Научная статья на тему 'Ферганский мятеж как предисловие к конфронтации на Среднем Востоке'

Ферганский мятеж как предисловие к конфронтации на Среднем Востоке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
860
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ФЕРГАНСКИЙ МЯТЕЖ / КОНФРОНТАЦИЯ / СРЕДНИЙ ВОСТОК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тепляков Олег Викторович

В статье раскрываются причины, способствовавшие возникновению в июне 1989 г. на территории Ферганской долины межнационального конфликта, который привел к возникновению очага напряженности на пространстве Среднего Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of international conflict on the territory of Ferganskaya valley and the causes resulting in creating the political crises in the Middle East.

Текст научной работы на тему «Ферганский мятеж как предисловие к конфронтации на Среднем Востоке»

УДК 340.0 (09)

О.В. Тепляков*

^ Ферганским мятеж как предисловие к конфронтации на Среднем Востоке

В статье раскрываются причины, способствовавшие возникновению в июне 1989 г. на территории Ферганской долины межнационального конфликта, который привел к возникновению очага напряженности на пространстве Среднего Востока.

5

^ The article is devoted to the problem of international conflict on the territory of Ferganskaya valley and the

<> causes resulting in creating the political crises in the Middle East.

Ключевые слова: история, Ферганский мятеж, конфронтация, Средний Восток Международная составляющая ферганских событий

На заре перестроечных процессов определенные силы Советского Востока начали вставать под зеленые знамена воинствующего исламизма, используя его как орудие борьбы за политическую власть.

Незадолго до своей гибели президент Пакистана Зия-уль-Хак откровенно сформулировал свои ^ цели относительно дальнейших действий определения будущего для Средней Азии: «Мы заработали ^ себе право иметь очень дружественный режим в Кабуле. Мы ни за что не позволим, чтобы он был похож на прежний режим, находившийся под индийским и советским влиянием и представлявший ^ претензии на нашу территорию. Это будет поистине исламское государство, составляющее часть ^ исламского возрождения, которое, как вы увидите, однажды охватит мусульман, проживающих в ^ Советском Союзе»1.

Вскоре «афганская война» стала вползать в Среднюю Азию. Созданная в 1988 г. организация «Исламский союз северных народов Афганистана» (ИССНП) объявила и стала осуществлять подрывные акции с целью «освобождения советских мусульман» и создания «свободного Туркестана» ^ (с включением в этот союз государств Средней Азии). Для реализации этой программы планировалось расширение масштабов антирусской пропаганды, разжигание среди мусульманского населения ^ среднеазиатских суверенных государств националистических и русофобских настроений, а также оказание помощи в создании отрядов боевиков, способных развязать гражданскую войну на национально-религиозной почве.

В приграничных районах Афганистана была развернута сеть перевалочных баз и складов оружия, боеприпасов, подрывной литературы, наркотиков и других «материальных средств», которые предназначались не только для оснащения диверсионно-террористических групп, но и для передачи ^ таких «средств» экстремистским элементам в Узбекистане, Туркменистане и Таджикистане.

^ В феврале 1990 г. английская газета «Индепендент» сообщала, что МИД Великобритании

^ решил закрыть допуск общественности к документу пятидесятилетней давности, содержащему планы ^ проведения английскими спецслужбами кампании дестабилизации положения в южных советских ^ республиках. Соответствующим решением секретность этого документа, в отличие от других документов, рассекречиваемых согласно правилам о сроках давности, продлена до 2015 года. По данным газеты, в этом документе предлагается использовать враждебные настроения среди мусульман и других нерусских народов в отношении русских с помощью агентов английской разведки в Армении, Азербайджане, Казахстане, Узбекистане и Таджикистане. В документе рекомендуется использовать жителей приграничных районов Афганистана и Ирана, которых практически нельзя

* Доцент кафедры ОРД Санкт-Петербургского института повышения квалификации работников ФСИН России, кандидат политических наук, подполковник внутренней службы.

