УДК 371.011 ББК 74.200.53
Л.В. Оринина, М.С. Световец ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТь УЧАщЕйСЯ
молодежи как фактор повышения
ЕЁ АДАПТИВНОСТИ К МЕНЯЮщИМСЯ
социально-экономическим
УСЛОВИЯМ РОССИИ
В статье раскрываются специфические особенности экономической активности учащейся молодежи как фактора повышения её адаптивности к меняющимся социально-экономическим условиям России; приводятся результаты эмпирических данных проведенного на базе ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г.И. Носова» эксперимента по определению уровня экономической активности российской молодежи с точки зрения её профессиональной мотивации и вовлеченности в ключевые молодежные предпринимательские проекты, связанные с поддержкой программ грантов студенчества.
Ключевые слова: экономическая активность учащейся молодежи, экономический патриотизм, адаптивность, социально-экономические условия.
L.V. Orinina, M.S. Svetovets
ECONOMIC ACTIVITY OF STUDENTS AS A FACTOR
OF INCREASING ITS ADAPTABILITY TO THE CHANGING SOCIO-ECONOMIC CONDITIONS IN RUSSIA
The article reveals specific features of the economic activity of young people in school as the factor of increase of its adaptability to the changing socio-economic conditions in Russia; results of empirical research based on "MSTU named after G.I. Nosov " to determine the level of economic activity of the Russian youth in terms of its professional motivation and involvement of youth in the key pro-entrepreneurial projects related to support student grants program.
Keywords: economic activity of studying youth, economic patriotism, adaptability, social and economic conditions.
В настоящее время изменившихся рыночных отношений, нестабильности курса рубля, повсеместной безработицы, сокращения кадрового состава большинства организаций и свирепствующих экономических санкций все более актуальным становится вопрос об эффективных формах замещения вакуума на рынке товаров и услуг, о возвращении рабочих мест на производство и повышении престижности рабочих профессий. В этой связи уместно также говорить и о вопросах экономической толерантности Запада по отношению к России, а также повсеместно на сегодняшний день проявляющихся формах
экономического эгоизма и даже эгоцентризма.
Обратимся непосредственно к вопросу о феномене молодежи как осно-вом кадровом ресурсе промышленных отраслей в России сегодня. Для этого остановимся на ключевых определениях данного понятия, а также характеристике основных феноменологических признаков молодежи на сегодняшний день.
Согласно общепринятому определению, молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных характеристик, особенностей социального положения, и обусловленная теми или другими
■8 g
фО.
3 S .а к со s
0 Сй
п. О
ÜI
* i
£ ü ф I
4 о
S* ü S
К с
-I
ä ° ГО О
£ к ь I 8!
1 5
m ГС
рЕ i £ ф
го S гс a го _
^ 5
о г ф
т
о о
X
ей
0 Н
1 с
о го
ф
ш о
н ф
ш О
С)
О т
социально-психологическими свойствами, которые определяются общественным строем, закономерностями социализации и воспитания [4, с. 456]. Саймон Фрис под молодежью понимает «некий социальный конструкт, обобщенный образ для выделения людей более или менее определенного возраста» [9, с. 13].
Ориентируясь на вышеприведенные характеристики, мы, в свою очередь, понимаем под учащейся молодежью такую социокультурную группу схожих по возрасту людей, которые интегрированы в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения как определенная совокупность людей, объединенных общими целями и обладающих некими обобщенными социально-психологическими характеристиками, волевыми мотивами, социальными установками и направленностью.
Обратимся теперь к рассмотрению интегративных признаков молодежи как определенной социально-демографической группы. В статье, посвященной проблемам определения молодежи как специфической социальной группы, О.И. Белый так определил ключевые признаки молодежи:
• экономическая независимость;
• личная самостоятельность;
• самостоятельное распоряжение средствами (ресурсами) для осуществления намерений и реализации целей;
• создание собственного, независимого от родителей, очага [2, с. 23].
