Научная статья на тему 'Феномен российского патриотизма: социально-философский анализ'

Феномен российского патриотизма: социально-философский анализ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1673
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКИЙ ПАТРИОТИЗМ / КОНЦЕПЦИИ ПАТРИОТИЗМА / ТИПЫ ПАТРИОТИЗМА / ФУНКЦИИ ПАТРИОТИЗМА / ДЕИДЕОЛОГИЗАЦИЯ / РУСОФОБИЯ / RUSSIAN PATRIOTISM / CONCEPTS OF PATRIOTISM / TYPES OF PATRIOTISM / FUNCTIONS OF PATRIOTISM / DEIDEOLOGIZATION / RUSSOPHOBIA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Стрелецкий Яков Ильич, Сидоренко Наталия Сергеевна

В статье феномен российского патриотизма анализируется в соответствии с его значимыми аспектами. Исторический аспект анализа отражает основные временные вехи его зарождения и развития от древнерусских мыслителей через отечественные литературные памятники и философско-религиозные трактаты, философию русского Просвещения, Серебряного века и до отечественного марксизма и русского зарубежья. Концептуальный аспект представляет спектр различных точек зрения отечественных исследователей на природу и содержание российского патриотизма, при этом анализируются психологическая, социологическая, аксиологическая, этатическая и персоналистская концепции. Сущностный аспект позволяет дать определение патриотизма, а также выявить его содержание, которое представлено уровнями (личностный и общественный) и элементами (патриотическое сознание, патриотическое отношение и патриотическая деятельность) патриотизма. Типологический аспект патриотизма предполагает его классификацию на государственный, российский общенародный, национальный, местный, гражданский, аффективный и фальшивый патриотизм. Функциональный дискурс патриотизма анализирует его следующие функции: воспитательную, консолидирующую и охранительную. При этом дана критическая оценка определения функций патриотизма отдельными отечественными исследователями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The phenomenon of Russian patriotism: social and philosophical analysis

The phenomenon of Russian patriotism is examined in accordance with its relevant aspects. The historical aspect of the analysis reflects the main milestones in its origin and development from Old Russian thinkers through domestic literary works and philosophical religious essays, philosophy of Russian Enlightenment, Silver Age to domestic Marxism and Russian expatriate philosophy. The conceptual aspect represents a range of different points of view of domestic researchers on nature and content of Russian patriotism. At the same time, the psychological, sociological, axiological, etatist, and personalistic concepts are analyzed. The essential aspect defines patriotism and determines its levels (personal and public) and elements (patriotic conscience, patriotic attitude and patriotic activity). The typological aspect of patriotism classifies it as state, Russian nation-wide, national, local, civil, emotional and false patriotism. Functional discourse of patriotism analyzes its following functions: educational, henotic and protective ones. Besides, functions of patriotism are criticized by domestic researchers.

Текст научной работы на тему «Феномен российского патриотизма: социально-философский анализ»

УДК 1+316:37.035.6(470+571)

https://doi.org/10.24158/fik.2018.6.2

Стрелецкий Яков Ильич

Streletsky Yakov Ilyich

кандидат философских наук, профессор 101-й кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова

Сидоренко Наталия Сергеевна

PhD, Professor, The 101st Department of Humanities, Social and Economic Sciences, Krasnodar Air Force Institute for Pilots

Sidorenko Natalia Sergeevna

кандидат философских наук, преподаватель 101-й кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова

ФЕНОМЕН РОССИЙСКОГО ПАТРИОТИЗМА:

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

PhD, Lecturer, The 101st Department of Humanities, Social and Economic Sciences, Krasnodar Air Force Institute for Pilots

THE PHENOMENON OF RUSSIAN PATRIOTISM: SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ANALYSIS

Аннотация:

