УДК 378:37.035
Л. В. Оринина (Магнитогорск, Россия) И. К. Кашуба (Магнитогорск, Россия)
ФЕНОМЕН ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПАТРИОТИЗМА УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ
Аннотация. Статья посвящена анализу феномена экономического патриотизма учащейся молодежи в современной педагогической теории и практике с позиций системно -феноменологического подхода. Раскрывая международные, социальные и общественно-политические предпосылки процесса формирования экономического патриотизма молодежи, авторы статьи обозначают ряд противоречий, которые необходимо преодолеть на общероссийском и внутривузовском уровнях. В статье освещается понятие «экономический патриотизм» в диахроническом аспекте: история возникновения данного понятия и онтогенез в рамках российской и зарубежной педагогической мысли. Авторы раскрывают феноменологические признаки понятий «экономический патриотизм студентов вуза», «проблема формирования экономического патриотизма студентов вуза», «импортозамещение», «ценности современной молодежи», «экономический кризис». Ключевая идея предлагаемой статьи заключается в том, что современная экономическая система российского рынка требует принятия соответствующих системных адекватных и неотложных мер по защите интересов личности, коллектива, народа и государства. По каждому из направлений предлагается проводить мероприятия управленческого, идеологического и психологического характера. Одним из важнейших ресурсов и векторов работы по консолидации сил общества для противостояния угрозам глобализации, преодоления ее последствий и использования возможностей является экономический патриотизм. Авторами приводится обоснование современных экономических процессов с точки зрения проблемы формирования явления экономического патриотизма на международном, общероссийском и университетском уровнях; определены основные подходы и принципы к изучению феномена экономического патриотизма и его компонентов (когнитивного, рефлексивно-оценочного, мотивационного, деятельностного). В статье обозначены основные тенденции социально-экономического и общественно-политического характера, являющиеся приоритетными как на внутреннем экономическом рынке России, так и на международном рынке.
Ключевые слова: экономический патриотизм студентов вуза, экономические ценности, теоретико-методологический анализ, экономический кризис, международный экономический рынок, импортозамещение.
Необходимость формирования ценностной категории экономического патриотизма у студентов университета становится очевидной в ходе анализа социально-экономических потребностей общества, современных геополитических условий России, связанных с процессами интеграции и глобализации. Следует отметить недостаточную разработанность в педагогической теории вопроса о воспитании гражданско-патриотических качеств современной молодежи из потребностей конкретной педагогической практики воспитания социально активной личности, которая способна создавать экономически значимые объекты, продукты современного экономического рынка [1, с. 2249].
В период изменения рыночных отношений все более важным становится вопрос об эффективных формах замещения дефицита отечественных товаров промышленного производства, о возвращении рабочих мест на производство и о повышении престижности рабочих профессий. Одним из наиболее значимых субъектов труда всегда была и остается молодежь, как наиболее прогрессивная часть общества, на которую во все времена делало ставку руководство страны. Именно участие представителей современной молодежи в предпринимательской деятельности могло бы существенным образом повысить уровень сформированности экономического патриотизма в студенческой среде.
Нужный уровень анализируемого качества личности может быть достигнут путем разрешения ряда противоречий между:
- объективно существующей потребностью общества в представителях молодежи с высоким уровнем сформированности экономического патриотизма и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы формирования экономического патриотизма у студентов университета;
- возрастающими потребностями современного экономического рынка в специалистах, обладающих высоким уровнем экономической мобильности, экономической культуры и прогрессивного экономического мышления, и сложившейся практикой промышленных предприятий регионов, не акцентирующих внимание на экономической мобильности молодежи в сторону заинтересованности молодых людей в продвижении отечественного экономического рынка;
- необходимостью развития активной предпринимательской позиции представителей современной студенческой молодежи посредством создания студенческих бизнес-инкубаторов для продвижения молодежного предпринимательства и сложившейся образовательной практикой вузов, не уделяющих должного внимания проблеме формирования у студентов (особенно старших курсов) высокого уровня экономического патриотизма.
