И.А. Журавлева
ФЕНОМЕН САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ THE PHENOMENON OF SELF-PRESENTATION IN INDIVIDUAL PSYCHOLOGY
Аннотация: в данной статье дается описание явления самопрезентации. Раскрываются различные подходы к пониманию изучаемого феномена. Делается попытка сформулировать авторское понимание самопрезентации, а также делается попытка выделить особенности самопрезентации на разных этапах онтогенеза.
Ключевые слова: самопрезентация, личность, самопрезентация личности на разных этапах онтогенеза.
Abstract: this article describes the phenomenon of self-presentation. It reveals different approaches to understanding this phenomenon. The author also makes an attempt to formulate her own understanding of self-presentation as well as identifying the main changes in the characteristics of self-presentation in various stages of ontogenesis.
Keywords: self-presentation, personality, self-presentation of personalite in various stages of ontogenesis.
Возрастная психология и психология личности стремятся к объективному исследованию особенностей развития личности на разных этапах онтогенеза. Изучение самопрезентации личности позволяет проследить развитие личности на разных этапах онтогенеза, а также проследить динамику средств предъявления личности в обществе.
Проблема самопрезентации в Античности
Исследование проблемы самопрезентации и предъявления сторон индивидуальной личностной характеристики, предъявление образа субъекта имеет свои корни в философских идеях, а именно в идеях Платона и Аристотеля. В идеях Платона четко прослеживается интерес к проблемам самовыражения субъекта в образе, в основе которого лежит стремление к самопознанию, самосовершенствованию, причем такое «самопознание достигается субъектом благодаря восприятию его образа другим субъектом, через «отражение» его в этом субъекте, к чему и сводится содержание субъект-субъектного взаимодействия между субъектом-прообразом и субъектом, воспринимающим образ» [17, с. 17]. В контексте данной идеи процесс создания образа субъекта рассматривается с позиции активной, творческой, целенаправленной деятельности отображаемого в образе субъекта, в результате которой создается образ, адекватный своему создателю-прообразу, способствующий его самопроявлению, самопознанию, самосовершенствованию.
В идеях Аристотеля отражается интерес к проблематике, связанной с воздействием образа субъекта на воспринимающих его субъектов, закономерностями восприятия образа субъекта и вытекающими из них возможностями социального влияния посредством образов субъектов. В связи с этим, объектом исследований мыслителей являются образы субъектов, создаваемые не столько с целью адекватного самовыражения, самопознания, самосовершенствования, сколько с целью произвести то или иное определенное впечатление на воспринимающего субъекта и, тем самым, оказать воздействие на его поведение [17, с.18]. Такой образ не обязательно должен быть полностью адекватным отображаемому субъекту.
Самопрезентация как способ выражения образа субъекта
Первым исследователем, в трудах которого получает должное развитие идея самопрезентации, был У. Джемс. Он рассматривал глобальное, личностное Я как двойственное образование, соединяющее в себе Я-сознающее и Я-как-объект, две
© И.А. Журавлева, 2012
стороны одной целостности, всегда существующие одновременно, причем первая из них представляет собой чистый опыт (Я-сознающее), вторая - содержание этого опыта (Я-как-объект) [12, с. 25]. В связи с этим предъявление себя основывается на том, как человек осознает себя и чувствует, не отводя никакой роли социальному окружению.
