Ч*-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
УДК 37.013.42
ББК Ч466.2 ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.02
Забара Людмила Ивановна,
кандидат философских наук, профессор, кафедра философии и акмеологии, Институт менеджмента и права, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]
Якина Лилия Николаевна,
кандидат педагогических наук, главный библиограф, ИИЦ - Научная библиотека, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]
АРТ-ТЕРАПИЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ: К ПРОБЛЕМЕ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социально-педагогическая деятельность; социализация детей; арт-терапия; инновационные технологии.
АННОТАЦИЯ. Рассмотрено философско-методологическое обоснование концепции арт-терапии как инновационной технологии социально-педагогической деятельности с детьми, раскрыты междисциплинарные идеи преобразования арт-терапевтических практик в использовании средств искусства и художественной коммуникации, направленных на оптимизацию субъективных и объективных условий социализации детей с проблемами. Проведен анализ основного понятия «арт-терапия» в различных областях его использования, выделены ключевые методологические и методические вопросы и пути их решения в проектировании арт-терапевтической технологии в социально-педагогической деятельности с детьми. Введен новый философско-теоретический ракурс рассмотрения арт-терапии и систематизации ее эмпирического опыта как ресурса профилактико-коррекционной работы средствами искусства в оказании помощи детям в процессе их вхождения в социальную среду. Показана перспективность культурологического и интегративного подходов в гуманитарно-эстетическом образовании для разработки социально-педагогической модели арт-терапии и ее методик с привлечением ресурсного подхода, принципов полихудожественности и фа-силитации в педагогике искусства, усиливающих эффективность взаимодействия личности со смыслами произведений искусства, с учетом характера затруднений и проблем. Исследование направлено на выявление возможностей, обобщение и углубление содержания арт-терапии в контексте культуры и технологии, актуализацию ее методов в неклинических практиках. Это послужит решению организационно-технологических задач в области новаций арт-терапии с учетом особенностей инкультурации и социализации детей.
Zabara Lyudmila Ivanovna,
Candidate of Philosophy, Professor, Department of Philosophy and Acmeology, Institute of Mnagement and Law, Ural State
Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Yakina Lilia Nikolaevna,
Candidate of Pedagogy, Chief Bibliographer, Scientific Library, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
ART-THERAPY AS INNOVATIVE TECHNOLOGY OF SOCIO-PEDAGOGICAL ACTIVITY WITH CHILDREN: THEORY AND METHODOLOGY
KEY WORDS: socio-pedagogical activity; socialization of children; art-therapy technology; innovative technologies.
ABSTRACT. The paper gives philosophic and methodological interpretation of the concept of art therapy, which is viewed as an innovative technology of socio-pedagogical work with children. It describes interdisciplinary ideas of transformation of art therapy in the use of the artistic means and artistic communication aimed at optimization of subjective and objective conditions of socialization of children having different problems. The concept of "art therapy" is analyzed from the point of view of different spheres of its use; the key methodological problems and the ways for their solution during art therapy are outlined. A new philosophical and theoretical approach to art therapy is worked out to organize its empirical experience as a resource of preventive and remedial work using the means of art to help children to join he community. The paper discloses the potential of culture-based and integrative approaches in the humanities and aesthetic education to develop social and pedagogical model of art therapy and its methods with the use of resource-based approach and the principles of poly-artistic approach and facilitation in Pedagogy of art, which increases the effectiveness of interpretation of the meaning of the pieces of art by the person. The goal of the research is to reveal the opportunities of art therapy, to generalize and extend its content in the context of culture and technology and to use its methods in non-clinical practice. These will contribute to the solution of organizational and technological problems in the field of art therapy innovations with regard to the peculiarities of inculturation and socialization of children.
Востребованность изучения гуманитарных технологий в социальной педагогике связана с нарастанием негативных явлений в современном обществе, острой потребностью позитивного - адаптационного, профилактического, коррекци-онного - воздействия на субъектов различных социальных категорий в социализации. Развитие гуманитарно-эстетических практик в социально-педагогической деятельности с детьми отвечает ситуации усиления отрицательных факторов социокультурных процессов, в которых все более затруднено усвоение личностью общественных норм и ценностей, что приводит к ее десоциализа-ции и дезадаптации.
Социально-педагогическая деятельность направлена на содействие субъекту, социальной группе в решении проблем, связанных с негативными состояниями, затруднениями в обучении, воспитании, общении, дезадаптацией детей. Социальный педагог должен быть компетентен в использовании эффективных технологий работы с нуждающимися в помощи детьми. Одной из основных компетенций в подготовке социальных педагогов является готовность организовывать различные виды деятельности в решении профессиональных задач (ФГОС ВО), что требует знаний, умений и опыта применения современных технологий, в том числе гуманитарно-эстетических. Это связано с тем, что художественно-эстетическое соприкасается с внутренним миром личности, входит в ее психоэмоциональный строй, затрагивает ценностно-смысловые уровни сознания, глубинные жизненные переживания, формируя духовный опыт. Целенаправленное влияние искусства проявляется в улучшении психического состояния, развитии познавательных, коммуникативных и творческих способностей, самореализации личности. Особенно благотворно это влияние в детском возрасте.
