Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (5)
308_РР! http://dx.doi.org/10.1016/0869-866X-2016-24-5-308-311
История медицины
История медицины
© Сорокина Т.С., 2016 УДК 61:93:378.661
Сорокина Т.С.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ И ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ
ФГАОУ ВО "Российский университет дружбы народов", 117198, Москва
В статье обсуждаются актуальные вопросы преподавания истории медицины в России в связи с переходом высшей медицинской школы РФ на новый Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования третьего поколения (ФГОС ВО): место дисциплины в учебном процессе, программы преподавания, кадровое обеспечение.
Ключевые слова: преподавание истории медицины; высшее медицинское образование в России; ФГОС ВО.
Для цитирования: Сорокина Т.С. Федеральный государственный образовательный стандарт и преподавание истории медицины. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (5): DOI http://dx.doi.org/10.18821/0869-866X-2016-24-5-
Для корреспонденции: Сорокина Татьяна Сергеевна, д-р мед. наук, профессор, заведующая курсом истории медицины, 117198, Москва, [email protected]
Sorokina T.S.
THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD AND TEACHING OF HISTORY OF MEDICINE
The peoples' friendship university of Russia, 117198 Moscow, Russia
The article considers actual issues of teaching of history of medicine in Russia in connection with transition of higher medical school of Russia to the new Federal state educational standard of high education if the third generation meaning placement of discipline in education process, programs of training, personnel support Keywords: history of medicine; teaching; high medical education; Russia
For citation: Sorokina T.S. The federal state educational standard and teaching of history of medicine. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2016; 24 (5): (In Russ.) DOI http://dx.doi.org/10.1016/0869-866X-2016-24-5-For correspondence: Sorokina T.S., doctor of medical sciences, professor, head of course of history of medicine. e-mail: [email protected]
Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Financing. The study had no sponsor support.
Received 30.04.2015 Accepted 28.05.2015
Присоединение России к Болонскому процессу в 2003 г. имело следствием кардинальную перестройку системы высшего образования в стране [1].
Датой начала Болонского процесса принято считать 19 июня 1999 г., когда в Болонье (Италия) министры образования ряда европейских государств подписали совместное заявление — Болонскую декларацию "Зона европейского высшего образования".
Целью и итогом Болонского процесса является создание единого Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) и условий для академической мобильности — свободного перемещения студентов, преподавателей и персонала из одного вуза в другой в пределах континента.
Следуя задачам Болонского процесса, с 2007 г. высшая школа Российской Федерации начала подготовку выпускников трех квалификаций: бакалавров и магистров по большинству специальностей (исключая врачебные) и специалистов по ряду специальностей, в том числе по специальностям направления "Здравоохранение и медицинские науки"1.
'Федеральный закон от 24 октября 2007 г. № 232-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)"
В соответствии с этим основная образовательная программа (ООП) по врачебным специальностям осваивается в специалитете. Магистратура существует только по специальности "Организация здравоохранения" (ОЗ), а бакалавриат по специальности "Сестринское дело" (СД).
Параллельно в 2007 г. началась разработка нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО, или ФГОС 3)2, которая длилась в течение нескольких лет и завершилась утверждением ФГОС специальностей высшего профессионального медицинского и фармацевтического образования в 2010—2011 гг.
Введение этих стандартов в учебный процесс (с 2011/2012 учебного года) выявило ряд моментов, потребовавших его доработки и модернизации. В результате в 2013 г. началась разработка новой версии ФГОС ВПО третьего поколения — ФГОС 3+, или ФГОС ВО (Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования третьего
2Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ "Об утверждении новой структуры государственных образовательных стандартов"
The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2016; 24 (5)
DOI http://dx.doi.org/10.1016/0869-866X-2016-24-5-308-311_309
History of medicine
поколения, модернизированный); работа над проектами этой версии продолжается (см. сайт fgosvo.ru ).
Основная образовательная программа специали-тета состоит из трех блоков:
♦ Блок 1 "Дисциплины (модули)", базовая и вариативная части.
