УДК 009
М. В. Биттер
г. Екатеринбург, Россия
ФЕСТИВАЛЬ УЛИЧНОГО ИСКУССТВА И ГРАФФИТИ «СТЕНОГРАФФИЯ» КАК ФОРМА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: современное искусство, актуальное искусство, уличное искусство, граффити, Стенограффия, репрезентация современного искусства, городская среда. АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются такие понятия как современное и актуальное искусства. Автором характеризуется фестиваль как форма репрезентации современного искусства на примере фестиваля уличного искусства и граффити «Стенограффия». Данная форма востребована и актуальна в городской среде, где зрителем становится горожанин или любой прохожий.
M. V. Bitter
Yekaterinburg, Russia FESTIVAL OF STREET ART AND GRAFFITI «STENOGRAFFIA» AS A FORM OF REPRESENTATION OF THE CONTEMPORARY ART
KEYWORDS: contemporary art, actual art, street art, graffiti, Stenograffia, representation of contemporary art, urban environment.
ABSTRACT. This article discusses concepts such as contemporary and actual art. The author describes a festival as a form of contemporary art representation as exemplified by StenoGraffia urban art festival. This form of representation is relevant in the urban space where a citizen or any traveler becomes an observer.
Сегодня мы все чаще слышим такое в социокультурной действительности. На-
словосочетание как современное искусст- пример, искусствовед М. Байбакова дает
во, но само понятие таит в себе разные такое определение: «Современное искус-
смыслы. Обычно под современным приято ство - это искусство, которое создаётся
понимать то искусство, которое создается в контексте сегодняшнего дня и, как пра-
сегодня и которое продолжает свое суще- вило, реагирует на свой контекст, либо
ствование одновременно со своим зрите- комментирует его» [1]. А Б. Юхананов -
лем. С современным отождествляют акту- российский режиссер, теоретик театра, ви-
альное искусство, в основе которого лежит део, кино и телевидения - говорит, что
особенность быстро устаревать. Как со- «современное - это сопряженное со вре-
временное, так и актуальное искусства от- менем» [2]. Ю. Самодуров под современ-
ражают окружающую нас действитель- ным искусством понимает «произведения
ность и эстетически оформляют представ- с неожиданными, непривычными для зри-
ление о ней, совершая вызов гуманитар- телей смыслами и неожиданной, непри-
ным проблемам современности. А главное вычной формой» [3]. И, действительно,
- то, что это искусство не оставляет своего современный созерцатель произведений
зрителя равнодушным. искусства ждет от его авторов чего-то но-
Многие специалисты в разных об- вого, чего раньше никогда не было пред-
ластях не раз обращались к проблеме по- ставлено. Это должна быть абсолютно но-
нимания явления современного искусства вая форма, которая сможет заставить по-
18
другому взглянуть на то, что происходит вокруг.
В интерпретации актуального искусства нет единства. Вот, например, писатель М. Фрай так объясняет: «Словосочетания актуальное искусство, актуальный художник появились в русском языке по инициативе самих участников актуального художественного процесса. В данном случае слово «актуальный» является эквивалентом английского contemporary (до этого момента в русском языке современный означало одновременно и contemporary и modern, что, согласитесь - форменное лингвистическое безобразие)» [4].
О проявления актуального искусства в нашей жизни говорит В. Воробьева: «Актуальное искусство в некоторых своих проявлениях до боли откровенно диагностирует болезни общества. Игра и интерпретация актуального искусства становятся бунтом против мнимой, насаждаемой массовой культурой, одномерности многомерного человека, против сна наяву, в котором проходят жизни тысяч людей. Такое искусство несет в себе отрицание предзаданности человека, превращения его в бесчувственную машину, взаимозаменяемый винтик огромной общественной системы. Актуальное искусство в лучших своих проявлениях дает осознать абсурдность предзаданного существования, происходящего вне осознанного выбора, вне свободы и ответственности человека за безграничные возможности своей жиз-ни»[5].
Современное и актуальное как характеристики искусства могут гармонично существовать в социокультурной действительности. Если искусство современно, то оно может быть и актуальным. Разница лишь в том, что спустя какой-то определенный промежуток времени современное искусство так и останется таковым, так как оно создано именно в то время, когда живет его зритель. Оно может и утратить свою актуальность в будущем, так как проблема, затронутая художником, будет не так злободневна, если, конечно, это ис-
кусство не перейдет в разряд классики. Вопрос не однозначен. В целом, проблема привлекает большое внимание и требует от исследователя теоретической точности и эстетической проникновенности в описании феномена современного искусства.
В конце ХХ - начале ХХ! вв. современное искусство все больше приобретает свою популярность: регулярно появляются новые формы его репрезентации, а также разного рода практики, которые способствуют донесению задумки автора до зрителя. Среди них, такие как перфор-манс, хепеннинг, искусство инсталляции, граффити, саунд-арт, художественная фотография и многие другие. И одной из таких форм является фестиваль. Это широкая общественная праздничная встреча, сопровождающаяся смотром достижений каких-нибудь видов искусства [6. С. 1271].