Изучение проблемы арт-терапии (буквально - лечение искусством, творчеством; термин ввел в употребление А. Хилл в медицинской практике) в социально-педагогической деятельности с детьми обосновано пониманием мощного положительного влияния искусства на развитие и становление личности, проявляющегося в гармонизации ее внутреннего мира и обретении духовно-нравственных ориентиров. Основная цель арт-терапии - это позитивное воздействие на личность средствами искусства и творчества, развитие ее духовного здоровья. Общепризнано, что арт-терапия имеет психопрофилактическую, развивающую и социализирующую
направленность в активизации сущностных сил личности, благодаря чему арт-терапия используется в различных сферах и может стать эффективной технологией социально-педагогического профиля в работе с детьми.
Теоретический анализ показал, что арт-терапия изучается как многогранное и глубинное по эмоциональному воздействию явление в различных сферах применения, в том числе клинической и социальной (А. И. Копытин, А. В. Криницына, Л. Д. Лебедева). Арт-терапевтическое
направление развивается в практической психологии, образовании и социальной работе. Арт-терапия применяется в лечебно-реабилитационной, педагогической и социально-педагогической деятельности: как вспомогательный метод в психотерапии (психодрама, художественно-творческая деятельность, библиотерапия), в лечебной и специальной педагогике (сказкотерапия, игротерапия, цветотерапия и др.), как здо-ровьесберегающее направление в педагогике искусства и дополнительном образовании, гуманитарно-эстетическом воспитании. Особенностью современного этапа развития арт-терапии является усиление ее междисциплинарных связей с психологией, социологией, культурологией
(А. И. Копытин).
В общем смысле арт-терапия рассматривается в зависимости от области ее применения:
- как одна из форм психотерапевтической практики;
- совокупность арт-терапевтических методик;
- педагогический метод;
- формирующаяся технология, техника в социальной работе и социально-педагогической деятельности с детьми.
В зарубежной традиции, европейской и американской (Британская ассоциация арт-терапевтов, Американская арт-терапевти-ческая ассоциация), арт-терапия означает практики в границах визуальных искусств и изобразительного творчества в контексте психотерапевтических отношений (рисунок, живопись, графика, скульптура и другие; Н. Гелинг, Э. Бушон, С. Дженнингс, Г. Шот-тенлоэр).
В России в социально-педагогической деятельности на современном этапе арт-терапия понимается в узком смысле - как воздействие на психоэмоциональное состояние в ходе занятий детей изобразительным искусством, декоративно-прикладным творчеством (изотерапия). Графические тесты и рисуночная терапия достаточно ограничены, ориентированы в основном на сбор
© Забара Л. И., Якина Л. Н., 2017
и анализ материала на диагностическом этапе работы с ребенком, являясь средством создания и интерпретации визуального образа, невербального общения. Практически не введена в социально-педагогическую деятельность музыкотерапия (аудиальные образы); не используются современные подходы художественной педагогики и гуманитарно-эстетического образования, не реализуются возможности арт-терапии как педагогической интерактивной технологии в данной области. При этом очевидно, что именно диалогическое взаимодействие с искусством имеет особое значение в снятии психоэмоционального напряжения, развитии коммуникативных, познавательных, рефлексивных и других жизненных навыков детей с проблемами в социализации. То есть в социально-педагогической сфере арт-терапия носит несистемный характер в ситуации неопределенности методологии, отсутствия современной научно обоснованной концепции, проработки технологических аспектов и качественных инновационных методик.
В контексте социальной работы понятие арт-терапии по отношению к социально-педагогической деятельности трактуется, напротив, широко — как способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности: музыки, живописи, литературы, театра [12, с. 44]. Выход за пределы деятельности социального педагога здесь связан с комплексностью понятия «реабилитация» и его медицинским аспектом.
Таким образом, нами выявлена необходимость уточнения понятийного аппарата арт-терапии, ее сущности, функций и содержания в социально-педагогической деятельности, выделения видов эффективных практик для социально-педагогической сферы, изучения возможностей и целесообразности их применения в профилактической, коррекционной, адаптационной работе с детьми для их успешного включения в социальную среду. Теория и методика арт-терапии заслуживают внимания и обновления в соответствии с современными подходами в гуманитарной сфере для повышения качества социально-педагогических мероприятий.
Анализ научных работ и программ показал, что в отечественной педагогике и педагогике искусства арт-терапевтические приемы и практики решают педагогические задачи; в коррекционно-развивающих программах дополнительного образования и социальной работе такие практики используются в основном в работе с детьми дошкольного возраста (арт-терапевтические техники Н. О. Сучковой). Программы педа-
гогической арт-терапии на базе центров системы социальной работы предназначены для детей дошкольного и младшего школьного возраста («Арт-гармония», Т. Ю. Киселева) и для детей младшего и среднего школьного возраста (Программа по арт-терапии для детей с ОВЗ 7-15 лет, О. В. Русакова). Эти программы ориентированы на раскрытие социально-педагогического потенциала арт-терапии различных категории детей, несут положительный опыт работы в данном направлении, который следует изучить и обобщить. Выявлено отсутствие интегративных программ и курсов данного направления для старшеклассников.