В статье феномен российского патриотизма анализируется в соответствии с его значимыми аспектами. Исторический аспект анализа отражает основные временные вехи его зарождения и развития - от древнерусских мыслителей через отечественные литературные памятники и философско-религиозные трактаты, философию русского Просвещения, Серебряного века и до отечественного марксизма и русского зарубежья. Концептуальный аспект представляет спектр различных точек зрения отечественных исследователей на природу и содержание российского патриотизма, при этом анализируются психологическая, социологическая, аксиологическая, этатическая и персо-налистская концепции. Сущностный аспект позволяет дать определение патриотизма, а также выявить его содержание, которое представлено уровнями (личностный и общественный) и элементами (патриотическое сознание, патриотическое отношение и патриотическая деятельность) патриотизма. Типологический аспект патриотизма предполагает его классификацию на государственный, российский общенародный, национальный, местный, гражданский, аффективный и фальшивый патриотизм. Функциональный дискурс патриотизма анализирует его следующие функции: воспитательную, консолидирующую и охранительную. При этом дана критическая оценка определения функций патриотизма отдельными отечественными исследователями.

Summary:

The phenomenon of Russian patriotism is examined in accordance with its relevant aspects. The historical aspect of the analysis reflects the main milestones in its origin and development from Old Russian thinkers through domestic literary works and philosophical religious essays, philosophy of Russian Enlightenment, Silver Age to domestic Marxism and Russian expatriate philosophy. The conceptual aspect represents a range of different points of view of domestic researchers on nature and content of Russian patriotism. At the same time, the psychological, sociological, axiological, etatist, and personalistic concepts are analyzed. The essential aspect defines patriotism and determines its levels (personal and public) and elements (patriotic conscience, patriotic attitude and patriotic activity). The typological aspect of patriotism classifies it as state, Russian nationwide, national, local, civil, emotional and false patriotism. Functional discourse of patriotism analyzes its following functions: educational, henotic and protective ones. Besides, functions of patriotism are criticized by domestic researchers.

Ключевые слова:

российский патриотизм, концепции патриотизма, типы патриотизма, функции патриотизма, деидеологизация, русофобия.

Keywords:

Russian patriotism, concepts of patriotism, types of patriotism, functions of patriotism, deideologization, Russophobia.

У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма.

В. Путин [1]

Проблема патриотизма - одна из древнейших в мировой истории. Трудно найти страну, народ и даже цивилизацию, которые не любили бы свое родовое гнездо, не стремились его со-

хранить и защитить. Более того, в историко-социальном процессе четко прослеживается следующая закономерность: чем реальнее угроза, тем патриотизм проявляется ярче, полнее, всестороннее. В роковую минуту он становится духовным оружием народа в борьбе за свои самобытность, свободу и существование. История России - лучшее тому подтверждение: без идеи патриотизма население огромного государства не стало бы единым народом, выдержавшим все испытания, которые выпали на его долю.

В XXI в. Россия столкнулась с новыми угрозами, которые без преувеличения стали для нее судьбоносными. Запад во главе с США, попирая нормы международного права и общечеловеческой морали, пытается с позиции силы навязать России роль «младшего партнера», которым можно пренебречь, которого можно унизить, которого можно игнорировать. В этих условиях идея патриотизма, которая в «лихие 1990-е» усилиями сторонников концепции деидеологизации была предана остракизму, вновь стала востребованной, причем одновременно с двух сторон: «снизу» - несметные ряды народных «Бессмертных полков» и «сверху» - соответствующая реакция «партии и правительства» [2].

Новый виток патриотизма в России - явление, безусловно, прогрессивное, благородное, ценное. Но для практической реализации патриотической идеи полагаем необходимым проанализировать феномен патриотизма в его основных аспектах: историческом, концептуальном, сущностном, типологическом и функциональном.

Исторический аспект анализа патриотизма предполагает попытку «оглянуться назад» и освежить в памяти те исторические вехи, которыми отмечены искания творцов отечественной духовной культуры в этой сфере.

Древнерусские мыслители отразили свои патриотические чувства и взгляды в летописях, песнях, в литературном памятнике «Слово о полку Игореве», в философско-религиозных трактатах «Слово о законе и благодати» Илариона, «Поучении» Владимира Мономаха. Последний, например, стараясь объединить усилия русских князей в борьбе с внешними врагами, ратуя за национальное единство, взывал к соратникам: «Пошто губим русскую землю, сами же себе делая котору, половцы землю нашу несут розну и радуются, когда между нами встает рать. Будем едины сердцем и соблюдем Русскую землю» [3].

