Научная статья на тему 'Феномен советского регионального телевидения (на примере Оренбуржья)'

Феномен советского регионального телевидения (на примере Оренбуржья) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональное телевидение / Оренбуржье / вещание / телестудия / репертуар / regional television / Orenburg region / broadcasting / TV studio / repertoire

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Татарников Олег Владимирович

В статье дается обзор регионального телевидения как культурного феномена в жизни советского населения на примере Оренбургского края. Автором проанализирована история развития телевещания в Оренбуржье, выделены его основные характерные черты, а также приведены примеры из деятельности оренбургской телестудии. Сделан вывод, что региональное телевидение, быстро развиваясь в техническом и творческом отношении, завоевывало симпатию зрителей, делая новое визуальное искусство главным выбором советских граждан при планировании досуга. Отмечена важная роль оренбургского телевидения в данном процессе. Оренбургская телестудия, несмотря на технические трудности во время своего развития, смогла завоевать авторитет местного населения, а также благодаря талантливым авторам нередко выходила на региональный уровень вещания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Phenomenon of Soviet Regional Television (on the Example of Orenburg Region)

The article provides an overview of regional television as a cultural phenomenon in the life of the Soviet population on the example of the Orenburg Region. The historiographical information about the development of this art is given. The relevance of studying regional television in certain territories by modern authors is indicated. The author analyzes the history of television broadcasting development in Orenburg region, highlights its main characteristic features, and provides examples of the Orenburg television studio activities. It is concluded that regional television, rapidly developing technically and creatively, gained popularity among viewers, making this new visual art the main choice of Soviet citizens when planning leisure time. The important role of Orenburg television in this process is noted. Despite technical difficulties during its development, the Orenburg TV studio was able to establish its reputation among the local population, and besides, often reached the regional broadcasting level due to talented authors

Текст научной работы на тему «Феномен советского регионального телевидения (на примере Оренбуржья)»

УДК 94:[621.397.13+7.097:379.823](470.56) DOI 10.52575/2687-0967-2024-51-3-739-746 Оригинальное исследование

Феномен советского регионального телевидения (на примере Оренбуржья)

Аннотация. В статье дается обзор регионального телевидения как культурного феномена в жизни советского населения на примере Оренбургского края. Автором проанализирована история развития телевещания в Оренбуржье, выделены его основные характерные черты, а также приведены примеры из деятельности оренбургской телестудии. Сделан вывод, что региональное телевидение, быстро развиваясь в техническом и творческом отношении, завоевывало симпатию зрителей, делая новое визуальное искусство главным выбором советских граждан при планировании досуга. Отмечена важная роль оренбургского телевидения в данном процессе. Оренбургская телестудия, несмотря на технические трудности во время своего развития, смогла завоевать авторитет местного населения, а также благодаря талантливым авторам нередко выходила на региональный уровень вещания.

Ключевые слова: региональное телевидение, Оренбуржье, вещание, телестудия, репертуар

Для цитирования: Татарников О.В. 2024. Феномен советского регионального телевидения (на примере Оренбуржья). Via in tempore. История. Политология, 51(3): 739-746. DOI: 10.52575/26870967-2024-51-3-739-746

Финансирование: Работа выполнена без внешних источников финансирования.

Abstract. The article provides an overview of regional television as a cultural phenomenon in the life of the Soviet population on the example of the Orenburg Region. The historiographical information about the development of this art is given. The relevance of studying regional television in certain territories by modern authors is indicated. The author analyzes the history of television broadcasting development in Orenburg region, highlights its main characteristic features, and provides examples of the Orenburg television studio activities. It is concluded that regional television, rapidly developing technically and creatively, gained popularity among viewers, making this new visual art the main choice of Soviet citizens when planning leisure time. The important role of Orenburg television in this process is noted. Despite technical difficulties during its development, the Orenburg TV studio was able to establish its reputation among the local population, and besides, often reached the regional broadcasting level due to talented authors.

Keywords: regional television, Orenburg region, broadcasting, TV studio, repertoire

Татарников О.В.

