ФГОС второго поколения
Литература
1. Бородина Н. В., Мирошин Д. Г., Шестакова Т. В. Педагогические условия проектирования и организации кейс-технологии в дистанционном обучении на основе модульного подхода // Образование и наука.- № 5.- С.99-110.
2. Гпадких И. В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов // Вестн. Санкт-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент,- 2005.- Вып.2.- С.169-194.
3. Загвязинский В. И. Педагогические основы интеграции традиционных и новых методов в развивающем обучении: учеб. пособие. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2008. 150 с.
4. Игнатов С. Б. Использование технологии «кейс-стади» в формировании экологической компетенции обучающихся // Образование и наука.- 2012.- № 3.- С.100-112.
5. Кейс-метод. URL: http://www.casemethod.ru (дата обращения: 13.02.2013).
6. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: материалы для специалистов образовательных учреждений. СПб.: КАРО, 2001.308 с.
7. Переход к открытому образовательному пространству. Ч.1. Феноменология образовательных инноваций: коллектив. моногр. / под ред. Г. Н. Прозументовой.-Томск: Изд-во ТомГУ, 2005. 156 с.
8. Ситуационный анализ или анатомия кейс-метода / под ред. Ю. П. Сурмина.-Киев: Центр инноваций и развития, 2002. 286 с.
9. Ellet W. The Case Study Handbook: How to Read, Discuss, and Write Persuasively About Cases. Harvard Business School Press, 2007. 273 p.
10. Rogers D. L. A Paradigm Shift: Technology Integration for Higher Education in the New Millennium // Educational Technology Review. - 2000.- № 13. P. 19-27.
УДК 373(075.3)
Е. М. Свиридова, А. Е. Маслобойщикова
J ^
ФЕНОМЕН ЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ: ДИАГНОСТИКА,
УРОВНИ, УСЛОВИЯ, ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ
АКТИВНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В ШКОЛЕ
Л__________________________________________г
Аннотация. В статье раскрыт феномен явления социализации, интегральная модель структуры личности в системе конструктивной типологии, условия обеспечения активной социализации учащегося в образовательном поле учреждения, реализующего инновационную деятельность.
Ключевые слова: оптимальные условия взросления ребёнка в развивающейся среде образовательного учреждения инновационного типа, актуальные доминанты развивающего режима деятельности, «Я - концепция» социально идентифицированной личности, уровни социализации личности в ключе требований ФГОС.
Abstract. The article revealed the phenomenon of socialization effects, the integrated model of the structure of the individual in the system of structural typology for active student socialization in the educational field, institutions, implementing innovation.
Keywords: optimum maturity of the child in a developing environment innovative type of educational institution, current dominant mode of developmental activities, «I - the concept of» social personally, identifiable levels of socialization in the key requirements of the GEF.
В условиях перехода к реализации ФГОС в общеобразовательных учреждениях ситуация социальной напряжённости в педагогическом сообществе страны усложнилась. Это следствие проявления инертности человеческой психики (доминирование стереотипов мышления), территориальная отдалённость регионов, обуславливающая затруднения в информационной поддержке педагогов в условиях постоянно изменя-
ющегося мира, разрастающегося кризиса понятий педагогики, включая и социокультурный фактор. Растёт в геометрической прогрессии вал отчётной документации «запрашиваемый сверху», требования к уровню её грамотного оформления (сроки - «сиюминутные»), что отражается на нерациональном расходе времени учителей и руководителей образовательных учреждений. Все уровни управления деятельностью в сфере
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/1
35
ФГОС второго поколения
образования требуют информацию (электронную почту «страшно открывать», дети в школах уже «лишние», по мнению одного из завучей, они мешают готовить отчёты). Плюс ко всему - бесконечные сбои в системности работы сети Интернет (технические причины), не исключая и сложности введения программного обеспечения «Линукс». Читая же «Концепцию воспитания» Д. В. Григорьева, П. В. Степанова [4] «баланс равновесия» не сохранишь, потому что с большей долей вероятности педагогу придётся работать и дальше в ситуации:
• расслоения населения (в том числе и детей, и молодёжи) по уровням обеспеченности и уровням образованности;
• влияния плотно работающих с сознанием ребёнка средств массовой информации (телевидение, Интернет, СМИ, FM-радио) и видео, аудио, компьютерной индустрии;
• разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих в отчуждение от реальности;
• экспансии молодёжной субкультуры, ориентирующей молодых людей на удовольствие и потребление;
• разреженности систем идей, определяющих общественно - коллективные формы жизни и самоидентификацию личности;
• нарастания межнациональных, межконфессиональных, межпоколенных и иного рода межгрупповых напряжений [5].
И достойно на эти вызовы (по мнению авторов, выражающих сущность ФГТ - Федеральных государственных требований) может и должен ответить только педагог, стоящий у истоков ценностного самоопределения детства и юношества, имеющий определённые личностные позиции. Авторы «концепции» акцентируют внимание, что: - «Воспитание - это не специальные мероприятия, как подчёркивается в «Примерной программе» воспитания и социализации обучающегося. Подход, при котором: воспитание «сведено к проведению мероприятий», фактически, отделяет содержание деятельности ребёнка (в школе, в семье, в обществе) от его социального и информационного окружения, только усиливает объективно существующую в современной культуре тенденцию к изоляции детской субкультуры от мира (не только взрослых), но и старшего поколения детей и молодёжи. Это приводит к ещё большему нарушению механизмов трансляции культурного опыта, разрыву связей между поколениями, атомизации личности, снижению её жизненного потенциала, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия к другим людям, обществу, государству, миру, самой жизни» [5, с.5].
Данные тенденции характерны и для каждого ребёнка, живущего в микросоциуме образовательного учреждения. Разрешение столь глубокого и мощного каскада проблем на фоне неустойчивости детской психики в ситуации выбора адекватного поведенческого кода требует от взрослых и педагогов создания такой среды, которая бы сопутствовала развитию способности адаптации ребёнка к миру, формированию
его устойчивой жизненной позиции и активной социализации на основе позитивных личностных смыслов.
Понятие социализации введено в социальную психологию в середине XX века и определено как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства человеком социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности [10, с.635]. Результат обусловлен наличием условий (стихийных, или специально организованных и управляемых). Существующие научные школы определяют его не однозначно, а в определённом доминирующем аспекте феномена явления социализации:
• необихевиоризм - как социальное научение;
• символический интеракционизм- как результат социального взаимодействия;
• гуманистическая психология - как принцип самоактуализации «Я-концепции».
