Юристь-Правоведъ. 2024. № 3(110). С. 132-136. Jurist-Pravoved. 2024. № 3(110). Pp. 132-136.
Научная статья УДК 343.97:343.34:004
ФЕЙКОВЫЕ НОВОСТИ В ЭПОХУ ЦИФРОИЗАЦИИ: ТЕХНОЛОГИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЮ
Григорян Давид Кромвелович
Ростовский юридический институт МВД России, Ростов-на-Дону, Российская Федерация davo-davo23 @mail.ru
Введение: фейки - это ложная информация, вызывающая ажиотаж вокруг несуществующего информационного повода. Современные технологии и механизмы распространения в СМИ и социальных сетях позволяют фейковым новостям быстро набирать популярность. Они являются опасным инструментом воздействия на массовое сознание людей. Фейковые новости создаются с целью перехвата политической повестки и создания резонанса вокруг определенного информационного вброса.
Материалы и методы: в процессе исследования автор опирался на совокупность общепризнанных и наиболее эффективных методов научного познания: положений диалектики, системно-структурного, формально-логического, конкретно-социологического методов; осуществлял анализ и синтез, применял индукцию и дедукцию, а также обращался к таким когнитивным приемам, как наблюдение, сравнение, обобщение и др.
Результаты исследования: автором обозначены основные негативные последствия распространения фейковых новостей в Российской Федерации.
Выводы и заключения: фейковые новости представляют собой прямую угрозу национальной безопасности России. Для поддержания социально-политической стабильности в Российской Федерации необходимо сдерживание и ограничение хождения фейков в СМИ. В данном аспекте такое развитие процессов цифровизации и глобализации для нашей страны является опасным.
Ключевые слова: политика, фейк, фейковые новости, пропаганда, информация, информационная война, безопасность, национальная угроза, национальная безопасность.
Для цитирования: Григорян Д. К. Фейковые новости в эпоху цифроизации: технологии противодействия распространению / Д. К. Григорян // Юристъ-Правоведъ : науч.-теоретич. и информац.-методич. журн. Ростов-на-Дону. 2024. № 3(110). - С. 132-136.
Original paper
FAKE NEWS IN THE ERA OF DIGITALIZATION: TECHNOLOGIES FOR COUNTERING PROLIFERATION
Grigoryan David Kromvelovich
Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Rostov-on-Don, Russian Federation
Introduction: fakes are false information that causes a stir around a non-existent news item. Modem technologies and mechanisms of distribution in the media and social networks allow fake news to quickly gain popularity. They are a dangerous tool for influencing the mass consciousness of people. Fake news is created in order to intercept the political agenda and create resonance around a certain information leak.
Materials and methods: in the course of the research, the author relied on a set of generally recognized and most effective methods of scientific knowledge: the provisions of dialectics, system-structural, formal-logical, concrete-sociological methods; carried out analysis and synthesis, applied induction and deduction, and also turned to such cognitive techniques as observation, comparison, generalization, etc.
Results of the study: the author identified the main negative consequences of the spread of fake news in the Russian Federation.
Findings and conclusions: fake news pose a direct threat to Russia's national security. In order to maintain socio-political stability in the Russian Federation, it is necessary to contain and limit the circulation of fakes in the media. In this aspect, such development of digitalization and globalization processes is dangerous for our country.
Keywords: politics, fake, fake news, propaganda, information, information war, security, national threat, national security.
For citation: Grigoryan D.K. Fake news in the era of digitalization: technologies for countering proliferation / D. K. Grigoryan // Yurist-Pravoved : scientific-theoretical and information-methodical journal. Rostov-on-Don. 2024. № 3(110). - Pp. 132-136.
В современных действующих реалиях особенно актуальна проблема появления и активного распространения фейковой информации. Она деструктивно воздействует на информационное пространство, поэтому вопрос о защите российского общества от ложной информации особенно актуален. Fake news (фейковые новости) - вброс заранее подготовленной информации, который создается специально с целью провокации и резонанса в обществе. Содержит как ложную, так и истинную информацию, но вырванную из контекста (беседы, интервью, диалога).
