Научная статья на тему 'Феномен альтернативной истории в современной массовой культуре'

Феномен альтернативной истории в современной массовой культуре Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
91
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
альтернативная история / информационное общество / информационные технологии / киноиндустрия / кино-коммуникации / видеоигры / alternative history / information society / information technology / film industry / film communications / video games

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Петраш Николай Дмитриевич

В статье раскрываются основные аспекты появления и популяризации жанра «альтернативной истории» в современной массовой культуре. В частности, проводится анализ разных видов направления фэнтэзи, использующих моделирование исторических альтернатив. Разбираются конкретные примеры кинофильмов и видеоигр, представляющих сюжеты альтернативного развития исторических событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Phenomenon of Alternative History in Modern Popular Culture

The article reveals the main aspects of the emergence and popularization of the genre of “alternative history” in modern popular culture. In particular, the analysis of different types of fantasy trends using modeling of historical alternatives is carried out. Specific examples of films and video games representing plots of alternative development of historical events are analyzed.

Текст научной работы на тему «Феномен альтернативной истории в современной массовой культуре»

Петраш Николай Дмитриевич

обучающийся магистратуры, факультет социальных наук и массовых коммуникаций, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Ленинградский пр-т., 49, Москва, 125167 E-mail: [email protected]

Феномен альтернативной истории в современной массовой культуре

В статье раскрываются основные аспекты появления и популяризации жанра «альтернативной истории» в современной массовой культуре. В частности, проводится анализ разных видов направления фэнтэзи, использующих моделирование исторических альтернатив. Разбираются конкретные примеры кинофильмов и видеоигр, представляющих сюжеты альтернативного развития исторических событий.

Ключевые слова: альтернативная история, информационное общество, информационные технологии, киноиндустрия, кино-коммуникации, видеоигры.

Для цитирования: Петраш Н.Д. Феномен альтернативной истории в современной массовой культуре // Вопросы медиабизнеса. 2023. Т. 2. № 3. С. 17-22. DOI: 10.24412/3034-1930-2023-0180

Nikolai D. Petrash

Master's Student, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation

Leningradsky Ave., 49, Moscow, 125167 E-mail: [email protected]

The Phenomenon of Alternative History in Modern Popular Culture

The article reveals the main aspects of the emergence and popularization of the genre of "alternative history" in modern popular culture. In particular, the analysis of different types of fantasy trends using modeling of historical alternatives is carried out. Specific examples of films and video games representing plots of alternative development of historical events are analyzed.

Keywords: alternative history, information society, information technology, film industry, film communications, video games. JEL Classification: L82, Z1

For citation: Petrash N.D. The Phenomenon of Alternative History in Modern Popular Culture. Issues of Media Business, 2023, vol. 2, no. 3, pp. 17-22. DOI: 10.24412/3034-1930-2023-0180

Сегодня, когда коммуникативное пространство социального взаимодействия активно визуализируется, представляя широкой аудитории доступные, а зачастую и весьма навязчивые

видеоряды кинофильмов, сериалов, компьютерных игр, рекламы, роликов в социальных сетях и мобильных приложениях, наше восприятие окружающего мира, общества, истории во многом формируется не исходя из объективных данных, а на основе киносюжетов. В данном контексте, на наш взгляд, более чем актуально звучит тема моделирования истории в кино или видеоиграх, особенно набирающий популярность жанр «альтернативной истории».

Беря за основу методы социокультурного и культурологического анализа киносюжетов, мы в данной работе ставим целью проанализировать феномен моделирования альтернативной истории в современной массовой культуре, в частности в кино и видеоиграх. В первую очередь, хотелось бы ответить на следующие вопросы:

• какие существуют типы моделей исторических альтернатив;

• как они отличаются по стилю и подходу;

• определить причины интереса общества к данному феномену;

• выделить аспекты данного феномена, которые позволяют его использовать для эффективного продвижения нового продукта в сфере масс-медиа и развлечений.