&

*

а

отличить от жителей прилегающих советских районов, для активизации волнений на возможно большей территории. В связи с этим корреспондент газеты задавался вопросом: не является ли решение

продлить срок секретности этого документа подтверждением того, что английская разведка и ЦРУ

^ ^ «^2 имеет агентов-провокаторов, действующих на советской территории в этих районах2.

По этому поводу заместитель председателя КГБ Таджикской ССР А. Белоусов в интервью корреспонденту ТАСС заявил: «Усиление влияние идей исламского фундаментализма в Таджикистане связано с активизацией деятельности пакистанских спецслужб, разработавших так называемую с “Программу-М” по дестабилизации общественно-политической ситуации в среднеазиатских республиках и созданию условий для их выхода из состава СССР». По его словам, КГБ располагал 5! неопровержимыми фактами использования пакистанскими спецслужбами в этих целях вооруженной оппозиции. Но «на подобные предостережения не было соответствующей реакции со стороны союзного и республиканского руководства»3.

Подтверждением высказывания высокопоставленного сотрудника КГБ ТаССР могут являться 5;

активные действия спецслужб США, Великобритании, Пакистана, Саудовской Аравии, Египта, других ^ стран клуба «Золотых шатров».

В начале июня 1978 г. в городе Анаполисе (США) проходил симпозиум НАТО, где обсуждались возможные перемены на Среднем Востоке для США и других членов Североатлантического блока. ^

В заседаниях данного мероприятия под кодовым названием «Морское звено» приняли участие около 300 высших армейских чинов, дипломатов, ученых и официальных лиц. По окончании заседания р

было принято решение: Центральная Азия является «зоной жизненных интересов». ..... У

Реакция администрации США была незамедлительной: под руководством Президента США ^

Дж. Картера был разработан ряд документов, главная цель в которых сормулирована как постепенное с

вытеснение СССР из Средней Азии путем поощрения националистических и конфессиональных О

тенденций в обществе с последующей дестабилизацией обстановки в Афганистане и переносом г

у

На «войну в сумерках» в конце 70-х гг. прошлого века было выделено 80% всех финансов ^

ЦРУ. Для проведения данной операции в 1981 г. заинтересованными сторонами было подписано §5

соглашение, согласно которому Саудовская Аравия финансировала эту кампанию, США взяли на е

себя материальное обеспечение и консультативные услуги советников, Пакистан предоставлял свою ^

территорию для создания учебных лагерей, где должны были обучаться боевики. В соответствии с и

подобным соглашением была разработана «Программа-М», которой предусматривалась возложить контроль над диверсионно-боевыми действиями террористических организаций «зеленого интернационала» на Межведомственную разведку Пакистана.

Именно в эпоху «холодной войны» спецслужбы Североатлантического блока, используя опыт спецслужб Англии, начали опасную игру с различными «этническими и религиозными меньшинствами» и всевозможными сепаратистскими движениями в Азии. Британская империя, в МРв

течение двух веков управлявшая своими азиатскими колониями, имела богатый опыт осуществления подобных авантюрных операций, используя в своих интересах чужие противоречия, прекрасно зная ^

психологию Востока, где в любой стране постоянного ведутся межклановые противостояния °

различных группировок в борьбе за власть. В подобных случаях целесообразно предложить свою ^

помощь одной из противоборствующих сторон. 55

Подобным способом в 30-е и 40-е гг. английские спецслужбы посеяли семена раздора, которые Й

в последствии вылились в межконфессиональный конфликт на полуострове Индостан, который повлиял на создание индусских, сикхских и пакистанских экстремистских группировок.

В этот период в среде мусульманских экстремистов расцветает пакистанская религиознополитическая партия «Джамаат-э-Ислами», которая с конца 50-х гг. пользовалась финансовой Оо

поддержкой США за идеологическую антикоммунистическую линию. В 70-х и 80-х гг. при военном

0\

режиме Зия-уль-Хака эта политическая организация стала ведущей политической силой в Пакистане. ^

Подобное положение в своих интересах использовали разведки США и Великобритании. Известный ^

английский арабист и офицер разведки Бернард Льюис и советник американского президента Джимми ^

Картера по национальной безопасности Збигнев Бжезинский использовали исламский экстремизм в качестве инструмента давления в «большой игре» против СССР, сделав ставку на дестабилизацию общественно-политической ситуации в Южной и Центральной Азии, чтобы она захлестнула и среднеазиатские республики Советского Союза.