В отечественной психологии данное проблемное поле рассматривается учёными в границах концепции регуляции социального поведения. Она представлена вполне определённой иерархией диспозиций, синтезирующих эту систему, определяемую зависимостью от степени активности включения человека в общественные отношения. Социализация может осуществляться как в институциализированных образовательных системах, так и в неформальных объединениях. Существует множество направлений научного раскрытия сущности социализации, которые так или иначе следует учитывать в онтогенезе развития в период взросления ребёнка:
- социобиология (популярная в США, автор Уилсон) отнесена к науке о биологических основах всех форм социального поведения. В отличие от этологии (науке о поведении животных) представление в ней о природе человека доходит до утверждения, что в основе всех форм социального поведения лежат «врождённые структуры, присущие человеку так же, как и всем другим животным». Авторы социобиологии пытаются синтезировать данные, собранные этологией и теорией эволюции, обогащённые достижениями науки генетики, и утверждают, что все социальные формы поведения, свойственные различным видам (надо полагать - животных) и, в особенности, человеку, существуют лишь потому, что обеспечивают передачу потомству возможно большего числа генов живым организмом, исходя из «чисто эгоистических принципов». Это теория в «поддержку общественного порядка» и его носителей, готовых принять мысль о генетической обусловленности «порядка и естественного хода вещей», очевидно включая и оправдание социальной несправедливости;
- социогенетика утверждает концепцию, что индивид лишь временная оболочка бессмертных генов. Главное назначение индивида в этой теории - сохранность и передача генов потомству, достижения же эволюции, включая и индивидуальные - лишь средство решения этой задачи;
- социобихевиоризм (формировался в 60-е годы XX века) содержит новизну, заключающуюся
36
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/1
ФГОС второго поколения
в том, что человек может овладеть поведением не путём проб и ошибок, а по наблюдению (перенимая опыт других людей). Это раскрывает возможности «научения через наблюдение», «научение без проб». Поведение (по сути этой теории) включает познавательную компоненту, становится когнитивным. Это важнейший механизм социализации, на его основе формируются способы, как агрессивного поведения, так и кооперативного. Наблюдение же способствует и формированию иных форм поведения, активизации их усвоения, прежде не проявлявшихся. Эта теория своеобразно трактует «методы наказания и запретов» в воспитании, оказывая поддержку агрессивному поведению взрослого (принуждение, самоутверждение), добиваясь акта послушания (как формы усвоения «нормы»), но тем самым ребёнок усваивает и форму агрессивного поведения, которую он может проявить позже «в определённой ситуации»;
- социогенез обоснован в науке психологии как происхождение и развитие высших психических функций личности (человека), включая как межличностные отношения особенностей социализации в многообразии культур, включая этническую составляющую в общественно - экономической формации, так и исторический аспект - познание, мировосприятие, строй личности, поликультурное многообразие. Доминирующей формой освоения в этих направлениях являются теории:
• по В. Вундту (позиции идеализма) - познание в русле психоанализа (продуктов мышления; реальных механизмов - их описания по типу развития психики; специфики общения людей);
• по Б. Ф. Поршневу (палеопсихология) - антропогенез, социогенез - процесс, обусловленный трудовой деятельностью в рамках конкретной общественно-экономической формации, он позволяет выявить закономерности и взаимосвязи высших функций, а также обусловленность сознания человека исторической эпохой (в динамике изменений).
В условиях стандартизации образования и введения ФГОС в образовательную практику особую актуальность, с позиций антропологического подхода, приобретает направление индивидуализации обучения каждого ученика, как созданием условий деятельности, так и требованием к обеспечению её процессуальных характеристик и образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных) учителем. Учитывая ряд факторов:
• слом экономической формации, обусловивший смену парадигмы образования, поиск подходов к развитию восприятия целостной картины мира каждым ребёнком (а это склейка разбитых осколков зеркала мира - задача не из лёгких);
• слабость рефлексии собственной деятельности учителем (его не обучали этому в системе традиционной профессиональной подготовки), он отчитывается количеством побед, «фото - фактами», теперь ещё, по новым условиям аттестации, наличием справок, протоколов, выписок, удостоверений, результатов трансляции профессионального опыта;
• наличие растущего «бумажного вала», включая электронную продукцию, отчёт о тех результатах, которых учитель ещё «не видит, не понимает частично, и не умеет профессионально представить механизмы их получения;
• перераспределение функционала учителя в условиях новой системы оплаты труда (это ещё не осознано и не понято), обусловившее сокращение ресурса его свободного времени (очевидно, что это - проблемное поле будущих глубоких исследований);
- однозначно то, что вряд ли это может углубить его профессиональный взгляд на сущность внутренних процессов ребёнка, динамику их изменений и главное - реализацию технологического подхода в собственной профессиональной деятельности, который декларируется всюду, но лишь «местами реализуется», чаще на интуитивном уровне практика - учителя. Успех же в деятельности определяется не только одним учителем и не только его влиянием на взросление ребёнка. Но как писал замечательный русский писатель В. П. Астафьев «Никогда ничего не вернуть, как на солнце не вытравить пятна, и в обратный отправившись, путь, всё равно не вернёшься обратно...». Время изменилось, оно обусловило необходимость понимания как сути ФГТ, так и переоценки своих профессиональных возможностей, понимание значимости ювелирной инструментовки (стратегии, и оперативной тактики) в образовательном поле деятельности, пересмотра багажа профессиональных психологических и методологических знаний (теоретических, практических, эмпирических). Социализация ребёнка - один из важнейших образовательных результатов. Решение её становления требует исключительного внимания (главное условие), как к осознанию собственной значимости ребёнка в микросоциуме, так и успешности его в будущей профессиональной деятельности. Чтобы эффективно (без прямого влияния учителя на ученика, предпочтительно создание «ситуаций выбора») «управлять» становлением» позитивной социализации ребёнка в образовательной среде, есть смысл рассмотреть возможности существующих методик социометрических измерений, результаты которых (при внимательном изучении и последующей интерпретации) обуславливают правильность выбора обоснованных действий и принятия управленческих решений [10, с.637-639]. Сущность социометрии представлена в таблице. В ней отражена классификация методов, содержание и ценностная результативность. В практической психологии нет более сложной проблемы, чем содержание, типология и диагностика индивидуальных особенностей человека, она «вечна» как в литературе, так и в жизни. Люди - индивидуальны, но знание о природе человеческой «индивидуальности» постепенно накапливается (в психологии, смежных науках, философии человека). «Практика есть теория в действии, а теория есть практика мысли» [5]. Накопление же фактов не является решением проблемы. Единственным мерилом ценности
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/1
37
ФГОС второго поколения
и валидности существующих методик в психологии являются корреляции изучаемых признаков, их существенность, необходимость и достаточность. Корреляции же ещё не означают однозначного наличия причинно - следственных связей (явления и личности). И. В. Равич-Щербо отмечает, что «... основным методом познания дифференциальной психофизиологии является корреляционное сопоставление двух рядов - психофизиологического и собственно психологического. При наличии связи между ними первый ряд занимает место аргумента, второй - функции. Вместе с тем хорошо известна и обратная ситуация», а именно «... и в пределах нормы интенсифицируемое умственное обучение оказывает влияние на психофизиологические параметры» [7, с.10-11]. Необходимо наиболее объективно возможное, целостное, системно-структурное соединение теории и практики, синтеза и анализа в осмыслении результатов, их интерпретации. Приемлем конструктивный подход специалиста педагога - психолога, оказывающего поддержку взрослеющему ребёнку в деятельности. «... Сущность конструктивного пути. состоит в осуществлении нравственно - положительного замысла этой деятельности, в личностном его смысле, совпадающим с общечеловеческим смыслом. При этом общечеловеческое не является образцом, идеалом или идолом, наоборот, оно индивидуально - своеобразно возникает как нравственно - положительный результат конструктивной деятельности конкретного человека. Нет абсолютной нормы конструктивного действия, ибо только человек является «мерой всех вещей».
