10. Яськова Н.Ю. Развитие инвестиционно-строительных процессов в условиях глобализации. М. : МАИЭС, ИПО «У Никитских ворот», 2009.
11. Яськова Н.Ю., Каменецкий М.И., Кризис отечественной модели управления строительством и рынком недвижимости // Экономика строительства. 2009. № 3.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Пешков Виталий Владимирович, доктор экономических наук, профессор кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью», Иркутский государственный технический университет, тел.: (3952) 40-54-12, e-mail: [email protected]
Peshkov V.V., Doctor of Economy, professor, Real Estate Assessment and Management Department, Irkutsk State Technical University, tel.: (3952) 40-54-12, e-mail: [email protected]
УДК332.122
ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА, КАК МЕХАНИЗМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКАЗОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
И.В. Ямщикова, В.В. Соколов
Проведен обзор норм законопроекта о Федеральной контрактной системе, касающихся государственных заказов в сфере строительства, дана оценка их возможностей в решении ключевых проблем строительства, варианты корректировки.
Ключевые слова: федеральная контрактная система, государственный заказ в строительстве.
FEDERAL SYSTEM OF CONTRACTUAL AGREEMENTS AS A MEANS OF PROBLEM SOLUTION IN THE FIELD OF STATE ORDERS IN BUILDING
I.V. Yamshchikova, V.V. Sokolov
Regular issues of the bill on Federal System of Contractual Agreements have been surveyed regarding state orders in the sphere of building. Their realizability is assessed in terms of solving key problems of construction and versions of their modification are offered.
Key words: federal system of contractual agreements, state order in construction.
С 1 июля 2012 года в Российской Федерации начнется постепенный переход к Федеральной контрактной системе (далее - ФКС), которая должна заменить существующую в настоящее время систему государственного заказа.
Осенью 2011 года законопроект о ФКС, который, по замыслу законодателей, придет на смену Федеральному закону от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - 94-ФЗ) Министерством экономического развития РФ был представлен для публичного обсуждения, пройдя которые, претерпел существенные изменения. Только по
итогам интернет-обсуждения в законопроект было внесено около 200 правок редакторского характера и порядка 50 смысловых изменений. А всего за время общественного обсуждения проекта закона было собрано более тысячи предложений, касающихся тех или иных изменений в нем.
Помимо большого числа людей, которые активно участвуют в обсуждении законопроекта о ФКС и считают его принятие единственно верным, необходимым и правильным действием для совершенствования и модернизации системы государственных закупок в стране, существует немало его принципиальных противников, которые считают, что документ отнюдь не развивает систему госзакупок, а, наоборот, сворачивает ее.
Стан оппонентов возглавляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая считает, что 94-ФЗ должен быть сохранен, но доработан. И готовит собственный законопроект с поправками, который также сейчас проходит общественное обсуждение. По данным ФАС, уже сейчас действующая система позволяет государству экономить до 200 миллиардов рублей в год, а в случае полного перехода на электронные аукционы и принятия предлагаемых ФАС поправок - экономия может достигать 1 триллиона рублей в год [3].
Пока трудно делать уверенные предположения, какая позиция в итоге победит, однако, надо понимать, судьбу этих законопроектов должно решить общественное мнение.
В данной статье мы кратко остановимся лишь на тех нормах законопроекта о ФКС, которые непосредственно касаются сферы государственных заказов в строительстве и способны оказать существенное влияние на нее. Начнем со ст. 35 об отклонении заявок с демпинговой ценой. Случаи побед в торгах фирм-однодневок, предложивших демпинговую (за частую фантастически низкую) цену, ни для кого не секрет. Результат заключенных государственных контрактов по итогам подобных торгов, как правило, выражается в появлении очередного объекта незавершенного строительства или «долгостроя», а также неэффективно израсходованных бюджетных средств.
В соответствии с нормами законопроекта о ФКС, если предложение ниже заявленной цены на 25 процентов, то участник должен обосновать это. Причем заказчик имеет право отказать, если не получит нужной информации или обоснование его не удовлетворит. А такой вид торгов, как электронный аукцион, при падении цены ниже 25 процентов вообще останавливается [2].
Безусловно, положительный эффект от внедрения подобного механизма защиты от демпинговых цен очевиден. Однако «планка отсечения» в 25 процентов, на наш взгляд, является не достаточной. Расчет предполагаемой цены контракта и ее обоснование целесообразно нормативно требовать от участника, предложившего цену контракта на 5 процентов ниже начальной (максимальной). В данной норме законопроекта также отсутствует механизм анализа заказчиком представленных в составе заявки расчетов и обоснования цены контракта.
