Научная статья на тему 'Феномен терроризма и трансграничной преступности в Закавказье и многостороннее сотрудничество в контртеррористической сфере'

Феномен терроризма и трансграничной преступности в Закавказье и многостороннее сотрудничество в контртеррористической сфере Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
487
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Голубин Р. В., Коротышев А. П., Федюкин Е. В.

Исследуется нормативно-правовая база и практика многостороннего сотрудничества Российской Федерации с государствами Закавказья Азербайджаном, Арменией, Грузией в сфере борьбы с терроризмом и трансграничной преступностью. Особый акцент авторы делают на изучении функций, полномочий и практической деятельности Контртеррористического центра СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF TERRORISM AND TRANSNATIONAL CRIME IN TRANSCAUCASIA AND MULTILATERAL COOPERATION IN COMBATTING TERRORISM

The legislative basis and the practice of the multinational cooperation of the Russian Federation with the states of Transcaucasia in the sphere of combating terrorism and transnational crime are discussed. A special attention is paid to the functions and practical activities of the CIS Counterterrorism Center.

Текст научной работы на тему «Феномен терроризма и трансграничной преступности в Закавказье и многостороннее сотрудничество в контртеррористической сфере»

Международные отношения. Политология. Регионоведение Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2007, № 2, с. 279-285

ФЕНОМЕН ТЕРРОРИЗМА И ТРАНСГРАНИЧНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В ЗАКАВКАЗЬЕ И МНОГОСТОРОННЕЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

© 2007 г. Р.В. Голубин, А.П. Коротышев, Е.В. Федюкин

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского aleks328@mail.ru

Постубола вокдакцою 22.02.2007

Исследуется нормативно-правовая база и практика многостороннего сотрудничества Российской Федерации с государствами Закавказья - Азербайджаном, Арменией, Грузией - в сфере борьбы с терроризмом и трансграничной преступностью. Особый акцент авторы делают на изучении функций, полномочий и практической деятельности Контртеррористического центра СНГ.

Одной из наиболее значимых угроз безопас- тами международного терроризма, государства-

ности России в Закавказском регионе продолжает оставаться распространение терроризма, который, как подтверждается рядом исследователей, зачастую оказывается тесно связан с сетевыми криминальными структурами [1]. Последние, обеспечивая каналы сбыта наркотиков и оружия, а также активно поддерживая нелегальную миграцию в регионе, обеспечивают материальную и социальную базу терроризма [2]. Заместитель председателя Комитета Государственной думы по обороне Алексей Арбатов, характеризуя новые угрозы безопасности России, сказал: «России предстоят угрозы нового, нетрадиционного типа: фундаментализм, вооруженный сепаратизм, терроризм, контрабанда оружия и наркотиков, браконьерство, организованная преступность — все они угрожают нашей безопасности» [3].

Распространение этих террористическо-криминальных сетевых структур представляет угрозу стратегической стабильности в Кавказском регионе в целом, а потому все без исключения государства региона заинтересованы в разного рода антитеррористических мероприятиях [4, 5]. Некоторые исследователи констатируют, что в данной сфере налицо более динамичное продвижение, причем в других областях сотрудничества в формате СНГ [6]. Это обусловило попытки образования в рамках СНГ особой структуры, призванной координировать усилия государств-членов в борьбе с терроризмом.

При этом в период 2000-2006 гг. официальные представители СНГ неоднократно заявляли о своем намерении предпринять серьезные усилия в борьбе с международным терроризмом [7]. К примеру, в заявлении глав государств -участников СНГ о борьбе с международным терроризмом говорится: «Столкнувшись с ак-

участники Содружества подтверждают свою непоколебимую решимость сообща противостоять любым его проявлениям и признают такие акты однозначно преступными, не имеющими оправдания, по каким бы мотивам, где и кем бы они ни совершались» [8].

Д.П. Булахов, первый заместитель председателя Исполнительного комитета СНГ, выступая на Лиссабонской международной конференции о глобальных усилиях по противодействию международному терроризму, проходившей в Лиссабоне 12 июня 2002 г., сказал: «Анализ тенденций распространения международного терроризма говорит о том, что его главный очаг переместился в Центральную и Южную Азию. Сегодня государства - участники Содружества, в силу их географического положения, оказались на переднем плане борьбы с этим злом, имеющим вполне конкретные замыслы радикального изменения политической карты целых регионов» [9].