Именно специалисты ЦРУ в 1980 г. предложили обучать афганских моджахедов для последующей заброски их на территорию южных республик СССР для проведения терактов в жилых кварталах городов и селений. Армия мусульманских экстремистов-наемников, воевавших в Афганистане, по указке спецслужб постепенно перетекала в другие районы Азии, в т.ч. и в республики Средней Азии.

^ По всей видимости, подобный подход к «большой игре» исходил от британской разведки,

^ которая более 200 лет занималась интригами в Центральной Азии, являясь при этом наследником

^ Арабского бюро Министерства по делам Британской Индии и Политического департамента

правительства Британской Индии. У этих департаментов имелся богатый опыт изучения ислама и разжигания междоусобных войн, искусно направлявшихся против врагов Британии.

^ Французский журналист Тьерри Мейссан писал: «Крушение СССР и независимость

ф ( среднеазиатских государств заново открывюет “Великую игру”. Интересы США в этом регионе

^ были направлены на строительство нефтепровода для транспортировки каспийской нефти через

территорию Афганистана и Средней Азии, а также запасов нефти, газа и драгоценных камней в 3 самом Афганистане»4.

^ Подтверждением сказанному стало создание в 1978 г. турецкой штаб-квартиры организации

£

«Новой Великой Османской империи» по инициативе резидента ЦРУ в Анкаре Пола Хенти. По замыслу учредителей этого объединения, в эту деятельность планировалось вовлечь жителей Средней Азии и Закавказья, исповедующих ислам, составляющих в общем плане 70 миллионов человек. Главной целью подобного политического блока являлось создание на южных рубежах Советского Союза оплота воинствующих исламистов, которые должны были перенести «священную войну» под зелеными знаменами ислама из Афганистана на территорию среднеазиатских республик.

Именно в этот период участились поездки сотрудников американской дипломатической миссии «полюбоваться» восточной экзотикой Средней Азии.

Очевидно, причина такой «политики двойных стандартов» - новый колониальный поход США 5^ и ведущих стран-«атлантистов» на территорию Средней Азии под видом борьбы против «оси зла».

^ Сегодня в отношении всего геополитического евразийского пространства, которое американцы

^ называют «Евразийский хартленд», действует теория «петли анаконды», разработанная в конце XIX - начале

З ХХ вв. ведущим геополитиком Нового света адмиралом Альфредом Мехэном. Суть этого постулата

^ заключается в сжатии и «обвивании» Евразии со всех сторон с помощью политических, экономических и

^ военных рычагов, пока государства и народы, населяющие этот регион, не окажутся полностью под влиянием

^ США. На основании этой теории английский геополитик Маккинтер вывел формулу: «Кто владеет Евразией,

тот владеет миром». Это формулу признают ведущие геополитики мира, в т.ч. и американские «ястребы» с Капитолийского холма - Спайкмен, Бжезинский, Киссинджер и др.

^ Американцы поддерживают подобные захватнические постулаты: в 2000 г. американский

конгресс одобрил разработанную еще администрацией Клинтона «Стратегию национальной ^ безопасности в XXI веке».

Вмешательство американцев в сердце Центральной Азии происходит недаром: подобные ^ долгосрочные процессы являются практическом воплощением теории «петли анаконды». В этот

постсоветский регион они пришли не зря.

Перестроечные процессы, раскручивавшиеся на пространстве проблемной со всех сторон ^ Ферганской долины, были замешаны на экстремистской конфессиональной идеологии. Таким образом

X был заложен необходимый фундамент, чтобы в последствии американские войска смогли войти в

^ республики Средней Азии с целью создания видимости борьбы с международным терроризмом,

^ представленным в этом регионе движением «Талибан» и Усама Бен Ладеном.