♦ Блок 2 "Практики, в том числе научно-исследовательская работа".
♦ Блок 3 "Государственная итоговая аттестация".
Дисциплина "История медицины" относится к
Блоку 1, является обязательной учебной дисциплиной (модулем3) и изучается на младших курсах.
На освоение дисциплины (модуля) "История медицины" в учебном плане специальностей "Лечебное дело" и "Педиатрия" отводятся, как правило, 3 кредита4 (108 ч), специальности "Стоматология" — от 2 до 3 кредитов, специальностей "Фармация", "Медицинская биохимия", "Медицинская биофизика", "Медицинская кибернетика" — 2 кредита (72 ч).
Ниже обсуждаются наиболее актуальные и проблемные вопросы преподавания истории медицины на современном этапе в свете ФГОС 3+.
1. Место дисциплины в учебном процессе
Первая жгучая проблема преподавания истории медицины в свете ФГОС третьего поколения связана с неожиданным (без согласования со специалистами — преподавателями истории медицины) переводом этого предмета на первый курс (!), что не соответствует логике последовательного изучения предметов и элементарным стартовым требованиям к изучению истории науки.
Место каждой дисциплины в учебном плане определяется прежде всего минимальным базовым уровнем знаний, которыми студент должен обладать, приступая к изучению этого предмета.
Зададим риторический вопрос: "Возможно ли изучать историю математики, не изучив законов математики, или историю физики — не познав законов физики?". Ответ однозначный. То же справедливо и в отношении истории медицины.
Для истории медицины также существует определенный минимум входных знаний, необходимых для освоения дисциплины. Это — история Отечества, философия, латинский язык, основные медико-биологические дисциплины.
Знание всемирной истории и истории Отечества определяет исторический фон развития науки и позволяет осознанно подходить к определению критериев периодизации истории науки. Знакомство с основными медико-биологическими дисциплинами
3Модуль (лат. modulus — мера) — часть образовательной программы или часть учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность в соответствии с установленными целями и результатами воспитания и обучения.
4Кредит (англ. credit — доверие; от лат. accredere — доверять) — мера трудоемкости освоения образовательной программы и отдельных дисциплин с учетом всех составляющих затрат учебного времени студента (на лекции, практические и семинарские занятия, самостоятельную работу, практики, подготовку и прохождение различных видов контроля). Кредит имеет часовое измерение (1 кредит = 36 ч). В русском языке эквивалентом термина "кредит" является зачетная единица (ЗЕ).
дает основу для понимания сущности великих открытий, история которых изучается в курсе истории медицины, а знание латинской терминологии — a priori необходимый ключ к пониманию профессионального языка (преподаватель истории медицины не должен объяснять аудитории каждое новое латинское слово или сущность медицинских открытий, о которых идет речь).
Следовательно, история медицины должна изучаться после овладения предшествующими базовыми предметами. Редуцировать ее до уровня "Введения в специальность" недопустимо, ибо это совершенно другая дисциплина для другого контингента учащихся. В настоящее время в школах Российской Федерации изучается новый предмет "Профессиональная ориентация школьников"; для его освоения подготовлены специальные учебные пособия [2—4], которые по сути и содержанию являются учебниками по введению в специальность для школьников 9—11 классов.
