Научная статья на тему 'Фазный характер адаптационных процессов'

Фазный характер адаптационных процессов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
541
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / АДАПТАЦИЯ / PHYSICAL CONDITION / PSYCHOLOGICAL AND PHYSICAL CONDITION / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Попова Т. В.

Автор приводит результаты многолетних исследований адаптационных изменений в организме лиц разного возраста, пола и физического состояния при нагрузках физического и умственного характера. Приводятся данные о фазовом характере адаптационных процессов, который необходим для обеспечения оптимального психофизического состояния организма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Phase nature of adaptation processes

The author cites the results of long-term studies of adaptive changes in the body of persons of different age, sex and physical condition with loads of physical and mental nature. The data on the nature of the phase of adaptation processes, which is required for optimal mental and physical condition of the body.

Текст научной работы на тему «Фазный характер адаптационных процессов»

УДК 612:766-612.66

ФАЗНЫЙ ХАРАКТЕР АДАПТАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Т.В. Попова ЮУрГУ, г. Челябинск

Автор приводит результаты многолетних исследований адаптационных изменений в организме лиц разного возраста, пола и физического состояния при нагрузках физического и умственного характера. Приводятся данные о фазовом характере адаптационных процессов, который необходим для обеспечения оптимального психофизического состояния организма.

Ключевые слова: физическое состояние, психофизическое состояние, адаптация.

Значение колебательных процессов для устойчивости организма отмечали вслед за Мак-Каллоком (1943) такие ученые, как А.П. Чижевский (1976), Г. Николис и И. Пригожин (1979), P.M. Баевский (1976), М.В. Волькенштейн (1978) и др. Г. Николис и И. Пригожин отмечают, что через флюктуации или колебания осуществляется упорядоченность системы, то есть поддержание ее оптимального состояния или переход в патологическое состояние.

В настоящее время волновые процессы широко изучаются в исследованиях, посвященных изучению регуляторных механизмов работы сердца и сосудов [4, 17, 18, 20, 21], и в меньшей степени при рассмотрении других физиологических систем. Между тем колебания метаболических активных процессов, сложившиеся в процессе эволюции, не могут не учитываться при изучении механизмов основных физиологических состояний, в том числе адаптации.

В научной литературе нет однозначного подхода к природе адаптационных процессов. Адаптация рассматривается как процесс и как состояние. В.П. Казначеев рассматривает физиологическую адаптацию как процесс поддержания функционального состояния гомеостатических систем и организма в целом, обеспечивающего его сохранение, развитие, работоспособность, максимальную продолжительность жизни в неадекватных условиях среды [2, 7]. Известно, что в поддержании гомеостаза большую роль играют колебательные процессы.

Процесс адаптации реализуется во всех случаях, когда в системе человек-среда возникают значимые изменения, приводящие к нарушению адекватности их отношений. Поскольку человек и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношение меняется постоянно, также постоянно осуществляется и процесс адаптации [5,6].

Высказываются предположения о фазном характере адаптационных процессов [1]. Г. Селье (Н. Selye) в процессе привыкания к стрессовым

раздражителям выделил три всегда имеющихся последовательные фазы его развития:

- фазу напряжения регулирования, начинающуюся с момента первичной реакции и заканчивающуюся, когда включается готовая программа регулирования гомеостаза, которая в большинстве случаев вызывает гипермобилизацию, проявляющуюся гиперреагированием;

- фазу первичной стабилизации, начинающуюся с момента полной реализации программы первичного регулирования, при которой отклонения функций от базовых показателей постепенно ступенчато или волнообразно уменьшаются;

-фазу стабилизации регулируемых параметров, когда показатели напряжения возвращаются к своим исходным значениям [9,10, 15, 22].

Как справедливо отмечает Ф.З. Меерсон [8], важен не только результат адаптации, а само существо процесса, которое развивается под влиянием факторов среды в организме и «приводит к реализации адаптационных достижений». В практике медицины, спорта, образования зачастую необходимо управлять процессом адаптации для повышения результативности применяемых воздействий на организм. В этом плане особенно важны исследования возрастного плана, а также изучение индивидуальных особенностей адаптационного процесса.

Цель работы состояла в изучении характера адаптационных процессов у испытуемых разного возраста, пола, физической подготовленности и функционального состояния.

Применяли психофизиологические методики обследования сердечно-сосудистой, центральной нервной систем, анализировали показатели нейродинамики и психоэмоционального состояния.

