ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Т. 21, №2. 2017 ISSN 1991-9468 (Print), 2308-1058 (Online) http://edumag.mrsu.ru
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ / THEORY AND TRAINING AND EDUCATION TECHNIQUE
УДК 37.036.5-057.87
DOI: 10.15507/1991-9468.087.021.201702.262-285
ВИДЕНИЕ БУДУЩЕГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ КЛУБОВ НА ПЛАТФОРМЕ УНИВЕРСИТЕТОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРСАЙТ-СЕССИИ
А. А. Мальцева', И. Д. Лельчицкий
ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», г. Тверь, Россия,
Введение: развитие научно-технического творчества молодежи в принципиально новом формате является актуальной задачей современных университетов, при этом нуждается в целенаправленном управлении и понимании руководством университетов перспектив их развития. Представлены результаты проведенного исследования в формате заочной форсайт-сессии, целью которого была разработка дорожной карты повышения эффективности функционирования практико-ориентированных научно-технических клубов (ПОНТК) творческого развития студентов и школьников в вузах. Материалы и методы: методологической основой исследования стала методика Rapid Foresight, использование которой позволило сократить ресурсы на проведение форсайта при достаточно высокой его результативности. Исследование проводилось на основе результатов заочного опроса экспертов, пул которых включал представителей научно-образовательного сообщества и реального сектора экономики. Анкета была структурирована в соответствии с выделенной логикой форсайта и содержала его ключевые базовые характеристики.
Результаты исследования: в рамках исследования был проведен опрос респондентов и анализ существующих дорожных карт по близкой проблематике, на основании чего были сформированы карты времени и итоговая дорожная карта повышения эффективности практико-ориентированных научно-технических клубов на период 2017-2020 гг. Основой дорожной карты по служили мероприятия, обозначенные в процессе исследования как факторы изменения системы ПОНТК вузов. Ключевыми инициаторами и исполнителями мероприятий дорожной карты должны стать руководители отдельных ПОНТК, университетов, федеральные органы исполнительной власти в лице Министерства образования и науки России и другие заинтересованные структуры.
Обсуждение и заключения: результаты исследования могут применяться в деятельности университетов и органов государственной власти с целью дальнейшей работы по популяризации инженерно-технического творчества в молодежной среде. Активизация деятельности вузов по созданию подобных структур и их дальнейшему функционированию с опорой на составленные в рамках форсайт-сессии материалы может обеспечить оптимальную траекторию их развития, внести вклад в трансформацию системы инженерного образования в стране. Предприятия реального сектора экономики являются важнейшими заинтересованными сторонами в развитии ПОНТК как инструмента привлечения талантливой молодежи в инженерную профессию.
Ключевые слова: практико-ориентированный научно-технический клуб; университет; научно-техническое творчество; форсайт; инженерное образование
Для цитирования: Мальцева А. А., Лельчицкий И. Д. Видение будущего научно-технических клубов на платформе университетов: результаты форсайт-сессии // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 2. С. 262-285. DOI: 10.15507/1991-9468.087.021.201702.262-285
© Мальцева А. А., Лельчицкий И. Д., 2017
VISION OF THE FUTURE OF SCIENTIFIC AND TECHNICAL CLUBS ON THE UNIVERSITY PLATFORM: THE RESULTS OF FORESIGHT SESSION
A. A. Maltseva*, I. D. Lelchitskiy
Tver State University, Tver, Russia, * [email protected]
Introduction: the paper presents the results of the study in the form of foresight session by correspondence. The purpose was to develop a road map to enhance the functioning of practice-oriented scientific and technical clubs for creative development of students and pupils (POSTC) in the universities. The relevance of POSTC as objects of study indicated in the key programme documents at the Federal level. Materials and Methods: the methodological base of the study was Rapid Foresight technique allowing to reduce the resources of the foresight in case of its sufficiently high effectiveness. The foresight logic was formulated taking into account the multidimensional activities of POSTC. It included the following key components: resources, activity and result. The "resources" group includes personnel, equipment and software, financing. The "activities" group describes some of the key aspects such as creation, training and motivation. Results: the analysis of the respondents' answers to the questions of complex questionnaire and existing roadmaps on similar issues was made in terms of study. On the base of this analysis the time cards were created, and then the final roadmap of POSTC efficiency for the period 2017-2020 was created. The basis of the road map were the actions identified during the study as the factors of changing of the system of POSTC in universities. The key initiators and executors of the roadmap activities must be separate POSTC leaders, universities, federal executive authorities via Ministry of Education and Science of the Russian Federation and other interested structures.
Discussion and Conclusions: the development of scientific and technical creativity of youth in a fundamentally new format is a topical problem of modern universities. It requires the purposeful administration and understanding of the development prospects by the management of the universities. Intensification of the universities activities on the creation of such structures and their further operation relying on materials prepared during foresight session can provide the optimal trajectory of the development with contribution to the transformation of engineering education system in Russia.
Keywords: practice-oriented scientific and technical club; university; scientific and technical creativity; foresight; engineering education
For citation: Maltseva A.A., Lelchitskiy I.D. Vision of the future of scientific and technical clubs on the university platform: the results of foresight session. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2017; 2(21):262-285. DOI: 10.15507/1991-9468.087.021.201702.262-285
Введение
Для целей исследования практико-ори-ентированные научно-технические клубы (ПОНТК) определяются как структурные подразделения вузов или сообщества энтузиастов, объединяющие талантливых старшеклассников и (или) студентов, деятельность которых сосредоточена на популяризации творчества в научно-технической сфере, инженерных специальностей и направлений подготовки, повышении качества, эффективности и междисциплинарности инженерного образования и реализации концепции
«социального лифта» для талантливой молодежи в области инженерных наук.
Актуальность ПОНТК вузов как объектов исследования обозначена в ключевых программных документах федерального уровня1, значится в перечне поручений Президента Российской Федерации. В своем послании Федеральному собранию на 2017 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин особо отмечал положительный опыт работы структур, направленных на развитие системы дополнительного образования талантливых детей, и необходимость
1 Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 г. N° 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы (с изменениями на 14.09.2016 г.)» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/420276588; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons doc LAW 168200.
тиражирования таких практик, активного вовлечения университетов и бизнеса в развитие инженерного творчества2.
Проведенное комплексное исследование в рамках проекта ФЦПРО «Разработка и внедрение методики повышения эффективности деятельности практико-ориентированных научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников» позволило дать оценку современному состоянию системы научно-технических клубов на платформе вузов и определило следующие тенденции.
Анализ современного состояния заинтересованности школьников научно-техническим направлением демонстрирует положительную динамику. Вместе с тем требуется дальнейшая мобилизация усилий органов государственной власти, высших учебных заведений, школ, индустриальных партнеров, центров технического творчества молодежи и других структур в части вовлечения молодежи в научно-техническое творчество, популяризации инженерных направлений подготовки, позиционирования инженерно-технических работников как элитного класса страны.
В современных университетах активно реализуются проекты создания ПОНТК, которые формируют принципиально новую платформу развития системы дополнительного образования в инженерной сфере и научно-технического творчества. К числу ПОНТК относятся сформированные в вузах студенческие конструкторские бюро, тематические кружки, научно-технические клубы и др. Функции таких клубов могут выполнять также центры молодежного инновационного творчества, центры прототипирования, фаблабы и др.
Деятельность ПОНТК основана на вовлечении школьников и студентов в научно-техническое творчество, формировании устойчивого интереса к инженерным направлениям подготовки, развитии креативного мышления, командной работы.
Современное состояние ПОНТК характеризуется наличием критической массы клубов и структур дополнительного образования молодежи в сфере научно-технического творчества во многих вузах страны. При этом во многих случаях отмечается отсутствие регулярной системной работы по вовлечению подрастающего поколения в деятельность ПОНТК. Это обусловлено, в первую очередь, дробностью финансирования подобной деятельности или его отсутствием, а также личностными факторами - клубы часто формируются стихийно как сообщества энтузиастов, которые функционируют от случая к случаю на нерегулярной основе.
Развитие системы и отдельных ПОНТК в каждом вузе происходит по своей уникальной траектории, что обусловлено творческим характером деятельности клубов. Представляется целесообразным учесть наработанный преподавателями и исследователями опыт в сфере научно-технического творчества школьников и студентов.
Повышенное внимание и активное содействие решению материально-технических и организационных проблем, возникающих в деятельности ПОНТК со стороны руководства вузов и органов государственной власти, индустриальных партнеров способны обеспечить дополнительный импульс к опережающему развитию существующих и формированию новых клубов. Многоаспектность видов деятельности и разнообразие выполняемых функций современными ПОНТК должны стать результатом консолидации усилий не только преподавателей и ученых-энтузиастов, но и различных структурных подразделений вуза (фаблабов, ЦМИТ, исследовательских лабораторий, ЦКП, инжиниринговых центров, центров непрерывного образования, довузовской подготовки и др.).
Развитие организационной модели отдельных ПОНТК и их системы в целом должно осуществляться по гибкой
2 Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс] // URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/53379.
траектории с использованием методов опосредованного управления и учитывать специфику уже существующих клубов. Жесткое администрирование в организации работы клубов может привести к «сопротивлению изменениям» со стороны энтузиастов-организаторов.
Использование в качестве базового принципа развития системы ПОНТК в вузах кластерного подхода позволит обеспечить сотрудничество между отдельными структурами вуза и самими клубами, содействовать консолидации усилий в сфере вовлечения молодежи в научно-техническое творчество, формированию инженеров «новой формации», обмену передовым опытом организации работы ПОНТК.
В современных условиях развития информационных технологий и крауд-сорсингового подхода к поиску эффективных решений организация системы опосредованного управления кластером ПОНТК в вузах может осуществляться с использованием краудсорсинговой онлайн-платформы - интернет-сайта, включающего общую информацию о ПОНТК, принципах его работы, возможностях, а также представляющего площадку для обсуждения ключевых задач, стоящих перед кластером, сетевого взаимодействия между участниками кластера, проведения онлайн-совеща-ний и др.
Особое значение для развития системы ПОНТК имеет мотивация организаторов и участников клубов. Формирование системы поощрений и общественного признания их успехов при содействии органов государственной власти позволит существенно активизировать развитие клубов на платформе вузов, содействовать эффективной траектории обучения и карьеры участников ПОНТК.