Самопрезентация как социальная самость
Опираясь на идеи, сформулированные У. Джемсом, Ч. Кули, умело использует понятие самоощущения, социальной самости, для определения феномена самопрезентации и образа Я. Оперируя понятием «самости», Ч. Кули характеризует его как врожденное и инстинктивное, имеющее эгоистическую природу, претендующее на признание в социальной среде и находящее реализацию лишь в социуме. Сталкиваясь с другими людьми, самость не может не быть социальной [5, с. 17]. Ч. Кули определяет ее как «воинственное социальное стремление, старающееся удержать и расширить свое место в общем потоке стремлений» [5, с. 20], всегда по необходимости связанное «с мыслью о других людях». Самопрезентацию человека Ч. Кули связывает с введенным им понятием «зеркальное Я», которое он определял как представление человека о себе самом, которое складывается под влиянием восприятия этого человека другими людьми: «Самопредставление такого рода, очевидно, имеет три основных элемента: образ нашего облика в представлении другого человека, образ его суждения о нашем облике и какое-то самоощущение, например гордость или унижение» [5, с. 29]. Ч. Кули полагает, что основой самопрезентации и поведения личности, полагаемой в обществе, является желаемый социумом образ и паттерн поведения.
Самость — формирующая способность человека
В отличие от Ч. Кули, Дж. Мид рассматривает самость не как врожденное ощущение, а как самосознание человека, то есть формирующуюся способность. Формирование самости происходит благодаря принятию человеком ролей других людей. Это происходит, в частности, в игре или в кооперативных процессах общества. Взаимное приспособление людей, входящих в социальную группу, достигается во многом «благодаря способности людей формировать представления о самих себе как о перцептуальных объектах; причем этот процесс обеспечивается путем принятия ролей других. Каждый человек способен сформировать Я-образ - иными словами, он может представить, как он выглядит в глазах других людей, включенных в данную ситуацию, и проверить, с точки зрения других участников, все, что он собирается делать [10, с. 75].
Самопрезентация как общение
Работая над проблемой общения, Б.Ф. Ломов отмечал, что человек определенным образом презентуя в общении свои индивидуальные характеристики одновременно «цементирует» свои качества и в тоже время развивает самого себя [7, с. 77]. Отводя общению не менее значимую роль, В.Н. Панферов акцентирует внимание в большей степени на функциональной стороне явления, и определяет как «процесс социальной регуляции совместной жизнедеятельности людей средствами информационно-коммуникативного и психологического взаимодействия друг с другом» [11, с. 20]. Содержательно раскрываются функции процесса самопрезентации в пяти стадиях общения при первом контакте незнакомых между собой людей, в котором самовыражение, особенности отношения к партнеру демонстрируются через знаковые атрибуты (одежда, косметика и т.д.), через невербальную коммуникацию, демонстрацию привлекательных черт характера и способностей, обозначение своего статуса [11, с. 99, 121].
Рассматривая проблему самопрезентации в контексте общения, Л.Б. Филонов подчеркивает особую значимость представления своих личностных качеств и проявления их на тех стадиях общения, когда уже накоплена определенная информация об общих интересах, образованы опорные точки общения, возникает потребность в демонстрации определенного типа отношения, потребность совершить свой
уникальный и неповторимый выбор, предъявить социуму свою личность. Самопрезентация возникает в стремлении «...создать о себе такое впечатление, которое порождало бы необходимые отношения как благоприятные условия для достижения поставленных целей» [15, с. 49].
Самопрезентация как способ управления впечатлением
Наряду с Дж. Мидом, отводящим значимую роль социальной среде в самопрезентации личности, Э. Гоффман отмечает, что человек в процессе социального взаимодействия способен не только смотреть на себя глазами партнера, но и корректировать собственное поведение в соответствии с ожиданиями другого, чтобы создать наиболее благоприятное впечатление о себе и достичь наибольшей выгоды от этого взаимодействия [2, с. 17]. Согласно идеям Э. Гоффмана, независимо от конкретного намерения, индивид заинтересован в том, чтобы контролировать поведение других. Индивид может воздействовать на это «определение ситуации», подавая себя таким образом, чтобы окружающие добровольно действовали в соответствии с его собственными планами, проявлять необходимую человеку сторону личности. Развивая основные положения гоффманского подхода, М. Снайдер предположил, что некоторые люди управляют впечатлением о себе, в то время как другие не делают этого, а также -на свое внутреннее (реальное) «Я», другие - на то впечатление, которое они создают у окружающих (люди склонные к самомониторингу).