Сегодня фейковые новости сопровождают любую сенсационную информацию или значимое событие, например, террористический акт. Они способны и нацелены на провоцирование страха и паники среди населения, распространение слухов и дестабилизацию внутриполитической обстановки. Эпоха цифровизации позволяет использовать фейки в политической сфере как инструмент информационной войны. Поэтому каждое государство стремится разработать эффективные методы и подходы для борьбы с фейковыми новостями и минимизировать их воздействие на общество.
Решение данной проблемы затруднено тем, что в современной юридической и политической науке отсутствуют глубинные профессиональные исследования, посвященные именно методам и технологиям противодействия распространению фейковых новостей и их влиянию.
В российской литературе термин «фейковые новости» впервые стал использоваться после такого события, как избирательная кампания Президента США Дональда Трампа, т. е. с конца 2016 г. Тогда в США говорили о прямом влиянии Москвы на американскую политическую жизнь и оказании реальной поддержки кандидату от республиканцев Трампу.
Российская Федерация уделяет внимание проблеме фейковых новостей и их влиянию на общество, что выражается в законодательном регулировании информационного пространства и противодействии распространению фейковых новостей. Фейковые новости и их влияние - явления малоизученные, требующие глубокого и фундаментального аналитического осмысления. Необходимо уметь выяснять их характер, значимость и степень влияния на общественные процессы.
Иностранные СМИ, которые являются одними из создателей фейков о России, также считают, что дезинформация оказывает существенное влияние на общественное мнение, особенно во время политических выборов либо кризисных ситуаций. Фейковая деятельность может достигать такого уровня значимости, что люди перестают идентифицировать ложную информацию.
Исследователи из Мельбурнского университета считают, что фейки серьезно угрожают демократии, поскольку они манипулируют общественным сознанием в определенном направлении, формируют мировосприятие, заменяя надежную и точную информацию на ложную. В условиях информационного изобилия каждый день появляется множество пропагандистских материалов и фейковых новостей, что вызывает трудности в отделении достоверной информации от заведомо ошибочной.
Проблемой борьбы с фейками озабочены во многих странах земного шара, в том числе и в Российской Федерации. Распространение фейковой информации запрещено в СМИ, телекоммуникационных сетях (кабельное телевидение, телефонные сети), Интернете и т. п. Распространение недостоверной информации влечет за собой не только административную ответственность, но и уголовную.
7 марта 2019 г. на пленарном заседании Государственная Дума Российской Федерации приняла в окончательном чтении правки в Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и изменения в Кодекс об административных правонарушениях, направленные на противодействие фейковым новостям. В соответствии с данным законом, фейки - это «информация, распространяемая под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу
создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи».
4 марта 2022 года Президент РФ Владимир Владимирович Путин подписал соответствующий закон. Федеральный закон от 04.03.2022 № 32-Ф3 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Он предусматривает ответственность за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, содержащей данные об использовании Вооруженных сил России в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.
Уголовный кодекс Российской Федерации содержит три статьи за публичное распространение заведомо ложной информации: статья 207.1., 207.2., 207.3. УК РФ. За нарушение перечисленных статей полагается штраф в размере от трехсот тысяч рублей до пяти миллионов рублей. Если распространение ложной информации привело к тяжким последствиям, то преступник наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет. В кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации мера воздействия на распространение ложной информации в СМИ представлена статьей 13.15 частями 9,10. Нарушение влечет за собой наложение административного штрафа от тридцати тысяч рублей до пяти миллионов с конфискацией предмета административного нарушения (в зависимости от статьи кодекса).