Обзор литературы
В настоящее время вопросы развития технического творчества и совершенствования инженерно-технического образования старшеклассников и студентов
являются весьма актуальными темами научных публикаций и различных исследований, при этом отмечается тот факт, что литература, касающаяся непосредственно деятельности ПОНТК, практически отсутствует. Вопросы технического творчества и изобретательской деятельности молодежи рассмотрены в работах Ю. В. Акуловой [1], В. А. Кобилова [2], Н. И. Наумкина [3], С. В. Григорьянца, И. С. Потапцева, В. В. Бушуевой, Н. Н. Бу-шуева [4], Н. В. Шабуниной [5].
Необходимость и возможность формирования у студентов технических вузов способностей к инновационной инженерной деятельности в процессе обучения общетехническим дисциплинам обоснована в работах Н. И. Наум-кина. Автором разработана концепция методической системы формирования у студентов технических вузов таких способностей в процессе обучения общетехническим дисциплинам, взаимосвязи естественно-научных, общетехнических и специальных дисциплин [3].
В. А. Кобилов утверждает, что техническое изобретательство приобретает особую значимость в формировании творческой деятельности инженера. В исследовании была установлена взаимосвязь процессов профессиональной адаптации инженеров к условиям перестройки общества и производства и формирования технической изобретательской деятельности в вузе, характеризующее техническое изобретательство специалиста как результат профессионально-технического воспитания вообще и развития технической изобретательской деятельности в частности [2].
В работе С. В. Григорьянца раскрываются сущность и особенности профессионального самоопределения подростков, роль технического творчества как фактора формирования профессионального самоопределения подростков, обосновываются критерии и показатели эффективности формирования профессионального самоопределения в процессе технического творчества3.
3 Григорьянц С. В. Особенности профессионального самоопределения подростков. Ставрополь : СКИПКРО, 2004. 18 с.
Целостное представление отдельных видов технического творчества и форм его организации в техническом университете выделены И. С. Потапцевым, В. В. Бушуевой, Н. Н. Бушуевым [4].
Среди работ зарубежных авторов, посвященных проблеме технического творчества и развитию инженерного образования, следует выделить статьи Д. Бай-ракатовой [6], Д. А. Буркло [7], С. Н. Ку-беро [8], Х. Канематцу [9], И. Ким и Н. Парк [10], Дж. Лловераса и др. [11], М. Дж. Мор-Шроедера и др. [12], Р. Рут-Бернстайна [13], С. Строу и др. [14]. Все эти исследования представляют определенный интерес при изучении разрабатываемых в статье вопросов, однако не являют собой конкретизированный материал о деятельности ПОНТК или аналогичных структур.
Анализу и результатам деятельности отечественных и зарубежных ПОНТК посвящен специализированный выпуск журнала «ИнноЦентр», в котором приведены статьи А. Ю. Кораблева [15], Е. М. Барсукова, Т. Б. Паничевой [16], Д. В. Левого [17], М. В. Политова [18], А. А. Мальцевой [19], И. А. Монахова [20], Н. Е. Барсуковой [21], Е. В. Клюш-никовой [22; 23].
Работы указанных авторов содержат обобщение лучших практик деятельности современных ПОНТК, а также комплексный анализ их современного состояния по результатам проведенного исследования. Вопросы будущего ПОНТК с применением форсайт-методологии в названных работах не рассматривались.
Материалы и методы
Важным этапом исследования ПОНТК в рамках указанного выше проекта Федеральной целевой программы развития образования стала форсайт-сессия на тему повышения эффективности их деятельности с участием профильного экспертного сообщества. Цель форсайт-сессии - выявление точек зрения экспертного сообщества на перспективы развития ПОНТК и фор-
мирование дорожной карты (плана мероприятий) по повышению эффективности системы ПОНТК на платформе университетов. Форматом проведения форсайт-сессии стал опрос экспертного сообщества в заочной форме.
Подготовка и проведение форсайт-сессии включали следующие этапы.
1. Формирование пула экспертов.
В рамках сбора информации о современном состоянии ПОНТК был сделан запрос в исследуемые вузы о кандидатурах специалистов для участия в заочной форсайт-сессии, в результате чего был сформирован список участников сессии. Дополнительно в него были включены представители реального сектора экономики - активные участники процесса исследования ПОНТК.
Фактически участниками форсайт-сессии стали 23 эксперта. Для обеспечения валидности полученных материалов они прошли публичное обсуждение на серии открытых семинаров в Москве и Санкт-Петербурге, в которых приняли участие более 100 представителей научно-образовательного сообщества из более чем 30 регионов России. По их результатам в материалы первичного исследования были внесены корректировки.
2. Выбор методологического инструментария форсайт-сессии, формата его проведения.
В качестве базовой методологии была выбрана технология Rapid Foresight (RF)4, разработанная в 2008 г. в рамках движения «Метавер - образование будущего». Это методика быстрого проведения форсайт-проекта, не требующая таких внушительных бюджетов, как классические форсайт-методы, и позволяющая достичь сравнимых и часто лучших результатов, чем даже комбинация нескольких методик из арсенала классических методов форсайта.
Технология RF была трансформирована для целей исследования ПОНТК. Так, этап префорсайта реализовывался в рамках исследования современного состояния ПОНТК, анализа зарубежно-
4 Методология Rapid Foresight. URL: http://www.slideshare.net/yuliagudach/20-30949080.
го опыта функционирования подобных структур, в рамках мониторинговых визитов в клубы (было обследовано 22 университета и более 40 клубов).
Этап генерации осуществлялся в формате заочного опроса экспертов на основе анкеты, которая была структурирована по блокам в соответствии с логикой форсайта и содержала элементы фасилитации (систему наводящих вопросов по каждому блоку). Заочный опрос экспертного сообщества позволил обеспечить его наибольший охват. На основе полученных данных были выявлены наиболее значимые тренды,
технологии, форматы и факторы изменения, которые позволили сформировать карту времени и дорожную карту повышения эффективности ПОНТК на период 2017-2020 гг.
Этап обновления был реализован на площадках круглых столов и семинаров, в результате чего были уточнены отдельные формулировки дорожной карты.
3. Определение логики форсайта (формирование направлений исследования).
При подготовке форсайт-сессии были выделены ключевые направления исследования, основанные на многоаспектном рассмотрении феномена ПОНТК (рис. 1).
Р и с. 1. Ключевые направления исследования будущего ПОНТК F i g. 1. Key areas of research of POSTC's future
Представленная логика форсайта обусловлена существенным влиянием имеющихся ресурсов и содержательных аспектов деятельности ПОНТК на эффективность структуры в целом и создаваемые ею результаты.
4. Определение базовых характеристик форсайта.
Были выделены следующие характеристики базовых аспектов деятельности ПОНТК:
- тренд - основные тенденции предмета исследования в 2017-2020 гг.;
- технология - технические и программные решения, оказывающие влияние на предмет исследования;
- формат - социальные технологии, формы социального взаимодействия, оказывающие влияние на предмет исследования;
- фактор изменения - изменения, которые должны обязательно произойти
с предметом исследования, и мероприятия, которые будут способствовать повышению его эффективности.
В силу ограниченности времени для реализации мероприятий форсайта мы исключили отдельные характеристики (нормативный акт, событие, угроза, возможность), которые имеют значимое, но не определяющее влияние на результат исследования - формирование дорожной карты.
5. Разработка анкеты-опросника форсайт сессии.
Анкета структурирована в соответствии с выделенной на предыдущих этапах логикой форсайта и содержит его ключевые базовые характеристики. В качестве элемента фасилитации, необходимого для эффективной работы экспертов в рамках форсайт-сессии, были составлены наводящие вопросы, детализирующие направления исследований, при этом в рекомендациях экспертам было отмечено, что перечень вопросов не является жестко закрепленным и может быть расширен самими участниками сессии. Хронологически материалы опроса предлагалось структурировать по периодам: 2017, 2018, 2019-2020 гг.
6. Рассылка и обработка анкет.
Составленные анкеты в комплекте
с презентационными материалами были разосланы в соответствии со сформированным списком экспертов. Полученные в результате опроса заполненные анкеты стали основой для формирования карты времени развития ПОНТК и дорожной карты повышения их эффективности.
В соответствии с разработанной методологией на основе обработки материалов заочной форсайт-сессии в рамках проекта была составлена дорожная карта повышения эффективности ПОНТК на период 2017-2020 гг.
В качестве дополнительных материалов для формирования дорожной карты использовались результаты других форсайт-исследований, которые проводились в смежных областях и позволили существенно дополнить документ, а также обеспечить взаимосвязи с другими важными направлениями развития системы дополнительного образования в стране5.
Результаты исследования
Как предполагает технология Rapid Foresight, основным инструментарием составления дорожных карт являются карты времени, разработанные в соответствии с направлениями форсайт-исследования и приведенные на рисунках 2-9. Ключевые элементы карт времени представлены в хронологическом порядке и обеспечивают понимание взаимо связей между ними: на рисунках имеются «наложения» трендов, технологий, форматов и факторов изменения.
Ключевые тренды и факторы изменений были включены в дорожную карту повышения эффективности ПОНТК на период 2017-2020 гг., которая содержит перечень мероприятий, сроки и участников (ответственных исполнителей)6. Мероприятия дорожной карты структурированы в соответствии с логикой форсайта и расположены в хронологической последовательности.
Мероприятия дорожной карты могут быть условно разделены на те, которые уже активно реализуются отдельными вузами - лидерами ПОНТК и являются необходимыми условиями их развития, и те, которые могут с определенной долей вероятности обеспечить высокие результаты их функционирования в будущем при условии адекватного развития системы науки и образования в стране в целом.
5 Форсайт «0бразование-2030». Как собрать новое университетское образование? [Электронный ресурс]. URL: http://www.slideshare.net/ASI-12/2030-14471230; Будущее образования: глобальная повестка [Электронный ресурс]. URL: http://edu2035.org/pdf/GEF.Agenda_ru.pdf; Форсайт образования 2035. Стратегические ориентиры: взгляд в будущее образования в 2035 год [Электронный ресурс]. URL: idc.ulstu.ru/ipk/newsgroup/2016/september/5.pptx; Кванториум - новая модель дополнительного образования [Электронный ресурс] // Агентство стратегических инициатив. URL: https://asi.ru/social/ education/Quantorium.pdf; Кружковое движение в НТИ: Дорожная карта [Электронный ресурс]. URL: http://asi.ru/upload/iblock/f83/krugdk1-151102123147-lva1-app6891.pdf.
