УДК 371.8(470.54)
ББК 4420.058.52 ГСНТИ 14.27.09 Код ВАК 13.00.01
Закирова Ирина Линовна,
директор Свердловской областной общественной организации «Уральский клуб нового образования»; магистрант, Институт педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г- Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 169; e-mail:ukno@list.ru.
ФЕСТИВАЛЬ «ГОРОД ТЕХНОТВОРЧЕСТВА» - НОВАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА МОЛОДЕЖИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальное партнерство; научно-техническое творчество; фестиваль технического творчества; дополнительное образование детей; социальное взаимодействие.
АННОТАЦИЯ. Рассмотрена организация социального партнерства, его значение и перспективы для развития научно-технического творчества детей и молодежи. Анализируются результаты реализации в Свердловской области новой педагогической формы популяризации технического творчества - фестиваля «Город технотворчества».
Zakirova Irina Linovna,
Director of Sverdlovsk Region Social Organization "Urals Club of a New Formation"; Master's Degree Student, Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
THE FESTIVAL "THE CITY OF TECHNOCREATIVITY": A NEW FORM OF REALIZATION OF SOCIAL PARTNERSHIP IN THE FIELD OF SCIENTIFIC AND TECHNICAL CREATIVITY OF YOUNG PEOPLE
KEY WORDS: social partnership; scientific and technical creativity; technical creativity festival; additional education of children; social interaction.
ABSTRACT. The article describes the organization of social partnership, its value and prospects for the development of scientific and technical creativity of children and young people. It analyzes the results of the implementation of the new pedagogical forms popularize technical creativity - the Festival "The City of TehnoCreativity" - in Sverdlovsk Region.
В последнее время возрастает интерес со стороны государства, региональной и местной власти к проблеме развития научно-технического творчества детей и молодежи. Это объясняется тем, что в условиях глобализации обостряется конкуренция государств в области современных технологий, инновационных разработок в промышленности и других отраслях экономики. Сегодняшние школьники и студенты в ближайшие годы будут активно включены в непосредственное развитие инновационных сфер экономики страны. Поэтому в концепции развития дополнительного образования, принятой в сентябре 2014 г., дополнительное образование детей рассматривается как одна из приоритетных сфер инновационного развития России. Особое внимание в дополнительном образовании уделяется развитию научно-технического творчества. В плане деятельности Министерства образования и науки РФ на 2013-2018 гг. предусмотрено, что численность детей и молодежи 5-18 лет, охваченных дополнительными образовательными программами по техническим направлениям, должна вырасти с 240 тыс. в 2013 г. до 820 тыс. в 2018 г., т. е. в 3,4 раза [4].
Для увеличения охвата детей и молодежи программами технической направленности в несколько раз недостаточно ре-
сурсов только государственных учреждений общего и дополнительного образования. Потребуется привлечение ресурсов профессионального образования, промышленных предприятий, домохозяйств и частных инвесторов. Поэтому в концепции развития дополнительного образования одним из приоритетных направлений развития сферы дополнительного образования детей выступает партнерство государства, бизнеса, институтов гражданского общества, семей, межведомственная и межуровневая кооперация, консолидация и интеграция ресурсов [3]. Выход за границы организационных структур существующей системы образования позволит выделить новые современные субъекты образовательных процессов, открыть дополнительные возможности в системе дополнительного образования детей, в частности путем создания новых управленческих, организационных и экономических моделей в сфере развития научно-технического творчества детей и молодежи.
На наш взгляд, одной из эффективных организационных моделей в системе развития научно-технического творчества детей и молодежи может стать социальное партнерство. В широком смысле социальное партнерство рассматривается нами как совместная коллективная деятельность различных социальных групп и организаций, которая
© Закирова И. Л., 2014
приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками эффектам в различных сферах. Нам близко определение социального партнерства, интерпретирующее его как особый способ социального взаимодействия. Социальное партнерство - это особый способ взаимодействия социальных субъектов на основе диалога и консенсуса по поиску, выявлению и удовлетворению общих и взаимозависимых интересов, для которого свойственны рациональность, добровольность или нормативная закрепленность и симметрия отношений сторон [7].
Социальное партнерство обеспечивается посредством реализации ряда основополагающих принципов [7]:
• добровольного участия;
• равноправия и взаимного уважения;
• сохранения сторонами своей субъ-ектности при некотором ее уменьшении вследствие создания партнерского кластера;
• разделения управленческой и иной компетентности;
• информационного обмена и открытости в части ведения партнерской деятельности;
• реалистичности взаимных обязательств, принимаемых партнерами;
• взаимной ответственности;
• адресной направленности партнерского взаимодействия.