Д. Майерс указывает на то, что человек постоянно управляет впечатлением, которое создает. Управление впечатлением осуществляется при помощи самопрезентации, которая понимается как «акт самовыражения и поведения, направленный на то, что бы создать благоприятное впечатление о себе или впечатление соответствующее чьим-либо идеалам» [8, с. 96]. Личность выражает собственное самоопределение, показывает себя как определенный тип, поддерживает собственную самооценку и подтверждает свой образ «Я», тем самым учится управлять производимым впечатлением. Сознательная самопрезентация - это образ жизни и в тоже время - это одна из сторон личности.
Самопрезентация как самоподача
В.М. Шепель определяет самопрезентацию как «умение подавать себя, привлекая к себе внимание, актуализируя интерес людей к каким-то своим видео-, аудиокачествам» [16, с. 150]. Подтверждая идеи В.М. Шепеля, Ю.С. Крижанская и В.П. Третьяков самопрезентацию рассматривают как перцептивную сторону общения, при этом ими используется термин «самоподача», под которым понимается как «способность живого объекта восприятия вмешиваться в процесс формирования своего образа у собеседников» [4, с. 64]. Подчеркивая направленность процесса самопрезентации на формирование образа, авторы отмечают, что самоподача заключается в умении (в большинстве случаев неосознаваемом) направить восприятие партнера по определенному пути. Основой самопрезентаци является интуитивное знание об основных способах социального восприятия. Ю.С. Крижанская и В.П. Третьяков приводят классификацию видов самопрезентационного поведения, выделяя: самоподачу превосходства; самоподачу привлекательности; самоподачу отношения; самоподачу актуального состояния, а также самоподачу причин поведения [4, с. 65-75]. Основанием классификации является выделение основных целей, мотивов, определяющих самопрезентационное поведение человека.
Самопрезентация как представление желаемого образа аудитории
Е.А. Петрова, соглашаясь с мнением С. Шленкера, считает, что самопрезентация относится к стремлению человека представить желаемый образ как для аудитории вне (другие люди), так и для аудитории внутри (самого себя). Тем самым человек учится управлять впечатлениями, которые производит. Он выражает свое самоопределение («самоопределяется»), показывая себя как определенный тип человека [13, с. 45].
Согласно идеям Е.А. Петровой, первостепенная цель презентации - убедить аудиторию действовать в нужном направлении, побудить людей ответить на сообщение на основании психосемиотической компетентности и визуально-коммуникативной рефлексии. Таким образом, были выявлены три основные стратегии самоподачи образа «Я» в общении: самопрезентация - целенаправленное формирование субъектом максимально привлекательного образа; самораскрытие -приближение демонстрируемого образа себя к Я-реальному; самомаскировка -сокрытие своих истинных способностей от партнера по общению [13, с. 111]. Продолжая, Е.М. Кыштымова выявила, что качества человека, предъявляющего свой образ, влияют на характеристики этого образа - выбора семантики и синтаксиса знаков, которые должны быть адекватны внутреннему содержанию, психологическим особенностям личности, и отражать потребности, эмоциональные и интеллектуальные характеристики аудитории, в которой будет представлен образ[6, с. 155-159].
Самопрезентация как манипуляция
Е.Л. Доценко рассматривает управление образами как один из видов манипуляции. Манипуляция в данном случае рассматривается как вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями [3, с. 39]. Реализуя манипуляцию в самопрезентации человек сознательно создает необходимый образ социальной аудитории для достижения поставленных целей, которые оформлены в иерархии мотивов.