Философия русского Просвещения XVIII в. открыла новый этап в формировании патриотической идеи - она наполнила ее все более светским содержанием: служение Отечеству. Эта идея транзитом проходит через Табели о рангах, через труды и дела «ученой дружины» Петра I, равно как и в его обращении к войску перед Полтавской битвой: «вы сражаетесь не за Петра, а за государство, Петру врученное».

Философия Просвещения сделала еще один качественный скачок в содержании патриотической идеи - наполнила ее подлинным гуманизмом. У М.В. Ломоносова патриот - это образованный человек, усилия которого направлены на служение Отечеству; у Н.И. Новикова - «чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему Отечеству»; у А.Н. Радищева - «истинный сын Отечества и истинный человек - одно и то же».

Одновременно русская патриотическая мысль развивалась и крепла в борьбе с космополитизмом. Так, известный российский ученый А.С. Кайсаров, выступая с «Речью о любви к отечеству», говорил: «Тщетно лживые мудрецы старались осмеивать любовь к отечеству... Как могли они представить, что, не любя своих кровных, можно любить чуждых? Проклята да будет ненавистная мысль, что там отечество, где хорошо! Вне отечества нет жизни!» [4, с. 21]. Эта мысль - лозунг, особенно актуальный в наши дни.

Коренной переворот в содержании патриотической идеи осуществлен философией марксизма, методологическим признаком которой является классовый подход к анализу всех общественных явлений и процессов. Вторым, но уже политическим методологическим принципом стал тезис о том, что социалистическая революция победит во всемирном масштабе. Исходя из этих положений, русский марксист Г.В. Плеханов писал: «идея отечества, объединяющего в одно солидарное. целое все классы общества, по необходимости должна уступить место. идее солидарности революционного человечества, т. е. "пролетариев всех стран". И чем шире делается могучая река. рабочего движения, тем дальше отступает психология патриотизма перед психологией интернационализма» [5, с. 94-95].

Проблема патриотизма нашла свое наиболее полное и глубокое раскрытие в творчестве известного философа русского зарубежья И.А. Ильина. Его концепция патриотизма отличается глубиной философского анализа, пронизана духовностью Божественной благодати, основана на общечеловеческой нравственности и оригинальна по своей национальной форме. Отметим основные положения этой концепции:

- обоснование неизбежности патриотизма,

- понимание сущности Родины,

- дифференциация уровней патриотизма,

- осмысление силы патриотизма и возможности его достижения,

- обличение и осуждение противников патриотизма,

- выяснение проблемы обретения Родины или того, что значит быть патриотом [6].

Концептуальный аспект анализа патриотизма отражает спектр различных точек зрения отечественных исследователей на его природу и содержание. В современной научной литературе по проблеме патриотизма плюрализм его трактовки объясняется как сложностью самого объекта исследования, так и субъективными позициями ученых. Не отвлекаясь на анализ этих факторов, выделим основные современные концепции российского патриотизма. При этом методологической основой их классификации определены субъектно-объектные отношения - кто или что является источником, носителем и целью патриотизма.

1. Психологическая концепция (М.П. Бузский, А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев) определяет патриотизм в первую очередь как возвышенное чувство любви к Родине, когда «и дым Отечества нам сладок и приятен». Данное чувство, субъективное по своей форме, имеет вполне объективную основу - отчий дом, край родной, любимые с детства земля, леса и облака.

Представители этой концепции также трактуют патриотизм как естественное чувство самосохранения человека в минуту опасности, как стремление отыскать поддержку, опору, получить помощь родных и близких. Третье определение патриотизма в рамках данной концепции - чувство, взаимная солидарность с согражданами, коллективизм, взаимопомощь и сочувствие. Но в этих благородных чувствах таится и опасность. «Инстинкт» Родины, любовь к своим нередко перерастает в национализм, шовинизм, чем так богата история, в том числе и новейшая.

2. Социологическая концепция. Ее представители (В.И. Лутовинов, С.А. Тюшкевич, С.Ю. Иванова) трактуют патриотизм как социальное явление, главным образом практически-предметного характера. Последний реализуется в конкретных делах на благо Отечества, которые являются не только условием и содержанием патриотизма, но, главное, его критерием: одних слов мало, необходимы реальные поступки во имя Родины.