Затрагивая тему феномена альтернативной истории в современной массовой культуре, прежде всего стоит понять, что означает этот термин и чем он отличается от жанра фантастики. Нет общепринятого определения данного термина, но в «Энциклопедии научной фантастики» дается следующая трактовка: «рассказ о такой Земле, каковой она могла бы стать вследствие некоего гипотетического изменения в истории» [Alternate History]. Эта трактовка отражает сущность феномена, но с нашей точки зрения, определение слишком расплывчато. Существует множество историй, которые являются чистой фантастикой, не сосредотачиваясь на историческом аспекте, но включающие элемент измененных исторических событий. Другие сюжеты меняют историю в будущем, что тоже с трудом можно назвать принадлежностью к данному жанру. В данную категорию попадают еще и истории, предсказывающие будущее в определенном ключе, но ошибающиеся, что со временем превращает их в альтернативную историю. Таких примеров больше всего: «Назад в будущее 2», «Терминатор», «2012» — все эти фильмы были сняты и выпущены до дат, когда происходит изменения в реальной истории, предсказывая таким образом будущее, но для нас эти даты уже в прошлом. Таким образом, мы считаем, что определение несколько неточно и должно быть расширено [Альтернативная история...].

Как было отмечено, сюжеты данной категории можно различить между собой по стилю и подходу. Исследовательница Карен Хеллексон выделяет три поджанра альтернативной истории:

1. история с переломным моментом — сюда относятся сюжеты о путешествиях во времени, его регулировании и о сражениях;

2. подлинная альтернативная история — сюда могут входить альтернативные истории, предъявляющие различные физические законы;

3. истории о параллельных мирах [Hellekson, 2001].

Такая классификация достаточно хорошо отражает реальность, но мы не согласны с третьим пунктом: почти любой сюжет, за исключением документальных и исторических, можно посчитать параллельным миром. Нужно уточнить, что параллельный мир должен включать изменения в уже прошедших реальных событиях. Пункт про прошедшее время должен присутствовать в основном определении, поскольку в ином случае это уже жанры утопии, пост-апокалипсиса или фантастики. Также сюжет должен быть глобальным, поскольку альтернативные события в жизни одного человека, не влияющие серьезно на мир, больше подходят к жанру обычной фантастики, например «День сурка». Предложенное нами определение: «Альтернативная история — жанр, в котором показан гипотетический мир, в котором определенные моменты в прошедшей истории человечества были изменены».

Однако невозможно не согласиться на другое простое разделение жанра от того же исследователя: «чистую» альтернативу и «псевдоальтернативу». Первый вариант рассматривает развитие событий так, как они могли бы пойти в реальности, если изменить определенных аспект. Второй же захватывает сюжеты с использованием экстраординарных сил, как прибытие пришельцев из космоса, машина времени и т.д. [Hellekson, 2001].

Начало жанра альтернативной истории как такового приписывают римскому историку Титу Литвию, который описал возможную историю противостояния Древнего Рима Александра Македонского, если бы последний не умер в 323 г. до н.э. Это наглядно демонстрирует, насколько давно человечество было заинтересовано в изучении альтернатив.

Автор считает это простым человеческим любопытством, которое мотивирует воображение. Таким образом в кинематографе и режиссеру, и зрителю хочется заглянуть в мир, на который повлиял «эффект бабочки» — незначительное влияние на историю может иметь большие и непредсказуемые последствия. В ХХ-ХХ1 вв., с появлением и популяризацией кинематографа, альтернативная история получила основной толчок популярности.

Жанр чаще всего использует масштабные события, которые находятся во внимании вне зависимости от того, как много прошло времени. Это дает возможность делать кино актуальным в любой момент просмотра, что является большим преимуществом и может быть использовано для множества целей. Продвижение продуктов и идей намного эффективнее, если есть гарантия интереса и актуальности на любой момент просмотра.

Другая сторона — это масштабные события, происходящие в мире в новейшей истории. Иное развитие войн, катастроф или конфликтов пробуждает интерес зрителей к взгляду на события, свидетелями которого они были. Данный подход используется реже всего, что автор считает упущением. Альтернативная история пандемии коронавируса, например, будет интересна аудитории по всему миру как сегодня, так и через много лет, поскольку эти события затронули людей по всему миру в равной степени. Таким образом можно сделать вывод, что данная тема особенно актуальна сегодня.

