УДК 351.752:94(485) DOI: 10.22394/2225-8272-2021-10-2-153-162
КОРОЛЁВ Юрий Алексеевич, кандидат философских наук, доцент, кафедра теологии, религиоведения и культурных аспектов национальной безопасности, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева (Россия, Орёл), e-mail: [email protected]
KOROLEV Yu.A., Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theology, Religious Studies and Cultural Aspects of National Security, Orel State University named after I.S. Turgenev (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]
ФЕНОМЕН ШВЕДСКОГО МАСОНСТВА В РУССКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ ИСТОРИИ
THE PHENOMENON OF SWEDISH FREEMASONARY IN RUSSIAN AND EUROPEAN HISTORY
Аннотация. Цель статьи изучение истории одной из малоизвестных масонских организаций -Шведского обряда масонства. Значительная часть работы посвящена развитию шведской системы в России и связям российского и шведского масонства. Автор обращает внимание на специфический характер Шведского ритуала, во многом отличающегося от традиционного масонства. Это касается, прежде всего, легенды о происхождении шведского масонства от средневекового рыцарского ордена тамплиеров. На основании этой легенды дается анализ иерархии степеней Шведского ритуала и раскрывается их внутреннее содержание. Данная статья может стать основанием для серьезного научного исследования шведской масонской системы и особенностей ее бытования в различных странах Европы.
Ключевые слова; Шведский устав, масоны, ложа, мастер, капитул.
Abstract. The purpose of the article is to study the history of one of the little-known Masonic organizations - the Swedish Rite of Freemasonry. A significant part of the work is devoted to the Swedish system development in Russia and the ties between Russian and Swedish Freemasonry. The author pays attention to the specific nature of the Swedish ritual, which differs in many respects from traditional Freemasonry. These concerns, first of all, the legend about the origin of Swedish Freemasonry from the medieval Knights Templar order. Based on this legend, the analysis of the hierarchy of Swedish ritual degrees is given and their internal content is revealed. This article can become the basis for a great scientific research of the Swedish Masonic system and the peculiarities of its existence in various European countries.
Keywords: Swedish charter, freemasons, lodge, master, Chapter.
Введение
Масонство как тайная инициатическая организация всегда привлекало внимание общества. И наше время интерес к нему не ослабевает, а только усиливается. Масонство является одним из широко обсуждаемых явлений в средствах массовой информации, предметом общественных дискуссий и научных исследований.
Обычно говоря о масонстве, имеют в виду Древний и Общепринятый Шотландский Устав или, в крайнем случае, Великий Восток Франции. Однако кроме этих достаточно известных систем существует целый ряд других масонских организаций, которые оказывали и продолжают оказывать довольно серьезное влияние на жизнь целого ряда стран Европы. Одной из таких организаций является шведское масонство, а точнее Шведский устав.
Согласно официальной версии датой основания символического масонства является 24 июля 1717 года, когда в английской таверне «Гусь и вертел» была учреждена Великая ложа Англии, объединившая под своей эгидой все английские ложи. Из Англии масонство быстро распространилось по всему европейскому континенту, охватив сначала Францию и Германию, а затем и другие европейские государства, в том числе Швецию.
Первая шведская масонская ложа была основана графом Акселем Вреде-Спарре, мастером-масоном одной из якобитских французских лож, в 1735 году и просуществовала вплоть до 1752 года. К этому времени в стране уже было учреждено несколько масонских лож, работавших по английскому и французскому уставам. Собственно шведская масонская система возникает несколько позже, в 1756 году, с учреждением шотландской ложи св. Андрея под названием «Невинная», которую возглавил регистратор королевской канцелярии Карл Фридрих Эклефф. Вскоре на основе этой ложи был учрежден Капитул Невинности, работавший по системе «строгого наблюдения». Эта система,
немецкая по своему происхождению, была учреждена в Саксонии Карлом Готхель-дом Хундом на основе тамплиерского устава маркграфа Христиана фон Биберштайна. «Строгое наблюдение» представляло собой иерархию рыцарских степеней под руководством «неизвестных начальников», якобы потомственных тамплиеров и якобитов. В Швеции устав Хунда подвергся реформации, в результате которой образовалась новая система, известная как Шведский устав. В нем соединилось иоанновское и андреевское (шотландское) масонство с системой высших степеней «строгого наблюдения». Со временем Шведский устав составил серьезную конкуренцию системе «строгого наблюдения», вытеснив ее как с территории Швеции, так и из ряда европейских стран.
