БИБЛИОСФЕРА, 2014, № 3, с. 90-96
Дискуссии
УДК 1:159.955 ББК 87.153.4+88.251.31
ФЕНОМЕН ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ1 © Б. Б. Леонтьев, 2014
Федеральный институт сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса 127434, г. Москва, Дмитровское шоссе, 3/1
Дано описание нового понятия - феномена интеллектуальной природы как одного из наиболее масштабных и сложных для науки природных феноменов, понимание которого может начать новую эру в развитии науки, экономики, политики и всей цивилизации. Прогнозируются последствия его введения в научный оборот. Оцениваются шансы России стать мировым лидером в этом направлении и качественно развить социальные, технические и фундаментальные научные знания.
Ключевые слова: закон, интеллектуальная природа, наука, открытие, перспектива, прогноз, прогресс, развитие, человечество.
A description of a new concept - the phenomenon of intellectual nature as one of the most large-scale and complex for science natural phenomena, understanding of which may start a new era in the development of science, economics, policy and civilization, is given. The consequences of its introduction into scientific use are predicted. The chances of Russia to become a world leader in this direction and efficiently develop social, technical and fundamental scientific knowledge are estimated.
Key words: law, intellectual nature, science, discovery, forecast, progress, development, mankind.
В институте СОИС (Федеральный институт сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса) в последнее десятилетие было проведено немало комплексных исследований и получено значительное количество новых и весьма важных для науки результатов, некоторые из которых можно отнести к категории полноценных научных открытий. Одно из таких, по нашему мнению, - открытие «интеллектуальной природы» как нового научного интегрального природного феномена.
Истоки интеллектуальной природы
Человек как особый биологический вид существует в земной биосфере более 4 млн лет, а по отдельным источникам - около 4,6 млн лет [1]. История человека начинается с применения камня, палки и огня в качестве технических инструментов адаптации к среде, существенно расширяющих его функциональные возможности. Возникновение и развитие языка имеет более глубокую историю, учитывая, что примитивный язык есть у всех без исключения высших животных [2, с. 140-205]. Развивая семейные и родовые отношения, язык и собственную систему знаний, человек стал «обрастать» новыми средствами техники - копьями, луками, стре-
лами, ножами, топорами, веревками и т. д. Повышенное внимание лидеров племен к изготовлению технических средств труда, кооперации мастеров и общей организации жизнедеятельности общины вели к постепенному и разностороннему накоплению знаний и переходу в новое качество способностей, возможностей и отношений. Это новое качество породило феномен, который мы сегодня называем интеллектом. Прогресс того времени шел крайне медленно за счет мелкой рационализации, а потери умельцев-изготовителей изделий на охоте, в междоусобных конфликтах, от болезней и прочих напастей были порой невосполнимыми. Поэтому развитие первобытного общества было крайне неравномерным, шло с большими остановками и отступлениями в прошлое. На определенных исторических этапах прогресс сменялся регрессом [3, с. 72, 149, 210; 4, с. 450-469].
Ведя речь об интеллектуальной природе как следующей ступени после неживой и живой, мы не должны переоценивать ее возможности, как это сделано в некоторых религиозных доктринах, где человек (сын божий) выше по духу и мощи всего живого и даже неживого. Человек - производная из биосреды, но не столь агрессивная к своим конкурентам как прочие виды в биосреде. У людей конкурентные преимущества все более определя-
1 Редакция журнала решила опубликовать статью дискуссионного характера, с выводами которой не вполне согласна.
ются интеллектуальной конкуренцией, которая должна быть в центре внимания любых умных государств, регионов, предприятий. Интеллектуальная конкуренция уже давно присутствует в современном обществе во всех сферах отношений людей -экономике, политике, социальной сфере, области культуры, науки и техники. Любое сотрудничество подразумевает конкуренцию, нормативной основой которой служит интеллектуальная собственность как система нормативных требований, знаний, механизмов взаимодействия.
У интеллектуальной природы есть три вектора саморазвития: безопасность и самосохранение, комфортное процветание, самовыражение. Если человек будет вести себя эгоистично и безответственно, он начнет рубить сук, на котором сидит, т. е. уничтожать биосреду. Это приведет к самоликвидации биоприроды и, соответственно, гибели интеллектуальной природы.