Что касается нормативно-правовой базы противодействия терроризму в СНГ, то в июне

1999 г. был подписан Договор о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом [10], который стал правовой основой для осуществления взаимодействия компетентных органов стран Содружества в вопросах предупреждения, выявления и пресечения актов терроризма. Данный документ определил конкретные направления сотрудничества среди которых оказались: обмен информацией, разработка и принятие согласованных антитеррори-стических мер, направление по согласованию с заинтересованными государствами специальных антитеррористических формирований, подготовка специалистов, поставка специальных средств, техники и др. Фактически, подписание договора положило начало целой серии анти-

террористических мер, проведенных странами СНГ на многосторонней основе.

В июне 2000 г. была разработана и принята Программа государств - участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма [11] до 2003 года. Программа, имевшая своей целью координацию контртеррористических усилий стран-членов Содружества, была принята в соответствии с Решением глав государств Содружества «О противодействии международному терроризму в свете итогов Стамбульского саммита ОБСЕ». Программа предусматривала проведение ряда организационно-правовых и организационнопрактических мероприятий, а также их информационно-аналитическое, научное, кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение. Осуществление всех этих мер проводилось на базе существующих в государствах правоохранительных органов. Страны Содружества заранее, в соответствии с их национальным законодательством, определили компетентные органы, ответственные за проведение совместных антитеррористических мероприятий, а также состав специальных антитеррористических формирований, предназначенных для выполнения указанных задач. Сотрудники данных формирований прошли подготовку по согласованным программам обучения как на своей учебной базе, так и в учебных центрах других стран СНГ.

По истечении срока действия Программы, на саммите, прошедшем 6-7 октября 2002 г. в Кишиневе, Советом глав государств СНГ было принято решение о ее продлении. В связи с этим одобрен проект Программы антитеррори-стической деятельности на период 2004-2005 гг. и утверждено Положение о порядке организации и проведения совместных антитеррористи-ческих мероприятий на территориях государств Содружества [12].

Программа по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма предусматривает также механизм совместного контроля государств над контртеррористический деятельностью. В этой связи Исполнительный комитет СНГ ежегодно готовит и представляет на рассмотрение Совета глав государств доклад, посвященный коллективной ан-титеррористической деятельности.

Важным этапом контртеррористической деятельности СНГ стало создание Антитеррори-стического центра. Последний был учрежден согласно решению Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 21 июня

2000 г. «О создании Антитеррористического центра государств - участников Содружества

Независимых Государств» [13]. Основные же цели и задачи данной структуры определены Положением об Антитеррористическом центре государств - участников Содружества Независимых Государств [14].

В перечень основных задач центра входят:

— выработка предложений о направлениях развития сотрудничества в борьбе с международным терроризмом;

— обеспечение координации взаимодействия компетентных органов;

— анализ поступающей информации, формирование специализированного банка данных;

— участие в подготовке и проведении анти-террористических, учений;

— взаимодействие в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий;

— разработка моделей согласованных анти-террористических операций;

— содействие в выработке национальных и международных законодательных норм в области борьбы с терроризмом в государствах Содружества.

Кроме того, осуществляется непрерывный мониторинг оперативной обстановки в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма, выявляет и прогнозирует тенденции ее развития, формирует для этого специализированный банк данных, на основе которого вырабатывает рекомендации компетентным органам государств Содружества по вопросам сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом [15]. Информационная составляющая деятельности антитеррористиче-ского центра является особенно важной, поскольку на современном этапе совершенствование информационных технологий тесно связано с такими понятиями, как информационное оружие, информационный терроризм, т.е. с возникновением принципиально новой среды противодействия данному явлению - информационно-электронной [16]. В связи с этим появились новые проблемы, которые сопряжены с защитой информационных ресурсов, важных структур государства, а также населения от проявлений терроризма.

Важным элементом структуры Антитерро-ристического центра является институт полномочных представителей государств - участников Содружества Независимых Государств. Последние состоят на службе и обеспечении компетентных органов своих государств и представляют интересы направляющего государства применительно ко всем функциям Центра. К их основным функциям относятся:

— Обеспечение взаимодействия Центра с компетентными органами направляющего госу-

дарства в вопросах практического решения задач в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма, обмен соответствующей информацией.