В 1759 году была инсталлирована Великая ложа Швеции, объединившая под своей властью все масонские ложи страны. Великим мастером ордена был избран герцог Карл Зюдерманландский. В 1775 году в одну из масонских лож Шведского устава вступил король Швеции Густав III, который вскоре возглавил Капитул 8-й степени посвящения и учредил лично для себя высшую, 9-ю степень Викария Соломона. А поскольку Шведский устав представляет собой сквозное подчинение степеней, то король стал, по сути, фактическим руководителем всего шведского масонства. По его указанию К. Эклефф утвердил систему ди-ректориального управления шведским масонством и добавил еще три рыцарских степени, возводить в которые мог только монарх. Главной целью, провозглашенной в конституции Шведского устава, являлось возрождение ордена тамплиеров.
В 70-х гг. XVIII века Шведский обряд проникает в Германию и окончательно выдавливает оттуда систему «строгого наблюдения», которая к тому времени пришла в упадок. Заключительным аккордом для нее стал Вильгельмс-бадский масонский конгресс, прошедший в
1782 году под руководством герцога Фердинанда Брауншвейгского. На нем рассматривались такие важные для Ордена вольных каменщиков вопросы, как выяснение истинного происхождения системы «строгого наблюдения», отношение масонства к существующим в Европе формам и способам правления, установление обрядов и обычаев, различные способы оптимизации и популяризации деятельности Ордена и т.д.
В результате активного обсуждения съезд принял решение о том, что масонство является более древним, чем тамплиерство. При этом отмечалось, что орден храмовников, так же, как и масонское братство, представляет собой важное звено в цепи передачи сакрального знания. Поэтому решено было ознаменовать взаимосвязь масонства с тамплиерами утверждением высшей степени Благотворительных рыцарей, осуществлявшей руководство тремя иоанновскими степенями. Степени символического масонства и степень шотландского мастера также были утверждены съездом. Обряд «строгого наблюдения» прекратил свое существование.
По итогам конгресса был принят основной документ, который фактически «сводился к комментированию положений известной книги Дж. Андерсона, причем сперва рассматривалась сущность ордена и подробно трактовались обязанности адептов. В отличие от безликого верховного существа британского первоисточника божеством прямо называется Иисус Христос» [9, С. 18], особо подчеркивалась лояльность масонов к своему отечеству и государю.
Между тем Капитул Шведского ритуала не прислал на конгресс своих представителей и не подчинился его решениям, поскольку работал в соответствии с системой «строгого наблюдения» и связывал свое происхождение с тамплиерами. В результате конгресс решил приостановить деятельность шведских лож на 3 года. Вопреки этому решению Шведский обряд не только продолжил, но и расширил свою дея-
тельность, распространив свое влияние на другие европейские страны, и прежде всего на Германию.
Возникновение Шведского обряда в Германии связано с именем Иоганна Вильгельма Эленбергера, который больше известен как фон Циннендорф. Стремясь получить тайны высоких степеней, немецкий масон обратился к лидеру шведских вольных каменщиков Карлу Эклеффу, который прислал ему патент на инсталляцию новой ложи шведской системы. На основании этого документа в 1770 году Циннендорф учредил Великую земскую ложу, объединившую под своим началом около 12 лож Шведского обряда. Став великим мастером Великой земской ложи, Циннендорф постарался сделать ее единственной великой ложей Германии. Прежде всего, он предпринял попытку добиться от прусских властей для своей ложи права контролировать все масонские публикации. Король Пруссии Фридрих II не согласился на это, однако, в знак своего благоволения стал покровителем этого масонского объединения.
