ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА
УДК 172
Феномен созидания в отечественной культуре
Статья посвящена анализу феномена созидания в отечественной культуре. Говорится о соотношении традиции и новации в созидательной деятельности . Рассматриваются четыре взаимосвязанных вида созидательной деятельности: «созидание души»; создание семьи; организация пространства вокруг себя (на примере усадебного строительства) и «делостроительство» (на примере деятельности отечественных купцов-предпринимателей) . В статье показана важность темы созидания в преподавательской деятельности и рассказывается о практической работе, которая ведется по данной теме
Ключевые слова: созидание, традиция, новация, душа, традиционная модель семьи, усадьба, предпринимательство, меценатство
Под созиданием (творчеством) понимается активная деятельность человека, создание им чего-то нового или воспроизведение старых традиций в новых условиях . «Созидать — создавать, производить, творить» [9] . Встречаются также мнения, что «созидание» — это создание чего-то хорошего, доброго, вечного. Иногда подчеркивается общественный характер этого термина, считается, что созидание — это благая деятельность, которая приносит, как правило, общественную пользу
Разработка темы созидания чрезвычайно актуальна в настоящее время, когда Россия стремится к инновационному развитию Из отечественной истории известно, что одними лозунгами трудно добиться реальных положительных результатов . Представляется, что новации (новшества, нововведения) тогда приносят пользу, имеют конкретные положительные результаты, когда согласуются с традицией (положительным опытом, закрепленным и проверенным многими поколениями) Возникает вопрос, как соотносятся традиции и новации в процессе созидания? Данная статья посвящена традициям созидательной деятельности, тому положительному опыту, который может быть использован сегодня Представ© Гладышева Е . В . , Гладышева М .И . , 2016
Е.В. Гладышева
М.И. Гладышева
ляется важным обратиться к отечественной истории культуры и рассмотреть примеры реальной созидательной деятельности . Мы рассмотрим феномен созидания в отечественной культуре на примере «созидания души» (Сергий Радонежский и Филипп Колычев); создания семьи (традиционные модели семьи); «домостроительства» (на примере усадебного хозяйства) и «делостроительства» (на примере деятельности отечественных предпринимателей конца XIX — начала XX века) .
Отечественная культура учит, что в плодотворной созидательной деятельности понятия личной и общественной пользы оказываются взаимосвязанными . Были периоды нашей истории, когда на первое место ставились общественные интересы, а личные осуждались (например, при строительстве коммунизма) . Это привело к личной незаинтересованности многих людей в результатах общественного труда . В годы перестройки, наоборот, создавая рыночную экономику и опираясь на индивидуалистические идеалы западного постмодерна, люди стремились ориентироваться только на личную выгоду, а не на общественную пользу Сейчас видно, что ценности постмодерна постепенно утрачивают свою привлекательность в общественном сознании Формируется представление о взаимозависимости общественных и личных интересов для плодотворного развития как отдельной личности, так и государства в целом
Марксистско-ленинская философия ставила экономические интересы на первое место, а духовные — на второе. Положительные примеры созидательной деятельности в отечественной культуре учат тому, что духовное взаимосвязано с материальным и часто является определяющим Экономический подъем в России на рубеже XIX—XX веков во многом связан с нравственными ценностями первых отечественных предпринимателей, которые в большинстве своем были выходцами из крестьянских семей, воспитанными в традиционной православной культуре. Не просто стремление разбогатеть, а желание обрести свободу (выкупить всю свою семью из крепостной зависимости), дать детям образование, научить их делу, оставить им капитал лежали в основе небывалого энтузиазма, с которым первые предприниматели путем тяжелейшего труда, воспитанной с детства честности и бережливости начинали с нуля свое «дело». Их потомки, стремясь не уступать дворянам в образованности и культурности, часто занимались благотворительностью и меценатством Как показывает история, духовные и материальные (экономические) интересы взаимосвязаны, и определяющими часто являются духовные Поэтому рассмотрение феномена созидания целесообразно начать с темы «созидания души»
Дух, душа составляют ядро человеческой личности . Если человек не понимает сам себя, не целен, вряд ли ему удастся преуспеть в создании чего-либо Ведь в процессе активной деятельности приходится взаимодействовать со многими людьми, человек «разрывается» между многочисленными проблемами . Такое может себе позволить без ущерба для внут-
реннего здоровья только человек цельный, твердо понимающий сам себя, свою иерархию ценностей . Тогда ему легче понимать и других и находить пути для плодотворного сотрудничества .
