Научная статья на тему 'Феномен "арт-коллабораций" в профессиональной среде художников'

Феномен "арт-коллабораций" в профессиональной среде художников Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT: Social science & Humanities
ВАК
Область наук
Ключевые слова
коллективные действия / творческие объединения / арт-коллаборация / современная культура / функции арт-коллабораций / формы арт-коллабораций / виды арт-коллабораций / изобразительное искусство. / collective action / creative associations / art collaboration / modern culture / functions of art collaborations / forms of art collaborations / types of art collaborations / fine art.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Нетреба Е. С.

Статья посвящена анализу и систематизации современных форм и видов коллективных практик художников. Автор ставит целью исследования рассмотреть феномен арт-коллабораций современных художников в профессиональной среде. Научная новизна заключается в актуализации определения "арт-коллабораций" в ключе интерперсонального подхода, систематизации форм и видов арт-коллабораций в рамках коммуникаций профессиональных художников, а также обозначении инструментов, способствующих выстраиванию взаимодействия в данных творческих объединениях. В результате формулируется модель существующих художественных объединений в арт-пространстве современной России с позиции взаимодействия творцов в профессиональном сообществе. Данные знания призваны способствовать ориентации художников в профессиональном сообществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The phenomenon of "art collaborations" in the professional environment of artists

The article is devoted to the analysis and systematization of modern forms and types of collective practices of artists. The purpose of the research is to consider the phenomenon of art collaborations of contemporary artists in a professional environment. The scientific novelty lies in updating the definition of "art collaborations" in the key of an interpersonal approach, systematizing the forms and types of art collaborations within the framework of communications of professional artists, as well as identifying tools that contribute to building interaction in these creative associations. As a result, a model of existing art associations in the art space of modern Russia is formulated from the perspective of the interaction of creators in the professional community. This knowledge is designed to help orient young authors in the professional community.

Текст научной работы на тему «Феномен "арт-коллабораций" в профессиональной среде художников»

The phenomenon of «art collaborations» in the professional environment of artists

Netreba Elizaveta Sergeevna, Associate Professor, Department of Easel Painting, Ural State University of Architecture and Art, Yekaterinburg

The article is devoted to the analysis and systematization of modern forms and types of collective practices of artists. The purpose of the research is to consider the phenomenon of art collaborations of contemporary artists in a professional environment. The scientific novelty lies in updating the definition of “art collaborations” in the key of an interpersonal approach, systematizing the forms and types of art collaborations within the framework of communications of professional artists, as well as identifying tools that contribute to building interaction in these creative associations. As a result, a model of existing art associations in the art space of modern Russia is formulated from the perspective of the interaction of creators in the professional community. This knowledge is designed to help orient young authors in the professional community.

Keywords: collective action; creative associations; art collaboration; modern culture; functions of art collaborations; forms of art collaborations; types of art collaborations; fine art.

Цитировать: Нетреба Е. С. Феномен "арт-коллабораций" в профессиональной среде художников // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №2(18). – С. 29-36. EDN: TBRWKE. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-18.5

Нетреба Елизавета Сергеевна, доцент кафедры Станковой живописи, Уральский государственный архитектурно-художественный университет, Екатеринбург

ORCID: 0000-0002-9749-5569

Статья посвящена анализу и систематизации современных форм и видов коллективных практик художников. Автор ставит целью исследования рассмотреть феномен арт-коллабораций современных художников в профессиональной среде. Научная новизна заключается в актуализации определения «арт-коллабораций» в ключе интерперсонального подхода, систематизации форм и видов арт-коллабораций в рамках коммуникаций профессиональных художников, а также обозначении инструментов, способствующих выстраиванию взаимодействия в данных творческих объединениях. В результате формулируется модель существующих художественных объединений в арт-пространстве современной России с позиции взаимодействия творцов в профессиональном сообществе. Данные знания призваны способствовать ориентации художников в профессиональном сообществе.

