УДК 316.72:316.1
ПРОКАЗИНА Н.В. Феномен социологической
культуры как объект научного познания
В статье представлен авторский взгляд на феномен социологической культуры как объект научного познания. Проанализированы теоретические подходы к ее осмыслению, предложена интерпретация понятия «социологическая культура», и раскрыта ее сущность.
Ключевые слова: социологическая культура, социологическое мышление, социологическое воображение, понятие, категория, феномен.
В научной литературе встречаются многочисленные понятия, которыми авторы пытаются объяснить специфический способ осмысления социальной реальности. Наибольшее количество публикаций связано с такими понятиями, как «социологическое мышление» и «социологическая культура».
Целесообразность анализа понятий «социологическая культура» и «социологическое мышление», выявления их сущности подтверждается и тенденциями развития отечественной социологии. Одним из важных этапов ее современного развития является упорядочение представлений о понятиях и категориях социологии, что наглядно демонстрирует их уникальность, специфику и особенности среди других наук1. Логичность, точность формулировок, приводящая к целостности и завершенности, являются необходимыми элементами научного знания. Поэтому для нахождения общей системы координат, господства критериев научности в социологии необходимо корректное использование терминов.
Для изучения феномена социологической культуры необходимо определить понятие «социологическая культура», выделить его характеристики и социальную сущность.
З. Бауман писал: «Рассуждая социологически, мы предпринимаем попытку понять смысл человеческого существования посредством анализа многообразных зависимостей человека - самой непреложной
реальности, объясняющей и наши мотивы, и результаты их активизации»2. «Искусство социологически мыслить может оказать каждому из нас самую важную услугу: сделать нас более четкими, обострить наши чувства, шире раскрыть нам глаза, и тогда мы сможем исследовать человеческие ситуации, остававшиеся для нас до сих пор не заметными ... Мыслить социологически - значит несколько больше понимать людей, окружающих нас, их пристрастия и мечты, их опасения и несчастья».
Таким образом, социологическое мышление позволяет расширить кругозор, раскрыть «человеческое начало», обеспечивает возможность реализации гуманистической направленности в деятельности. По мнению З. Баумана, именно социологическое мышление позволит сопротивляться манипулированию, насилию и регулированию извне, поможет скорее прийти к взаимному соглашению.
В.А. Бачинин3 поднимает проблему качества современного социологического мышления, проблему его целевой ориентированности и способности отвечать требованиям новой эпохи истории человечества.
Под социологическим мышлением В.А. Бачинин понимает социальное мышление в его профессионально-прикладном, то есть сугубо познавательном, теоретико-аналитическом преломлении.
Автор приходит к мысли о том, что социологическое мышление способно на-
страивать исследователей на предельно внимательное отношение к тем категориям, принципам и методам, с помощью которых ученый рассчитывает на продуктивность своих изысканий.
П.Л. Бергер4 конституирует социологию как специфически современную форму сознания. Проведенный им анализ позволяет сформулировать несколько значительных выводов относительно специфики социологического подхода. События, происходящие в человеческом обществе, имеют несколько уровней значения, из которых какие-то скрыты от нашего осознания повседневной жизни. Таким образом, социологический подход можно описать фразами «смотреть сквозь» или «заглядывать за», многие из которых мы употребляем в повседневной речи: «видеть игру насквозь», «видеть закулисную игру». В результате социологический подход позволяет разобраться и понять, «что к чему»5.
Характеризуя специфику социологического сознания, П.Л. Бергер выделяет четыре его основных мотива: изобличение, непочтительность, релятивизацию, космополитизм.
Измерения социологического мышления позволяют человеку понять, что не только идентичность, но и идеи относительны и зависят от специфических социальных условий6.
Таким образом, по мнению П.Л. Бергера, социологический подход - это широкий, открытый, свободный (незашорен-ный) взгляд на человеческую жизнь.