Относительное представление о конструктивности поведения человека в психологии выражается ин-тернальностью (самостью), сознанием и чувством ответственности «Я» по отношению к «не-Я»... Его «Я» предстаёт вопросом нравственности, нравственно положительной конструктивной деятельности человека, воплощающей его «Я»» [5, с.6].
Из общего понимания конструктивного сознания и поведения не следует, что это всегда проявление мажорного настроения или такта. Творческие способности и богатая внутренняя жизнь (по Р. В. Ре-скину) могут сопровождаться самолюбованием, поглощенностью собой, ориентацией на самого себя, импульсивностью, независимостью, способностью и потребностью в господстве, отсутствием эмпатии, агрессивностью, потребностью в признании окружающими, непоследовательностью в суждениях. Возвращаясь к диагностике личностных отношений, рассмотрим таблицу, в которой представлен комплекс методов социометрических измерений, сущность содержания и ценностные результаты, знание и понимание которых поспособствует оптимальному улучшению, как условий социализации взрослеющего ребёнка, так и индивидуальной его поддержки в случае необходимости, включая изменение и ситуации, создающей проявление негатива во взаимодействии его соучастников. В таблице представлен вид измерения, сущность содержания и раскрыта ценность общего описания сети коммуникаций, в которой отражены предпочтения, структура отношений, стиль, сложившиеся группы респондентов.
Таблица 1
№ п.п. Вид измерений Сущность содержания Ценность
1. Социограмма Социограммы коллективные и индивидуальные Графическое выражение математической обработки результатов (социометрического тестирования межличностных отношений в малых группах). Социограмма наглядно показывает сложное переплетение взаимных симпатий и антипатий, наличие «звёзд» (ярких лидеров), «париев» (отвергнутых, не получивших выборы), иерархии промежуточных звеньев между полюсами. Автор Дж. Морено (США). В России апробирован метод Л. Я. Коломинским (желательно, чтобы было 15 человек в группе). Но практика подтверждает возможность использования социограмм на группах до 35 человек. Результаты представимы и интерпретируемы. Возможна двухуровневая социометрия (первичная - всей группы, вторичная - разделение на две группы, более глубокий анализ можно осуществить). Это социограммы - «мишени» Индивидуальная социограмма - анализ результатов одного ученика. В получении общего описания сети коммуникаций, уже существующей в группе. Отражена в группах внутренняя картина эмоциональных предпочтений, представлена структура отношений. Нагляден лидерский стиль отношений, мера организованности группы в целом. Взаимные выборы отслеживаются, возможен прогноз ожидаемых выборов. Можно определить взаимные отклонения и прогноз их развития. Симпатии и антипатии представлены наглядно (схемы). Ряд характеристик группы можно выявить. Выявляется графически иерархия популярности членов группы (Центр или периферия) Все связи практически отражены. Выстраиваются типические цепи конфигураций взаимоотношений.
2. Социодрама Автор Дж. Морено. Метод исследования и социальной коррекции по разрешению и устранению противоречий. По идеям и принципам организации социограмма «похожа» на психодраму. Снятие конфликтов, напряжений в целях гармонизации отношений в группе здоровых людей. Следует освоить технику разрешения ситуаций.
3. Социоматрица Средство фиксации результатов социометрического опроса - специальная таблица (данные содержит) Используется как расчёт индексов, построения социограмм и графиков.
38
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/1
ФГОС второго поколения
продолжение табл. 1
№ п.п. Вид измерений Сущность содержания Ценность
4. Социометрия Это микросоциология. Автор Дж. Морено - наука об обществе, психологическая теория и экспериментальный метод. Тест позволяет изучить и регулировать отношения межу людьми. Это отрасль психологии социальной и групповой психотерапии. С использованием количественных и инструментальных методик. Термин «теле» - единица чувства. Используются методы анкетирования, интервьюирования, тестирования, индексации Используется для оценки связей (межличностных и эмоциональных в группе людей). Изучение проблем современного общества, включая симпатии и антипатии (экономических, политических). Путь решения проблем выявленных разрешается перестановкой людей.
5. Социофобия Определяется как страх публичности, боязнь публичных выступлений. Это фактор, который следует учитывать как индивидуальную особенность состояния психических функций.
6. Симбиотический союз По Фромму такой союз определяется как вид сожительства людей в двух формах: 1пассивный -подчинение, мазохизм; 2.активный - господство, садизм. В учебной деятельности это никак не учитывается, но проявление такой формы отношений не исключено за рамками процесса обучения.
8. Сплочённость Характеристика системы внутригрупповых связей, показывающих степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям, наиболее значимым для группы в целом. С этими параметрами группы чаще всего работает классный руководитель, которому важно конструктивно выстроить стратегию взаимодействия в разных ситуациях в решении общих дел.
9. Групповая сплочённость Один из процессов групповой динамики, характеризующей степень значимости принадлежности учащегося к данной группе. Он объясняется индивидуальной совокупностью людей и потенциальными их возможностями. Коллективная деятельность обуславливает ценность в деятельности. Отслеживается: уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях. Степень полезности каждого человека, субъективная привлекательность и ценность возможных приобретений группы в целом, её притягательность.
Возникает вопрос, кто должен осуществлять социометрические измерения взаимоотношений учащихся в малой учебной группе? В условиях новой системы оплаты труда работников образования, в первую очередь, под сокращение попали школьные педагоги - психологи. В лучшем случае в образовательных учреждениях сохранена 1 ставка на 500 учащихся, что нарушает все существующие нормативы затрат времени специалиста и затрудняет как условия коррекции, так и консультирования, фактически, исключается возможность организации тренинга с учащимися (норма состава такой группы 8-10 человек). В большинстве школ сохранено только 0,25 ставки по штатному расписанию, что не обеспечивает оптимальных условий деятельности психолога и её результативности. Следовательно услуги психолога должны перейти в разряд «платных»? В сельских школах социальная напряжённость в детской среде повышена (трудные семьи, неполные), включая и материальную составляющую, многодетность, специфически локальную среду, обуславливающую более высокую потребность в коррекции общего развития ребёнка. Процесс осуществления социометрических измерений трудоёмкий в обработке данных тестирования, а программное компьютерное обеспечение для этой цели в большинстве школ отсутствует. Это
подтверждают результаты анкетирования учителей, повышавших квалификацию в сетевой организации (выборка составила 62 представителя от регионов России). Специфика проведения таких курсов ориентирована на индивидуальную траекторию деятельности слушателя в течение всего срока обучения. В условиях же перехода к реализации ФГОС педагогические коллективы нуждаются в психологическом сопровождении образовательной деятельности [9], да и содержание функциональной деятельности педагога - психолога с позиций новых ФГТ в «положении о педагоге - психологе» кардинально изменено. Содержание деятельности этого специалиста приближено к научному руководству направлениями развития с выбором его стратегий. Вопрос открыт, ответа нет. Проблемы социализации решать на уровне интуиции и опыта прошлого века не оптимально.