^ Думается, следует прислушаться к реплике бывшего американского госсекретаря Генри

^ Киссинджера: «Я предпочитаю хаос и гражданскую войну в России тенденции ее народов к

объединению» или угрозе Збигнева Бжезинского, высказанной 21 декабря 2001 г. на страницах «Независимой газеты»: «Исходя из геополитического положения России, я не думаю, что она может идти своим собственным путем... Если Россия не обретет тесных связей с Североатлантическим сообществом, то в какой-то момент идея генерала де Голля “Европа до Урала” станет реальностью. Причем не той, которая могла бы понравиться большинству россиян»5.

Зная наследников «дядюшки Сэма», необходимо помнить их формулу действия: «Уйти, чтобы остаться». Проникновение США в Центральную Азию жест отнюдь не добрый. Они уйдут из этого

региона только тогда, когда с точки зрения политической элиты Америки будут прочно закреплены их интересы. Тогда они смогут уйти физически, чтобы остаться политически и экономически.

Этнографическая номенклатура Ферганской долины

Ферганская долина - это миндалевидная котловина, расположенная в юго-восточной части региона и окруженная высокими горными хребтами Тянь-Шанской горной системы на севере и ^ северо-востоке и Памиро-Алайской - на юге, которая только на западе имеет неширокий выход (под названием «Ходжентские ворота») в остальные районы Средней Азии. Подобная географическая Д[ изолированность способствовала историко-этнографическому своеобразию этого региона Средней 8» Азии.

В древности через Ферганскую долину проходил один из маршрутов Великого шелкового ^

пути, соединявшего Восток с Западом. Впоследствии по этому маршруту в Восточный Туркестан ^

шли караваны из Самарканда, Бухары, Ташкента, и Туркестана. Северными и северо-восточными ^ горными перевалами Фергана была связана с Таласом, Прииссыккульем, Семиречьем, южными - с Матчой, Каратегином, Бадахшаном, Кулябом, Гиссароми другими горными странами Памиро-Алая.

Выгодное географическое положение Ферганской долины не только определило усиленное е экономическое и культурное развитие края, но и обусловило значительный приток сюда этнических элементов. В смутные времена Ферганская долина была относительно спокойным краем в силу р своей изолированности. Это, а также надежда найти заработок или стремлепние укрыться от политических и религиозных преследований гнали сюда людей не только из сопредельных, но и из р

самых дальних уголков Средней Азии. В результате котловина Ферганской долины (170 км с севера с

на юг и 330 км с запада на восток), окруженной со всех сторон горными хребтами, уже к концу XIX ^

и началу XX вв. превратилась в одних из самых густонаселенных регионов Средней Азии с пестрым г

этническим составом населения. Ф

Все это способствовало тому, что в этом районе образовался тугой узел самых разных проблем, ^

конфликтов и противоречий. В Ферганской долине сложилась сложная социально-экономическая и

ситуация по причине высокой плотности заселения долины: здесь сегодня проживают от 8 до 9 млн. оь

человек, что составляет 15-20% всего населения Средней Азии. Неразвитость экономической р

инфраструктуры, ограниченность земельных и водных ресурсов, массовая безработица - все это ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

явилось важной причиной возникающих социальных взрывов, чем в 1989 г. воспользовались т

экстремистские силы, влившие в эти события свою идеологическую составляющую. е

Октябрьские революционные веяния 1917 г. также внесли свои корректировки в вековой образ жизни Ферганской долины. В 1926 г. была проведена национально-государственная реформа, ^

отражающая переход Средней Азии от «имперской» структурированной модели государства к ^

«государствообразующей» модели, повлиявшей на превращения умозрительных конструкций в ^

реальное самопознание людей. В результате термин «национальность» на Среднем Востоке стал восприниматься как установка на принадлежность к национальным республикам и областям.