К данным характеристикам считаем целесообразным добавить также такие феноменологические признаки современной учащейся молодежи, как:
• ярко выраженная тенденция к целе-полаганию;
• четкая сфокусированность личностных мотивов, связанных с данным целе-полаганием;
• стремление к самообразованию;
• тенденция к независимости и самостоятельному образу жизни;
• тенденция к молодежным кооперациям по интересам и потребностям, в том числе профессионального характера;
• стремление открыто выражать свое мнение, даже оппозиционного характера;
• тенденция к накопительству, материальному обогащению, интеграции финансовых потоков в своих руках;
• желание работать не только в команде, но и на себя;
• видение цели в краткосрочной перспективе.
Авторство термина «экономический патриотизм» принадлежит Б. Карейо-ну - депутату национального собрания Франции от правящей партии Союз за народное движение (иМР), автору специальных докладов о путях повышения конкурентоспособности французских предприятий, предусматривавших в числе прочего поддержку национального капитала. Данные события относятся к 2003 году - периоду рекордно низких за десятилетие 1997-2007 гг. темпов прироста ВВП во Франции [8, с. 55]. По мнению автора, термин этот обозначал «не идеологию, а общественную политику». В других странах ЕС это явление менее изучено, хотя и существует на практике, так как правительство каждой страны защищает отечественный бизнес от иностранного капитала. Все последние нормативные документы, регламентирующие процессы гражданско-патриотического воспитания, делают ставку на студенческую аудиторию, что, в свою очередь, обусловлено тем, что процессы, происходящие в обществе, в том числе и негативного характера (события экстремистского толка, массовые волнения, геноцид и т.д.), являются индикаторами российского менталитета на сегодняшний день, и воздействие на умы наиболее прогрессивной и «продвинутой» части общества может принести ощутимые результаты уже в ближайшем будущем [3, с. 2248].
Одним из признаков системно-феноменологического подхода в отношении проблемы формирования экономического патриотизма является ориентация на патриотическое отношение к своей стране в целом и к отечественным производителям товаров и услуг в частности [5, с. 128]. Таким образом, экономический патриотизм - это осознанное, основанное на личных убеждениях отношение человека к окружающей реально-
сти, в основе которого лежит стремление к защите и продвижению экономических интересов своего социума, а также поведение личности, соответствующее этому отношению [3, с. 2249].
Обратимся к определению понятия «экономическая активность молодежи». Т.Р. Аракелова и М.М. Жукова в своей работе «Управление экономической активностью молодежи» дают определение экономически активного и неактивного населения страны [1, с. 13]. Экономически активное население - лица, которые в рассматриваемый период считаются занятыми и способными участвовать в производстве материальных ценностей. Экономически неактивное население - лица, которые в рассматриваемый период считаются не занятыми экономической деятельностью или безработными [1, с. 13].
В свою очередь мы под экономической активностью будем понимать такое интегративное качество личности, которое включает в себя когнитивный, рефлексивно-оценочный, мотивацион-ный и деятельностный компоненты и проявляется в активной включенности данной личности в социально-культурное и экономическое пространство жизни с целью производства или наращивания материальных и иных ресурсов для улучшения жизни социума (группы, сообщества). Основной структурной составляющей данного понятия считаем волевой компонент личности, который предполагает реализацию не только вполне конкретной экономической деятельности субъекта, но и наличие определенного намерения (желания), позволяющего данному субъекту стремиться к экономически выгодной деятельности на рынке труда, даже если для осуществления данного намерения у личности в данный момент времени недостаточно всех необходимых ресурсов. Как видим, студенческая молодежь относится к категории экономически неактивной части населения, что, в свою очередь, связано не только с объективными условиями отсутствия активного включения учащейся молодежи, особенно студентов младших курсов, в профессиональную деятельность, но и также с такими факторами, как:
• отсутствие необходимости зарабатывать на жизнь вследствие того, что многих из них все ещё продолжают содержать родители;
• отсутствие профессиональной мотивации и профессиональной направленности у студенческой молодежи;
• низкий уровень сформированности необходимой для профессиональной деятельности экономической компетентности и экономической культуры;
• отсутствие проявления собственной экономической позиции, связанной с вектором экономического патриотизма населения;
• аполитичная настроенность представителей современной молодежи;
• общая личностная и профессиональная инертность представителей студенчества;
• отсутствие стратегического экономического мышления молодежи как субъекта профессионального труда, который может быть востребован в современных промышленных отраслях производства.