Не менее важный вопрос: как обеспечить индивидуальную, успешную социализацию каждого ребёнка, если исключить диагностику его личностных качеств и результатов достижений (в условиях отслеживания изменений) и не только в образовательной деятельности?
Очевидно, что необходим комплексный подход в условиях полного понимания противоречивости требований, обусловленных ФГОС нового поколения
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/1
39
ФГОС второго поколения
и состоянием современного общества, включая далёкую от совершенства систему образования со всем существующим комплексом «затруднений», не имеющих ответов на многие вопросы, и возможностей выживания самой системы в сложившейся ситуации на этапе перехода к реализации ФГОС.
В каждом конкретном образовательном учреждении существует определённое поле исследования, выбранное для разрешения существующей проблемы (например - создание условий достижений оптимальной социальной успешности в границах микро и макросоциума на территории микрорайона). Компоненты комплексного анализа состояния функционирования учреждения, изучение и прогнозирование наличия возможного потенциала инновационного развития и выбора стратегического курса, в котором все доминанты будущей деятельности должны быть выявлены и представлены исчерпывающей совокупностью подсистем основного объекта управления. Если в центре внимания образовательной системы -развитие «Я-концепции» учащегося, то успешная социализация должна обеспечить и умение адаптироваться и жить в постоянно изменяющемся мире, именно такова современная эпоха. Д. В. Григорьев и П. В. Степанов классифицируют результаты «воспитания» (восполнения «питания до общечеловеческого в человеке» до нормы социального развития - по В. В. Слободчикову) и представляют их тремя уровнями [4]:
• первый - наличие социальных знаний об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в нем, первичное понимание социальной реальности в повседневной жизни;
• второй - наличие опыта «переживания ситуации» учащимся и позитивного его отношения к базовым ценностям общества. (Человеку, семье, Отечеству, природе, мире, знаниям, труду, культуре). Результат -система отношения к реальности на уровне осознания её ценности (в целом), а это значит, что направленность личности уже имеет позиционные очертания: понимание социально значимой ценности, установки на сохранение этих ценностей уже в приоритете, система отношений сложилась на уровне личностного представления;
• третий - наличие опыта самостоятельного общественного действия, человек - уже социальный деятель, гражданин, свободен в выборе, проявляет мужество в самостоятельной деятельности, готовность к поступку, выбору, ответственности и за поступок и за выбор.
Результаты трёх уровней социализации могут проявиться в неожиданных эффектах взрослеющего человека (проявление коммуникативной, гражданской социальной и этической компетенций) и социокультурной идентификации в её страновом, этническом и гендерном аспектах (возможны и другие проявления эффектов) [4, с.9-10]. Это прообраз образовательного личностного результата, который следует обеспечить.
Если рассматривать конкретное образовательное учреждение, то формируется блок иерархически взаимосвязанных целей:
• глобальных - перевод образовательного учреждения в инновационный режим развития, выбор стратегического курса преобразований системы функционирования, перспективного развития, оперативной тактики управления;
• локальных - изменение структуры сопровождения методической и инновационной деятельности в образовательном пространстве учреждения; разработка циклической модели управления образовательным учреждением на основе системного мониторинга;
• оперативных - смена подходов к управлению образовательной деятельностью учащихся (учащегося) педагогическим коллективом в целом, каждым учителем, в частности.
Если представить развёртку трёх уровней целей на составляющие, содержание деятельности вполне представимо, и включить этапы их реализации, то перспектива расхода времени прогнозируется. Содержание представлено в табл. 2.
Фактически, в схеме представлено дерево целей, но это не конечный шаг, не разовая акция, не результат как таковой. Это представление содержания деятельности администрации в период перехода к реализации инновационного режима коллективом образовательного учреждения. Подобным образом можно осуществить развёртку любой из задач. Решение каждой из них предполагает фундаментальный массив предстоящей работы по изучению теоретического наследия, имеющегося в дидактике, выявлению теоретических позиций, которые станут основополагающими в разрешении определённой проблемы на всех уровнях управления в образовательном учреждении. Особенно значимо знание ресурсных возможностей педагогического коллектива и поиск механизмов диагностики, как достижений детей, так и показателей их интеллектуального развития с целью прогноза «будущего», планирования деятельности, выстраивания внутри школьного контроля, поиска оптимальных условий обеспечения нужного результата (и учителю, и ребёнку, и каждому из сотрудников административного корпуса). Приоритетом авторов данной статьи является решение вопроса обеспечения успешной социализации ребёнка средствами образовательной деятельности, т. к. в основе этого процесса - когнитивная компонента. В теории же социогенеза - основное положение, что становление социализации подрастающего поколения осуществляется в деятельности.
В программе развития (2007-2011) образовательного учреждения, реализующего экспериментальный и инновационный режим деятельности, представлено описание ценностно-деятельностных компетенций учащегося в конкретных качествах (это прогнозируемый результат). Основная стратегия управления программой предполагала коллективную проектную де-
40
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/1
ФГОС второго поколения
Таблица 2
№ п.п. Иерархия целей Составляющие цели каждого уровня Вытекающие задачи
1. Глобальные 1.Выбор стратегического курса развития общеобразовательного учреждения (инновационного,); И.Разработка трехуровневой программы развития (2007-2011 г. г) общеобразовательного учреждения - Ш.Выбор нужной модели управления учреждения - (циклической, пятиуровневой) 1.1. Становление «Школы деятельной.личности» (учителей и учащихся) 1.2. Разработка модели «Я - концепции» личности учащегося. 1.3. Построение образовательного пространства развития «Я -концепции» 2.1.Определение содержания первого подготовительного этапа к разработке программы развития ОУ. 2.2. Согласование курса развития ОУ, содержания предстоящей деятельности на всех уровнях управления. 2.3. Разработка программы развития, издание программы. 3.1.Обновление содержания нормативно - правового обеспечения реализации программы развития в рамках функционирования ОУ 3.2.Реструктуризация методического сопровождения инновационной образовательной деятельности. З.З.Определение направлений проектной экспериментальной и творческой работы.