Сегодня непреднамеренное уничтожение биосреды идет повсеместно путем неконтролируемого расширения производственной деятельности и роста мирового производственного потенциала. Этот незримый для людей процесс, с одной стороны, локально ускоряет развитие интеллектуальной природы, с другой - медленно убивает биосреду. Процесс исторического взаимодействия трех видов природы и деформации биологической природы представлен на рис. 1.
Если биоорганизмы не ведают, что творят, и практически полностью зависят от среды, где они рождаются, развиваются и функционируют, то у интеллектуальных организмов все иначе. Начиная с определенного возраста благополучие человека зависит от того, насколько он сам себя осознал и адаптировался к среде обитания и своей собственной природе, заложенной в генах. Среда может ускорить либо притормозить активную самоорганизацию и самосовершенствование индивида и всей интеллектуальной природы. Она может стимули-
ровать само интеллектуальное начало в процессе активного саморазвития природы.
Многие представители интеллектуальной природы, т. е. люди, не достигают полноценной всесторонней самоорганизации, прежде всего в сфере интеллектуальной деятельности. У них самоорганизация происходит в рамках их работы, где они выполняют конкретные технические функции в составе тех организаций и под началом тех руководителей, которые их вовлекли в свой оборот. Широкий и общесистемный взгляд на себя и среду отличает многих предприниматели и авторов произведений от остальных граждан. Именно по пути широкомасштабного воспроизводства предпринимателей и творческих деятелей идут страны Евросоюза, США, Германия, Япония, Южная Корея и Республика Сингапур. Именно на этих территориях требования к экологии постоянно ужесточаются по мере развития промышленности. Однако флора и фауна на нашей планете находятся в катастрофическом состоянии. Недостаточная контролируемость интеллектуальной природы ведет к росту заболеваний. Качество жизни людей и всей интеллектуальной природы зависит от общего и индивидуального интеллекта.
Интеллект - способность быстрее и качественнее адаптироваться в среде за счет знаний, действий, навыков и опыта. Основная способность интеллекта проявляется в уровне системного мышления тактического и стратегического. Это способность компетентно понимать и реагировать на изменения и требования окружающей среды.
Интеллект (от лат. ШеПе^ш - понимание), общая познавательная способность, которая проявляется в том, как человек воспринимает, объясняет и прогнозирует происходящее, какие решения он принимает и насколько эффективно действует (прежде всего в новых, сложных или необычных ситуациях) [5, с. 429]. Основа интеллекта - системно накопленные и системно используемые знания.
Начало интеллектуальной природы Земли
Кривая деформации живой природы
Точка самоликвидации
живой и интеллектуальной природы
Рис. 1. Модель появления и развития на Земле трех видов природы - неживой, живой и интеллектуальной
Под знаниями мы понимаем убеждения, демонстрирующие способность понимать проблемы и их разрешать. Полноценные знания всегда сопровождаются навыками и умениями воплощать свои, чужие или общественные идеи.
Знание - результат процесса познания, обычно выраженный в языке или иной знаковой форме. Согласно наиболее распространенной трактовке в современной эпистемологии, знание - это соответствующее реальному положению дел (истинное), обоснованное фактами и рациональными аргументами убеждение человека.
Различают: знание, существующее в сознании отдельных людей, и объективированное знание, зафиксированное в различных текстах; знание-знакомство, знание-умение (знание как) и знание-информацию (знание что), которое характеризует некоторое состояние дел и может быть выражено в суждениях. В эпистемологии главное внимание уделяется знанию-информации, ибо только его можно недвусмысленно оценивать как обоснованное или необоснованное, достоверное или недостоверное, истинное или ложное.
Выделяют также знание обыденное и научное. Обыденное опирается на здравый смысл и повседневный опыт человека, служит для его ориентации в окружающем мире. Научное знание отличает систематичность и опора на целенаправленные познавательные процедуры. Его отличительные особенности: непротиворечивость, эмпиричность, проверяемость, логичность и эмпирическая обоснованность. Научное знание выражает закономерные связи изучаемой предметной области, относящейся, как правило, к идеализированным, абстрактным объектам. Некоторые исследователи, например, английский ученый М. Полани, полагают, что в науке наряду с вербальным имеется еще неявное знание, представленное навыками, умениями и личным опытом ученого [6, с. 520].
