2002.
7. Кляшторный С.Г. Мифологические сюжеты в древнетюркских памятниках //-М., 1981.-С. 132.
8. Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Исследование по Мешхедской рукописи.- Харьков, 1956.—347 с.
9. Кошгари Махмуд. Девону лугатит турк. В 3 т. Т.3. —Ташкент, 1963.- С. 418.
10. Латынин Б.А. Мировое дерево в орнаменте и в фольклоре Восточной Европы. К вопросу о пережитках // ИГАИМК. Вып. 1969. - Л., 1933.- С. 8, 10, 13-15, 17.
11. Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959.-С . 44.
12. Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131-1153 гг.) / публ. Большакова О.Г., Монгайта АЛ.- М., 1971. - С. 71.
13. Симокатта Феофилакт. История /пер. С.П. Кондратьева.- М., 1957. - С. 161.
УДК 141.32
Т.Е.Седанкина
ФЕНОМЕН ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ СКУКИ: ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В статье анализируется феномен скуки как философская,психологическая и культурологическая проблемы современности. Скука рассматривается как индикатор отсутствия смысла жизни и душевной пустоты, приводящей к экзистенциальному вакууму, который при благоприятных условиях являются поводом к метафизическим движениям души, одним из вариантов чего является обращение человека к Богу.
Ключевые слова:экзистенциал культуры,бич русского народа, «культурная чума», метафизической тре-вогой,деструктивная и конструктивная скука, духовной жаждой
T.E.Sedankina THE PHENOMENON OF EXISTENTIAL BOREDOM: THE PHILOSOPHICAL AND THEOLOGICAL ASPECTS
Abstract: The article analyzes the phenomenon of boredom as a philosophical, psychological and cultural problem of our time. Boredom is considered as an indicator of the lack of meaning of life and spiritual emptiness, leading to the existential vacuum that under favorable conditions are the reason for the metaphysical movement of the soul, an option which is the reference of man to God.
Keywords: existential culture, the scourge of the Russian people, "cultural tent", a metaphysical anxiety, destructive and constructive boredom, spiritual thirst
Феномен скуки - многозначное понятие, рассматриваемое различными областями науки. Психология представляет скуку как болезнь, безэмоциональное состояние человеческой психики. Философия рассматривает ее как экзистенциал (фундаментальное настроение), который может быть основой пути созидания, так и путем погружения [1, с. 34]. Философы, рассматривающие тему скуки, Л.Свендсен, М.Хайдеггер, А.Камю, Э.Фромм, А.Шопенгауэр, считают, что скука выступает источником возникновения пустого пространства и саморефлексии. Как культурологическому феномену скуки посвящены исследования Макогон Э.Р., Е.В Аригуновой, Е.Н. Сороченко, Золотухина-Аболина Е.В.
В России скука приобретает статус культурологического феномена в XIX веке. Как отмечает в своем лингво-культурологическом исследовании Е.Н.Сороченко: «В древнерусском языке слово «скука» отмечено не было. В словарях слова «скука», «скучный», «скучно» появляются с 1704 года, а «скучать» с 1731, а к концу XVIII-началу XIX века слово «скука» приобретает статус культурного концеп-та,становится одним из главных мировоззренческих понятий, чему способствовали явления, происходившие в культуре»[7, с.12].
Состояние скуки в художественных произведениях русских авторов, таких как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.П.Чехов, И.А.Гончаров, М.Горький, и др., соотносится с такими понятиями как «хандра», «апатия», «разочарование», «пустота», раскрывающими мировоззрение скучающего героя. Скука в творчестве Горького «это не только состояние души отдельного человека, но и состояние общества, какая-та неизлечимая болезнь «русской жизни», преимущественно жизни русских провинциальных городов. «Скука - это какое-то загадочное вещество вроде ядовитого дыма, который всюду проникает» [6].
Как отмечает Э.Р.Макогон, исследующий скуку как экзистенциал культуры, феномен скуки как социокультурное явление в нашей стране практически не исследовался вплоть до 90-х годов, когда издается книга Е.В.Золотухиной-Аболиной «Философия обыденной жизни», в которой скука названа автором родной сестрой лени. По словам Е.В.Золотухиной-Аболиной, «некая весьма внушительная ленца, стремление к праздности как наилучшему состоянию, издавна свойственны нашему общественному сознанию [2, с. 87]. Однако в обломовщине как социальном явлении уживается, наряду с
томлением, чувством пустоты и скукой, и мечта о потерянном рае, как идеале мирной, безмятежной жизни в гармонии с природой.
