16 (205) - 2013
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
УДК 338.245
федеральные
научно-технологические программы
как инструмент стимулирования
трансфера технологий:
опыт министерства обороны сша
А. Е. НИКОЛАЕВ,
кандидат экономических наук, доцент, докторант кафедры экономических теорий и военной экономики E-mail: aleksnik. 104@mail. ru Военный университет
Статья посвящена рассмотрению проблем и перспектив развития сотрудничества государства и бизнеса как ключевого направления в стратегии развития оборонной науки и технологий. Анализируется опыт министерства обороны США в организации трансфера технологий военного назначения в коммерческий сектор. Рассмотрены основные программы, в рамках которых Пентагон осуществляет трансфер и передачу технологий.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, научно-технологическая программа, технологии двойного назначения, вооружение и военная техника, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, трансфер технологий, передача технологий.
В начале XXI в. наряду с наращиванием объемов прямого финансирования стратегическим направлением государственной политики США в научно-технологической сфере становятся активное содействие инновационной деятельности частных компаний, поощрение развития научно-исследовательских центров и образовательных учреждений.
В стране, где свыше 70 % финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) обеспечивает частный сектор, разработаны и постоянно совершенствуются
меры взаимодействия государственных структур и бизнеса. Эти тенденции прослеживаются при анализе программ, принятых и реализуемых в США в текущем десятилетии, в которых во главу угла ставятся, в частности, содействие национальной конкурентоспособности, создание условий для быстрорастущих секторов экономики, инновационное развитие регионов, дальнейшее вовлечение малого бизнеса в разработку, освоение и распространение новых технологий [2]. Государство в США уже более полувека выступает активным субъектом научно-технологической политики. В проекте бюджета страны на 2013 фин. г. на НИОКР, включая военные разработки, планируется выделить 142,2 млрд долл. [15].
Однако роль государства выходит далеко за пределы прямого финансирования НИОКР и заключается также в определении наиболее перспективных направлений исследований, в разработке стратегии технологического развития страны, в создании законодательной базы и государственном стимулировании развития науки и технологий в военной промышленности и в вооруженных силах, в совершенствовании механизмов защиты прав интеллектуальной собственности, наконец, в создании предпосылок для развития частной инициативы
и взаимодействия всех субъектов научно-технологического партнерства в условиях ужесточения глобальной конкуренции. В значительной степени этим обстоятельством объясняется то, что технологический разрыв между США и другими странами в военной сфере не только сохраняется, но и продолжает увеличиваться.
Общеизвестно, что в настоящее время коммерческий сектор опережает министерство обороны в следующих областях, имеющих большое значение для достижения военного превосходства: компьютерная техника, математическое обеспечение, интегральные схемы, средства связи, перспективные материалы. При этом фирмы создают новую продукцию за 3—4 года, тогда как минобороны требуется для этого 8—10 лет [9]. По данным бывшего Бюро технологических оценок при конгрессе США, гражданская продукция опережает по своему техническому уровню аналогичную военную примерно на 5 лет.
В связи с этим основными направлениями деятельности министерства обороны в области укрепления взаимодействия государства и частного бизнеса в научно-технологическом секторе военной экономики является, с одной стороны, поддержка усилий, направленных на трансфер технологий и продукции, уже созданных Пентагоном для решения военных задач, в коммерческий сектор промышленности. С другой стороны — организация разработки и передачи новых технологий производства, обеспечивающих гибкие возможности для использования технологического оборудования промышленных предприятий при изготовлении продукции как военного, так и гражданского назначения. «Важно не только сохранить преимущество Америки в генерации новых знаний, но и поощрять максимально быструю передачу технологий, разработанных на государственные средства, в промышленность», — подчеркивается в постановлении правительства США от 1987 г. № 12591 «Об облегчении доступа к научно-техническим результатам» (Executive Order 12591, Facilitating Access to Science and Technology).
Формирование механизма трансфера технологий началось еще в 1980-е гг. Однако только в предыдущем десятилетии процесс трансфера технологий постепенно начинает приобретать систематический и планомерный характер. Причем объем технологического трансфера неуклонно возрастает. Так, в 2009 г. шесть федеральных агентств сообщили
о раскрытии 4 422 изобретений и использовании 4 226 патентов [16].
В 1990-е гг. наметилась активизация деятельности в сфере трансфера технологий и отработки новых способов организации военного бизнеса. Для реализации принципов политики в области двойных технологий в США было сформировано большое количество новых программ, среди которых следует выделить программу перспективных технологий (Advanced Technology Program, ATF), программу реинвестирования технологий (the Technology Reinvestment Program, TRP), программу усовершенствования производственных технологий (Manufacturing Extension Program, MEP), партнерство по созданию транспортных средств нового поколения (the Partnership for New generation of Vehicles, PNGV), программу поддержки малого бизнеса (Small Business Innovation and Research, SBIR) [8]. Была запущена Национальная информационная инициатива (NII).
Большое значение для развития системы трансфера технологий имела стратегия двойного использования технологий. Ключевая роль в ней принадлежала программе реинвестирования технологий (Technology Reinvestment Project, TRP).
Программа TRP, возглавляемая Управлением оборонных исследовательских проектов министерства обороны США (DARPA), знаменовала новый подход к разработке военных технологий. Этот подход был спроектирован, когда бюджеты резко сократились, а также резко возросла активность коммерческого сектора в разработке новых технологий. Программа предназначалась для обеспечения вооруженных сил США необходимыми технологиями в таких областях, как информатика, перспективная электроника, а также повышение мобильности вооруженных сил. Данные технологии имеют большой потенциал совершенствования, ведь однажды созданные, они «будут оставаться встроенными в динамичный коммерческий рынок» [21]. Эта программа также повышала привлекательность стратегии НИОКР двойного назначения.