Фейковые новости и их распространение в СМИ и социальных сетях необходимо контролировать на государственном уровне, а особенно в нынешних политических реалиях. Цель фейковой новости - создание ажиотажа вокруг ложного информационного повода, который был намеренно вброшен и содержит провокационную информацию резонансного характера. Основная задача - захватить внимание общества и информационную повестку, чтобы фейк стал навязчивой идеей, подчиняющей себе сознание людей, которые попали под его влияние. Если общественность начинает активно обсуждать фейковую новость, то главная цель достигнута. В нашей стране эта проблема приобрела особенную актуальность, поскольку фейковые новости широко применяются в информационной войне против Российской Федерации. Побеждает в этой войне тот, кто сможет создать и распространить наиболее резонансные фейки, которые будут восприняты аудиторией. Распространение ложных новостей осуществляется довольно простыми механизмами: провокационная информация, сильно воздействуя на эмоции целевой аудитории, начинает быстро распространяться в обществе. Человек, подвергшийся влиянию фейковой новости, испытывает эмоциональное возбуждение и стремится поделиться этой информацией со своим окружением. Таким образом он становится источником распространения фейка на новую аудиторию, вовлекая все большее количество людей. В конечном итоге фейки начинают крутиться по сетям и различным каналам, передаваясь от одного человека к другому, вызывая цепную реакцию. В Российской Федерации уполномоченные на то государственные органы блокируют интернет-ресурсы, распространяющие недостоверную информацию.
Еще одним способом распространения фейковой информации с целью создать панику среди населения являются преступления, совершаемые с использованием информационно-коммуникационных технологий. Преступники, используя информационно-коммуникационные технологии, занимаются информационными вбросами и иными видами противоправных действий, которые регламентируются уголовным кодексом Российской Федерации как преступления. Подобным видом преступных действий в период специальной военной операции активно занимается Центр информационно-психологических операций, эти центры - часть сил специальных операций Украины. Их задача - провести психологические диверсии среди российского населения. Ведется борьба с российской средствами массовой информации путем манипулирования чувствами, эмоциями и страхом. Они занимаются сбором и анализом информации, которая может дискредитировать противника в информационном пространстве, испортить имидж. На основе полученных данных центр информационно-психологических операций ВСУ готовит информационно-психологические диверсии. С 2020 года по всей России стали раздаваться звонки от лица «службы безопасности Сбербанка», отделений МВД России и т. д. Основной целью было не только похитить накопления граждан РФ, но и оказать психологическое давление - запугать. Учащаются случаи звонков с информацией о заминировании
торговых центров, учебных заведений и т. п. Все эти действия направлены на дестабилизацию внутриполитической обстановки в России.
В условиях информационной войны фейковые новости (в качестве одного из ее инструментов) влекут за собой серьезную угрозу национальной безопасности. Следовательно, возникает необходимость борьбы с фейками. Для этого нужно разработать рекомендации по формированию в Российской Федерации государственной системы противодействия распространению фейковых новостей, а также ограничить каналы их распространения. Например, с июня 2022 года в России был запущен проект «Лапша Медиа» - это фактчекинговая платформа для борьбы с фейками. Принцип платформы заключается в том, что ее сотрудники собирают непроверенные новости и рассматривают, и обсуждают их со специалистами. В процессе проверки новости на достоверность используются официальные документы, научные исследования, обращения к первоисточникам и экспертам в различных областях. Проект открытый и доступный для всех пользователей. Данный ресурс аргументированно доказывает фейки и демонстрирует методы борьбы с ними. Так, 06.06.2024 «Лапша Медиа» опровергнул новость о том, что обломки российских ПВО прилетели по жилым домам в Луганске. Данную информацию опровергли Минобороны России, поскольку атака на мирный квартал была совершена украинской стороной с применением западного вооружения. Характер повреждения стен дома не соответствует повреждениям от ПВО. На примере деятельности «Лапша Медиа» становится понятно, насколько важно создание независимых организаций, которые занимаются проверкой информации, это позволяет снизить хождение фейковых новостей в Интернете, т. е. сократить распространение информации.
Чтобы оценить степень распространения фейковой информации в Интернете стоит обратиться к статистике. АНО «Диалог» (центр компетенций в сфере интернет-коммуникаций) провел независимое исследование, согласно которому количество фейков в сети Интернет в 2021 году составляло 1,7 тыс., а в 2024 году увеличилось до 4-х тысяч. За последний месяц 40 % россиян сталкивались с информацией, которая оказывалась недостоверной. Основными площадками для распространения лживых новостей в России являются Telegram, «Одноклассники», «ВКон-такте». С началом специальной военной операции число фейков возросло с геометрической прогрессией. Тематика фейков преимущественно связана с СВО, поскольку они стали инструментом информационной войны. Развитые технологии и активное использование интернет-ресурсов пользователями делают проблему фейковых новостей наиболее актуальной. Так, например, 08.06.2024 у социальной сети Telegram случился массовый сбой в работе, это породило фейк о том, что российские правоохранительные органы, на постоянной основе, читали личные сообщения россиян. Эту информацию опровергла глава Лиги безопасного интернета - Екатерина Мизулина. Ее блог в данном мессенджере является достаточно популярным среди населения нашей страны, таким образом, личный блог политического лидера может являться эффективным средством борьбы с фейками.