Ключевые слова: коллективные действия; творческие объединения; арт-коллаборация; современная культура; функции арт-коллабораций; формы арт-коллабораций; виды арт-коллабораций; изобразительное искусство.

УДК 316.772.4+7.071.1

5.10.1

Нетреба Е. С.

Феномен «арт-коллабораций» в профессиональной среде художников

Введение

В современном художественном пространстве большую популярность завоёвывают различные арт-коллаборации. Деятели искусства в своих практиках все чаще вступают в профессиональное взаимодействия, при этом, порой, получаются нестандартные объединения. В связи с этим актуальность исследования заключается в осмыслении современных форм и видов арт-коллабораций, а также выявлении их функции. Данная необходимость обуславливается стремлением к переосмыслению художественных практик с технических умений и производства объектов на процессы интерсубъективного обмена, что, в свою очередь, объясняет повышенный интерес к феномену арт-коллабораций современных художников как к социальному и коллективному взаимодействию [11, с. 20-32]. Цель исследования заключается в рассмотрении феномена арт-коллабораций современных художников в профессиональной среде. Задачами исследования ставятся 1) определение возможные подходов к изучению данного вопроса; 2) выявление исторических типов арт-коллабораций; 3) систематизация выявленных типов; 4) раскрытие функций, возлагаемых на креативные объединения обществом; 5) анализ форм арт-коллабораций по определенным критериям.

Для осмысления вопроса арт-коллаборации в профессиональной среде художников в статье применяются следующие методы исследования: анализ литературы по исследуемой проблеме, анализ опыта автора как практикующего художника, метод систематизации имеющихся данных.

Теоретической базой послужили труды как зарубежных исследователей (Г. Кестер, А. Томсон, Дж. Перри, Р. Холлман), так и осмысление отечественными учеными (Л. Айснер, Е. Сочнева, М. Червяков, Т. Бурганова, А. Кирилова, Г.Ю. Литвинцева, А. Пацей, К.В. Рафикова, Н. Сафронов, А.Ю. Трубицына и др.).

Основная часть

Развитие индустриального режима культуры предопределяет тенденцию возникновения различных творческих объединений, и именно в этом видится перспективность развития современного искусства. Рассмотрение в данном контексте феномена творческих объедений определяет практическую значимость исследования.

Коллаборативные художественные практики возможно изучать с нескольких позиций. В первую очередь – это прагматический подход, то есть рассмотрение с точки проектов объединяющих художников и людей или группы из иных сфер деятельности [13]. Такого подхода придерживаются профессор Гранд Кестер, являющийся одним из ведущих исследователей вопроса критического диалога социальной вовлеченности художественных практик.

Во-вторых, интерперсональный подход, когда рассматриваются коллективные художественные практики, которые выражены в арт-колаборациях между творцами. В рамках проводимого исследования за основу выбирается именно интерперсональный подход. О целесообразности данного подхода говорит и К.В. Рафикова [7, с. 51].

Данный подход позволяет оценить социальную структуру художественного сообщества (социологический подход); провести анализ художественных практик в разрезе культурологических понятий (культурологический подход); рассмотреть динамические процессы в творческих коллаборациях, межличностные отношения, межгрупповую дифференциацию, интеграцию и т.д. (социально-психологический подход).

В широком понимании термина «коллаборация», по утверждению Л.Ю. Айснер, предполагает «сотрудничество или взаимодействие, заключающееся в обоюдовыгодном труде двух и более людей для достижения совместно-поставленных целей и задач» [1, с. 37]. К осмыслению данного вопроса в своих изысканиях обращаются также Т.А. Бурганова [2], А. Томсон, Дж. Перри [12] и другие. Во всех трудах подчеркивается основная мысль о том, что в основе коллабораций лежит человеческий капитал автономных участников, происходит создание и передача новаций и получение взаимного блага, в чем и заключается основной смысл коллаборативных взаимодействий и ключевое отличие от обычных объединений [3, с. 96]. Уточняя определение в направлении креативных/творческих объединений или арт-коллаборации, можно утверждать, что арт-коллаборация – это кооперация автономных игроков в креативной среде, в результате которой в культурном поле генерируется общее для них благо. Данные блага могут выражаться в интеллектуальной, социальной, духовной и материальной формах. В процессе взаимодействия творцов в рамках арт-коллабораций происходит обмен знаниями, умениями, интеграция идеи, признание творческих способностей, создание среды для стимулирования онтогенеза творца, для взаимного продвижения и развития.