А.О. Бороноев7, размышляя о социологическом мышлении, приходит к важному выводу. «Социологический подход» позволяет рассматривать самые различные уровни, сферы и элементы общества, богатство и многообразие их проявления, разнообразные формы взаимодействия людей, объективные и субъективные процессы, связанные с социальной деятельностью субъектов. О.А. Бороноев особенно подчеркивает, что социологический образ мышления, культура - это скорее подход, метод, чем набор готовых выводов. Однако, это основание не дает права усомниться в целесообразности социологического мышления, культуры как о системном общем социальном знании8. «Социологическое мышление составляет основу концепций социального государства, социаль-
ной рыночной экономики, социальной политики. Любые экономические, политические, культурные решения лишь тогда могут воплотиться в жизнь, когда будут основываться на фундаментальном социальном знании, иначе они превратятся в очередные нереальные прожекты... При проведении реформ необходимо учитывать наряду с другими факторами специфику социальной структуры того или иного общества, его культуру, систему типологии ментали-тетов личности»9.
Таким образом, О.А. Бороноев подчеркивает, что реализация социологического мышления - это глубокая социальная экспертиза проблем, программ как на уровне теории, так и на уровне здравого смысла. Этот вывод исследователя позволяет констатировать, что социологическое мышление находит свое реальное воплощение в конкретных действиях и деятельности.
В научных публикациях А.Г. Здраво-мыслова четко отражена его концепция социологического мышления.
Социологическое мышление может формироваться не только средствами социологического образования, но и на основе жизненного опыта.
Существование социологического мышления обусловлено объективными внутренними потребностями конкретного общества - иметь знания о себе самом, о характере социальных изменений, переживаемых этим обществом.
А.Г. Здравомыслов утверждает, что базовой характеристикой социологического мышления является социальное действие.
Основными характеристиками социологического мышления А.Г. Здравомыслов считает:
- рассмотрение социологии конфликта как базисной концепции социологического развития, что позволяет разрабатывать методы для предотвращения конфликта, что в целом нужно для стабилизации общества;
- ориентацию на выявление непредвиденных последствий целерационально-го социального действия; особое место занимает выявление соотношения ожидаемых последствий социального действия и непредвидимых последствий;
- возможность перейти от фактов к объяснению, а от объяснения к пониманию;
- возможность понимания событий, развивающихся в определенном социокультурном контексте10.
Таким образом, бесспорным, по мнению А.Г. Здравомыслова, является вопрос о существовании внутренней общественной потребности в социологической культуре и социологическом мышлении. Следует особо подчеркнуть использование им в контексте его работ не только этих двух понятий, но и употребление понятия «культура социологического мышления»11. Анализ работ А.Г. Здравомыслова позволяет отметить тот факт, что изучаемые понятия представлены в его работах в двух плоскостях: в сознании - идеальном образе и в практическом их воплощении.
В.Т. Дронов12 убежден, что основная задача социологического образования состоит в формировании социологического мышления. Главный предмет социологического мышления - отношение социологии и общества в онтологическом и эпистемологическом значении. Онтологический базис социологического мышления -реальные социальные (в смысле социе-тальные, принадлежащие обычному сознанию) проблемы, которые придают социологии конкретное содержание, делают ее открытой практике. Эпистемические особенности социологического мышления представлены герменевтической и праксиологической моделями и ориентациями. В.Т. Дронов убежден, что праксиологическое мышление является продолжением и конкретизацией мышления социологического, а праксиология в качестве науки в известной классификации «надстраивается» над социологией. Поскольку содержание праксиологии - это программы и методы по конструированию социальной реальности с использованием проективно-прогно-стической способности мышления и деятельности, это основание позволяет признать принадлежность социологии к сфере практического разума. Таким образом, следует признать, что В.Т. Дронов социологическое мышление тесно связывает с поведенческими, то есть практическими, действиями человека.
В результатах исследования, представленного Д.Л. Константиновским, А.А. Овсянниковым и Н.Е. Покровским, содержится систематизированное представление о социологичес-
кой культуре. Социологическая культура, по мнению авторов, приводит к осознанию всем обществом сложных процессов социального саморазвития и саморегулирования общественной жизни в ее статистических (структурных) и динамических параметрах.