Социальное партнерство в педагогической системе развития научно-технического творчества детей - это особый тип взаимодействия образовательных учреждений, проектных команд, коммерческих организаций, общественных объединений с государственными и местными органами власти, представителями детской и родительской общественности, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса в сфере научно-технического творчества.
Социальное партнерство в сфере развития научно-технического творчества молодежи в субъекте РФ можно определить как особый тип созидательных общественных взаимодействий между властью, бизнесом, наукой, образованием и общественными организациями, целью которых является популяризация и развитие научно-технического творчества среди школьников и студентов на данной территории. Партнерский подход эффективен при привлечении молодых людей и молодежных организаций к выполнению задач, связанных с проведением акций, мероприятий, программ, адресованных подрастающему поколению. С нашей точки зрения, важным становится общественное значение вовлечения молодежи как наиболее активных представителей различных общественных институтов в непосредственную разработку
и организацию мероприятий научно-технической направленности для сверстников.
В настоящее время в нашей стране используются разные способы популяризации научно-технического творчества молодежи как одного из наиболее перспективных и значимых для экономики страны способов решения проблемы разрыва между потребностями рынка в кадрах и профессиональным выбором молодежи.
Необходимо продемонстрировать детям и молодежи место и роль инновационной деятельности, технического творчества, показать актуальность и необходимость внедрения современных технологий в жизнь людей. Для этого следует говорить со школьниками и студентами на понятном молодежи языке и организовывать мероприятия новых форматов, привлекательные не только с образовательной, но и с досуго-вой стороны. Фестиваль как комплексное мероприятие, объединяющее образовательные и развлекательные события технической тематики, способствует популяризации научно-технического творчества в среде детей и молодежи. Важным является и собственная активность участников, которая проявляется в том, что ребенок или молодой человек самостоятельно делает выбор образовательных событий, в которых так или иначе участвует на фестивале.
Фестиваль «Город ТехноТворчества» как новая форма популяризации научно-технического творчества был разработан в 2013 г. коллективом авторов под руководством доктора педагогических наук, профессора С. А. Новосёлова. При разработке фестиваля использовался опыт проведения в Свердловской области турнира юных изобретателей и рационализаторов [6]. Фестиваль был инициирован негосударственной некоммерческой общественной организацией «Уральский клуб нового образования» и проведен в партнерстве с учреждениями образования, культуры, коммерческими организациями и заинтересованными в популяризации технического творчества представителями общественности.
Фестиваль «Город ТехноТворчества» -это инновационный социально-образовательный проект неформального образования в сфере развития научно-технического творчества детей [2]. Миссия фестиваля -вовлечение детей и молодежи в мир технического творчества и современных технологий посредством организации массовых научно-технических и творческих мероприятий.
Фестиваль проводится в соответствии с основными направлениями развития неформального образования, представленными в концепции развития дополнитель-
ного образования детей, утвержденной распоряжением Правительством РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, а также в государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. В данной программе определено, что «развитие сектора неформального образования будет обеспечиваться за счет механизмов государственно-частного и социального партнерства, использования потенциала социально ориентированных некоммерческих организаций» [1]. Таким образом, мы видим, что формат организации и проведения фестиваля «Город ТехноТворчества», а также содержательная направленность мероприятий соотносятся с приоритетами государственной политики в сфере дополнительного образования.
Цель фестиваля - популяризация технического творчества в детском и молодежном сообществе города Екатеринбурга и Свердловской области. Задачами фестиваля являются:
1. Вовлечение детей и молодежи в занятия научно-техническим творчеством и изобретательством.
2. Содействие профориентации старшеклассников в научно-технической сфере.
3. Организация публичного предъявления обучающимися конструкторско-тех-нологических, творческих, исследовательских работ и проектов.
4. Информационная поддержка перспективных разработок и творческих достижений молодежи в технической сфере.
5. Объединение учреждений, организаций и проектных команд, заинтересованных в развитии научно-технического творчества детей и молодежи города.
Программа фестиваля реализуется на площадках организаций-партнеров - учреждений высшего профессионального образования, в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей, музеях, библиотеках, информационных центрах, открытых клубах и центрах технического творчества.
Фестиваль «Город ТехноТворчества» проводится по 12 видам мероприятий:
• конкурсы и интеллектуально-творческие соревнования;
• мастер-классы по созданию различных технических объектов;
• выставки научно-технического творчества детей;
• ночные сборы юных инженеров;
• изобретариум;
• тематические экскурсии по музеям и библиотекам;
• демонстрация научно-популярных фильмов;
• экскурсии по научно-техническим лабораториям;
• тематические дискуссии и дебаты;
• лекции и семинары по актуальным проблемам науки и техники;
• круглые столы с участием представителей науки, бизнеса, власти и общественности;
• культурно-массовые мероприятия технической тематики (интерактивные выставки, инсталляции, перформансы, тех-ноночь).