3. Аксиологическая концепция в своей основе имеет категорию ценности: что защищаем, к чему стремимся, какова цель, в чем состоит наша миссия? Содержание этой концепции обусловлено рядом социальных факторов. Во-первых, задачами, которые стоят перед государством, обществом и народом: защита Родины, освобождение от захватчиков, труд на благо Отечества. Во-вторых, степенью, глубиной осознания народом этих задач, актом перевода конкретного социального процесса (войны, революции, восстановление народного хозяйства, освоение новых земель и развитие страны) из состояния «для них» в состояние «для нас, для меня». В-третьих, ролью и местом правящей элиты в решении тех задач, которые являются содержанием национальной идеи, общественным авторитетом лидеров, зовущих на подвиг.

4. Этатическая концепция (от фр. ëtаt - 'государство') своим объектом патриотизма предполагает государство. Сторонники «государственного патриотизма» (Г.А. Зюганов, В.К. Левашов, И.В. Павловский) полагают, что только государство должно и может обеспечить гражданам условия и создать предпосылки для проявления массового патриотизма. Правда, роль общественных организаций здесь не отрицается, но они играют второстепенную роль, находятся под контролем государства.

Определение сущности российского патриотизма - главная задача данной публикации. Начнем с определения понятия. Патриотизм (от греч. ра^э - 'родина', 'отечество') - любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам («Философский энциклопедический словарь» под редакцией И.Ф. Ильичева).

Следующий шаг в анализе сущности патриотизма - выявление его содержания, которое может быть представлено по двум основаниям. Первое отражает уровни патриотизма, а второе -его основные элементы. Отечественными исследователями выделяются два уровня патриотизма - личностный и общественный [7]. В свою очередь, личностный характеризуется следующими гранями, «срезами»:

- Патриотизм есть индивидуальное, глубоко «свое», внутреннее, даже интимное чувство.

- Патриотизм - это выход за пределы собственного «я», осознание его неразрывного единства с большим «мы»: обществом, страной, ее прошлым и настоящим, готовность к подвигу во имя Родины - это мировоззрение.

- Патриотизм - это нравственный императив личности: «только так, иначе не могу». Расставаясь с отцом перед командировкой в Сирию, Роман Филипов сказал отцу: «Я в плен не сдамся» [8]. И не сдался. Значит, патриотизм - это и результат воспитания в семье, школе, обществе.

Патриотизм на общественном, на макроуровне - это часть общественного сознания. Она проявляется в отношении народа к самому себе, в тех чувствах, настроениях, оценках, которыми он характеризует историю своей страны, ее настоящее и будущее. Другими словами, это патриотизм масс.

Основными структурными элементами российского патриотизма являются следующие: патриотическое сознание, патриотическое отношение и патриотическая деятельность. Патриотическое сознание - это чувства и мысли отдельной личности, социальной группы или общества в целом, отражающие любовь к Отечеству, готовность защищать свою Родину, свой народ, свою страну. Патриотическое сознание выступает побудительным мотивом, духовным порывом к героическому подвигу, к практическому патриотическому действию.

Патриотические отношения отражают связь личности или общества как субъектов патриотизма с его объектом - Родиной. Именно характер и содержание этих отношений определяют степень трансформации патриотического сознания в реальные патриотические поступки.

Патриотическая деятельность - это материализация патриотического сознания и патриотического отношения в конкретную патриотическую практику. Последняя, как известно, является критерием истины, причем абсолютным. Поэтому нет иного способа проверить «градус» патриотического накала, кроме как наблюдать за поведением человека. Причем не только в минуту смертельной опасности, например в бою, но и в мирное время, когда гражданин, предвидя опасные для себя последствия, не колеблется вместе с «генеральной линией», а смело отстаивает свою позицию для пользы общего дела, во благо Родины.

Типологический аспект патриотизма предполагает его классификацию по разным основаниям: социально-политическому, социально-психологическому, этническому и территориальному. В соответствии с этим можно обозначить следующие типы патриотизма.

1. Государственный патриотизм. Его субъектом является государство, которое одновременно выступает приоритетом в системе общественных ценностей. Идеологическую основу государственного патриотизма составляют следующие принципы: державности, соборности и законности.