Социологическая культура подразумевает признание бесконечной сложности общества на всех его уровнях и во всех его проявлениях и, как следствие, невозможность объяснять и решать социальные задачи в виде шахматной задачки-«двухходовки» или исключительно социально-инженерного мероприятия13. Авторы такого подхода подчеркивают, что социологическая культура подразумевает определенное дистанцирование от гражданского общества.
Таким образом, в представлении Д.Л. Константиновского, А.А. Овсянникова и Н.Е. Покровского именно социологическая культура обеспечивает возможность понимания происходящих в обществе социальных процессов и социальных действий сложного взаимосвязанного и взаимовлияющего комплекса, который неизбежно влияет на общество в целом и его структурные элементы.
В работе Е.И. Кравченко14 представлен анализ классических социологических теорий Запада ХХ века с целью выявления особенностей социологического мышления. Автор приходит к выводу, что развитие социологических теорий приводит к тому, что, формулируя, систематизируя и создавая теоретические социологические модели, мы попадаем в жесткую схему социальной жизни, лишая при этом человека его личностной целостности. Таким образом, Е.И. Кравченко акцентирует внимание на трудностях и опасностях социологического мышления.
Большое количество публикаций, связанных с изучением социологического мышления, выявлением его особенностей и тенденций развития выполнены С.А. Кравченко15.
Рассматривая социологическое мышление как специфический тип мышления, С.А. Кравченко анализирует взаимообусловленность социокультурной динамики общества и социологического теоретизирования. В работах представлены результаты исследования влияния социологического теоретизирования на социологическое мышление. Этот анализ послужил основанием для типологии социологического мышления.
Результаты проведенного анализа позволили С.А. Кравченко сформулировать вывод о том, что с переходом к каждому новому поколению социологических теорий и к новому типу социологического мышления их взаимовлияние усложняется: корреляции социологического теоретизирования и социологического мышления обретают все более нелинейный характер. С переходом к каждому новому поколению социологических теорий и к новому типу социологического мышления их взаимовлияние усложняется16. Поэтому каждый тип социологического мышления представляет собой сложную, открытую, динамическую саморазвивающуюся систему, обменивающуюся информацией с другими типами социологического мышления. Следовательно, по мнению С.А. Кравченко, любое социологическое мышление способно производить знание, востребованное обществом.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в работах С.А. Кравченко социологическое мышление - это, во-первых, объективная внутренняя потребность общества. Во-вторых, социологическое мышление зависит от социологического теоретизирования. В-третьих, особенности социологического мышления, проявляющиеся в том или ином его типе, детерминированы взаимообусловленностью социокультурной динамики общества и социологического теоретизирования.
М.О. Мнацаканян17, рассуждая о социологическом мышлении, приходит к выводу о том, что социологическое мышление начинается тогда, когда мы узнаем, что человеческие действия подразделяются на определенное количество различных типов. Типы человеческой деятельности определяются внутренним смыслом функционирования тех общественных отношений и сфер жизни, где действует человек, выполняя особые функции, задачи и роли. Таким образом, по мнению М.О. Мнацаканян, социологическое мышление состоит в способности выявлять характер и последствия ин-тегрированности людей в рамки социальных структур для их действий. В результате именно социологическое мышление предопределяет организацию жизнедеятельности людей, обеспечивает возможность решения их жизненных проблем.
Н.Е. Покровский18 считает, что социологическая культура предполагает признание бесконечной сложности общества на всех его уровнях и во всех его проявлениях. Носители социологической культуры, по мнению Покровского, прекрасно понимают, что ни одно социальное действие не затухает бесследно, но, напротив, его последствия сказываются во многих сферах. Важной характеристикой социологической культуры является то, что она подразумевает определенное дистанцирование гражданского общества и его структур от структур власти. Такой подход обеспечивает свободу научных суждений и объективность диагноза.
Определенная характеристика социологического подхода содержится в работах К. Поппера. Он дает такой рецепт деятельности: «Действуй скорее для устранения конкретного зла, чем для реализации абстрактного добра... Не пробуй реализовать эти цели путем выработки и воплощения в жизнь абстрактного идеала общества, совершенного во всех отношениях... Ни одно поколение не может быть принесено в жертву для блага будущих поколений, во имя идеала счастья, может вовсе не реализуемого»19.