6 В рамках данной статьи не приводится в силу ограниченности объема материала.
К первой группе отнесены мероприятия по развитию материально-технической базы, кадрового потенциала, образовательного контента ПОНТК, активизации вовлечения молодежи в научно-техническое творчество, сотрудничество с индустриальными партнерами и др. В большинстве случаев требуется системная регулярная работа по развитию указанных направлений с привлечением все более современных технологий и форматов взаимодействия, расширения участников деятельности.
Вторая группа мероприятий в отдельных случаях нуждается в пояснениях и комментариях, которые приведены ниже.
1. Ресурсы
Кадры. Формирование института кураторов проектной деятельности, тьюторов, образовательных консультантов необходимо ввиду значительного расширения спектра услуг дополнительного образования, что требует организации подготовки специалистов, которые могли бы помочь разобраться в нем и выбрать наиболее целесообразные и приемлемые курсы и активности. Проектная деятельность как форма обучения и социального взаимодействия молодежи предполагает наличие куратора, наставника, что требует специальной подготовки (рис. 2).
Развитие региональных и федеральных ресурсных центров дополнительного образования в сфере научно-технического творчества на платформе вузов должно обеспечить интеграцию системы научно-технического творчества в регионах, создать условия для информационного обмена и совершенствования деятельности отдельных структур. Созданные как в формате реальной, так и виртуальной структуры, они должны систематизировать лучшие практики в сфере развития научно-технического творчества молодежи и с опорой на них организовывать обучение и консультирование руководителей и наставников ПОНТК.
Формирование и регулярная актуализация единого национального портала дополнительного образования
в инженерно-технической сфере считается основой его интеграции на государственном уровне. Портал должен содержать полную информацию обо всех программах дополнительного образования в научно-технической сфере, реализуемых ПОНТК вузов, о лучших практиках, формах и методах работы, быть коммуникационной площадкой для специалистов и руководителей ПОНТК. В перспективе он может стать основой для формирования системы дополнительного онлайн-образования.
Оборудование и программное обеспечение. Формирование единой системы мониторинга материально-технического обеспечения ПОНТК и регулярное ее обновление позволит предоставить органам управления на локальном и федеральном уровне прозрачную информацию об обеспеченности оборудованием и программными продуктами ПОНТК и принять меры к их развитию и обновлению. Целесообразно организовать систему в виде интернет-сайта, позволяющего авторизованным пользователям (руководителям ПОНТК) вносить информацию о состоянии материально-технической базы и формировать отчеты.
Создание специализированных информационных центров с доступом к базам данных, вычислительным ресурсам, источникам технической и научной литературы предполагает развитие единой интернет-платформы по актуальным для деятельности ПОНТК направлениям научно-технологического развития. Системное обновление информации позволит регулярно актуализировать содержание образовательного контента (рис. 3).
Финансирование. Развитие механизмов персонифицированного финансирования программ дополнительного образования инженерно-технической направленности в вузах предполагает установление объема услуг по освоению образовательных программ на основе определения нужд обучающихся в соответствии со сформулированными ими
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Т. 21, № 2. 2017
Кадры ПОНТК: преподаватели вузов и научные сотрудники — энтузиасты / POSTC's personnel: university teachers and researchers - enthusiasts
Система кадрового аудита для развития ПОНТК/ Personnel's audit
system for the POSTC's development
Тренажеры и имитационные программы / Simulators and
simulation software
Концепция «перевернутого»
ун и б epchieta/"ln verted" university concept
ТЕХНОДО ги Я / ТЕ chn ology
Фактор изменения/ Factor of change
Формирование института волонтерства и наставничества с привлечением студентов и аспирантов / Creation
of institute of volunteering and mentoring with the involvement of students and post-graduates
система дистанционного
образования / distance
education svstem
moqc - массовые открытые онаайн-курсы/ mooc - mass open online courses
Формирование системы преемственности кадрового состава / Creation of staff's continuity system
Упрощенный режим трудоустройства в качестве
преподавателей ПОНТК/ SlMPUFIED employment regime as POSTC's teachers
Активное вовлечение в преподавательскую деятельность ПОНТК представителей промышленности / Active
involvement industry representatives in the POSTC's teaching activity
Независимая аттестация слушателей программ дополнительного образования ПОНТК/ Independent certification of the audience of POSTC's
additional education programs
Самоорганизация на принципах краудсорсинга / Self-organization on
the principles of crowqsourcing
Организация кадрового состава ПОНТК по принципу проектных команд / Organization of POSTC's staff composition on the principle
Проектное обучение/Project-based learning
Бминтовская группа / Baunt group
Интенсивный информационный обмен между ПОНТК по содержательным и методическим аспектам деятельности / Intensive information exchange between POSTCs on substantive and methodological aspects of activity
развити ерегио нальн ыхиф едеральн ых ресурсных центров дополнительного образования в сфере научно-технического tbowectba на платформе вузов / development of regional and national resource
centers0fad0it10nal education in the field of scientihcandtechnicalcreativityontheuniversiries platform
единым национальный портал дополнительно го образования в инженерно-технической сфере/ united nationalportalofadditionaleducation inthefiftd of engineering
Всероссийские тематические омайн-коноеренции ресурсных центров/All-russian themed online-conferences of resource centers
Единый портал ресурсных центров/
United portal of
resource centers
Формирование системы мотивации кадрового состава к развитию ПОНТК: локальный и национальный уровень / Creation of the system of --personnel's motivation to develop POSTC: a local and national level
рейтингпонтк/
postc's rating
улучшен и еуслов ии труда: специализированные помещения,закупка оборудования / improving wo rking co n ditio ns: specialized facilities, purchase of equipment г
разв итн e норматив но-подушевого финансирования про грамм дополнительного образования в вузах/ development of n0rmat1ve-percapita financing of additional education programs in universities
конкурсы результатов работы понтк/ contests of postc's performance
программы г fw нто вои поддержки развития кадровогосостава понтк/ grant su рро rt programs о f d evelopment о f postc's personnel
рейтинг преподавателей понтк / postc's teachers rating
общенациональная система мобильности кадров понтк/ nationwidesystem ofmobilityof postc's personnel
Общенациональная система
кадрового резерва преподавателей понтк / nationwidesystemof personnel reservedf postc's teachers
Сетевое интернет-взаимодействие / Network onune interaction
Развитие персонала ПОНТК по приобретению межпрофессиональных компетенций / POSTC's personnel development то acquire interprofessional competencies
Бминтовская группа / Baunt group
организация межкафедральных (факультетских) научно-технических сообществ/ organization of interdepartmental (faculty) scient1ficand technical communites
Содействие развитию творческой активности персонала ПОНТК / Promoting creativity of POSTC's personnel
OpenSpace Специализированноеиздание (журнал) с материалами 0 лучших новые формы пространствуя обучения. работы.творчества: ков 0 рки нги. хакспе йсы. sci е nce-artaaböpatophh. фаблабы и проч./ newformsof spaces fo r le arn in g. wo rk. creativity c0w0rking spaces, hackspaces.science-art laboratories. fablabs etc.
практиках понтк/ specialized publication (journal) with materials of best postc's practices
I Развитие практико-ориентированных компетенций преподавателей ПОНТК / Development of practice-oriented 1 competencies of POSTC's teachers
Стажировки на профильных предприятиях/traineeships at specialized enterprisesx
Р и с. 2. Карта времени. Блок 1. «Ресурсы». Кадры F i g. 2. Time's Map. Section 1. "Resources". Personnel
INTEGRATION OF EDUCATION. Vol. 21, no. 2. 2017
Обеспечение соответствия материально-технической базы современному состоянию научно-технического прогресса / Ensuring compliance
between material and technical basis and the current state of scientific and technical progress
Компьютеризированные цифровые образовательные ресурсы / Computerized digital
educational resources
Организация разработки оборудования и программного обеспечения в рамках деятельности ПОНТК/ Design management of equipment and
software in the framework of POSTC's activity
создание совместных проектов смежных направлений ПОНТК/ Creation of joint
projects of POSTC's related areas
формирование единой системы мониторинга материально-технического обеспечения ПОНТК/ creation of unified monitoring systemof POSTC's inventory and logistics management
Информационные центры
с доступом к базам данных, вычислительным ресурсам, источникам технической и научной
литературы / Information centers with access to databases, computing resources,technical and scientific literature sources
Виртуальные
лабораторно-исследовательские комплексы/
Virtual laboratory
and research facilities
Целевое финансирование развития материально-технической базы ПОНТК/ Target financing of development of POSTC's material and technical base
Использование в деятельности ПОНТК оборудования и программного обеспечения ЦКП, инжиниринговых центров, центров прототипирования и др. / Using equipment and software of common use centers, engineering centers, prototyping centers and others in POSTC's
вовлечениев развитие системы ПОНТК вузов
большинства профильных структурных подразделений / involvement the most part of speciauzedstructural units in the development of the system of universities' POSTCS
технология/technology
Фактор изменения/
factor of change
Использование в работе ПОНТК оборудования и программных средств на площадках индустриальных партнеров / Using equipment and software on the territory of industrial partners in POSTC's activity
Организация системного взаимодействия с предприятиями реального сектора экономики / Organization of the system interaction withthe real economy
Развитие ЗР-моделирования / Development of 3D Modeung
Оборудованием 30-прототипирования/ Equipment for 3D prototyping Объектно-ориентированное проеюирование и программирование программных срвдств / Object-oriented design and programming of software
Аддитивные технологии / Additive technology CAD-CAM-CAE системы / CAD-CAM-CAE systems Сетевой обмен виртуальными моделями для создания будущих прототипов / Network communication of virtual models to create the future prototype
texh ол о ги я / te chn olog y
Фактор изменения/ Factor of change
робототехнические конструкторы / Robotical constructors
Станки с ЧПУ/CNC
production centers
Усиление «ев-составляющей / Increasing web-component
С оздан и е мульти д и сци пли нарн ых команд по разработке специализированного ПО / Creating а
multi-disciplinary teams то develop specialized software
Расширение практики лицензионных соглашений с разработчиками программного обеспечения/ expanding the practice of licensing agreements with software developers
Развитие робототехники / The development of robotics
Андроиднаятехника / Android machines
Развитие IT-технологий / Development of IT technologies
объектно-ориентированное
проектирование и программирование программных средств / Object-oriented
design and programming of software
Развитое отечественных аналогов программного обеспечения / Development of the domestic
counterparts of software
Интеллектуализация интерфейса пользователя /Intellectualization of
user interface
h ей po про грам m и po в ан и е /
Neuro-pro g ram м in g
Интеллектуализация возможностей программ и программных систем / Intellectualization of opportunities of
programs and software systems
Биометрическое программирование/
в10metric programming
Р и с. 3. Карта времени. Блок 1. «Ресурсы». Оборудование и программное обеспечение F i g. 3. Time's map. Section 1. "Resources". Equipment and Software
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Т. 21, № 2. 2017
прямое бюджетное финансирование /direct government funding
технология / technology
Фактор изменения/ Factor of change
Разбитие нормативно-подушевого
финансирования программ
дополнительного образования инженерно-технической направленности в вузах/ Development
of normative - per capita financing of programs of additional education in engineering area in universities
Взаимодействие с органами государственной власти по вопросам развития системы финансирования ПОНТК / Interaction with public
authorrriesonthe development ofthe system of POSTC's financing
Государственная целевая программа поддержки ПОНТК / State dedicated program то POSTC's support
Поддержка системы научно-технического
творчества в вузах субъектов РФ в рамках ФЦПРО
2016-2020 гг. / Support for scientific and
technical creativity in univer5ities0fthe russian
Federation's subj ects within State dedicated program of development education2016-2020
Система малых грантов на развитие ПОНТК / The
system of sm all grants for POSTC's development
Разработка федеральных и региональных программ
адресной поддержки научно-технического творчества молодежи / The development offederal and regionalprogramsoftargeted support for sci entific an d tech nical creativity 0 f yo uth
Коммерциализация проектов/ Project* commercialization
Совместная работа с крупными предприятиями и корпорациями на договорной основе/ Work together with large enterprisesand corporations on a contract basis Система тиражирования лучших практик ПОНТК на коммерческой основе/ Replication system of POSTC's best practices on a commercial basis
1 Выполнение малых коммерческих заказов / 1 Accomplishment of small commercial orders Механизмы поддержки экспорта дополнительного образования/ Mechanisms то support the export of an additional education
Спонсорская поддержка/Sponsorship
Целевая подготовка кадров в ПОНТК по заказам реального сектора экономики / target training of personnel in POSTC on the orders of the real economy
Активное взаимодействие
с работодателям и / active cooperation wh employed
Р и с. 4. Карта времени. Блок 1. «Ресурсы». Финансирование F i g. 4. Time's map. Section 1. "Resources". Funding
потребностями7. В качестве инструментария персонифицированного финансирования могут быть использованы образовательные сертификаты.