В управлении подчиненными ей ложами Великая земская ложа обнаружила еще более авторитарные тенденции, чем обряд «строгого наблюдения», требуя от низших степеней беспрекословного повиновения высшим. Эта организация, вплоть до XIX века претендовавшая на лидерство в масонстве, в конце концов заключила конкордат с двумя другими великими ложами Германии. В таком виде она просуществовала вплоть до настоящего времени, постепенно трансформируясь в современную масонскую организацию - Великую земельную ложу Германии, представляющую Шведский устав в этой стране.
В конце 70-х гг. XVIII века Шведский обряд становится достоянием русских масонов, стремящихся узнать секреты высоких степеней, благо шведская система давала такую возможность. Через мастера ложи «Аполлона» В. Розенберга русские масоны обратились к его
родственнику, который состоял членом шведского Капитула, с просьбой к шведским братьям удовлетворить их желание. Шведский Капитул благосклонно ответил на их просьбу и обещал оказать полное содействие в этом вопросе. Для этого в Стокгольм был послан кн. А. Б. Куракин, чьим официальным заданием была нотификация брака наследника российского престола с принцессой Софией Доротеей Вюртембергской. Секретарем миссии был Вильгельм Розенберг. Прибыв в Швецию, князь был радушно встречен гроссмейстером Шведского обряда герцогом Карлом Зюдерманландским, который инициировал его в орден. Куракину предложили стать наместным мастером русской провинциальной ложи под патронажем шведского Капитула «Невинность». По возвращении на Родину Куракин представил российским масонам конституцию для введения высших градусов шведской системы, и через год после этого в Петербурге был учрежден Капитул Феникса, получивший впоследствии название Великой провинциальной ложи шведской системы. Согласно договору между шведским Капитулом и Великой провинциальной ложей России, петербургская Директория была обязана отчитываться в своих масонских работах перед Стокгольмом, а также сообщать Капитулу о всех важных событиях, происходящих в Российской империи, учреждать новые ложи дозволялось только с согласия шведского Капитула.
В 1777 году в Россию с визитом прибыл шведский король Густав III. Его приезд, по словам члена шведского масонского капитула графа Левенгаупта, должен был способствовать активизации масонских работ русских вольных каменщиков. В петербургской ложе «Аполлона» масоны устроили королю торжественный прием. Результатом визита Густава III в столицу России стала инсталляция в Санкт-Петербурге ложи «Св. Александра», работавшей по шведской системе. Вскоре после этого гроссмейстером Великой провинциальной ложи Шведского устава становится князь Г. П. Гагарин. Под его
управлением находилось 14 лож, среди которых следует особо отметить ложу «Астрея», членом которой, по некоторым сведениям, был наследник российского престола - цесаревич Павел Петрович, инициированный в масонство князем А. Б. Куракиным.
Присоединение к шведской системе русского масонства не привело к желаемым результатам: тайны высших степеней так и не были получены. Кроме того, зависимость от герцога Зюдерманландского обратила на себя внимание русских властей, особенно после того, как герцог издал декларацию, в которой провозгласил Швецию 9-й провинцией «строгого наблюдения», включив туда и Россию. После этого заявления вся переписка Великой провинциальной ложи с герцогом Зюдерманландским была перлюстрирована полицией, и вскоре все петербургские ложи, работавшие по шведской системе, были закрыты по распоряжению правительства. Князь Гагарин уехал в Москву, где в результате его усилий к шведской системе примкнули масонские ложи «Трёх мечей», «Аписа» и «Трёх христианских добродетелей». Позже к ним присоединились ложа «Осириса» под управлением кн. Н. Н. Трубецкого и ложа «Латоны», где наместным мастером был известный московский мартинист Н. И. Новиков.
Что касается Петербурга, то, несмотря на запрет, там возникают новые ложи шведского обряда: «Александра» и «Дубовой долины», возобновляется деятельность ложи «Аполлона». В Кронштадте в 1781 году была инсталлирована ложа «Нептуна», членами которой являлись моряки Балтийского флота во главе с адмиралом С. К. Грейгом. Кроме морских офицеров в ложе состояли преподаватели Морского шляхетского корпуса и матросы с адмиральского фрегата «Ростислав».
