УДК 338
Спешилова Н.В.
д.э.н., заведующий кафедрой экономической теории, региональной и отраслевой экономики Оренбургский государственный университет (Россия, г. Оренбург)
Семикина В.Г.
студент 2 курса магистратуры Оренбургский государственный университет (Россия, г. Оренбург)
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИИ
Аннотация: в статье рассматриваются особенности функционирования телерадиокомпаний на региональном рынке услуг на примере Оренбургской области. Отмечено, что современная технологическая и техническая база телевидения характеризуется активным использованием технологий интернета, являясь предпосылкой для разработки новых форм и методов взаимодействия телевизионных каналов и телезрителей. Приведены направления развития региональной телерадиокомпании в условиях нестабильной экономики и агрессивной конкуренции.
Ключевые слова: региональное телевидение, телевизионные каналы, интернет, виды деятельности, услуги.
Целью всех средств массовой информации является удовлетворение информационных потребностей отдельных лиц, обществ и стран. Это можно отнести, в том числе, и к телевидению, исключительно с той разницей, что, благодаря ему, информация может распространяться более полно и надежно, чем посредством других СМИ [7].
В условиях свободного рынка телевидение развивается довольно быстро. Принцип таков: после появления третьего канала он переполняется, нужно изобретать что-то новое, для его поддержки. Чем больше каналов, тем они креативнее, и чтобы выжить, им нужна новая ниша, кроме того, больше каналов доступно аудитории, а это потребители услуг. Однако развитие ограничено. Число каналов не всегда может расти, во-первых, из-за размера рекламного рынка, во-вторых, не все участники вещательного рынка работают по правилам реального рынка. Присутствие государства на телевизионном рынке серьезно тормозит развитие телеканалов.
Рассмотрим телеканал «Россия», который в России является национальным, и вещает почти на всю страну - 98,5% населения страны составляют аудиторию канала. Телеканал смотрят в странах СНГ и Балтии более 500 тысяч зрителей. После того, как вышла международная версии «РТР-Планета» был отмечен географический рост аудитории на Западную Европу, США, Северную Африку, Китай и Ближний Восток [3].
Следует отметить, что телевизионная конкуренция со стороны других источников информации становится все более ожесточенной. Главным конкурентом телевидения является интернет. В числе его преимуществ -быстрый поиск пользователями нужной им информации, причем с отражением различных точек зрения на ту или иную проблему. Кроме того, наличие различных чатов позволяет принять участие в обсуждении интересующих вопросов. Причем доверие к Интернету и социальным сетям все больше растет. Отмечается, что за последние десять лет их аудитория выросла в 3 раза [1]. На сегодняшний день это почти треть населения страны. В настоящее время все больше и больше людей для получения необходимой информации активно используются социальные сети. У^ (видеоблог) больше не является новым явлением. Популярность некоторых блогеров сравнима с популярностью известных людей. Причина в том, что они молоды и хорошо чувствуют эмоции и стили общения своего поколения.
На этом фоне популярность официальных каналов стремительно падает. За те же десять лет количество людей, получающих телевизионную информацию, сократилось на 22% (с 94% до 72%) [1]. Однако, некоторые категории граждан (в их числе, например пожилые люди) не успели еще в должной мере и на необходимом уровне освоить новые каналы информации, в связи с чем, именно телевидение продолжает служить для них основным источником информации.
Государственная телерадиокомпания «Оренбург» является филиалом ВГТРК. Зона вещания - вся Оренбургская область (насчитывает более 5 миллионов телезрителей и радиослушателей). ГТРК «Оренбург» вещает на трех телеканалах: «Россия-1», «Россия-24», «Россия К»; а также на двух радиостанциях: «Русское Оренбургское радио», «Маяк» [2].