— Участие в выработке Центром предложений Совету глав государств СНГ, Совету руководителей органов безопасности и специальных служб государств - участников СНГ и другим органам Содружества о направлениях развития сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

— Содействие в организации и проведении совместных антитеррористических мероприятий.

— Информирование руководителя Центра о наиболее важных событиях во внешней политике и внутриполитической жизни своего государства, связанных с вопросами борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

— Содействие в организации межгосударственного розыска лиц, совершивших преступления террористического характера и скрывающихся от уголовного преследования.

— Участие в разработке и реализации межгосударственных программ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма [15].

Функции представителей предоставляют странам Содружества равные возможности влияния на деятельность антитеррористическо-го центра. Однако Россия может в данном случае являться исключением.

Во-первых, в соответствии с Решением о финансовом обеспечении деятельности Анти-террористического центра государств - участников Содружества Независимых Государств с

2002 года от 28 сентября 2001 г., государства-участники перечисляют долевые взносы на счета единого бюджета органов СНГ на содержание Антитеррористического центра с 2002 г. в следующих размерах: Российская Федерация -50%, Украина - 14%, Республика Беларусь -6%, Республика Казахстан - 6%, Республика Узбекистан - 6%, Азербайджанская Республика

- 3%, Республика Армения - 3%, Грузия - 3%, Кыргызская Республика - 3%, Республика Молдова - 3%, Республика Таджикистан - 3% [15]. Как показывают эти цифры именно Россия несет основное бремя содержания данного органа.

Кроме того, «Правительство Российской Федерации предоставляет Центру на условиях, установленных для федеральных органов исполнительной власти, служебные помещения, необходимые для осуществления им своих функций» [17]. Тот факт, что центр расположен

не территории РФ предопределяет его сотрудничество «с органами государственной власти Российской Федерации при осуществлении правосудия и выполнении предписаний правоохранительных и судебных органов Российской Федерации, а также в случае предупреждения любых злоупотреблений в связи с привилегиями и иммунитетом» [17].

К основным достижениям Антитеррористи-ческого центра СНГ эксперты относят совершенствование законодательной базы в области борьбы с терроризмом [18], а также в вопросах установления уголовной ответственности за преступления террористического характера в государствах СНГ. В Российской Федерации, республиках Беларусь, Молдова, Таджикистан и Узбекистан приняты законы о борьбе с терроризмом, в Армении и Украине разработаны их проекты. В Т аджикистане принят новый Закон о беженцах, предусматривающий ограничения в предоставлении статуса беженца лицам, в отношении которых имеются сведения о возможной их причастности к террористическим организациям, наркомафиозным структурам, либо виновности в совершении деяний, противоречащих целям и принципам ООН, ОБСЕ. Правительствами государств - участников СНГ приняты решения «О Положении об оперативном штабе (группе) по управлению контртеррористической операцией» (Беларусь, Молдова), «Об утверждении Положения о порядке осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористического акта» (Молдова), «Об исполнении резолюций Совета Безопасности ООН в отношении У. бен Ладена, организации «Аль-Каида» и движения «Талибан» (Украина) [18].

Впрочем, несмотря на ряд важных достижений в этой области, нормативно-правовая регламентация совместной деятельности государств -участников СНГ в сфере борьбы с терроризмом, по мнению специалистов, в целом остается на сегодняшний день довольно слабой [19].

Хотя внешне картина в сфере модельного законотворчества вполне благополучна, в современных условиях на территории Содружества отсутствует единое правовое поле при наличии единого криминального пространства. В этой связи более предпочтительным, по-видимому, станет сосредоточение внимания на более интенсивной правотворческой деятельности в области разработки и принятия международных договоров. Они также выступают средством унификации законодательства, имеют по сравнению с модельными законами более жесткий и обязательный характер и предполагают

либо безусловное внесение своих положений в национальное законодательство, либо автоматически становятся частью правовой системы государства [19].