Таким образом, К. Поппер рассматривает социологический подход как подход, который обеспечивает возможность достижения положительных результатов сегодня, здесь и сейчас с учетом специфики и актуальности общественных потребностей.
Н.В. Четырина20, рассматривая социологическую культуру как атрибут развития личности, акцентирует внимание на уровнях развития социологической культуры в современном российском обществе, подчеркивает целесообразность ее изучения и развития.
Особое место при изучении специфического способа осмысления социальной реальности занимают работы, посвященные изучению социологического воображения.
К ним относят в первую очередь труды Ч.Р. Миллза и П. Штомпки. Значительное внимание социологическому воображению уделяет и С.А. Кравченко.
Мирра Комаровская, рассматривая процесс формирования социологического воображения, предполагает, что этот
процесс связан с тем, чтобы «настойчиво обучать социологическому видению, что-бы...обнаружить невидимую социальную структуру»21.
Таким образом, в научной литературе встречаются многочисленные понятия, которыми авторы пытаются объяснить специфический способ осмысления социальной реальности. К основным из них относят:
- социологическое мышление22;
- социологический взгляд23;
- социологический подход24;
- социологическую культуру25;
- социологическое воображение26;
- социологический образ мышления27;
- культуру социологического мышления28.
Анализ научных публикаций, рассматривающий специфический способ осмысления социальной реальности, позволяет сделать следующие выводы.
1. В научных публикациях встречается большое многообразие определений и понятий, описывающих специфический способ осмысления социальной реальности. Как следствие - проявляется вариативность и многоаспектность их использования.
2. В теоретической социологии отсутствуют научно обоснованные определения понятий, раскрывающие специфический способ осмысления социальной реальности. Не представлена категориальная и понятийная сущность используемых терминов.
3. Не представлена теоретическая систематизация используемых понятий. В результате - отсутствует структурная модель, в которой выделены и определены компоненты социологической культуры и социологического мышления.
4. Анализ содержательной компоненты понятий «социологическое мышление» и «социологическая культура» формирует представления о целесообразности рассмотрения в единстве понятий «социологическое мышление» и «социологическая культура».
На его основании мы формулируем общее определение понятия «социологическая культура», которое позволит рассматривать этот феномен как объект научного познания.
Социологическая культура - система ориентаций и установок относительно вос-
приятия социологии, социологических исследований, социологов; совокупность социологических взглядов, знаний, убеждений и социологическое воображение, проявляющиеся в практической деятельности.
Ориентации и установки относительно восприятия социологии, социологических исследований и социологов - это «поверхностный уровень социологической культуры», который характеризует культуру восприятия социологической информации.
Совокупность социологических взглядов, знаний и убеждений определяется особенностями социологического мышления и воображения и представляет собой «глубинный уровень» социологической культуры.
«Социологический компонент сознания» находит свое воплощение в практической деятельности.
Носителями социологической культуры могут быть не только профессиональные социологи, хотя именно профессиональный уровень развития социологической культуры является определяющим в обществе. Уровень развития социологической культуры профессиональных элит во многом определяет уровень развития государства в целом. Это связано с потенциальной и реальной особенностями использования политической элитой, бизнес-элитой, элитой СМИ, академической элитой, управленческой элитой и другими социологических знаний, методик и техник, что во многом предопределяет эффективность их деятельности. Следует учитывать, что каждый человек имеет свой индивидуальный уровень развития социологической культуры. Формирование этого уровня во многом предопределено личным опытом, особенностями социальной ситуации, в которой находится человек.
Социологическую культуру в целом характеризуют:
- специфическая методология и методы познания социальной действительности, включающие в себя несколько методов. Логический метод, когда из совокупности имеющейся информации выводится непротиворечивое, последовательное знание. Исторический метод, когда определяется генезис знания, категорий и понятий. Метод системного анализа, когда учитывается вся совокупность как основных, так и опосредованных связей29;
- совокупность ценностей, принципов и мировоззренческих установок и знаний в отношении общества и его структурных элементов, личности и проблем взаимоотношения общества и личности;
- осознание процессов, явлений и изменений, происходящих в обществе, поведения личностей и социальных групп и общностей как следствия огромного множества зависимостей и взаимозависимостей;
- уровень накопления, владения и использования социологической информации;
- система знаний, умений, навыков, функционирование которых обеспечивает определенное качество осмысления, получения, анализа и интерпретации информации об обществе и его структурных элементах.