По новому национально-государственному административному разделению Ферганская долина о

была разделена на три части: «узбекскую», «таджикскую» и «киргизскую». В состав Узбекистана с

вошли Андижанский и Ферганский административные округа, Таджикистану отошли города Исфара и

и Канибадам, а также Аштский, Исфаринский, Канибадамский районы Ходжентского округа, который и

до этих административно-территориальных делений входил в состав Узбекистана, Киргизии достались Джалалабадский и Ошский кантоны, принадлежвшие РСФСР. Перепись 1926 г., проведенная в 1 ^

Ферганской долине, зафиксировала 22 народности «коренных» жителей и показала ее Й

многонациональное^.

Этот небольшой исторический экскурс дает возможность предположить, что к вышеперечисленным причинам, влияющим на социальную напряженность в Ферганской долине, .

О *4}

можно отнести и национальный вопрос. В прошлом веке эта территория оказалась поделенной между ^

тремя государствами. Большая часть равнины с такими городами, как Андижан, Ассаке, Коканд, Кувасай, Маргилан, Наманган и Фергана, административно входит в Республику Узбекистан, ^

восточная часть Ферганы, где расположены города Джалалабад, Ош и Узген, а также окружающие долину с севера, востока и юга горы и предгорья принадлежат Республике Кыргызстан. Запад Ферганы - с городами Исфара, Канибад и Ходжент - входят в Согдийскую (бывшую Ленинабадскую) область Республики Таджикистан. В результате такого административного раздела одни и те же

этнические группы, живя в непосредственной близости друг от друга, оказались после 1991 г. в составе разных государств, разделенных границами, пограничниками, таможнями, визами, минными полями. Подобный процесс во времена Советского Союза контролировался союзным Центром, и «конфликтный синдром» находился в замороженном состоянии до момента начала «горбачевской ^ перестройки», когда контроль Центра над регионами ослабился, и власть была отдана на откуп ^ местным политическим элитам. В сложившейся ситуации титульные нации получили ^ привилегированный политический и правовой статус, а национальные меньшинства, депортированные ^ народы и русскоязычное население оказались в дискриминационном положении.

Все это сложное переплетение национальных отношений и интересов на общем фоне других противоречий и конфликтов выглядит достаточно угрожающим для будущего Ферганы и Средней Азии в целом.

*51

Трагедия Ферганской долины

в

^ Уже в течение шестнадцати лет звучат самые разные оценки по поводу Ферганских событий.

^ Выдвигаются различные гипотезы - от первой исламской революции на Советском Востоке до этнического конфликта, возникшего на бытовой почве.

Несмотря на различные версии и интерпретации происшедшего в Ферганской области, можно с полной уверенностью констатировать, что массовые беспорядки в ряде населенных пунктов Ферганской области были инспирированы с перспективой распространить эту нестабильность на всю Ферганскую долину с последующим провозглашением некого независимого псевдодемократического государственного образование на этой территории.

Для изучения Ферганских событий 1989 г. необходимо знать, какие события предшествовали этой трагедии.

^ До конца 1988 г. в Узбекской ССР продолжались кадровые перестановки и чистки под видом

^ «борьбы с коррупцией». В октябре 1998 г. был снят со своего поста и приговорен к длительному ^ сроку отбывания наказания первый секретарь Ферганского обкома Коммунистической партии ^ Узбекистана Умаров. На этом посту его сменил Шовкат Юлдашев.

^ Этим событиям предшествовала начатая Москвой в 1983 г. война с коррупцией. Работа в

^ Узбекистане следственной группы Генеральной Прокуратуры СССР, возглавляемой Тельманом ^ Гдляном и Николаем Ивановым, затронула не только высшие эшелоны власти республики, но и средние и низшие звенья партийной и государственного руководства. В общей сложности во время кампании было осуждено 20 тыс. человек. Масштаб репрессий был настолько велик, что в период с 1986 по 1988 гг. по Узбекистану прокатилась волна стихийных митингов родственников осужденных. ^ Весной 1989 г. деятельность следственной группы Гдляна-Иванова был свернута и подвергнута

проверке со стороны Политбюро и Генеральной Прокуратуры на предмет нарушения социалистической законности. По высказываниям Гдляна и Иванова, в ходе следственной работы в Узбекистане они вплотную приблизились к центральным высотам властных и партийных структур, куда тянулись нити коррупции из республики. Был задействован механизм дискредитации антикоррупционной кампании и работы следственной группы Генеральной Прокуратуры СССР.