Самопрезентация как деятельность по созданию имиджа
Основной способ предъявления имиджа - самопрезентация. Е.Б. Перелыгина называет самопрезентацию деятельностью, направленной на создание имиджа. «Наши действия часто являются стратегическими. В надежде произвести хорошее впечатление, мы тратим миллионы на косметику и разного рода диеты. Так же как политики, мы отслеживаем у других поведение и ожидания по нашему поводу и ведем себя соответствующим образом. Отношение к собственному имиджу во многом управляет нашим поведением» [12, с. 64]. При этом, самопрезентация является не единственным механизмом, используемым для создания имиджа. В процессе самопрезентации не все люди ставят цель создать у других образ своего Я, идентичный своему идеальному Я. Чаще всего они руководствуются более «реалистичной» программой, выдвигая в качестве цели самопрезентации некий символический образ себя для других.
Самопрезентация как одна из форм активности личности
В работах О.А. Пикулевой, самопрезентация рассматривается как «деятельность (активность), как процесс, как поведение, как способ и как способность» [14, с. 87]. Самопрезентация рассматривается как в различной мере осознаваемое и постоянно осуществляемое в межличностном взаимодействии предъявление Я - информации в вербальном и невербальном поведении субъекта взаимодействия с учетом специфики социальной ситуации. О.А. Пикулева отмечает, что социальная ситуация в самопрезентационном поведении является ролевой и субъект самопрезентации имеет определенные самопрезентационные сценарии - поведенческие паттерны к определенным ролям. В основе таких сценариев лежат определенные установки, обусловленные личностными особенностями и ролевыми ожиданиями, а так же насколько значима и знакома социальная ситуация для человека [14, с. 87-88].
Самопрезентация как предъявление индивидуальных личностных характеристик обществу
Определяя самопрезентацию как сознательную активность человека, Н.Е. Веракса уточняет понимание этого явления, характеризуя как «полагание»
индивидуальных личностных характеристик социуму в ситуации неопределенности. Привнося в понимание самопрезентации индивидуальность, это явление еще более наполняется и насыщается, характеризует его со стороны неповторимости, уникальности свойств человека. Б.Г. Ананьев отмечал, что личность является «вершиной» структуры психологических свойств, а индивидуальность - «глубиной» личности. В то время как В.С. Мерлин определяет целостную характеристику индивидуальных свойств человека как интегральную индивидуальность [9, с. 22.] Интегральная индивидуальность отражает определенную иерархию, взаимосвязь свойств личности, индивидуально неповторимое сочетание свойств личности. Уникальное сочетание индивидуальных личностных характеристик определяют самопрезентацию человека, изменяясь с «возникновением новых связей между индивидуальными свойствами» [9, с. 153]. В.С. Мерлин отмечает, что в новообразованиях личности, характерных для определенных возрастов, выделяются относительно независимые симптомокомплексы, причем с годами они все более дифференцируются и их количество увеличивается [9, с. 158].
Самопрезентация на разных этапах онтогенеза
В процессе самопрезентации, как формы активности личности, человек демонстрирует и проявляет свои особенности. На разных этапах онтогенеза предъявляемые личностные особенности изменяются в связи с развитием самой личности. Впервые особенности самопрезентации, как личностного феномена, мы можем наблюдать на этапе первого рождения личности, когда формируется первый личностный механизм - «соподчинение мотивов», который приходится на дошкольный возраст. Именно в этом возрасте можно наблюдать сознательное социальное поведение, в котором ребенок отстаивает свои интересы, любимые занятия, свои игрушки не всегда социально приемлемым поведением. В младшем школьном возрасте ребенок притязает на признание в учебной деятельности, самопрезентируется, представляя себя представителем той или иной профессии. В подростковом возрасте, когда должным образом развивается рефлексия, являясь важным личностным образованием, человек самопрезентируется во взаимодействии с обществом, притязая на признание референтной группы. В юношеском возрасте самопрезентируются, притязая на уникальность личности в интимных взаимоотношениях, в профессиональной сфере. В зрелом возрасте можно наблюдать изменение самопрезентации в смещении со внешне значимых особенностей на внутреннезначимые, на духовное развитие, когда человек наиболее сильно развивает «глубину» личности. В пожилом возрасте, несмотря на парадоксальность звучания, человек, на наш взгляд, также самопрезентируется в проявлении мудрости, отражая, сохраняя и передавая свой жизненный опыт. Таким образом, самопрезентацию личности можно наблюдать с первого рождения личности в дошкольном возрасте и на всех дальнейших этапах онтогенеза. На каждом этапе онтогенеза особенности и специфика самопрезентации изменяются.