Из изложенного выше можно заключить следующее:
♦ студент может приступать к изучению истории медицины, только овладев знаниями по входным дисциплинам;
♦ дисциплина "История медицины" должна преподаваться на II—III курсах;
♦ историко-медицинское сообщество должно донести эту точку зрения до тех, кто решает проблему (ибо "вопросы нужно ставить там, где их решают");
♦ при составлении рабочих учебных планов в вузах, по возможности, нужно стремиться передвигать историю медицины на более поздние семестры. Часто возникает закономерный вопрос: а не лучше ли преподавать историю медицины на старших курсах? Несомненно, студенты старших курсов, на практике знакомые с клиникой и овладевшие знаниями по многим ее направлениям, более подготовлены к восприятию истории науки. Но есть два существенных аргумента против. На старших курсах преподавание осуществляется по цикловой системе, а изучить всемирную историю медицины в рамках одного цикла (в течение 4—5 дней) нереально и контрпродуктивно. Во-первых, за столь короткий цикл невозможно овладеть обширнейшим историко-медицинским материалом. Во-вторых, нарушается принцип последовательности освоения материала: лекции читаются еженедельно на протяжении всего семестра, а краткий цикл практических занятий ведется в разных группах в абсолютном отрыве от них. Кроме того, на старших курсах преподаются клинические дисциплины, число которых умножается с каждым годом, в связи с этим возникает дефицит аудиторных часов, связанный с возрастающим объемом информации и введением новых инновационных дисциплин.
В некоторой степени эту проблему решает введение преподавания истории медицины аспирантам первого года обучения в рамках дисциплины "История и философия науки", которое успешно реали-
Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (5)
310_DOI http://dx.doi.org/10.1016/0869-866X-2016-24-5-308-311
История медицины
зуется в некоторых вузах в объеме ФГОС 3 уже с 2011/2012 учебного года [5].
2. Примерная и рабочие программы дисциплины "История медицины"
В соответствии с Государственными образовательными стандартами (ГОС-1 1994 г. и ГОС-2 2000 г.) по каждой дисциплине высшего профессионального медицинского и фармацевтического образования с интервалом в несколько лет создавалась "Примерная программа" — образец и ориентир, который служил основой для составления в каждом вузе страны своих "Рабочих программ" по каждому предмету.
Разработка примерных программ поручалась коллективам ведущих кафедр или отдельным авторам. В разные годы этой работой руководили Главная инспекция по медицинскому образованию МЗ СССР (1956), Центральный методический кабинет по высшему медицинскому образованию (ЦМК по ВМО) при МЗ СССР (1967, 1972, 1979), Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию (ВУНМЦ) МЗ РФ (1988, 1997, 2002, 2003) (см. таблицу).
Утверждались примерные программы Главным управлением учебных заведений (ГУУЗ) МЗ СССР, а позднее Департаментом образовательных стандартов профессионального образования (ДОПС ПО) Министерства образования РФ.
Заметим, что в процессе разработки ФГОС различных направлений большое внимание уделяется методике построения учебного процесса (кредит-но-модульная система, единая система зачетных единиц, балльно-рейтинговая система — БРС), разработке компетенций различных уровней, созданию ООП направлений подготовки, реорганизации аспирантуры. В то же время забота о содержании программ по каждому предмету полностью передана учебным заведениям.
Согласно новому Федеральному образовательному стандарту (ФГОС 3+), практика создания Примерных программ по каждой дисциплине не предусматривается — образовательная организация (ка-
федра, вуз) самостоятельно разрабатывает рабочие программы дисциплин в соответствии с действующим ФГОС ВО и с учетом соответствующих ООП направлений подготовки.
Отсутствие общего ориентира ведет к утрате единого системного подхода к содержанию преподавания дисциплины в вузах страны в целом.
С одной стороны, это дает определенную автономию учебным заведениям и в отдельных случаях (когда накоплен большой профессиональный опыт преподавания дисциплины) является положительным фактором. Но в подавляющем большинстве случаев (например, когда история медицины преподается "по совместительству") отсутствие единого образца в виде Примерной программы может привести к снижению уровня и качества преподавания.
В настоящее время преподаватели чаще всего продолжают использовать в качестве основы Примерные программы 2002 и 2003 гг.
3. Кадровое обеспечение дисциплины
Проблема кадров — один из самых болезненных вопросов преподавания истории медицины.
История медицины является одной из старейших дисциплин в системе высшего медицинского образования в нашей стране. Тем не менее в настоящее время в России существуют лишь две кафедры истории медицины (в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова и МГМСУ им. А.И. Евдокимова) и один самостоятельный курс истории медицины (в Медицинском институте РУДН). В других медицинских вузах преподавание истории медицины осуществляется на кафедрах общественного здоровья или на кафедрах гуманитарных и социальных дисциплин.