В рамках программы TRP предполагалось, что министерство обороны США будет вовлекаться на стадии первоначальной разработки коммерческой технологии, чтобы в будущем наиболее полно обеспечить требования военных. Программа обеспечивала Пентагону эту «вовлеченность» в коммерческие НИОКР в обход традиционных негибких, «только правительственных» правил и требований.
По сути, программа TRP разрабатывалась как один из методов заполнения «завтрашних коммерческих полок» технологиями, которые могут быть полезны при использовании в военных целях. То есть для того, чтобы министерство обороны могло найти их и использовать в случае необходимости, причем по приемлемым ценам [21].
Программа TRP содействовала внедрению нового способа организации военного бизнеса и помогала преодолеть традиционную одностороннюю ориентацию на исполнение требований только со стороны правительства. Программа формировала спрос в рамках концепции двойного использования. Реализация проектов технологических разработок в рамках программы TRP при участии видов вооруженных сил способствовала подготовке кадров в этих ведомствах, которые приобретали опыт управления коммерческими НИОКР для достижения как военных, так и гражданских целей. Программа TRP создавала атмосферу, поощряющую поиск новых методов проведения НИОКР во всех службах и подразделениях военного ведомства.
Таким образом, можно утверждать, что основные преимущества программы TRP — это отработка культуры взаимодействия, возможности работы командой, что вело к качественному скачку в выходных параметрах продукта и росту экономической эффективности. Более того, нельзя не отметить, что программа TRP, позднее (в 1997 г.) трансформированная в программу двойного использования (Dual-Use Аpplication Рrogram, DUAP), а затем (в конце 1990-х гг.) в программу двойного использования науки и технологий (Dual-Use Science and Technology Program, DUSTP), внесла серьезный вклад в демонстрацию возможностей формирования и результативности сетевых организационных структур.
В свою очередь программа усовершенствования производственных технологий (МЕР, Manufacturing Extension Program, трансформированная в 2007 г. в Manufacturing Extension Partnership) и программа «Инициативы бережливости в области производства» (Lean manufacturing /Lean Initiative) способствовали снижению издержек производства, сокращению сроков создания продукта, стимулированию усилий подрядчиков по совершенствованию производственно-технологических процессов.
Активизируя процесс трансфера технологий, первоначально предназначенных для решения военных задач, в гражданский сектор, министерством обороны предполагалось [3]:
• обеспечить снижение стоимости производимых на их основе дорогостоящих изделий и, как следствие, создать условия для более широкого использования в военной области;
• способствовать развитию промышленной инфраструктуры, связанной с военным производством, за счет повышения заинтересованности в использовании военных технологий коммерческих фирм;
• привлечь дополнительные инвестиции частного сектора для дальнейшего развития технологий, первоначально разработанных минобороны, в целях обеспечения экономической приемлемости их широкого распространения в системах военного назначения.
Трансфер в промышленность технологий, разработанных Пентагоном, осуществляется в рамках общегосударственной системы передачи научно-технических достижений и в рамках специализированных программ трансфера технологий, существующих в ведомствах. Следует отметить, что в США отсутствует единая комплексная программа трансфера технологий минобороны в гражданский сектор, поэтому министерства видов вооруженных сил, управления и агентства решают эти вопросы самостоятельно.
Анализ официальных документов министерства обороны позволяет выявить главные задачи, ставящиеся Пентагоном в области трансфера технологий:
1) обучение и повышение квалификации персонала, особенно в вопросах интеллектуальной собственности;
2) расширение маркетинговых операций (поиск и обобщение информации об интернет-страницах отдельных лабораторий, публикация данных о лицензировании технологий, а также предложений фирмам по использованию некоторых объектов минобороны);
3) активизация усилий по поиску наиболее значимых в коммерческом плане технологий и их лицензирование;
4) укрепление сотрудничества между всеми заинтересованными ведомствами и организациями.
Решению указанных задач способствует информационная система управления интеллектуальной собственностью (Intellectual Property Management Information System, IPMIS), содержащая всю необходимую информацию по технологиям, объектам и средствам военного ведомства, которые могли бы быть переданы в гражданский сектор.
Основными направлениями деятельности министерства обороны по трансферу технологий военного назначения в коммерческий сектор являются [3]:
• обеспечение доступности научно-технической и технологической информации по передаваемым технологиям для широкого круга потребителей;
• оказание содействия промышленности в разработке и демонстрации возможности производства изделий двойного назначения на базе передаваемых технологий;
• участие в разработке стандартов и проектной документации по новой коммерческой продукции, изготавливаемой с использованием технологий военного назначения;
• долевое участие в финансировании разработок, направленных на снижение стоимости производства с использованием передаваемых технологий.
В качестве характерного примера деятельности минобороны в области трансфера технологий военного назначения в коммерческий сектор можно привести разработку и передачу технологий монолитных интегральных схем СВЧ-диапазона (МСВЧ ИС).
Для снижения стоимости технологий МСВЧ ИС, разработанных в целях использования в бортовых авиационных радарах военного назначения, руководством военно-воздушных сил и DARPA были предприняты усилия по передаче этой технологии в коммерческий сектор. В частности, осуществлялась поддержка разработок коммерческих систем предупреждения аварийных ситуаций на дорогах, систем спутниковой связи и управления воздушным движением.