Существует разрозненность и бессистемность в области педагогической и социальной арт-терапии; востребован в основном ее универсальный потенциал. Практики арт-терапии используются без учета специфики социально-педагогических целей и задач, направлений деятельности. Отдельные исследования касаются проблемы воздействия средствами искусства на личность в социально-педагогической деятельности без дифференциации видов практик и психологических механизмов арт-терапии, их специфических особенностей, функций, технологий и методов оценки результатов. При этом исследователи и педагоги отмечают инновационность и потенциал арт-те-рапевтических занятий с детьми. Использование искусства как терапевтического фактора доступно для социального педагога. Очевидно, что для этого требуются знания, умения, навыки, сформированные в профессиональном обучении специалистов. Только в этом случае можно рассматривать арт-терапию как инновационную технологию для оказания помощи нуждающимся детям.
Итак, отсутствие целостной социально-педагогической концепции арт-терапии, ее обоснованности, технологичности деятельности - поэтапности и операци-ональности, - ограничивает применение комплекса средств искусства в индивидуальных программах поддержки детей, групповых и коллективных формах взаимодействия субъектов. В основном, арт-терапия остается «за гранью» возможностей профессиональной деятельности специалистов или используется по принципу личных предпочтений. Таким образом, не освоен и не используется ресурс арт-терапевтической работы в данной сфере, хотя именно искусство и творчество в своей открытости и образности наиболее резонансны детской природе и потребностям общения, познания, самореализации. В связи с этим требуется разработка теоретических аспектов,
обобщение позитивного опыта арт-тера-певтической практики на основе инновационных подходов в междисциплинарном исследовании.
Также анализ современных исследований по проблеме арт-терапии на междисциплинарном уровне ее теории и практики в смежных областях показал, что в отечественном опыте присутствуют необходимые и значимые элементы для создания теоретико-методологической базы инновационной арт-терапевтической технологии в социально-педагогической деятельности с детьми. Это исследования возрастных особенностей социализации детей в дошкольном и школьном возрасте (Л. И. Божович, Н. Ф. Голованова, В. Г. Закирова, А. В. Мудрик, Н. Д. Ни-кандров), психолого-педагогические исследования специфики восприятия искусства и художественной коммуникации во взаимосвязи с развитием личности (Л. С. Выготский, А. А. Мелик-Пашаев, Н. Г. Тагильцева, Е. М. Торшилова), теоретические и практические аспекты исследования арт-терапии как психолого-педагогической технологии (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, О. А. Караба-нова, А. И. Копытин), педагогические основы арт-терапии в образовании и социальной работе (Л. Д. Лебедева), идеи интеграции гуманитарно-эстетического образования (А. Я. Данилюк, Л. М. Предтеченская,
Ю. А. Солодовников, Е. С. Медкова), концепция эстетического воспитания (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский), экологический подход и принципы полихудожественного образования на основе интеграции искусств (Е. П. Кабкова, И. Э. Кашекова, Л. Г. Савенкова, Б. П. Юсов), современные подходы в арт-терапии детей с ОВЗ в педагогике искусства (Т. Ю. Киселева, А. В. Криницына), методические подходы в арт-терапевтических техниках в социальной работе с детьми (Г. Н. Евтушенко, Е. А. Белова).
В контексте мировой педагогической науки интерес представляют современные интерпретации идей арт-терапии на основе синтеза искусств в вальдорфско-штейне-ровской педагогике, соединении драмы, искусства движения - эвритмии (Р. Штейнер), система музыкального воспитания детей К. Орфа «Шульверк», где музыка является основой и соединяет движение, пение, игру на инструментах и импровизацию.
Фундаментальность концепции арт-терапии обеспечит введение междисциплинарных научно-методологических подходов, находящихся в соответствии с основными положениями и принципами социальной педагогики и теории социальной работы, создание социально-педагогической модели арт-терапии с выделением специфики, функций, прояснением ее
структуры и содержания на основе раскрытия психолого-педагогических особенностей взаимодействия с искусством детей социальных групп разного возраста.
В связи с этим необходимы анализ, обобщение и систематизация действенных видов, методов и содержания практик арт-терапии в различных областях педагогической деятельности, в социальной работе, базирующихся на различных подходах, адаптация опыта их использования в социально-педагогической работе. Это послужит разработке основных элементов методики арт-терапии и инструментов проектирования арт-терапевтических занятий в социально-педагогической помощи детям с проблемами социализации, будет эффективна арт-терапевтическая работа по оптимизации условий вхождения детей в социальную среду. Анализ средств и результатов арт-терапевтической деятельности с детьми с различными проблемами поспособствует изучению ресурса видов арт-терапии во взаимодействии детей с различными искусствами в многообразии художественно-творческих практик для оптимизации условий успешной социализации в социально-педагогической работе (адаптация, профилактика, коррекция).