Таким образом, определяется существенная взаимосвязь между экономической активностью личности и ее востребованностью на рынке профессиональных услуг как ценного кадрового ресурса, компенсирующего наличие таких негативных явлений в экономике страны, как профессиональные молодежные миграции, отток из родных городов и феномен массового старения трудоспособного населения страны. В этой связи обратимся к рассмотрению специфики распределения рабочих производственных мест в регионах (районах) с учетом доли занятой в них молодежи на основании современных статистически данных.
Большая часть выпускников школ в анкетах многочисленных социологических опросов в качестве желаемых профессий указывают профессии юристов, бухгалтеров, налоговиков, менеджеров по страховому делу, которыми современный экономический рынок насыщен до предела. Уровень конкурентоспособности во всех перечисленных сферах достаточно высокий, и зачастую выпускникам с данной квалификацией бывает проблематично устроиться на профильные
1 8 фО-
3 2
.о к
со ^
о со
п. О
«I «?
И О
ф I
ч о
о "
э °
(О О
£ к
8! £8
О го
ф
ш о
н ф
ей
о
С)
О т
предприятия вообще и построить успешную профессиональную карьеру в частности [6, с. 124]. Иная ситуация наблюдается у выпускников, получивших техническую специальность и окончивших курсы профессиональной переподготовки по экономическому профилю: человеку, знающему основы производственного процесса, проще освоить экономические специальности, которые в большей степени углубляют технические компетенции и расширяют границы приобретенного профиля [7, с. 467].
Если проанализировать ситуацию на экономическом рынке России, то можно отследить, что в таких приоритетных отраслях промышленности РФ, как металлургическая, судостроительная, лесная, агропромышленная, машиностроительная, теплоэнергетическая, транспортная и других, наблюдается резкое падение производства (во многих регионах России до 40 %), неудачная конверсия, недостаток сырья, отсутствие востребованности данной промышленной сферы у потенциальных работников, высокий уровень экономической безработицы, массовое старение занятого на производстве населения и резкий отток работоспособного молодого поколения (до 4550 %) в центральные районы России или столицы. По результатам опроса, проведенного на базе ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова», большая часть студентов старших курсов называют следующие причины таких массовых профессиональных миграций:
• низкий уровень заработной платы на промышленных предприятиях города (23 %);
• закрытая кадровая политика на гра-допромышленных предприятиях (17 %);
• низкий рейтинг в оценке престижности будущей рабочей профессии, с ко-
торой «невозможно хорошо устроиться в жизни и сделать карьеру» (45 %);
• отсутствие перспектив личностного и профессионального роста в родном городе (15 %).
Таким образом, проанализировав все вышеперечисленные тенденции, которыми на сегодняшний день отличается современный экономический рынок в условиях кризиса и давления экономических санкций, можно сделать следующие выводы.
1. На сегодняшний день российский экономический рынок вследствие факторов социально-экономического и международного характера отличается нестабильностью, «старением» трудоспособного населения, абсолютной невостребованностью рабочих профессий, которые помогут поднять в недалеком будущем рейтинговые показатели России на международном экономическом рынке и, возможно, в рамках импортоза-мещения обеспечить нашей стране плавный выход из кризиса.
2. В большинстве городов наблюдается явление массовых профессиональных миграций потенциально талантливой и работоспособной молодежи, которая могла бы при ином раскладе обеспечить экономическую стабильность в регионах.
3. В большинстве промышленных отраслей России наблюдается также высокий уровень экономической безработицы и низкий процент работающих в данной отрасли молодых людей.
Все это свидетельствует о том, что в настоящее время студенческая молодежь действительно является важнейшим кадровым ресурсом профессиональной сферы, делая ставки на который, можно всерьез рассматривать вопрос о финансово-экономическом возрождении России.
Библиографический список
1. Аракелова, Т.Р. Управление экономической активностью молодежи [Текст] / Т.Р. Аракелова, М.М. Жукова //Актуальные проблемы современного образования: сб. статей по результатам региональной межвузовской конференции. - Ростов-н/Д.: Изд.-во РГТУ, 2013. - С. 13-14.