Одним из результатов этой деятельности явилось создание технологической линии, позволяющей одновременно производить модули аварийной системы предупреждения столкновений для автобусов и компоненты оборудования авиационного бортового радара военного назначения с использованием технологий МСВЧ ИС.
Длительность перехода с производства одного вида продукции на другой не превышает двух часов. По оценкам американских специалистов, в результате предпринятых мер удалось снизить стоимость модулей бортовых авиационных радаров, изготавливаемых с использованием технологии МСВЧ ИС, почти в четыре раза.
Современная политика министерства обороны в области трансфера технологий определяется директивой и инструкцией, выпущенными в мае 1999 г. (DoD Directive 5535.3, dated 5/21/99, DoD Instruction 5535.8, dated 5/14/99). Кроме того, военное ведомство руководствуется федеральным законом от 2000 г. о коммерциализации трансфера технологий (The Technology Transfer Commercialization Act) как основой для лицензирования федеральных технологий и заключения соглашений на их передачу.
В настоящее время трансфер технологий Пентагоном осуществляется в рамках следующих федеральных программ: программы независимых исследований и разработок (Independent Research & Development, IR&D), реализуемой промышленностью; программы трансфера отечественных технологий (Domestic Technology Transfer Program, DTTP); научно-технологической программы в области технологий двойного назначения (Dual-Use Science and Technology Program, DUSTP); программы разработки технологии производства (Manufacturing Technology Program, ManTech Program); программы инновационных исследований малого бизнеса (Small Business Innovations Research, SBIR); программы трансфера технологий малому бизнесу (Small Business Technology Transfer, STTR); программы «Инициатива по передаче технологий» (Technology Transition Initiative) [9].
В рамках программы трансфера отечественных технологий (DTTP) осуществляется широкая деятельность по трансферу военных технологий в коммерческий сектор экономики, приобретению министерством обороны передовых гражданских технологий и разработке технологий двойного назначения. Основой для такой деятельности являются следующие документы: соглашения о проведении совместных исследований и разработок (Cooperative Research and Development Agreements, CRADAs), соглашение о лицензировании патентов (Patent License Agreements, PLAs), соглашение об использовании объектов (Facility Use Agreements, FUA) и соглашение об обмене персоналом (Personnel Exchange Agreements, РЕА). Основной объем работ по передаче технологий осуществляется в соответствии с первым документом.
Первоначально соглашения CRADAs использовались для передачи в коммерческий сектор технологий, разработанных на государственные средства, в целях повышения конкурентоспособности американской экономики. Впоследствии
руководство минобороны пришло к выводу, что указанные соглашения позволят военным лабораториям успешно разрабатывать новые технологии совместно с промышленностью, университетами, федеральными и региональными структурами.
В соответствии с соглашениями CRADAs министерство обороны может также проводить совместные работы с негосударственными организациями, предоставляя для их выполнения персонал, различного рода услуги, собственность. При этом руководители лабораторий министерства обороны США заключают соглашения CRADAs о проведении совместных НИОКР с указанными организациями, где оговариваются права на интеллектуальную собственность и ее распределение между партнерами.
Финансирование проектов на основе соглашений CRADAs осуществляется федеральным органом государственной власти, некоммерческими организациями и частными фирмами в основном в соотношении 50 на 50 % (государство и частный сектор). Таким образом, соглашение CRADA — это во многих случаях государственно-частное финансирование, если не учитывать партнеров из некоммерческих организаций и университетов.
Со стороны лабораторий министерства обороны затраты на проекты в рамках соглашений CRADAs покрываются в виде предоставления материальных (оборудование, материалы, инструменты и пр.) и нематериальных (ноу-хау, патенты, лицензии и пр.) активов, а также предоставления государственных служащих — ученых и инженерно-технических работников военных лабораторий для временной работы на фирме. Что касается фирм частного сектора, то они предоставляют финансовые ресурсы для проведения совместных НИОКР.
Интеллектуальная собственность, полученная в результате осуществления проекта по соглашению CRADA в рамках государственно-частного партнерства, как правило, принадлежит федеральному правительству, независимо от доли вкладываемых госбюджетных ресурсов [4]. Однако в целях создания мотиваций для партнеров из частного сектора руководителю военной лаборатории дается право на предоставление частной фирме эксклюзивных, частично эксклюзивных или неэксклюзивных лицензий на результаты совместных НИОКР. Лаборатории министерства обороны имеют больше соглашений CRADAs, чем любое другое федеральное агентство — 37 % от всех действующих в 2009 г., или 2 870 шт. (рис. 1) [14].
5 (8) 6 (8)
1 (37)
4 (31)
3 (10)
2 (6)
Рис. 1. Действующие соглашения CRADAs, заключенные между частным сектором и государством в 2009 г., %: 1 — министерство обороны; 2 — министерство здравоохранения; 3 — министерство энергетики;
4 — министерство торговли; 5 — министерство по делам ветеранов; 6 — другие министерства
Соглашения CRADAs представляют собой значительный источник доходов лабораторий, ведь промышленные предприятия готовы платить значительные суммы за доступ к уникальным возможностям и оборудованию министерства обороны. Так, доход от данных соглашений министерства обороны в 2009 г. составил 91,598 млн долл. [11], а в 2008 г. — почти 100 млн долл. Примерами успешных CRADAs являются соглашения с BAE York о производстве самоходных гаубиц «Паладин» или же соглашения с General Dynamics о производстве универсальных боевых машин (Mounted Combat System XM-360) [19].