Проведенное исследование феномена самопрезентации в психологии позволяет нам определить его как: 1. одну из форм активности личности; 2. явление, которое можно объективно наблюдать; 3. как личностный феномен, проявляющийся во взаимодействии с обществом, в процессе которого проявляются индивидуальные личностные характеристики.
Литература
1. Бодалев А.А., Васина Н.В. Познание человека человеком. - Санкт-Петербург, 2005 . - 322 с.
2. Гоффман Э. Представление себя другим в повседневной жизни. - М., 2000. -
304 с.
3. Доценко Е.Л. Манипулятивные технологии // Реклама: внушение и манипуляция. - Самара, 2007. - С. 637-703.
4. Крижановская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - Л., 1990. - 204 с.
5. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. - М., 2000. - 312 с.
6. Кыштымова ЕМ. Психосемиотические основания создания и функционирования индивидуального образа. Имиджелогия - 2006: актуальные проблемы социального имиджмейкинга: Материалы четвертого международного симпозиума по имиджелогии / Под ред. Е.А. Петровой. - М., 2006. - С. 155-159.
7. Ломов Б.Ф. Человек и техника. - Л.,1963. - 464 с.
8. Майерс Д. Социальная психология // Перев. с англ. - СПб., 2007. - 794 с.
9. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. - М., Воронеж, 2005. - 544 с.
10. Мид Дж. Избранное: Сб. переводов // Сост. и переводчик В.Г.Николаев. Отв. ред. Д.В. Ефременко. - М., 2009. - 290 с.
11. Панферов В.Н. Психология человека: Душа и тело. Организм и психика. Функции психики. Структура психики. - 2.изд. - СПб., 2002. - 252 с.
12. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. - М., 2002. - 223 с.
13. Петрова Е.А. Визуальная психосемиотика общения. - М., 2001. - 245 с.
14. Пикулева О.А. К вопросу о содержании самопрезентации: тактики и стратегии. Имиджелогия - 2005: Материалы третьего международного симпозиума по имиджелогии // Под ред. Е.А. Петровой. - М., 2005. - С. 87-88.
15. Филонов Л.Б. Психологические условия повышения эффективности обучения в педвузе. - М., 1992. - 125 с.
16. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. - Москва, 1997. - 166
с.
17. Яндарова С.В. Имидж личности: содержание, функции и мотивации построения: дис. канд. психол. наук: 19.00.01. - М., 2006. - 196 с.
Т.И. Зиновьева А.В. Богданова
ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ: ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
TEACHING PUPILS INTONATION EXPRESSIVENESS IN THEIR DIALOGUE SPEAKING: THE WAYS OF SOLVING THE PROBLEM
Аннотация: в статье представлена концепция авторской методики развития интонационной выразительности диалогической речи учащихся, описана программа опытного обучения.
Ключевые слова: диалог, интонация, интонационные и диалогические умения, интонационная выразительность диалогической речи.
Abstract: the article represents the concept of the author's methodology in developing pupils' intonation expressiveness of their dialogue speaking and the programme of experimental training is described.
Keywords: dialogue, intonation, intonation and dialogical skills, intonation expressiveness of dialogue speaking.
В настоящее время особую значимость в начальном обучении приобретает вопрос развития диалогических умений учащихся, совершенствования интонационной стороны речи, что обеспечивает эффективность процесса общения (Т.И. Зиновьева,
© Т.И. Зиновьева, А.В. Богданова, 2012