Безусловно, такая форма репрезентации современного искусства, как фестиваль очень интересна. В нашей стране проведение первых фестивалей датируется 1930-ми годами. А уже сегодня такая форма проведения празднества является наиболее удобной и динамичной в условиях социокультурной действительности. При этом она привлекает огромное количество участников и зрителей, так как олицетворяет собой свободу творчества, свободу в возможности рассказать людям о чем-то интересном, новом, особенном.
Фестивали очень гармонично вписываются в социальную среду. Они способны объединить большое количество людей и соответственно привлечь большее внимание к произведениям искусства, актуализируя эстетическую составляющую нашей жизни. Фестиваль - это глобальный проект, способный продемонстрировать произведения современного искусства с интересной для зрителя стороны. Он (зритель) становится непосредственным участником этих событий, погружаясь в предлагаемое организаторами действо.
Редколлегия международного фестиваля уличного искусства и граффити «Стенограффия» состоит из шести чело-
19
век. Инициатором, идеологом и куратором фестиваля выступает Евгений Фатеев. Является директором, совладельцем и соос-нователем PA StreetArt. Андрей Колоколь-ников - один из создателей фестиваля, арт-директор агентства StreetArt, а также дизайнер и художник. Константин Рахманов является руководителем международного фестиваля, с первого дня создания фестиваля занимается его организацией, а также является граффити-художником, участником одной из первых граффити-команд Екатеринбурга Destroyers Crew. Еще один член редколлегии - это Александр Дыбаль (Член Правления ОАО «Газпром нефть»). Анна Клец является координатором. Мария Ермакова - соорганизатор фестиваля «Стенограффия» в Екатеринбурге, директор МБУ «Столица Урала».
Город Екатеринбург, без сомнения, является огромной площадкой для реализации фестивальных проектов. Так с 2010 года в городе Екатеринбурге начал свою работу фестиваль уличного искусства и граффити «Стенограффия» по инициативе агентства «StreetArt». На сегодняшний день этот проект является одним из самых масштабных в области уличного искусства в России.
Фестиваль «Стенограффия» доказал свою актуальность и востребованность, завоевал звание лучшего проекта в области социальных коммуникаций и благотворительности на всероссийском конкурсе «Серебряный лучник». Форма фестиваля способствует развитию интереса среди населения (особенно молодежи) к уличному искусству не только в Екатеринбурге, но и по всей стране. Фестиваль стал площадкой для реализации амбиций и талантов молодыми художниками и демонстрации талантов мастеров стрит-арта [7], - рассказывают организаторы.
Обычно открытие «Стенографии» приходится на первые выходные июля, когда погодные условия уже позволяют художникам создавать свои работы в рамках города. Также организаторы считают, что в этот период происходит активный кон-
такт горожан с произведениями уличного искусства, так как они все больше времени проводят на улице.
Фестиваль «Стенограффия» не ограничивается только созданием граффити. Мастера в искусстве граффити делятся свои опытом на сессиях и мастер-классах. Этот проект объединяет художников из России, Украины и даже Италии. А созданные произведения современного искусства можно встретить в рамках городского пространства Екатеринбурга, Оренбурга, Ноябрьска, Муравленко, Ханты-Мансийска, поселков Новый Порт и Мыс Каменный на Ямале. Созданные арт-объекты встречаются в самых разнообразных местах города, а для удобства ознакомления с ними прокладываются пешеходные маршруты. Благодаря таким маршрутам каждый желающий может лично рассмотреть произведения уличного искусства.
Стоит отметить условия, при которых возможно участие в фестивале. В начале каждого года организационный комитет «Стенограффии» объявляет тему, в рамках которой будет проходить фестиваль. Затем начинается прием эскизов от всех желающих. Фестиваль не предполагает победителей, но конкурс работ существует. Лучшие проекты потом реализуются в городском пространстве в течение всего года.
Фестиваль по-настоящему масштабный, поэтому список участвующих в нем художников-граффитистов довольно длинный. Среди участников такие художники как Никита Nomerz (Нижний Ново-город), Alex-T (Екатеринбург) - автор знаменитого «Ласточкиного гнезда», которое располагается по улице Куйбышева, 36. Александр Жунев (Пермь) в рамках фестиваля «Стенограффия» превратил трубу водоканала на улице Соликамская, д. 11 в Истукана с Острова Пасхи. Марина Ягода (Новосибирск) создала портрет «Женщина в войне» (улица Уральская, 60). Паша Шу-гуров (город Владивосток) в рамках фестиваля создал работу «Атланты Екатерин-
20
бурга» (Мост на Вторчермете). Костя ZMOGK (Москва) - автор работы «Цветные сны» (улица Куйбышева, 40б). Слава ПТРК (Екатеринбург), ему принадлежит работа «Девушка под одеялом» (улица Антона Валека, 12). Андрей Пальваль (Харьков) создал работу, которая называется «Чайки» (улица Куйбышева, 48).