Патентное лицензирование (PLAs) является главным механизмом, благодаря которому запатентованные (ожидающие патента) изобретения передаются частному сектору. В этой сфере трансфера министерство обороны не занимает лидирующих позиций — 4,6 % (57 шт.) от всех новых активных лицензий в 2009 г. [14].
Данное отставание (рис. 2) обусловливается ограниченным коммерческим потенциалом военных изобретений, которые обладают достаточной специфичностью (в силу своего прямого назначения) или вовсе запрещены к передаче третьим лицам. Однако данная деятельность в 2009 г. также принесла доход — 16,165 млн долл. (в 2008 г. — 16 млн долл.) [11].
Одним из ключевых методов, используемых для увеличения лицензирования министерством обороны, является использование партнеров-посредников (Partnership Intermidiaries) [18]. Ими являются организации как на государственном уровне, так и на местном, которые способствуют усилению трансфера технологий. К крупнейшим из
4 (23)
5 (5) 1 (4)
2 (15)
3 (53)
Рис 2. Лицензии, полученные гражданским сектором на изобретения, запатентованные в государственном секторе в 2009 г., %: 1 — министерство обороны; 2 — министерство
здравоохранения; 3 — министерство энергетики;
4 — NASA; 5 — другие министерства
них относятся TechLink (созданный на базе Университета Монтаны), TechMatch (созданный отделом военно-морских исследований министерства ВМС США), FirstMatch (созданный на базе Университета Питсбурга). К 2005 г. TechLink стал заключать в среднем 50 соглашений о лицензиях, внося значительный вклад в данный сектор трансфера.
В последние годы разрыв в финансировании НИОКР, ведущихся в гражданском и военном секторах экономики, особенно увеличился. Поэтому Пентагон вынужден расширять использование гражданских технологий и предпринимать усилия по созданию единой национальной промышленной базы. Создание технологий двойного назначения остается краеугольным камнем политики США по обеспечению доступа американских вооруженных сил к новейшим научно-техническим достижениям. В этой связи еще в 2001 г. конгресс рекомендовал военному ведомству не менее 15 % прикладных исследований проводить именно в данной области.
Главной целью Научно-технологической программы в области технологий двойного назначения (DUSTP), начатой в 1997 фин. г., является оказание помощи министерству обороны в расширении использования новейших технологий, имеющихся на коммерческом рынке. В ходе выполнения программы решаются две основные задачи:
1) обеспечение возможности финансирования и разработки технологий двойного назначения совместно с промышленностью;
2) подготовка видов вооруженных сил к внедрению технологий, разработанных DARPA в процессе решения первой задачи.
Участие в программе предполагает проведение ежегодных конкурсов, которые проводятся на основе четырех критериев:
1) военная выгода — разработанная технология должна иметь военное применение;
2) техническое и управленческое применение — усилия должны иметь строго технический характер с хорошо структурированным управленческим приложением;
3) коммерческая жизнеспособность — технология, разработанная в соответствии с данной программой должна быть способной поддержать живучесть коммерческого рынка без значительных военных закупок;
4) распределение затрат — 50 % стоимости всей программы должно быть обеспечено консорциумом, внесшим предложения.
Реализация программы DUSTP возложена на министерства видов вооруженных сил, DARPA и аппарат помощника министра обороны по НИОКР. В настоящее время в рамках программы осуществляется свыше 200 проектов, причем Пентагон оплачивает 50 % их стоимости. По мнению американских специалистов, реализация программы DUSTP позволила министерству обороны использовать для военных нужд средства промышленности (в течение 1997—2004 фин. гг., например, затраты промышленности на программу составили более 1 млрд долл.), расширить доступ к коммерческим технологиям (свыше 40 % расходуемых в ходе работ средств идут в том или ином виде коммерческим фирмам, многие из которых прежде не заключали контрактов с военными). Кроме того, удалось обеспечить более полный учет потребностей ведомства при разработке фирмами технологий в своих интересах, уменьшить стоимость ВВТ и их материально-технического обеспечения.
Программа DUSTP значительно облегчает фирмам и компаниям коммерческие операции с министерством обороны. По мнению руководства Пентагона, программа осуществляется успешно, свидетельством чему может служить растущее число проектов в области технологий двойного назначения, разрабатываемых видами вооруженных сил совместно с промышленностью вне рамок программы. Последняя замышлялась лишь как стимул для подобных работ, что и оправдалась на деле.
Анализ стратегии министерства обороны в области технологий двойного назначения позволяет говорить о том, что она реализуется по следующим трем основным направлениям:
1) активное финансирование развития технологий двойного назначения, имеющих критическое
значение для военной сферы. Предусматривается укрепление технологической базы коммерческого сектора экономики, играющей значительную роль в разработке таких технологий;
2) интегрирование военного и гражданского производства, расширение возможностей частного сектора по производству продукции двойного назначения за счет использования единой производственной базы при изготовлении аналогичных изделий военного и коммерческого применения;
3) использование в военных системах компонентов, произведенных в частном секторе.
Примером удачной реализации Пентагоном стратегии в области технологий двойного назначения представители военного ведомства называют создание и налаживание производства в коммерческих и военных лабораториях многочипных модулей и легких приемников для получения данных с космической навигационной системы GPS. Многочипные модули, рынок которых продолжает стремительно расти, министерство обороны планирует широко использовать в авиации, системах управления, связи и др.