Номинальная зависимость ложи от шведского Капитула никак не сказалась на действиях моряков во время русско-шведской войны, начавшейся по инициативе Густава III в 1788 году.
Несмотря на то, что герцог К. Зюдерман-ландский был гроссмейстером Шведского обряда, а стало быть, начальником С. К. Грейга и других членов ложи «Нептуна», русские офицеры не находили нужным подчиняться ему, как предписывали правила устава. Для обоснования своего непослушания они обвинили герцога Карла Зюдерманландского в нарушении главного масонского закона, который предписывал соблюдать мир, тишину и спокойствие на всей земле. Кроме того, в уставе Капитула «Феникса», руководившего работой масонских лож Шведского обряда, было прямо заявлено о приоритете клятвы государю и церкви над клятвой великому мастеру.
Такая принципиальная позиция русских масонов проявилась в Гогландском сражении 1788 года, когда русский флот под командованием адмирала Грейга одержал полную победу над шведами, возглавляемыми великим мастером шведского масонства герцогом Карлом Зюдерманландским.
В морской баталии отличились многие члены ложи «Нептуна»: П. И. Голенищев-Кутузов, контр-адмирал А. И. Круз, капитан I ранга А. Г. Спиридов, капитан генерал-майорского ранга Е. С. Адинцов, капитан-лейтенант Г. Муловский и др.
Во время войны заседания ложи «Нептуна» обычно проводились на борту адмиральского корабля «Ростислав». На флагмане находились и документы ложи, за сохранность которых отвечал генерал-адъютант командующего флотом и известный поэт П. И. Голенищев-Кутузов. Перед Гогландским сражением он вывез с корабля все масонские бумаги, в том числе и конституцию, на основании которой он, уже будучи куратором Московского университета, создал в Москве тайную ложу, работающую по шведской системе.
Вскоре после смерти С. К. Грейга в 1788 году ложа «Нептуна» была закрыта, как и все остальные масонские ложи Шведского обряда.
Шведское масонство возобновило свою деятельность в России лишь в царствование императора Павла I. В Москве продолжила свою работу ложа «Нептуна» П. И. Голенищева-Кутузова. В Санкт-Петербурге работала ложа «Пеликана», переименованная в 1805 году в честь Александра I в ложу «Александра благотворительности к коронованному Пеликану». Мастером ложи являлся И. В. Бебер, некогда входивший в Великую национальную ложу и сохранивший связь со шведским масонством. Членами этого масонского объединения были в основном немецкие негоцианты, главная деятельность которых заключалась в широкой благотворительности.
Благотворительностью и мистической направленностью отличалась также аристократическая ложа «Елизаветы к добродетели», мастером которой был известный масон XVIII века А. С. Сергеев. Третьей масонской организацией, работавшей по Шведскому обряду, стала ложа «Петра к правде». Инсталлированная в 1810 году, она отличалась смешанным составом, во главе нее стоял петербургский врач Е. Е. Эллизен.
Вскоре все три ложи были объединены под эгидой тайного Капитула «Феникса», который получил название «Великой Директориальной ложи Владимира к порядку». Высокопросвещенным префектом Капитула и Великим мастером Директориальной ложи был избран И. В. Бебер, внесший неоценимый вклад в масонскую деятельность и само существование масонства, поскольку именно он в 1803 году сумел убедить нового императора Александра I не только в безвредности масонства для государственной власти, но и в его полезности для развития общественной морали и нравственности. В результате масонам было разрешено продолжить свою деятельность.
В 1815 году Шведский обряд в России разделился на две организации: «Великую Дирек-ториальную ложу Владимира к порядку», сохранявшую свою подчиненность шведскому
приорату и иерархию высоких степеней, и ложу «Астрея», отвергшую строгое подчинение неизвестным руководителям и провозгласившую своим принципом толерантность к другим масонским системам и организациям. Эту ложу, объединившую под своим началом большое число масонских лож, возглавил Е. Е. Эллизен, который не являясь дворянином, не мог быть инициирован в высшие рыцарские степени и стать членом Капитула.