Отдельного внимания заслуживает ст. 21 законопроекта о ФКС, посвященная обоснованию осуществления закупки товаров, работ, услуг и начальной (максимальной) цене контракта.
В сфере государственных заказов в строительстве не редкость случаи, при которых изначально некорректное определение начальной (максимальной) цены служит причиной либо невозможности выполнить условия контракта (начальная цена занижена), либо создает почву для демпинга (начальная цена завышена).
В соответствии с нормами законопроекта, начальная (максимальная) цена контракта подлежит обоснованию. При этом четко определены методы, используемые для ее расчета, -нормативный метод, метод одной цены, тарифный метод, метод индексации, запросный метод. К источникам информации о ценах товаров, работ, услуг, которые могут быть использо-
ваны для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, относятся данные государственной статистической отчетности, сведения, содержащиеся в единой информационной системе, реестре контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные достоверные источники информации. Правительство Российской Федерации вправе установить исчерпывающий перечень источников информации, которые могут быть использованы для целей определения начальной (максимальной) цены контракта [2].
Анализ данной статьи позволяет сделать вывод о необходимости разработки и принятии подзаконных нормативно-правовых актов, определяющих перечень источников информации, используемых для целей определения начальной (максимальной) цены государственного контракта в строительстве.
Разработчиками законопроекта о ФКС большое внимание уделяется качеству исполнения государственного контракта, тому, что заказчик должен думать не только о цене, но и, в первую очередь, о качестве, функциональных характеристиках, гарантийном сроке, затратах на эксплуатацию и т.п., то есть обо всех факторах, влияющих на результат его закупки. Заказчик выставляет набор критериев из списка, определенного законом: качество, опыт выполнения аналогичных работ, срок выполнения работы, гарантия. Критериев должно быть не меньше двух, одним из которых всегда является цена. Причем удельный вес цены может быть уменьшен до 20 % [2].
Безусловно, вопрос качества строительства по государственным контрактам очень важен и актуален на сегодняшний день.
Ст. 50 законопроекта о ФКС регламентирует особенности проведения конкурса с ограниченным участием. Под конкурсом с ограниченным участием понимается способ осуществления закупок, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении конкурса с ограниченным участием, предквалификационной документации, конкурсной документации. Победителем конкурса с ограниченным участием признается лицо, прошедшее предквалификационный отбор и предложившее лучшие условия исполнения контракта по итогам конкурса с ограниченным участием [2].
Однако дополнительные требования могут выставляться только по тем видам закупок, которые определяет правительство. Правительство же определяет исчерпывающий перечень документов, которые может требовать заказчик в рамках этой процедуры.
В связи с этим, для эффективной реализации закона о ФКС в области качества строительства по государственным контрактам, необходимо включение в соответствующее постановление правительства таких работ, как строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства в вид закупок, к которым могут выставляться дополнительные требованиям и, соответственно, применяться нормы ст. 50 закона о ФКС.
94-ФЗ, за шесть лет вскрывший все проблемы, которые существуют в системе государственных закупок, возможно уже в следующем году будет отменен. Для того чтобы заработало регулирование всего цикла закупок от планирования до аудита результатов, потребуется, по мнению разработчиков закона о ФКС, 2-2,5 года. В течение этого времени будут действовать переходные положения, постепенно вводящие определенные блоки правового регулирования. Проблемы же в системе государственных заказов в строительстве, освещенные нами в данной статье, существуют сейчас и необходимость в их решении актуальна вне зависимости от действующего законодательства.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (с изменениями и дополнениями) : федер. закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ
2. «О федеральной контрактной системе» : проект Федерального закона
3. Управление государственными и муниципальными заказами : учеб.-метод. пособие I Т.Г. Дорошенко, О.П. Дюнина, А.А. Кокарева, И.А. Смолина. 2-е изд., перераб. и доп. Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2011. 412 с.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Ямщикова Ирина Валентиновна, кандидат экономических наук, профессор кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью», Иркутский государственный технический университет, тел.: (3952) 40-54-12
Соколов Виталий Владимирович, аспирант кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью», Иркутский государственный технический университет, тел. : 89086668228
Yamshchikova I.V., Candidate of Economical Sciences, professor, Real Estate Assessment and Management Department, Irkutsk State Technical University, tel.: (3952) 40-54-12
Sokolov V.V., post-graduate, Real Estate Expert Assessment and Management Department, Irkutsk State Technical University, tel.: 89086668228