Оренбургский государственный педагогический университет, Россия, 460014, г. Оренбург, ул. Советская, д. 19 E-mail: [email protected]

The Phenomenon of Soviet Regional Television (on the Example of Orenburg Region)

Oleg V. Tatarnikov

Orenburg State Pedagogical University, 19 Sovetskaya St., Orenburg 460014, Russia E-mail: [email protected]

© Татарников О.В., 2024

For citation: Tatamikov O.V. 2024. The Phenomenon of Soviet Regional Television (on the Example of Orenburg Region). Via in tempore. History and political science, 51(3): 739-746 (in Russian). DOI: 10.52575/2687-0967-2024-51-3-739-746

Funding: The work was carried out without external sources of funding.

Введение

Регулярное вещание советского телевидения берет начало с 1 октября 1931 г. Ленинград, Нижний Новгород, Томск - одни из первых городов, начавших принимать и транслировать «движущиеся изображения» [Юровский, 1983, с. 24]. Телепередачи проводились

2 раза в неделю по 30-40 минут и исходили от Московского радиоузла. Технологии, имею-

щиеся на тот момент, не позволяли транслировать больше программ. В период 1930-х гг.

телевизор был скорее роскошью, чем массовым явлением. В сентябре 1938 г. был построен

телецентр в Ленинграде, а уже спустя месяц - и в Москве. Однако война остановила разви-

тие технологий в области телевидения. Ситуация стала меняться в 1950-1960 гг., когда про-

изошел резкий скачок в развитии телевизионных технологий. Так, в 1949 г. запустилось

массовое производство телевизора «КВН-49», который в дальнейшем стал продаваться по

всей стране. Телевизионное вещание стало развиваться по всему Советскому союзу. Созда-

вались любительские телестудии в городах, в которых стали работать телетрансляторы, по-

лучавшие сигнал непосредственно из столицы. Стало зарождаться такое явление, как реги-

ональное телевидение. Помимо программ, транслируемых непосредственно из столицы, в

сетку вещания отдельных субъектов СССР стали входить авторские местные телепередачи.

Региональное телевидение в советский период должно было стать проводником идеологи-

ческой политики государства. С помощью него зритель должен был узнавать актуальные

местные новости и следить за обстановкой как внутри страны, так и внутри своего родного

края. Однако областные и городские телестудии вносили свои особенности в репертуар те-

лепрограмм, делая из телевидения уникальное искусство. Благодаря добавлению в телеве-

щание культурно-просветительских и развлекательных черт ему удалось стать главным

средством проведения досуга у советского населения. Свой вклад в развитие телевизион-

ного искусства внесло и Оренбуржье. Целью данной статьи является изучение особенно-

стей советского регионального телевидения как нового культурного феномена в жизни об-

щества на примере деятельности оренбургской телестудии.

Объект и методы исследования

Объектом исследования является оренбургское региональное телевидение как отдель-

ный культурный феномен в жизни советского общества. Основой исследования являются

историко-сравнительный, историко-структурный методы и методы исторической рекон-

струкции. Их использование позволило выявить историческую картину становления реги-

онального телевидения как отдельного феномена на территории Оренбургского края.

Особенности нового визуального искусства стали рассматриваться учеными одновре-

менно с его активным развитием в 1960 гг. Исследователи отмечали схожесть телевидения

с кинематографом в некоторых аспектах, как, например, отображение реальной действи-

тельности посредством движущихся образов со звуковым сопровождением, Еще одним об-

щим признаком, объединяющим два визуальных искусства, была камерность, проявляюща-

яся в передаче изображения через экран с различными ракурсами с использованием мон-

тажа [Цвик, 2004, с. 54]. При этом также отмечались его специфические черты. Один из

первых теоретиков телевидения В.С. Саппак в своем труде «Телевидение и мы», выпущен-

ном в 1963 г., выделял такие особенности телевещания, как импровизационность, интим-

ность, документальность и высшее качество. По его мнению, оно еще не сформировалось

как полноценное искусство, но уже шло по этому пути [Саппак, 1963, с. 50-51].