Создание фонда развития ПОНТК представителями реального сектора экономики обеспечит дополнительное развитие материально-технической базы и ведение текущей деятельности тех клубов, которые имеют стратегически важное значение для конкретных промышленных предприятий - учредителей и попечителей фонда (рис. 4).
2. Деятельность
Организация. Формирование системы государственного мониторинга и учета деятельности ПОНТК вузов и обеспечение ее функционирования является важным элементом мониторинга и контроля за динамикой и ключевыми аспектами
деятельности ПОНТК, стимулирующим их развитие. Система позволит обеспечить органы управления на локальном и федеральном уровне прозрачной информацией о современном состоянии научно-технического творчества и образования в инженерно-технической сфере (рис. 5).
Внедрение в практику кластерного формата организации системы ПОНТК вузов - оптимальный механизм интеграции структурных подразделений вуза для формирования системы научно-технического творчества молодежи. Гибкий формат кластерных систем позволяет избежать бюрократизации и административного давления на креативную среду ПОНТК, которая при оптимальных условиях имеет тенденции к самоорганизации и саморазвитию.
Разработка правовой базы, позволяющей рассматривать ПОНТК как сту-
7 Деркачев П. В. Персонифицированное бюджетное финансирование дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс]. URL: http://he.ntf.ru/DswMedia/derkachev.pdf (дата обращения: 18.01.2017).
INTEGRATION OF EDUCATION. Vol. 21, no. 2. 2017
технология / technology
Фактор изменения/ Factor of change
Вовлечение в развитие системы ПОНТК вузов большинства профильных структурных подразделений [кафедр, факультетов, лабораторий) / involvementthe most part of relevant structural units (departments, facuuies, laboratories) in the development of system of universities' POSTCS
Организация эффективных проектных команд для формирования новых ПОНТК / The
organization 0 f effective project teams to form new POSTCS
Формирование интегрированных ПОНТК
на основе взаимодеиствия вузов, предприятии реального сектора экономики, дворцов технического творчества молодежи и др. /
Formation the integrated POSTCs on the basis of interaction between
universities, enterprises of real sector of economy, houses of scientific
Площадки /у\я обучения на территории индустриальных партнеров/Territories fortraining intheterriïoryofindustrial partners
Организация системы сетевого взаимодействия и информационного обмена между ПОНТК / Organization
of the system of networking and information exchange between POSTCS
Р и с. 5. Карта времени. Блок 2. «Деятельность». Организация F i g. 5. Time's Map. Section 2. "Activity". Management
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Т. 21, № 2. 2017
Соответствие содержания обучения в ПОНТК направлениям модернизации и технологического развития российской экономики и новым рынкам и технологиям НТИ / Consistency between the content of training in POSTC and areas of modernization and consistency between
technological development of the russian economy and new markets and technologies of national technology initiative
Методы современнойТРИЗ-педагогики / Methods of
modern TIPS-pedagog
Методы языковой
подготовки технической направленности/ methods of language training of technical area
проектные группы педагогов из представителей различных кафедр и факультетов (научных
направлений) / Project teams of teachers of
representatives from various departmentsand faculties (scientificareas)
развитие нормативно - подушевого финансирований программ дополнительного
направленности в вузах/ development of normative- per capita fl наш ng of programs of additional education of engineering areas in universities
специализированное издание (журнал) с материалами 0лучших практиках ПОНТК/ specialized publicahon (journal) with materials of bestpostc's practices
ПОНТК как
площадка для апробации новых образовательных инструментов / POSTC asa' platform for testing new educational tools
учреждение ассоциации ПОНТК/ establishment of postc's association
M ООО-курсы / MOOC courses
единый национальный портал дополнительного образования в инженерно-технической сфере/ United national portal of
additional education in engineering area
Формирование индивидуальной траектории обучения студентов и школьников / Development of an individual trajectory of training of
students and pupils
технология / technology
развитие цифровых алгоритмов проектирования индивидуальных образовательных траекторий / development of digital algorithms for
designing individual educational trajectories
Преемственность в обучении «школьник-студент» в рамках конкретных ПОНТК / Continuity in the "pupil-student" learning within specific POSTC
Система премиального дополнительного образования / System of bonus
additional education
Фактор изменения/ Factor of change
Системное вздомодеиствиесо шкальными педагогами и
администрацией / system interaction with schoolteachers and administrat! on
Социальные сети / Social networks
Геймификация образования / Gamification of education
о 5 раз ователь h ы e квесты / educational quests
Практико-ориентированный контент, основанный на потребностях работодателей/ Practice-oriented content based on the needs of employers i
проектное обучение/ project-based learning
кеисы и практические задания промышленных предприятии / case studies and practical tasks of industrial enterprises
наставничество специалистов реального сектора экономики/ mentoring of the professionals from real sector ofthe economy
организация стажировок в НИИ и на
предприятиях / Organization of training in research institutes and at enterprises
рабочие группы из числа наставников ПОНТК и ведущих специалистов индустриальных партнеров / working groups consisting of POSTC's tutors and leading specialists from industrial partners
Конкурсный отбор на вакансии предприятий по
итогам деятельности в ПОНТК/ Competitive selection for job vacancies of enterprises based on performance in POSTC
Развитие онлайн-образования/ Development of onune education
модернизация матеркально-техническоибдзы/ modernization of materialand technical base
Виртуальные среды профориентационной
направленности и приобретения профессиональных навыков/virtual environments of career-oriented areas and the acquisition ofskills
дипломам компетенции/the transition from
концепция «перевернутого» университета на платформе понтк/ "inverted'" university concept on postc's platform
Расширение целевой аудитории членов клубов / Expansion of target audience of clubs' members
фестивали науки. выставки
научно-технического творчества / festivals of sci enge. exh ibiïl ons ofs ci ш fl с andtechnical creativity
агитационная работа в школах и студенческих
группах /Agitation
work in schools and in student groups
система повышения квалификации преподавателей дисциплин естетственно-научного цикла/ skill enhancement system for teachers of science disciplines
Система обучения для сельских
ulкольников/thetrainingsystem for rural pupils
Система обуч ения в ПОНТК для лиц с 0b3/thetraining system in postc for people with health limitations
Р и с. 6. Карта времени. Блок 2. «Деятельность». Обучение F i g. 6. Time's Map. Section 2. "Activity". Training
INTEGRATION OF EDUCATION. Vol. 2I, no. 2. 20I7
Расширение линейки форм вовлечения студентов и школьников в научно-техническое творчество / Expanding the range of forms of involving
pupils and students in the scientific and technical creativity
научно-технические! i шоу/scientific and 11 technical show
личные встречи h презентации / Personal meetings and presentations
Зоны
занимательной
науки. «трогательные» музеи / Zones
of entertaining science. "touching" museums
Региональные и
федеральные ресурсные центры дополнигельно10 образования в сфере научно-технического творчества на платформе
вузов/ Regional and
federal resource centers ofaddmonal education in the field of scientific and technical wo rk 0 n th e piatfo rm 0 f universities
единый портал конкурсов и олимпиад 10 инженерным направлениям
подготовки / United
portal of contests and competitions for engineering training areas
Организация конкурсных мероприятий / Organization of competitive events
Популяризация отечественных
инженерны*конкурсов на
международном уровне/ Promotion of do m estic eng in eeri no co ntests at th e international level
сотрудничество с индустриальными
партнерами / cooperation with industrial partners
организация мировых финалов инженерных соревнований в россии/the organization of the world fl hals of engineering competitions in russia
активное взаимодействие с дворцами технического творчества. детскими технопарками/active interaction with houses of tech ni cal creativity, with children's technology parks
Создание нормативной базы для
отбо ра на все уро в н и о бразо ван ия через механику инженерных
соревнований/ Creating а
regulatory framework for the selection on all levels of education through engineering competition
Система пробных образовательных треков для вовлечения новых участников в ПОНТК / System of trial
educational tracks to engage new participants in POSTC
ГЕЙМИФИ-КАЦИЯ/ GAM 1 Fl CATION ЛЕТНИЕ (ЗИМНИЕ) шкалы (ИНТЕНСИВЫ)/ SUMMER (WINTER) SCHOOL (INTENSIVE COURSES) ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ. ИМИТАЦИОННЫЕ. .ЛАБОРАТОРНЫЕ. МОДЕЛИРУЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ. ТРЕНАЖЕРЫ / D EM 0NSTRAT1 ON. S1M U LATI Ohl. LABORATORY AND MODELING TECHNOLOGIES. SIMULATORS ОБУЧАЮЩИЕ КВЕСТЫ / EDUCATIONAL QUESTS МНОГОПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЕ ИГРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОВЕРКИ КОМПЕТЕНЦИЙ/ MULTIPLAYER GAMES AS ATOOL FOR COMPETENCE TEST
Расширение информационных каналов для вовлечения молодежи в научно-техническое творчество / The expansion of information channels to
involvement youth in the scientific and technical creativity
1 специализированные интернет- Г порталы / specialized internet | portals
активное вовлечение сми в освещение работы
понтк/the active
involvementofthe massmedia into coverage of the postc's work
Программы -
симуляторы профессиональной деятельности /
Simulation Programs of professional activity
Виртуальные среды
профориентационной направленности и приобретения профессиональных навыков /
Virtual environmentsofcareer-
oriented areas and acquisition of skills
Организация системы ранней профориентации школьников/ Organization of system of pupils' early career
guidance
Технология / Technology
Фактор изменения/ Factor of change
презентационные программы инженерных направлении подготовки / presentation programs of engineering training areas
системное взаимодействие с родителям и / system i _interaction with parents_|
системное вздомодеиствие co школьными педагогами и администрацией / system interaction with schoolteachers _and administration_
федеральная система мониторинговых исследовании заинтересованности школьников инженерным направлением / the federal system of monitoring studies of students' interestin engi neer i ng ar ея
Система онлайн-
профтестирования/ online systemof career-testing
формирование системы компетентного родительствд (родитель
как профессия)/ development of competent parenting system (the parent as a profession)
Организация эффективных коммуникаций участников клубов / The organization of effective communication between clubs' participants
вовлечение в систему наставничества ПОНТК студентов, магистрантов.