2. Белый, О.И. Определение понятия «молодежь» [Текст] / О.И. Белый // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 2. - С. 23-24.
3. Вербицкая, Н.О. Анализ понятия «экономический патриотизм» в современной России: системно-феноменологический подход [Текст] / Н.О. Вербицкая, Л.В. Оринина // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 11 (Ч.10). - С. 2248-2252.
4. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. - М.: Мир и образование, 2011. - 465 с.
5. Оринина, Л.В. Психолингвистический анализ понятия «экономический патриотизм» в современной теории и практике [Текст] / Л.В. Оринина // Современные тенденции в образовании и науке: сб. научных трудов по результатам международной научно-практической конференции. - Тамбов: Юком, 2014. - С. 127-129.
6. Федотова, С.В. Особенности восприятия социального статуса человека в молодежной и студенческой среде [Текст] / С.В. Федотова // Психологическая наука и образование. - 2015. - № 3. -Т. 7. - С. 123-125.
7. Шаринова, Г.А. Влияние экономических санкций на рынок труда Российской Федерации [Текст] / Г. А. Шаринова, В. А. Барангов // Молодой ученый. - 2014. - № 21. - С. 467-468.
8. Сагауоп, В. L. Patriotisme économique et mondialisation. Defense Nationale, 2006. № 12. P. 103.
9. Frith, S.V. The Sociology of Youth London. M.: Open University, 1991. P. 16.
References
1. Arakelova T.R., Zhukova M.M. Management of economic activity of young people. Aktualnye problemy sovremennogo obrazovaniya. Rostov-na-Donu: Izd.-vo RGTU, 2013. P. 13-14. [in Russian].
2. Belyi O.I. The definition of "youth". Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, 2013, №. 2. P. 23-24. [in Russian].
3.Verbitskaya N.O., Orinina L.V. Analysis of the concept of "economic patriotism" in modern Russia: the systemic-phenomenological approach. Fundamental'nye issledovaniya, 2014. №. 11(Ch.10). P. 2248-2252. [in Russian].
4. Ozhegov S.I. Dictionary of Russian language. M.: Mir i obrazovanie, 2011. P. 465. [in Russian].
5. Orinina L.V. Psycholinguistic analysis of the concept of "economic patriotism" in the modern theory and practice. Sovremennye tendentsii v obrazovanii i nauke: sb. nauchnykh trudov po rezultatam mezhdunarod-noi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Tambov: OOO «Yukom», 2014. P. 127-129. [in Russian].
6. Fedotova S.V. Features of perception of social status in the youth and student environment. Psikholog-icheskaya nauka i obrazovanie, 2015, №. 3. T. 7. P. 123-125. [in Russian].
7. Sharinova G.A. Impact of economic sanctions on the labor market of the Russian Federation. Molodoi uchenyi, 2014. №. 21. P. 467-468. [in Russian].
8. Carayon B. L. Patriotisme economique et mondialisation. Defense Nationale, 2006. № 12. P. 103.
9. Frith S.V. The Sociology of Youth London. M.: Open University, 1991. P. 16.
Сведения об авторах: Оринина Лариса Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент, кафедра педагогики, Магнитогорский государственный технический университет,
г. Магнитогорск, Российская Федерация. &mail: orinina_larisa@mail.ru
Световец Марина Семеновна,
аспирант, кафедра менеджмента, Магнитогорский государственный технический университет,
г. Магнитогорск, Российская Федерация. &mail: svetmarina21@mail.ru
Information about the authors: Orinina Larisa Vladimirovna,
Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Pedagogy, Magnitogorsk State University, Magnitogorsk, Russia. E-mail: orinina_larisa@mail.ru
Svetovets Marina Semenovna,
Postgraduate student, Department of Management, Magnitogorsk State University, Magnitogorsk, Russia. E-mail: svetmarina21@mail.ru
Я i
1 8 фО-
3 S
.о к
CÛ S
0 CÛ
п. О
ГО i « ?
* S
£ i <u i
4 o
S*
1 S
К с
-i
ä o ГО O
£ к
ь i 8! 1 5 m re
5 <u ro s re a го _
^ 5
o r <u
T
o o
X
ca
0 H
1 с
о го