Оренбургский филиал ФГУП ВГТРК (Государственная телерадиокомпания) является результатом преобразования Оренбургской областной комиссии по телевидению и радиовещанию в 1992 году, а сегодня -филиалом государственного телевидения и радиовещания единого производственно-технологического комплекса (ЕПТК). В его состав входят государственные предприятия в регионах телерадиовещания Российской Федерации.
Радио- и телевизионные компании используют высокопрофессиональное цифровое оборудование, а радиоприемники - электронные установки. В отличие от других электронных СМИ, радио- и телерадиокомпании имеют мобильные средства: на телевидении - ПРТВС, на радио - аудиопередающая звукопередвижная станция, способная транслировать в прямом эфире прямо с места проведения мероприятия, организовывать масштабные передачи [2].
Главным брендом ГТРК «Оренбург» является программа «Вести Оренбуржья», самая профессиональная информационная служба региона. Материал журналистов неоднократно становился лауреатом всероссийских и международных конкурсов: «Щит России», «Правовой мир», «Экстремальная
камера», «СМИротворец», «Человек и вера», «Золотой Георгий». В областном конкурсе ГТРК «Оренбург» неоднократно признавалась телерадиокомпанией года. Особое внимание уделяется идее Евразийского сотрудничества. Ведь Оренбургская область всегда была сердцем Евразии. Идет трансляция программы «Евразийский перекресток». ГТРК «Оренбург» активно сотрудничает с коллегами из Беларуси и Республики Казахстан. ГТРК «Оренбург» обладает богатейшим архивом, собранным более чем за полвека. Он бережно хранит уникальные материалы.
Годовой объем вещания телеканала «Россия» составляет 664 часа, на телеканале РИК - 712 часов, на телеканале «Спорт» - 40,7 часа, на «Радио России» - 321 час. В последнее время телевизионные и телерадиокомпании перешли на цифровые форматы вещания, улучшив качество видеоизображений, запустив радиостанцию «Вести. ФМ» и переведя «Радио России» в FM диапазон. Для достижения своих целей компания осуществляет следующие виды деятельности [4]:
1. Предоставление услуг электросвязи, в том числе:
- местный, региональный, междугородний телефон;
- услуги связи для обеспечения каналов связи;
- услуги передачи данных;
- использование специального кода для обеспечения доступа к телекоммуникационным услугам;
- услуги кабельной связи;
- универсальные услуги связи.
2. Разработка, внедрение, эксплуатация и развитие сетей связи в Оренбургской области.
3. Осуществление создания и эксплуатации объектов, сооружений и систем связи для реализации проектов, строительно-монтажных работ, ввода в эксплуатацию.
В соответствии со своей миссией компания создает больше возможностей
для отдельных лиц и организаций, обслуживая и реализуя проекты и инициативы, затрагивающие важные сферы жизни общества.
ГТРК «Оренбург» работает на высокопрофессиональном цифровом оборудовании. Она имеет мобильные средства: на телевидении - ПРТВС, на радио - звуковую передающую станцию, способную передавать прямые трансляции непосредственно с места проведения мероприятия и организовывать масштабные трансляции.
Основная цель ГТРК «Оренбург» - получение прибыли за счет предоставления услуг связи. Но основная проблема - общее снижение телесмотрения. Это связано с тем, что поколение меняется. Аудитория стареет. У нового поколения иное мышление - клип-арт. Оно быстрее воспринимает информацию, больше нуждается в ней. Их судьба - мобильное телевидение, они - как создатели контента, так и потребители. Эта интерактивная программа уже реализована в социальных сетях, и она будет только набирать обороты [5]. Решение будет двигаться в нескольких направлениях, приведенных ниже.
Первый метод - решение технической задачи, второй - задачи творческой. Основная техническая задача - продолжать активно развивать другие среды: 1РТУ, мобильные приложения, смарт-телевизоры и т.д.
Творческое направление - процесс, который вовлекает аудиторию в производство контента. Эта попытка уже началась. Теперь интерактивность должна стать неотъемлемой частью процесса.