Каким образом происходит борьба с фейками в других государствах? Одной из первых стран, которая предприняла попытку ввести уголовную ответственность за фейковую информацию, была Малайзия в 2018 году. Уголовное наказание - штраф или лишение свободы сроком на шесть лет.
Далее ответственность за распространение ложной информации ввела Германия, так называемый закон о Facebook (признан экстремистской организацией и запрещен на территории РФ), согласно которому все пользователи социальных сетей должны следить за выкладываемым контентом. Цель - борьба с пропагандистским материалом, который противоречит конституционному строю Германии.
В Китае усилили контроль за новостными СМИ и интернет-источниками. В правоохранительных структурах для этого задействованы отдельные сотрудники, которые следят за кибербезопасностью на различных сайтах и площадках. В последние годы страны Европы и Азии активно борются с распространением фейковых новостей, поскольку данное явление угрожает национальной безопасности, демократии и подрывает общественное доверие. Таким образом, главный способ борьбы с фейковой информацией в других странах - меры уголовного характера.
К сожалению, не существует определенного или проверенного метода, который работает во всех случаях для борьбы с фейками, это сложный, многогранный и длительный процесс. Существуют различные причины, по которым фейковая информация привлекательна, и методы
опровержения этих причин соответственно различаются. Полезно иметь множество инструментов для реагирования, в первую очередь механизмы государственного регулирования. Важно принимать меры по повышению осведомленности населения о том, как отличить достоверную информацию от недостоверной. В долгосрочной перспективе в обществе должно укорениться врожденное сопротивление фейкам. То есть, у людей со временем должен выработаться «иммунитет» на дезинформацию, с помощью которого они будут инстинктивно определять: является ли информация, которую они видят, подлинной и достоверной. Необходимо развивать навыки критического мышления и информационную грамотность - это важные компоненты борьбы с восприимчивостью дезинформации. Таким образом, фейковые новости представляют собой прямую угрозу национальной безопасности России. Для поддержания социально-политической стабильности в Российской Федерации необходимо сдерживание и ограничение распространение фейков в СМИ.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 12.12.2023) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Статья 8. Доступ из справ, правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Григорян Д.К., Горшколепов С.С. Институциональные ограничения со стороны власти при регулировании распространения заведомо ложной информации: на примере данных о коронавирусной инфекции // Теории и проблемы политических исследований. 2021. № ЗА. Том 10.
4. Каримова A.M. Закон о фейках в России: основные положения и проблемные аспекты регулирования. 2022.
5. Манойло А.В. Фейковые новости как угроза национальной безопасности и инструмент информационного управления. 2019.
REFERENCES
1. Russian Federation. Laws. Criminal Code of the Russian Federation.
2. Federal Law of27.07.2006 № 149-FZ (as amended on 12.12.2023) «On Information, Information Technologies and Information Protection». Article 8. Access from the legal system «ConsultantPlus».
3. Grigoryan D.K., Gorshkolepov S.S. Institutional restrictions on the part of the authorities in regulating the dissemination of knowingly false information: on the example of data on coronavirus infection // Theories and Problems of Political Research. 2021. № ЗА. Vol. 10.
4. Karimova AM. The law on fakes in Russia: basic provisions and problematic aspects of regulation. 2022.
5. Manoilo A. V. Fake news as a threat to national security and an instrument of information management. 2019.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Григорян Давид Кромвелович, кандидат политических наук, начальник кафедры информационного обеспечения ОВД. Ростовский юридический институт МВД России. 344015, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, ул. Еременко, 83.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Grigoryan David Kromvelovich, PhD in Political Sciences, Head of the Department of Information Support of Internal Affairs. Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 83, Eremenko St., Rostov-on-Don 344015 Russian Federation.