Творческие объединения имеют довольно богатую историю развития в нашей стране. Благодаря этому, мы получили в наследие устойчивые формы креативных коллабораций творческих личностей, но при этом в условиях современного искусства они претерпевают ряд видоизменений, а также формируются их новые разновидности.

Рассматривая исторические типы творческих коллабораций, можно определить три ключевых типа:

– цеховые, творческие коллаборации, основанные на едином поле действия, как подтипы можно выделить в профессионально-образовательном поле и в экономическом поле;

– «общинные», образованные в результате общности быта и/или досуга (семья, колония, усадьба и т. д.), а также в зависимости локального расположения;

– идейные, сформированные на основе идей или базе эстетических взглядов.

В результате анализа творческих коллабораций в их историческом развитии можно объединить их в группы по ряду критерий с целью их систематизации.

1. По степени формализации выделяется:

- централизованные (с правом юридического лица, например – творческие союзы, арт-резиденции, художественные форумы), институциональные, с вертикальной организацией художников;

- самоорганизованные (не формальные, не имеющие юридической основы, например – клубы, кружки, творческие бригады, артели, группы, соавторы), определяемые как самостоятельные, внеинституциональные, горизонтальные организации художников [4, с. 5].

2. По масштабу: крупные, средние, малые.

Крупные. Типичными чертами являются: а) широкая сеть, наличие филиалов; б) участники зачастую не знакомы друг с другом; в) преимущественно централизованные; г) могут включать в себя средние и малые самоорганизованные арт-коллаборации; д) количество участников – более тысячи человек; е) функционально один набор инструментов для влияния на членов арт-коллаборации, но в зависимости от размера, ресурсов, исторического опыта и социального влияния организации, данные инструменты могут незначительно варьироваться, сохраняя единую функциональность. В качестве примера можно назвать творческие союзы художников.

Типичными чертами средних являются: а) количество участников – до тысячи человек; б) участники арт-коллаборации знакомы между собой или при отсутствии межличностной коммуникации имею единого куратора, который выступает связующим звеном; в) объединение формируется часто по локальному признаку; г) различный набор ресурсов и инструментов в зависимости от целей и задач организации; д) может носить как централизованный, так самоорганизованный характер. Примерами могут служить клубы, кружки, арт-резиденции, художественные фонды, творческие бригады, артели.

Типичными чертами малых являются: а) количество участников – от двух до пары десятков человек; б) локальное расположение; в) обязательная коммуникация всех членов творческого объединения; г) ресурсное обеспечение, как правило, отсутствует или носит грантовый, стипендиальный характер, получаемый от крупных арт-коллабораций. Примерами могут служить кураторские объединения, группы, соавторы.

3. По типу жизнедеятельности: длительные, краткосрочные.

Длительные. Имеют историю развития. Творческое объединение не распадается в зависимости от миграции членов, может проходить процедуру ребрендинга и реструктуризацию (творческие союзы), а также долгосрочные, постоянные в своем составе (соавторство, братья С. и А. Ткачевы).

Краткосрочные. Арт-коллаборации, сформированные для разового проекта, под определенные задачи, и прекращают свое функционирование после их реализации.

4. По постоянству членов объединения – характеристика устойчивости структуры творческой коллаборации, где определяющим критерием является состав участников, его сменяемость, приводит ли таковая к разрушению или нет, что позволяет говорить о такой характеристике, как гибкость/ демократичность, устойчивость по своей структуре.