Что касается конкретных антитеррористиче-ских мероприятий Центра, то они включают в себя главным образом контакты между представителями силовых ведомств. Так, 24-25 апреля 2001 г. успешно проведено крупное практическое мероприятие — командно-штабные учения «Юг-Антитеррор-2001» с участием руководителей подразделений органов безопасности и спецслужб Азербайджана, Белоруссии, Киргизии, Казахстана, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины [6]. В июне 2004 г. в Республике Молдова Антитеррористическим центром СНГ был организован сбор руководящего состава антитеррористических подразделений органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ, а также проведено совместное командно-штабное учение «Запад-Антитеррор-2004» по теме: «Организация и проведение оперативно-розыскных мероприятий и специальных операций по пресечению диверсионно-террористических акций на объектах железнодорожного и воздушного транспорта». Отрабатывались вопросы планирования, подготовки и одновременного проведения специальных операций по освобождению заложников и нейтрализации террористов на железнодорожном и воздушном транспорте с применением специальных антитеррористиче-ских подразделений.

Развитию антитеррористической составляющей в деятельности государств-участников СНГ может стать создание Коллективных сил быстрого развертывания (КСБР) ЦентральноАзиатского региона коллективной безопасности. Собравшийся 25 мая 2001 года в Ереване Совет коллективной безопасности утвердил основополагающие документы, регламентирующие функционирование коллективных сил, назначил их командующего и начальника штаба [6]. Процесс формирования КСБР намечалось завершить в кратчайшие сроки, однако реальная эффективность этих формирований до сих пор вызывает сомнения.

Одним из важнейших направлений контр-террористичекой деятельности СНГ является установление эффективного информационного обмена между государствами. Руководство РФ предпринимает достаточно активные шаги в этом направлении

С 26 по 28 апреля 2004 года в Главном информационном центре МВД России прошло совещание руководителей центральных инфор-

мационных служб МВД государств - участников СНГ по проблемам формирования и развития Межгосударственного информационного банка, призванного объединить информацию оперативно-справочного, розыскного и криминалистического назначения [20].

На совещании руководителей центральных информационных служб МВД государств -участников СНГ рассматриваются проблемы формирования и развития Межгосударственного информационного банка (МИБ), состояния уголовной статистики в России и государствах-участниках СНГ. Как отмечали участники форума, создание МИБ уже позволило обеспечить информационную поддержку процесса предупреждения и раскрытия преступлений. По их сведениям, с помощью учетов МИБ только за 12 месяцев 2003 года на территории Российской Федерации задержано 620 преступников, разыскиваемых органами внутренних дел государств

- участников СНГ, на территории стран Содружества разыскано 598 лиц, объявленных в розыск органами внутренних дел Российской Федерации [20]. В совещании принимают участие представители МВД Азербайджанской Республики, полиции Республики Армения, МВД Республики Беларусь, МВД Грузии, МВД Республики Казахстан, МВД Кыргызской Республики, МВД Республики Молдова, МВД Республики Таджикистан, МВД Республики Узбекистан, МВД Украины и МВД Российской Федерации.

Российские власти, как и большинство стран современного мира, придают большое значение антитеррористическим мерам на многосторонней основе [22]. 20 апреля 2004 г. президент России В.В. Путин подписал Указ «О компетентном органе Российской Федерации, ответственном за проведение совместных антитерро-ристических мероприятий на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств» [23]. Данный документ постановляет «определить в качестве компетентного органа Российской Федерации, ответственного за проведение совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств, Федеральную службу безопасности Российской Федерации».

Проблема терроризма тесно связана с другой, также весьма опасной угрозой безопасности государства. Речь идет о трансграничной преступности [24]. С сопредельными территориями Закавказья РФ соединяют лишь две железные дороги, одна из которых проходит через Дагестан в Азербайджан, другая - через Краснодарский край и Абхазию. Число пересекаю-

щих кавказские границы РФ автодорог также невелико: 4 на азербайджанском и 4 на грузинском участке. Главный Кавказский хребет пересекают десятки туристических маршрутов и множество троп, которыми пользуются местные жители. Эти тропы в своем большинстве проходимы лишь в летнее время. Подобное положение дает исследователям повод говорить о «выраженной коммуникационной барьерности» в регионе [25]. Этот фактор, а также не вполне благоприятная экономическая и политическая конъюнктура постсоветского периода объясняют высокие темпы развития в регионе трансграничной преступности.

