Педагогика
УДК 37.01
DOI 10.21661/r-117048 С.Н. Жданова
Феномен поликультурной социализации личности
J'
Аннотация
В работе раскрывается сущность поликультурной социализации личности средствами образных полихудожественных арт-технологий. Автор отмечает важность арт-технологий (образных), полихудожественных, психолого-педагогических технологий поддержки и сопровождения в ходе поликультурной социализации учащихся, которые выражаются в способности к активной и эффективной деятельности в многонациональной и поликультурной среде.
I
Ключевые слова: поликультурная социализация учащихся, поликультурная компетентность учащегося, полихудожественные технологии, арт-технологии.
S.N. Zhdanovа
The phenomenon of multicultural socialization of the individual
Abstract
The work gives definition to multicultural socialization of the individual by means of poly-art figurative art technologies. The author shows the importance of art technologies (figurative), poly-art, psychological and pedagogical technologies of support and assistance during student's poly-art socialization, which are expressed in the ability of fast and affective action in multinational and polycultural environment.
I
Keywords: multicultural socialization of students, multicultural competence of student, poly-art technologies, art technologies.
Актуальность привлечения инновационных ресурсов обусловлена необходимостью подготовки педагогов, компетентных в понимании поликультурной социализации учащихся как процесса освоения норм, ценностей, традиций и социальных ролей в поликультурном образовательном пространстве [1].
Формирование поликультурной компетентности преподавателей и учащихся весьма актуальна не только для изначально многонациональных стран, но и для европейского смешения этносов ввиду стихийных перемещений беженцев с востока на север Европы. Искусство разных народов всегда являлось кладезем мудрости и средоточием образов великой силы, чистоты души и школой мобилизации духа в испытаниях. Обращение к образным, полихудожественным и арт-тех-нологиям, обладающим вдохновляющим эффектом в передаче гуманистических ценностей красочной поликультурности мира, является стратегическим педа-
гогическим средством поликультурной социализации нового поколения детей.
Арт-технологии имеют в своей основе ассоциативный строй искусства, затрагивающий глубинные аспекты чувств и внутренней духовной реальности, и позволяют учащемуся понять свои реакции на событийность жизни и выразить их в креативном решении. Применение различных артпедагогических методов в поликультурном воспитании дает возможность учащимся более основательно понять ценность мирного сосуществования народов.
Стержневым средством поликультурной социализации личности концептуально выдвигается образ, раскрывающий сущность феноменов и процессов поликультурности: образ мысли, образ чувств, образ действий, образ поведения, образ народа, образ этнических истоков Я. Задачей педагога является в последовательной поэтапной поликультурной социализации личности использовать систему имеющихся
Pedagogy
образов, своевременно реализуя. развивая, корректируя и трансформируя их на различных этапах сформирования поликультурной компетентности. Образ мира особенно динамично меняется в период детства и отрочества. Условием успешного освоения поликультурности мира является интегративная целостность представлений, где образ Я и образ мира уравновешены благодаря адекватности образной составляющей в поликультурности мира. Образ «Я» - это устойчивое, зафиксированное в смыслонесущих (словесных, цветовых, звуковых, паралингвистических, пантомимических, пространственных, ароматических и временных) аспектах понимания подростком своих этнических истоках Я, включающем образ тела, образ действия, набор способов реагирования, самотождественность в поликультурном пространстве в триединстве компонентов: когнитивного ( понимание способностей, эт-но-внешности, качеств, особенностей национального характера), эмоционального ( самоуважение, гордость за свой народ, уважение к другим народом, самоуничижение), деятельностного компонента ( креативность и энергия в создании образов разных народов). Образ «Я» выполняет важные гармонизирующие функции в поликультурной социализации личности: урегулирует внутреннюю согласованность представлений о самом себе и мотивацию обретения нового опыта поликультурного взаимодействия при освоении мира. Основные требования в применении педагогом совокупности полихудожественных методов заключаются в обеспечении вдохновения как подъема творческих сил человека и в развитии полифонического воображения как «мира синтеза чувств, возвышения и очищения» (Б.П. Юсов) [2].
К инновационным полихудожественным методам относится метод полимодальных шагов, который строится на поэтапном моделировании образа, по лесенке, каждая восходящая ступенька которой отражает образ человека в жесте, мимике, в форме, слове, движении, пространстве и аромате. Авторская техника полимодальных шагов дает возможность, оттолкнувшись от одной ипостаси образа переходить к другой модальности по алгоритмому деятельности в процессе поликультурного освоения социума. Алгоритм проведения занятий - прохождение участниками «лесенки модальностей» по мере «созревания» образа.