В 1988 г. до Узбекистана долетели «ветры перестройки». Перестроечная публично-££ информационная машина начала широкую кампанию: в различных СМИ рассказывалось о коррупции 2 и злоупотреблениях властей в Средней Азии, о деле «Гдляна-Иванова», об экологических проблемах ^ в республике, «трагедии Арала», о нищенском существовании большинства населения Средней Азии.

Подобная информационная политика получила большой резонанс в республике, особенно в среде ^ узбекской интеллигенции.

2 Рассуждения о катастрофической бедности Средней Азии и сопутствующих проблемах

пришлись по душе как представителям власти в Узбекистане, так и начавшей фрондирование ^ интеллигенции. Обсуждение в СМИ социальных и экологических проблем совпало с началом широкой информационно-дискуссионной кампании о «национальных проблемах». Республиканская элита взяла на вооружение идеологические лозунги о том, что экономическая отсталость должна гармонировать с утверждением о «суверенизации» республик, что необходим пересмотр отношений внутри СССР и уделение внимания нуждам «титульных» национальностей. Также повлиял на ситуацию отход Центра от жесткого контроля над периферией в сфере политических взглядов и вероисповедания. В

&

Узбекистане активизировалась религиозная жизнь, в т.ч. деятельность группировок, оппозиционных Духовному управлению мусульман Средней Азии.

Немалое влияние на политические события в Узбекистане оказало возникновение в Прибалтике и Ленинграде народных фронтов, а также выдвинутые ими лозунги, в т.ч. требование придания государственного статуса языку «титульной» нации. В этот период Узбекистан охватила волна перестроечной эйфории. Стали возникать независимые от государства общественно-политические организации в сфере экологии, как, например «Общественный комитет по спасению Арала». ^ Впоследствии некоторые участники этого комитета 11 ноября 1988 г. сформировали инициативную группу Народного движения «Бирлик» («Единство»), которое было создано по аналогии с НВФ в Щ

Прибалтике. Подобные процессы в СССР происходили не без помощи внешних сил. Примером Я

могут являться события, которые происходили в Прибалтике. Для разыгрывания политической силы, Й

управляемой спецслужбами ФРГ и США в лице народного фронта «Саюдис», в Литве была проведена ^

большая дестабилизирующая игра. В лесах прибалтийских республик были созданы специальные ^

лагеря, в которых инструкторы из США и Западной Германии готовили диверсантов для проведения к

провокаций против военнослужащих Советской Армии. В подпольных цехах изготавливались «коктейли Молотова». Информационное обеспечение диверсионных мероприятий обеспечивали западные, российские и прибалтийские СМИ, к местам проведения мероприятий гражданского сопротивления была обеспечена доставка молодежной «массовки» на автобусах. Спецдиверсионные акции и инсценировки «кровавых событий», горячо одобренные странами «золотого миллиарда», способствовали выходу прибалтийских республик из состава СССР.

Движение крымских татар и «Бирлик» провели в Ташкенте и других городах ряд массовых у митингов. Накануне Ферганских событий произошло несколько серьезных инцидентов: г

- 4 декабря 1988 г. в массиве Тансыкбаева в Ташкенте прошел массовый митинг, на котором

демонстрировались транспаранты с антирусскими и антитатарскими лозунгами; о

- 14 декабря 1988 г. в городе Андижан распространялись антирусские листовки на узбекском °

языке; у

- 18 и 23 февраля 1989 г. в Ташкенте произошли массовые столкновения между узбекской л

молодежью и представителями других национальностей; 8

- 22 апреля 1989 г. произошла массовая драка в вузгородке города Ташкента. е

Перед массовыми беспорядками в Ферганской области с 16 по 18 мая 1989 г. произошли ^

драки между турецкой и узбекской молодежью в городе Кувасае. С каждой стороны участвовало и

больше 100 человек. Толпа пыталась прорваться в турецкие кварталы и учинить там погромы. Органы правопорядка только через два дня остановили беспорядки. В потасовках пострадали 58 человек, из них 32 человека были госпитализированы, один человек скончался в больнице.