Надо отметить, что любая арт-коллаборация сочетает в себе несколько характеристик. Например, в большинстве случаев, централизованные арт-коллаборации относятся к крупной группе, при этом в них могут входить малые – самоорганизованные, образованные в них либо под воздействием личностных предпочтений, где в качестве оснований для производства связей и коммуникаций определяется дружба [5, с. 9], или в результате инструментов, способствующих развитию художника в объединении. Независимо от вида, и критериев, определяющих формообразование арт-коллабораций, все они воздействуют на творца инструментами, призванными способствовать формированию его креативного начала. Микросреда, примером которой выступают художественные коллективные практики, выступают благотворной средой для формирования и развития креативного потенциала художника, для более полноценной реализации задач, возложенных на него обществом. Доказано, что раскрытие креативной личности происходит более плодотворно в специально организованной среде, об этом писал еще в 1963 году Р.Дж. Холлман в своем труде «Необходимые и достаточные условия творчества». Он отмечал, что творческий акт происходит под влиянием окружающей обстановки [10, с. 14], и это не удивительно, ведь творец существует в социуме, где среда, насыщенная высокой степенью нестабильности, многовариантивностью в контексте с комплексом условий, созданных креативной средой, благотворно влияет на раскрытие художника.

Следующим этапом осмысления феномена арт-коллаборций представляется понимание их функции, поскольку работа творцов в креативных объединениях обуславливается именно теми функциями, которые возлагаются на них обществом.

Ключевыми из них будут являться:

1. Функция аккумулятивная, реализуемая посредством хранения и трансляции культурного наследия, а также выработки новых идей.

2. Функция профессиональной социализации, выраженная во включении личности в профессиональную жизнь через усвоение им ценностей, норм, традиции, идеалов и правил поведения определенного творческого и/или профессионального сообщества

3. Функция коммуникативная, реализуемая через создание условий для творческого общения, передачи друг другу опыта и информации, нацеленной на стимулирование креативной деятельности членов объединения.

4. Функция креативная (созидательно-творческая), заключающаяся в создании особых условий (пространство, контекст, мастерские и пр.) для развития креативных способностей человека и самого творца в процессе активной преобразовательной деятельности.

5. Функция развивающая, которая выражается в интеллектуальном развитии участников объединения.

6. Функция воспитательная, выражающаяся в формировании определенного уровня творческой деятельности у участников объединении, а также в художественном и эстетическом воспитании зрителя [9, с. 3].

7. Функция регулятивная, нацеленная на координирование отношений и направление деятельности участников сообщества для достижения социально полезного результата.

8. Функция социального контроля состоит в опосредованном воздействии организаций на поведение и творческую деятельность субъектов (стимулирование, поощрение, удержание от совершения неправомерных действий и прочее).

9. Функция оценочная, заключающаяся в построении аппарата категориальной оценки, предъявляемой к креативной деятельности участников, что стимулирует создание культурных объектов и развитие творческой стороны личности участников объединения.

10. Функция самопрезентации, в психологическом и выставочном смысле.

Внутри каждой формы арт-коллабораций наблюдаются уникальные функции. Для комплексного анализа феномена арт-коллабораций предлагается подключить рассмотрение их форм, сгруппированных по определенным ранее критериям, внутри каждой из которых и будут уточнены и дополнены уникальные функции.

1. Первой группой, предложенной к рассмотрению, являтся централизованная. В ней выделяются три подгруппы в соответствии с их размером - крупные, средние, малые. К крупным - относятся творческие союзы художников. К средним – фонды, арт-резиденции художников, художественные форумы. К малым – кураторские художественные проекты.