В дальнейшем учеными также выделялись отличительные черты телевидения как проводника государственной идеологии. По мнению автора первого в СССР учебника по телевизионной журналистике А.Я. Юровского, характерной особенностью нового массового искусства являлось одновременное воздействие на большое количество людей [Юровский, 1983, с. 54]. Помимо этого, Э.Г. Багировым, возглавлявшим кафедру телевидения и радиовещания Московского государственного университета в период с 1966 по 1984 г., рассматривался особый эффект близости с аудиторией. По его мнению, новое визуальное искусство позволяло зрителю встретиться на экране с известными политическими личностями, деятелями культуры или рабочими, прославившимися своими трудовыми подвигами. Особой атмосферы добавлял и тот факт, что данная «встреча» происходила в домашних условиях [Ба-гиров, 1976, с. 45]. Позицию Э.Г. Багирова касательно уникального эффекта близости разделяет большое количество ученых, специализирующихся на изучении разных областей телевидения [Истомин, 1968; Прасолов, Серобабин, Фирсов, 1972; Ефимов, 1977; Егоров, 1982; Муратов, 2001].

Подвергаться исследованию региональное телевидение как отдельный феномен начало после распада СССР. Учеными анализируются телевещание отдельных республик, областей, краев, выделяются их характерные черты, сравниваются с другими территориями. Выпущены научные работы по развитию телевидения в Республике Саха (Якутии), Калмыкии, Твери, Тамбовском регионе, Башкирии и многих других регионов [Мухаметзя-нова, 2006; Гросул, 2010; Мороз, 2011; Попова, 2015; Охлопкова, 2023]. Большинству из них посвящены диссертации. Тем не менее немалое количество местностей не имеют профильных научных трудов по изучению развития телевидения в их регионе. К таковым можно отнести и Оренбуржье.

Результаты и их обсуждение

Активное развитие советского регионального телевещания приходится на 1960-е гг. По мнению исследователей, занимающихся становлением нового визуального искусства, в этот период укрепляется его материально-техническая база, появляются новые виды и жанры телепрограмм, а телевидение становится одним из главных источников информации населения о происходящих событиях в стране [Борецкий, 2011, с. 16]. В эту эпоху этап становления переживает и оренбургское телевещание. Ранее существовавшая «Редакция радиовещаний Оренбургского исполкома» была переформирована в «Комитет по радиовещанию и телевидению при Оренбургском исполкоме» в 1960 г., где и была образована местная телестудия 169. Первая телевизионная передача в Оренбуржье была транслирована 27 сентября 1961 г. Именно она дала толчок в развитии будущего репертуара оренбургской телестудии. На первой передаче в разной форме обыгрывались актуальные культурные особенности Оренбургского края: отсутствие большого количества телевизоров, степные просторы, затяжное открытие оренбургского телецентра и т. д. Помимо этого, ведущими во вводной программе рассматривались особенности передачи информации с помощью телевидения, которые будут использоваться в дальнейших эфирах. Данная телепередача сохранилась в качестве текста сценария в Объединенном государственном архиве Оренбургской области 170.

Особого внимания заслуживает тот факт, что период становления оренбургской телестудии приходится на эпоху «оттепели». Этап развития советского общества, известный своими творческими экспериментами, не мог не затронуть и новое развивающееся визуальное искусство. В этот период создается огромное количество телепрограмм, телеспектаклей, телепостановок. Местные передачи охватывали все стороны общественной жизни. Освещение работы в колхозах и на заводах, празднование различных юбилеев, прославление местных культурных деятелей и многие другие особенности Оренбургского края были

169 Объединенный государственный архив Оренбургской области (ОГАОО). Ф. Р-2015. Оп. 2. Д. 356. Л. 3.

170 ОГАОО. Ф. Р-2015. Оп. 2. Д. 332. Л. 1-15.

показаны телестудией. В перерывах между авторскими передачами также транслировались и известные советские фильмы, как, например, «Неподдающиеся». Данное разнообразие позволяло привлечь наибольшее количество зрителей.