Как справедливо утверждает Э.Р.Макогон: «Скука как культурное явление включает в себя исторические и этнические особенности, что накладывает отпечаток на национальный характер того или иного народа, того или иного периода истории»[4, с.17]. Слово скука, вместе с близким по значению словом тоска, известно как загадочное свойство «русской души». Поэтому, наряду с личным переживанием, скука является социокультурным феноменом и экзистенциалом культуры. Скука стала одним из важных феноменов общества всего лишь каких-то пару веков назад и называлась более возвышенно: меланхолия. Раньше ею «болели» благородные и духовно развитые, избранные и малочисленные. Немецкий философ АШопенгауэр отмечал: «Как нужда - постоянный бич народа, так и скука - бич высшего общества». Сегодня оба эти понятия: скука и меланхолия слились в термине «депрессия».Интересно, что скука стала «достоянием» масс именно развитого общества, где, казалось, всё есть для того, чтобы не скучать.
Как указывает Э.Р.Макогон, многие современные западные исследователи, анализируя массовое явление нервно-психологических расстройств, характеризуют наше время как «эпидемию скуки», обозначая ее вместе с депрессией как «культурную чуму». Феномен скуки получил сегодня массовое распространение по причинам засилья массовой культуры, делающей человека пассивным, и экзистенциального вакуума в обществе. В рамках культурологического исследования Э.Р.Макогон выделяет тривиально-банальную и экзистенциально-метафизическую скуку. Избавиться от первой возможно. Скука в экзистенциально-метафизическом смысле в принципе не устранима, так же как и творческая. Для того чтобы излечить общество от социальной болезни скуки, необходимо устранить ее негативные социокультурные основания. Очень часто - это не реально. Однако цикличная природа скуки позволяет на время избавляться от нее, а в момент духовного подъема общества появляется возможность творческого преобразования негативных последствий цивилизации в культурное наследие [4, с. 3].
Следовательно, скука может носить как деструктивный, так и конструктивный характер. Деструктивная скука - это состояние, приводящее к психической болезни. И только при волевом акте преодоления скуки раскрывается ее позитивная, конструктивная часть. Осознание скуки - это всегда ответ на вопрос о смысле существования, его значимости. «Прийти к решению можно двумя путями - негативным переживанием экзистенциалов и созидательной творческой энергией, окрашенной радостью постижения. Два пути, которые можно обозначить как путь страдания и путь любви. Путь страдания - это постижения смысла через погружение в негативные экзистенциональные состояния, такие как ужас у М.Хайдеггера, абсурд у А.Камю, отчаяние у С.Кьеркегора. Путь любви и созидания рассматривает Э.Фромм» [1, с.34]. Для М.Хайдеггера представляется необходимость «погружения» в скуку, где возникает пустота. В этой пустоте должен высветиться смысл Бытия, при котором целиком обнаруживается и изменяется смысл человеческого существования. А.Камю считает, что скука - это условие, необходимое для нового уровня - осознания абсурдности бытия или постижения устройства мира. Осознание - не самый доступный путь, чтобы по нему пройти человеку, необходим определенный духовный уровень, о котором говорил Э.Фромм. Только с помощью работы над собой с ее творческими качествами и способностями может достичь осознания, это и есть путь созидания.
Б.Свендсен, в своей книге «Философия скуки» пишет: «Скука означает потерю смысла жизни, и это достаточно серьезный повод для ощущения душевного дискомфорта. Я не считаю, что мир представляется бессмысленным, потому что человека охватывает скука, или человек начинает скучать, потому что мир представляется бессмысленным. Причинно-следственная связь вовсе не так проста. Но разумеется, не вызывает сомнений, что скука и отсутствие смысла жизни так или иначе взаимосвязаны [5, с.23].В.Франкл называл это состояние переживанием «безбудущности, метафизической тревогой, экзистенциальной фрустрацией, отчаянием по поводу отсутствия смысла жизни» [8, с.65].
Л.Свендсен заявляет, что скука становится не только психологической или социологической проблемой, но и философской. «Каждая философская проблема есть своего рода потеря ориентации. А скука характеризуется тем, что человек уже не в состоянии сориентироваться в своём отношении к миру, поскольку само отношение к миру почти утрачено» [5, с.25]. Причина скуки, по словам Ларса Свендсена, не в том, что у человека мало дел и потому он скучает, но потому, что он ощущает полную бесплодность своих усилий. Именно в этом случае возникает невыносимая тоска» [5, с.74].Если скука обретает все большую популярность, значит, в обществе или в культуре есть серьезные недостатки мировоззренческого плана, заявляет Свендсен, а если скука захватывает всё большее пространство, это говорит о том, что утрачен и смысл жизни. Ощущение пустоты времени в состоянии скуки - это не отсутствие событий: события происходят везде и всегда. Пустота времени - это пустота смысла [5,
с.30].0сознание своего предназначения - вот это цель! Без этого знания мы обречены на скуку. Поэтому лучшим лекарством от скуки является поиск смысла жизни.