Специальный представитель Президента России по вопросам международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и транснациональной организованной преступностью А.Е. Сафонов в своем интервью заявил: «Мы прекрасно понимали, что у криминальных и террористических сетей разные политические цели ... слияния не было. Сегодня ситуация радикально изменилась... Возникший симбиоз создает новые проблемы и требует новых подходов» [25]. А.Е. Сафонов также отметил особую роль гражданского общества в контртеррористической борьбе. По его мнению, «оно построено по сетевому, ячеистому принципу, таким же образом строятся и террористические сети. Мы должны понимать, что новые угрозы не могут быть нейтрализованы при помощи старого оружия» [24].

Через страны Закавказья проходят маршруты нелегальной торговли наркотическими веществами, связывающие Центральную Азию с Россией через Иран, Азербайджан и Грузию. Статистика активности этих каналов весьма противоречива. В 2000 г. на границе России в государствами Закавказья задержано 60 кг наркотиков, а в 2001 - всего 6,7 кг. На абхазском участке российско-грузинской границы за весь период 1993-1998 гг. пограничники выявили около 5 кг наркотических веществ, а только в одном 2002 г. - 10 кг [24]. Актуальна эта проблема и для других стран региона. К примеру, на апрель 2002 г. объем наркоторговли в Грузии достигал 1 млрд долл. в год, что означало его резкое увеличение по сравнению с предыдущим периодом [26].

В этой сфере взаимодействие в рамках СНГ также может быть эффективным. Основными документами, регулирующими взаимодействие государств - участников СНГ в борьбе с ТОП (трансграничная организованная преступность), являются Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейными и уголовными делам (1993 г.), Концепция взаи-

модействия государств-участников Содружества в борьбе с преступностью (1999 г.), Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью на период 20032004 гг. [27]. Кроме того, значительный объем сотрудничества базируется на межведомственных соглашениях по различным направлениям правоохранительной деятельности пограничных, таможенных и специальных служб.

Упомянутая Программа совместных мер борьбы с преступностью, которая осуществлялась непосредственно в рассматриваемый период, была разработана «в целях дальнейшего развития сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью, и прежде всего организованной, международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма» [28]. Программа включает в себя комплекс мероприятий как нормативно-правового, так и силового характера.

22 октября состоялось заседание Межведомственной комиссии Совета безопасности Российской Федерации с повесткой дня «О сотрудничестве государств - участников СНГ в противодействии незаконному обороту наркотиков» [28]. Участники заседания заявили, что наркобизнес в настоящее время является одной из основных угроз национальной, региональной и международной безопасности, а также отметили ведущую роль институтов СНГ в борьбе с данной угрозой. В сообщении пресс-службы Совета Безопасности РФ говорилось: «Наряду с другими мерами, необходимо развивать практику проведения компетентными органами государств - участников СНГ и государств - членов ОДКБ совместных операций по перекрытию каналов контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, продолжить работу по унификации национальных законодательств стран Содружества в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков» [29].

Достигнутые руководством стран региона договоренности позволили провести в рассматриваемый период ряд крупных контреррори-стических операций, информация о которых, впрочем, весьма ограниченна. Так, в 2001 году в результате крупномасштабной операции правоохранительных органов были арестованы лидеры и участники радикальной группировки -«Джамаата» Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. В состав группировки в 2000-

2001 году входило свыше 200 человек, обустроивших развитую инфраструктуру. Последняя включала учебный террористический центр в селении Чегем-2 и военный лагерь на забро-

шенной ферме на стыке границ Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и Грузии. В планы экстремистов входило установление контроля над прилегавшими горными районами и последующий захват власти в одной из республик РФ. Следует особо отметить, что часть боевиков была задержана грузинскими пограничниками и затем экстрадирована в Россию [29].

При проведении данной контртеррористической операции использовались методы информационного воздействия. В октябре 2001 г. один из лидеров экстремистов Хызыр Салпаго-ров, к тому времени около года находившийся под стражей, сделал заявление для СМИ. Суть его сводилась к тому, что создание на территории России исламского государства невозможно, а такие попытки приведут лишь к кровопролитию. Он призвал мусульман Северного Кавказа «не поддаваться на подобные провокации, а старейшин - разъяснять молодежи смысл ислама» [30].