По области стали распространяться слухи о «бесчинствах» турок, об «издевательствах» над узбеками, о том, что турки насилуют узбечек, что они разорвали на части детей и т.д. Среди населения распространялись фотографии убитых турками детей. 23 мая возобновились драки в Кувасае, кЬэ переросшие в крупные столкновения между турками и узбеками. Беспорядки были пресечены милицией только через два дня.

Власти были встревожены событиями в Кувасае, и 2 июня собралось бюро Ферганского обкома, где было принято постановление «О групповых хулиганских действиях, происшедших в г. Кувасае» в ^

котором говорилось об усилении воспитательной работы и укреплении правоохранительных органов. и

На следующий день, 3 июня 1989 г., события стали развиваться в Ташлаке, где представители 55

о

«Бирлика» решили провести митинг. Днем ранее организаторов митинга вызывали в прокуратуру области, где их предупредили о возможных последствиях. Бирликовцы заверили власти, что митинг 1 ® 1

проводить не будут.

Однако утром 3 июня толпа молодежи устремилась к кварталам, где жили турки - и начались беспорядки, которые охватили всю Ферганскую область и происходили с 3 по 12 июня 1989 г. Возбужденная толпа, вооруженная палками и арматурой, избивала турок, поджигала их дома. Погромы пронеслись ураганом через Маргилан, Куву, Кувасай, Фергану, Наманган, Коканд, Риштан, Яйпан, Комсомольский, Андижан. При этом массовые беспорядки вышли за пределы Ферганской долины, охватив Ташкентскую, Сырдарьинскую и Самаркандскую области, несанкционированные митинги ^ прошли в Ташкенте, Янгиюле, Чирчике.

По данным комиссии ЦК КПУз, во время июньских событий погибли 103 человека, пострадали 1011 человек, были ранены 137 военнослужащих ВВ и 110 работников милиции. Сожжено 757 жилых домов, 275 единиц автотранспорта, 27 государственных объектов. К концу июля были

К)

*!

выявлены 2 тыс. человек, причастных к участию в погромах. За пять лет, прошедших после этих событий, в суды было направлено в общей сложности 250 уголовных дел и осуждены 420 человек.

Подводя итоги ферганской трагедии, можно констатировать, что она была спланированной акцией, которая была разделена на три этапа.

^ Первым этапом стало столкновение между турками и коренным населением в Кувасае во

^ второй половине мая. Второй этап беспорядков начался в Маргилане и соседних населенных пунктах.

Третий этап беспорядков, проходивший в Коканде, принял наибольший размах, а толпа действовала ^ наиболее активно.

Если проанализировать последствия этих событий, можно со всей определенностью сказать, что июньская трагедия 1989 г. стала кульминацией событий, происходивших в Узбекистане и на всем Среднем Востоке. Таким образом, «события» в широком смысле происходили по меньшей Ф I мере в семи областях Узбекистана и задели соседние районы Таджикистана и Киргизии, охватив период с мая 1989 г. до конца 1990 г.

^ Этим воспользовались местная политическая элита и криминальные элементы, которые начали

^ искать политическое прикрытие своей преступной деятельности на Западе. В этот момент произошел

^ процесс слияния интересов группировок, занимающихся наркобизнесом, с местными националистами и западными спецслужбами, которые стали использовать религиозный фактор, способствующий развалу СССР, в своих интересах.

Подобная деструктивная «триада» явилась ядром дестабилизирующей среды в Узбекистане. Также обстановку подогревали СМИ, входящие в «экстремистский пул», которые вещали о несправедливости советского строя, о национальном возрождении, о поиске новых идеологий, спорности территориальных делений страны. Во многих случаях подобные высказывания исходили от партийных функционеров ЦК комитетов республиканских партий.