В отечественной культуре есть пример, когда человек удалился из мира для того, чтобы созидать (или «спасать») внутренний мир своей души, а потом, вовсе не стремясь к этому, стал играть одну из центральных политических, религиозных, нравственных ролей в нашей истории . Речь идет о Преподобном Сергии Радонежском . Павел Флоренский в своей статье «Тро-ице-Сергиева Лавра и Россия» писал: «Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдем ни одной нити, которая не приводила бы к этому первоузлу; нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука — все эти линии русской культуры сходятся к Преподобному В лице его русский народ сознал себя; свое культурно-историческое место, свою культурную задачу и тогда только, сознав себя, получил историческое право на самостоятельность» [10]. Нам известно о благословении Преподобным Сергием князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Но еще раньше Сергий Радонежский неоднократно мирил русских князей и тем самым прекращал княжеские распри, междоусобицу, что привело к объединению русских земель вокруг Москвы и русского войска накануне Куликовской битвы .
Тема единства — одна из центральных для Преподобного Сергия . «Чти-тель Пресвятой Троицы, Преподобный Сергий строит Троичный храм, видя в нем призыв к единству земли Русской, во имя высшей реальности Строит храм Пресвятой Троицы, чтобы постоянным взиранием на него... побеждать страх пред ненавистною раздельностью мира» [10]. Образ Живоначальной Троицы гениально воплотил в красках «ученик ученика» Сергия Радонежского Андрей Рублев. «Среди мятущихся обстоятельств времени, среди раздоров, междоусобных распрей, всеобщего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого безмирия, растлившего Русь, открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир. Горнего мира . Вражде и ненависти, царящим в дольнем, противопостави-лась взаимная любовь, струящаяся в вечном согласии, в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер Горних» [10].
Творческое созидание Сергия Радонежского было продолжено созданием монастырей его учениками В эпоху «собирания» Русской земли вокруг Москвы монастыри выполняли функцию форпостов русской культуры, воссоздающих культурную самоидентификацию православной Руси во время татаро-монгольского ига По подсчетам исследователей российской истории, из 180 монастырей, появившихся за время монголо-татарского ига, 90 (то есть половина!) основаны трудами Преподобного Сергия, его учеников и сподвижников
Еще одной фигурой отечественной истории, совместившей монашеский подвиг и созидательно-хозяйственную деятельность, явился святитель
Филипп Колычев . Он был строителем, преобразившим облик Соловецкого монастыря . Но, успех строительства, красота храмов и других сооружений (например, каналов, солеварен), как и разумная устроенность монастырской жизни, явились зримым воплощением усилий игумена по внутреннему созиданию, результатом непрерывного движения по «лест-вице» совершенства души Венцом деяний святителя Филиппа стало его митрополичье служение в Москве при Иване Грозном, когда святость его явилась миру в бесстрашном противостоянии самому царю в попытках остановить царское беззаконие; в мученической кончине. В деятельности религиозных подвижников Сергия Радонежского и Филиппа Колычева видно, что их внутреннее духовное «делание» являлось определяющим и основополагающим их внешней материально-хозяйственной и политической деятельности