Прочно утвердившись в качестве одного из главных видов досуга у населения, оренбургская студия телевидения стала разрабатывать собственные телеспектакли. Одна из первых постановок под названием «Зори оренбургские» была продемонстрирована на телеэкранах 8 ноября 1962 г. Она была приурочена к 45-летнему юбилею Октябрьской революции. Автором сценария выступил Л.Н. Большаков. Постановка понравилась местному зрителю, а также получила положительные отзывы в газете «Южный Урал» [Карасевич, 2002, с. 26]. Еще одними известными постановками стали «Русский характер» А. Толстого, «Самая долгая ночь» Х. Ловинеску. Популярность некоторых оренбургских телефильмов выходила за пределы Оренбуржья. Так, фильм «Дом его друга» по сценарию Л.Н. Большакова был одобрен московской комиссией и разослан другим региональным студиям.

Период 1960-х гг. - наиболее продуктивный в творческом плане для оренбургского телевидения. Авторы старались подходить изобретательно даже к освещению новостных событий, которые изначально не несли за собой ярко выраженных художественных особенностей. Так, новость об открытии памятника В.И. Ленину у Дома Советов была транслирована в качестве отдельной программы с подзаголовком «Вечно живой. Специальный выпуск» 171. Редактором и автором выступил Л.Н. Большаков. Ему удалось привнести в эту новость яркий видеоматериал, сопровождающийся стихами собственного сочинения. Памятник вождю революции ставили во многих городах, но именно Оренбургской телестудии получилось творчески осветить это рядовое событие.

Несмотря на творческое разнообразие репертуара оренбургского телевидения, главная его задача как проводника государственной идеологии состояла в том, чтобы оказывать колоссальное влияние на образ жизни и ценностные ориентации человека, а также способствовать формированию мировоззрения, патриотизма и культурного сознания граждан. Потому большое количество передач было направлено на выполнение правительственных задач. Редакторами разрабатывались планы программ для реализации различных Пленумов либо создавались проекты телевизионных мероприятий, приуроченных к юбилеям советской власти.

В первое десятилетие существования оренбургской телестудии ощущалось наиболее тесное «сотрудничество» со зрителем. Имеющиеся технологии не позволяли использовать монтаж, из-за чего у участников телепрограмм была только одна попытка для записи. Во многом из-за этого у зрителя увеличивалось доверие к выступающему, который находился в прямом эфире. Аудитория ощущала эффект присутствия, ей казалось, что диктор говорит именно с ним, именно в этот миг.

С началом 1970-х гг. в развитии регионального телевещания произошли существенные изменения. Во-первых, позволить себе купить телевизор смогло больше населения, чем десятилетием ранее, что увеличивало охват телевидения и его место в жизни каждого человека. Во-вторых, активно развивались телевизионные технологии по всей стране, что добавляло в телеискусство новые уникальные черты. В-третьих, богатая на творческие новаторские решения эпоха «оттепели» сменилась на период «застоя». Если ранее творческие телепостановки занимали большое место в сетке телевещания, то в 1970-х гг. они постепенно стали уступать место освещению новостных событий, уменьшая возможности для трансляции авторских экспериментов. С развитием техники новости чаще стали пускать в записи, а сами программы подвергались монтажу. С одной стороны, это добавляло качества передачам, так как неудачные дубли переснимались, а с другой стороны, особая атмосфера исчезала. Тем не менее телевизионное искусство в 1970 гг. становится в один ряд с кинематографом при планировании отдыха. Более того, большое количество фильмов начинает

171 ОГАОО. Ф. Р-2015. Оп. 2. Д. 343.

сниматься одновременно для телевизионной трансляции и для кинопроката. Кинематограф на момент 1960-1970 гг. обладал большей популярностью среди советского зрителя и потому был главным средством проведения досуга у населения, но телевидение благодаря своему резкому развитию с каждым годом все активнее завоевывало любовь зрителя. Новое визуальное искусство быстро набирало обороты, что ярко описывает цитата телеоператора Родиона из картины «Москва слезам не верит» (режиссер В. Меньшов, 1979 г.): «Не будет ни газет, ни книг, ни кино, ни театров, а будет одно сплошное телевидение». Телевещание, прочно утвердившись в 1970 гг. в сознании советского зрителя как одно из главных культурных занятий, смогло собрать в себе яркие черты перечисленных искусств, но при этом, благодаря своей доступности в домашних условиях, выделялось на их фоне.