Значительное внимание в министерстве обороны уделяется Программе разработки технологии производства (ManTech), целью которой является создание более эффективных, оптимальных и менее дорогих технологических процессов производства вооружений и материалов. Программа основывается на следующих принципах: во-первых, разрабатываемые технологии должны представлять интерес для министерства обороны, во-вторых, иметь достаточно широкое применение в военных целях. Реализация программы позволяет министерству обороны ежегодно экономить сотни миллионов долларов.
Согласно стратегическому плану программы ManTech (Department of Defense Manufacturing Technology Program Strategic Plan) расходы на ее
финансирование составляют более 200 млн долл. в год (табл. 1).
В рамках ManTech осуществляется ряд пилотных программ по демонстрации преимуществ технологических процессов, разработанных в коммерческом секторе, для производства военной продукции. В частности, финансировались работы по созданию станков с числовым программным управлением (что позволило существенно снизить затраты на изготовление самолетов), рентгеновских средств контроля ракетных двигателей и компонентов космических систем, оптических линз (их применение в 20 системах целеуказания и наведения дает возможность ежегодно экономить около 10 млн долл.) [13].
Примером успешной реализации программы ManTech, позволившей существенно снизить стоимость производства продукции военного назначения, может служить действующая в ее рамках программа «Военные продукты на коммерческой линии» (The Force Military Products on Commercial Line). Она продемонстрировала возможности гибкого производства для изготовления уникальных изделий военного назначения (применяющихся только в министерстве обороны) и больших объемов гражданской продукции.
В частности, компания TRW использует одни и те же технологические линии для изготовления некоторых компонентов к истребителю F-22, вертолету «Команч» и массового производства электронных средств для гражданских самолетов, что позволило снизить стоимость указанных военных изделий на 30—50 % [9]. Экономии удалось достичь в основном за счет усовершенствования методов интегрированного производства с использованием вычислительной техники, снижения требований к военным стандартам, спецификациям и государственному надзору.
Особую роль в трансфере технологий принадлежит программам, направленным на взаимодейс-
Таблица 1
Планируемые ассигнования по Программе разработки
технологии производства (ManTech) в 2009—2013 гг., млн долл.
Программный элемент 2009 2010 2011 2012 2013
В интересах МО США (DoD MS&T) 18,4 14,9 19,9 19,9 24,8
Сухопутные войска (Army ManTech) 91,1 69,6 70,2 71,7 73,4
Военно-морские силы (Navy ManTech) 61,9 58,6 56,5 60,0 60,6
Военно-воздушные силы (AF ManTech) 56,5 40,5 40,8 41,6 42,5
Управление тыла МО США (DLA ManTech) 55,3 20,8 21,3 21,7 22,0
Агентство противоракетной обороны (MDA) 33,3 38,6 47,6 44,8 45,5
Всего... 283,2 204,4 208,7 214,9 223,3
Источник: [13].
твие с непосредственно малыми технологическими компаниями. К таким программам относятся Программа инновационных исследований малого бизнеса ^ВЩ и Программа трансфера технологий малому бизнесу (STTR).
Подключение мелкого бизнеса к решению научно-технических проблем министерства обороны США (их доля в общем объеме военных контрактов в конце 1980-х гг. возросла до 25 %) является одним из эффективнейших каналов распространения научно-технической информации и передачи научно-технических достижений. Оставляя за мелкими компаниями патентные права на научно-техническую информацию и научные результаты, полученные в ходе выполнения военных исследований, минобороны содействует расширению внедренческого эффекта подобных разработок [8].
Программа БЫЯ призвана обеспечить начальным капиталом малый бизнес и помочь ему участвовать в НИОКР, финансируемых правительством. Кроме того, в последние годы большое значение также придается развитию коммерческих приложений результатов работ, созданных при финансовой поддержке SBIR. В данной программе государство выступает как своего рода венчурный инвестор, вкладывая средства в высокорисковые проекты. Финансовый вклад в программу должны вносить федеральные ведомства, чей бюджет на НИОКР превышает 100 млн долл. в год.
В настоящее время в программе SBIR участвуют 11 федеральных агентств. В 1992 г. агентства должны были направлять 1,25 % своих бюджетов на НИ-ОКР на поддержку малого бизнеса в рамках SBIR, в 1993—1994 гг. эта доля стала составлять 1,5 %, затем в 1995—1996 гг. — 2 %. В настоящее время доля обязательных отчислений достигла 2,5 %. При этом каждое ведомство имеет свои научные приоритеты, и в соответствии с ними выделяются средства в рамках SBIR.
Данная программа определяет для каждого проекта 3 стадии [5].
1-я стадия — в ходе нее определяется выполнимость выбранной концепции. Она может быть профинансирована до 6 мес. через фонды программы. Размеры финансирования могут составлять от 70 тыс. до 100 тыс. долл.
2-я стадия — предполагает проведение основной разработки, за которое победители 1-й стадии могут конкурировать друг с другом. 2-я стадия обычно финансируется до двух лет за счет средств,
выделенных на программу в размере от 600 тыс. до 750 тыс. долл. Возможные предложения на этом этапе могут быть только инновационными.