Есть и другой способ - порядок, в котором выбираются телевизионные каналы. Кабельная компания разместит телеканал, а все остальные будут обязаны платить. В некоторых областях это уже произошло.
Когда речь идет о региональном телевидении, необходимо различать две составляющие: тематику регионального телеканала и муниципальную телестудию. У них много общего, но отличается масштабом.
В первую очередь - сам контент. Возросла конкуренция за аудиторию внутри телевизионного рынка и между различными медиа-формами, а также
приток аудитории в интернет. Особенно это касается региональной информации, где интернет перспективнее, то есть продюсерами ведется поиск в интернете новостей для региональных телеканалов.
Далее, контент, как метод конкуренции. Чтобы конкурировать на рынке, региональному телеканалу необходимо наполнить 24-часовое вещание просмотровым контентом. Заметим, что федеральный канал, заполняющий тот же 24-часовой эфир, обладает беспрецедентным бюджетом и мощностью.
Целенаправленный контент. Отсутствие телевизионного измерения в регионе означает, что оно вряд ли привлечет рекламодателей в этот сегмент аудитории. При этом следует иметь в виду, что аудитория телеканалов в небольших населенных пунктах всегда будет значительно превышать аудиторию в столице. Но об этом никто не думает, поэтому и не учитывает его при продаже.
Рекламный контент. Возможность рекламной продажи продукции на узкие, только региональные, рынки, которые в нынешней экономической ситуации терпят большие убытки, чем федеральный рынок.
Таким образом, говоря о развитии телевизионного вещания, можно сказать, что по мере того, как новые медиа отвоевывают зрителей у традиционных СМК, они постоянно ищут новые пути повышения рейтингов [6]. Опыт показывает, что даже при наличии интернет-аналогов, телевидение не перестает существовать, являясь проверенным источником достоверной информации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Отраслевые доклады. Российское телерадиовещание и Интернет. Состояние, тенденции и перспективы развития в 2020 году // Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/
Официальный сайт ФГУП ВГТРК ГТРК «Оренбург» ВЕСТИРАМА.РУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://vestirama.ru/o-kompanii/o-kompanii.html
РБК подводит предварительные итоги телевизионного года // Broadcasting: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
https://www.rbc.ru/technology_and_media/07/12/2020/5fca6f359a79470a0b53912a Рейтинги телеканалов // Рекламный центр «Брэнд Медиа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
http: //www.brandmedia.ru/serv_idP_51_idP1 _68_idP2_2425. html
ТМТ-Рейтинг «Российский рынок ОТТ-видеосервисов - 2020» // Tmt. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://tmt-consulting.ru/napravleniya/media/tmt-rejting-rossijskij-rynok-ott-videoservisov-2020/
ТНТ стал вторым по выручке телеканалом в России и теперь уступает лишь «Первому» // Ведомости: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2016/03/11/633151-tnt-stal-vtorim-viruchke-telekanalom-rossii-ustupaet-teper-tolko-pervomu
Шамина О.А. Креативные технологии в брендинге // Материалы II Всероссийской науч.-практич. конф. с международным участием; под ред. А.Д. Кривоносова. - СПб: Изд-во СПбГЭУ, 2016. - С. 33-34.
Speshilova N.V.
Doctor of Economics, Head of the Department of Economic Theory, regional and sectoral economy Orenburg State University (Russia)
Semikina V.G.
2nd year graduate student Orenburg State University (Russia)
FEATURES OF THE FUNCTIONING OF A REGIONAL TV AND RADIO COMPANY
Abstract: the article discusses the features of the functioning of TV and radio companies in the regional market of services on the example of the Orenburg region. It is noted that the modern technological and technical base of television is characterized by the active use of Internet technologies, being a prerequisite for the development of new forms and methods of interaction between television channels and viewers. The directions of development of the regional TV and radio company in the conditions of unstable economy and aggressive competition are given.
Keywords: regional television, TV channels, internet, activities, services.