2. Российский общенародный патриотизм основан на чувствах и идеях единства народа, общности его истории, духовных основ, общности настоящего и надежд на будущее. Россия - родной дом (Родина) для всех населяющих ее просторы наций и народностей, которые только и могли существовать и развиваться в едином Отечестве. Его социальным стержнем выступает русский народ. Он выполнял миссию не только собирателя, но и охранителя других этносов и территорий.

3. Гражданский патриотизм основан на любви к большой Родине. Это любовь, при которой человек, по И.А. Ильину, «сливается с нею чувством, и волею, и жизнью», с одной стороны, и способен «верно ощутить свою духовную жизнь и духовную жизнь своего народа» [9], с другой.

4. Аффективный патриотизм - явление из сферы социальной патологии. Это эмоциональный групповой психоз, когда рациональная область сознания «загнана в угол», а преобладают чувства восхищения «своим» и ненависти, страха к «чужим». Так, например, украинские националисты-радикалы при попустительстве (если не поощрении) власти громят по стране, и особенно в Киеве, офисы русскоязычных СМИ, отделения российских банков, здания «Россотруд-ничества», топчут и жгут государственный флаг России (февраль 2018 г.), при этом «демократический» Запад демонстративно не замечает происходящего.

5. Фальшивый патриотизм говорит сам за себя - он ложный, неискренний, показной, рассчитан на публику, на саморекламу. Другими словами, это своего рода пиар-кампания, причем не только дня сегодняшнего. В XIX в. этот тип патриотизма с подачи В.Г. Белинского получил звонкое название «квасного». Вариантом фальшивого патриотизма является позиция некоторых российских олигархов, которые в страхе за свои вклады в западные банки спешно и «добровольно» возвращают их в Россию. При этом эти «патриотические дела» получают самую широкую огласку в ряде СМИ.

6. Национальный (русский, татарский, башкирский и др.) патриотизм имеет два основания - материальное и духовное. Первое - это общая территория (родовое гнездо) и второе -общая история и культура: язык, традиции, обычаи, религия и даже менталитет.

7. Местный, региональный патриотизм опирается на понятие своей малой родины - родной земли, отчего дома, семьи и близких, национальной культуры. Другими словами, этот патриотизм «генетический», но не только в природно-биологическом, но и в социально-историческом аспектах. Причем последний высвечивается своими разными гранями. Дело в том, что армяне уже несколько поколений живущие в России, не забывают родовое гнездо своих предков - Армению и гордятся ее героями. Селение Хачисар Карабахской области подарило Советскому Союзу сразу двух полководцев Великой Отечественной войны - маршала И. Баграмяна и маршала А. Бабаджаняна, а также 12 генералов и семь Героев Советского Союза [10]. Какой это патриотизм: местный, региональный или общенародный? Видимо, и тот, и другой, что свидетельствует: нет четкой границы между разными типами патриотизма - они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Определение функции российского патриотизма - необходимый и заключительный шаг анализа исследуемого феномена. В отечественной литературе выделяются, например, семь его функций - от отстаивания национальных интересов и обеспечения национальной безопасности до социокультурной идентификации и поиска национальной идеи [11]. Здесь, думается, эти функции в одном аспекте расширены, а в другом - заужены. Поэтому представляется, что основными сущностными функциями патриотизма являются следующие.

1. Воспитательная, которая в современных условиях является главной, определяющей, стержневой. Это обусловлено тем, что в образовавшийся в российском обществе идейный вакуум как следствие отмены «красной идеологии» хлынули потоки исторически и ментально чуждых нам идей и принципов «демократии» - от уродливого прагматизма и развращающего личность гедонизма до психологии индивидуализма и потребительства. Реакция, пусть запоздалая, но последовала, причем со стороны как власти, так и научного сообщества. Появились публикации, авторы которых убедительно доказали: так больше продолжаться не может, если мы хотим

сохранить наш общий дом - Россию; необходимы реальные шаги по духовному возрождению общества, по патриотическому воспитанию молодежи, в том числе и армейской [12].