научные и меикерс
кие вечеринки/ sci enti fl с and making parties
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПЛОЩАДКИ для
организации интеллектуального досуга молодежи / regional innovation platforms for the organization of intellectual leisure of youth
новые формы пррстрднств для обучения. работы. творчества: коворкинги. хакспеисы.science-artлаборатории. фаблабы ипроч./ new forms ofspaces for learning and creativity: coworking spaces. hackspaces. science-art laboratories. fablabs etc.
профессиональные сообщества как среда развития специалиста/ professional communities asan environment for specialist's development
расширение возможностей «социального лифта» для членов ПОНТК /
Widening options of "social elevator" for POSTC's members
Спонсорская
помощь индустриальных
партнеров/ Sponsorship of
industrial partners
независимая аттестация слушателей программ ополнительного образования
понтк с привлечением ютенцимьных работодателей ' independent certification of
the audience of postc's dditional education programs with involving potemttal employers
система грантовои поддержки научно-
технического творчества/the system of grant support 0fscient1fic and technical work
which allows to consider postc as the level of education
Система стимулирования за выдающиеся успехи участников ПОНТК / Incentive system for standout success of POSTC's participants
система целевых запросов работодателей на освоение программ дополнительного образования / system of target-oriented requests from employers for the development of additional education programs
educational trajectories which creaie based on examples ofspecific successful people inthe fl eld of engineering
игровая achi eve-логика в
образовании: мониторинг в
реальном временитекущц)! образовагельныхграектории и достижений / games achieve-logic in education: real-time monitoring of current educational trajectories and achievements
Р и с. 7. Карта времени. Блок 2. «Деятельность». Мотивация F i g. 7. Time's Map. Section 2. "Activity". Motivation
пень образования, считается важным шагом к формированию новой парадигмы дополнительного образования, обеспечивающей усиление его значимости. Это позволит создать условия для привлечения регулярного финансирования в развитие ПОНТК, дополнительные преференции для молодых инженеров при трудоустройстве и др.
Формирование интегрированных ПОНТК на основе взаимодействия вузов, предприятий реального сектора экономики, дворцов технического творчества молодежи и др. - принципиально новый подход к развитию технического творчества молодежи. Его реализация позволит гибко распределить различные функции и уровни системы ПОНТК между стейк-холдерами, сформировать практико-ориентированный контент обучения на основе потребностей индустриальных партнеров и др. Методической основой для реализации подобных структур может служить сетевой или кластерный подход, которые позволяют достаточно гибко организовывать взаимодействие на выгодных условиях без жесткой административной регламентации.
Обучение. Развитие ПОНТК как площадки для апробации новых образовательных инструментов можно назвать основой для модернизации инженерного образования. В рамках работы ПОНТК систематизируется и формируется прак-тико-ориентированный междисциплинарный контент, который может стать базой для переработки основных образовательных программ, а также методические основы проектного обучения, подготовки инженерных команд, моделирования и проектирования как базовых основ преподавания инженерных наук и др. (рис. 6).
Учреждение ассоциации ПОНТК должно стать важным стимулом к дальнейшей интеграции структур на территории страны, активизации сетевого взаимодействия, информационного обмена. Ассоциация ПОНТК, сформированная как общественная организация, может представлять интересы клубов
в государственных органах, устанавливать связи с реальным сектором экономики, быть независимым сертифицирующим деятельность клубов органом и т. д.
Формирование индивидуальных траекторий обучения студентов и школьников в ПОНТК представляет собой систему индивидуализации дополнительного образования в соответствии с заранее определенными целевыми векторами развития, индивидуальными особенностями и потребностями молодых людей. Подбор индивидуальных траекторий обучения должен осуществляться специально подготовленными тьюторами или образовательными консультантами. В условиях массовизации и сетевой интеграции системы ПОНТК возможно освоение различных образовательных программ и продуктов в режиме удаленного доступа или в различных вузах.
Формирование региональных и федеральных банков идей технической направленности на открытых интернет-платформах создает базу данных перспективных технических проектов, которые могут реализовываться как индивидуально, так и по системе крауд-сорсинга, а также может стать основой для возникновения креативного практи-ко-ориентированного образовательного контента ПОНТК.
Формирование карт компетенций под конкретные инженерные направления подготовки и профессии создает практическую основу перехода к компетент-ностному подходу в основном и дополнительном образовании. Формирование карт компетенций должно происходить в непосредственном контакте с потенциальными работодателями и быть максимально конкретным для целей практического внедрения в деятельность ПОНТК.
Внедрение в практику системы премиального дополнительного образования является одним из инструментов формирования элитных инженерных кадров. Премиальное дополнительное образование предназначено для блестяще освоивших основные курсы и дисциплины молодых людей и имеет
в качестве контента уникальные междисциплинарные учебные курсы, развивающие необходимые компетенции на самом высоком уровне.
Формирование единого банка данных кейсов и практических заданий предприятий - основа для разработки практико-ориентированного контента ПОНТК. Оно осуществляется с помощью систематизации практик конкретных предприятий как силами наставников ПОНТК, педагогов, так и самими индустриальными партнерами.
Переход от дипломов о высшем образовании к дипломам компетенций позволит работодателям осуществлять более осознанный выбор претендентов, а студентам более четко и целенаправленно строить траекторию основного и дополнительного образования.
Внедрение в практику концепции «перевернутого» университета на платформе ПОНТК предполагает усиление значимости дистанционного образования, формирование базовых теоретических знаний в научно-технической сфере на основе МООС-курсов. При этом система реального обучения в рамках основных и дополнительных образовательных программ должна строиться как платформа для приобретения практических компетенций, организации живого общения и диалога, включать систему наставничества и образовательного консалтинга, который позволит выбрать наиболее целесообразный контент дистанционного образования.
Мотивация. Организация системы независимой аттестации слушателей программ дополнительного образования ПОНТК с привлечением потенциальных работодателей позволяет установить «обратную связь» с потенциальными потребителями результатов деятельности ПОНТК (работодателями) и выйти за рамки формализованных требований к подготовке кадров, что в дальнейшем способствует совершенствованию контента и методов обучения (рис. 7).
Создание современной единой системы учета результатов научно-техни-
ческого творчества молодежи и формирование их персональных творческих портфолио должно быть реализовано на интернет-платформе и представлять собой специализированную базу данных, которая позволяет молодым людям выявить собственные конкурентные преимущества, определить рейтинговые позиции по отношению к сверстникам, развивающимся в том же научном или практическом направлении, а также реализовать возможности для работодателей подбирать наиболее талантливые инженерные кадры.
Формирование единой системы учета достижений школьников в сфере научно-технического творчества при поступлении в вузы как базы данных, которая может использоваться приемными комиссиями вузов, является важным инструментом унификации оценки творческих достижений школьников.
Создание единого портала конкурсов и олимпиад по инженерным направлениям подготовки позволит систематизировать все проводимые на территории страны инженерные конкурсы и послужит путеводителем для наставников ПОНТК и членов клуба для планирования участия в них.
Создание нормативной базы для отбора на все уровни образования через механику инженерных соревнований -перспективный механизм отбора талантливых в инженерной сфере молодых людей. Он может стать альтернативой ЕГЭ и профильных олимпиад.