Следует отметить, что одним из важных вопросов является методологическое психолого-педагогическое обоснование арт-терапевтической работы в социально-педагогической деятельности с детьми. Особого внимания потребует выделение особенностей социализации детей разных возрастных категорий в процессе художественной коммуникации, прояснение механизмов взаимодействия в общении с произведениями искусства и приемов их использования, специфики позитивного влияния на личность арт-терапии средствами различных искусств и художественной культуры в адаптационной, профилактической, кор-рекционной работе, рассмотрение психолого-педагогических подходов в культурологической концепции арт-терапии с учетом возрастных особенностей и потребностей детей в социализации, определение психолого-педагогических условий, способствующих внедрению технологии арт-терапии, обоснование диагностических методов и материалов в арт-терапевтической социально-педагогической деятельности с детьми.
Современная концепция арт-терапии - целенаправленного социально-педагогического воздействия на субъекта средствами искусства в художественной коммуникации - и ее философско-теоретические основания могут базироваться, как мы считаем, на идеях философии культуры, искус-
ства и творчества, раскрывающих антропологическую сущность этих феноменов - аксиологическую, гносеологическую, эстетическую, созидательную природу (М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев, В. С. Библер, Ю. М. Лотман), культуротворческую специфику деятельности человека (М. С. Каган), а также идеях культурологизации гуманитарного образования (В. Л. Бенин, И. Я. Мурзина, А. Я. Флиер), положениях культурологического подхода в образовании (В. В. Краевский) и социально-педагогической сфере, поскольку культура является наиболее значимой сущностью образовательного процесса, а образование есть средство освоения культуры. Искусство является важнейшей сферой культуры, а социализация предполагает качество инкуль-турации субъекта. Именно культурологический подход позволяет обобщить и углубить содержание арт-терапии и придать действенность ее методам в неклинических практиках работы. Данный подход центрирует субъекта помощи и запускает смыс-лопорождающие процессы в диалогическом общении (работа со смыслами), наиболее полно реализуя потенциал освоения искусства и художественной коммуникации в социально-педагогической деятельности с детьми.
Культурологический подход в
междисциплинарном аспекте - это совокупность методологических приемов, обеспечивающих анализ любой сферы социальной и психической жизни, в том числе сферы образования и педагогики, через призму системообразующих культурологических понятий: культура, культурные образцы, нормы и ценности, уклад и образ жизни, культурная деятельность (Н. Б. Крылова). Культурологический подход расширяет культурные и антропологические основы любой деятельности, что является его определяющим преимуществом в обосновании данной арт-терапевтической концепции, а именно - аналитико-рефлексивный потенциал методологии и направленность на раскрытие и усиление творческого ресурса детства. Для определения сущности
культурологического подхода в арт-терапии важны следующие исходные теоретические положения:
- арт-терапия осмысливается как универсальное средство гармонизации и помощи субъекту на стыке психологических, педагогических и социальных проблем;
- культурологический анализ как
метод научного исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей арт-терапии как целого, актуализирует также отношения между его
частями, аналитико-синтетические методы ее исследования, выявляющие интегратив-ные свойства явлений искусства и художественной культуры.
Такой анализ предполагает изучение не только объективных факторов коммуникативных процессов, но и специфики воздействия различных модальностей арт-терапии на личность, а также анализ социально-психолого-педагогических механизмов присвоения ценностно-смысловых конструктов произведений в художественно-творческой деятельности субъекта. Технология арт-терапевтической социально-педагогической работы с детьми осмысливается с позиций их личностного роста, развития, самореализации, изменения личностного творческого опыта, положительной динамики культуры общения и коммуникации, что, в свою очередь требует определенного качества и степени выраженности ценностного содержания социокультурного контекста - предметных и субъектных сред, вариативных модулей и форм организации.
Культурологический подход к технологии арт-терапии в социально-педагогической деятельности с детьми предполагает следующее:
1) изучение феномена арт-терапии в контексте гуманистических ценностей культуры и общества;
2) высвечивание структурности и функциональности (системная модель) арт-терапии сквозь культурологическую призму, то есть установление внешних и внутренних связей элементов арт-терапии и, что важно, эффектов применимости и социально-педагогической целесообразности.
Культурологический подход следует рассматривать как методологический инструмент преобразования данной технологии в обращенности к ментальности конкретного субъекта через оптику культурных норм и гуманистических ценностей, в ментальном измерении культуры (Б. С. Гершун-ский).
Структурно-функциональная модель арт-терапии на основе культурологического подхода в социально-педагогической деятельности с детьми различных возрастных групп послужит основанием для разработки комплексных и вариативных аспектов ее содержания. Теоретико-методологическое обоснование и построение
культуросообразной социально-педагогической модели арт-терапии, как видится нам, требует привлечения инте-гративного подхода в гуманитарно-эстетическом образовании и полихудожественного подхода в педагогике искусства, усиливающих как объективные, так и
субъективные условия взаимодействия личности со смыслами произведений искусств. Конкретизация этой модели на методическом уровне должна осуществляться при актуализации фасилитативных и интерактивных форм и методов в практической деятельности с детьми и профессиональном обучении специалистов с опорой на раскрытие ресурса арт-терапии в оказании помощи детям социальных категорий разного возраста в процессе их вхождения в социальную среду, предупреждении негативных состояний и поведения в социуме.