3-я стадия — представляет собой коммерциализацию/непосредственное применение результатов 2-й стадии и уже не финансируется за счет средств, выделенных в рамках данной программы. Замысел заключается в том, чтобы малый бизнес смог привлечь для 3-й стадии внешние источники финансирования. В некоторых случаях для реализации 3-й стадии могут быть привлечены другие федеральные и нефедеральные средства и фонды.
По мере развития программы SBIR становился более строгим ее мониторинг. Начиная с 1996 г. все малые фирмы, получившие поддержку в рамках SBIR, должны сообщать о достижениях (полученных как с помощью данной программы, так и за счет иных источников), таких как размер поступлений за коммерциализацию научных результатов, доходы от продаж новой продукции. С 1997 г. был введен еще один критерий, позволяющий оценивать предварительные результаты в процессе реализации проектов: фирмы, получившие финансирование на 2-й стадии программы, должны составлять ежегодный доклад об иных, кроме SBIR, источниках финансирования и доходах от продаж нового продукта [1].
Практика показала, что компаниям требуется в среднем 5—9 лет для того, чтобы развить проект от концепции до коммерческого продукта. Через четыре года после прекращения финансирования по 2-й стадии программы около 12 % поддержанных фирм оказываются в состоянии коммерциализировать результаты своих НИОКР.
По данным американской статистики, за период действия программы были выделены средства на реализацию более чем 89 тыс. проектов. Финансированием были охвачены компьютерные и информационные технологии, электроника, материаловедение, энергетика, науки о природопользовании и др. В 2008 фин. г. в рамках программы были профинансированы 5 400 проектов, объем финансирования которых составил около 1,8 млрд долл. Причем 50 % расходов по ней пришлось на министерство обороны [16]. Общая тенденция финансирования программы показывает как рост доли отчислений на ее реализацию, так и повышение федерального финансирования исследований и разработок (рис. 3). В 2010 г. в рамках SBIR министерство обороны выделило грантов на сумму 1 199 млн долл. (в 2009 г. — 1 222 млн долл.) [17].
400 350 300 250 200 150 100 50 0
т
т
2007
2008
□ Армия ПВМС
2009
□ ВВС ИБАЯРА
2010
Источник: [20].
Рис. 3. Ассигнования Министерства обороны США по программам SBIR в 2007—2010 гг., млн долл.
Программа STTR утверждена в 1992 г. По многим параметрам она схожа с программой SBIR, включая участие некоторых агентств, вовлеченных в обе программы. Ключевым отличием является то, что программа STTR сфокусирована больше на совместный поиск необходимого соискателя правительством и деловыми кругами, а не руководством федеральной лаборатории и бизнесом. Такой поиск представляет собой совместные усилия по привлечению малого бизнеса и университетов, некоммерческих исследовательских институтов или финансируемых федеральным правительством исследовательских центров.
Эта программа предусматривает до 600 тыс. долл. на финансирование начальной стадии исследований и разработок, выделяемых непосредственно малым компаниям, работающим в кооперации с исследователями других исследовательских институтов. Задачами программы являются ликвидация финансовой пропасти, существующей между базовыми (фундаментальными) исследованиями и коммерческими продуктами, а также открытие направлений для исследователей по коммерческому использованию технологий. Если представители малого бизнеса и исследовательской организации совместно работают в рамках данной программы, малый бизнес должен исполнить не менее 40 %, а исследовательский институт — не менее 30 % всех работ [5]. Причем малый бизнес является доминирующим партнером и отвечает за менеджмент и управление бюджетом.
Финансирование федеральными ведомствами программы STTR значительно скромнее предыдущей. В 2008 фин. г. программа выделила 240 млн долл. на 734 проекта [16].
В условиях проведения в стране жесткой общей ресурсосберегающей политики руководство минис-
терства обороны рассматривает повышение эффективности ее функционирования как одно из важнейших условий поддержания высокой технической оснащенности и бесперебойного обеспечения армии и флота. При этом в официальных документах прямо указывается на то, что оптимальная структура управления системой поставок не только повышает оперативность и надежность материально-технического обеспечения войск, но и позволяет экономить значительные финансовые средства. Система приобретения вооружения и военной техники (ВВТ) министерства обороны США является основной частью всей Федеральной системы приобретения (составляет ее основу).
Под термином «приобретение» понимаются процесс исследований, разработки, испытания, производства, закупки, а также обеспечение эксплуатации ВВТ. Кроме того, в последние годы сюда относят и вопросы утилизации выведенных из эксплуатации ВВТ.
Военные лаборатории производят «ультрасовременные» научно-технологические разработки для вооруженных сил. Однако с учетом особенностей планирования бюджета федерального правительства для внедрения результатов НИР в производство часто требуется до 5 лет. В течение этого времени многие проекты или технологически устаревают (что выражается в относительно быстрой смене как методов и способов построения самих изделий, так и процессов их производства под напором научно-технических достижений), или отменяются из-за нехватки средств.
Действительно, разработка является самым рискованным и самым существенным элементом в трансфере технологии. Именно здесь исследовательские идеи, возможно, доведенные до стадии доказательства концепции или создания прототипа, встречаются с практическими соображениями (оцененными по таким критериям, как концентрация дефектов или объемы выпуска), экономическими реалиями и капризностью рынка. В США этот водораздел неслучайно называют «долиной смерти».
Дело в том, что многим изобретениям, сделанным в лабораториях, еще далеко до коммерческой стадии, даже если они обладают высоким потенциа-
лом. Пропасть между незрелым состоянием работы, вышедшей из исследовательской лаборатории, и уровнем готовности, необходимым для привлечения крупной корпорации, которая бы приняла технологию, является самым серьезным препятствием для трансфера технологий.