Находящаяся в оппозиции к ложе «Астрея» «Великая Директориальная ложа Владимира к порядку» управлялась великим мастером генерал-майором А. А. Жеребцовым, а с 1819 года - графом М. Ю. Виельгорским, под началом которого два подразделения ордена вновь объединились и продолжали совместную работу вплоть до запрещения масонства в 1822 году.
Однако даже с запретом масонства, Шведский обряд не прекратил своих работ, а лишь ушел в тень, просуществовав по некоторым данным вплоть до середины XIX века.
В начале XX века происходит возрождение масонства в Российской империи. После первой русской революции в стране создаются многочисленные ложи различных масонских систем: Великого Востока Франции, Шотландского обряда, ордена розенкрейцеров, ордена мартинистов и др. Однако ложи Шведского обряда так и не были возобновлены в России ни тогда, ни сейчас, хотя шведское масонство по-прежнему существует в странах Скандинавии и некоторых других европейских государствах. Однако к настоящему времени в ордене произошли некоторые изменения. Так, с 1973 по 1997 год общее руководство масонскими ложами осуществлял уже не король Швеции, а член королевского дома герцог Б. Халланд. После его смерти во главе ордена встали люди, не принадлежащие к королевской фамилии. Сначала это был банкир Густав Пил, а в настоящее время организацией руководит профессор Ан-дреас Фальман. Что касается других стран, то уже с начала XIX века ложи Шведского обряда
Дании, Норвегии, Ирландии и Финляндии управляются национальными масонскими Капитулами под руководством Рыцарей-командоров Красного Креста (11-я степень).
В шведском обряде сохраняется иерархия степеней, установленная в XVIII веке. В ней можно выделить четыре уровня, каждый из которых состоит из трех символических степеней: иоанновское масонство, андреевское масонство и рыцарский капитул. Каждый уровень состоит из трех символических степеней.
Иоанновское масонство: 1) ученик Св. Иоанна; 2) подмастерье Св. Иоанна; 3) мастер Св. Иоанна.
Андреевское масонство: 4) ученик Св. Андрея; 5) подмастерье Св. Андрея; 6) мастер Св. Андрея.
Рыцарский капитул: 7) Воистину достославный брат Рыцарь Востока; 8) Весьма достославный брат Рыцарь Запада; 9) Просвещенный брат ложи Св. Иоанна; 10) Воистину просвещенный брат ложи Св. Андрея; 11) Весьма просвещенный брат Рыцарь-командор Красного Креста.
Шведский ритуал, как и любая другая ини-циатическая организация, «...предполагал не только иерархию степеней, но также иерархию функций.» [2, с. 391] и наличие символики.
Идеология, символика и метафизика высоких степеней шведского масонства, так или иначе связана с легендарным орденом рыцарей Храма. Специфической чертой Шведского обряда является отсутствие толерантности не только к другим религиям, но и к другим масонским системам. Членом этой организации может быть только христианин протестантского вероисповедания. Тем ни менее религиозные взгляды, которых придерживаются масоны шведской системы, не могут считаться вполне христианскими, поскольку доктрины и ритуалы ордена носят гностический характер. Обрядность и символика шведских братьев также во многом отличаются от обрядности традиционных масонских лож, поскольку не связаны с
предметами и знаками строительного ремесла.
Тем ни менее, в шведском масонстве первые три градуса являются подготовительными, поскольку в них осуществляется нравственное воспитание адепта. «При этом в символические степени вводились элементы того, что в этих уставах должно было преподаваться в высших степенях. В «шведском» уставе это были легенды о рыцарском происхождении масонства...» [3]. Иоанновские степени существуют в рамках традиционной масонской легенды о смерти мастера - строителя храма Соломона в Иерусалиме Хирама Абифа и потерянном слове. И хотя, в высших степенях эта легенда трактуется совсем по-другому, именно она позволяет оставаться Шведскому обряду в рамках масонства.