Решение организационно-технологической задачи внедрения арт-терапии в различных ее видах и проявлениях видится нам в создании инструментов проектирования ее интегративных модулей для различных возрастных групп, взаимодействия субъектов художественной коммуникации, реализации и мониторинга системы арт-терапевтических занятий профилакти-ко-коррекционной направленности средствами искусства в социально-педагогической сфере. В ходе этой работы осуществима разработка основных элементов методики арт-терапии с отслеживанием динамики развития социально значимых качеств личности. Параллельно должна проводиться разработка информационно-методического сопровождения арт-терапевтической деятельности с детьми и обучения специалистов - учебно-методических материалов и программ дисциплины «Основы арт-терапии в социально-педагогической деятельности» в составе ООП для соответствующих направлений подготовки в вузе.
Перспективность культурологического подхода в арт-терапии в русле поставленных задач заключается в раскрытии сущности арт-терапевтической деятельности и потенциала искусства в социально-педагогической сфере, направленности на оптимизацию условий социализации и ин-культурации детей, междисциплинарности исследования методологических, методических и технологических аспектов в проблемном поле социальной педагогики, педагогики искусства, гуманитарно-эстетического образования и прикладной культурологии.
Обозначим концептуальные основы инновационной технологии арт-терапии с учетом возрастных особенностей детей, нуждающихся в помощи социального педагога, обеспеченные введением взаимообусловленных теоретико-методологических подходов на общенаучном, инте-гративном и специальном уровнях исследования на пересечении смежных наук и
дисциплин. На общенаучном уровне
принцип системного подхода позволяет рассмотреть объект и процесс арт-терапии с детьми как систему, имеющую сложную структуру и многоуровневую организацию, определить связи между всеми элементами, выйти на разработку целостной концепции арт-терапии и интегративные результаты в социализации субъекта. На интегратив-ном уровне принципы социально-культурного подхода позволяют рассмотреть арт-терапию в контексте современных социокультурных тенденций - во взаимосвязи способов решения существующих проблем социализации ребенка и вовлечения его в арт-терапевтические практики; принципы культурологического подхода в образовании утверждают вхождение субъекта в социальную среду через культуру и диало-гичность его существования (в аксиологическом, деятельностном, личностно-твор-ческом аспектах), которые предполагают «культуроемкость» содержания арт-терапии, особое коммуникативно-смысловое пространство и средства познания, общения и развития личности во взаимодействии с искусством. Принцип природосообразности обеспечит обоснованность моделирования содержания и методов арт-терапии с учетом возрастных особенностей социализации детей. Принцип фасилитативности усиливает направленность арт-терапевтической деятельности социального педагога с детьми на оптимизацию условий социализации детей с проблемами. Методологические принципы исследования на специальном уровне, реализующие потенциал технологии арт-терапии в социально-педагогической деятельности, - это принципы полихудожественного образования, основанные на синтезе и интеграции искусств в обучении и воспитании детей в активных личностно значимых формах, оказывающие гармонизирующее, адаптационное, коррекционное влияние на личность, и особо значимый для нас принцип ценностно-смысловой интерпретации произведений искусства как присвоения «значения для меня» - в профилактико-коррекционной направленности арт-терапевтических занятий с детьми с учетом характера проблем.
В реализации указанных подходов будет достижима технологичность арт-тера-певтического процесса: воспроизводимость, модельность, поэтапность, вариативность, продуктивность, методическая оснащенность проведения арт-терапии в координации с возрастными особенностями и методологическими подходами в содействии социализации детей.
Разрабатывая концепцию арт-терапии, для обеспечения в ее реализации
основных подходов и принципов практической социально-педагогической деятельности мы опираемся на универсальный принцип гуманизма, определяющий высокие нравственные требования к обществу и личности, признание неотъемлемых прав человека, и вытекающий из него комплексный подход - психолого- и социо-лого-ориентированные направления социальной работы, сопряженные с витальной комплексно ориентированной моделью -концепцией активизации жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектно-сти человека (С. И. Григорьев, Л. Г. Гусля-кова); технологический подход, который осуществляется на основе закономерностей сохранения и приумножения ресурсов личности как установленных причинно-следственных связях, - ресурсный подход в проектировании новых форм и методов арт-терапевтической работы, основанных на научно-теоретических обобщениях в изучении практического опыта.