1.1. Творческие художественные союзы - это крупная, устойчивая форма арт-коллабораций в профессиональной среде, объединения деятелей искусства, создаваемые с целью совместной защиты профессиональных интересов[10, с.734]. Специфичными функциям для данной формы будут являться: распределительная, профессиональной адаптации, наставническая, цензурная (в настоящее время в усеченном виде), экономическая, охранительная. Характерной особенностью можно считать наличие широкого разнообразия стилевого и сюжетного наполнения в работах членов объединения. Примером таких арт-коллабораций могут служить: «Союз художников России», «Союз пастелистов», «Союз русских художников», «Товарищество художников-живописцев», «Международная конфедерация союзов художников», «Гильдия художников кино и телевидения РФ», «Ассоциация художников декоративных искусств» и «Октябрь», «ОМАХРР» (Объединение молодежи Ассоциации художников революционной России) и другие. В зависимости от названия могут незначительно расширяться или заужаться специфические функции и категории деятельности, что приводит к своеобразию и уникальности каждого из сообществ. Также их объединяет наличие системы органов управления, уставных документов, членских билетов и взносов, инструментов способствующих раскрытию творцов.

1.2. К группе средних, централизованных арт-коллабораций относятся:

Креативные центры, арт-резиденции, творческие форумы. Под креативными центрами понимаются не только институализированные и организованные формы, но и любое событие, направленное на реализацию творческого потенциала человека [4, с. 201]. Арт-резиденция, в контексте данного исследования понимается как объединение художников на нейтральной территории для диалога (от международного до межрегионального), обмена опытом, реализации как совместных, так и индивидуальных творческих проектов, в условиях освобождения от повседневных, рутинных, бытовых обязанностей. Функции, которые определяют деятельность этого типа творческих коллабораций: помимо ранее описанных универсальных функций, уникальными - являются: популяризирующая, интеграционная, экономическая и образовательная функция, создание условий и платформ для обмена знаниями и навыками между деятелями искусства (центры), стимулирование профессионального обмена и процессов творческой мобильности (арт-резиденции) [6, с. 10]. Каждая из этих форм имеет свою специфику специализации и критерии, по которым поддерживает художников. Это позволяет говорить о них не только как о крупных и централизованных объединениях, но и как о гибких, динамичных, в плане выбора и поддержки различных направлений в искусстве.

Необходимо отметить, что арт-резиденции, могут выступать как самостоятельные формы объедения художников, так и инструментом, при помощи которого достигаются поставленные задачи централизованными организациями. Например, арт-резиденции «Никель», «Выкса», «Арткоммуналка», «Кантиана» и ряд других, создают условия для работы и реализации творческих проектов творцами на их площадях, а задачи, цели и концепты, создаваемые на их площадках, весьма различны. Содержательная наполненность резиденции будет зависеть от творцов, работающих в определенный момент на ее территории – в данном случае, это самостоятельная форма арт-коллаборации. Она относится к гибким и динамичным.

В случае же когда арт-резиденции являются продолжением работы или крупного объединения, такого как Союз художников или способствует реализации кураторского проекта – они переходят из категории «форма» в категорию «инструмент». Здесь иллюстрирующим примером могут служить дома творчества/академические дачи «Челюскинская», «Дом творчества имени Д.Н. Кардовского», «Байкал», «Академическая дача “имение И.Е. Репина”», и ряд других Домов творчества, находящихся в ведение Союза художников России.

Творческие форумы – краткосрочные объединения деятелей культуры для удовлетворения образовательных, культурных потребностей, способствования выстраиванию горизонтальных связей между участниками и налаживания контактов для возможности социального лифта. Это новый вид художественных практик, позитивно зарекомендовавший и доказавший свою эффективность за относительно небольшой срок функционирования. Самым крупным творческим форумом является – «Таврида», работающий в рамках одноименного арт-кластера, «АРТ-Мастерская XXI». Также творческие смены существуют на форуме «Урал», «Арктический художественный форум» и др.

1.3. Малой формой централизованных арт-коллабораций являются кураторские проекты – концептуальное моделирование выставочного проекта выстроенное на идеи, лидерских и организационных способностях одного человека – куратора проекта. В рамках такого проекта объединяются куратор и приглашенные, отобранные им творцы для реализации творческой задачи. Фактически сегодня куратор превращается в одну из центральных фигур в системе функционирования искусства [7, с. 76]. В данной форме реализуется принцип централезованности и замкнутости коллаборации на отдельном лице.