Жанр альтернативной истории, который зародился в литературе, продолжил жить в кино и видеоиграх. Поскольку эти виды медиа в наше время более массовые, автор сосредоточиться именно на их анализе. Начиная с кино, легко вспомнить экшн фильмы, которые используют альтернативную историю как сеттинг для своей истории, чаще всего в жанре пост-апокалипсис или антиутопия: «Безумный Макс: Дорога Ярости», «Шестиструнный самурай», «Хранители». Рассмотрим эти примеры и попробуем определить, что же делает альтернативную историю такой популярной.

Еще один пример альтернативной истории — это «Шестиструнный Самурай». Эта кинолента намного более оторвана от реальности и использует жанр для эпичного сеттинга и юмора. Мир фильма менее подробно раскрыт, но известно, что в нем вскоре после Второй Мировой началась Третья, которую, применив ядерное оружие, выиграл Советский Союз. Сюжет показывает еще одну постапокалиптичную альтернативу, пополняя список негативной альтернативной истории в кино. Но данный фильм отличается от ему подобных по тону: абсурдный мир, где проблемы решаются при помощи гитары и самурайского меча, а Лас-Вегасом правит Элвис, смерть которого приводит в действие сюжет, живет по своим правилам.

Подобные странности в фильме служат и для юмора, как например рота советских солдат, которые давно отбились от армии и много лет охраняют дорогу в пустынях Невады. Данный фильм сосредотачивается не на реалистичных предположениях об альтернативной истории, а на другом мире, так отличающемся от нашего, но все еще берущий основу в нашей реальности.

Есть представители жанра, которые не рассматривают мир, в котором произошел конец света. «Хранители» — это мрачное супергеройское кино, основанное на одноименном графическом романе Алана Мура, которое показывает альтернативный 1985 г., в котором вовсю идет холодная война. Однако в этой вселенной некоторые вещи отличаются.

Во-первых, существуют супергерои, которые представляют из себя обычных людей в масках, которые борются с преступностью как могут.

Во-вторых, отличаются некоторые события реальной истории: Ленин жив, отношения Советского Союза с Кубой намного ближе, протесты против войны во Вьетнаме подавляются намного жестче, а Ричард Никсон переизбран на новый срок.

На сюжет фильма конкретные изменения в истории влияют мало и показаны скорее для погружения в более мрачную альтернативную историю. Более глобальным изменением является появление «Доктора Манхеттена», сверхчеловека, способного на ужасающие вещи, делающие его практически всесильным в мире фильма. Его присутствие на стороне Соединенных Штатов Америки накалило отношения с Советским Союзом, а также позволило выиграть войну во Вьетнаме. Одним из фокусов киноленты является присутствие в мире, приближенном к реальному, неуязвимого человека, способного смотреть в будущее, менять материю и все меньше испытывающего человеческие эмоции. Финал у картины тоже мрачный, но более позитивный для глобальной истории выдуманного мира: виновник смерти миллионов уходит безнаказанным, несколько городов разрушено, но холодная война, которая бы вот-вот переросла в ядерную, останавливается, а страны противники объединяются.

Данный фильм был изначально принят не очень тепло, но со временем его популярность возросла. Если разобрать фильм детальнее, то станет понятно, что в данном случае зрителя привлекает суровость и бескомпромиссность альтернативного мира. Супергеройский жанр не сла- 19

вится реалистичностью, но данная картина старается как можно точнее показать реальный мир таким, каким бы он действительно мог бы быть, живи в нем скрывающиеся под маской борцы с преступностью. Автор считает, что успех данного представителя исследуемого жанра пришел от реалистичного взгляда на альтернативную историю.

Один из самых больших поворотных моментов в истории, который часто упоминается в произведениях исследуемого жанра — это Вторая мировая война. Данное событие не только само по себе направило историю человечества в определенное русло, но и дало начало Холодной Войне — другому процессу, который часто используется как основа для книг, фильмов, сериалов, игр и т.д. Именно из-за значимости этой войны, а также из-за того что она произошла в XX в., когда кинематограф рос все быстрее и шире, эта тема встречается в наибольшем проценте фильмов про альтернативную историю. Такие картины могут сильно отличаться по тону, так что автор рассмотрит два разных представителя жанра: «Фатерлянд» и «Бесславные Ублюдки».

