ББК 60.524.258
М. В. Пастухова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМАТИКИ ДЕВИАНТНОГО ОТЦОВСТВА
Изучение родительства и детско-родительских отношений в настоящее время является одним из приоритетных направлений как отечественной, так и зарубежной психологической науки.
В современном мире среди наиболее остро звучащих вопросов воспитания детей в семье и детско-родительских отношений, таких как однодетность семей и падение рождаемости, жестокое обращение с детьми, алкоголизм и наркомания родителей, предпочтение работы воспитанию детей, на первый план выступают проблемы воспитания детей в неполных и незарегистрированных семьях.
В современном обществе наблюдается стойкая тенденция к кризису социального института семьи, который проявляется главным образом в увеличении числа разводов среди супружеских пар и в возрастании количества незамужних матерей, а также в появлении определенной категории людей, предпочитающих семье одинокий образ жизни. Все это не только отражается в демографическом спаде, но и отрицательно влияет на развитие и воспитание подрастающего поколения. Сложившаяся ситуация крайне негативно сказывается на детско-родительских отношениях, т. к. только в традиционной семье отец имеет возможность для полноценного общения с ребенком.
Отдельно выступает проблема недостаточного взаимодействия отца и ребенка в полной семье, когда по причине постоянной занятости или нежелания общаться отец не уделяет должного внимания своему ребенку и лишь формально находится в роли отца, что также отрицательно отражается на развитии и воспитании детей.
Различные проблемы детства и родительства остаются актуальными на протяжении многих десятилетий истории общества и приобретают особую значимость в настоящее время. По словам О. А. Карабановой, семья как культурно-исторический феномен в своей истории и развитии отражает принципиальные сдвиги и изменения, происходящие в обществе [6, с. 106].
Появление в последние годы государственных программ, призванных поддержать социальный институт семьи, во-первых, подтверждает значимость данной проблематики, во-вторых, подчеркивает то, что семья в наши дни нуждается в помощи. Это согласуется с мнением Н. А. Зелевской о том, что в настоящее время снижается социальная значимость материнства и отцовства [5].
Многие современные авторы, занимающиеся изучением различных аспектов отцовства и влияния отца на личность ребенка, подчеркивают, что, несмотря на бесспорную актуальность данных вопросов, проблематика роли отца в настоящее время остается практически неизученной (Ю. В. Евсеенкова [3], Т. Б. Беляева [1], В. И. Крюкова [8]и другие)
При этом проблематика девиантного отцовства, вопреки своей очевидной значимости и понятности, остается еще менее разработанной, чем проблематика
© Пастухова М. В., 2011
отцовства в целом, и часто сводится к изучению вопросов воспитания ребенка в неполной семье или подменяется ими.
Однако, согласно Р. В. Манерову, проблемы, связанные с девиантным отцовством, являются весьма острыми и актуальными в наше время [10]. Р. В. Манеров перечисляет следующие формы отклоняющегося отцовского поведения, часто сочетающиеся и дополняющие друг друга: уход из семьи, отказ от совместной жизни с супругой (подругой) и своим (часто еще не родившимся) ребенком; проявление насилия по отношению к своему ребенку; безразличное отношение к нему.
Причины отклоняющегося отцовского поведения, по словам Р. В. Манерова, следует искать прежде всего в эгоцентризме, инфантильности, сексуальной неразборчивости мужчин. А это, в свою очередь, связано с низким уровнем сформированности матрицы отцовского отношения [10].
Согласно Р. В. Манерову, вопрос о готовности мужчин к отцовству стоит весьма остро и проблемно. Можно с уверенностью предположить, что на успешность адаптации к отцовской роли влияет большое количество сложновзаимодействующих факторов, таких как личностные особенности (прежде всего особенности личностной адаптации как свойство личности), история жизни, особенности взаимоотношений со своим отцом, модель отцовства своего отца, культурные, социальные и семейные особенности, физическое, психическое и психологическое здоровье [10].
