ФИЛЬМ «ЛЕВИАФАН»
Обзор
Фильм Андрея Звягинцева «Левиафан» (продюсеры Александр Роднянский, Сергей Мелькумов, Марианна Сардарова) вышел на экраны в российском прокате 5 февраля 2015 г. Это фильм о бывшем десантнике, чей дом, стоящий у устья реки, городские власти собираются снести. Фильм снимался в Мурманской области.
Режиссер А. Звягинцев сообщил, что в основу фильма легли две истории: ветхозаветная библейская «Книга Иова» и недавние сведения об американце Марвине Джоне Химейере из штата Колорадо, который, после того как лишился своего участка земли, снес бульдозером несколько городских зданий, а затем покончил жизнь самоубийством.
Фильм «Левиафан» снят компанией «Нон-стоп продакшн», причем из бюджета фильма в 220 млн рублей Российской Федерацией внесено только 35%. Остальное - добровольные пожертвования (1, с. 24).
Мировая премьера фильма состоялась весной 2014 г. на 67-м Международном Каннском кинофестивале, где картина удостоилась награды за лучший сценарий. Его написали Андрей Звягинцев и Олег Негин.
На 32-м Международном Мюнхенском кинофестивале «Левиафан» получил приз как лучший иностранный фильм. В феврале 2015 г. Ассоциацией иностранных журналистов, аккредитованных при Голливуде, фильм был награжден премией «Золотой глобус» в номинации «лучший фильм на иностранном языке». До этого премию «Золотой глобус» 46 лет тому назад получил фильм «Война и мир» советского режиссера Сергея Бондарчука (4, с. 11). «Левиа-
фан» был номинирован и на американского «Оскара» как лучший фильм года, но премии не получил. Впрочем, даже проиграв «Оскара», наш фильм «останется в истории мирового кино навсегда как российский фильм, не побоявшийся в критический момент честно сказать о самом важном» (3, с. 57).
В начале 2015 г. в Интернете появилась пиратская копия «Левиафана» (4, с. 11). В результате он оказался самым обсуждаемым русским фильмом за многие годы. В виртуальную дискуссию включились буквально все - от рядовых блогеров до министра культуры В. Мединского (3, с. 57). Столь бурных общественных дискуссий у нас не было со времен перестройки, считает Александр Роднянский. Ведь фильм не только критикуют и крепко ругают, а и хвалят. Так, если министр культуры Владимир Мединский сказал, что «фильм в погоне за успехом запредельно конъюнктурен», то пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, напротив, полагает, что появление «таких острых фильмов - это здорово» (4, с. 11).
Герой фильма автослесарь Николай и его жена Лиля (Алексей Серебряков и Елена Лядова) живут у самого Баренцева моря в старом деревянном домике, построенном еще дедушкой Коли, домике, который мэр заштатного городка (Роман Мадянов) приказывает разрушить. Герой фильма теряет все. Лиля после измены мужу с его другом-адвокатом утопилась в устье реки. Николая обвиняют в ее убийстве (которого он не совершал) и присуждают к 15 годам тюрьмы. Дом сносят. На фоне этой трагедии речь в фильме идет о государстве и о церкви, о произволе и о коррупции.
Полемика достигла невероятных размеров, причем и те, кто ругают фильм, и те, кто его хвалят, считают, что «в нем сделана попытка показать, как работает власть в современной России» (7, с. 7). Так считает ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге Олег Хархордин. Он же напоминает, что название фильма восходит к трактату британского философа Томаса Гоббса (1588-1679) «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», который вышел в 1651 г., причем Гоббс почерпнул образ морского чудовища Левиафана из Библии. В ветхозаветной «Книге Иова» чудовище подробно описано в беседе Господа с Иовом (главы 40 и 41). Бог предлагает вытащить удою из моря чудовище и схватить его веревкою за язык. Круг зу-
Фильм «Левиафан»
бов чудовища - сущий ужас, а из пасти его выскакивают огненные искры.
Книга Гоббса, вышедшая в разгар Английской революции, имела целью остановить гражданскую войну, унесшую много жизней, и Левиафаном Гоббс называет государство. В фильме Андрея Звягинцева нет государства в гоббсовском понимании, но режиссером сделана попытка показать, как работает власть в современной России. Это фильм о безысходной замкнутости российской жизни, и при этом «случайных деталей в нем нет» (5, с. 6).
Отчего фильм «Левиафан» вызвал такой интерес, выясняют главный редактор «Литературной газеты» Юрий Поляков и кинокритик Виктор Матизен. Последний считает, что если бы рассказанная в фильме история была только российской, она не вызвала бы такой резонанс на кинофестивалях. А редактор «Литературки» убежден в том, что в фильме «Левиафан» художественность «подменена идеологической схемой» (2, с. 22).
В России фильм А. Звягинцева «Левиафан» показывали сразу на 650 экранах. Фильм честно рассказал без каких-либо компромиссов о действительном положении дел на нашей родине, при том, что она остается для большинства граждан других стран «неведомой землей»; т.е. «terra incognita». А что касается «очернения», т. е. критического осмысления окружающей политической и социальной реальности, то это норма для всякого хорошего авторского кино в любой стране. «Левиафан» есть «драма о противостоянии простого человека с непростой судьбой государственной машине» (3, с. 58).
А. Звягинцев сказал в интервью, что «только победив страх, можно перестать быть рабом и стать свободным» (6, с. 12). Об этом и его фильм «Левиафан».
Список литературы
1. Господдержка «Левиафана» // Ведомости. - М., 2015. - № 20, февр. - С. 24.
2. Грачёв С. Схватка с «Левиафаном» // Аргументы и факты. - М., 2015. - № 7, февр. - С. 22.
3. Долин А. «Левиафан» на финишной прямой // Новое время = The New Times. -М., 2015. - № 1 (352), янв. - С. 56-59.
4. Болецкая К. «Левиафан» широкого охвата // Ведомости. - М., 2015. - № 19, февр. - С. 11.
5. КожокинМ. Скелеты «Левиафана» // Ведомости. - М., 2015. - № 19, февр. -С. 6.
6. Соколова К., Звягинцев А. Сноб. - Режим доступа: http://snob.ru/ 8е1е^еа/еиЬу/87969. - С. 1-12.
7. Хархордин О. Настоящий «Левиафан» // Ведомости. - М., 2015. - № 23, февр. -С. 7.
И. Л. Галинская