«Фатерлянд» — фильм 1994 г., основанный на романе Роберта Харриса. По сюжету фильма нацисткой Германии удалось в 1941 г. захватить Москву и Ленинград, а в 1942 г. — Сталинград. Операция по высадке в Нормандии провалилась, Великобритания захвачена, а ее правительство бежало в Канаду. Последние победили Японию, и по итогам мир поделили между собой две ядерные сверхдержавы: Соединенные Штаты Америки и Германия. Фильм показывает более реалистичный альтернативный мир, где мир не знает о геноциде евреев и нацистских зверствах, а Гитлер, естественно, еще жив, и готовится праздновать свое 75-летие.

Сюжет сосредотачивается на журналистке, которая как раз узнает подноготную Третьего Рейха и пытается донести эту информацию до президента США. По отзывам, сюжетно фильм не смог зацепить зрителя, в частности из-за ошибок в логике и повествовании, но зато покорил построением мира и атмосферой. Этот фильм, несмотря на слабое повествование, до сих пор появляется в подборках фильмов про альтернативную историю и получил золотой глобус. Автор предполагает, что в данном случае интерес зрителей в наибольшей степени привлечен аспектом изменения в истории. Данный пример крайне важен для понимания почему альтернативная история вызывает такой интерес у массового потребителя.

Другой известный фильм, который фокусируется на альтернативной Второй Мировой Войне — это «Бесславные Ублюдки» от режиссера Квентина Тарантино. Исследуемый жанр в данном случае лишь яркий фон для сюжета. На этом не заканчиваются отличия от типичных представителей жанра: несмотря на трагичные моменты, фильм намного ярче других примеров, а заканчивается изменением известной нам истории в положительную сторону: Гитлер и Геббельс умирают намного раньше, по сравнению с реальным миром.

Данная картина фокусируется не на аспекте альтернативной истории, а на персонажах и событиях в таком сеттинге. Автор считает, что данный фильм — несколько нетипичный представитель жанра. Если другие примеры интересны во многом именно из-за другого взгляда на историю, то «Бесславные Ублюдки» использует альтернативную историю как выразительный фон для интересного сюжета. Таким образом, фильм больше подходит на роль следствия феномена альтернативной истории в современной массовой культуре.

Тем не менее, интерес к жанру выходит за пределы книг и фильмов, туда, где его сильные стороны показывают себя намного лучше, чем в других форматах. Видеоигры используют жанр альтернативной истории не чаще чем другие жанры, именно в этом формате вышли одни из самых узнаваемых франшиз, связанных с темой. Самые яркие примеры это «Wolfenstein: The New Order», «Fallout» и «Atomic Heart». Принимая во внимание особенности видеоигр и сильные стороны жанра, становится понятно, что потребителю интересно именно подробнее изучить мир, который так близок к нашему, всего в одном повороте истории, но так далек по принципам и правилам. А учитывая интерактивность и глубокое погружение, которое предоставляют игры, не удивительно, что именно в данном формате жанру комфортнее всего.

Во многих случаях нельзя с полной уверенностью утверждать, что именно привлекло потребителя к продукту и являлось ключевым фактором для принятия решения о покупке, но в случае игры «Europa Universalis IV» есть исследование Черного С.Ю., который также провел интервью с игроками. В статье было упомянуто, что в большинстве случаев «было отмечено разнообразие геймплейных механик игры, обеспечивающих вариативность игровых сценариев, часть респондентов сразу отмечала возможности игры по конструированию альтернативных, но соотносящихся с некоей исторической логикой исторических нарративов» [Черный, 2017]. То есть по итогу больше всего игроков привлекло именно конструирование альтернативных исторических линий. Интервьюируемые напрямую говорят, что «Именно в четвертой версии (серии Europa Universalis) достаточно неплохо приближены возможные построения альтернативной истории, но не на пустом месте, не просто по принципу «а что, если...», а основано на наличии тех или

иных событий, произойдут они или нет» [Черный, 2017]. В основном интерес аудитории к альтернативной истории виден через спрос на продукты, которые используют этот поджанр, но в данном случае есть исследование, это подтверждающее. Другие игры, упомянутые выше, несколько отличаются по своим форматам.