Уже тогда из подполья начали выходить ячейки экстремистских религиозных группировок, которые встали в авангарде волнений в городах Ферганской долины. К ним на помощь поспешили ^ эмиссары из-за рубежа с радикальными исламскими идеями. Одновременно начались ^ террористические акции, нацеленные на изменение государственного устройства страны, которые ^ проводились на высоком организационном уровне.

^ Первыми жертвами «перестроечного беспредела» на Востоке оказались турки-месхетинцы

по причине их криминализации. Издревле главный наркотрафик проходил через Ферганскую долину.

а»

^ С середины 40-х гг. эти маршруты перешли под монопольный контроль турок-месхетинцев. Их община ^ в Ферганской долине специализировалась на контроле всей инфраструктуры, связанной с ££ наркотрафиком. Естественно, материальное благосостояние этого сословия разительно отличалось с

^ от материального положения всех остальных жителей долины.

^ Также немаловажным фактором Ферганских событий была тайная война между пятью кланово-

политическими группировками - самаркандской (самаркандско-бухарской), ташкентской, ферганской, ^ хорезмской и кашкадарьинской.

Таким образом, Ферганские события стимулировали следующие процессы, происходящие в ^ Узбекистане:

- Ферганская трагедия стала спичкой, которая взорвала пороховую бочку в бедном, депрессивном и перенаселенном Ферганском анклаве; долина превратилась в оппозиционную

^ территорию ферганского клана (андижанский и наманганский субкланы), противостоящего

3 самаркандско-бухарскому клану;

- произошла трансформация оппозиции из национально-демократической в религиозную. Оппозиция, представленная партиями «Бирлик» и «Эрк», используя смутное время начала 90-х гг., пыталась прийти к власти в Узбекистане по сценарию, который уже был отработан в Прибалтике и

^ в Закавказье. Этот сценарий предусматривал развертывание митинговой активности и соответствующей пропаганды в СМИ с последующим перерастанием ситуации в общественно-^ политический кризис, результатом которого должна была стать добровольная или насильственная отставка руководства республики;

- на рубеже 90-х гг. в Узбекистане с разной степенью активности проявили себя несколько религиозных групп и течений: «Акромиды» (создатель - мулла Акром, уроженец Ферганской долины), «Узун сокол» («Длинная борода», основатель - мулла Фахритдин, умер в 1997 г. в возрасте 92-93 лет), «Адолат», «Ислом лашкарлари», «Таблих», «Товба», «Нур». Действовали они в основном в

я

к

Ферганской долине - Наманганской, Андижанской и Ферганской областях, но были замечены и в других регионах Узбекистана (Ташкент, Джизакская и Сурхандарьинская области);

- к концу 90-х гг. прошлого века в Узбекистане сформировалась довольно сильная исламская

оппозиция при активных позициях «Хизбут-тахрир». Она не располагала возможностями свергнуть существующий в республике строй, но причиняла серьезное беспокойство властям. Главное - число ее сторонников непрерывно росло. В данном контексте надо учитывать, что население Ферганской долины было наиболее исламизировано, вследствие чего местные кланы могут попытаться создать °

если не халифат, то какой-то эмират;

- в Ферганской долине сохраняется комплекс социально-экономических, политических, !£

религиозных условий, которые способствуют сохранению и увеличению числа недовольных политикой властей. Этот потенциал при определенных обстоятельствах выливается в протест, выражающийся в религиозной форме; ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- сформировавшийся тандем общих интересов Вашингтона и исламской оппозиции, которая ^

провозглашает целью своей деятельности свержение существующей в Узбекистане власти и ?!

установление в Узбекистане исламского государства «Халифат», который привел к Андижанскому вооруженному бунту 2005 г.

1 См.: Ляховский А. Трагедия и доблесть. Афган. М., 1995. ^ ^

2 См. там же.

3 Там же. *

См.: Крысин М. Джихад: от Кашмира до Нью-Йорка. М., 2005.

См.: Сулейманов С. Россия, шарахающаяся из стороны в сторону // Независимое военное обозрение. 2002. №7. г

с о

г

X Я

ерс

съ Я

е

о

съ съ

Я Я

&

и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.