Понятия «потенциал» и «ресурс» часто используются в педагогических и социальных науках в различных значениях. В широком смысле «потенциал» определяется как совокупность средств, необходимых для чего-либо, «степень скрытых возможностей» [14, с. 715], качество субъекта, определяющее его возможности в творческом самоосуществлении (М. В. Колосова), характеризующее соответствие его деятель-ностных свойств социальным нормам и роли в самоопределении (С. Р. Евинзон). Ин-тегративным компонентом личностного потенциала выступает мотивационная сфера. Термин «ресурс» (от французского геззоигэе) дословно означает денежные средства, ценности, запасы, источники доходов для использования при необходимости. В целом, ресурс - это реальные источники и средства для позитивных изменений объекта или субъекта. Ресурс, в отличие от потенциала (как совокупности всех имеющихся возможностей, резервов) - это реальный актив для успешного достижения цели, которым можно пользоваться, накапливать, объединять, воспроизводить, управлять им. Потенциал субъекта становится его ресурсом, то есть переходит в активное состояние, только если в процессе развития личности для этого будут созданы необходимые условия, без которых невозможно существование ресурса. Развитие, в свою очередь, как детерминированный процесс качественных изменений субъекта (благодаря активизации его внутренних возможностей), связанный с переходом от потенциального, непроявленного - к актуальному, нуждается в стимулировании, фа-силитации (К. Роджерс) через нахождение
точек резонанса и роста, особенно в ситуации затруднений и проблем.
Специалистами доказано, что эффективность социально-педагогической деятельности обеспечивается активизацией духовного, творческого, деятельностного, субъектного, социального потенциала, внутренних факторов и мотивов, которые являются движущей силой саморазвития личности: знания, умения, способности, творческий потенциал. Для этого необходимо привлекать педагогические, социальные, духовные ресурсы как факторы социализации личности и ориентации детей на вечные ценности: человек, семья, отечество, труд, знание, культура, мир, земля, природа - а также освоение новых личностных смыслов, запечатленных и сконцентрированных в искусстве и культуре как специфической сфере духовной жизни общества. Поэтому мы считаем, что в качестве основного методологического основания решения проблем социализации детей с помощью арт-терапии может выступать ресурсный подход в образовательной и социальной деятельности (Е. И. Иванова, В. М. Лизинский, Т. А. Цецорина), который позволяет разрешить противоречие между наличием личностного неосознаваемого ресурса — эмоционального, когнитивного, коммуникативного — реального актива ребенка, имеющего проблемы в обучении, воспитании, развитии, - и дефицитом общения и творчества в художественно-образной сфере как уникальном специфическом ресурсе арт-тера-певтической технологии социально-педагогической работы с детьми. В перспективе возможно объединение и корреляция этих внутренних (социологический и психологический портрет ребенка) и внешних ресурсов (ресурс среды, социума, культуры), что имеет основополагающее значение в эффективной социально-педагогической модели арт-терапии с детьми.
Идеи ресурсного подхода в социально-педагогической деятельности имеют личностно ориентированные и гуманистические основания, прямо связаны с развитием личностных ресурсов ребенка, индивидуализацией его образовательной траектории, а также с усилением ресурсного обеспечения процесса развития и поддержки ребенка. Разработка социально-педагогической культурологической модели арт-терапиии предполагает определение доминирующих факторов влияния на личность интегративного ценностно-смыслового содержания искусства, художественной культуры, их диалогического потенциала, функционального назначения каждого ресурса (компонента), установление взаи-
мосвязей их функций и способов деятельности в вариативных формах работы с дошкольниками, младшими школьниками, подростками с целью повышения их социальной компетентности.
Итак, необходимо рассмотреть понятия, отражающие стратегию ресурсного подхода применительно к технологии арт-терапии в социально-педагогической деятельности с детьми - потенциал, ресурс, ресурсные условия, уникальный ресурс, - которые определяют достижение эффектов социализации. Опережающее создание, развитие специфических внешних ресурсов, их системная интеграция, развитие уникальности форм и методов арт-терапевтической работы дают направление для определения ресурсного подхода в социально-педагогической модели арт-терапии как основания в выявлении условий активизации духовных, когнитивных, коммуникативных и других внутренних и внешних ресурсов («ресурсный фонд», А. И. Тимонин) в ходе продуктивного взаимодействия субъектов, значений, смыслов художественной коммуникации целостного социокультурного пространства в целях социализации детей через удовлетворение их потребностей в личностном росте и творческом развитии. Следует выявить специфику ресурсного подхода в технологии арт-терапии с детьми различных возрастных и социальных категорий, взаимосвязи и зависимости в цепочке понятий: потенциал личности ребенка - личностный ресурс -реализация внутренних возможностей, качеств, способностей и мотиваций - преобразования, новые социальные качества и компетенции личности. Таким образом, раскрытие, развитие, использование совокупности актуальных и потенциальных ресурсов в специально организованных социально-педагогических условиях арт-терапии на основе культурологических теорий -это предложенный нами путь повышения эффективности социализации детей средствами искусства и творчества в художественной коммуникации.