Анализ понятия «социологическая культура» с точки зрения логической структуры и структуры содержания30 позволяет выделить основные характеристики понятия:
1. Это универсальное понятие, что обеспечивает совпадение с категорией и устанавливает между ними определенную логическую связь. Понятие «социологическая культура» имеет наиболее обобщенный и многозначный характер.
2. Это собирательное понятие, то есть элементами его объема является совокупность объектов, мыслимая как одно целое. Социологическая культура в широком смысле включает в себя знания, умения, навыки, ценностные ориентации, принципы и мировоззренческие установки, компетенции и т.п. в области постижения объективной социальной реальности; способность увязывать индивидуальный опыт и знания людей с общими социальными процессами и структурами; определенный характер и способ деятельности людей.
3. Социологическая культура - абстрактное понятие, так как оно содержит в себе множество признаков и характеристик - от специфического способа осмысления объективной социальной реальности до конкретных действий носителей этой культуры.
4. Это относительное понятие, то есть осуществляется характеристика объекта через отношение к другим объектам. Рассмотреть и оценить социологическую культуру можно применительно к взаимосвязи индивидуального опыта и социальных процессов, явлений и структур.
5. Это сложное по своему объему и содержанию понятие, опосредованное многими свойствами и значительным количеством как простых, так и сложных компонентов. Мы выделяем социологический компонент сознания, включающий в себя социологическое мышление и социологическое воображение, а также поведенческий аспект, обозначаемый как социологическая культура в узком смысле слова.
6. Социологическая культура как понятие выполняет методологическую роль. Таким образом, «социологическая культура» характеризует наиболее общие принципы, подходы и методы, составляющие основу для данной науки.
7. Социологическая культура является обобщающим понятием, так как объединяет в себе разнообразные компоненты и проявления сознания и поведения человека с объективной социальной ре-альностью31.
Понятие «социологическая культура» фиксирует существенные свойства мышления, воображения и поведения человека или социальных групп, что позволяет анализировать изменения, происходящие под влиянием изменяющейся социальной реальности, с одной стороны, и модификации социологической науки - с другой.
Сформулированное понятие «социологическая культура», выделение его основных характеристик позволят рассматривать феномен социологической культуры как объект научного познания.
1 Тощенко Ж.Т. Эволюция теоретической социологии // Социс. 2009. № 6. С. 16.
2 Бауман З. Мыслить социологически. Пер. с англ. Под ред. А.Ф. Филлипова. М., 1996. С. 21.
3 Бачинин В.А.О двух парадигмах социологического мышления // Социс. 2004. № 8.
4 Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива / Пер. с англ. Под ред. ГС. Батыгина. М.: Аспект Пресс, 1996. 168 с.
5 Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива / Пер. с англ. Под ред. Г.С. Батыгина. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 35.
6 Бергер П. Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива / Пер. с англ. Под ред. ГС. Батыгина. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 54.
7 Бороноев А.О. Социологическое мышление: пути и трудности формирования // Социс. 1999. № 1. С. 9.
8 Бороноев А.О. Социологическое мышление: пути и трудности формирования // Социс. 1999.
№ 1. С. 22-23; Бороноев А.О. Социологическое образование и формирование социологической культуры российского общества // http:// www.soc.pu.ru/publications/conferences/ sociological_education/a1-1.html (15.06.2009)
9 Бороноев А.О. Социологическое мышление: пути и трудности формирования // Социс. 1999. № 1. С. 11.
10 Здравомыслов А.П О принципах социологического мышления. Несостоявшееся выступление на открытии Всероссийского социологического конгресса, 21.10.2008// http:// www.isras.ru/publications_bank/1225463140.pdf (23.05.2009)
11 Здравомыслов А.П. К вопросу о культуре социологического мышления // Социс. 2008. № 5. С. 15.