Накопление и расширение знаний способствовало разделению труда, которое изначально начинается с разделения функций внутри семьи. Знания без навыков и опыта - игра воображения, которой не хватает истинности, достоверности и практичности. Ценность индивида в общине всегда базировалась на умении создавать что-то полезное, а не на громких сенсационных заявлениях и даже не на способностях убеждать. Тем не менее общинные знания развивались и на навыках как способностях что-то производить, и на плановых ожиданиях, предсказаниях, фантазиях, мечтах, которые мудрецы и ученые пытались объединить в единую идеологию.
В нашем сознании общие, мировоззренческие и оценочные, в том числе философские и фантазийные идеи воспроизводятся преимущественно в правом полушарии головного мозга, а доказатель-
ные, обоснованные, истинные или реальные - в левом. Правое полушарие пространственное, где у каждой ценности свое место, левое - временное, логическое, процессуальное и операционное [7, с. 165185]. Все творчество человека исторически разделено на художественное и научное, как чувство и разум. Развитие интеллекта исторически шло по этим принципиально разным и порой взаимодополняющим друг друга направлениям. В языковом отношении вся цивилизация разделена по тому же принципу на иероглифические языки - восточные, и фонетические (логические) - западные.
Закон асимметрии, или двоичности, - один из наиболее общих законов природы нами описан в «Современной теории идей» [8, с. 295-309]. Асимметрия проявляется в микромире физики, биологии и астрономии. Накопление технических средств и способов их изготовления рождало новые слова, расширяло тезаурус, обогащало язык. Язык стал средством общения, накопления знаний, а также развития способностей, навыков и креативности в восприятии мира и реагировании на ситуации, тенденции, явления. Именно накопление технических средств последовательно фиксировало и развивало достигнутый качественно новый уровень техники и соответствующие им организационные отношения. Именно техника и технологии закрепляли эти качественно новые уровни развития общества. Истинность и достоверность технических знаний служили точками реального роста общего количества и качества комплексных знаний. Технические знания были своеобразным скелетом, основой ценных изделий, технологий производства, форм организации и всех остальных знаний развивающегося человеческого общества. Создание любых материальных ценностей начиналось с воспроизведения в сознании, на чертежах, в общении конкурентных технических знаний. Они определяли формы отношений, развивали язык, социальные ценности, порождали новые фантазии, укрепляли мечты и новые идеалы относительно лучшей жизни (рис. 2).
Таким образом, появление человека и развитие человеческого рода ознаменовало собой возникновение и развитие интеллектуальной природы как новой и более сложной, надстроечной надбиологи-ческой. Основными стимулами, интересами и главным вектором развития на начальном этапе становления интеллектуальной природы были и остаются безопасность и благополучие индивида, его семьи, племени, рода. Вторичные интересы: обучение детей, обустройство жилища и семейные игры.
Выделение человека из биологической природы произошло за счет естественного отбора, где он среди всех прочих животных оказался самым универсальным, энергоэкономичным, умелым и быстро адаптируемым. Явными преимуществами человека среди других животных стали прямохождение,
Рис. 2. Базовая модель исторически развивающегося интеллекта
пятипалость, всеядность, гортань и, наконец, аг-регарность как способность к взаимоподдержке друг друга, почти отсутствующая у остальных организмов животного мира. Длительному улучшению универсализма способствовали инстинкты безопасности, комфортности и самовыражения, где в центре находились интересы и стимулы семейной жизни, породившие традиции, базовые правила общежития и в целом культуру. Культурные традиции были естественным следствием биологической природы. В интеллектуальной природе культурные и технические достижения стали закрепляться нормативно и законодательно.
Феноменами и одновременно интегральными междисциплинарными индикаторами вновь развивающейся интеллектуальной природы стали:
• техника и технологии производства предметов и средств труда (зародились примерно 4,6 млн лет назад);
• язык и культура, формировавшиеся как следствие развития первого феномена, медленно расширяющегося во времени;
• правила, нормы, нормативные акты, законы, конвенции и другие нормативные регуляторы, фиксирующие культурные достижения общества;
• религия и затем философия как предзнание смысла и этики своего существования, стали зарождаться примерно 200 тыс. лет назад [4, с. 112];
• наука и образование, зарождались в примитивной форме 5-6 тыс. лет назад и затем в эпоху Возрождения как следствие интенсивного развития изобретательской деятельности;
• идеология как интегральное знание, следствие развития идей Пифагора, Сократа, Платона, Фичино, Декарта, Локка, Юма, Лейбница, Канта, де Траси, Гегеля;
• институт интеллектуальной собственности как формализованный саморазвивающийся социально-экономический механизм, обеспечивающий оптимальный порядок в современной интеллектуальной природе.