От темы созидания души перейдем к теме создания семьи В православной культуре, в отличие от, например, католичества, семья не умаляется по сравнению с монашеством, а рассматривается как равноценный монашеству путь спасения человека Семья, создание своего ближайшего окружения — дальнейшая ступень творческой созидательной деятельности Рассмотрев разные модели традиционных семей многонациональной России (православную, мусульманскую, иудейскую, армянскую и др ), можно выделить общие для них черты Во-первых, это связь с религией, религиозное основание семейной жизни Поэтому обязательна настроенность на сохранение, прочность создаваемой семьи Во-вторых, иерархичность семейного союза, наличие закрепленных традицией прав и обязанностей членов семьи Муж — глава семьи Изначально существует более или менее четкое распределение обязанностей между супругами В-третьих, как правило, чадолюбие, многодетность В-четвертых, в традиционных семьях есть четкое понимание, как должны выстраиваться отношения с родственниками Семья рассматривается как путь служения, преодоление своего частного «я-бытия» и создание семейного «мы-бытия» (в русском языке слово «семья» можно разложить на «семь я»)
Современный мир диктует свои правила, разрушая многие традиции, скрепляющие общество . Сексуальная революция, массовая культура, формирующая общество потребления, культ удовольствий как смысла жизни, эмансипация женщин приводят к потере приоритета традиционных ценностей в обществе, в том числе во взглядах на семью Современная семья часто ориентирована на преобладание частной жизни, индивидуализма, чувственных (любовных) отношений Исследователи отмечают «поворот от единообразия моногамии к плюрализму форм семьи и домохозяйства», то есть к «разного рода семейным сожительствам» [7, с . 34]. В этом причина многочисленных разводов
Традиционная модель семьи гарантирует прочность отношений . Индивидуум — составляющая семьи, из многообразия индивидуумов скла-
дывается богатство культуры семьи, разнообразие ее интересов В традиционной семье главная ценность — это целостность семьи В современной либеральной модели семьи высшая ценность — индивидуум Он опирается на свои удовольствия . Либеральная модель менее прочна, так как интересы человека меняются, особенно в наше быстрое и перегруженное информацией время Ведь если человек изначально ориентирован на возможность (и высокую вероятность) развода, он, скорее всего, найдет причины для этого Традиционный тип семьи подразумевает приоритетное разделение обязанностей между супругами: если мужчина является «кормильцем», то женщине легче быть «хранительницей домашнего очага» В традиционной модели семьи человек встраивает себя в известную традицию, стремится своей жизнью продолжить, воспроизвести ее в новых условиях Традиция при этом сохраняется, но развивается новыми поколениями в новых исторических условиях
Тема семьи и ценностей семейных отношений важна для сегодняшнего молодого поколения. В Московском технологическом университете (МИРЭА) несколько лет организовывались студенческие конференции, на которых обсуждались вопросы сравнения традиционных моделей семьи (православной, мусульманской, армянской, иудейской и др ) и современной либеральной модели, причины недолговечности семейных союзов в настоящее время Было проведено социологическое исследование, которое вскрыло некоторые причины частых разводов Результаты анкетирования показали явное противоречие: желание счастливой семьи (большинство опрошенных студентов), готовность на многодетную семью (треть опрошенных) и допустимость разводов (две трети опрошенных молодых людей) . Причинами этого противоречия могут быть: 1) забвение главной — духовной — составляющей счастливой семейной жизни (единства духовных ценностей супругов), 2) желание немедленного семейного благополучия и непонимание того, что для этого надо усердно трудиться (не только физически, но и духовно); 3) отсутствие чувства ответственности за сохранение семьи (даже при наличии детей), 4) неготовность к служению, к самоотдаче в семье, боязнь трудностей . Оказалось, что современное молодое поколение студентов сразу при вступлении в брак, стремясь сохранить свою индивидуальную свободу, легко допускает вероятность дальнейшего развода [2].