Технологии можно считать эволюционными, когда они строятся на чем-то уже известном и используемом, или революционными, если они являются огромным скачком вперед. Как правило, революционные технологии вводятся только благодаря начинающим компаниям, хотя сегодня все труднее привлекать венчурный капитал к малым и средним начинающим компаниям. Здесь «долина смерти» особенно широка. Для ее преодоления предлагается множество подходов, например, альтернативное финансирование для созревания или инкубации исследовательского проекта в своей или сторонней организации и соглашения о совместных разработках. Деловая проницательность играет важнейшую роль на этом этапе, равно как поддержка исследователя в целях эффективного трансфера его технического ноу-хау.
Главной целью программы «Инициатива по передаче технологий» (Technology Transition Initiative, TTI), начатой в 2002 г., является финансирование таких технологических проектов, позволяя им быть завершенными и своевременно переданными в систему создания и приобретения технологий и вооружений.
Необходимо отметить, что трансфер технологий (technology transfer) и передача технологий (technology transition) — это два разных процесса (и, соответственно, два разных понятия), применяющиеся в практике министерства обороны США [10].
Трансфер технологий чаще всего относится к технологиям двойного назначения, которые могут быть использованы при создании как вооружения и военной техники, так и продукции гражданского назначения. Трансфер технологий осуществляется путем уступки права на патент или на основе лицензионных соглашений.
Термин «передача технологий» обозначает процесс передачи технологий, разрабатываемых по заказу военного ведомства, из научной сферы в сферу создания и приобретения систем вооружения. Передача технологий входит в процесс их приобретения.
Механизм финансирования НИОКР по программе TTI следующий.
Во-первых, руководители отделов программ приобретений управлений и агентств минобороны формируют перспективные планы развития отдельных образцов и систем ВВТ.
Во-вторых, администратор программы TTI определяет по результатам соответствующих консультаций с Советом по передаче технологий (Technology Transition Council) самые многообещающие проекты, которые удовлетворяют военно-технологическим целям министерства обороны США. Оценка хода выполнения работ, полученных результатов, возникающих проблем и соблюдения финансовой дисциплины по каждой программе осуществляется на так называемых контрольных рубежах (КР) принятия решений. В зависимости от уровня финансирования работ программы развития ВВТ делятся на крупные и обычные. К крупным программам относятся такие, ежегодные расходы по которым на собственно разработку конкретной системы вооружений превышают 365 млн долл., а стоимость произведенных и закупаемых образцов превышает 2 млрд долл.
Решения по таким программам принимаются только на уровне заместителя министра обороны по приобретению, технологиям и материально-техническому обеспечению, а в части, касающейся создания автоматизированных информационных систем, — помощником министра обороны по сетям и интеграции информационных ресурсов. При каждом из этих официальных лиц функционируют консультативные органы, в состав которых входят руководящие сотрудники КНШ, министерств видов вооруженных сил и аппарата министра обороны. По менее затратным программам административные полномочия варьируются от уровней министров видов вооруженных сил до их заместителей по приобретению ВВТ (рис. 4) [6].
В-третьих, администратор программы TTI и соответствующий руководитель приобретения разделяют стоимость перехода технологий. Вклад управлений и агентств министерства обороны США может составить до 49 % полной проектной стоимости. Проект финансируется не более четырех лет.
Следует заметить, что одним из критериев выделения ассигнований по программе TTI является степень зрелости технологии (Technology Readiness Levels, TRLs). Как показывает опыт, на создание современных оружейных технологий требуются разноплановые ресурсы, включая уникальные, и
Оперативные потребности командований и служб ВС
Технологические возможности создания ВВТ и ресурсное обеспечение
Начальное развертывание ВВТ
Ф-1
Ф-2
/\ / \ \Э-2 ; \ / _V_
Ф-3
Ф-4
Ф-5
Примечание: ВВТ — вооружение и военная техника; КР — контрольный рубеж принятия решений; КР-1 — решение о разработке технологий; КР-2 — решение о разработке проектной, конструкторской, технологической и эксплуатационной документации (открытие программы приобретения); КР-3 — решение о серийном производстве и развертывании; Ф — фаза жизненного цикла ВВТ; Ф-1 — анализ альтернатив и формулирование стратегии разработки технологий; Ф-2 — разработка технологий; Ф-3 — разработка проектной, конструкторской и производственно-технологической документации; Ф-4 — производство (установочная партия изделий — предварительные эксплуатационные испытания и оценки — серийное производство) и развертывание ВВТ; Ф-5 — эксплуатация, обеспечение и утилизация ВВТ; Э — этапный рубеж принятия решений; Э-1 — решение о создании ВВТ; Э-2 — решение о продолжении работ после предварительной оценки проектов, если они не были приняты до КР-1; Э-3 — решение о продолжении работ после окончательной оценки проектов; Э-4 — решение о серийном производстве ВВТ.
Рис. 4. Фазы жизненного цикла, контрольные рубежи и этапы принятия решений по созданию ВВТ
Таблица 2
Результаты реализации программы ТТ1 в 2003—2010 гг.