Сетевой университет ПОНТК, сформированный на основе взаимодействия наиболее эффективных клубов и обеспечивающий реализацию индивидуальных образовательных траекторий талантливых в инженерной сфере молодых людей, может стать практической реализацией наиболее развитой модели сетевой интеграции ПОНТК в масштабах всей страны. Суть модели заключается в отборе наиболее перспективных и отлаженных образовательных треков и программ дополнительного образования в научно-технической сфере.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Т. 21, № 2. 2017
Глобализация экономики и рост конкуренции за таланты между крупными промышленными компаниями / Globalization of the economy and increased competition for talented people between major industrial companies
повышениетребований к качеству инженерного образований в вузах со стороны органов в сфере надзора образования и индустриальных партнеров / increasing
независимая аттестация слушателей программ
образования понтк с
потенциальных работодателе й /
дополнительные и основные )бра30вагельные программы по заказу предприятий реального сектора экономики/additional and basic educational programs on order0гтне real sector of the economy
единый банк данных о
вакансиях ведущих предприятий реального сектора экономики /
United database of vacancies of leading enterprises ofthe real sector ofthe economy
система кадрового резерва талантливой в инженерной сфере молодежи
/System of candidates' pool
of talented youth in the sphere of engineering
система Переход от
отсроченных дипломов 0
контрактов между высшем
талантливыми образовании
молодыми людьми б к дипломам
инженерной сфере и промышленными компетенций /the
предприятиями /the
system of deferred transhion
contracts between from higher
talented young education
people inthesphere diplomas то
of engineering and diplomas of
industry competenc
Формирование системы выявления талантов на различных у ровнях/Creation of system of identifying talents at the various levels
Системы конкурсного отбора на
локальном и федеральном уровнях/
Competitive selection systems on the local
and federallevels
Популяризация отечественных инженерных
конкурсов на международном уровне/ promotion of domestic engineering tenders at the international level
единая система учета результатов научно-технического творчества молодёжи и формирование их персональных
творческих п0ртф0ли0 / united accounting system of results of scientific and technical creativity of youth and the creation oftheir personal creative portfolio
организация мировых финалов инженерных соревнований в россии / the organization of the world fl nals of engi neeri ng com petitions in russ ia
разработка правовой базы,
позволяющей рассматривать понтк как ступень образования / the development ofthe legal fram ework, which allows to consider postcs as the level of education
виртуальное пространство научно-техн ическо го тв о рче ства / the virtu al space of scientific and technical creativity
Формирование системы элитного инженерного образования / Development of system of elite engineering education
Методы языковой подготовки
технической направленности / methodsof language training of tech ni cal area
Коммуникационная среда
единомышленников для талантливых инженеров/ communication environment of co-thinkers for talented engineers
цифровые алгоритмы проектирования индивидуальных образовательных траекторий /
digital algorithms of designing of individual educational trajectories
Формирование междисциплинарных компетенций в инженерной сфере / Creation of interdiscipunary competences in the sphere of engineering
Технология / Technology
Фактор изменения/ Factor of change
Кейсы промышленных предприятий / Cases of
industrial enterprises
командообразование / teambuilding
Подготовка инженерных проектных команд /Trainingof engineering project teams
Сотрудничество сдетскимитехнопарками,
кванториумами, центрами технического творчества молодежи / cooperation with children's technology parks, kvantoriums, centers of youth's technical creativity
временныетворческие коллективы ç привлечением специалистов из смежных областей для решения конкретных научно-практических задач / temporary creative teams with experts from related fields for sqlvingspecificscient1ficand practical problems
специально разработанные сервисы удаленного общения через интернет/
specially designed remote сом m u n1 сан on s er vi ces via the inter net
^^^^^^^^^^исйстёма ранней профориентации и вовлечение в инженерную профессию с младшего школьного возраста / the system of early career guidance and involvement in the engineering profession
primary school age
ёцшшйшяжцм^^^ 1 ижиянгсм конкррныхуспешнцх
людей б инжат ернои ^
Социальные сети/ Social networks
inthefieldof engineering
Развитие у молодых людей компетенций и мотивации к непрерывному самообразованию и повышению квалификации / Development of young peoples
competencies and motivation to lifelong learning and further training
Информационные технологии / Information Technologies
Агитационная работа в школах и
студенческих группах / agitation work in schools and student groups
региональные инновационные площадки
для организации интеллектуаль ного досуга
молодежи /regional innovation platforms for the organization of intellectual leisureofyouth
региональные и . федеральные банки идеи технической направленности на открытых интернет-платформах / regional and federal
banks of ideas of technical areas on open internet platforms
Новые формы пространств для обучения, работы, творчества:
коворкинги,хакспейсы. science-art .лаборатории, фаблабы и проч./ new forms ofspaces for learning and creativity: coworkingspaces, hackspaces, science-art laboratories. fablabs etc.
игровая achieve-логикав образовании: мониторинг в реальном временитекущих образовдтельныхтраекторий и достижений / games achieve-logií education: real-time monitori ngc current educational trajectories a achievements
Развитие у молодых людей ключевых компетенций творческого работника (soft skills): инициативность, креативность, стрессоустойчивость,
целеустремленность и др. / development of young people's key competencies of creative worker (soft skills): initiative, creativity, ability to handle stress,
commitment and others.
возрождениеdiy-культуры и продвижение в практике образования / revival of diy-culture and advancement
Система профессиональной переподготовки для работающих инженеров на платформе ПОНТК / Professional
training system for working engineers on POSTCsTHE platform
Активное сотрудничество с индустриальными партнерами/ Active cooperation with
industrial partners
Дистанционные технологии / Remote
technologies
высокоскоростное образование под узкий круг задач / high-speed educahon of a narrow range of tasks
Р и с. 8. Карта времени. Блок 3. «Результат». Инженер «новой формации» F i g. 8. Time's Map. Section 3. "Result". Engineer of a new breed
INTEGRATION OF EDUCATION. Vol. 21, no. 2. 2017
Дополнительные и основные образовательные программы по заказу предприятий реального сектора экономики / Additional and basic educational programs on order of the real sector of the economy
их ГРУПП из представителей техн 'иятий реального сектора экономики для i мотраобразовательн ых стандартов
вания / Creation ofworking groups of сн n cal и n ivasities an d enterprises in th e | condmy for the regular reviewofthe fan dards of tech mcal education
Общественно-профессиональная аккредитация программ i
дополн ительного образования ПОНТК/ Pu bliс an d professional i accreditation of additional education programs of POSTC I
аттестация слушателей программ дополнительного "ния ПОНТК с привлечением потенциальных ЕЙ /1nde pendent certificaton oftheaudienceof ditional education programs involving potential
Разработка правовой базы, позволяющей рассматривать
ПОНТК как
ступень образования / Development of the legal framework, which allows to consider POSTC as the level of
Междисциплинарность основных образовательных программ /Interdisciplinarité of basic educational
специализи рованные порталы техн и ческ0и литературы
/ Specialized portals oftechnical literature
Специализированное издание (журнал) с материалами олучших практиках ПОНТК/ specialized publication (journal) with materials of best POSTC's practices
Кластеры основных и дополнительных образовательных прорамм / Clusters of basic and
additional educational programs
Внедрение концепции СDIO в основные и дополнительные образовательные программы / Introduction of CDIO concept in primary and secondary educational programs
Возрождение DIY-культурыи продвижение в
практике образования / revival of DIY-cultire and advancement in the practice of education
\ система всероссийской академической [ мобильности студентов инженерного
профиля / All-Russian system of
academic mobility of students of engineering profile
Система образовательных
грантов для талантли вой в и нжен ерной сфере молодежи / thesystem of educational grants for talented youth in the f1eldof engineering
Механизмы поддержки экспорта дополнительного образования/
Mechanismsto support the export of an additional education
Регулярн о фун кци он и рующи е дискуссионные площадки и
и hteph ет-платформ ы для
обсуждения и решения
инженерных задач/ regularly functioning discussion platforms and online platforms for discussing an d solving engineering problems
Региональные и федеральные банки идей технической направленности на открытых интернет-платформах / Regional and federal banks of
Концепция «перевернутого»
университета на платформе ПОНТК / "Inverted" university concept on POSTC's
platform
Обучение инженерных команд / Training of Engineering Teams
Технология/Technology
командообразование / Teambuilding
для обучения, работы, шспейсы, science-art pom. / New forms of creativity: covvorking ice-art laboratories,
национальных распределенных 1ддля выполнениятворческих
»-техническойсфере/ developing lurm engin œring teams ТО carry ectsin the engineeri ng field
Фактор изменения / Factor of change
Геймификация образования/ Gamification of education
Интерактивные методы / Interactive methods
Методы активизации творческого мышления /Methods ofactiveation of
creative thinking
Программы - симуляторы профессиональной деятельности / Simulation programs of professional
activity
Многопользовательские игры как инструмент проверки компетенций / Multiplayer games as a tool for competence
test
the acquisition of skills
Игровая achieve-) образовании: moh реальном bpemehi образовательных тр. достижений/Gams
Р и с. 9. Карта времени. Блок 3. «Результат». Система инженерного образования F i g. 9. Time's Map. Section 3. "Result". System of engineering education
3. Результат
Инженер «новой формации». Общественно-профессиональная аккредитация программ дополнительного образования ПОНТК закладывает основу
для практической ориентации образовательного контента, учета требований максимального числа стейкхолдеров и регулярного совершенствования образовательных практик ПОНТК (рис. 8).
Формирование единого банка данных о вакансиях ведущих предприятий реального сектора экономики и его регулярная актуализация являются одним из важных стимулов к вовлечению молодежи в инженерно-техническое направление, поскольку доступность информации создает предпосылки для осознанного выбора профессии инженера и формирования индивидуальных образовательных траекторий. Система может быть реализована на открытой интернет-платформе и выстраиваться эффективными предприятиями реального сектора экономики, исходя из текущих и перспективных потребностей.
Формирование системы элитного инженерного образования в технических вузах предполагает многоэтапный процесс определения и опережающего развития талантливых в инженерной сфере молодых людей, включая систему инженерных конкурсов, премиального дополнительного образования, всероссийской и международной мобильности, стажировок, «социального лифта» во взаимодействии с потенциальными работодателями. При этом отмечается тот факт, что элитарность противопоставляется массовости. Система элитного инженерного образования должна быть предназначена для молодых людей, демонстрирующих высокие показатели в учебе и настроенных на ускоренную траекторию карьеры в ведущих компаниях. Формированию подобной системы должны предшествовать превентивный анализ рынка труда и обоснованная востребованность элитарной подготовки кадров для отдельных его сегментов.