История медицины — редкая профессия. В большинстве случаев преподаванием истории медицины занимаются специалисты в области общественного здоровья или других дисциплин (фактически по совместительству). Повышение квалификации, которое каждый из нас проходит раз в 5 лет, они осуществляют преимущественно по основной специальности (не повышая квалификации по истории медицины).
Проблема усугубляется сокращением штатов профессорско-преподавательского состава вузов в
Примерные программы по дисциплине "История медицины", утвержденные МЗ/Минобразования СССР/РФ (1956—2003)
Год и гриф издания
Составитель
Для студентов факультетов (специальностей)
Количество страниц
11956, ГУУЗ МЗ СССР
1967, ГУУЗ МЗ СССР
1972, ГУУЗ МЗ СССР
1979, ГУУЗ МЗ СССР 1988, ГУУЗ МЗ СССР
1997, УУЗ МЗ РФ
2002, ДОПС ПО Минобр РФ
2003, ДОПС ПО Минобр РФ
М.П. Мультановский
М.П. Мультановский, П.Е. Заблудовский, М.К. Кузьмин М.М. Левит, М.К. Кузьмин
М.К. Кузьмин, М.М. Левит М.К. Кузьмин, Г.Н. Троянский, А.В. Белолапоткова, Т.В. Журавлева, А.А. Грандо, К.И. Журавлева, Т. С. Сорокина Г.Н. Троянский, А.В. Белолапоткова Т.С. Сорокина
Т.С. Сорокина, Г.М. Перфильева
Для студентов лечебных, педиатрических, 16 санитарно-гигиенических факультетов
Для студентов медицинских институтов 12
Для студентов лечебных, педиатрических, 18
санитарно-гигиенических факультетов
Для студентов медицинских институтов 18
Для студентов лечебных, педиатрических, стомато- 26 логических, санитарно-гигиенических факультетов
Для студентов стоматологических факультетов 20
Для специальностей "Лечебное дело", "Педиатрия", 32 "Медико-профилактическое дело", "Стоматология"
Для специальности "Сестринское дело" 32
The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2016; 24 (5)
DOI http://dx.doi.org/10.1016/0869-866X-2016-24-5-308-311_
History of medicine
связи с оптимизацией высшего образования и акцентом на самостоятельную работу студентов.
Заметное увеличение числа обучающихся в высшей школе в последние годы приводит к увеличению количества и размеров студенческих групп (до 30 человек) и числа учебных групп и студентов на одного преподавателя.
Изменение пропорций учебного времени в сторону увеличения самостоятельной работы студентов не снижает учебной нагрузки преподавателей, а напротив, требует от них неизмеримо больших временных затрат на проверку самостоятельной работы студентов.
При этом квалификационные требования к преподавателю остаются высокими: согласно требованиям ФГОС 3+, доля преподавателей кафедры, имеющих высшее образование и квалификацию, соответствующую профилю их преподавательской деятельности, должна быть не менее 70%, а доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, не менее 65%.
Положительным сдвигам в решении этой проблемы могут способствовать:
• обязательное (каждые 5 лет) повышение квалификации преподавателей истории медицины — на курсах ДПО по истории медицины;
• учет затрат времени преподавателя на контроль самостоятельной работы студентов в качестве учебной (аудиторной) нагрузки преподавателя;
• (при возможности) формирование корпуса преподавателей истории медицины, не занятых преподаванием других дисциплин, что будет способствовать их профессиональному росту и специализации (преподаватель истории медицины должен иметь возможность самосовершенствоваться именно в этой области);
• развитие научной активности преподавателей истории медицины (работа над диссертациями по истории медицины, подготовка научных публикаций в профильных журналах, участие в научных конференциях, съездах и др.).
