КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА СТРАН СНГ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Р.А. Мусалимов
Кафедра национальной безопасности Российская академия государственной службы при Президенте РФ пр-т Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606
Статья посвящена актуальному вопросу выработки и осуществления координированной контртеррористической политики стран СНГ на региональном уровне. По мнению автора, антитеррори-стическое сотрудничество стран региона находится на недостаточно высоком уровне. Реальность, с которой столкнулась Россия и другие постсоветские государства, потребовала принятия ими срочных мер по формированию эффективного правового механизма антитеррористического взаимодействия на региональном уровне в рамках СНГ.
Ключевые слова: противодействие терроризму, контртеррористическая политика, национальная безопасность, международное сотрудничество, национальные интересы, СНГ.
Недостаточно эффективное сотрудничество государств мира в борьбе с терроризмом отмечается многоми, в т.ч. и высшими государственными деятелями стран СНГ. Реальность, с которой столкнулась Россия и другие постсоветские государства, потребовала принятия ими срочных мер по формированию эффективного правового механизма антитеррористического взаимодействия на региональном уровне в рамках СНГ. Одним из первых главных этапов в этом направлении стало заключение Договора коллективной безопасности и образование Совета коллективной безопасности (СКВ) и его консультативных и рабочих органов. На первой встрече руководителей стран Содружества в 1992 г. министры внутренних дел подписали многостороннее соглашение о борьбе с преступностью, которое предусматривало вопросы взаимодействия в борьбе с бандитизмом, терроризмом и международной преступностью.
Разработке последующего механизма контртеррористической деятельности послужил принятый в 1999 г. Договор о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом, где было записано, что стороны будут осуществлять сотрудничество в вопросах предупреждения, выявления, пресечения и расследования актов терроризма в соответствии с национальным законодательством и международными обязательствами [1. С 308—309]. В этом же документе отмечалась необходимость и целесообразность в целях эффективности и оперативности в оказании помощи; договаривающиеся стороны обеспечивают ускоренное осуществление установленных национальным законодательством формальностей при пересечении государственных границ специальными антитеррористическими формированиями.
Кроме того, было также отмечено, что путем взаимных консультаций совместно вырабатываются рекомендации для достижения согласованных подходов к нормативно-правовой регламентации вопросов предупреждения террористических актов и борьбы с ними.
В июне 2000 г. Советом Межпарламентской ассамблеи СНГ был рассмотрен вопрос о солидарном противодействии международному терроризму и принято совместное заявление «О солидарной поддержке действий РФ по борьбе с международным терроризмом в Чечне».
Ассамблея также поддержала создание единого антитеррористического центра и принятие программы государств — участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма и заявила о своей готовности участвовать в ее реализации. Это было зафиксировано в Меморандуме в статье 8, где отмечается необходимость развивать «противодействие новым или «мягким» угрозам, выражающееся в координации и объединении усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, с организованной транснациональной преступностью, нелегальной миграцией и другими угрозами безопасности государств-членов» [2. C. 112].
В 2000 г. Советом глав государств СНГ также была утверждена Программа государств — участников Содружества по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма, на основании которой был образован анти-террористический центр (АТЦ) СНГ, куда вошли 11 государств. Было положено начало созданию по инициативе России и при ее деятельном участии системы противодействия транснациональному терроризму. АТЦ стал реально действующей структурой информационно-аналитического характера, в функции которой входит координация взаимодействия компетентных служб стран СНГ в борьбе с терроризмом, организация информационного обмена, концентрация оперативных данных, организация профессиональной подготовки сотрудников спецслужб и правоохранительных органов, взаимодействие с другими антитеррористическими структурами на глобальном и региональном уровнях.
В 2002 г. главами стран Содружества подписан разработанный АТЦ протокол об утверждении Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств — членов СНГ. Под эгидой АТЦ стали проводиться ежегодные командно-штабные учения. Таким образом, началась практическая институализация механизма противодействия терроризму на пространстве бывшего СССР.
Следующим важным этапом на этом пути стало преобразование созданного после распада Советского Союза в составе России и ряда стран Центральной Азии и показавшего слабую эффективность Договора о коллективной безопасности в политическую структуру — Организацию Договора коллективной безопасности (ОДКБ), членами которой являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. В октябре 2002 г. были подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКВ.