Внедрение в практику системы отсроченных контрактов между талантливыми молодыми людьми в инженерной сфере и промышленными предприятиями представляет собой эффективный мотивирующий инструмент для молодежи к развитию компетенций в инженерно-технической сфере и является документом, в котором содержатся отсроченные обязательства промышленного предприятия по трудоустройству конкретного претендента на установленную вакантную должность.
Широкое распространение системы целевой подготовки инженерных кадров по индивидуальным образовательным траекториям создает основы для профильного образования в интересах конкретных работодателей. Образовательные программы и инструментарий обучения формируется по конкретным рекомендациям и профилям, при этом оплата обучения частично или полностью ложится на плечи заинтересованных компаний.
Система инженерного образования. Формирование кластеров основных и дополнительных образовательных программ, направленных на комплексную подготовку профессиональных инженеров, представляет собой эффективный методический инструмент организации образовательного контента в формате взаимосвязанных модулей, что становится основой развития междисциплинарного подхода в инженерном образовании.
Внедрение в практику гибких индивидуальных траекторий обучения инженерных кадров позволяет реализовывать индивидуализацию обучения при возможности ее регулярной корректировки под влиянием потребностей обучаемого и изменениях во внешней среде.
Внедрение саморегулирующихся образовательных стандартов на основании востребованных образовательных траекторий мы считаем важным инструментом формирования гибкого образовательного контента, который может трансформироваться в результате изменений потребностей как работодателей, так и самих студентов.
Формирование системы гибкого изменения состава выпускающих кафедр на факультетах (в институтах) является следствием и необходимым условием для внедрения гибких индивидуальных образовательных траекторий и саморегулирующихся образовательных стандартов и обеспечивает мобильность кадрового состава основных и дополнительных образовательных программ в соответствии с изменяющимися потребностями рынка и индустриальных партнеров.
Внедрение в практику мониторинга в реальном времени текущих образовательных траекторий и достижений членов ПОНТК может быть реализовано в формате интернет-платформы, в которой в большинстве случаев автоматически фиксируются индивидуальные достижения, что создает основу для их отображения в режиме реального времени. Для эффективного функционирования подобной платформы необходима ее четкая привязка к единым федеральным порталам конкурсов и дополнительного инженерного образования, а также ряду других значимых интернет-сайтов.
Особо отмечается, что помимо мероприятий чисто технической направленности, которые обеспечивают формирование инженера «новой формации», в дорожной карте присутстствуют и те, которые способствуют гуманизации и гуманитаризации инженерного образования, а также формированию так называемых гибких навыков (soft skills): языковая подготовка, командообразова-ние, методы активизации творческого мышления и др.
Обсуждение и заключения
Вопросы развития научно-технического творчества и инженерного образования в рамках специализированных структур - ПОНТК - относительно новая для отечественной науки и практики проблематика, при этом отмечается весьма высокий интерес ученых и специалистов к ее изучению.
Проведенные в рамках проекта мероприятия (серия семинаров и круглых столов) продемонстрировали неподдельный интерес представителей научно-образовательного сообщества, промышленности и органов государственной власти к дальнейшему изучению проблемы и внедрению лучших практик в деятельность вузов. Именно отсутствие научно-методических материалов, понимания перспектив развития подоб-
ных структур могут вызывать в ряде случаев «сопротивления и изменения». При этом в рамках проекта было показано, что традиционные форматы развития научно-технического творчества уже достигли своего «предела результативности» и требуются принципиально новые подходы к решению актуальных государственных задач формирования «инженера новой формации».
Дорожная карта повышения эффективности ПОНТК - базовый рабочий инструмент. В соответствии с методологией RF она нуждается в регулярном обновлении и совершенствовании в соответствии с динамикой внешней и внутренней среды функционирования ПОНТК.
Таким образом, проведенное исследование, являющееся частью комплексного проекта, позволило определить направления дальнейшего развития ПОНТК с использованием технологии проектирования будущего. Привлечение в экспертную группу специалистов из различных сфер обеспечило более высокую валидность данных, а использование разработанных дорожных карт в смежных областях - корреляцию трендов развития ПОНТК с другими тенденциями в образовательной сфере и молодежной среде.
Представленная в качестве результата дорожная карта структурирована в соответствии с логикой форсайта в рамках выбранного временного горизонта. В силу наличия значительного количества мероприятий дорожной карты для их эффективной реализации требуется особое внимание к объектам исследования со стороны органов управления как на локальном, так и на федеральном уровне.
Разработанная дорожная карта универсальна и может быть применима в вузах различной направленности, при этом для целей конкретного университета представляется целесообразной ее адаптация с учетом специфики деятельности.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Т. 21, №2. 2017 ffiffiffi СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Акулова Ю. В. Развитие научно-технического творчества учащихся при изучении физики в образовательной системе «школа - технический вуз» // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 9. С. 165-170. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=16548358 (дата обращения: 22.12.2016).
2. Кобилов В. А., Турсунов С. А., Махмудова Н. Н. Некоторые научно-теоретические проблемы развития технической изобретательской деятельности студентов // Ученые записки Худжандского государственного университета им. акад. Б. Гафурова. 2012. № 4 (32). С. 107-120. URL: http://elibrary. ru/item.asp?id=18173119 (дата обращения: 18.01.2017).
3. Наумкин Н. И. Формирование у студентов технических вузов способности к инновационной инженерной деятельности // Высшее образование сегодня. 2008. № 9. С. 79-81. URL: http://elibrary. ru/item.asp?id=11602677 (дата обращения: 18.01.2017).
4. Потапцев И. С., Бушуева В. В., Бушуев Н. Н. Основные направления технического творчества в инженерном образовании // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. 2014. № 8 (653). С. 80-88. DOI: 10.18698/0536-1044-2014-8-80-88
5. Шабунина Н. В. Разные подходы к обучению методу моделирования студентов технического вуза // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2012. № 4. С. 43-48. URL: https://sced.ru/ru/index. php?option=com_content&view=article&id=173:4-201257&catid=23&Itemid=156 (дата обращения: 18.01.2017).
6. Bairaktarova D. The new renaissance artificers: harnessing the power of creativity in the engineering classroom // Creative Ways of Knowing in Engineering. 2016. Pp. 1-22. URL: http://www.springer.com/in/ book/9783319493510 (дата обращения: 18.01.2017).
7. Burklo D. A. Regaining America's leading global position in the innovation of science and technology: increasing engineering program enrollment in higher education : dis. ... Doctor of Philosophy. Capella University,
2015. 169 p. URL: http://adsabs.harvard.edu/abs/2015PhDT........45B (дата обращения: 18.01.2017).
8. Cubero S. N. Developing the creativity and design skills of mechatronic engineering students with labs and robot competitions // Machine Vision and Mechatronics in Practice. 2015. Pp. 287-307. DOI: 10.1007/978-3-662-45514-2_23
9. Kanematsu H., Barry D. M. STEM and Creativity // STEM and ICT Education in Intelligent Environments. 2015. Vol. 91. Pp. 15-23. DOI: 10.1007/978-3-319-19234-5
10. Kim Y., Park N. The effect of STEAM education on elementary school student's creativity improvement // Computer Applications for Security, Control and System Engineering. Series Communications in Computer and Information Science. 2012. Vol. 339. Pp. 115-121. DOI: 10.1007/978-3-642-35264-5_16
11. Creative engineering design aspects given in a creativity training course / J. Lloveras [et al.] // Design Creativity 2010. London : Springer, 2011. Pp. 297-303. DOI: 10.1007/978-3-642-35264-5_16
12. Developing middle school students' interests in STEM via summer learning experiences: see blue STEM camp / M. J. Mohr-Schroeder [et al.] // School Science and Mathematics. 2014. Vol. 114. Р. 297. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/ssm.12079/pdf (дата обращения: 18.01.2017).
13. Root-Bernstein R. Arts and crafts as adjuncts to STEM education to foster creativity in gifted and talented students // Asia Pacific Education Review. 2015. Vol. 16, issue 2. Pp. 203-212. DOI: 10.1007/ s12564-015-9362-0
14. Straw S., Hart R., Harland J. An evaluation of the impact of STEMNET's services on pupils and teacher. Slough : NFER, 2011. URL: https://www.nfer.ac.uk/publications/SEOZ01/SEOZ01.pdf (дата обращения: 18.01.2017).
15. Кораблев А. Ю. Методология SCRUM при подготовке инновационных студенческих проектов [Электронный ресурс] // ИнноЦентр. 2016. № 4 (13). С. 1-6. URL: http://innoj.tversu.ru/Vi-pusk4(13)2016/1%20-%20Кораблев.pdf (дата обращения: 18.01.2017).
16. Барсуков Е. М., Паничева Т. Б. Ступени творческого образования [Электронный ресурс] // ИнноЦентр. 2016. № 4 (13). С. 7-11. URL: http://innoj.tversu.ru/Vipusk4(13)2016/2%20-%20Паничева.pdf (дата обращения: 18.01.2017).
17. Левый Д. В. Опыт работы Центра молодежного инновационного творчества «Техномир» на базе Брянского государственного технического университета [Электронный ресурс] // ИнноЦентр.
2016. № 4 (13). С. 12-16. URL: http://innoj.tversu.ru/Vipusk4(13)2016/3%20-%20Левый.pdf (дата обращения: 18.01.2017).
18. Политов М. В. Особенности организации ПОНТК на инженерном факультете классического университета [Электронный ресурс] // ИнноЦентр. 2016. № 4 (13). С. 17-20. URL: http://innoj.tversu. гаМршк4(13)2016/4%20-%20Политов^ (дата обращения: 18.01.2017).
19. Мальцева А. А. Практико-ориентированные научно-технические клубы творческого развития студентов и школьников: анализ рисков [Электронный ресурс] // ИнноЦентр. 2016. № 4 (13). С. 21-25. URL: http://innoj.tversu.ru/Vipusk4(13)2016/5%20-%20%20Мальцева.pdf (дата обращения: 18.01.2017).
20. Монахов И. А. Меры государственной поддержки стимулирования молодежи к выбору инженерного образования и инженерных профессий в Великобритании [Электронный ресурс] // ИнноЦентр. 2016. № 4 (13). С. 26-35. URL: http://innoj.tversu.ru/Vipusk4(13)2016/6%20-%20%20Монахов.pdf (дата обращения: 18.01.2017).