В андреевских или шотландских градусах шведского масонства адепту сообщается продолжение легенды о Хираме Абифе. Содержание поучений в андреевских степенях шведского масонства тождественно аналогичным поучениям степени Рыцаря - избранника Девяти в Древнем и Общепринятом Шотландском обряде. Они повествуют о поиске и наказании убийц строителя Иерусалимского храма и приобщении древних каменщиков Палестины к христианству.
В рыцарских или капитулярных степенях говорится о рыцарях-тамплиерах, которые во время крестовых походов были посвящены в тайны древних строительных обществ. Вернувшись в Европу, они основали символические масонские ложи. При этом они интерпретировали строительное искусство вольных каменщиков и иудейские легенды в метафизическом ключе, трактуя построение храма Соломона как некий символический образ духовного возрождения. О рыцарском происхождении масонства впервые заявил А. Рамсей, предложив рассматривать название «вольные каменщики» иносказательно, поскольку основатели масонства, по его мнению, были не простыми каменотесами, но «князьями веры и воителями, ко-
торые желали просвещать, строить и защищать живые храмы.» [6, С. 169].
В XVIII - XIX вв. согласно правилам Шведского ритуала членами капитулов могли быть лишь представители потомственной аристократии, при этом кандидат должен был представить свою родословную канцлеру Капитула и произнести тройную клятву: быть верным, послушным и ревностным рыцарем, не состоять в Мальтийском ордене и хранить тайну ордена тамплиеров. Присяга на верность ордену произносилась на Евангелии и Кресте. В настоящее время от членов масонского правления Шведского обряда уже не требуется дворянское происхождение, однако это едва ли не единственная уступка демократии, поскольку и сегодня особенностью масонства Шведского обряда является сохранение принципа строго послушания и прямое подчинение трёх символических масонских степеней высшим рыцарским, что абсолютно не соответствует основной ландмарке классического масонства.
При инициации в рыцарские градусы перед адептом раскрывают тайный смысл и символику легенды о главном мастере - строителе храма Соломона. Так он узнает, что под именем Хирама Абифа скрывается Жак де Моле -великий магистр ордена тамплиеров, сожженный на костре 18 марта 1314 года по приказу французского короля Филиппа Красивого при согласии римского папы Климента V.
Адепту сообщают, что храм Соломона есть метафора внутреннего святилища человека, т.е. его души. Душа каждого человека нуждается в очищении от страстей и духовной трансформации. Согласно орденской легенде, секрет этой трансформации, наряду с другими древними тайнами, рыцари узнали во время крестовых походов, благодаря тому что центром их дислокации было здание близ церкви Гроба Господня в Иерусалиме, на месте которого некогда располагался храм Соломона. Именно здесь они обнаружили древние иудейские документы и артефакты, принадлежавшие
строителям Храма. Тогда же этот французский орден крестоносцев получил название тамплиеров, или храмовников, так как в переводе с французского «тампль» значит «храм».
С самого начала существования ордена он был окружен таинственностью. «.Эта таинственность подчеркивалась не только покровительством самых знатных особ, но и писателями, например, Вольфрамом фон Эшенбахом, а также светилами церкви, такими как св. Бер-нар. Они способствовали тому, чтобы их образ ассоциировался с романами о Граале, в которых они являются «хранителями» таинственного предмета или сущности, известной под именем Святого Грааля.» [1, С. 38].
Затем «.кандидату рассказывают орденскую легенду о том, что после разгрома ордена во Франции оставшиеся в живых тамплиеры переехали в Шотландию, где «целый отряд беженцев-рыцарей сражался против англичан в битве при Баннокберне, когда шотландцы во главе с Робертом I Брюсом разгромили армию Эдуарда I.» [8, С. 91]. Потомки этих рыцарей, руководимые племянником сожженного великого магистра ордена графа де Божё, «остались верными хранителями тайны тамплиеров, перенеся ее в масонский орден» [8, С. 95].