Отразились особенности эпохи и на Оренбургском крае. В наибольшей степени изменения коснулись технологий в области телевидения. Активно строились в Оренбуржье в первой половине 1970-х телевизионные ретрансляторы, позволившие увеличить объем вещания передач. Теперь Оренбургская телестудия имела в своем распоряжении 400 часов в год для трансляции собственных программ [Всемирный день телевидения...]. Благодаря расширению объема сетки телевещания, увеличился и список передач, повествующих о событиях в регионе. Если ранее блоки телепрограмм выходили хаотично и лишь некоторые из них получали цикличное вещание (как, например, блок новостей «Вчера. Сегодня. Завтра»), то в середине 1970-х утвердились такие рубрики, как «Летопись Юбилейного года», выходившая ежемесячно, «Оренбургская неделя», выходившая еженедельно, и многие другие. Выполняя функцию о формировании ценностного мировоззрения, телевидением транслировалась культурная жизнь Оренбуржья. На передачах, посвященных данному аспекту региона, часто выступали известные художественные деятели области. Развитие технологий также позволило передавать сигнал во все населенные пункты области. К концу 1970-х ретрансляторы были построены в Орске, Кувандыке, Бузулуке и многих других территориях, на которых теперь транслировалось областное телевещание. Доступность новых технологий в регионе повлияло и на качество передач. Теперь они записывались на магнитофонную пленку и подвергались монтажу перед трансляцией в эфире. Если ранее в телетрансляцию попадали любые мелочи, паузы, оговорки и прочие неконтролируемые особенности человеческой речи, то благодаря монтажным средствам они стали вырезаться, делая программы более качественными в структурном отношении. С появлением новых технологий также связывают исчезновение эффекта близости со зрителем. Ведь благодаря вырезке мелких деталей из телепрограмм стало исчезать все естественное и живое, увеличивающее доверие зрителя. Однако отрицательно затронуло это изменение только новости, а различные постановки и телефильмы, наоборот, получили в своем распоряжении больше технических средств.

В начале 1980-х проблема исчезновения эффекта близости со зрителем в оренбургских новостях была решена путем использования видеокамер, одновременно записывающим видео и звук. Так, теперь диктор, читающий новости в студии, сопровождал их видеорядом с места событий, в достоверности которого уже не было сомнений. Это нововведение позволило телевидению наиболее ярко и быстро транслировать актуальные новости, произошедшие в регионе. Теперь телевещание не только вело диалог со зрителем, но также делало его соучастником живого действия, происходящего на экране. Постепенно распространяясь по всей территории многонациональной Оренбургской области, Оренбургская студия телевидения начинает вести передачи на различных языках. Данное развитие привело к тому, что в 1987 г. была создана отдельная редакция межнационального вещания.

На развитие регионального телевидения неизбежно влияли события, происходящие в государстве. Так, с наступлением периода «перестройки», следствием которого стала политика гласности, телевещание из способа получения актуальной информации стало превращаться в место распространения непроверенных слухов, звучащих наиболее громко для

привлечения зрителя. В 1990-е гг. региональное телевидение после распада СССР переживает процесс децентрализации. Впоследствии в стране происходит рост коммерческих телекомпаний, главной целью которых стало извлечение прибыли, а не общение со зрителем и передача ему актуальной информации.

Заключение

Таким образом, региональное телевидение, зарождаясь в первую очередь как средство формирования государственной идеологии, смогло стать одним из главных способов проведения досуга у населения наряду с кинематографом. Испытывая трудности с развитием технологий, телевещание завоевывало свой авторитет с помощью творческих экспериментов. Различные телеспектакли и телепрограммы привлекали внимание телезрителей. Свой вклад в развитие регионального телевидения вносила и Оренбургская телестудия. Многие из ее удачных телепостановок выходили за пределы областного телевещания. Также отметим, что репертуар регионального телевидения был широк и разнообразен, что добавляло данному искусству универсальности, благодаря которой зритель любого возраста мог найти передачу в соответствии со своими интересами и увлечениями. Расцвет областных телестудий, в том числе и Оренбургской, пришёлся на этап развития большого количества новых технологий, существенно повлиявших на особенности телевещания. Так, новости, изначально транслированные в прямом эфире, стали записываться заранее, но при этом сопровождались актуальным живым видеоматериалом, позволяющим сохранить эффект близости со зрителем. Благодаря своей универсальности, творческому разнообразию и актуальности, региональное телевидение получило любовь со стороны советского зрителя. Выделяя особенности оренбургского телевещания, отметим, что оно, благодаря своим талантливым авторам и несмотря на возникавшие в процессе работы различного рода трудности, смогло качественно реализовать главные черты телеискусства, а также привнести в телетрансляции свой местный уникальный колорит.