Данные противоречия лежат в основе решаемой проблемы эффективного формирования экономического патриотизма у студентов университета в современных геополитических условиях России.
Данные, опубликованные Вестником ассоциации белорусских банков4 в 2007 году, свидетельствуют, что глобализация, понимаемая как процесс трансформации человека и окружающего его мира под влиянием и в интересах глобальной экспансии капитала, с особой остротой ставит вопрос о сохранении независимости и выживании личности, коллектива, народа и государства. Поскольку цели возрастания экономического капитала перманентно и повсеместно (в глобальных масштабах) вступают в противоречие с интересами личности, коллектива, народа и государства, все более актуальной становится проблема защиты этих интересов [2, с. 40]. В свою очередь, система адаптации к процессу глобализации строится исходя из векторов воздействия этого процесса на мировое социоэкономическое пространство с целью его изменения в угоду целям обогащения собственников глобитала. Трансформация мира под воздействием и в целях глобальной экспансии капитала осуществляется в экономической, военно-политической, социальной, культурной, экологической, технологической, психологической и демографической сферах. Она требует принятия системных, адекватных и неотложных мер по защите интересов личности, коллектива, народа и государства по каждому из направлений, которые, в свою очередь, должны включать мероприятия управленческого, идеологического и психологического характера.
Одним из важнейших ресурсов по консолидации сил общества в деле противостояния угрозам глобализации, преодоления ее последствий и использования возможностей, возникающих в ходе этого процесса, является экономический патриотизм. Это явление уже давно стало реалией нашей жизни, но до настоящего времени не нашло своего отражения ни в научной литературе, ни в практике идейно-воспитательной работы с молодежью, ни в организации государственного управления. Однако и этим проблема формирования экономического патриотизма студенческой молодежи не ограничивается. С одной стороны, можно отметить, что политические события последних лет, активизировали программу импортозамещения, в обществе наметилась ярко выраженный интерес к товарам отечественных производителей. Уверенно эта программа может реализоваться только при
4 Вестником ассоциации белорусских банков. URL: http://abbanks.by/publications/archive-publics/vestnik-abb/?PAGEN 1=6
участии в ней молодежи. С другой стороны, на данный момент молодежь в полной мере не является тем ценным кадровым ресурсом с высоким уровнем экономической активности, который бы мог существенным образом повлиять на изменение экономической ситуации на российском и международном рынке [3, с. 61].
Под экономическим патриотизмом мы понимаем интегративное социально-психологическое качество личности, основанное на личных отношениях человека к окружающей реальности, в основе которых лежит стремление к защите и продвижению экономических интересов своего социума, а также поведение личности, соответствующее этому отношению
Цель данного исследования заключается в том, чтобы выявить и теоретически обосновать комплекс педагогических условий, способствующих повышению эффективности процесса формирования экономического патриотизма у студентов университета.
В качестве объекта исследования выступило воспитательное пространство университета, существующее в условиях современного экономического рынка. Предметом -стал процесс формирования экономического патриотизма у студентов в современных геополитических условиях России.
Исследование педагогической проблемы должно исходить, по нашему мнению, из следующей гипотезы: процесс формирования экономического патриотизма у студентов университета будет эффективен, если реализуется следующий комплекс педагогических условий:
- развитие экономической мобильности учащейся молодежи;
- организация партнерских отношений между вузом и организациями работодателями по вовлечению представителей молодежи в будущую профессиональную деятельность;
- разработка и реализация программы студенческого бизнес-инкубатора.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой исследования были определены следующие задачи:
- проанализировать состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике, уточнить признаки содержания базовых понятий: «экономический патриотизм студентов», «формирование экономического патриотизма у студентов университета»;
- разработать и обосновать теоретико-методологический аппарат понятия «экономический патриотизм студентов»;
- теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, способствующих повышению эффективности формирования гражданской компетенции у студентов университета;
- на основе результатов исследования разработать и внедрить в учебный процесс методику формирования экономического патриотизма студентов университета.