2. Промежуточным видом арт-коллабораций по критерию «степень формализации» является форма «арт-кластеры», так как они могут быть и в формате централизованных и иметь четкую структуру управления, так и саморганизованными. К первой категории можно отнести арт-кластер «Таврида» (Крым), «Флакон» (Москва), «Винзавод» (Москва), «Черная» (Черноисточник, Свердловская область), «Кирпичи» (Екатеринбург) и ряд других. Надо также отметить, что в условиях их централизованности в их основе могут лежать разные механизмы. Так, «Таврида» имеет государственную поддержку и централизованное управление, которым подчиняет все действия, направленные на реализацию единой идеей. Приведенные в качестве примера «Флакон» и «Винзавод» образовались благодаря экономическим – коммерческим факторам и имеют общую концепцию, продиктованную целями и организаторами данной коллаборации. При этом внутри этих арт-кластеров каждый участник, задействованный в этом коллективе, помимо общих интересов, сохраняет и преследует индивидуальные выгоды. Но среди арт-кластеров немало коллабораций, сформированных стихийным, самоинициорванным образом. Довольно распространенным такой вид кластеров был в самом начале развития этого движения, как на западе, так и в России, когда отдельные художники занимали заброшенные пространства, в которых, зачастую, жили и работали своеобразными коммунами. В качестве яркого примера можно назвать «Пушкинская-10» (Санкт-Петербург), сквот «Детский сад» (Москва), «Милютинский» (Москва).

Существование арт-кластеров способствует выстраиванию диалога со зрителем, который в поле более свободного пространства легче взаимодействует с современным искусством и творцами. Но пожалуй, самым важным в развивающейся сфере арт-кластеров является выстраивание свободных горизонтальных взаимоотношений между творцами, создание творческой, идейно богатой среды, способной взаимообогощать всех ее участников. Функциональная наполненность данных коллабораций, помимо перечисленных ранее общих функций, следующая: генерирующая функция, трансформационная функция, коммерциализирующая функция. Функции, взятые на себя арт-кластерами, могут свидетельствовать о том, что они в большей степени нацелены на молодых и мобильных творцов, готовых и открытых к экспериментам.

3. И третья группа – это самоорганизованные/независимые объединения. Среди них также есть распределение на группы средние и малые, крупные группы по определенным критериям и функциям отсутствуют. В средней группе наблюдается довольно четкое подразделение на типы:

а) идейные, выстроенные на основе общих интересов, целей, задач, носящих дружественно-товарищеские взаимоотношения, небольшие по численности и обладают склонностью к стихийному образованию и распаду, к таким объединениям относятся творческие группы, клубы и кружки, а также работа в соавторстве и целевые арт-коллаборации (выставки, пленэры т. д.);

б) цеховые, образованные в рамках экономического поля, к таким объединениям относятся творческие бригады, артели.

Критериями, которыми можно определить независимые отношения, являются: добровольность нахождения в объединении; самоуправление; единство целей и задач; деятельность в контакте со всеми участниками коллаборации; личностный комфорт.

Заключение

Рассмотрев формы коллабораций в профессиональной среде: централизованные, самоорганизованные, смежные, - делается возможным сформулировать ряд выводов.

Во-первых: мы можем утверждать, что централизованные виды объединений в большей степени носят крупный характер. Они обладают общими ключевыми характеристиками: 1) гибкие из-за сменяемости состава входящих в них творцов, но устойчивы по своей структуре: имеют управляющий орган; 2) ведут постоянную финансовую деятельность; 3) оказывают значительное влияние на формирование арт-пространства в долгосрочной перспективе; 4) обладают широким инструментальным арсеналом для вовлечения и влияния на формирования творческих личностей.