Об определенных успехах борьбы с терроризмом в регионе можно судить по статистике МВД РФ. Согласно этим данным о состоянии преступности в Российской Федерации, в январе-сентябре 2004 г. зарегистрировано 7213 преступлений террористического характера (прирост на 20,2% в сравнении с предыдущим периодом), из которых было раскрыто 1224 (прирост раскрываемости - 34,5%). Что касается преступлений экстремистской направленности, то их было зарегистрировано 94 и раскрыто 73 [31].

За аналогичный период 2005 г. удалось зарегистрировать 3903 преступлений террористического характера (т.е., по официальной статистике, их число снизилось на 45,9%), из которых было раскрыто 1096. Число преступлений экстремистской направленности незначительно выросло, составив 105 зарегистрированных при 92 раскрытых [43]. Та же тенденция сохранилась и в 2006 г. когда было зарегистрировано 1496 террористических преступлений, 839 из которых были раскрыты [32].

Итак, в период 2000-2006 гг. государства Закавказья достигли целого ряда совместных договоренностей, призванных обеспечить эффективное противодействие распространению терроризма в регионе. Несмотря на распространенное мнение о неэффективности СНГ, следует признать, что именно его институты обеспечили взаимодействие государств в сфере борьбы с терроризмом. Речь здесь идет не только о подписании безусловно важных многосторонних документов, таких, как упоминавшиеся «О сотрудничестве государств - участников СНГ в противодействии незаконному обороту наркотиков» или Межгосударственная программа

совместных мер борьбы с преступностью. В рамках СНГ создан и действует Антитеррори-стический центр, не только координирующий совместную деятельность государств в данной сфере, но и способствующий информационному обмену, унификации законодательства. Деятельность этих структур реально способствует снижению масштабов распространения терроризма и экстремизма.

Список литературы

1. Саркисян, М. Международный терроризм и его специфика как международного преступного деяния / М. Саркисян // Право и политика. 2002. № 12. С. 45-51.

2. Кива, А.В. Анатомия терроризма / А.В. Кива,

B.А. Федоров // Общественные науки и современность. 2003. № 1. С. 130-142.

3. Арбатов, А. Военный министр попал в окружение генералов / А. Арбатов // Новая газета. 2003. 20 окт. - С. 3.

4. Гриб, Н.Н. Терроризм как инструмент перекройки мира в эпоху глобализации / Н.Н. Гриб // Российский следователь. 2003. № 1. С. 21-24.

5. Залужный, А.Г. Экстремизм: сущность и способы противодействия / А.Г. Залужный // Современное право. 2002. № 12. С. 23-27.

6. Хакимов Б. Коллективная безопасность стран СНГ / Б. Хакимов // Международная жизнь. 2001. № 7. С. 19.

7. Яковлев, В. Военные аспекты миротворчества стран СНГ / В. Яковлев // Международная жизнь.

2002. № 1. С. 31-38.

8. Заявление глав государств - участников Содружества Независимых Государств о борьбе с международным терроризмом, Астана, 16 сент. 2004 года / Официальный сайт МИД РФ // www.mid.ru.

9. Выступление первого заместителя председателя Исполнительного комитета, исполнительного секретаря СНГ Д.П. Булахова на Лиссабонской международной конференции о глобальных усилиях по противодействию международному терроризму по теме: «Противодействие терроризму в рамках СНГ» (12 июня 2002 г., г. Лиссабон) // Информационный бюллетень МИД РФ от 13 июня 2002 г.

10. Договор о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом 1999 г. // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1999. № 2. С. 120-129.

11. Салимов, К. Продолжая дискуссию о стратегии и тактике создания глобальной системы противодействия терроризму государств - участников СНГ / К. Салимов // Уголовное право. 2003. № 1.

C. 121-123.

12. Положение о порядке организации и проведении совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств Содружества / Исполнительный комитет СНГ. Официальный сайт // www.cis.minsk.by.

13. О подписании межправительственного Соглашения между Россией и СНГ об условиях пребывания на территории Российской Федерации Анти-террористического центра государств - участников СНГ // Информационный бюллетень МИД РФ от 18 авг. 2003 г.

14. Положение об Антитеррористическом центре государств - участников Содружества Независимых Государств / Исполнительный комитет СНГ. Официальный сайт // www.cis.minsk.by.