Результаты многочисленных исследований, проведенных нами и сотрудниками свидетельствуют о выраженной фазности адаптационных изменений как краткосрочного, так и долговременного плана. Особенно ярко это проявляется на примере возрастного развития вообще и при сенсорных нарушениях в частности. Так, если общее

Комплексные исследования функций центральной нервной, сердечно-сосудистой системы, анализаторов и психоэмоциональной сферы у детей с сенсорными нарушениями показали, что в каждом возрастном периоде отмечается возбуждение, функциональный подъем одних систем и торможение, функциональный спад других.

Возрастное развитие можно считать непрерывным процессом адаптации. Гетерохронизм, т. е. неравномерность возрастного развития описан в возрастной физиологии И.А. Аршавским [3]. Анализ ежегодных изменений показателей психофизиологических функций показал выраженные отклонения от усредненных векторов возрастного развития по шести показателям у здоровых мальчиков и по пяти - у девочек. У всех детей с нарушением зрения эти отклонения касались семи показателей, а при нарушениях слуха - одиннадцати у мальчиков и девяти у девочек.

Совместно с Е.Г. Кокоревой [14] у детей 4-10 лет с сенсорными нарушениями мы наблюдали снижение по сравнению со здоровыми сверстниками следующих показателей психофизического состояния: ЧСС, антропометрии, точности движений, подвижности, утомляемости, индекса тревожности. При этом выше, чем у здоровых на отдельных возрастных этапах были показатели жизненных индексов, точности движений, тактильной чувствительности кожи пальцев и предплечья.

В лонгитудинальных исследованиях, проводимых нами совместно с С.А. Кураминым [13] показана неравномерность изменений показателей

Мальчики

60 -50 -

ц 40 -

о

н

о

со

8 30 -

V

я

ч

о

М 20 -10 -о -

Рис. 2. Показатели теппинг-теста у мальчиков с нарушением слуха: 1-4 столбцы - квадраты теппинг-теста, 5-й столбец - утомление; ^ - достоверные отличия с 1-м столбцом

І1

Февраль 2005 Май 2005 Осень 2005 Весна 2006 Осень 2006

направление возрастного развития хронотропной функции сердца у детей можно отразить вектором, направленным на снижение частоты сердцебиений (ЧСС), то на отдельных возрастных этапах появляются отклонения в сторону учащения (рис. 1) [16]. Нелинейный характер возрастной динамики показателей сердечно-сосудистой и сим-пато-адреналовой системы наблюдается у детей 7-10 лет, что совпадает с результатами проведенных нами исследований. Колебательные изменения обеспечивают прочность адаптационных процессов при переходе на новый уровень функционирования.

Рис. 1. Схема возрастного развития ЧСС

Интегративная физиология

Таблица 1

Изменения психомоторных реакций после умственной нагрузки

Номера тестов

1 2 3 4 5 6

296,07 ± 12,30 327,12 ± 13,02 476,17 ± 15,40 540,33 ± 19,80 486,07 ± 19,50 2600,08 ± 34,20

338,47 ± 13,20 348,60+ 13,00 421,00 ± 18,20* 414,09 ± 19,60* 425,38 ± 17,50* 2128,40 ± 26,07*

Примечание. 1-я строка - исходные показатели в мс, 2-я — после выполнения умственной нагрузки;

* - достоверные различия с исходными показателями.

Таблица 2

Изменения показателей теппинг-теста у юношей после умственной нагрузки

Количество точек Квадраты Показатель утомления

1 2 3 4

До 60+1,4 61 ±3,3 61 ± 1,7 59 ± 1,9 4 ±0,2

После 61 ± 0,5 61 ± 2,0 60 ± 2,0 55 ± 1,0 6 ± 0,4*

Примечание. * - достоверные различия с исходными показателями.

теппинг-теста в период адаптации к учебной нагрузке у детей с нарушением слуха (рис. 2).

Такая неравномерность, или гетерохронизм, обеспечивает механизмы индивидуальной стратегии адаптации [1]. Однако, судя по показателю индекса напряжения, у детей с сенсорными нарушениями плата за адаптацию возрастала, по сравнению со здоровыми сверстниками.

Результаты изучения адаптационных реакций на локальные нагрузки у лиц разного возраста выявили волнообразные колебания функциональных показателей в противоположных направлениях. В 1980 г. [16] мы показали фазность изменений показателей локальной работы мышц у людей 7 возрастных групп, (в диапазоне от 4 до 90 лет) и у кроликов 4 возрастных групп (от 5 дней до 1,5 месяцев), что обеспечивает оптимальный для возрастного состояния уровень работоспособности даже на крайних этапах онтогенеза. У испытуемых в период с 10 до 16 лет как во время локальной работы, так и в период отдыха мы наблюдали фазное изменение показателей ЧСС и АД.