До недавнего времени были выявлены инстинкты высших животных организмов: дыхательный, сосательный, самосохранения как совокупность инстинктов оборонительного и питательного. Обычно половой инстинкт отличают от инстинкта самосохранения, хотя подсознательно они связаны друг с другом. Названные инстинкты действуют и в организмах интеллектуальной природы.
По нашему мнению, имеются еще дополнительные инстинкты общей безопасности, комфортности и самовыражения. Отнесем их к более сложным механизмам самоорганизации (рис. 3). Эти механизмы мы можем наблюдать лишь последние 23 тыс. лет, когда материальное благополучие, повышающее уровень безопасности, позволило человеку более избирательно и интенсивно развивать свой интеллект различными играми и увлечениями, которые тоже можно отнести к категории саморазвлечения. Наиболее интеллектуалоемкие игры-увлечения: поэзия, живопись, скульптура, философия и наука. Желание оставить потомкам свое интеллектуальное наследие можно отнести к инстинкту самосохранения рода и вида.
ОС механизмов активной самоорганизации
ОС механизмов пассивной самоорганизации
Рис. 3. Базовые инстинкты и соответствующие им механизмы самоорганизации человека
Неизменным источником всех векторов развития интеллектуальной природы являются механизмы ее саморегулирования, исходящие из закона монизма, саморазвития идеи блага как безначального начала и закона двоичности, т. е. двух базовых асимметрий человека - физиологическо-интеллек-туальной и полово-гендерной.
С одной стороны, мы наблюдаем за весьма медленным, саморазвивающимся и в общем целенаправленным процессом преобразования сугубо физиологических потребностей, интересов и функциональных механизмов человека в нейрофизиологические и интеллектуальные. Почти все продукты питания, медикаменты, спортивные мероприятия становятся наукоемкими. С другой стороны, очевидно медленное нарастание доминанты сугубо половой асимметрии в гендерную, т. е. от понимания пола как чисто физиологического фактора к пониманию пола как социального фактора (гендер - социальный пол во всем многообразии его понимания) и далее - в политический фактор. Согласно последнему демагоги и лжеученые того же Запада пытаются внедрить идею демократии и рекламы физиологически ущербных граждан, необходимых бездарным политиканам. В целом же интеллектуальная природа как саморазвивающийся феномен в своем естественно-природном контексте становится более понятной и прогнозируемой по всем долгосрочным ожиданиям. Введение понятия «интеллектуальная природа» и исследование феномена интеллектуальной природы, по нашему мнению, предполагает значительные изменения в науке, экономике и социальной сфере.
Следствия открытия интеллектуальной природы
Открытие интеллектуальной природы после его системного осмысления учеными, политиками и интеллектуалами вносит множество постепенных изменений. Для начала весьма существенным коррективам подвергнутся отдельные важные сферы общественных отношений, включая науку, технику, экономику, философию, религию и, соответственно, литературу и искусство. Все следствия можно разделить на тактические и стратегические. Пока резонно говорить лишь о тактических, т. е. первичных следствиях применения нового знания в мире.
В науке в недалеком будущем сформируется доминанта ее общего целевого векторного развития, где нейрофизиология и идеология приобретут совершенно ясный контекст общей интеллектуализации. Нейрофизиология должна развиваться системно и комплексно, а не фрагментарно и локально, как сейчас. Научная идеология наконец-то сменит философию. В результате в общественном сознании произойдет переход от донаучного знания к под-
линно научному, более обоснованному, качественному, комплексному и системному. Общественная наука станет ориентированной исключительно на практику, на результат. Основной задачей научной идеологии является систематизация и интеграция всех наук с целью более цельного и гармоничного развития интеллектуальной природы.
Техника становится все более адаптивной и многофункциональной помощницей человека, обеспечивающей его всевозможные расширяющиеся потребности - физиологические, энергетические, интеллектуальные. Современная техника все более компактная, многоматериальная, менее материало-емкая, более надежная и эффективная. Наиболее интенсивное развитие получают средства и технологии интеллектуализации человека.
Уже сегодня появляется «умная» техника: «умные дома», «умные системы отопления», «умная бытовая техника». Новосибирская научно-производственная фирма «ГРАНЧ» разработала и тиражирует по всему миру комплекс «Умная шахта», где реализованы системы оповещения, определения местонахождения персонала, поиска людей, застигнутых аварией. Этот комплекс обеспечивает также многофункциональное измерение, контроль и управление состоянием атмосферы внутри шахты. Умная техника активно разрабатывается в России и за рубежом.