Год Финансирование программы, млн долл. Отобранные проекты Профинансированные проекты Законченные проекты Ожидаемые передачи Успешные передачи технологий Успешные передачи, %
2003 5,36 13 12 12 0 9 75
2004 11,15 7 7 5 2 4 80
2005 20,65 13 12 11 1 6 55
2006 28,39 15 14 9 2 7 78
2007 27,71 12 11 3 2 3 100
2008 29,00 14 12 1 1 0 0
2009 26,84 7 7 0 1 0 —
2010 19,21 5 2 0 0 0 —
Всего... 168,30 86 75 41 9 29 71
Источник: [12].
чтобы уложиться в установленные сроки, времени не хватает.
Так, счетная палата США в ходе специализированной проверки установила, что разработка ВВТ в рамках БС8 (боевые системы будущего) по разным причинам дает существенные сбои. В том числе и потому, что из 51 технологии, которые заложены в основу создания перспективного оружия, зрелой в настоящий период оказалась только одна. По этой причине для включения НИР в программу ТТ1 рассматриваются только технологии с уровнем готовности ТЯЪ-6 и выше [7].
Следует отметить, что оценка уровня зрелости в настоящее время широко используется в большинс-
тве ведущих иностранных государств в качестве своеобразного стандарта в процессе разработки и анализа планов и программ развития ВВТ. В министерстве обороны применение этих оценок регламентировано действующими нормативно-техническими документами.
Результаты реализации программы ТТ1 приведены в табл. 2.
Таким образом, анализ опыта министерства обороны США в области трансфера технологий свидетельствует, что использование федеральных научно-технологических программ как инструмента государственно-частного партнерства способно внести существенный вклад в инновационное раз-
витие страны. Подобное партнерство позволяет, с одной стороны, повысить эффективность бюджетного финансирования, с другой — активизировать частное предпринимательство, сделать его более динамичным и создать благоприятные условия для его деятельности.
В целом, несмотря на некоторые барьеры, препятствующие более широкому участию коммерческих фирм в военном бизнесе, можно сделать вывод, что поддержка концепции двойного использования технологий доказала свою эффективность для высокотехнологичных секторов экономики США. Реализация этой концепции обеспечивает рост производительности труда (прежде всего через мультипликативный эффект взаимного обогащения технологий), совершенствует механизм передачи технологий, повышает гибкость производства при создании вооружения и военной техники.
Список литературы
1. Асланзаде И. А.-оглы. Особенности мирового опыта государственного регулирования инновационной деятельности // Вопросы экономики и права. 2011. № 2. С. 169—170.
2. Белинский А. Н. Приоритеты научно-технической политики США в начале XXI века: взаимодействие государства и бизнеса / А. Н. Белинский, С. В. Емельянов, Л. Ф. Лебедева. М.: ИСКРАН, 2009.
3. Выборное С. В. Использование технологий двойного назначения, разработанных Министерством обороны США, для интеграции военного и гражданского производства // Двойные технологии. 1999. № 3.
4. Государственно-частное партнерство в научно-инновационной сфере / под ред. А. К. Казанцева, Д. А. Рубвальтера. М.: ИНФРА-М, 2009.
5. Емельянов С. В. Инновационные исследования малого бизнеса (опыт США) // Электронный научный журнал «Россия и Америка в XXI веке». URL: http://www. rusus. ru /?act= read&id=184#_ ftnref5.
6. Иванов В. Кремль решил реформировать систему гособоронзаказа // Независимое военное обозрение. 2012. № 14. 27 апреля — 17 мая.
7. Лященко В. П. Торговля оружием: проведение НИОКР, операции со стратегическими материалами и сырьем, риски и управление рисками. М.: Экономика, 2009.
8. Модернизация военно-экономической базы России: важнейшие аспекты и мировой опыт / рук. проекта Р. А. Фарамазян. М.: ИМЭМО РАН, 2010.
9. Тищенко Г. Г. Повышение экономической эффективности военного строительства в США. М.: РИСИ, 2004.
10. James H. Dobbins Planning for Technology Transition // Defense AT&L; March-April 2004. Р. 14—17.
11. David Appier. DoD Technology Transfer Program. Defense Industrial Base Seminar and Workshops. June 16, 2010.
12. DanAltobelli. Technology Transition Initiative. Defense Industrial Base Seminar and Workshops. June 16, 2010.
13. Department of Defense Manufacturing Technology Program Strategic Plan. Executive Summary, March 2009.
14. Federal Laboratory Technology Transfer Fiscal Year 2009. Summary Report the President and the Congress. National Institute of Standards and Technology U. S. Department of Commerce, March 2011.
15. Matt Hourihan. Research and Development in the FY 2013 Budget March 27, 2012 URL: http:// www. aaas. org/spp/rd.
16. National Science Board. 2012. Science and Engineering Indicators 2012. Arlington, VA: National Science Foundation.
17. Office of the Under Secretary of Defense for Acquisition, Technology and Logistics. URL: http://www. acq. osd. mil/ chieftechnologist/mission/index. html.
18. Report to Congress on the activities of the DoD Office of Technology Transition, Office of Technology Transition, Deputy Under Secretary of Defense for Advanced Systems and Concepts, Office of the Secretary of Defense, Washington DC, 2006.
19. Ryan T. CRADAs: A DoD Perspective. Presentation to FLC NE Region, U. S. Army Research, Development and Engineering Command, 2 March 2010.
20. SBIR Annual Report. URL: http://www. acq. osd. mil/ osbp/ sbir/ about/ sbirAnnualReport. shtml#fy10.
21. The Technology Reinvestment Project. Dual-Use Innovation for a Stronger Defense. National Technology Transfer Center (NTTC), Arlington, Virginia, 1995.