Эта закономерность характерна для всех наблюдаемых нами с сотрудниками адаптационных

процессов. Так, у студентов 18-20 лет после выполнения умственной нагрузки (табл. 1) отмечалось увеличение времени выполнения простых двигательных реакций (тест 1 и 2), но ускорение двигательной реакции в условиях статической и динамической помех (тест 3-5), а также реакции на распределение внимания (тест 6).

Показатели теппинг-теста после умственной нагрузки также изменяются неравномерно: в первых квадратах отмечается ускорение, в последних -замедление максимального темпа, повышается утомление (табл. 2).

Разнонаправленность изменений статистических показателей сердечного ритма при адаптационных реакциях на локальную нагрузку отмечена нами совместно с О.Г. Коуровой [11] и у взрослых (рис. 3). Например, при снижении показателя моды отмечена тенденция к увеличению показателя вариабельности сердечного ритма.

Показатели психоэмоционального напряжения, активности центральных регуляторных влияний на сердце, нейродинамики свидетельствовали

о той или иной степени функционального напряжения, сопровождающего адаптационные процес-

Рис. 3. Изменения структуры сердечного ритма после локальной работы у лиц 30-35 лет:

1 - Мо, мс; 2 - Д X, мс; 3 - Амо, %; 4 - ИН, уел. ед.; 1 столбик - до, 2 - после нагрузки;

* - достоверные различия с исходным показателем

сы. Стратегия адаптационных изменений зависела от индивидуальных особенностей испытуемых. У спортсменов наблюдается феномен так называемой «избыточной активации», когда не столь значительные, как в спорте, нагрузки вызывают значительное функциональное напряжение.

Данные электроэнцефалографического исследования, проведенные совместно с Ю.И. Корюка-ловым [12] подтверждают центральную природу адаптационных реакций на различные воздействия. Разные центральные механизмы обеспечивают адаптационные реакции и саму деятельность и при умственной, и при локальной физической деятельности у спортсменов и у нетренированных, у занимающихся и незанимающихся саморегуляцией. Анализ индивидуальных данных свидетельствует, что среди всех испытуемых быстрее выполняли задание те, у кого наблюдался рост мощности высокочастотного бета-ритма не только во фронтальных, но и в затылочных отведениях, при этом в группе спортсменов особое место можно выделить правой височной области.

Группа «саморегуляции» характеризовалась меньшей межполушарной асимметрией и общим уровнем активации, о чем свидетельствует снижение СМ альфа- и бета-ритма по большинству отведений (табл. 3). Индивидуальный анализ показателей испытуемых свидетельствует о том, что лиц обеих групп с лучшими показателями ЗВ можно разделить на две категории: первая (8 чел.) - с фокусом активности в лобных областях обоих полушарий и височно-центральной левого полушария, вторая (3 чел.) - центрально-височных и затылочных отведений правого полушария. Наличие разных фокусов активности, но обеспечивающих ус-

пешное выполнение когнитивного теста, вероятно, связано с двумя способами [19] осуществления ментальных процедур: использование лингвистического или зрительно-пространственного кодирования числовых стимулов с включением, соответственно, левых височных и билатеральных париетальных областей коры или прецентральной извилины и латеральной окципитальной коры.

Полученные данные свидетельствуют о закономерном изменении частотно-пространственных характеристик биоэлектрической активности мозга у лиц регулярно практикующих релаксационные психофизические упражнения. Эти изменения заключаются в возрастании роли правого полушария и выраженности альфа-ритма в передних отделах полушарий (рис. 3).

Индивидуальные различия заключались в том, что у «успешных» испытуемых бета-ритма доминировал в лобных отделах обоих полушарий, в отличие от «неуспешных».

Количественно-временные характеристики адаптированности в норме соответствуют величине рассогласования между необходимым и наличным уровнями адаптированности (нормэргия). Если они превышают величину рассогласования, говорят о гиперреактивности (гиперэргия); если они ниже величины рассогласования, говорят о гипореактивности (гипоэргия), вплоть до ареак-тивности - отсутствия адаптивных реакций там, где они должны быть.

Гиперреагирование характерно для спортсменов, что объясняется необходимостью гипермобилизации функций, позволяющей резко повысить эффект деятельности. Однако этот механизм долговременной адаптации сохраняется и в повсе-

Таблица3

Изменение показателей биоэлектрической активности мозга в когнитивном тесте по составлению слов (СС) у спортсменов и испытуемых контрольной группы

№ Группы Альфа-ритм Низкочастотный бета-ритм Высокочастотный бета-ритм

Частота, Гц Индекс, % Доминир. Индекс Доминирование Индекс Доминирование

1 Контрольная, п = 16 СС 9-10 Разнона- правленные изменения ТЗ, СЗ, 01 Растёт почти у всех Р1,СЗ,ТЗ,01 у 1/2 в ЛП у 2 из 16 в ПП Растёт почти у всех Р1,К2,ТЗ,Т4 01,02 у 5 исп. в ЛП у 5 исп. в ПП