В социальных науках понятие «интеллектуальная природа» является системообразующим для всей системы социальных знаний, всех научных дисциплин, составляющих единую систему социальных наук. Методы, факторы, технологии, организационные системы, вся сфера управления и оценки результатов человеческой деятельности и самовыражения является лишь контекстом понятия «интеллектуальная природа».
Обновление элементов интеллектуальной природы происходит не одинаково, так как уровень интеллектуальности субъектов интеллектуальной природы не одинаков. Лидерами являются те субъекты, которые быстрее и качественнее обновляются. Процесс обновления в первую очередь затрагивает частные и общие системы знания. Скорость обновления знаний и качество результатов - определяющие критерии лидерства субъектов интеллектуальной природы.
Экономика как «наука, изучающая секторы и отрасли народного хозяйства страны или отдельных регионов» [9, с. 1447] превращается в системное, прозрачное и предсказуемо развиваемое научное знание. Это происходит за счет того, что она становится трехфазной, т. е. основанной не на одном лишь, как сегодня, финансовом капитале, а на трех - интеллектуальном, финансовом и материальном. Системообразующим в экономике будет интеллектуальный капитал, определяющий меру
привлечения двух других. Бухгалтерия как базовый учетный механизм финансового контроля постепенно переходит на этот комплексный и всесторонний учет. Она все более широко и качественно учитывает нематериальные активы. Однако для современных финансистов интеллектуальный фактор до сих пор остается непонятным и недоиспользованным. Мы уже знаем, что функция интеллектуального капитала - системообразующая. Без него все субъекты экономики выглядят эклектично и описываются учеными, менеджерами и консультантами лишь фрагментарно, как совокупность нескольких методов.
Сегодня в институте СОИС интеллектуальный капитал человека и предприятия обоснованно рассматривается как капитал человеческий с его неотчуждаемыми знаниями и опытом и как отчуждаемая от персонала интеллектуальная собственность. Микроэкономика сосредоточится преимущественно на жизненных циклах наукоемких интеллектуальных технологий и продуктов человека. Макроэкономика будет отслеживать потенциалы и процессы притока в экономическом пространстве интеллектуального капитала.
Юриспруденция - «общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм» [9, с. 1476-1477] - получает свою научную основу. Об этом говорили Платон, Аристотель, Декарт, Локк, Лейбниц, Кант, Гегель, предполагавшие, что законы естественной природы должны пониматься и трактоваться как законы общества. Естественное право, о котором говорят юристы всего мира, должно состояться в качестве научного знания, системно изложенного и определяющего начало всей юриспруденции и фундамент всего правоведения.
Религия в будущем станет эффективной психологической помощью людям, интеллектуально потерянным, находящимся в состоянии заблуждения, отчаяния и растерянности. Религия должна помогать обретать надежду и веру людям, по самым разным причинам опоздавшим со своим системным интеллектуальным развитием.
С осмысления феномена интеллектуальной природы начинается новая эра научно-технического и социального развития человечества, предполагающая большую ответственность перед потомками и биоприродой.
Психология как «наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных» [9, с. 1022] уже сегодня становится все более ориентированной на интеллектуальные процессы, свойства и способности человека. В центр внимания попадают механизмы оценки проблемных ситуаций, в которых традиционно оказываются люди. Ученые все чаще изучают интеллектуальные проблемы и механизмы эффективного при-
нятия решений, технологии творческих процессов и роста интеллектуальной продуктивности. Социология - «наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей» [9, с. 1179]. С осознанием феномена интеллектуальной природы социология получает достаточно устойчивый и явно выраженный вектор. Общество социологами будет рассматриваться как совокупность субъектов интеллектуальной природы, ориентированная на стабильное разрешение проблем безопасности, комфорта и самовыражения в условиях постоянного роста общественных знаний и процессов развития, усложняющих и обновляющих его изнутри. Этому будут посвящены основные статистические исследования. Одной из главных проблем статистического исследования станут критерии безопасности и деформации биоприроды как основы полноценной жизнедеятельности человечества.
В исторической науке с открытием феномена интеллектуальной природы должны произойти, пожалуй, самые разительные перемены. Научная история из служанки вождей, монархов и политиков впервые начинает превращаться в реальную научную дисциплину, исследующую интеллектуальную историю общества.