2 Локальные I. Обеспечение информационной поддержки учителей и переход к инновациям. II. Расстановка кадров, обеспечивающих оптимальную реализацию программы развития. Ш.Разработка системного мониторинга деятельности коллектива педагогов и учеников общеобразовательной школы.. 1.1. Разработка содержания информации педагогических и методических советов, НПС (научно - практических семинаров) НПК (конференций), деловых игр. 2.1Обеспечение индивидуального консалтинга. 3.1.Обеспечение рефлексии позитивного опыта, издание печатной продукции. 2.1. Открытие ЭП АПК и ППРО в рамках кафедры экспериментальной деятельности и обеспечение научного руководства. 2.2. Назначение руководителей ШЭП (школьных экспериментальных площадок) и ТЛ (творческих лабораторий). 2.3.Обеспечение нормативно - правового сопровождения экспериментальной работы. 3.1. Разработка проектов: создание ЕИОП (единого информационного образовательного поля). 3.2. Разработка проектов реализации ШЭП. 3.3. Создание информационного центра системного мониторинга.
3. Оперативные 1.Утверждение циклограмм проведения НПК и НПС (научно практических конференций и семинаров. И.Обеспечение прохождения повышения квалификации на основе курсовой подготовки работниками образования школы. Ш.Освоение технологических подходов реализации образовательной деятельности. 1.1. Посещение уроков учителей предметников с последующим анализом с целью обобщения позитивных достижений и выявления механизмов к его трансляции, рефлексией. 1.2.Организация индивидуального консультирования по запросу учителя. 1.3. Утверждение тематики самообразования учителей (долгосрочное) 2.1. Составление графиков прохождения курсовой подготовки ПК и прохождения аттестации (профессиональной). 2.2. Утверждение графика проведения открытых уроков, мастер -классов, самоотчетов, сдачи самоанализа деятельности. 2.3. Трансляция позитивного опыта учителей на разных уровнях НПС и участия в профессиональных конкурсах. 3.1.Освоение учителем методики описания приёмов и механизмов педагогической техники. 3.2. Разработка технологических схем своей профессиональной деятельности. 3.3. Разработка технологических карт фиксации достижений ребёнка к определённому разделу предметного курса.
ятельность. Структурно это легче представить тоже в табл., в которой отражена приоритетная доминанта педагогического коллектива, прогнозируемые компетенции, как результат социализации, формы (как матричные проекты) и механизмы, положенные в основу процесса достижения целей.
Основная цель: реализация деятельностного подхода в интегрированной образовательной модели учреждения, являющейся форматом новой структуры образовательного пространства, ориентированного на развитие опыта «Я - концепции» учащегося, присвоение ценностей, овладение метакомпетенциями.
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/1
41
ФГОС второго поколения
Таблица 3
№ п.п. Результат социализации Форма реализации проекта социализации учащегося Механизмы, положенные в основу достижения целей и прогнозируемого результата
1. Осознание каждым ребёнком значимости образования, как ценности, влияющей на развитие комплекса качеств (компетенций): интеллектуальных - познавательной; социальных - регулятивной, взаимодействия -коммуникативной включая развитие психических процессов. Урок (образование); Проект (творчество) - ЦИТО (Центр исследований - творческое объединение); Труд (социально и личностно значимый); Дополнительное образование - по интересам. Трансляция достижений 1. Мотивационная поддержка на уроке (эмоционально яркое содержание, условия психологического комфорта и личностной успешности, осознанная деятельность, индивидуализация обучения, развитие инфраструктуры ОУ). 2. Включение проектной деятельности как дидактической единицы в урок Поддержка проектной деятельности в рамках ЦИТО. Участие в конкурсах проектов на разных уровнях. Публикации качественных работ. 3. Создание творческой образовательной среды, предоставляющей возможность само - актуализации и самореализации ребёнка (циклограммы КТД, НПК, олимпиады, игры и т.д.), включая трансляцию (мультимедиа средства)
2. Мотивация «Я - концепции» ребёнка на конструктивное взаимодействие и проявление социальной активности к преобразованию мира, окружающего социума. Смысловая акцентуация на: многообразие форм общественно - полезного труда (цветы - уход, дежурство - класс, школа; работа на пришкольном участке, участие в ремонте, волонтёрская деятельность -помощь ветеранам и жертвам БНУФ; уход за могилами; помощь старожилам поселения, концерты ...). Условия, предоставляющие право по-зиционпровать «опыт» своего «Я», его уникальности - делового, самостоятельного, интеллектуального; «обшече-ловеческого в человеке» - милосердия, сострадания, отзывчивости, сопричастности к жизни своего края. 1. Самоуправление и со - управление. 2. Годовые традиционные циклограммы КТД, праздников (школы, посёлка, города, района, России). 3. Работа в советах: школы, музея «Версты». Исполнителя и руководителя во временных рабочих группах; индивидуальная. Сотрудничество в рамках лаборатории социального партнёрства, лаборатории личности. Занятия на спортивных площадках, в мастерских и т.д. (освоение механизмов планирования и самостоятельности реализации, представления результатов, обсуждения их, компьютерного оформления и т.д.)
3. Опыт самоопределения Участие в работе клуба «ДИКС» (краеведческое направление); во всех направлениях музея «Версты»: «Дорогой отцов идём.»; «Наша Земля святая»; «Волонтёры»; «Агитбригада»;«Горькие уроки истории» и др. Встречи со старожилами. Экскурсии (район, Россия, Страны зарубежья). поездки в г герои, встречи с представителями систем НПО, СПО, ВУЗ Участие в международных играх: «Кенгуру», «Медвежонок», «Бульдог», интеллектуальные марафонах, олимпиадах 1.Освоение механизмов создания экспозиций. 2. Овладение спецификой процесса самостоятельного проектирования. 3. Работа в качестве вожатых в летнем лагере. 4. Участие в акциях по благоустройству родного края. 5. Работа в лесничестве по охране леса. 6. Участие в рождественских чтениях и конкурсах. 7. Самосовершенствование себя, Проявление спортивной активности
4. Принятие жизни, как уникальной ценности Реализация принципа гуманизации в образовательной деятельности. 1.Следование правилам педагога фасилитатора. Учитель всегда адвокат детства. 2 Жизнь ребёнка сейчас, а не во имя будущего.
5. Умение быть коммуникативным, конструктивно общаться во всех векторных системах взаимодействия. Изучение Устава школы и следование его правилам. (специально организованная работа по плану). Использование активных форм обучения в деятельности, в процессе познания. Коррекция проблемного поля общения специалистами. Социальная и психологическая поддержка детства. 1. Уроки: культуры, этикета и кейс - ситуаций. 2. Рефлексия поведенческого кода самим учащимся. 3. Формирование адекватной самооценки. 4. Использование ситуативного подхода в развитии критического мышления. 5. Своевременные инструктажи. 6. Предоставление права равенства ребёнку.
42
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/1
ФГОС второго поколения
продолжение табл. 3
№ п.п. Результат социализации Форма реализации проекта социализации учащегося Механизмы, положенные в основу достижения целей и прогнозируемого результата
6. Отношение к здоровью как к ценности Основная стратегия образовательной деятельности 1. Реализация проекта сохранения, здоровьесбережения. и здоровье формирования ребёнка. 2. Создание ситуации успеха. Главный принцип - не навреди. 3. Сохранение баланса эмоционального равновесия.