Ю. В. Борисенко, А. Г. Портнова в своей работе опираются на данные, согласно которым многие проблемы мужчин, бегущих от отцовства, обусловлены прежде всего ролевым конфликтом: для одних роль отца несовместима с профессиональным ростом и ролью «свободного» мужчины, для других сложности взаимоотношений с собственными родителями и связанная с этим безответственность являются препятствием для выполнения отцовской роли [2, с. 127].
Что касается отцов аномальных детей, то Л. А. Пастухова в процессе диссертационного исследования получила следующие данные: многие из отцов при рождении ребенка с нарушенным развитием склонны к реакции психологического отказа от него чаще всего тогда, когда речь идет о сыне. Причинами этого являются ориентация отцов на будущее и более сильное, чем у матерей, ощущение своей ущербности перед социумом из-за дефекта ребенка, снижение самооценки, что приводит к гневу и агрессивности по отношению к другим членам семьи [12, с. 51—52].
По нашему мнению, проблематика девиантного отцовства имеет взаимосвязь с патернальной (отцовской) депривацией, о которой пишет Н. В. Федорова [14]. Согласно данному автору, патернальная депривация возникает в случае отсутствия отца или его отчужденности от ребенка. О ней можно говорить, когда дети живут со своими незамужними или по иным причинам одинокими матерями [14, с. 442—443].
По М. О. Ермихиной, существует связь между безучастностью отца в семье и оценкой своего ребенка как зависимого и несамостоятельного. Невнимательность, дистанцирование отца от воспитания детей, семейных забот нередко является для ребенка показателем того, что он не любим, обделен вниманием, в данном случае со стороны отца. В связи с этим в его характере начинают складываться такие черты, как зависимость, несамостоятельность, которые в какой-то степени направлены на привлечение внимания, в частности со стороны отца [4, с. 69—71].
Важно подчеркнуть, что тяжелее всего переносят отсутствие отца мальчики до четырех лет. Если мальчик теряет отца в первые четыре года своей жизни, то это сказывается на нем даже спустя многие годы, когда он становится подростком, а затем юношей (А. М. Фонарев) [13, с 109].
Н. А. Коркина приводит данные о том, что дети «холодных» отцов чаще застенчивы, тревожны, их поведение более антисоциально. Напротив, эмоциональная близость с отцом положительно отражается на ребенке [7, с. 122].
Нельзя не сказать, что проблема родительской депривации связана с проблематикой ненадлежащегородительства, о которой пишет О. В. Лопес Гильермо [9, с. 276]. В свете изучаемого нами вопроса данное явление касается отцовского поведения, ведь очевидно, что девиантное отцовство — это и есть ненадлежащее родительство.
На основании изученной литературы (Р. В. Овчарова [11], Р. В. Манеров [10], Н. В. Федорова [14] и другие) нами была предпринята попытка разработки модели развития отцовства.
По нашему мнению, модель развития отцовства определяется следующими параметрами: психологической готовностью, адаптированностью, устойчивостью.
Психологическая готовность понимается нами как сформировавшееся в процессе онтогенетического и социального развития мужчины желание продолжить свой род и способность испытывать родительские чувства, в основе которых в качестве запускающего механизма лежит отцовский инстинкт.
Адаптированность, по нашему мнению, — это позитивное личностное принятие собственного статуса отца в психологическом, социальном, демографическом, экономическом и других аспектах.
Устойчивость — стабильность ролевых установок мужчины-отца в процессе воспитания, развития и социализации ребенка.
Психологические особенности развития отцовства в норме и девиации представлены
Рис. 1. Психологические особенности развития отцовства
Как видно из схемы, развитие отцовства может происходить в двух направлениях: положительном (норма) и отрицательном (девиация).
Что касается нормального развития отцовства, то его можно представить в виде последовательно сменяющихся фаз, поочередно наступающих одна за другой. Так, при условии психологической готовности к отцовству мужчина успешно адаптируется к роли отца и с наступлением следующей фазы — устойчивости — проявляет стабильность ролевых установок в процессе воспитания, развития и социализации ребенка.
При девиантном отцовстве могут наблюдаться следующие варианты нарушений в проявлении той или иной фазы.