«Wolfenstein: The New Order» во многом похож на «Фатерлянд» в том, как именно изменилась история, но заходит дальше. В этот раз Германия захватила Соединенные Штаты Америки, успев создать ядерную бомбу раньше. На момент основного сюжета в мире идет 1960 г., но мир отличается уже радикально, в частности, развитием технологий. Автор относит данный продукт к формату менее реалистичного взгляда на альтернативную историю, но созданный продукт все равно нашел достаточно широкую аудиторию.

Следует отметить то, что данная игра продолжает тренд на негативное изменение в истории. Как и во многих примерах до этого, исследуется несомненно более мрачное развитие событий по сравнению с реальным миром. Эта тенденция не может быть случайной, поэтому на нее стоит обратить пристальное внимание. Отдельного упоминания стоит погружение в игре, когда в ней можно найти сцены как в захваченной нацистами Европе, так и в сдавшихся Соединенных Штатах Америки. Именно такие сцены многих больше всего заинтересовали, как взгляд на знакомые улицы в совершенно другом ключе.

Следующий пример — крайне известная и популярная франшиза «Fallout», которая относится к жанру «пост-апокалипсис». События игры происходят в далеком будущем, где ядерная война почти уничтожила цивилизацию. Данная франшиза не попала бы в категорию альтернативной истории если бы изменения не начались намного ранее, с событий холодной войны и даже еще раньше. Многие моменты незначительны, такие как использование электроники на электронных лампах вместо ухода этой технологии в прошлое, но некоторые глобальны, например участия Китая в противостоянии Соединенным Штатам Америки. Тем не менее, основные глобальные события происходят в будущем, а потому было бы сложно использовать данный пример для объяснения феномена альтернативной истории в современной массовой культуре, если бы не тот факт что он также выполнен в стиле ретро футуризма — жанра фантастики, описывающий мир будущего, базирующегося на технологиях (а также моде, стилистике и т. д.) прошлого или настоящего, которые в реальном мире, как правило, вышли или выйдут из употребления. Игра передает дух 1950 гг. в США в альтернативном будущем, где данный временной период остается актуальным через сотни лет. Можно сказать, что переломный момент произошел не в будущем, а более развитых 1950 гг. И, хотя можно поспорить, насколько близок «Fallout» к жанру альтернативной истории, по нему отлично можно увидеть, что именно затягивает потребителя: иной взгляд на пошлое, знакомые вещи в новом свете. В этом плане ретро футуризм очень похож на альтернативную историю, и автор считает, что причины популярности обоих столь похожих и нередко пересекающихся жанров либо схожи, либо одинаковы.

Последний, но наиболее показательный пример, который затрагивает множество уже поднятых тем — это «Atomic Heart», созданная по большей части российской командой и завоевавшая популярность как в России, так и во всем мире. Во временной линии данной игры начинаются расхождения с реальным миром еще в 1929 г., а в 1936 г. советская наука изобретает новое вещество «полимер», которое толкает развитие СССР вперед. В этом мире Германия проигрывает войну еще в 1942 г., но выпускает в мир смертельный вирус, который убивает миллионы. Однако и это время показано больше, как дистопичная альтернатива, где «идеальный» коммунизм — лишь фасад. Несмотря на то, что мир показан очень отличающийся от реального, есть множество вещей, которые приближают альтернативную вселенную к настоящей: машины советского образца, пусть и летающие, знакомые села, одежда, музыка, здания. Альтернативная история «Atomic Heart» захватила игроков смесью приземленности и фантастичности во всем: в дизайне, звуковом сопровождении, сценарии и т.д. Стоит также обратить внимание на те вещи, которые больше всего упоминают игроки: локации альтернативного Советского Союза и дизайны роботов и других вещей, стилизованные под показанный временной период, даже если он протекает по другому сценарию. Поскольку эта игра не только один из самых популярных, но еще и самый свежий пример исследуемого жанра, она больше всего интересует автора. Феномен альтернативной истории в современной массовой культуре больше всего отображается в этом продукте поскольку это главный продвигаемый элемент, а также ключевой момент, заинтересовавший массового зрителя. Из этого делается вывод, что популярность данной игры пришла по большей части именно из-за данного элемента.