В отношении проблемы формирования экономического патриотизма у студентов технического университета уместно, на наш взгляд, говорить о принципах построения педагогического процесса. Эти принципы следует разбить на следующие группы.
1. Принципы, характеризующие требования к процессу формирования экономического патриотизма (обусловленности функций воспитания его целями, оптимальности соотношения интра- и инфрафункций процесса формирования экономического патриотизма, комплексности, оперативности, оптимальности, простоты, научности, согласованности, многоаспектности).
2. Принципы, определяющие направление процесса формирования у студентов экономического патриотизма (концентрации, преемственности, адаптивности, непрерывности, ритмичности).
3. Принципы, положенные в основу теории и практики процесса формирования экономического патриотизма у студентов.
К группе последних относятся:
- принцип «Новая система экономических ценностей - человек», в основе которого лежит аксиологический подход;
- развитие как общий и доминирующий принцип;
- экономическое самоопределение - принцип, отражающий характер процесса создания и реализации системы представлений индивида об определенном экономическом пространстве, в рамках которого происходит формирование экономического патриотизма;
- принцип личностной ориентации, основывающийся на том, что каждый студент должен сам подняться до осознания своей патриотической позиции в экономике, своей экономической культуры, и это, в свою очередь, является его личным правом и глубоко продуманным выбором;
- принцип экономической мобильности;
- принцип экономического саморазвития;
- принцип субъективности - базовой категории антропологической педагогики и психологии.
Процесс формирования экономического патриотизма должен рассматриваться с позиций системно-феноменологического, аксиологического, информационно -коммуникативного, историко-культурологического и деятельностного подходов, которые являются теоретической основой изучения и организации этого процесса.
Феномен экономического патриотизма у студентов технического вуза имеет несколько базовых компонентов: когнитивный (интеллектуальный или рациональный), рефлексивно-оценочный (эмоционально-чувственный), мотивационный и деятельностный.
Когнитивный компонент феномена экономического патриотизма у учащейся молодежи проявляется в наличии у студентов, получающих высшее образование, системы соответствующих компетенций, базирующейся на информации об экономической ситуации в стране и на предприятиях малого и среднего бизнеса, о направленности бизнеса на производителя отечественных товаров и услуг. Данный компонент базируется также на высоком уровне экономической культуры и позитивном экономическом мышлении, высоком уровне познавательного интереса к экономическим и социально-политическим событиям своей страны; на навыках грамотного вычленения и систематизации информационного потока, способствующих принятию соответствующих решений в пользу поддержки отечественных производителей.
Рефлексивно-оценочный компонент феномена связан с психологической составляющей анализируемого социального качества. Он предполагает наполненность студента верой в свою страну, ее позитивное экономическое и политическое будущее, оптимизмом относительно своих перспектив и будущего своих сограждан, толерантностью к временным кризисам, в том числе экономического характера, высоким уровнем адаптивности к стрессовым факторам жизни, высоким уровнем гибкости в межличностных контактах.
Мотивационный компонент экономического патриотизма проявляется в формируемых у студентов намерениях ориентироваться на отечественное (потребителя, товары, технологии, сырье и т. д.). Компонент связан с построением системы ценностей и мировоззренческой составляющей, включающей в себя принципы поддержки отечественных производителей товаров и услуг, убеждение в экономически благоприятном будущем страны и благоприятных возможностях для преодоления экономического кризиса, желание видеть свою страну процветающей державой.
Деятельностный компонент экономического патриотизма проявляется в выборе студентом поведенческих стратегий: вхождение в органы студенческого самоуправления, участие в конкурсах студенческих грантов, в межвузовских и международных конференциях и бизнес-проектах, посвященных теме поддержки российского предпринимательства.