Полихудожественные и арт-педагогические технологии являются универсальными в раскрытии ода-ренностей учащегося и способствуют эффективной поликультурной социализации личности посредством соприкосновения с искусством, с образным началом как стратегическим средством выражения отношения к миру. Достаточными психолого-педагогическими условиями, выводящими на эффективность поликультурной социализации учащихся являются: активизация эмоционально-волевой сферы учащихся посредством полихудожественных (метод полимодальных шагов) и
артпедагогических методов; осуществление психолого-педагогической поддержки и коррекции негативных состояний).
Выбор социально-педагогического подхода как научно-исследовательской стратегии обусловлен соответствием ведущих идей, принципов и технологий цели и задачам поликультурного воспитания, необходимостью выявления новых социальных рисков, влияющих на травматичность поликультурного мировоззрения каждого нового поколения учащихся [3].
Социально-педагогическая компетентность педагога включает эффективное применение методов психолого-педагогической поддержки становления поликультурной позиции учащегося, способов интериори-зации внешних влияний поликультурной среды в ходе освоения, рефлексивности; координационно-регулиру-ющих способов согласования взаимодействия субъектов поликультурной деятельности для обеспечения социально-психологического комфорта жизнедеятельности учащихся во всем многообразии полЬкультурной среды: от волонтерских социальных проектов до региональных и международных конкурсов, выставок, соревнований, фестивалей; социоигровых методов вовлечения в процесс освоения поликультурных норм [3].
Социоигровая педагогика, по своей сути, несет социализирующий смысл, поскольку реализуется как игра в поведение, исполнение разных социальных ролей. Эффективность социоигровой педагогики в развитии человеческих качеств и направленность на освоение социальных ролей позволяет выбрать ее в качестве «сквозной» в процессе мироосваивающей деятельности и поликультурного воспитания учащимися [2].
Обращаем внимание на значении профилактического взаимодействия обучающихся, организуемое педагогом в поликультурном аспекте. Анализ содержания и структуры профилактического взаимодействия обнаруживает многообразие его определений в философских, социологических, психологических, педагогических исследованиях, трактующих взаимодействие как систему взаимообусловленных действий субъектов (М. Вебер); как принцип познания явлений, их частей, сторон, особенностей (А.И. Абрамов); особый тип отношения (с взаимовлиянием и взаимоизменением) (Л.Ф. Обухова); процесс развивающий, формирующий личность (Ю.К. Бабанский), как результат и процесс, стратегию и технологию деятельности субъектов (Р.В. Овчарова) [2].
Опираясь на представленные идеи, отметим, что трактовка профилактического взаимодействия педагога с обучающимися как педагогического средства оперативной помощи с превентивным функционалом мобилизации сил и ресурсов воспитанника, носит инновационный характер. Среди многих видов социально-педагогической помощи (информационной, ситуативной, срочной, оперативной, стимулирующей) мы выделяем оперативную как наиболее соответствующую
Interactive science | 11 • 2017
51
Педагогика
требованиям превентивности в преодолении трудностей подростков до совершения какого-либо нарушения или противоправного действия против носителей других культур. С этих позиций профилактическое взаимодействие в ходе экспериментальной работы осуществлялось в виде организационно-коммуникативного взаимодействия педагога и обучающихся в полиэтническом пространстве и выполняло функции: социализирующую (активизация в освоении норм, правил и условий поведения в поликультурном обществе), превентивную (систематическое предупреждение отклонений), регу-
лятивно-коммуникативную (модерация взаимодействия субъектов поликультурного диалога на основе приемлемых принципов и норм) [2].
Резюмируя вышеизложенное, подчеркнем актуальность арт-технологий (образных), полихудожественных, психолого-педагогических технологий поддержки и сопровождения в ходе поликультурной социализации учащихся, выражающейся в способности к активной и эффективной деятельности в многонациональной и поликультурной среде.
Литература
1. Зарецкая И.И Поликультурное воспитание как поддержка успешной социализации личности / И.И. Зарец-кая // Материалы III-я Международной научно-практической конференции «Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://net-edu.ru/sites/default/files/file/sec6_st3.pdf
2. Жданова С.Н. Социум и школьник: методология педагогического исследования взаимодействия: Монография / С.Н. Жданова, С.В. Сальцева. - М.: Изд-во УРАО, 2010. - 185 с.
3. Жданова С.Н. Социально-педагогический подход в поликультурном воспитании [Текст] / С.Н. Жданова // Педагогический опыт: теория, методика, практика: Материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 окт. 2015 г.). В 2 т. Т. 1 / Редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. -№3 (4) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://interactive-plus.ru/e-articles/164/Action164-13273.pdf