7. Овладение рефлексией и самоанализом своей деятельности, поступков, отношения. Реализация программы «Расширения сознания», ориентированная на познание самого себя. Использование техник развития критического мышления в процессе познания. Организация экспертизы качества проектных разработок. 1. Специальные занятия по овладению психологическими знаниями с использованием моделирования ситуаций, участия в тренингах, использования принципов обратной связи. 2. Рефлексия периодическая самооценки поведенческого кода. 3. Организация разновозрастного общения (детей, детей и взрослых).
Табл. создана на основе содержания программы развития школы [6, с.29]. Нет цели - поэтапно раскрыть все подходы к реализации программы с анализом результатов, процессов, затруднений, переоценок позиций, их коррекции по ходу. Важно понять ключевые позиции, обеспечившие успешность реализации программы развития, и главное - получение особо значимых оптимальных результатов социализации ребёнка (адекватно требования ФГОС и уровням социализации), содержательно раскрытые в методическом конструкторе авторов В. Д. Григорьева и П. В. Степанова (изложены выше).
О. П. Елисеев утверждает однозначно, что «Человек как субъект мира в своём поведении направлен на объективную возможность адекватного взаимодействия с ним. При этом сложный, системно-структурный характер взаимодействия внутреннего и внешнего образуется не автоматически и не идеально» [5, с.6]. Поведенческий код человека - это результат длительного самосовершенствования в процессе познания, творческой самодеятельности, социального взаимодействия, проявляемой активности и испытываемой потребности быть значимым в микро- и макромире. Активность, избирательность, свободное поведение человека проявится как «общечеловеческое в человеке» только в условиях позитивного нравственного развития и социального наследования, т.к. сущность его бисоциальна. Психофизиологической основой человека являются его активность, избирательность, конструктивность восприятия и сознания (проявление интуиции и творчества - с одной стороны, ошибок и заблуждений - с другой стороны). Человек субъективирует ситуацию, детализируя её в кратчайшем варианте, но всегда имеющем две стороны (принятие или отрицание), а борьба мотивов обеспечивает предпочитаемый выбор. Это способ отражения действительности, он не всегда конструктивен, зависит от степени абсолютизации отрицания одного во имя другого. С позиции фило-
софского диалектического подхода (Гегель) на «весах выбора» - избирательное восприятие и понимание мира человеком (люди, как правило, далеки от диалектики). Парадокс, но малообразованный человек обладает абстрактным мышлением, который проявляет самодостаточность в однажды избранной «принципиальной позиции». Действительно образованный человек проявляет вариативность мышления. Форма выражения знания не столь значима. Удивительно, но восхождение к конкретному знанию совершается в осознанной деятельности человека, именно она и становится условием формирования конструктивного представления о мире и конкретных вещах в нём. Конструктивный подход не отменяет классическую диалектику Гегеля, которую необходимо осознать, чтобы продолжить «восхождение вниз», к конкретному пониманию мира, человека. Очевидно, это и есть рефлексия, которой должен владеть профессионал в своём деле. Целостность, скорее всего, следует находить в единстве «теоретического и практического». Преломляя относительно сферы человеческого взаимодействия знание о «единстве»-отслеживается следующее наблюдение: если человеком «абстрактное не осознано» и проявляется в его суждениях «дуболомная прямолинейность», тогда оно оказывается «фикцией - декларацией» (нарушается закон «единства и борьбы противоположностей»), борьба становится «войной» и реальным распадом жизненных ценностей. Отсюда и вытекает значимость понимания обеспечения условий формирования «целостного миропонимания» у взрослеющего человека.
Внутренне человеку противоестественно абстрактное отношение к миру, он живёт, дышит, ощущает, воспринимает, для него конструктивный путь ближе по сути своей и природе самосовершенствования. Это в религии отражено задолго до Гегеля в «Нагорной проповеди»: «Но да будет слово ваше «да, да», «нет, нет», а что сверх того, то от лукаво-
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/1
43
ФГОС второго поколения
го» [«Евангелие от Матфея». Нагорная проповедь.-Гл. 37, с.5]. В проповеди провозглашён поиск пути к согласию с однозначным смыслом на основе идеи конструктивного подхода. В этих кратких словах заключено диалектическое единство. Неправильное понимание смысла проповеди может привести к противостоянию и конфликту. Четыре типа структур взаимодействия вытекает из конфигураций этой пары «да, нет»:
• «нет-нет» - деструктивное отрицание, разрушающее - если взаимное отрицание, исключающее взаимодействие; позитивно - если касается безнравственного;
• «нет-да» - инструктивное отрицание, что означает безусловное принятие «второго» (как истины, идола, идеала, правила);
• «да-нет» - реконструктивный подход к существованию первого и отрицанию второго; первое - самодостаточно в своей исключительности, второе во взаимодействии должно подчиниться первому;
• «да-да» - конструктивный подход во взаимодействии первого и второго, сотрудничество реально по принципу «свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех». Вариант бесконечного саморазвития и самодвижения всего живого в положительном взаимном отрицании. Утверждение индивидуального своеобразия во всеобщности явлений жизни, в ноосфере.
Если представленные структуры взаимодействия соотнести в обсуждении основ конструктивной типологии, то в психологическом преломлении эта пара слов выступает как «внешнее и внутреннее», включая и понятия «Я» и «не-Я». Из всех типов - только один вполне конструктивный вариант во взаимодействии, и два - равновесные, т.е. устойчивые. Во втором варианте - устойчивая тенденция «избегания» взаимодействия. Толкование можно и переосмыслить, если коснуться вопроса, что и кого устраивает.
Психологический смысл конструктивного подхода заключается в поисках согласия, жизнеутверждающего взаимодействия. Обязательное условие реализации - понимание смысла, желательно личностного, но совпадающего с «общечеловеческим». Важно развитие субъективного начала взрослеющего человека. «Конструктивность поведения человека неотделима от его субъективной активности, иначе он становится не свободным. Свобода воли человека не исчерпывается понятием осознанной исторической необходимости и выражается в самой возможности конструктивной активности, благодаря которой человек реализует себя как личность» [5, с.12]. Источник же активности следует искать «во внутреннем» человека, не подменять его описанием внешних наблюдений, что проявляется, а это предполагает ответ на вопрос «Как»? Активность находится в прямой связи с потребностью, переходящей в устойчивую мотивацию. Два эти процесса взаимосвязаны. Мотивация, её наличие, является движущей силой к реализации деятельности. Цепочка замкнулась, обосновывая решение проблемы социализации
наличием сознания, что выражено в достижении целей, таких как:
• Необходимость создания психологически комфортной и развивающейся образовательной среды осознана и реализована;
• Инфраструктура образовательного поля развита;
• Условия для удовлетворения потребности взрослеющего человека в проявлении творчества созданы, существуют, совершенствуются;
• Возможность само - актуализации и трибуна самореализации всем и каждому предоставлены и включены в циклограммы КТД - коллективных творческих дел, НПК - научно - практических конференций ЦИТО -Центра исследований (творческого объединения) на заседании клубов, личностной презентации в игровой деятельности, поощрение личностного выбора проявления активности в сочетании с личностным смыслом;
• Свободный выбор разнообразных видов деятельности поддерживает внутренний мотив, позитивно сопутствующий реализуемой деятельности;
• Наличие личностного её смысла обуславливает проявление активности в достижении цели и получении результатов;
• Социализация этих результатов обеспечивает появление значимости человека в микросоциуме, его самоутверждение и рост активности.