MES CREW (Екатеринбург) в 2015 году продолжила тему Великой Отечественной войны и создала работу «Дед» с изображением молодого летчика во дворе жилого дома (улица Малышева, 15). DESTROYERS Crew (Екатеринбург) - это старейшая граффити-команда, которой принадлежит работа на фестивале «Super Mario» (8-битный забор). Елена Шубенце-ва (Екатеринбург) создала работу «Автостоянка» (улица пр. Ленина, 69/10).
Овечкина Дарья, Антон Рожин, Дима Маслаков (Екатеринбург) - это команда агентства креативных решений «Восход», которая в рамках фестиваля создала интерактивный арт-объект - «Музыкальный забор» на улице Банковский переулок, 9. Андрей Repas (Алма-Ата) в 2015 году изобразил «Поющую улитку» на улице 8 марта, 127 [8].
Помимо создания граффити в рамках Международного фестиваля уличного искусства и граффити «Стенограффия» в 2015 году прошли лекции и мастер-классы. Например, лекция о реставрации уличных арт-объектов, которую провел
К. Рахманов, поднимая вопрос о необходимости реставрации памятников стрит-арта, которые теряют свой изначальный вид под действием разного рода условий. Лекция о синтезе стрит-арта и рекламы, а также об особенностях этого рынка была прочитана Д. Чабановым. Об особенностях
профессии уличного художника рассказал П. Шугуров. Свои размышления о дизайне и стрит-арте представил А. Галешников, ответив на вопрос о том, почему уличные художники становятся дизайнерами, а дизайнеры, наоборот, начинают создавать свои проекты на улицах города. Был проведен мастер-класс «Хип-хоп и граффити-джем под открытым небом», где каждый желающий мог попробовать себя в роли граффитчика.
В поселке Новый Порт была организована образовательная площадка. Организаторы фестиваля рассказали об уличном искусстве и о фестивале «Стенограф-фия», а также были показаны документальный фильм и граффити-мюзикл. Еще одна образовательная площадка осуществила свою работу в поселке Мыс Каменный [9].
В пределах городского пространства репрезентация современного искусства в форме фестиваля весьма востребована, так как за годы своего существования она не только не потеряла своей актуальности, но и приобрела своего зрителя - горожанина. Граффити как одна из практик, появившаяся в 1970-х годах в Нью-Йорке, гармонично вписывается в городскую среду и взаимодействует с ней. В арсенале художников - разнообразные поверхности для создания произведения искусства. Система знаков в уличном искусстве ориентирована на массового потребителя, случайного прохожего. Очень часто темой изображения становятся проблемы, которые волнуют каждого. И художники стрит-арта смело заявляют о них, прибегая при этом к весьма неординарным формам демонстрации своих мыслей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байбакова М. Об актуальном и современном // The Village: сетевой журнал. 2010. URL: http://www.the-village.ru/village/city/people/89874-kolonka-marii-baybakovoy (дата обращения 05.12.2015).
2. Слапиня А. Современно ли современное искусство // Искусство кино: сетевой журнал. №6, июнь, 2007. URL: http://www.kinoart.ru/archive/2007/06/n6-article2 (дата обращения 10.12.2015).
21
3. Самодуров Ю. Объекты современного искусства в городской среде // Знание-сила: сетевой журнал. URL: http://www.znanie-sila.su/?issue=zsrf/issue_80.html&r=1 (дата обращения 07.12.2015).
4. Арт-Азбука. Словарь современного искусства [Электронный ресурс] / под ред. М. Фрай, 2002. URL: http://azbuka.gif.ru/ (дата обращения: 20.12.2015)
5. Воробьёва В. Актуальное искусство: зритель в поисках смысла // Art Kurator: сетевой журнал. URL: http://artkurator.com/articles/Vera_ru.html (дата обращения 07.12.2015).
6. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений [Текст] / Ожегов С.И.; Под ред. Проф. Л.И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - М.: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2014. - 1376 с.
7. Stenograffia. Street art and graffiti festival [Электронный ресурс] // stenograffia.ru, 2013. URL: http://stenograffia.ru/ (дата обращения: 15.03.2016)
8. СТЕНОГРАФФИЯ - 2015 [Электронный ресурс] // LENTA.RU, 2015. URL: http://streetart.lenta.ru/ (дата обращения 15.03.2016)
9. СТЕНОГРАФФИЯ - 2015 [Электронный ресурс] // LENTA.RU, 2015. URL: http://streetart.lenta.ru/ (дата обращения 15.03.2016)
22