Мы затронули лишь некоторые болезненные точки, которые тревожат преподавателей истории медицины в связи с переходом на новый ФГОС третьего поколения и сокращением аудиторных часов. За пределами этой публикации остаются вопросы, связанные с новой методологией образовательного процесса в целом — кредитно-модульная система, введение системы зачетных единиц (кредитов) и балль-но-рейтинговой системы оценки знаний студентов и аспирантов [6]. Освоение и внедрение этих методик
ведет к смене устоявшейся парадигмы, успешно реализуемой в системе высшего образования нашей страны в течение десятилетий. Все это требует значительного времени и больших усилий всего преподавательского корпуса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сорокина Т.С. Болонский процесс и Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Пробл. соц. гиг., здравоохр. и истории мед. 2015; (5): 49—53.
2. Сорокина Т.С. Медицинские профессии: Учебное пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. М.: Издательский центр "Академия"; 2009.
3. Сорокина Т.С. Профессиональное самоопределение школьников Москвы: Медицина. Учебное пособие для учащихся 9—11 классов. М.: Образовательно-издательский центр "Академия"; ОАО "Московские учебники"; 2011.
4. Сорокина Т.С. Профессиональное будущее Якутии. Здравоохранение и медицина. М.: Образовательно-издательский центр "Академия"; 2014.
5. Сорокина Т.С. Преподавание истории медицины в свете ФГОС 3+: учебно-методические материалы к докладу на III Научно-методическом совещании "История медицины и ФГОС высшего образования: учебная дисциплина и научная специальность". Москва, 3 апреля 2015 г. М.: РУДН; 2015: 23—31.
6. Кейс и методические рекомендации. Внедрение в вузе зачетных единиц по типу ECTS: опыт Российского университета дружбы народов. М.; 2007: 19—23.
Поступила 30.04.2015 Принята в печать 28.05.2015
REFERENCES
1. Sorokina T.S. Bologna Process and Federal State Educational Standards for Higher education. Probl. sots. gig., zdravookhr. i istorii med. 2015; (5): 49—53. (in Russian)
2. Sorokina T.S. Medical Professions: Manual for 9—11 Forms School-chidren. [Meditsinskie professii: Uchebnoe posobie dlya uchash-chikhsya 9—11 klassov]. Moscow: "Academia" Publishing House; 2009. (in Russian)
3. Sorokina T.S. Moscow Schoolchildren Professional Choice: Medicine. Manual for 9—11 Forms. [Professional'noe samoopredelenie shkol'nikov Moskvy. Meditsina: uchebnoye posobie dlya uchash-chikhsya 9—11 klassov]. Moscow: "Academia" Publishing House; Moscow Textbook Publishing House; 2014. (in Russian)
4. Sorokina T.S. Yakutia Professional Future: Public Health and Medicine. Manual for 9—11 Forms. [Professional'noe budushchee Yaku-tii: uchebnoe posobie dlya uchashchikhsya 9—11 klassov]. Moscow: "Academia" Publishing house; 2014. (in Russian)
5. Sorokina T.S. Teaching History of Medicine According to the Federal State Educational Standard (FSES 3+): Materials for Presentation at the 3rd Scientific-methodic Symposium "History of Medicine and FSES of Higher Education : A Teaching Discipline and Scientific Speciality", Moscow, 3 April 2015. [Prepodavanie istorii meditsyny v svete FGOS 3+: uchebno-metodicheskie materialy k dokladu na III Nauchno-metodicheskom soveshchanii "Istoriya meditsyny i FGOS vysshego obrazovaniya: uchebnaya distsiplina i nauchnaya spetsial'nost'", Moskva, 3 aprelya 2015]. Moscow: PFUR Publishing House; 2015. (in Russian)
6. Case and Methodical Recommendations. Introduction of the ECTS: Experience of Peoples' Friendship University. [Keys i metodicheskie rekomendatsii. Vnedrenie v vuze zachetnykh edinits po tipu ECTS: opyt Rossiyskogo Universiteta Druzhby Narodov]. Moscow; 2007: 19—23. (in Russian)