписание на послезавтра» на различных телевизионных каналах и создание фильма «Розыгрыш» - 2008 года, возвращающегося зрителя к проблематике «Розыгрыша» - 1976 в современном социально-ценностном поле.
Библиографический список
1. Корнетов Г.Б. Педагогика: теория и история. - М.: АСОУ, 2016. - 472 с.
2. Парамонова К.К. Фильм и дети. - М.: ВГИК, 1974. - 164 с.
3. Кожевников А. Советский детский кинематограф 1960 - середины 80-х гг. как средство воспитания и идеологической борьбы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: forum-msk.org/material/ society/788708.html (дата обращения: 20.12.2016).
4. Советские фильмы про школу, про любовь и про подростков. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sovkinofilm.ru/besplatnye-sovetskie-filmy-smotret-onlajn/sovetskie-detskie-filmy/sovetskie-filmy-pro-shkolu (дата обращения: 20.12.2016).
208
Вестник КГУ ^ 2017