Создание семьи ведет к другому этапу созидательной деятельности — созданию своего дома, домостроительству. Яркой иллюстрацией этого процесса в отечественной культуре может служить усадебное строительство Русская усадьба являлась примером творческого оформления человеком пространства вокруг себя, где его внутренняя жизнь, его духовный мир и интересы его семьи учитывались и гармонично реализовывались в архитектуре, интерьере. Усадьбы становились культурными гнездами, формировали своим окружением творчество многих людей
Индивидуальность вкусов владельцев усадеб проявлялась в первую очередь в выборе архитектурного стиля Пик строительства загородных резиденций пришелся на эпоху господства классицизма как всеобщего стиля культуры Строгость классического ордера смягчалась требованиями удобства, приспосабливалась к рельефу местности, к климату Поместные ансамбли создавались лучшими архитекторами страны: Н .А. Львовым, В . И . Баженовым, М .Ф. Казаковым, И . Е . Старовым и др. Классицизм русской усадьбы свой, «одомашненный», соединивший помпезность с множеством милых причуд, фантазий, в соответствии со вкусами конкретных хозяев Подобная характеристика может быть отнесена к абсолютному большинству барских поместий: Куракиных в селе Степановском, Лопухиных во Введенском, Кутайсовых в Рождествено, Шереметевых в Останкино Наряду с классицизмом усадьбы строились и в стиле барокко (усадьба Кривякино в городе Воскресенске Московской области, усадьба Хмелита в Смоленской области Грибоедовых и др ) Иногда встречались экзотические усадьбы в готическом стиле (Царицыно) . В середине XIX века появились усадьбы с элементами древнерусских теремов (псевдорусский стиль): усадьба Железнова в Екатеринбурге; усадьба Лукино в Ново-Переделкино и др.
Усадьба — синтетическое культурное явление. Она представляла собой особый мир, который соединял в единое целое дом, хозяйственные постройки, сад, пашню, лес, речку, пруд, живущих здесь людей Исследователи видят в усадьбе «действующую модель идеального мира», способ социальной и культурной реализации ее владельца Традиции интеллектуального гостеприимства и коллекционирования заложил в Остафьево приобретший усадьбу в 1782 году князь Андрей Иванович Вяземский (1754—1807) . А. И . Вяземский пригласил поселиться в Остафьево своего зятя, Николая Михайловича Карамзина, который с 1804 по 1815 год работал здесь над трудом «История государства Российского» (за 12 лет им были написаны 8 томов) Следующий владелец усадьбы князь Петр Андреевич Вяземский (1792—1878) был поэтом, критиком, переводчиком. Атмосфера творчества и высокой духовности влекли в усадьбу многих представителей интеллектуальной элиты. Бывал в усадьбе А.С. Пушкин, который дал название главной липовой аллее — «Русский Парнас» В гостях в Остафьево у П А Вяземского неоднократно бывали Жуковский, Батюшков, Денис Давыдов, Грибоедов, Гоголь, Адам Мицкевич Следующий владелец усадьбы князь Павел Петрович Вяземский (1820—1888) был археологом . Он основал в России в 1877 году «Общество любителей древней письменности», превратил остафьевский дом в музей с богатой коллекцией книг, гравюр, картин, предметов декоративно-прикладного искусства и мемориальным Карамзинским кабинетом Как писал последний владелец усадьбы граф Сергей Дмитриевич Шереметев, «три поколения Вяземских сумели придать особое значение мирному Остафьево Мысль русская здесь находила гостеприимный приют и обновлялась для новых трудов и деятельности»