Первый вариант обусловлен отсутствием психологической готовности к отцовству, что приводит к так называемому сбою в остальных фазах: психологически не готовый к отцовству мужчина не может успешно адаптироваться к роли отца и, как следствие, не проявляет устойчивости ролевых установок, необходимых для успешного воспитания ребенка.
Второй вариант представлен нарушением, возникшим во второй фазе — в процессе адаптации к роли отца. При этом психологически готовый к отцовству мужчина по каким-либо причинам не адаптируется к отцовству, и тогда наступает дезадаптация, а затем и неустойчивость ролевых установок.
Третий вариант связан с нарушением третьей фазы развития отцовства. В этом случае психологически готовый к отцовству мужчина после адаптации к роли отца проявляет нестабильность ролевых установок в процессе воспитания, развития и социализации ребенка.
При этом обращает на себя особое внимание то, что проблемы отклоняющегося отцовского поведения, ненадлежащего родительского поведения отца и патернальной депривированности ребенка взаимосвязаны и последовательно вытекают одна из другой. Запускающим механизмом при этом является девиация в сфере отцовства. Данная точка зрения представлена в диаграмме (рис. 2).
Девиантное отцовство
Ненадлежащее родительство
Патернальная депривация
Рис. 2. Девиация в сфере отцовства как причина ненадлежащего родительства
и патернальной депривации
Важно подчеркнуть, что в качестве решения проблем девиации в сфере отцовства могут быть разработаны методы психологической помощи и психологической коррекции для успешной адаптации таких мужчин к отцовству [10].
Также нельзя не сказать то, что, согласно Р. В. Овчаровой [11], чем выше ценностная значимость семьи для мужчины, тем активнее он участвует в воспитании ребенка.
Проблематика изучения отклоняющегося отцовского поведения является чрезвычайно актуальной на современном этапе развития общества и имеет широкие перспективы развития, как в нашей стране, так и за рубежом.
Библиографический список
1. Беляева Т. Б., Сокол О. В. Стереотипы современного отцовства // Психологические проблемы современной российской семьи : материалы Второй Всерос. науч. конф. : в 3 ч. / под ред.
B. К. Шабельникова, А. Г. Лидерса. М., 2005. Ч. 1. С. 123—132.
2. Борисенко Ю. В., Портнова А. Г. Проблема отцовства в современном обществе // Вопр. психологии. 2006. № 3. С. 122—130.
3. Евсеенкова Ю. В. Система отношений в диаде «отец — ребенок» как фактор развития личности // Семейная психология и семейная терапия. 2003. № 4. С. 30—47.
4. Ермихина М. О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов : дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2004. 168 с.
5. Зелевская Н. А. Проблема воспитания детей в семье в русской педагогике второй половины XIX — первой половины XX века : дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2003. 169 с.
6. Карабанова О. А. Образ детско-родительских отношений у современных российских подростков // Психологические проблемы современной российской семьи. Ч. 2. С. 105—111.
7. Коркина Н. А. Отцовство в современной семье // Там же. Ч. 1. С. 117—123.
8. Крюкова В. И. Отношение отца к новорожденному // Там же. Ч. 2. С. 241—243.
9. Лопес Гильермо О. В. Ненадлежащее родительство как предпосылка криминальной мотивации несовершеннолетних // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. СПб., 2004. № 4 (7).
C. 271—281.
10. Манеров Р. В. Психология отцовства // Ежегодник Рос. психол. о-ва : материалы 3-го Всерос. съезда психологов, 25—28 июня 2003 г. : в 8 т. СПб., 2003. Т. 5. С. 284—288.
11. Овчарова Р. В. Психология родительства. М. : Академия, 2005. 368 с.
12. Пастухова Л. А. Детско-родительские отношения в семьях с детьми, имеющими недоразвитие интеллекта : дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2006. 216 с.
13. Развитие личности ребенка / под ред. А. М. Фонарева. М. : Прогресс, 1987. 269 с.
14. Федорова Н. В. Патернальная депривация в условиях семейного воспитания // Психологические проблемы современной российской семьи. Ч. 3. С. 442—444.