В исторической науке будет поставлена совершенно ясная задача исследования роста или потери интеллектуального потенциала субъектов территорий за отдельные периоды некоего правления, царствования или междувластия. Кроме того, будет изучено, как за счет потери или роста интеллектуальности росло или убывало качество жизни, средняя продолжительность жизни населения и его лучших представителей.
По официальным источникам в большинстве случаев провести исторические измерения невозможно, в прошлом они не фиксировались и своевременных измерений до сих пор никто не проводил. Но по ряду косвенных признаков, связанных с развитием торговли, производства, языка, науки и культуры, определенные оценки и некоторые аналитические выводы сделать будет возможно.
Одним из основных аспектов исторических исследований станет языковая среда как фундаментальная основа возникновения и исторического развития интеллектуальности. Вместе с этнографами и лингвистами историки исследуют эти артефакты. Это необходимо, чтобы понимать прошлое и, соответственно, лучше и точнее прогнозировать будущее отдельных государств и народов в контексте всего человечества. Современные исторические исследования пока такой возможности не дают. Однако каждый историк должен четко понимать, что исследование прошлого необходимо
для прогнозирования будущего, а не для того, чтобы занимать население пикантными историческими подробностями, как это делают литераторы или недобросовестные историки. Отыскание и констатация исторических артефактов - только одна, хотя и важнейшая, процедура исторического исследования. Историки должны в итоге выявлять исторические закономерности развития интеллектуальной природы, начиная с отделения человека от остальных животных. Нынешняя история крайне мало дает для прогнозирования будущего. В целом же история - это наука о периодах развития интеллектуальной природы с учетом разного интеллектуального исторически изменяющегося пространства и менталитета людей.
Когда-то А. Бергсон отметил, что люди не способны видеть непрерывные процессы, им доступны лишь дискретные объекты, явления, имеющие начало и окончание. Однако именно непрерывные процессы несут с собой самые существенные изменения, они более важны, чем отдельные события. Историческая наука должна быть ориентирована прежде всего на изучение и отслеживание глобальных процессов и тенденций в прошлом для лучшего понимания будущего.
Таким образом, мы изложили тактические следствия осмысления феномена интеллектуальной природы, очевидные для автора. Стратегические следствия этого открытия будут состоять в том, что человечество в своем развитии еще более начнет
ускоряться и превращаться в единый интеллектуальный организм, основными функциями которого станут забота о безопасности, комфорте и свободе самовыражения. Впрочем, это отдельная тема для авторской публикации.
Литература
1. Вонг К. Первый из нашего племени // Мир науки. -2012. - № 6. - С. 4-15.
2. Бурлак С. А. Происхождение языка: факты, исследования, гипотезы. - М. : Астрель, 2012. - 297 с.
3. Бергсон А. Творческая эволюция / [пер. с фр. В. Флеровой]. - М. : Терра-Кн. клуб : Канон-пресс-Ц, 2001. -383 с.
4. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории: (проблемы палеопсихологии). - М. : ФЭРИ-В, 2006. -640 с.
5. Большая российская энциклопедия. В 30 т. Т. 11. Излучение плазмы - Исламский фронт спасения / отв. ред. С. Л. Кравец. - М. : Большая рос. энцикл., 2008. - 767 с.
6. Большая российская энциклопедия. В 30 т. Т. 10. Железное дерево - Излучение / отв. ред. С. Л. Кравец. - М. : Большая рос. энцикл., 2008. - 767 с.
7. Руководство по функциональной межполушарной асимметрии. - М. : Науч. мир, 2009. - 836 с.
8. Леонтьев Б. Б. Современная теория идей: методологические основы инновационной экономики. Ч. 1. -М. : ИНИЦ «ПАТЕНТ», 2010. - 343 с.
9. Большая российская энциклопедия. Энциклопедический словарь / отв. ред. С. Л. Кравец. - М. : Большая рос. энцикл., 2011. - 1518 с.
Материал поступил в редакцию 16.04.2014 г.
Сведения об авторе: Леонтьев Борис Борисович - доктор экономических наук, профессор, Генеральный директор ЗАО «СОИС», член-корреспондент РАЕН,
заместитель председателя Комитета по интеллектуальной собственности ТПП РФ, эксперт WIPO, эксперт НЦПИ при Минюсте РФ, эксперт Фонда «Сколково», e-mail: [email protected]