В соответствии с уставными документами ОДКБ среди основных направлений деятельности Организации было обозначено противодействие новым вызовам и угрозам, среди которых на первом месте угроза терроризма. Но не следует забывать, что внимание к этому явлению участники Договора начали уделять еще
до создания ОДК. Еще в 2000 году странами, вошедшими в ОДКБ, был принят ряд документов по борьбе с терроризмом. В тот период действовала организация Договора о коллективной безопасности (ДКБ). Эта организация установила рабочие контакты с соответствующими антитеррористическими структурами ООН, СБСЕ и «Шанхайской пятерки».
В мае 2001 г. в рамках ДКБ было утверждено Положение о «Коллективных силах быстрого развертывания (КСБР) Центральноазиатского региона коллективной безопасности». Борьба с международным терроризмом была определена в качестве одной из основных задач организации, реализация которой в Центральноазиатском регионе была возложена на Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР ЦАР), находящиеся в ведении Объединенного штаба ОДКБ. КСБР обладают реальным силовым потенциалом и способны к ведению антитеррори-стических действий в зоне своей ответственности.
Четыре государства-участника (Казахстан, Россия, Киргизия и Таджикистан) выделили из состава своих вооруженных сил по батальону с боевой техникой и вооружением, способных быстро реагировать на мелкие военные конфликты или проводить специальные операции, кроме того, создана постоянно действующая оперативная группа Штаба КСБР, расположенная в Киргизии (г. Бишкек).
Но Центрально-Азиатский регион, с учетом анализа всего комплекса проблем, нестабилен. Доказательства тому — происходящие в последние годы события в Афганистане и Ираке, разветвленная сеть экстремистских группировок на территории Центральной Азии. Представляется, что там должна быть более крупная группировка, состоящая уже не из батальонов, а из соединений и частей всех государств — членов ОДКБ, которая могла бы осуществлять задачи политического сдерживания агрессивных действий в регионе. Коллективные силы быстрого развертывания стали бы составной частью этой группировки.
Политическое решение сформулировано, теперь к нему необходимы конкретные соглашения по созданию данной группировки. Работа предстоит сложная, поскольку нужно научить крупные армейские контингенты действовать слаженно.
Другими словами, следует подготовить части вооруженных сил государств, в том числе российских, для совместной деятельности в случае крупного военного конфликта по защите территориальной целостности и суверенитета государств — членов ОДКБ [4].
Как считает Ю.А. Никитина, нельзя обойти вниманием неоднозначные для безопасности региона последствия контртеррористической операции в Афганистане. Именно для противодействия вторжению экстремистских группировок с территории Афганистана и были созданы Коллективные силы быстрого реагирования. Антитеррористическая коалиция фактически решила бы проблему с талибами собственными силами. Таким образом, если бы не контртерорристическая операция в Афганистане, именно ОДКБ, вероятнее всего, пришлось бы отражать набеги боевиков-исламистов [2. С 25—33].
Исходя из учета обстановки в регионе, руководство ОДКБ постоянно следит за изменением характера угроз безопасности, которые приобретают не только
внешние признаки, но и внутренний кризисный характер. Определенные выводы можно сделать из прошедших командно-штабных учений Коллективных сил быстрого реагирования. В 2004 г. сценарий проходивших в Киргизии учений «Рубеж» включал противодействие отрядам «Аль-Каиды» и другим террористическим организациям, членам которых удалось проникнуть на территорию Ферганской долины с целью дестабилизации обстановки и создания халифата в Центральной Азии. За основу разработанного сценария учений были взяты Банкентские события 1999 г., когда произошел прорыв боевиков Исламского движения Узбекистана с территории Узбекистана в Киргизию.
2004—2205 гг. стали временем интенсификации сотрудничества государств — участников ОДКБ, развивающего основное направление — противодействие международному терроризму. Был принят План действий до 2010 г., который объединил и систематизировал комплекс мероприятий, проводимых в различных сферах сотрудничества, в том числе по укреплению военно-политического сотрудничества государств — участников ОДКБ, координированности и выработке совместных действий в целях обеспечения национальной, региональной и международной безопасности, противодействия транснациональным вызовам и угрозам и, прежде всего, — терроризму, а также распространению оружия массового поражения. В соответствии с планами следующие учения проходили в начале 2005 г. в Таджикистане, где отрабатывались действия Коллективных сил быстрого развертывания, основу которых составляют воздушно-десантные, горнострелковые и прочие спецподразделения по нейтрализации вторгнувшихся через границу террористов. За основу сценария учений были взяты реальные события в Киргизии в 1999 г., когда отряды исламского движения Узбекистана проникли на территорию государства с целью дестабилизации обстановки [6].