Определение усадьбы как культурного гнезда в большей степени подходит для усадьбы в Абрамцево . В 1843 году усадьбу приобрел русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков. Именно с этого момента можно отсчитывать начало ее «особенной истории». Здесь писатель создал свои лучшие произведения: «Воспоминания», «Семейная хроника», а также знаменитую сказку «Аленький цветочек» Аксаков был высокообразованным человеком, и его дом с удовольствием посещал цвет культурной жизни России: И . Тургенев, Н. Гоголь, М . Щепкин, Ю. Самарин, А. Хомяков, М. Погодин, М . Загоскин и многие другие. Именно здесь, в кругу семьи Аксаковых, Гоголь впервые читал главу из второй части «Мертвых душ» в августе 1849 года . В 1870 году после смерти Аксакова имение приобрел влюбленный в искусство промышленник и меценат Савва Иванович Мамонтов Обустраивая и обновляя усадьбу, он старался максимально сохранить «Ак-саковский дух» Савва Мамонтов был большой ценитель и знаток искусства и помогал молодым талантам Многие годы в его имении отдыхали и работали лучшие художники тех лет: И Репин, В Суриков, брат с сестрой Поленовы, братья Васнецовы, И Левитан, М Врубель, М Нестеров, И Остроухов, К Коровин и многие другие Приезжали сюда музыканты и Ф. Шаляпин . Именно здесь Виктор Васнецов написал свои картины «Три богатыря» и «Аленушка», Валентин Серов — «Девочку с персиками», Михаил Нестеров — «Видение отроку Варфоломею». В поместье в 1878 году был образован Абрамцевский художественный кружок В нем собирались деятели, стремившиеся к развитию русского национального искусства Их задачей было изучение народного творчества Прямо в усадьбе чертились оригинальные архитектурные проекты, создавались живописные полотна, возрождалось старорусское гончарство, ставились новаторские спектакли Мамонтовы построили в Абрамцеве церковь Спаса Нерукотворного в стиле псковско-новгородского зодчества . Церковь стала фамильной усыпальницей, где был похоронен и сам Савва Иванович, и его сын Андрей
Важной характеристикой усадебной культуры была ее преемственность в сохранении родовых традиций В старинных усадьбах обязательно сооружалась церковь, стены которой расписывались образами святых — покровителей семьи владельцев . Рядом находилось родовое кладбище . Понятие «родовое гнездо» часто звучит в переписке дворян XIX века . Фамильная гордость воплощалась в галерее семейных портретов, в передаваемых по наследству коллекциях, в специальных «мемориальных» комнатах (Карамзинская мемориальная комната в Остафьево, музей рода Колычевых в усадьбе Лукино) . Потеря родовитости уже во времена А.С . Пушкина воспринималась как трагедия В известном пушкинском сочинении «Моя родословная» поэт бережно восстанавливает «родословное дерево» Пушкиных и Ганнибалов Усадебный комплекс служил своего рода наглядным доказательством древности и знатности происхождения, помогал дворянину утвердиться в социальной иерархии Культура усадьбы сохраняла се-
мейные предания и традиции Абсолютное большинство воспоминаний и описаний усадеб полны трогательной любви к собственной «малой родине» Творчество большинства русских писателей связано с впечатлениями от усадебной жизни, формировавшей душу и приносившей творческое вдохновение Усадьбе в Вяземах посвящал свои стихи Тютчев, Пушкин неотделим от Михайловского и Захарово, Баратынский — от имения в Мураново, Блок — от подмосковного Шахматова Создание своего дома, рассмотренное на примере усадебного строительства, иллюстрирует важность этого вида созидательной деятельности в жизни человека
Еще одним примером созидательной деятельности является создание своего дела, предпринимательство Можно перечислить таких основоположников купеческих родов как Солдатёнковы («финансовая имерия»), Третьяковы (льняная мануфактура), Демидовы (льняная империя), Шустовы (оригинальные алкогольные напитки), Найдёновы (текстиль, торговля, финансы), Абрикосовы (кондитерское дело), Сорокоумовские (меховой бизнес), Рябушинские (хлопчатобумажная промышленность, банковское дело, льняная монополия и др ), Морозовы (текстиль), Мамонтовы (нефть, железные дороги) и др . [12].