Список источников

«Всемирный день телевидения». Статья на сайте Объединенного государственного архива Оренбургской области. [Электронный ресурс]. URL: https://archive.orb.ru/presscenter/n ews/66974/

Объединенный государственный архив Оренбургской области (ОГАОО). Ф. Р-2015. Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Оренбург». Оп. 2. Д. 356. Сметы и штатное расписание на 1961 год. Л. 3. ОГАОО. Ф. Р-2015. Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Оренбург».

Оп. 2. Д. 332. Тексты передач редакции культуры и быта. Л. 1-15. ОГАОО. Ф. Р-2015. Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Оренбург». Оп. 2. Д. 343. Текст специального выпуска теленовостей.

Список литературы

Багиров Э.Г. 1976. Место телевидения в системе средств массовой информации и пропаганды.

Москва. Изд-во Моск. ун-та, 119 с. Борецкий Р.А. 2011. Беседы об истории телевидения. Москва. Икар, 176 с.

Гросул Г.В. 2010. Развитие регионального телевидения в информационном пространстве России 1967-2008 гг.: на материалах Калмыкии. Автореферат дис. ... кандидата исторических наук. Астрахань, 18 с.

Егоров В.В. 1993. Телевидение: теория и практика. Москва. Кормма, 310 с.

Ефимов Э.М. 1977. Учебное телевидение: проблемы и перспективы. Москва. Искусство, 174 с.

Истомин Л.А. 1968. Система пропаганды и информации в СССР (По данным 1967 г.). Москва. Изд-

во Моск. ун-та, 47 с. Карасевич Ю.М. 2002. Человек на телеэкране. Оренбург. Газпромпечать, 56 с.

Мороз О.П. 2011. Становление и развитие государственного регионального телевидения: на примере ГТРК «Тверь». Автореферат дис. ... кандидата филологических наук. Тверь, 21 с.

Муратов С.А. 2001. ТВ - эволюция нетерпимости (История и конфликты этич. представлений). Москва. Логос, 238 с.

Мухаметзянова Э.В. 2006. История развития республиканского телевидения и его роль в организации культурной жизни народов Башкортостана в 1956-2000 гг. Автореферат дис. ... кандидата исторических наук. Оренбург, 22 с.

Охлопкова У.В. 2023. Якутское телевидение в советский период: факторы становления, инфраструктура, информационная политика. Знак: проблемное поле медиаобразования. 2023. No 3(49): 1-29.

Попова О.Ю. 2015 Этапы развития регионального телевидения: к вопросу о периодизации. Вестник Воронежского государственного университета. Серия. Филология. Журналистика. 4: 143-148.

Прасолов Р., Серобабин А., Фирсов Б. 1972. Телевидение и обучение: Ленингр. опыт. Москва. Искусство, 88 с.

Саппак В.С. 1963. Телевидение и мы: Четыре беседы. Москва. Искусство, 182 с.

Цвик Л.В. 2004. Телевизионная журналистика: история, теория, практика. Москва. Аспект Пресс, 381 с.

Юровский А.Я. 1975. Телевидение - поиски и решения: Очерки истории и теории советской телевизионной журналистики. Москва. Искусство, 184 с.

References

Bagirov E.G. 1976. Mesto televideniya v sisteme sredstv massovoy informatsii i propagandy [The Place of Television in the System of Mass Media and Propaganda]. Moscow. Izd-vo Mosk. un-ta, 119 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Boretskiy R.A. 2011. Besedy ob istorii televideniya [Conversations about the History of Television]. Moscow. Ikar, 176 p.