Новые и важные решения были приняты на Минской встрече в июне 2006 г. Были подписаны комплексные документы по вопросам незаконной наркоторговли и предотвращения терроризма. Главная цель, отмечается в них, состоит в создании режима безопасности в этой части Евразии путем развития совокупного военного потенциала союзных государств и ограждения их от негативного влияния международных террористических организаций, угрожающих суверенитету и территориальной целостности стран региона.
С учетом меняющихся военно-политических реалий и появления новых угроз и вызовов безопасности ОДКБ развивается как многопрофильная и многофункциональная международная структура в этой сфере. Одним из векторов деятельности Организации, предполагающим поэтапное углубление сотрудничества соответствующих национальных структур государств — членов ОДКБ, является формирование эффективной системы противодействия политическому и религиозному экстремизму, терроризму, наркобизнесу, незаконной миграции в зоне действия Договора о коллективной безопасности. Так, в операции «Канал» также участвуют подразделения финансовых разведок государств — членов Организации.
Выработана система взаимодействия структур финансового мониторинга с Международным координационным штабом по проведению операции, создан
четкий механизм обмена информацией. В итоге выявлен ряд крупных подозрительных сделок, по которым проводятся финансовые расследования. Кроме того, формируются совместные проекты использования информационного потенциала в рамках Организации. Секретариат ОДКБ, ряд ведомств наших государств и организаций гражданского общества совместно начали и уже осуществляют некоторые проекты на информационном направлении. Прежде всего, это Международный антитеррористический медиафорум «СМИ против терроризма и наркоугрозы», который уже дважды прошел под эгидой нашей Организации. Медиафорум дал импульс осмыслению вопроса, как организовать реальное информационное противодействие экстремизму, терроризму, наркотрафику и другим угрозам. И он сыграл свою роль: многие СМИ повернулись лицом к освещению вопросов коллективной безопасности.
Для поддержки усилий Медиафорума Секретариат ОДКБ разработал и через министерства иностранных дел представил в государства — члены Организации проект Межгосударственной целевой Программы информационного противодействия современным угрозам и вызовам, где заложены основные принципы и представлены основные направления такой информационной работы. Идея такой Программы была изначально поддержана президентами наших государств.
В конце января 2008 г. в рамках военно-политического союза ОДКБ, предусматривающего обеспечение коллективной безопасности и взаимную помощь в случае возникновения военных угроз, состоялось заседание экспертов — специалистов в области информационной безопасности. Как отмечают корреспонденты РИА «Новости», «представители спецслужб государств — членов ОДКБ, решающих задачи борьбы с преступностью в сфере информационных технологий, на заседании в Москве определили наиболее важные направления сотрудничества. В частности, запланировано активизировать взаимодействие спецслужб в использовании информационных технологий по обеспечению обороноспособности государств — членов ОДКБ в целом и критически важных объектов инфраструктуры в частности.
Кроме того, большое внимание должно быть уделено противодействию использованию информационных технологий для подготовки терактов и преступных действий, информационному обеспечению государственной политики.
По словам генерального секретаря ОДКБ Николая Бардюжи, предупреждение и раскрытие преступлений в сфере информационных технологий тесно связано с противодействием терроризму, предупреждением чрезвычайных ситуаций. «Преступления в сфере информационных технологий — особая сфера. Главная особенность — сложившаяся система телекоммуникаций, не имеющая границ. Преступление может быть задумано в одной стране, пройти по коммуникациям трех-че-тырех других стран и совершиться в пятой... Эта ситуация в буквальном смысле обрекает нас на налаживание взаимодействия» [5]. Одним из первых практических шагов должна стать «подготовка и переподготовка в рамках организации сотрудников правоохранительных органов, специализирующихся на предупреждении и раскрытии преступлений в сфере информационных технологий» [5].