Первый фестиваль «Город ТехноТворчества» был проведен с ю по 20 февраля 2014 г. на 9 площадках Екатеринбурга и в Интернете. В 18 событиях фестиваля приняло участие 520 школьников и студентов из 115 учреждений и образовательных организаций (школы, учреждения дополнительного образования, клубы по месту жительства, детские центры, колледжи и вузы). На сайте фестиваля (ЬНр:/Де1то tvorchestvo.ru/) в голосовании за конкурсные работы участвовало 2135 человек.
Партнерами первого фестиваля стали 22 организации, в том числе Институт педагогики и психологии детства УрГПУ, Дворец молодежи, Дом детского творчества Октябрьского района, Хакспейс «МакеКЬаЬ», детская технологическая школа «Лего-комп», Информационный центр по атомной энергии, Совет старшеклассников, Областная библиотека для детей и юношества, библиотечный центр Екатеринбурга, Музей изобразительных искусств, Комитет по молодежной политике и Управление культуры Администрации Екатеринбурга.
Фестиваль «Город ТехноТворчества» в 2014 г. стал мероприятием областного масштаба при информационной поддержке Федеральной экспериментальной площадки АПК и ППРО Министерства образования и науки РФ «Сетевое взаимодействие инновационно-активных образовательных организаций Уральского региона», областного методического центра по художественному образованию и Дворца молодежи. На фестивале было представлено 13 городов Свердловской области: Екатеринбург, Нижний Тагил, Новоуральск, Сухой Лог, Ту-ринск, Камышлов, Кушва, Качканар, Сы-серть, Двуреченск, Красноуфимск и др.
77 волонтеров помогали организовывать фестиваль. Это молодежь в возрасте от 14 до 30 лет. Волонтеры проекта стали дополнительной целевой аудиторией фестиваля, так как участие в реализации проекта решает задачи успешной социализации молодежи, освоения ими современных социальных практик, развития коммуникативных, проектных и организационных компетенций, формирует гражданскую инициативу.
Фестиваль «Город ТехноТворчества» стал примером социального партнерства, когда
заинтересованные и активные граждане, организации и команды совместными усилиями решают задачу популяризации среди молодежи научно-технического творчества и инновационной деятельности. Социальное партнерство позволило, помимо объединения имеющихся у сторон ресурсов, создать совершенно новые возможности, возникшие в процессе совместной деятельности. Такой результат был обусловлен взаимным дополнением возможностей организаций-партнеров, координацией и интеграцией их действий, возникновением сопутствующих синергетиче-ских эффектов.
Социальное партнерство становится важным элементом в управлении педагогической системой развития научно-технического творчества детей, поскольку позволяет привлечь большее количество участников и ресурсов к обеспечению устойчивого развития данного направления. Необходимо отметить, что в плане мероприятий на 2015 г. по реализации концепции развития дополнительного образова-
ния детей заложена разработка методических рекомендаций по развитию государственно-частного и социального партнерства в сфере дополнительного образования детей [5].
Исследование социального партнерства как организационной модели системы развития научно-технического творчества позволило коллективу Свердловской областной общественной организации «Уральский клуб нового образования» стать членом сети инновационно активных образовательных организаций федеральной экспериментальной площадки АПК и ППРО Министерства образования и науки РФ по теме «Социальное партнерство как ресурс развития научно-технического творчества детей и молодежи». Фестиваль «Город ТехноТвор-чества» является инновационным на уровне образовательного пространства Свердловской области и может стать формой организации и проведения мероприятий в сфере научно-технического творчества для школьников и студентов в других регионах России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 N 792-р.
2. Закирова И. Л. Фестиваль «Город ТехноТворчества» как способ привлечения внимания молодежи к техническому творчеству и современным технологиям // Педагогические системы развития творчества как модель социального лифта : сб. материалов 12-й Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2013.
3. Концепция развития дополнительного образования детей // Распоряжение Правительства РФ от 4 сент. 2014 г. № 1726-р. URL: http://dopedu.ru/poslednie-novosti/kontseptsiya.
4. План деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации на 2013-2018 годы, разработанный в рамках выполнения поручения Президента России по решению задач, поставленных в указах от 7 мая 2012 г. № 596-606.
5. Проект плана мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования детей. URL: http://dopedu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=530:20l4-ll-03-l3-45-40&cat id=1: latest-news&I temid=5 О.
6. Новоселов С. А., Трифонова О. В. Турнир и фестиваль юных изобретателей - новая форма развития технического творчества учащихся // Педагогическое образование в России. 2012. № 6. С. 30_34-
7. Ховрин А. Ю. Социальное партнерство: сущность и классификация // Социально-гуманитарные знания. 2009. № 5. С. 125-140.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. С. А. Новоселов.