Возможности использования результатов исследования в решении практических задач социально-педагогической деятельности с детьми заключаются в осмысливании и внедре нии арт-терапии как инновационной культуросообразной технологии в систему работы социальных педагогов и других специалистов (введение культурологического подхода в методологию арт-терапии). Повышение технологичности, транслируемости и действенности арт-терапии в оказании социально-педагогической помощи детям, испытывающим проблемы в социализации - сложном процессе усвоения культурных ценностей и социальных ролей, - обеспечат полихудожественный и интегративный подходы, фа-силитация, интерактивные методы преподавания и художественной коммуникации. Расширение технологий социально-педагогической деятельности в содержательном взаимодействии социального педагога и субъекта помощи - ребенка (группы) - в различных практиках арт-терапии, позитивном социальном опыте общения с искусством повысит качество процесса инкуль-турации субъектов.
Перспективы арт-терапии как инновационной технологии в социализации детей средствами искусства и художественной коммуникации обусловлены ее междисциплинарным характером, наличием плодотворных идей в сопряженных областях науки и практики, осмысленных в этой сфере подходов и методов педагогики искусства, гуманитарно-эстетического образования, которые адекватны гуманистическим принципам и подходам в социально-педагогической деятельности. Особенности методологии и технологии арт-терапии как междисциплинарной области теоретических знаний и практики позволяют ввести новый культурологический ракурс изучения проблемы и исследования положительного опыта ее решения в ресурсном преломлении в социально-педагогической деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беляева Л. А., Чугаева И. Г. Ценностно-смысловое моделирование на уроках мировой художественной культуры // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 1. - С. 126-133.
2. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии / пер. с англ. М. Злотник ; под ред. С. Пьянковой. - М. : Эксмо-Пресс, 2002. - 251 с.
3. Дженнингс С., Минде А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии [Электронный ресурс] / пер. с англ. И. Динерштейн. - М. : Эксмо, 2003. - 384 с. - Режим доступа: http://www.e-гeading.moЪi/Ъookreader.php/l07286/Dzhennings_-_Sny%2C_maski_i_oЪrazy.pdf (дата обращения: 17.01.17).
4. Евтушенко Г. Н., Белова Е. А. Роль артпедагогики и арт-терапии в гармоничном развитии ребенка с проблемами [Электронный ресурс] // Интерактивная наука. - 2016. - № 2. - С. 85-88. - Режим доступа: http://cyЪerleninka.ru/article/n/rol-artpedagogiki-i-art-terapii-v-garmonichnom-razvitii-reЪenka-s-proЪlemami (дата обращения: 12.01.17).
5. Забара Л. И., Якина Л. Н. Инновационные технологии в методике преподавания МХК // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 5. - С. 20-24.
6. Закирова В. Г., Камалова Л. А. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема [Электронный ресурс] // ^чальная школа сегодня: проблемы социализации : сб. ст. Mеждyнар. науч.-практ. конф. (Казань, 23-24 апр. 2014 г.). - Казань : КФУ, 2014. - С. 4-ll. - Режим доступа: http: //kpfu.ru//staff_files/Fl4720452l4/Socializaciya_mladshego_shkolnika_kak_pedagogicheskaya_proЪlema •pdf (дата обращения: 11.01.17).
7. Копытин А. И., Свистовская Е. Е. Арт-терапия детей и подростков [Электронный ресурс]. - M. : Когито-Центр. - 20l4. - 197 с. - Режим доступа: http://Ъpaonline•ru/content/files/upload/l3l/kopyitin_svistovskaya_art-terapiya_detej_i_podrostkov•pdf (дата обращения: 12.01.17).
8. Копытин А. И. Арт-терапия в контексте культуры и технологии [Электронный ресурс] // Арт-терапия и творческое самовыражение в сохранении здоровья и развитии человеческого потенциала : тез. докл. Mеждyнар. конф. по терапии искусством Москва, 9-11 апр. 2010 г.). - M., 20ll. - Режим доступа: http: //rusata.ru/art-terapiya_v_proshlom_i_nastoyasc?view=5262820l (дата обращения: 27.01.17).
9. Клочкова Л. И. Реализация идей ресурсного подхода в развитии воспитания школьников: к вопросу о системе понятий [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 20l4. -№ 3. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=l282l (дата обращения: 17.12.16).
10. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб. : Речь, 2003. - 256 с.
11. Перевышина H. Ю. Арт-технологии в музыкальном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://academicon•ru/puЪl/pedagogika_socialnaja/perevyshina_n_ju_art_tekhnologii_v_muzykalnom_oЪrazov anii_detej_s_ogranichennymi_vozmozhnostjami_zdorovja/8-l-0-320 (дата обращения: 14.02.17).
12. Российская энциклопедия социальной работы / под общ. ред. Е. И. Холостовой. - M. : Дашков и К,
20l6.
13.Тимонин А. И. Теоретические подходы к обоснованию понятий «потенциал» и «ресурс» в педагогике [Электронный ресурс] // Экономика образования. - 2008. - № 4. - С. l70-l72. - Режим доступа: http://cyЪerleninka•ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-oЪosnovaniyu-ponyatiy-potentsial-i-resurs-v-pedagogike (дата обращения: 16.02.17).
14. Философия науки: словарь ключевых терминов / под ред. С. А. Лебедева. - M. : Академический проект, 2006. - С. 7l0-7l8.