Доктрина шведского масонства носит специфический характер вследствие заимствования некоторых идей и концепций из метафизики шведского мистика и визионера Эммануила Сведенборга. «Его мистические видения активно использовались шведскими вольными каменщиками в качестве аллегорий для иллюстрации своих религиозных наставлений о космографии рая, о топографии небесного Храма и грядущем Иерусалиме» [4, С. 253].
Ложи Шведского обряда располагаются в отдельных зданиях в различных крупных городах Скандинавии, в основном это ложи Св. Иоанна и Св. Андрея. Только Провинциальная Великая Ложа в Стокгольме является исключением, поскольку в здании этой организации располагаются ложи всех степеней, в том
числе и капитулярных.
Однако многие братства Шведского обряда вообще не имеют собственных зданий для проведения масонских работ, а для своих собраний арендуют помещения у дружественных масонских братств и организаций.
Вступить в ложу не так просто, поскольку кандидат должен иметь рекомендации от двух членов братства, один из которых должен обладать 7-й степенью посвящения, а другой - 3-й степенью. Сам кандидат должен быть христианином-протестантом с хорошей репутацией в возрасте от 24 лет.
Переход из одной степени в другую не является формальным. Масон должен регулярно посещать ложу и участвовать во всех мероприятиях братства. Кроме того, он обязан совершенствоваться как в нравственности, так и в знании масонских доктрин, правил и ритуалов. При соблюдении всех этих условий неофит через несколько лет может продвинуться до степени мастера. Мастер ложи обычно пребывает на своем посту около 6 лет. Высших степеней можно достичь лишь при постоянном повышении своего интеллектуального и духовного уровня и неукоснительном соблюдении масонских правил и норм через 15 или 20 лет своего пребывания в ордене.
Ритуал и доктрина высших степеней со времен герцога Карла Зюдерманландского носит гностический и эзотерический характер, поэтому католическая церковь рассматривает масонство как современную форму гностицизма, т.е. как ересь, и осуждает его. С другой стороны, масоны воспринимают католическую церковь как оплот духовного деспотизма и обскурантизма. Взаимное неприятие католической церковью и масонством друг друга исключает возможность вступления в орден католиков. Государственная лютеранская евангелистская церковь Швеции, напротив, относится к масонству весьма лояльно и многие из её клириков состоят в различных ложах Шведского обряда.
Заключение
Работы по Шведскому уставу ведутся в настоящее время в Швеции, Дании, Норвегии, Исландии, ряде лож Финляндии и Великой земельной ложе Германии.
Библиография:
1. Бейджент М., Ли Р. Храм и ложа: от тамплиеров до масонов. - М.: Эксмо, 2006. - 325 с.
2. Генон Р. Символика креста. - М.: Прогресс-Традиция, 2008. - 704 с.
3. Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима. Кондаков Е.Ю. Архитектура символических степеней в «шведском» и «розенкрейцерском» уставах (на материалах российских масонов XVIII - XIX веков). - URL: https://memphis-
misraim.ru/library/articles/arxitektu ra-simvolicheskix-stepenej/
4. Кузьмишин Е.Л. Масонство / Кузьмишин Е.Л. - М.: Ганга, 2016. - 496 с.
5. Мэнли П. Холл, Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенцкрейцеровской символической философии. - Новосибирск: ВО «Наука», 1993. - 794 с.
6. Морамако М. Масонство в прошлом и настоящем: Пер. с ит. / Вступ. ст. и общ. ред. В.И. Уколовой. - М.: Прогресс, 1989. - 304 с.
7. Перцев В.Н. Немецкое масонство в XVIII веке // Масонство в его прошлом и настоящем: в 2 Т. / Под ред. С.П. Мельгунова и Н.П. Сидорова. - М., 1914-1915 гг. Т. 1
8. Печников Б.А. «Рыцари церкви», кто они?: Очерки об истории и современной деятельности католических орденов. - М.: Политиздат, 1991. - 351 с.
9. Соловьев О.Ф. Масонство в мировой политике XX века. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1998. - 225 с.