Сейчас часто говорят о «Русском экономическом чуде» на рубеже XIX— XX веков, когда во всю мощь проявились творческие, научные, изобретательские таланты русского человека [13, с. 382]. Оно было бы невозможно без твердых нравственных принципов (купеческое слово, взаимовыручка, благотворительность и др.) первых отечественных предпринимателей, которые в основном были выходцами из крестьянских слоев, воспитанными в традиционной православной культуре Впитанные с детства духовные ценности помогли в созидательном труде Так, честность привела к хорошему качеству товаров, к конкурентоспособности и, следовательно, прибыли; немаловажным являлось и «честное слово купца» для налаживания торговых связей . Востребованными явились и такие качества, как трудолюбие, бережливость, смекалка
Особенностью труда первых предпринимателей было то, что они создавали дело на века, для потомков, а не стремились к быстрой, но обманчивой выгоде С этим связано «радение об имени» Например, перед смертью Николай Леонтьевич Шустов сказал своему сыну: «Самое главное, я оставил вам имя, которое стоит сейчас больше, чем вся наша фирма . В нашу фамилию я вложил свой труд... Это делать имя трудно, а испортить его ой как легко» [12, с. 121]. Русские коньяки Шустова получили более трех десятков медалей на выставках в Турине, Нью-Йорке, Милане, Лондоне, Бордо, Амстердаме и других городах мира [12, с . 127] . Также Александр Николаевич Найдёнов считал, что авторитет солидного банкира — самый дорогой товар. Когда в 1917 году большевики национализировали принадлежавший ему Московский торговый банк, он продолжал расплачиваться с кредиторами из собственных средств [12, с . 144].
Следует отметить уважительное отношение предпринимателей к образованию. Например, у Найдёновых была страсть к языкам: Виктора еще в школе за произношение звали «англичанином», а Николай кроме английского, французского и немецкого освоил еще греческий и голландский [12, с . 146]. Савва Тимофеевич Морозов с отличием окончил Московский университет, обучался в Кембридже химии .
Среди предпринимателей нередки были случаи взаимопомощи. Как-то Рябушинские помогли Николаю Александровичу Найдёнову Когда его Московскому торговому банку грозил кризис, они вложили все свои деньги в него из других банков. Информация об этом поступке быстро «просочилась» в газеты, и уже через день вся деловая Москва знала: никаких проблем с наличностью у Найдёнова нет, так как сами Рябушинские доверяют ему свои капиталы Вкладчики банка успокоились, и кризис миновал [12, с. 152].
Следует отметить стремление не только к личному материальному благополучию, но и к духовным ценностям отечественных предпринимателей Целью Рябушинских, например, было «возрождение истинной, великой и могучей Российской державы», они стремились вывести Россию на «широкую дорогу национального расцвета и богатства» Николай Александрович Найдёнов стал одним из первых московских краеведов На свои деньги он организовал фотографирование всех московских храмов, торговых рядов и различных примечательных зданий, а затем оплатил издание нескольких фотоальбомов [12, с . 62—63] . Савва Тимофеевич Морозов открыл сад отдыха, в котором для рабочих по вечерам играл специально нанятый оркестр, а по выходным выступали приглашенные из столицы артисты (даже Шаляпин пел иногда) Савва был одним из первых, кто откликнулся на просьбу купца первой гильдии Алексеева (взявшего псевдоним — Станиславский) и дворянина, театрального критика Немировича-Данченко помочь в создании первого в России общедоступного театра . За четыре года Савва Тимофеевич израсходовал на театр 200 000 рублей Он отремонтировал под его нужды театр «Эрмитаж», на сцене которого выступала труппа Художественного театра, он покупал костюмы для спектаклей, а для пьесы «Снегурочка» даже снарядил экспедицию за костюмами на Север [12, с. 167—170].