2. Консолидирующая, призывающая к единению российского народа, сохранению общего дома - нашего Отечества. При этом фундаментом этого дома был, есть и будет русский народ. Отсюда появившаяся в печати идея о «российской нации» только на первый взгляд привлекательна и перспективна. В действительности она ненаучна, антиисторична и реакционна, так как ее авторы - вольно или невольно - пытаются этот фундамент размыть, ослабить, если не разрушить.

3. Охранительная, проявляющаяся в двух взаимосвязанных аспектах - внутреннем и внешнем. Первый отражает потребность сохранения и укрепления российской патриотической идеи, ее защиты от фарисеев, которые, опираясь на свои возможности, не укрепляют, а раскачивают общий фундамент патриотизма - отечественную историю. И санкционированная «сверху» акция - установка памятной доски в самом центре Петербурга финскому маршалу Маннергейму - позорная попытка стереть в национальной памяти историческую правду. А она неопровержима - этот барон отдавал приказы топить огнем артиллерии наши автомобили, прорывающиеся по «дороге жизни» в осажденный Ленинград, топить наши баржи с больными и голодными детьми. Второй аспект этой функции российского патриотизма состоит в необходимости активной и целенаправленной идеологической борьбы с клеветниками на Россию из-за рубежа, которые открыто объявили нашу страну «врагом цивилизации» и смертельной опасностью вселенского масштаба.

В зарубежной литературе не принято анализировать понятие патриотизма. Если это и происходит, то его заменяют другим понятием - «национализм». И здесь можно выделить следующую тенденцию: мыслители не дают философского анализа патриотизма, а переводят его в сферу социологии или политологии, рассматривая, как правило, с позиции прагматизма. Например, американский профессор К. Хайес исследует национализм, трактуемый как патриотизм, ограничиваясь его социально-политическим аспектом, без философской основы [13]. С этих же методологических позиций исследует патриотизм, трактуемый как национализм, британский политолог и социолог Б. Андерсон, который определяет патриотизм-национализм как любовь к Родине, бескорыстие нации, в основе которых лежит подсознательное ощущение общности судеб и языка [14].

Интерес представляют и дискуссии в современной зарубежной философской литературе о феномене американского патриотизма, утрату которого провозгласил С. Хантингтон [15]. Отталкиваясь от невозможности усвоения протестантских ценностей мигрантами, исследователь констатирует утрату американцами своего историко-культурного стержня.

Итак, предпринятый анализ патриотизма дает достаточное основание для следующих выводов. Во-первых, патриотизм - сложное, многогранное по своему содержанию и богатое, даже яркое по своей форме социальное явление. Во-вторых, сущность патриотизма устойчива, а содержание динамично, исторически обусловлено конкретными социальными процессами и трактуется весьма различно. В-третьих, чтобы в современных условиях решить судьбоносные для нашей страны и нашего народа задачи, необходимо не только охранять патриотизм, но и развивать и совершенствовать его, целенаправленно прививать с самого детства.

Ссылки:

1. Латухина К. Советы лидерам // Российская газета. 2016. № 6890 (22). 3 февр.

2. См.: О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы» : постановление Правительства России от 30 дек. 2015 г. № 1493 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. 11 янв. № 2 (часть Г). Ст. 368.

3. Цит. по: Хрестоматия по русской военной истории / сост. Л.Г. Бескровный. М., 1947. 640 с.

4. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга. Саратов, 1993. 320 с.

5. Плеханов Г.В. Патриотизм и социализм // Плеханов Г.В. Избранные философские произведения : в 5 т. Т. 3. М., 1957. С. 89-99.

6. Подробнее см.: Лутовинов В.И. Философско-духовная концепция патриотизма И.А. Ильина // Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях : учеб. пособие / под общ. ред. А.К. Быкова и В.И. Лу-товинова. М., 2010. С. 69-75.

7. См.: Быков А.К., Лутовинов В.И. Патриотизм и Отечество: сущностная характеристика // Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях. С. 85-93.

8. Уланова Т. Роман с небом // Аргументы и факты. 2018. № 7. С. 22.

9. Ильин И.А. Путь духовного обновления. М., 2011. 1216 с.

10. Барсегян М., Косорукова М. Армянский самородок // Загадки истории. 2018. № 6. С. 18-19.