12 Дронов В.Т. Социологическое мышление и социологическое образование // http:// www.soc.pu.ru/publications/conferences/ sociological_education/a2-12.html (28.10 2009)
13 Константиновский Д.Л., Овсянников А.А., Покровский Н.Е. Совершенствование социологического образования: Аналитический доклад. М.: Логос, 2005. С. 12.
14 Кравченко Е.И. О бремени и соблазнах социологического мышления // Социс. 1996. № 8. С. 102-110.
15 Кравченко С.А. Социологическое теоретизирование, мышление и воображение в условиях постмодерна //http://www.isprras.ru/pics/File/ postmodern/Kravchenko.pdf (13.02.2010); Кравченко С.А. Динамика социологического мышления и воображения // Социс. 2009. №8. С. 14-24; Кравченко С.А. Социология модерна и постмодерна в динамически меняющемся мире: монография / С. А. Кравченко. М.: МПИМО Университет, 2007. 264 с.; Кравченко С.А. Риски в нелинейном глоболокальном социуме. М.: Анкил, 2009. С. 224.
16 Кравченко С.А. Динамика социологического мышления и воображения // Социс. 2009. № 8. С. 20.
17 Мнацаканян М.О. Мыслим ли мы социологически? // Социс. 2003. № 6. С. 73-77.
18 Покровский Н.Е. Социология, социологическая культура и их место в современном российском обществе //Общественные науки и современность. 2002. № 2. С. 42-57.
19 Поппер К. Нищета историцизма. М.: Путь, 1993.
20 Четырина Н.В. Социологическая культура как атрибут развития личности. Автореферат: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06. Тамбов, 2009; Четырина Н.В. Уровни развития социологичес-
кой культуры в современном российской обществе // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов http://www.jurnal.org/articles/ 2008/sociol1.html (5.08.2009)
21 Штомпка П. Формирование социологического воображения. Значение теории // Социс. 2005. № 10. С.64.
22 Бауман З. Мыслить социологически. Пер. с англ. Под ред. А.Ф. Филлипова. М., 1996. 255 с.; Бороноев А.О. Социологическое мышление: пути и трудности формирования // Со-цис. 1999. № 1. С. 6-13.
23 Четырина Н.В. Уровни развития социологической культуры в современном российской обществе // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов http://www.jurnal.org/ articles/2008/sociol1.html (5.08.2009)
24 Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Пуманистическая перспектива/ Пер. с англ. Под ред. ПС. Батыгина. М.: Аспект Пресс, 1996. 168 с. (программа «Высшее образование»). С. 35.
25 Здравомыслов А.П Тройственная интерпретация культуры и границы социологического знания // Социс. 2008. № 8. С. 3-17; Покровский Н.Е. Социология, социологическая культура и их место в современном российском обществе // Общественные науки и современность. 2002. № 2. С. 42-57; Колодиев Н.Н. «Социологическая культура» журналиста // Профессиональная культура журналиста как фактор информационной безопасности: сборник статей и материалов / Под ред. В.Ф. Олешко. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та; Изд. дом «Филантроп», 2008. С. 82; Константиновский Д.Л., Овсянников А.А., Покровский Н.Е. Совершенствование социологического образования: Аналитический доклад. М.: Логос, 2005. 84 с.
26 Миллс Ч.Р Социологическое воображение. М., 2001.
27 Ольховников К.М., Орлов П.П. Категории социологии: образ мышления и словарь исследования // Социс. 2004. № 2. С. 3-11.
28 Здравомыслов А.П. К вопросу о культуре социологического мышления // Социс. 2008. № 5. С. 4-16; Ольховников К.М., Орлов ПП. Категории социологии: образ мышления и словарь исследования // Социс. 2004. № 2. С. 3-11.
29 Тощенко Ж.Т. Парадигмы, структура и уровни социологического знания // Социс. 2007. № 9.
30 Тезаурус социологии: тематический словарь-справочник / Под ред. Ж.Т Тощенко. М.: ЮНИТИ-Дана, 2009. С. 52-60.
31 Проказина Н.В. Социологическая культура. К вопросу о содержании и интерпретации понятия// Социс. 2011. № 3. С. 105.