Начиная с 2003 г. Россия неоднократно направляла в НАТО предложения о сотрудничестве по нескольким направлениям, например, по совместной борьбе с распространением наркотиков, с угрозой религиозного экстремизма, терроризма. Но каждый раз получала отказ: в альянсе якобы нет консенсуса по вопросу сотрудничества с ОДКБ, против выступают некоторые восточноевропейские страны. Хотя вероятнее, что это не входило в интересы США. В результате не получается эффективно противостоять терроризму, а Европа, впрочем, как и Россия, переполнена афганским героином, деньги от продажи которого нередко используются на подготовку и организацию террористических операций.
Сама ОДКБ настойчиво выступает за взаимодействие с НАТО. У обеих организаций много общих, совпадающих интересов. Речь идет о борьбе с терроризмом, наркоторговлей, распространением ОМУ. Государства ОДКБ оказывают НАТО конкретную помощь в антитеррористической операции в Афганистане. Через них осуществляется воздушный транзит, отработан и сухопутный маршрут для доставки грузов МССБ в Афганистан. Организация готова к рабочим контактам с альянсом по этим и ряду иных направлений.
Как отметил Н. Бордюжа, ОДКБ расширяет направления своей деятельности, рассматривая весь спектр проблем, связанных с безопасностью, и привлекает к реализации этих направлений в том числе и государства, не входящие в состав ОДКБ. Например, на последней операции по афганскому наркотраффику кроме семи спецслужб государств — членов ОДКБ участвовали еще спецслужбы тринадцати государств, в том числе США, Пакистана, Ирана, Китая, Индии, Монголии, Азербайджана, Украины. Также расширяются контакты со структурами ООН: это и Контртеррористический комитет, и Управление по противодействию наркотикам, хорошее взаимодействие с ОБСЕ, достаточно тесное и плодотворное взаимодействие с ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), естественно, со странами СНГ, и даже развивается взаимодействие с такими структурами, как Совет государств Балтийского моря.
Таким образом, можно отметить, что на постсоветском пространстве действуют параллельно две организации, нацеленные на антитеррористическую деятельность — Антитеррористический центр СНГ в Бишкеке и Региональная анти-террористическая структура ШОС в Ташкенте. Уже проводились совместные учения ОДКБ И ШОС под названием «Мирная миссия Рубеж-2007». Кроме того, обе организации ежегодно проводят антитеррористические учения, а, учитывая членство России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана в обеих названых организациях, совместные учения позволяют экономить существенные финансовые средства.
Осуществляются регулярные контакты на уровне генеральных секретарей, проходят консультации относительно наших общих проблем, определены вопросы, по которым мы различным образом координируем свою работу, подписан соответствующий меморандум о взаимодействии.
В соответствии с документом секретариаты ОДКБ и ШОС обмениваются информацией, разрабатывают совместные программы и конкретные мероприятия в области обеспечения региональной и международной безопасности, противодействия таким угрозам современности, как терроризм, незаконный оборот оружия и наркотиков, транснациональная организованная преступность.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Интерпол против терроризма. Сборник международных документов. — М., 2008.
[2] Лялина И.С. Правовые основы деятельности Организации Договора о коллективной безопасности // Государство и право. — 2007. — № 11.
[3] Никитина Ю.А. Организация Договора о коллективной безопасности: проблемы обеспечения региональной безопасности в Центральной Азии // Аналитические записки МГИМО. — 2007. — Вып. 4.
[4] Стратегия диалога России и ОДКБ с ЕС в сфере безопасности // Материалы международной научно-практической конференции. — М., 2005.
[5] Оборона и безопасность. Спецслужбы ОДКБ будут совместно бороться с «киберпреступностью». — РИА «Новости». — 30 января 2008.
[6] Сафронов И. «Рубеж—2005». На примере Киргизии военных СНГ обучают контрреволюционной борьбе // Коммерсант-Ъ. — 2005. — Апрель.
COUNTERTERRORIST POLICY OF THE CIF COUNTRIES ON THE POST SOVIET AREA
R.A. Musalimov
The Department of National Security Russian Academy of Civil Service under the President of Russian Federation
Vernadskogo prospect, 84, Moscow, Russia, 119606
The article is devoted to the actual problem of making and realizing of coordinated counterterrorist policy of the CIF countries on regional level. The author states that counterterrorist cooperation of the post Soviet countries is on not so high level. The reality that Russia and other post Soviet countries faced demanded urgent measures to form effective law mechanism of counterterrorist interaction on regional level in frames of the CIF.
Key words: counterterrorist policy, national security, international cooperation, national interests, the CIF.