По мнению Б.Хюбнера, скука - это врожденная и неустранимая черта человеческого существования, скука - это присущий человеку экзистенциал, характеризующий его в той же степени, что и голод, сексуальность, речь, язык и использование орудий труда. Основной человеческой проблемой, по мнению Б.Хюбнера, является не нехватка пищи, комфорта или здоровья, а утрата целей и смысла. «Скука является для человека поводом делать нечто большее, чем удовлетворять физическое потребности, она - метафизический повод для метафизических движения»[10, с.47].С точки зрения Б.Хюбнера, благодаря провокации скуки деятельность человека приобретает цель, «осуществляется уже не только ради него самого, но и выносится в мир, вовне, в результате чего из детерминированного инстинктами существа, он превращается в телеологическое, определяющее само себя существо, обретает свободу через страдание скуки» [10, с.48].
Таким образом, скуку в аспекте философско-культурологического рассмотрения можно обозначить как длительное, психологически не компенсируемое внешними средствами состояние, которое может являться как деструктивным, так и конструктивным. Экзистенциальная скука является основой философствования и экзистирования, она не появляется и не исчезает, всегда присутствует внутри нас. Как утверждает М.Хайдеггер, в состоянии скуки мы способны постичь смысл бытия и времени [9, с. 36].
Л.Свендсен указывает, что скука связана не с физическими потребностями, а именно с духовной жаждой. Смысл, который мы ищем или пытаемся постичь, в конечной инстанции является экзистенциальным или метафизическим. Этот экзистенциальный смысл можно искать разными путями и находить в разных формах, одним из которых является поиск Бога. Жизнь в развлечениях Паскаль считает побегом от жизни, которая в сущности своей есть скучное ничто без Бога. Для Паскаля существует только единственное реальное исцеление от скуки, а именно - обращение к Богу. Блез Паскаль заявлял: «Если мы не устремлены к Богу, мы обращаемся к развлечениям, чтобы забыть о нашем жалком существовании, но в действительности это еще больше опустошает нас, потому что только отдаляет нас от Бога. Единственным средствам, утешающим нас в наших горестях, служит развлечение, но в то же время в нём и величайшая беда наша, потому что оно, главным образом, и мешает нам думать о себе. Не будь его, мы жили бы в скуке, а эта скука побудила бы нас искать более верных средств от нее избавиться. Но развлечение услаждает нас, и с ним мы нечувствительно доживаем до смерти».
Минимизируя проявления скуки, как фундаментального экзистенциального состояния, мы упускаем те возможности и потенции, которые в этом состоянии могут быть реализованы.
Феномен скуки получил сегодня обширное распространение в связи с засильем массовой культуры, которая делает человека пассивным. «Человек уже не в состоянии сориентироваться в своём отношении к миру, поскольку само отношение к миру почти утрачено»Причина скуки, по словам Л.Свендсена, не в том, что у человека мало дел и потому он скучает, но потому, что он ощущает полную бесплодность своих усилий. Именно в этом случае возникает невыносимая тоска» [5, с. 74]. Однако следует отметить, если скука обретает все большую популярность, значит, в обществе или в культуре есть серьезные недостатки мировоззренческого плана, и как заявляет Л.Свендсен, «если скука захватывает всё большее пространство, это говорит о том, что утрачен и смысл жизни. Ощущение пустоты времени в состоянии скуки - это не отсутствие событий: события происходят везде и всегда. Пустота времени - это пустота смысла [5, с. 30]. Осознание своего предназначения и является целью. Без этого осознания мы будем обречены на скуку. Поэтому лучшим средством от скуки являются экзистенциальные размышления и поиск смысла жизни.
Литература
1.Аригунова Е.В. Потенциал феномена скуки / / Вестник Томского гос. ун-та.- 2013.- Вып. 368.- С.34-36.
2. Золотухина-Аболина Е. В. Философия обыденной жизни: экзистенциальные проблемы (курс лекций). -Ростов-на-Дону: Феникс, 1994.
3. Макарьева А.А., Иванов С.В. Феномен скуки: теоретико-философские подходы // Вестник ТвГУ. Серия Философия .- 2013. - Вып. 3. - С.77-82.