15. Яфальян А. Ф. Влияние искусства иа духовное здоровье ребенка в условиях школы самовыражения // Педагогическое образование в России. - 2009. - № l. - С. l30-l4l.
REFERENCES
1. Belyaeva L. A., Chugaeva I. G. Tsennostno-smyslovoe modelirovanie na urokakh mirovoy khudozhestven-noy kul'tury // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 20ll. - № 1. - S. l26-l33.
2. Betenski M. Chto ty vidish'? Novye metody art-terapii / per. s angl. M. Zlotnik ; pod red. S. P'yankovoy. -M. : Eksmo-Press, 2002. - 25l s.
3. Dzhennings S., Minde A. Sny, maski i obrazy. Praktikum po art-terapii [Elektronnyy resurs] / per. s angl. I. Dinershteyn. - M. : Eksmo, 2003. - 384 s. - Rezhim dostupa: http: //www.e-reading.mobi/bookreader.php/l07286/Dzhennings_-_Sny%2C_maski_i_obrazy.pdf (data obrashcheniya: l7.0l.l7).
4. Evtushenko G. N., Belova E. A. Rol' artpedagogiki i art-terapii v garmonichnom razvitii rebenka s problemami [Elektronnyy resurs] // Interaktivnaya nauka. - 20l6. - № 2. - C. 85-88. - Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-artpedagogiki-i-art-terapii-v-garmonichnom-razvitii-rebenka-s-problemami (data obrashcheniya: l2.0l.l7).
5. Zabara L. I., Yakina L. N. Innovatsionnye tekhnologii v metodike prepodavaniya MKhK // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 20l3. - № 5. - S. 20-24.
6. Zakirova V. G., Kamalova L. A. Sotsializatsiya mladshego shkol'nika kak pedagogicheskaya problema [Elektronnyy resurs] // Nachal'naya shkola segodnya: problemy sotsializatsii : sb. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Kazan', 23-24 apr. 20l4 g.). - Kazan' : KFU, 20l4. - S. 4-ll. - Rezhim dostupa: http://kpfu.ru//staff_files/Fl4720452l4/Socializaciya_mladshego_shkolnika_kak_pedagogicheskaya_problema .pdf (data obrashcheniya: ll.0l.l7).
7. Kopytin A. I., Svistovskaya E. E. Art-terapiya detey i podrostkov [Elektronnyy resurs]. - M. : Kogito-Tsentr. - 20l4. - l97 s. - Rezhim dostupa: http://bpaonline.ru/content/files/upload/l3l/kopyitin_svistovskaya_art-terapiya_detej_i_podrostkov.pdf (data obrashcheniya: l2.0l.l7).
8. Kopytin A. I. Art-terapiya v kontekste kul'tury i tekhnologii [Elektronnyy resurs] // Art-terapiya i tvorcheskoe samovyrazhenie v sokhranenii zdorov'ya i razvitii chelovecheskogo potentsiala : tez. dokl. Mezhdunar. konf. po terapii iskusstvom (Moskva, 9-ll apr. 20l0 g.). - M., 20ll. - Rezhim dostupa: http://rusata.ru/art-terapiya_v_proshlom_i_nastoyasc?view=5262820l (data obrashcheniya: 27.0l.l7).
9. Klochkova L. I. Realizatsiya idey resursnogo podkhoda v razvitii vospitaniya shkol'nikov: k voprosu o sisteme ponyatiy [Elektronnyy resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 20l4. - № 3. - Rezhim dostupa: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=l282l (data obrashcheniya: l7.l2.l6).
10. Lebedeva L. D. Praktika art-terapii: podkhody, diagnostika, sistema zanyatiy. - SPb. : Rech', 2003. - 256 s.
11. Perevyshina N. Yu. Art-tekhnologii v muzykal'nom obrazovanii detey s ogranichennymi vozmozh-nostyami zdorov'ya [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://academicon.ru/publ/pedagogika_socialnaja/perevyshina_n_ju_art_tekhnologii_v_muzykalnom_obrazov anii_detej_s_ogranichennymi_vozmozhnostjami_zdorovja/8-l-0-320 (data obrashcheniya: l4.02.l7).
12. Rossiyskaya entsiklopediya sotsial'noy raboty / pod obshch. red. E. I. Kholostovoy. - M. : Dashkov i K,
2016.
13.Timonin A. I. Teoreticheskie podkhody k obosnovaniyu ponyatiy «potentsial» i «resurs» v pedagogike [Elektronnyy resurs] // Ekonomika obrazovaniya. - 2008. - № 4. - S. 170-172. - Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-obosnovaniyu-ponyatiy-potentsial-i-resurs-v-pedagogike (data obrashcheniya: 16.02.17).
14. Filosofiya nauki: slovar' klyuchevykh terminov / pod red. S. A. Lebedeva. - M. : Akademicheskiy proekt, 2006. - S. 710-718.
15. Yafal'yan A. F. Vliyanie iskusstva na dukhovnoe zdorov'e rebenka v usloviyakh shkoly samovyrazheni-ya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2009. - №1. - S. 130-141.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. А. П. Усольцев.