10. Ordo ab Chao (Порядок - из хаоса) - изначальные и полные ритуалы первого Верховного совета 33 / Перев. Е.Л. Кузмишина. - М.,
2000 // Библиотека сайта египетского масонства в России [Электронный ресурс] - URL: https://memphismisraim.ru/library/ (дата обращения: 25.12.19).
11. Albert G. Mackey. The Symbolism of Freemasonry. - New York: Public Domain Books, 2009.
- 370p.
12. Wilmshurst W.L. The meaning of masonry.
- New York: Gramercy Books, 1980. - 216 p.
References:
1. Beydzhent M., Li R. (2006) Khram i lozha: ot tampliyerov do masonov [Temple and lodge: from the Templars to the Freemasons]. - M., Yeksmo. -325s. (In Russ.).
2. Genon R. (2008) Simvolizm kresta [Symbolism of the Cross]. - M.: Progress-Tradition. - 704s. (In Russ.).
3. Drevniy i Iznachalnyy Ustav Memfisa-Mitsraima.Kondakov E.Yu. Arkhitektura simvolich-eskikh stepeney v «shvedskom» i «rozenkrey-tserskom» ustavakh(na materialakh rossiyskikh masonov XVIII - XIX vekov [Ancient and Primordial Charter of Memphis-Mitsraim. Kondakov E.Yu. The architecture of symbolic degrees in the «Swedish» and «Rosicrucian» statutes (based on materials from Russian Masons of the 18th - 19th centuries]. https://memphis-misraim.ru/library/articles/arxitektura-simvolicheskix-stepenej/ (In Russ.).
4. Kuzmishin E.L. (2016) Masonstvo [Freemasonry] / Kuzmishin E.L.M.: Ganga, 2016. - 496s. (In Russ.).
5. Manly P. Hall. (1993) Entsiklopedicheskoje izlojenie masonskoj, germeticheskoj, kabbalistich-eskoj i rosenkrejtserovskoj simvolicheskoj filosofii [Encyclopedic presentation of Masonic, Hermetic, Kabbalistic and Rosycross symbolic philosophy]. -Novosibirsk: VO «Nauka». - 794s. (In Russ.) 8. Moramarko M. (1989) Mason (In Russ.).
6. Moramako M. (1989) Masonstvo v proshlom i nastoyashchem: Per.s it. / Vstup. st. i obshch. red. V.I. Ukolovoy [Freemasonry in the past and
present: Translated from it]. - M.: Progress. -304s. (In Russ.).
7. Pertsev V.N. Nemetskoye masonstvo v XVIII veke [German Freemasonry in the 18th century] // Masonstvo v yego proshlom i nastoyashchem: v 2 T. / Pod red. S.P. Mel'gunova i N.P. Sidorova. -M., 1914-1915 gg. T. 1. (In Russ.).
8. Pechnikov B.A. (1991) «Rytsari tserkvi», kto oni?: Ocherki ob istorii i sovremennoy deyatel'no-sti katolicheskikh ordenov[«Knights of the Church», Who Are They ?: Essays on the history and modern activity of Catholic orders]. - M.: Politizdat, 1991. - 351s. (In Russ.).
9. Solovyev O.F. (1998) Masonstvo v mirovoy politike XX veka [Freemasonry in world politics of the XX century]. - M.: «Rossiyskaya politicheskaya yentsiklopediya»(ROSSPEN). - 225s. (In Russ.).
10. Ordo ab Chao (Porjadok iz haosa)-iznatsalnii i polnije rituali pervogo Verhovnogo So-veta 33. [Ordo ab Chao (Order - from chaos) - the original and complete rituals of the first Supreme Council 33] / Perev. E.L. Kuzmishina. - M., 2000 // Library of the site of Yegyptian Freyemasonry in Russia - URL: https://memphis-misraim.ru/library/ (Accessed:25.12.19) (in Engl.).
11. Albert G. Mackey (2009) The Symbolism of Freemasonry. - New York: Public Domain Books. - 370p. (in Engl.).
12. Wilmshurst W.L. (1980) The meaning of masonry. - New York.: Gramercy Books. - 216 p. (in Engl.).