• Индивидуальное сопровождение со стороны взрослых обеспечено, своевременное консультирование предоставлено;
• Конструктивный подход доминирует, хотя затруднений тоже достаточно.
Осмысливая сущность социализации и роль сознания в ней, важно, что в восприятии человека доминирует два взаимодополняющих свойства: избирательность и целостность, позволяющие помимо наблюдаемого (прямого) объекта получать и другую информацию, являющуюся своеобразным фоном (дополнением к ситуации). Конструктивность восприятия объединяет актуальную и потенциальную информацию, вариативность же заключается в том, что восприятие проявляет себя то, как целостное, то, как избирательное. Это логика эволюции восприятия. Именно поэтому оно не может оптимально отвечать предпочтению жизненно важной информации. Восприятие, по сути, конструктивно, является психическим процессом отражения мира как на уровне ощущений, так и на уровне парной деятельности важнейших анализаторов (зрения, слуха, обоняния), включая функциональную асимметрию и полушарий мозга, что обуславливает необходимость раздвоения первичной чувствительности (проявляется внешнее и внутреннее), одно из них отрицается, это м.б. и субъект, и объект. В этом - суть конструктивности «отражения мира». Восприятие же напрямую связано с активностью, следовательно - активность тоже конструктивна, может проявиться, а может и не проявиться в силу отрицания, непринятия (или - согласия, несогласия). Конструктивность - это свойство и личности, и психики. Концептуальное положение Б. Г. Ананьева о личности таково «... структура личности
44
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/1
ФГОС второго поколения
строится не по одному, а по двум принципам одновременно: 1. Субординационному или иерархическому... и 2. Координационному.» [2, с.264]. По утверждению учёного, координация с взрослением человека доминирует все больше, усиливается относительная самостоятельность свойств личности, требующая координационных связей, обеспечивающих не только единство личности, но и всё более глубокую по своему смыслу её конструктивную активность. Проявление жёсткости, иерархичности связей свойств личности является для неё предельным линейным случаем развитой координации этих связей. Именно координация является прочной основой единства свойств личности, не иерархия. Целостность и конструктивность поведения личности обеспечивает именно координация. На психофизиологическом уровне тоже доминирует координация нервных связей. Вывод П. К. Анохина развивает и Ю. И. Александров «... все функциональные системы независимо от иерархического уровня имеют одну и ту же функциональную архитектуру, в которой результат является доминирующим фактором» [1, с.33-36]. В более широком смысле иерархия подчиняется гетерархии, в которой принцип координации предполагает взаимосвязь и взаимодействие всех элементов системы. Иерархия - многоуровневая коалиционная (взаимодействия), не доминирования и управления [1, с.37]. Кстати, активность и формирует конструктивность личности. Смыслом же главным «этой внутренней системы» является не столько в поддержании физического и «душевного» равновесия, сколько в получении конкретного результата. Если результат воплощается в реакции или в позитивном поступке, то единство физиологического фактора, и собственно психологического в человеке является доминирующим в его поведении. Сама же мотивация и достижения и отношения одинаково ориентирована на становление личностного смысла жизни, утверждаемого в определённых результатах конструктивной деятельности человека. Созидание и творчество жизненно гораздо более важные, чем стабильное, гомеостатическое состояние «души и тела». Сущность конструктивного подхода (в психологическом смысле) можно обосновать следующими положениями:
1. Подход ориентирован на выявление природы конструктивной активности, субъектом которой он является.
2. Конструктивное поведение человека субъективно и не имеет абсолютного масштаба, предполагает вариативность поведения.
3. Источником активности являются потребности человека, изменения проявляются по собственным внутренним закономерностям.
4. Свойство конструктивности формируется в социальной и индивидуальной (ориентированной) деятельности. Активность опосредована и эволюционно, и онтогенетически.
5. Конструктивную активность деятельности человека обеспечивает координация, как основной принцип построения личности [5, с.16].
Так или иначе, но во многих педагогических коллективах создаются на основе профессионального диалога модели личности учащегося как прообраз прогнозируемого результата образовательного процесса. Авторами данной статьи не ставилась цель анализа их достоверности или качества результатов педагогической мысли. Существует такое понятие, как «взгляд изнутри». Одно можно сказать с уверенностью - крайне сложно учителю переселиться в роль ученика. В психологии это называется «позиция из глаз ученика», это достоверное наблюдение. Сущность комплексного подхода педагогическим коллективом, обеспечивающего позитивные результаты социализации, однозначно утверждает необходимость понимания и роли самой модели, и её сущности, и необходимости обеспечения целостности «внутреннего и внешнего». Надуманностью развитие взрослеющего человека оптимально обеспечить сложно. В разработке интегральной модели личности (с позиции науки психологии) должна существовать преемственность по отношению к сложившимся системным описаниям человека. Наиболее полное оно у В. Г. Ананьева, представившего четыре макро характеристики: личность, субъект, индивидуальность, индивид в общей структуре представления о человеке, и взаимосвязи развития его свойств. Отсюда уже следует, что «Личность», как понятие - одна из четырёх основных подсистем в целостной системе Человека. Личность является субъектом деятельности, «вершиной» всей структуры человеческих свойств. По В. Г. Ананьеву в личности «наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, определяющая все явления человеческого развития, включая природные особенности» [3, с.276]. По отношению к личности как субъекту деятельности, индивидуальность составляет её глубину. Определённый комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционально-биологических) входит в структуру личности [3, с.291,308,329]. Личность - это качество, проявляющееся в его сознательной деятельности. Из этого определения следует, что личность представляет собой сущность человека, вне которой человека уже нет, или ещё нет. Это определение согласуется с необходимым различением «свойство» и «качество». Качество личности, как отдельная подсистема человека имеет сложную подструктуру составляющих её свойств. К принципам координации и субординации добавляется и принцип развития. Структура личности трехмерна, т.е. существует идеальное пространство личностного развития, личностного роста. Вопрос в том, что если озвучивается процесс развития, он должен быть обоснован психологически, или педагогом по результатам опосредованной деятельности. В статье обсуждаются результаты достижений конкретного образовательного учреждения на примере Рыбненской СОШ (г. Дмитров), в заключение осталось раскрыть особо значимые в реализации комплексного подхода, подтверждающие успешность социализации в процессе позитивного взросления подрастающего
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/1
45
ФГОС второго поколения
человека (включая самосовершенствование учителя) в динамике позитивных изменений:
• РСОШ - образовательное учреждение инновационного типа, в котором педагогическим коллективом реализуется проектно - исследовательская, экспериментальная, творческая деятельность.