Страсть к благотворительности и меценатству не уступала страстности предпринимательства этих людей . Известно о множестве случаев благотворительности со стороны купцов и предпринимателей На нужды благотворительности завещал после своей смерти 20 000 000 рублей Гаврила Гаврилович Солодовников Такого еще не было не только в России, но и в мире. Прокофий Акинфиевич Демидов вложил 1 107 000 рублей в строительство Воспитательного дома, устраивал народные гуляния (в общей сложности отдал на это дело около 4 млн рублей) . Его внук Николай Никитич Демидов построил в Нижнем Тагиле школу, больницу, приют,
а также четыре чугунных моста в Петербурге Московскому университету он подарил кабинет естественной истории (где была собрана богатейшая коллекция редкостей), самой Москве — свой Слободской дворец и 100 000 рублей для устройства в нем Дома Трудолюбия Прокофий Акинфие-вич Демидов в своем имении Нескучное создал ботанический сад, который был передан в дар Москве. Вложил 1 107 000 рублей на строительство Воспитательного дома и открытие первого в России коммерческого училища для купеческих детей Воспитательный дом до Октябрьской революции был детским домом для бездомных детей, детей бедняков и незаконнорожденных детей Там дети получали образование (мальчиков готовили для поступления на медицинский факультет университета, а девочек учили на акушерок и гувернанток) Никита Акинфиевич Демидов коллекционировал картины, учредил при Академии Художеств премию-медаль «За успехи в механике», возил за границу русских художников и скульпторов Павел Николаевич Демидов — учредитель Демидовской премии «дабы содействовать развитию наук, словесности и промышленности», лауреатами которой в разное время становились Пирогов, Менделеев, Сеченов, Яко-би, Литке, Крузенштерн, Чебышев. Известны имена Сергея Михайловича Третьякова (собрание западноевропейской живописи он завещал Москве, одна часть коллекции хранится в Эрмитаже, другая — в Музее Изобразительных искусств); его брата Павла Михайловича Третьякова (подарившего Москве картинную галерею, в которой им собраны полотна отечественных художников), Козьмы Терентьевича Солдатёнкова (строительство в Москве бесплатной больницы для бедных — ныне больница им Боткина), купцов Абрикосовых (ныне Городской родильный дом № 6 имени А. А. Абрикосовой) и многих других
Следует сказать и о поддержке науки отечественными купцами и предпринимателями Показателен пример почетного гражданина Вологды купца первой гильдии Христофора Леденцова (1842—1907), которого часто называют русским Нобелем Христофор Семенович Леденцов организовал «Общество содействия успехам опытных наук», которое субсидировало лабораторию академика И . П . Павлова в Колтушах, аэродинамическую лабораторию Н Е Жуковского в Высшем Техническом училище, физическую лабораторию профессора П Н Лебедева (будущий Физический институт Академии наук) Общество оказывало материальную поддержку Алексею Чичибабину в изучении отходов от переработки нефти, в частности получении из них медицинских препаратов; химику-изобретателю московской фабрики «Богатырь» Ивану Остромысленскому, работавшему над проблемой получения каучука и превращения его в резину Фонд Леденцова поддерживал изыскания В И Вернадского по обнаружению первых урановых месторождений в России, материально помогал К Э Циолковскому С началом Первой мировой войны значительную часть средств общество Леденцова направляло на исследование и приготовление остродефицит-
ных медикаментов Субсидировались и проводимые в 1916—1917 годах опыты по получению новокаина Из капиталов Леденцова финансировались Московский университет и Техническое училище. В 1914 году фонд профинансировал разработки ученых по созданию водохранилищ нашей страны В результате этого грандиозного проекта реки должны были превратиться в источники электрической энергии Эта идея потом понравилась большевикам и была реализована как всем известный план ГОЭЛРО [13, с. 379—381] . Мы видим, как духовно-нравственные основания отечественных предпринимателей (честность, взаимовыручка, бережливость, благотворительность и меценатство) помогали не только процветанию их собственного дела, но и развитию отечественной науки и техники, искусств, социальной сферы