4. Макогон Э.Р. Скука как экзистенциал культуры: автореф. дисс. .. канд. филос. наук .- Ростов-н/Д, 1999. - 19 с.
5. Свендсен Л. Философия скуки / пер. с норв. К. Мурадян. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 256 с.
6. Скука - Горький о загадочном состоянии «русской души» // Неизвестный Горький.- 2012.- 22 окт. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.neizvestnyj-gorkij.de/index.php?e=84 (дата обращения 30.11.2015).
7. Сороченко Е.Н. Концепт «Скука» и его лингвистическое представление в текстах романов И.А.Гончарова: дис. ... канд. филолог. наук. - Ставрополь, 2003. - 184 с.
8. Франкл В. Доктор и душа. - СПб.: Ювеста, 1997. - 287с.
9.Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В.В.Бибихина. - Харьков: Фолио, 2003. -503с.
10. Хюбнер Б. Произвольный этнос и принудительность эстетики /пер. с нем. А.Лаврухина. - М., Мн.: Пропилеи, 2000. - 103 с.
УДК 390.930.9(471.34)
Ф. Ф.Мифтахов
ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ РЕСУРС СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
В статье рассматривается проблема реализации этноконфессионального ресурса стратегического развития Татарстана. По мнению автора, при сбалансированной внутренней политике в области конфессиональных и межнациональных отношений данный ресурс несет в себе мощный общественный потенциал, проявляясь в сфере образования, культурной политики, национальной безопасности, народной дипломатии. Предлагается алгоритм факторов принятия политических решений: баланс исламо-православного пограничья; сотрудничество конфессий; учет религиозного потенциала как культурного фактора; адаптация ислама к современным реалиям; формирование гибкой системы взаимоотношений государства и религиозных объединений; постоянный анализ и мониторинг с учетом исторических традиций ситуации в данной сфере; противодействие деструктивным религиозным течениям; разумная политика средств массовой информации, опирающихся на позитивный потенциал содержания религий.
Ключевые слова: этноконфессиональный ресурс, экстремизм, терпимость, этнический потенциал, конфликт, сотрудничество, ислам, православие.
Miftakhof F.F. ETHNOCONFESSIONAL RESOURCE OF STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN
The problem of ethno-religious resources' implementation for the strategic development of Tatarstan is viewed. According to the author, with the balanced internal policy confessional and interethnic relations have the resource of valuable social potential. Ethno-confessional resource manifests itself in the field of education, cultural policy, national security, the establishment of people's diplomacy. Author proposes algorithm of factors to be taken into account when making policy decisions. This is the account balance of the Islamic-Orthodox borderlands; development of cooperation between the faiths; accounting religious potential as a cultural factor; adapting Islam to modern conditions; the formation of a flexible system of relations between the state and religious associations; constant analysis and monitoring, taking into account the historical traditions of the situation in this area; countering destructive religious movements; a reasonable policy of the media, based on the content of the positive potential of religions.
Keywords: ethno-religious resource, extremism, tolerance, ethnic potential, conflict, cooperation, Islam, Orthodoxy.
Кризис религиозных и нравственных ценностей, нарушение прав национальных и религиозных меньшинств, социальных групп является одной из генеральных причин региональных и международных конфликтов. Примером служат события, происходящие в Афганистане. Одним из факторов гражданской войны в этом государстве является противостояние между пуштунами и другими этническими сообществами. В списке событий и процессов подобного рода столкновения между шиитами и суннитами в Ираке, приведшие к фактическому распаду страны; столкновения на религиозной почве между христианами и мусульманами в Судане, следствием которых стало разделение страны на два государства. Вывод для мирового сообщества однозначен: признание межконфессионального и межэтнического согласия, соблюдение баланса во внутренней политике является важнейшим фактором достижения стабильности государства в настоящем и будущем. В поиске путей противодействия этноконфессиональному насилию и экстремизму важное место занимает сфера образования, поскольку в образовательных учреждениях формируются качества гражданственности и веротерпимости.
Республика Татарстан служит примером биконфессионального мирного сосуществования мусульманской и христианской религий, народов. Это территория национального согласия, в которой исторически синтезируются интеллектуально-культурные влияния Европы и Азии. Важна поэтому задача преумножения общечеловеческих ценностей для будущих поколений. В данном ракурсе традиционные монотеистические религии содержат ресурс толерантности, призывая сохранять душевное спокойствие и мир как внутри личности, так и в социальном окружении. В результате личность становится способной противостоять искушениям насилия, зла и несправедливости. Религия не является монополистом миротворения, но обладает глубинным нравственным потенциалом и