Итак, феномен экономического патриотизма учащейся молодежи является малоизученным в современной педагогической теории и практике и требующим дальнейшего осмысления. Отсутствие единого мнения ученых по данному вопросу объясняется тем, что предмет исследования носит междисциплинарный характер, а на процесс воспитания экономического патриотизма у представителей молодежи влияют такие экономические процессы, как глобализация, массовые профессиональные миграции, безработица, отсутствие мотивации к поддержке отечественных брендов, а также низкий уровень экономического патриотизма студенчества.
ЛИТЕРАТУРА
1.Вербицкая Н.О., Оринина Л.В. Анализ понятия «экономический патриотизм» в современной России: системно-феноменологический подход // Фундаментальные исследования. № 11 (Ч.10). 2014. С. 2248-2252.
2.Клинова М.В. Новый «экономический патриотизм» в Европе: хорошо забытое старое? // Мировая экономика и международные отношения, 2008, №4, с. 32-41.
3. Sahauop V. Patriotisme economique et mondialisation // Defense Nationale. 2006. N 12. P. 61.
L. Orinina (Magnitogorsk, Russia) I. Kashuba (Magnitogorsk, Russia)
THE PHENOMENON OF THE ECONOMIC PATRIOTISM OF STUDENTS IN CONTEMPORARY PEDAGOGICAL THEORY AND PRACTICE
Abstract. The article is devoted to the analysis of the economic patriotism of students' phenomenon in the modern pedagogical theory and practice from the point of view of the systemic-phenomenological approach. Disclosing the international, social and social-political prerequisites of the process of forming the economic patriotism in the youth, the article gives reasons to contradictions both at the international and at the all-Russian and intra-university levels. Besides, this article highlights the historical aspect of the "economic patriotism" concept describing the history of this concept emergence and ontogeny both in Russian and foreign pedagogical thought. In addition, the article reveals the phenomenological features of the concepts of "economic patriotism of university students", "the issue of forming economic patriotism of university students", "import substitution", "values of modern youth", "economic crisis". The authors disclose the key idea that the modern economic system of the Russian market requires taking systematic, relevant and urgent measures to protect interests of the individual, the group, the people and the state in every direction, which, in turn, should include managerial, ideological and psychological activities. One of the most important resources and lines of work on consolidation of society forces to confront the threats of globalization, to overcome its consequences, and take advantage of the arising opportunities is economic patriotism. In this regard, the authors of the article substantiate the current economic processes from the point of view of studying the problem of the economic patriotism formation at the international, all-Russian and university levels. Also, the main approaches and principles to the study of the phenomenon of the economic patriotism and its components (cognitive, reflexive-evaluative, motivational and activity-oriented) have been defined. In addition, the article outlines the main social economic and social political tendencies that are higher-priority both in the domestic economic market in Russia and in the international market.
Keywords: Economic patriotism of university students, economic values, theoretical and methodological analysis, economic crisis, international economic market, import substitution.
REFERENCES
1. Verbitskaya N.O., Orinina L.V. Analysis of the concept of "economic patriotism" in modern Russia: the system-phenomenological approach // Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental research]. No 11, 2014. pp. 2248-2252.
2. Klinova M.V. New "economic patriotism" in Europe: a well-forgotten old? // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya [World Economy and International Relations]. 2008, N 4, pp.32-41.
3.Sahauop V. Patriotisme économique et mondialisation // Defense Nationale, 2006, N 12. p. 61.
Оринина О. В., Кашуба И. В. Феномен понятия «экономический патриотизм учащейся молодежи» в современной педагогической теории и практике // Гуманитарно-педагогические исследования. 2017. Т. 1. № 1. С. 67-72
Orinina L. V., Kashuba I. V. The phenomenon of the concept "economic patriotism of students" in contemporary pedagogical theory and practice, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya. [Humanitarian and pedagogical Research], 2017, Vol. 1, N 1, pp. 67-72.
Authors:
Larisa V. Orinina, PhD in Pedagogy, associate professor at the Department of Pedagogy, Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University, orinina_larisa@mail.ru Inessa Kashuba, PhD in Pedagogy, associate professor at the Department of Pedagogy, Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University, orinina_larisa@mail.ru