Тема созидания важна в преподавательской деятельности Целесообразно учить студентов конкретными историческими примерами, добрыми делами реальных людей Это способствует восстановлению исторической памяти и отечественных нравственных традиций Преподаватели кафедры философии, социологии и политологии МТУ МИРЭА (доцент С . Г. Глады-шева и доцент Е. В . Гладышева) на протяжении нескольких лет ведут работу над этой темой [3, 4, 5]. Ими были организованы научные межфакультетские студенческие конференции: 2013 год — «Семья в России: прошлое и настоящее (философско-культурологический анализ)»; 2014 год — «Отечественная культура в контексте мировой культуры»; 2015 год — «Феномен созидания в отечественной культуре»; 2016 год — «Отечественная культура: традиции и современность» Студенты под руководством преподавателей публикуют статьи и выступают с докладами на проходившей в МИРЭА международной научно-практической конференции «Социальная иннова-тика» (2014, 2015 годы) [1, 11]. Ежегодно организуются экскурсии со студентами в Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей в Москве За последние годы были также организованы и проведены экскурсии в Шахматово, Бородино, усадьбы Большие Вяземы, Захарово, Остафьево, Архангельское и др. [5]. После экскурсий студенты пишут отзывы, которые размещаются на сайте кафедры [8]
Все четыре вида созидательной деятельности («созидание души», создание семьи, «делостроительство» и «домостроительство») часто неотделимы друг от друга, успех в одной сфере способствует успехам в других Рассмотрение темы созидания в отечественной культуре важно в преподавании гуманитарных дисциплин в вузах, т к это формирует у современной молодежи ценность созидательной деятельности, в которой личные и общественные интересы взаимосвязаны Традиции отечественной культуры демонстрируют важность духовной составляющей процесса созидания, что является актуальным для сегодняшнего молодого поколения Быстрое инновационное развитие современной России возможно, если оно будет опираться на положительный опыт предшествующей отечественной культуры .
Литература
1. Буянов А.С. Причины экономического успеха и благотворительности отечественных предпринимателей конца XIX — начала XX века // Материалы международной научно-практической конференции «Социальная ин-новатика-2015». М . : МИРЭА 2015 . С 246—249.
2. Гладышева Е.В. Современная семья в России: философское осмысление, опыт социологического анализа // VIII юбилейные Панаринские чтения «Молодежь-культура-политика: историческая память и цивилизационный выбор»: Сборн . статей . М . : Макс-Пресс, 2012 . С. 460—468 .
3. Гладышева Е.В. Нравственное воспитание студентов на примере благотворительной деятельности отечественных предпринимателей // 2-я Международная научно-практическая конференция «Радиоинфоком-2015»: Сборник научных трудов . М . : МИРЭА, 2015 . Ч . 2 . С 338—342 .
4. Гладышева Е.В. Анализ феномена «созидание» в отечественной культуре / Материалы международной научно-практической конференции «Социальная инноватика-2015». М . : МИРЭА, 2015 . С 249—251 .
5. Гладышева С.Г. Музейно-экскурсионная деятельность как фактор воспитания и образования студенческой молодежи // Социальная инноватика-2015: Материалы международной научно-практ. конференции . М . : МИРЭА, 2015 С 251—258
6. Ильин И.А. Путь духовного обновления . М . : Альта-Принт, 2006 . С. 182— 227.
7. Лексин В.Н. Обычная русская семья в условиях трансформации института семьи: Опыт системной диагностики . М . : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011 56 с
8 . Сайт кафедры философии, социологии и политологии МИРЭА. [Элек-
тронный ресурс] URL: http: //www.philosophy. mirea. га/ (дата обращения 03 . 03 . 2016).
9 Современный толковый словарь русского языка СПб : Норинт, 2003 С 770
10. Флоренский П. Троице-Сергиева Лавра и Россия . [Электронный ресурс] URL: //http://www. trinitas .ru/rus/doc/0225/002a/02250020. htm (дата обращения 24. 02 . 2016) .
11. Хачатрян И.С. Предпринимательство и благотворительность в России: история и современность // Труды всероссийской научной конференции «Инновационные стратегии развития науки, техники и общества Социальная инноватика-2014». М. : ВНИИгеосистем, 2014. С. 209—212 .
12. Чумаков В.Ю. Русский капитал . От Демидовых до Нобелей . М . : ЭНАС, 2008 336 с
13. Шарапов С, Улыбышева М. Бедность и богатство . Православная этика предпринимательства . М . : Ковчег, 2013 . 416 с .