11. См.: Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Функции российского патриотизма в условиях глобального мира // Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях. С. 99-105.

12. См.: Липатников А.Г., Григорьев В.Н. О научных подходах к формированию государственной политики в области патриотического воспитания молодежи // Военная мысль. 2017. № 8. С. 46-58 ; Ростовцева Л.И. «По принуждению воспитывать истинный патриотизм невозможно...» // Военно-исторический журнал. 2017. № 12. С. 74-78 ; Слив-кин А.А., Суховецкая Е.Ю. Патриотическое воспитание военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации: проблемы и направления развития // Вестник Академии военных наук. 2017. № 3. С. 69-73.

13. Hayes C. Essays of Nationalism. N. Y., 1926. 279 p.

14. Anderson B. Under Three Flags: Anarchism and the Anti-colonial Imagination. L., 2005. 255 p.

15. См.: Menand L. Patriot Games: The New Nativism of Samuel P. Huntington [Электронный ресурс] // The New Yorker. 2004. May 17. URL: https://www.newyorker.com/magazine/2004/05/17/patriot-games (дата обращения: 31.05.2018).

References:

Anderson, B 2005, Under Three Flags: Anarchism and the Anti-colonial Imagination, London, 255 p.

Barsegyan, M & Kosorukova, M 2018, 'Armenian talented person', Zagadki i istorii, No. 6, pp. 18-19, (in Russian).

Beskrovny, LG (comp.) 1947, Reading book on Russian military history, Moscow, 640 p., (in Russian).

Bykov, AK & Lutovinov, VI (eds.) 2010, 'Patriotism and the homeland: an essential characteristic', Rossiyskiy patriotizm: istoki, soderzhaniye, vospitaniye v sovremennykh usloviyakh, ucheb. posobiye, Moscow, pp. 85-93, (in Russian).

Hayes, C 1926, Essays of Nationalism, New York, 279 p.

Ilyin, IA 2011, The path of spiritual renewal, Moscow, 1216 p., (in Russian).

Kaysarov, AS, Glinka, GA & Rybakov, BA 1993, Myths of the ancient Slavs. The Book of Veles, Saratov, 320 p., (in Russian).

Latukhina, K 2016, 'Providing advice to leaders', Rossiyskaya gazeta, No. 6890 (22), February 03, (in Russian).

Lipatnikov, AG & Grigoryev, VN 2017, 'On scientific approaches to developing the state policy in the field of patriotic education of youth', Voennaya mysNo. 8, pp. 46-58, (in Russian).

Lutovinov, VI & Bykov, AK (eds.) 2010, 'Philosophical and spiritual concept of patriotism by I.A. Ilyin', Rossiyskiy patriotizm: istoki, soderzhaniye, vospitaniye v sovremennykh usloviyakh, ucheb. posobiye, Moscow, pp. 69-75, (in Russian).

Menand, L 2004, 'Patriot Games: The New Nativism of Samuel P. Huntington', The New Yorker, May 17, viewed 31 May 2018, <https://www.newyorker.com/magazine/2004/05/17/patriot-games>.

Plekhanov, GV (ed.) 1957, Patriotism and socialism, selected philosophical works, in 5 vols., vol. 3, Moscow, pp. 89-99, (in Russian).

Rostovtseva, LI 2017, "It is impossible to bring up true patriotism under compulsion ...", Voyenno-istoricheskiy zhurnal, No. 12, pp. 74-78, (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Slivkin, AA & Sukhovetskaya, EYu 2017, 'Patriotic education of servicemen of the national guard troops of the Russian Federation: problems and areas of development', Vestnik Akademii voyennykh nauk, No. 3, pp. 69-73, (in Russian).

Ulanova, T 2018, 'Romancing the sky', Argumenty i fakty, No. 7, p. 22, (in Russian).

Varschikov, AN, Kusmartsev, MB, Bykov, AK & Lutovinov, VI (eds.) 2010, 'Functions of Russian patriotism in the global world', Rossiyskiy patriotizm: istoki, soderzhaniye, vospitaniye v sovremennykh usloviyakh, ucheb. posobiye, Moscow, pp. 99105, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.