Во-вторых: самоорганизованные арт-коллаборации являются наиболее распространенной формой творческих объединений, но при этом данные арт-коллаборации более сложные для анализа и изучения, так как зачастую обладают стихийными характеристиками и краткосрочны. При этом именно такие коллаборации наиболее живые, отражающие динамику имений искусства современности и формирующие арт-пространство настоящего. К их общим характеристикам можно отнести: 1) динамичность – обладают способностью к быстрой организации и распаду; 2) в большинстве случаев все договоренности несут устный, неформальный характер; 3) формируют арт-пространство настоящего момента, не выстраивая долгосрочных перспектив; 4) выстраиваются исключительно на межличностных взаимоотношениях, эмпатии членов объединения. Немаловажным является и то, что независимые творческие объединения, способствуют преодолению институциональных особенностей, которым подвержены большинство молодых художников, недавно вышедших из стен учебных заведений – это, пожалуй, главная задача, возложенная на данную форму объединений.

В-третьих: вне зависимости от формы и размера объединения все они выполняют ряд функций. К ним относятся: активизация творческой деятельности профессиональных художников; способствование активной выставочной деятельности; популяризация изобразительного искусства; генерирование новых идей, объектов интеллектуального труда; создание ментальных связей между различными жанрами и стилями искусства; расширение экономического потенциала арт-индустрии; сохранение и трансферт культурного наследия.

В-четвертых: для успешной реализации вышеперечисленных функций применяется спектр инструментов, который встречается вне зависимости от вида коллаборации. К ним относятся: выставки, работа в творческих мастерских, пленэры, арт-резиденции, работа над совместными арт-проектами, гранты/стипендии. Данные инструменты применяются независимо от того, молодой/начинающий художник или устоявшейся мастер, но именно на формирующихся авторов они оказывают наиболее позитивное влияние, стимулирующие ускоренное становление.

В результате, предложенная система осмысления внутрицеховых коллабораций и обозначенная схема, основанные на структурировании по форме и видам коллективных художественных практик, перспективны в качестве ресурсного средства для дальнейшего изучения арт-коллабораций. Данный анализ важен в свете разработки темы арт-объединений в условиях изучения изменений современной художественной культуры.

Литература:

1. Айснер Л., Сочнева Е., Червяков М. Правовые основы функционирования коллабораций // Юридические исследования. – 2020. – №3. – С. 36-47.

2. Бурганова Т. Научные коммуникации и сотрудничество: от «писем к друзьям» к коллаборации // Вестник экономики, права и социологии. – 2013. – № 1. Социология. – С. 207-211.

3. Кирилова А. Сущностные характеристики художественных объединений в культуре России // Идеи и идеалы. – 2015. – №3(25).– C. 92-98.

4. Литвинцева Г.Ю. Креативные пространства аудитории "нового типа // МНИЖ. – 2016. – №10-2 (52). – C. 201-202.

5. Открытые системы: опыты художественной самоорганизации в России, 2000–2020 / ред.-сост. А. Ю. Трубицина. – М.: Музей современного искусства «Гараж», 2020. – 256 с.

6. Пацей А.В. Арт-резиденции как форма мобильности на постсоветском пространстве в России и Восточной Европе 1980-2000-х годов: дис. магистр. / А.В. Пацей. – СПб., 2017. – 150 с.

7. Рафикова К.В. Коллективное и индивидуальное в художественном сообществе (на материале художественных объединений второй половины ХIХ века) // Социальные явления. – 2017. – №1 (7). – С. 50-58.

8. Сафронов Н. Кураторство как феномен культуры ХХ - начала XXI века // Вестник ЧГАКИ. – 2019. – №1 – C. 73-82.

9. Устав Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» / М-во юстиции Рос. Федерации. – 2020. – 22 с.

10. Холлман Р. Необходимые и достаточные условия творчества // Журнал гуманистической психологии. – 1963. – №3(1). – С.14–27.

11. Чуковская Е.Э., Шпагин А.В. Творческие союзы // Большая российская энциклопедия. - Том 31. – М., 2016. - С. 734-735.

12. Thomson A., Perry J. Collaboration Processes: Inside the Black Box / A. Thomson, J. Perry // Public Administration Review. - 2006. – P.20-32.

13. Kester G. The One and the Many: Contemporary Collaborative Art in a Global Context . / G. Kester. – Darem: Duke University Press, 2011. – 320 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.