Социально-политические науки
2'2017
5.6. ФЕНОМЕНЫ НАЦИИ И НАЦИОНАЛИЗМА В ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ
ПРОБЛЕМЫ
Абрамов Сергей Витальевич, аспирант
Место учебы: ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»
Аннотация: В статье актуализируются проблемы рассмотрения явления национализма и нации с точки зрения примордиалистского и модернистского подходов.
Ключевые слова: национализм, нация, примордиализм, модернистский подход, этничность.
PHENOMENA OF NATIONALISM AND NATION IN WESTERN PHILOSOPHY. MAIN THEORETICAL APPROACHES TO THE MATTER
Abramov Sergey V., post-graduate student
Study place: Mordovian state University named after N. P. Ogarev
Abstract: Following article focuses on the problems related to the study of phenomena of nationalism and nation in Western philosophy in terms of theories of primordialism and modernism.
Keywords: nationalism, nation, primordialism, modernistic theory, ethnicity.
Говоря о наиболее устойчивых тенденциях последнего времени, нельзя не упомянуть о превращении разрозненных и малозначительных партий и движений националистического толка в объединения, обладающие реальной политической силой. Доказательством этому может служить факт того, что многие националистические партии Европы добились значительных успехов на выборах, образовав в парламентах свои фракции, способные оказывать влияние на исход тех или иных политических решений. В данной статье будут рассмотрены наиболее значимые их подходов, используемых представителями западной философии для системного анализа явлений национализма и наций.
Несомненно, все современные теории национализма имеют своей основой работы мыслителей разных эпох. В настоящее время вопросы национализма активно исследуются представителями различных научных сфер, таких как философия, культурология, социология, история, психология и т. д. Наибольшее внимание, тем не менее, уделяется вопросу о значении национальности в жизни общества и культуре. Феномены нации и национализма впервые стали предметом изучения в эпоху первых европейских революций и возникновения национально-освободительных движений. Именно в Европе впервые возникли националистические доктрины, подобные современным, а западные подходы к вопросам, связанным с национализмом и нациями, повлияли на возникновение идеологий национализма в других странах мира. Й. Гер-дер, Э. Ренан, Й. Фихте, Ж.-Ж. Руссо, М. Вебер и многие другие мыслители в своих трудах заложили идейные основы борьбы двух доктрин национализма: французской (политической) и немецкой (культурологической). Французские мыслители придерживались идеи о том, что население страны представляет собой политическую нацию независимо от этнических особенностей и различий. Немецкие же мыслители считали, что основой любой нации является культура, основанная на лингвистической родственности; они призывали организовывать политическую систему Германии, опираясь на принципы
культурно-лингвистического единства [4, с. 205]. Французский историк П. Нор писал, что вопросами национализма в Германии занимались, в большинстве своем, философские деятели, которые видели фольклор и культуру народа основой национальной идеи. В то же время во Франции роль творцов национального создания была закреплена за историками [2, а 5].
Примерно до 50-х годов XX в. в концепциях национализма преобладали объективистские (примордиалист-ские) подходы, обосновывающие исконность категорий этничности. Сторонники теории примордиализма полагали, что этничность есть естественное качество сущности человека, а потому протонации и протонациона-лизм существовали с самых давних времен[7, с. 147], [1, с. 51]. Люди одной этнической группы, по их мнению, обладают особенными культурными свойствами, определяющими их совместное поведение. Таким образом, в рамках данного подхода национальная самоидентификация есть явление естественное. Концепции примордиалистской направленности определяют этнические общности как обладающие общими базовыми культурными ценностями, создающие общие коммуникационные поля и обеспечивающие идентификацию членов как внутри общности, так и вне ее. Одной из самых известных концепций такого рода является концепция П. Ван ден Берге. Он утверждает, что этничность определяется генетической предрасположенностью человека к родственному отбору, и определяет ее как более широкую форму родственной связи. Ученый полагает, что, несмотря на стремительный рост человечества, который размыл границы эт-ничности и родственные связи, до сих пор существует потребность в коллективности даже в самых развитых современных обществах. Сторонником социобиологи-ческой природы этноса являлся и известный русский мыслитель, этнолог и историк Л. Н. Гумилев, создавший концепцию «пассионарности». По мнению исследователя, этнос есть реальность биофизического характера, проявляющаяся в заданной социальной фор-
Абрамов С. В.
ФЕНОМЕНЫ НАЦИИ И НАЦИОНАЛИЗМА В ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ.