21. Барсукова Н. Е. Система конкурсных и образовательных мероприятий практико-ориентиро-ванных научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников [Электронный ресурс] // ИнноЦентр. 2016. № 4 (13). С. 47-54. URL: http://innoj.tversu.ru/Vipusk4(13)2016/8%20-%20 Барсукова.pdf (дата обращения: 18.01.2017).
22. КлюшниковаЕ. В. Рейтинги и популярность технических вузов [Электронный ресурс] // ИнноЦентр. 2016. № 4 (13). С. 55-63. URL: http://innoj.tversu.ru/Vipusk4(13)2016/9%20-%20Клюшникова. pdf (дата обращения: 18.01.2017).
23. Клюшникова Е. В. Эффективные механизмы привлечения школьников к научно-техническому творчеству как способу повышения их заинтересованности научно-техническими направлениями [Электронный ресурс] // ИнноЦентр. 2016. № 4 (13). С. 36-46. URL: http://innoj.tversu.ru/ Vipusk4(13)2016/7%20-%20Клюшникова.pdf (дата обращения: 18.01.2017).
Поступила 03.02.2017; принята к публикации 10.03.2017; опубликована онлайн 30.06.2017.
Об авторах:
Мальцева Анна Андреевна, директор Научно-методического центра по инновационной деятельности высшей школы им. Е. А. Лурье ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет» (170100, Россия, г. Тверь, ул. Желябова, д. 33), кандидат экономических наук, ORCID: http://orcid.org/ 0000-0003-4347-5586, [email protected]
Лельчицкий Игорь Давыдович, директор Института педагогического образования и социальных технологий ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет» (170100, Россия, г. Тверь, ул. Желябова, д. 33), доктор педагогических наук, профессор, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-1902-653X, [email protected]
Заявленный вклад авторов:
Мальцева Анна Андреевна - подготовка начального варианта текста; визуализация/представление данных в тексте; сбор данных и доказательств; проведение экспериментов; формализованный анализ данных.
Лельчицкий Игорь Давыдович - научное руководство; обеспечение ресурсами; развитие методологии; критический анализ и доработка текста.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
REFERENCES
1. Akulova Yu.V. Development of scientific and technical creativity of students studying physics at the stage of school-technical college transition. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal = Siberian Pedagogical Journal. 2009; 9:165-170. Available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=16548358 (accessed 22.12.2016). (In Russ.)
2. Kobilov V.A., Tursunov S.A., Makhmudova N.N. Some scientifico-theoretical problems of development in regard to technical inventiveness in students activities. Uchenye zapiski Khudzhandskogo gosuni-versiteta im. akad. B. Gafurova = Khujand State University Bulletin. 2012; 4(32):107-120. Available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=18173119 (accessed 18.01.2017). (In Russ.)
3. Naumkin N.I. [Creating the ability to innovation engineering among technical universities students]. Vyssheye obrazovaniye segodnya = Higher Education Today. 2008; 9:79-81. Available at: http://elibrary. ru/item.asp?id=11602677 (accessed 18.01.2017). (In Russ.)
4. Potaptsev I.S., Bushuyeva V.V., Bushuyev N.N. [The main directions of technical creativity in engineering education]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Mashinostroeniye = News of higher educational institutions. Engineering. 2014; 8(653):80-88. DOI: 10.18698/0536-1044-2014-8-80-88
5. Shabunina N.V. Various aproaches to teaching modeling method to technical higher educational institution students. Nauchnoye obozreniye: gumanitarnye issledovaniya = Scientific Review: Humanities Researches. 2012; 4:43-48. Available at: https://sced.ru/ru/index.php?option=com_content&view=article&id=173:4-201257&catid=23&Itemid=156 (accessed 18.01.2017). (In Russ.)
6. Bairaktarova D. The new renaissance artificers: harnessing the power of creativity in the engineering classroom. In: Creative ways of knowing in engineering. 2016. p. 1-22. Available at: http://www.springer. com/in/book/9783319493510 (accessed 18.01.2017).
7. Burklo D.A. Regaining America's leading global position in the innovation of science and technology: increasing engineering program enrollment in higher education: Diss. presented in partial fulfillment of the requirements for the degree Doctor of Philosophy. Minneapolis: Capella University; 2015. Available at: http://adsabs.harvard.edu/abs/2015PhDT........45B (accessed 18.01.2017).
8. Cubero S.N. Developing the creativity and design skills of mechatronic engineering students with labs and robot competitions. In: Machine vision and mechatronics in practice. 2015. p. 287-307. DOI: 10.1007/978-3-662-45514-2_23
9. Kanematsu H., Barry D.M. STEM and creativity. STEM and ICT Education in Intelligent Environments. 2015; 91:15-23. DOI: 10.1007/978-3-319-19234-5
10. Kim Y., Park N. The effect of steam education on elementary school student's creativity improvement. Computer Applications for Security, Control and System Engineering. Series Communications in Computer and Information Science. 2011; 339:115-121. DOI: 10.1007/978-3-642-35264-5_16
11. Lloveras J., Saiz M.-A., García-Delgado С., Chaur J., Claudí L., Barlocci A., Carnicero L. Creative engineering design aspects given in a creativity training course. In: Taura T., Nagai Y., editors. Design Creativity. London: Springer; 2010. p. 297-303. DOI: 10.1007/978-3-642-35264-5_16
12. Mohr-Schroeder M.J., Jackson C., Miller M., Schroeder D.C., Walcott B., Littler, et al. Developing middle school students' interests in stem via summer learning experiences: See blue STEM camp. School Science and Mathematics. 2014; 114:297. Available at: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/ssm.12079/pdf (accessed 18.01.2017).
13. Root-Bernstein R. Arts and crafts as adjuncts to STEM education to foster creativity in gifted and talented students. Asia Pacific Education Review. 2015; 2(16):203-212. DOI: 10.1007/s12564-015-9362-0
14. Straw S., Hart R., Harland J. An evaluation of the impact of STEMNET's services on pupils and teacher. Slough: NFER; 2011. Available at: https://www.nfer.ac.uk/publications/SEOZ01/SEOZ01.pdf (accessed 18.01.2017).
15. Korablev A.Yu. SCRUM methodology in preparing innovative student projects [Electronic resource]. InnoTsentr = InnoCentre. 2016; 4(13):1-6. Available at: http://innoj.tversu.ru/Vipusk4(13)2016/1%20-%20 Кораблев.pdf (accessed 18.01.2017). (In Russ.)
16. Barsukov E.M., Panicheva T.B. Stages of art education [Electronic resource]. InnoTsentr = InnoCentre. 2016; 4(13):7-11. Available at: http://innoj.tversu.ru/Vipusk4(13)2016/2%20-%20Паничева.pdf (accessed 18.01.2017). (In Russ.)
17. Levy D.V. The experience of the youth innovation creativity centre "Tehnomir" on the basis of the Bryansk State Technical University [Electronic resource]. InnoTsentr = InnoCentre. 2016; 4(13):12-16. Available at: http://innoj.tversu.ru/Vipusk4(13)2016/3%20-%20Левый.pdf (accessed 18.01.2017). (In Russ.)
18. Politov M.V. Features of PONTK faculty of engineering classical university [Electronic resource]. InnoTsentr = InnoCentre. 2016; 4(13):17-20. Available at: http://innoj.tversu.ru/Vipusk4(13)2016/4%20-%20 nMOTOB.pdf (accessed 18.01.2017). (In Russ.)
19. Maltseva A.A. Practice-oriented scientific and technical clubs of creative development of students and pupils: risk analysis [Electronic resource]. InnoTsentr = InnoCentre. 2016; 4(13):21-25. Available at: http://innoj.tversu.ru/Vipusk4(13)2016/5%20-%20%20Мальцева.pdf (accessed 18.01.2017). (In Russ.)
20. Monakhov I.A. The UK government's support measures for encouraging youth to study engineering and choose engineering careers [Electronic resource]. InnoTsentr = InnoCentre. 2016; 4(13):26-35. Available at: http://innoj.tversu.ru/Vipusk4(13)2016/6%20-%20%20Монахов.pdf (In Russ.)
21. Barsukova N.E. System of competitive and educational activities of practice-oriented scientific and technical clubs of creative development of students and pupils [Electronic resource]. InnoTsentr = InnoCentre. 2016; 4(13):47-54. Available at: http://innoj.tversu.ru/Vipusk4(13)2016/8%20-%20Барсукова.pdf (accessed 18.01.2017). (In Russ.)
22. Klyushnikova E.V. Rankings and popularity of technical universities [Electronic resource]. InnoTsentr = InnoCentre. 2016; 4(13):55-63. Available at: http://innoj.tversu.ru/Vipusk4(13)2016/9%20-%20 KnromHHKOBa.pdf (accessed 18.01.2017). (In Russ.)
23. Klyushnikova E.V. Effective mechanisms to attract pupils to scientific and technical creativity as a way of raising their interest in scientific and technical sphere [Electronic resource]. InnoTsentr = InnoCentre. 2016; 4(13):36-46. Available at: http://innoj.tversu.ru/Vipusk4(13)2016/70/o20-0/o20KnromHHKOBa.pdf (accessed 18.01.2017). (In Russ.)
Submitted 03.02.2017; revised 10.03.2017; published online 30.06.2017.
About the authors:
Anna A. Maltseva, Director of the Lurye Scientific and Methodological Centre for Higher School Innovative Activity, Tver State University (33 Zelyabova St., Tver 170100, Russia), Ph.D. (Economy), ORCID: http://orcid.org/0000-0003-4347-5586, [email protected]
Igor D. Lelchitskiy, Director of the Institute for Pedagogical Education and Social Technologies, Tver State University (33 Zelyabova St., Tver 170100, Russia), Dr.Sci. (Pedagogy), professor, ORCID: http:// orcid.org/0000-0002-1902-653X, [email protected]
Contribution of the authors:
Anna A. Maltseva - drafting the initial version of the text; visualization/presentation of data in the text; implementation of experiments; collecting data and evidence; a formal analysis of the data.
Igor D. Lelchitskiy - scientific management; provision of resources; development of methodology; critical analysis and revision of the text.
All authors have read and approved the final manuscript.