• Значимый результат - наличие готовности учителя на осознанном уровне к профессиональному самосовершенствованию на основе освоения инноваций.
• Смоделирована единая, социокультурная, образовательная среда, психологически комфортная, с разветвлённой сетью возможностей социально - партнёрского взаимодействия, способствующая выбору деятельности по интересам каждому человеку. Развивается инфраструктура школы, включая единую информационную среду. Вовлечена и общественность в управление школой.
• Создана структура нового формата образовательного пространства на первой ступени обучения на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности.
• Создана информационно - аналитическая служба, включающая консалтинговую деятельность по индивидуальному запросу.
• Инновационная деятельность реализуется на основе согласования и координации взаимодействия всех подструктур (урочной, внеурочной, внешкольной адекватно стратегическому планированию и курсу развития ОУ).
• Осуществляется стратегический курс развития мышления учителя на освоение «проектности» (по П. И. Третьякову) как специфики профессионального мышления на основе информационной поддержки всего многообразия существующих форм (ПК, педсоветы, методические советы, консалтинг, НПС, НПК и др).
• Осваивается педагогами экспериментальная деятельность, ориентированная на преобразование педагогической практики. (ШЭП - «Формирование функциональной грамотности»; ШЭП - «Развитие познавательных интеллектуальных действий младшего школьника на основе учёта данных состояния их развития»; «Лаборатория личности»; «Лаборатория социально-партнёрского взаимодействия»; Коллективный проект «Школьная музейная педагогика»; творческое объединение «ЦИТО»).
• Реализуется авторский проект «Здоровьесбережения» соучастников образовательного процесса.
• Осуществляется индивидуальное сопровождение интеллектуально развитых детей.
Доминантой методического сопровождения образовательной и инновационной деятельности в учреждении является развитие рефлексии всех соучастников образовательного процесса на основе комплекса используемых механизмов:
• системно-аспектного анализа;
• самоанализа позитивного профессионального опыта по специально разработанным информационным картам, включающим визуальные средства динамики изменений;
• систематизация и осмысление профессионального опыта и его трансляция на всех уровнях (от локального до международного);
• использование интерактивных методов по разработке моделей, программ и т.д.,
• формирование портфолио, как средства самоанализа. К началу 2011-2012 г. 73% учителей от общего их количества проявляют позитивную динамику в развитии рефлексии, что влияет на рост качества отражения результатов деятельности ОУ
• 84% педагогов используют школьный офис в профессиональной деятельности;
• 100% сотрудников осуществляют качественный локальный мониторинг по функционалу своей деятельности;
• 93% учителей имеют авторские публикации в форме печатной продукции;
• 52% учителей разработали авторские образовательные программы внеурочной деятельности и успешно их реализуют, включая программы повышения квалификации (в ОУ - три кандидата педагогических наук);
• коллектив транслировал опыт на 15 конференциях (от регионального до международного уровня);
• печатная продукция коллектива педагогов используется в 47 регионах России и ближнего зарубежья;
• 6% учащихся от общего их количества имеют публикации проектных работ;
• на основе комплексного мониторинга осуществлена классификация результатов социализации учащихся по уровням адекватно ФГТ и ФГОС:
■ первый уровень составили 28% учащихся от общего их количества;
■ второй уровень - 43% учащихся от общего их количества;
■ третий уровень - 29% учащихся от общего их количества.
• динамика результатов достижений учащихся на всех уровнях олимпиад и конкурсов, соревнований следующая: 2008 г- 0,7%; 2009 г.-5,4%; 2010 г,- 10,4%; 2011 г,- 25,6%; 2012 г,- 39% от общего количества учащихся, что подтверждает устойчивую тенденцию роста активности детей на успешную социализацию на основе творческой деятельности;
• в 1 квартале 2011 г. на участие в международных играх-конкурсах претендовало по заявкам от 32% до 51% детей от общего количества детей в школе.
На фоне общих достижений существует и проблемное поле: освоение методологии реализации образовательной, профессиональной деятельности; принятие социальной значимости ФГОС-2, как условия развития российского образования адекватного требованиям мировых стандартов, в условиях интеграции России в мировое сообщество. Проблемное поле и формирование нормативно-правовой базы бюджетной организации в условиях перехода к реализации ФГОС-2, переход на реализацию индивидуальных образовательных программ, возможно маршрутов. Это перспективы перехода к более высокому уровню стратегического курса образовательного уч-
46
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/1
ФГОС второго поколения
реждения Рыбненская средняя общеобразовательная школа на основе следующей программы развития (2012-2017 г.).
Литература
1. Александров Ю.И. Психофизиологическое значение активности центральных и периферийных нейронов в поведении. М.: Наука, 1989.
2. Ананьев Б. Г О проблемах современного человекознания. М.: Наука. 1977.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. 339 с.
4. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. 223 с. (Стандарты второго поколения).
5. Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности / Под.ред. В. Н. Панферова. Псков. Изд-во
Псковского областного института усовершенствования учителей, 1994. 280 с.
6. Программа развития учреждения «Рыбненская средняя общеобразовательная школа» сельского поселения Якотское Дмитровского района Московской области на 2007-2011 г. г,- М.: АПК и ППРО, 2008. 44 с.
7. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. / Под ред. И. В. Равич-Шербо. М.: Педагогика, 1988.
8. Свиридова Е. М. Индивидуализация обучения: теоретические основы и варианты реализации. М.: АПК и ППРО, 2009. 56 с.
9. Сиденко А. С. Использование сетевого взаимодействия для обеспечения развития инновационного потенциала педагогов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2012.- № 4.
10. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998. 800 с.
УДК 371.398
Е. А. Юхина
J ^
МОНИТОРИНГ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО
ПРОЕКТА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ ТУРИСТОВ-
СПАСАТЕЛЕЙ (ПРОВЕДЕНИЕ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ
РАБОТ В УСЛОВИЯХ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ)»
S____________________________________________г
Аннотация: Работа посвящена рассмотрению проблемы мониторинга психологического развития обучающихся в рамках реализации экспериментального проекта в учреждении дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности. Автором выделен набор индивидуально-психологических особенностей обучающихся в соответствии с целями исследования и назван диагностический инструментарий для их оценки.
Ключевые слова: мониторинг психологического развития, дополнительное образование детей, профессионально важные качества, личностный опросник Р. Кеттелла (High School Personality Questionaire - HSPQ)
Abstract. Work is devoted to consideration of a problem of monitoring of psychological development being trained within realization of a pilot project in establishment of additional education of children of a tourist and local history orientation. The author allocated a set of individual and psychological features being trained according to research objectives and the diagnostic tools for their assessment are called.
Keywords: monitoring of psychological development, additional education of children, professionally important qualities, R. Kettell’s personal questionnaire (High School Personality Questionaire - HSPQ)
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/1
47