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ
ме, а этногенез происходит в 4 этапа: рождение, подъем, упадок и умирание. С развитием этноса в нем происходит накопление биологического потенциала, что приводит к возникновению избытков энергии, т. е. пас-сионарности. Она присуща самым активным объединениям людей, ответственных за участие всего этноса в активной деятельности. Достигая вершины своего развития, этнос переживает период надлома, и его пассионарная энергия распыляется. Этнос приходит в упадок, а затем постепенно ассимилируется в других этносах, находящихся в стадии пассионарного развития. Возникновение новой пассионарной популяции в этносе, переживающем период упадка, может привести к его повторному развитию, однако в будущем это будет абсолютно другой этнос.
Существуют и психологические разновидности концепций примордиализма. В основе их лежит попытка объяснения этнических процессов через индивидуальные психологические особенности человека. Основываясь на этом, У. Самнер создал концепцию этноцентризма, которая значительно повлияла на процесс исследования явления национализма. Р. Барт, также являясь сторонником примордиализма, считает этническую идентичность не результатом проявления некоего культурного комплекса, а скорее особой формой организации социума. Значение имеют лишь такие культурные черты, которые могут быть использованы для обозначения различий между группами. Также, были созданы и сугубо социальные концепции при-мордиализма (культурно-исторические и социокультурные). Этничность в них представлена явлением объективным и социальным, присущим любой стадии эволюционного развития [4, с. 216].
Парадоксально, но примордиальные концепции не оказывают практически никакого влияния на современный научный дискурс относительно национальных интересов, но, с другой стороны, в каждой версии националистической доктрины присутствуют идеи о вечности нации. Сторонники данных концепций сходятся в том, что этничность есть фундамент культурно-смыслового образа каждого человека. Культура является основой отношений в обществе потому, что она передается от одного индивида другому во время социализации и формирует у индивида чувство принадлежности к определенной общности, т. е. определяет его идентификацию. Представить человека, не принадлежащего ни к одной из существующих культур, сложно, равно как и представить культуру, которая не являлась бы продуктом деятельности какого-либо этноса. Каждый индивид, принадлежащий к определенной нации, несет информацию о том, какие события происходили в прошлом, а также о том, что историческая судьба ее едина для каждого человека. Пока члены нации ставят культурную идентичность превыше отличий конфессионального, регионального или социального характера, нация будет существовать.
Существует и кардинально противоположный подход к
рассмотрению понятий нации и национализма, получивший название «модернистского». Он представлен работами таких исследователей, как Э. Смит, Э. Геллнер и Б. Андерсен. Согласно их мнению, нации и национализм есть порождение политической элиты [5, с. 94], стереотип этнокультурного вида [6, с. 112], продукт коллективного воображения [3, с. 128]. Они подразумевают, что понятия нации и национализма возникли в определенную эпоху, т. е. они историчны и возникновению своему они обязаны развитием структур государств и капитализма. Модернистский подход предполагает, что с усилением государственной власти быт, культура населения оказались привязанными к определенной территории. Были утверждены национальные языки, произошла унификация систем образования, военной службы, экономики, а также учрежден пограничный контроль. Коммуникация стала возможна через печатные средства при отсутствии непосредственного контакта. При таких условиях жизнь в пределах отдельных стран обрела единообразие, а потому наблюдался сильный контраст с иными странами. Такие способы идентификации, как религия или племенная принадлежность стали недостаточными, а потому люди стали идентифицировать себя посредством принадлежность к нации. Потребность в национализме объясняется также и тем, что индустриальное общество очень мобильно в плане занятости, постоянно присутствует необходимость в развитии средств коммуникации, а значительное число профессий требуют длительного и многостороннего процесса изучения, что невозможно обеспечить в пределах изолированной группы людей. По мнению сторонников данного подхода, связь между национальностью и национализмом случайна, ведь государство само определяет национальную принадлежность, пересматривая этнические отношения так, чтобы они либо совпадали с границами государства, либо могли быть в будущем использованы для создания новых государств. Попытки же этнической группы обеспечить свою автономность в пределах государства создавали преграды для модернизации общества.
Нельзя сказать, что названные подходы подразумевают взаимное самоисключение. Можно говорить о том, что в будущем наиболее перспективным пред-стваляется объединение их в некий новый подход к исследованию понятий национализма и нации.
Список литературы:
1. Гирц К. Интерпретация культур: пер. с англ. // Серия «Культурология. ХХ век». М., 2004. 560 с.
2. Нора П., Озуф М., Де Пюимеж Ж., Винок М. Франция - память / пер. с фр. Д. Хапаевой. СПб., 1999. 328 с.
3. Anderson B. Imagined communities. Reflections on the Origin and Spread of Nationalist. London, 1991. 224 p.
4. Brubaker R. Citizenship and Nationhood in France and Germany. Cambridge, 1992. 287 р.
5. Gellner E. Nations and Nationalist. Oxford, 2006. 152 p.
6. Smith A.D. National identity. London; N.Y., 1991. 240 p.
7. Van den Berghe P. The Ethnis Phenomenon. N.Y.; Oxford, 1981. 301 p.