15. Титова, Т. Организация и правовая регламентация сотрудничества в борьбе с терроризмом государств - участников СНГ / Т. Титова // Информационно-аналитический бюллетень Института стран СНГ «Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье». 15.07.2003. № 79. С. 26.

16. Степанов, О.А. Международные правовые аспекты противодействия высокотехнологичному терроризму / Степанов О.А. // Современное право.

2003. № 2. С. 19-22.

17. О подписании межправительственного Соглашения между Россией и СНГ об условиях пребывания на территории Российской Федерации Анти-террористического центра государств - участников СНГ // Информационный бюллетень МИД РФ от 18 авг. 2003 г. (ст. 3).

18. Бурковская, В. К вопросу о направлениях унификации законодательств государств - участников СНГ о борьбе с терроризмом и захватом заложника / В. Бурковская // Уголовное право. 2003. № 1. С. 105-107.

19. Зеленов, Е.А. Межпарламентская Ассамблея стран СНГ в решении проблем урегулирования военных конфликтов и борьбы с терроризмом / Е.А. Зеленов // Право и безопасность. 2002. № 2-3. С. 23-31.

20. О совещании руководителей центральных информационных служб МВД государств-участников СНГ по проблемам формирования и развития Межгосударственного информационного банка // Информационный бюллетень МИД РФ от 28 апр. 2004 г.

21. Возможные направления развития современного терроризма и международного сотрудничества по борьбе с ним. Предварительные исследования национального терроризма, проведенные центром изучения терроризма и политического насилия при университете St. Andrews в Шотландии // Уголовное право. 2003. № 1. С. 126-127.

22. О подписании Указа «О компетентном органе Российской Федерации, ответственном за проведе-

ние совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств» // Информационный бюллетень МИД РФ от 20 апр. 2004 г.

23. Как нам обустроить границу. Приграничной службой ФСБ выработаны новые приоритеты: интервью заместителя руководителя Пограничной службы - генерал-майора Н.Н. Рыбалкина // Красная звезда. 2004. 13 нояб. - С. 14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Трансграничная преступность в зоне южных постсоветских рубежей России / Под. общ. ред. С.В. Го-лунова. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. - С. 17.

25. Интервью специального представителя Президента России по вопросам международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и транснациональной организованной преступностью А.Е. Сафонова // Политический класс. 2006. № 1(13).

С. 26.

26. Российская Федерация и международное сотрудничество в борьбе с уголовной преступностью // Информационный бюллетень МИД РФ от 06 авг. 2004 г.

27. Решение о межгосударственной программе совместных мер борьбы с преступностью на 20032004 гг. / Информационно-аналитический портал Предпринимательское право // www.businesspravo.ru.

28. Сообщение пресс-службы Совета безопасности РФ об итогах заседания Межведомственной комиссии Совета безопасности России по вопросу «О сотрудничестве государств - участников СНГ в противодействии незаконному обороту наркотиков» // Информационный бюллетень МИД РФ от 24 окт.

2003 г.

29. Шаповалов, А. Северный Кавказ: ваххабизм не нашел массовой поддержки среди местного населения / А. Шаповалов // Россия и мусульманский мир. Бюллетень реферативно-аналитической информации. - М: ИНИОН РАН, 2003. № 1. - С. 68-69.

30. Состояние преступности в Российской Феде-

рации за январь - сентябрь 2004 года // Статистика МВД РФ. МВД РФ. Официальный сайт //

www.mvd.ru/stats/.

31. Состояние преступности в Российской Феде-

рации за январь - сентябрь 2005 года // Статистика МВД РФ. МВД РФ. Официальный сайт //

www.mvd.ru/stats/.

32. Состояние преступности в Российской Феде-

рации за январь-сентябрь 2006 года // Статистика МВД РФ. МВД РФ. Официальный сайт //

www.mvd.ru/stats/.

THE PHENOMENON OF TERRORISM AND TRANSNATIONAL CRIME IN TRANSCAUCASIA AND MULTILATERAL COOPERATION IN COMBATTING TERRORISM

R V. Golubin, A. P. Korotyshev, Е. V. Fedyukin

The legislative basis and the practice of the multinational cooperation of the Russian Federation with the states of Transcaucasia in the sphere of combating terrorism and transnational crime are discussed. A special attention is paid to the functions and practical activities of the CIS Counterterrorism Center.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.