Grosul G.V. 2010. Razvitie regional'nogo televideniya v informatsionnom prostranstve Rossii 1967-2008 gg.: na materialakh Kalmykii [The Development of Regional Television in the Information Space of Russia 1967-2008: Based on the Materials of Kalmykia]. Avtoreferat dis. ... kandidata istoricheskikh nauk. Astrakhan', 18 p.

Egorov V.V. 1993. Televidenie: teoriya i praktika [Television: Theory and Practice]. Moscow. Kormma, 310 p.

Efimov E.M 1977. Uchebnoe televidenie: problemy i perspektivy [Educational Television: Problems and Prospects]. Moscow. Iskusstvo, 174 p.

Istomin L.A. 1968. Sistema propagandy i informatsii v SSSR (po dannym 1967 g.) [The Propaganda and Information System in the USSR (According to 1967 Data)]. Moscow a. Izd-vo Mosk. un-ta, 47 p.

Karasevich Yu.M. 2002. Chelovek na teleekrane [The Man on the TV Screen]. Orenburg. Gazprompechat', 56 p.

Moroz O.P. 2011. Stanovlenie i razvitie gosudarstvennogo regional'nogo televideniya: na primere GTRK "Tver'" [Formation and Development of the State Regional Television: On the Example of GTRK Tver]. Avtoreferat dis. ... kandidata filologicheskikh nauk. Tver', 21 p.

Muratov S.A. 2001. TV - evolyutsiya neterpimosti: (Istoriya i konflikty etich. predstavleniy) [TV - the Evolution of Intolerance (History and Conflicts of Ethical Ideas)]. Moscow. Logos, 238 p.

Mukhametzyanova E.V. 2006. Istoriya razvitiya respublikanskogo televideniya i ego rol' v organizatsii kul'turnoy zhizni narodov Bashkortostana v 1956-2000 gg. [The History of the Development of the Republican Television and its Role in the Organization of the Cultural Life of the Peoples of Bashkortostan in 1956-2000]. Avtoreferat dis. ... kandidata istoricheskikh nauk. Orenburg, 22 p.

Okhlopkova U.V. 2023. Yakutskoe televidenie v sovetskiy period: faktory stanovleniya, infrastruktura, informatsionnaya politika [Yakut Television in the Soviet Period: Factors of Formation, Infrastructure, Information Policy]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya. 3(49): 21-29.

Popova O.Yu. 2015 Etapy razvitiya regional'nogo televideniya: k voprosu o periodizatsii [Stages of Development of Regional Television: On the Issue of Periodization. Bulletin of the Voronezh State University]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya. Filologiya. Zhurnalistika. 4: 143-148.

Prasolov R., Serobabin A., Firsov B. 1972. Televidenie i obuchenie: Leningr. Opyt [Television and Education: Leningr. Experience]. Moscow. Iskusstvo, 88 p.

Sappak V.S. 1963. Televidenie i my: Chetyre besedy [Television and Us: Four Conversations]. Moscow. Iskusstvo, 182 p.

Tsvik L.V. 2004. Televizionnaya zhurnalistika: istoriya, teoriya, praktika [Television Journalism: History,

Theory, Practice]. Moscow. Aspekt Press, 381 p. Yurovskiy A.Ya. 1975. Televidenie - poiski i resheniya: Ocherki istorii i teorii sovetskoy televizionnoy zhurnalistiki [Television - Searches and Solutions: Essays on the History and Theory of Soviet Television Journalism]. Moscow. Iskusstvo, 184 p.

Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of interest: no potential conflict of interest related to this article was reported.

Татарников Олег Владимирович, ассистент Oleg V. Tatarnikov, Teaching Assistant of the кафедры истории России, Оренбургский Department of Russian History, Orenburg State государственный педагогический университет, Pedagogical University, Orenburg, Russia

г. Оренбург, Россия

ORCID: 0009-0004-0009-9378

Поступила в редакцию 25.06.2024 Поступила после рецензирования 24.07.2024 Принята к публикации 26.07.2024

Received 25.06.2024 Revised 24.07.2024 Accepted 26.07.2024

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.