Противостояние Советского Союза и Соединенных Штатов Америки, Вторая мировая война и негативное развитие событий: во многих представителях исследуемого жанра присутствуют эти моменты и изменения в них. Можно проследить закономерности интереса потребителей: 21

глобальные события и геополитические силы ближайшего прошлого, которые представлены в альтернативном ключе. Можно вспомнить, насколько сильно повлияла на историю могущественная Монгольская империя, Катастрофа Бронзового века, Первая мировая война или бубонная чума, но именно ближайшие, в рамках истории, глобальные события пользуются спросом.

Из этого можно сделать вывод что в массовой культуре интерес вызывают сюжеты, с которыми потребитель имеет личную связь в том или ином ключе. Можно решить, что таким образом продукты, которые используют свежие глобальные события в конце концов устареют. Если смотреть на примеры, то Холодная Война и другие события XX в. уже достаточно далеки для целевой аудитории, но все еще пользуются спросов. Автор предполагает, что это связано с новыми медиа и сетью «интернет» в целом. Если раньше события, переживания и опыт передавались ограниченно, то сегодня обмен информацией происходит массово и открыто, отчего осведомленность о масштабных событиях происходит больше и держится в инфополе намного дольше. Этому способствует и другой аспект глобальных событий XXI в.: задокументированность. О событиях XX в. у современного общества намного больше представления, чем о событиях других столетий, так как изобретение и массовое использование фотографии и других способов документации сделало достоверным знание обо многих исторических событиях. Если спроецировать на XXI в., то глобальные события вроде пандемии Covid-19 будут помнить долго.

Анализируя фильмы, представляющие модели разных исторических альтернатив мы пришли к выводу, что зрителя в первую очередь привлекает:

• суровость и бескомпромиссность альтернативного мира;

• открывается простор для «полета фантазии»;

• происходит компенсация потребности повлиять на ход событий, изменить, исправить или улучшить что-то, в частности, в своей жизни и в истории в целом.

Анализируя видеоигры, можно сделать вывод, что они используют жанр альтернативной истории не чаще чем другие жанры. Однако здесь присутствует особый аспект, который может реализовать данный тип интерпретации исторических событий, а именно максимальное интерактивное вовлечение действующего субъекта в процесс моделирования истории.

Литература

Альтернативная история в кино — от Филипа Дика до вселенной Marvel. URL: https://www.kinopoisk.ru/media/ article/4001028/ (дата обращения: 19.03.2023).

Черный С.Ю. Конструирование прошлого в видеоиграх: игрок как потребитель и соавтор исторического нарратива (проект «Europa Universalis IV») // Шаги / Steps. 2017. Т. 3. № 2. С. 77-97.

Alternate History. URL: https://sf-encyclopedia.com/entry/alternate_history (дата обращения: 21.03.2023).

Hellekson K. The alternate history: Refiguring historical time. Kent State University Press, 2001.

References

Alternate History. URL: https://sf-encyclopedia.com/entry/alternate_history (access date: 21.03.2023).

Alternative history in cinema — from Philip K. Dick to the Marvel universe. URL: https://www.kinopoisk.ru/media/ article/4001028/ (access date: 19.03.2023). (In Russian)

ChErnyi S.Yu. ConstruCtinG thE past in viDEo GaMEs: thE pLayEr as ConsuMEr anD Co-author of historiCaL narrativEs in "Europa univErsaLis iv". Shagi / Steps, 2017, vol. 3, no. 2, pp. 77-97.

Hellekson K. The alternate history: Refiguring historical time. Kent State University Press, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.