По- сле 9-10 Растет у 1/2 группы Р1,СЗ, С4, 01,02 Увеличивается в ПП Р1, СЗ, 01 Р2,Т4 у 6 исп. в ЛП у 4 исп. в ПП Растет у 1/2 группы Р1,Р2, ТЗ, Т4 у 4 исп. в ЛП у 4 исп. ПП

2 Наблюде- ния СС 8-9 Снижение на 15-50 % Р2, 02, Т4* Снижается у большинства П, Р2*, Т4* у 7 исп. в ПП* Почти у всех снижается Р2,_01, 02, Т4 у 2 исп. в ЛП у 1/2 в ПП*

По- сле 11-12 Повышение у большинства испытуемых Р1, Р2*, 02, Повышается почти у всех И, Б2*, СЗ, С4*, ТЗ*, Т4 у 7 исп. в ПП* Растёт у всех на 10-30 % Р2*, 02, Т4* у 2 исп. в ЛП* у 7 исп. в ПП

Примечание. Р - лобные, С - центральные, О - затылочные, Т - височные отведения, ЛП - левое полушарие, ПП - правое полушарие, * - спектральная мощность ритма в данной пробе значительно отличается по сравнению с контрольной группой (р < 0,05).

Интегративная физиология

&

Fp?A?

/А-

0242

Т0А1

Т4А2

А

А

U 2 4 Ь у__________

|Делы<з|| Teid || Д.

Fp?A 7

U'lAl' |

ди_______гг 14 ib ш

Ib'-pd | [ Бод Н

01Л1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

02^2 УЦ

Т4А2

а)

Рис. 3. Спектр мощности основных ритмов электроэнцефалограммы (фоновая запись): а - контрольная группа, б - опытная (ПФР). Рр1, ¥р2 - фронтальные; СЗ, С4 - центральные; ТЗ, Т4 - височные; 01, 02 - затылочные отведения

дневной деятельности. Это подтверждают данные нашего исследования локальной мышечной и умственной деятельности с адекватными средними нагрузками. Так, у студентов-спортсменов индекс напряжения центральных регуляторных процессов сердца (по P.M. Баевскому) после локальной статической нагрузки и выполнения тестов на умственную работу достоверно увеличился.

Колебательные изменения обеспечивают прочность адаптационных процессов при переходе на новый уровень функционирования. Комплексные исследования функций центральной нервной, сердечно-сосудистой системы, анализаторов и психоэмоциональной сферы у детей с сенсорными нарушениями показали, что в каждом возрастном периоде отмечается возбуждение, функциональный подъем одних систем и торможение, функциональный спад других.

Эти два противоположных состояния находятся в единстве, так как только в совокупности они могут обеспечить сосредоточение всех ресурсов организма на решении определенной задачи, возникшей в процессе адаптации. Увеличение функций доминирующей системы закономерно влечет за собой активацию синтеза нуклеиновых кислот и белков в клетках, образующих данную систему. Торможение функции других систем влечет за собой снижение интенсивности синтеза нуклеиновых кислот и белков в клетках.

Мы предполагаем, что такая стратегия адаптации обеспечивает устойчивость живой системы в меняющихся условиях существования и является психофизиологическим механизмом обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Литература

1. Адаптация к профессиональной деятельности / А.Ж. Юревиц, B.C. Аверьянов, О.В. Виноградова и др. // Физиология трудовой деятельности (Основы современной физиологии) / под ред. В.И. Медведева. - СПб., 1993. - С. 209-284.

2. Алферова, Т.В. Онтогенетические особенности работоспособности, утомления и восстановления при дозированной мышечной деятельности с адекватными нагрузками / Т.В. Алферова-Попова, П.В. Глазырина // Физиология человека. - 1975. -№ 3. - С. 809-814.

3. Аршавский, И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития/И.А. Аршавский. -М.: Наука, 1982. —270 с.

4. Баевский, P.M. Временная организация функций и адаптационно-приспособительной деятельности организма / P.M. Баевский // Теоретические и прикладные аспекты анализа временной организации биосистем. — М., 1976. — С. 88—111.

5. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. -Л.: Наука, 1988.-270 с.

6. Волькенштейн, М.В. Общая биофизика / М.В. Волькенштейн. — М.: Наука, 1978. —278 с.

7. Казначеев, В.П. Современные аспекты адаптации / В.П. Казначеев. - Новосибирск: НГМИ, 1980. -192 с.

8. Меерсон, Ф.З. Концепция долговременной адаптации /Ф.З. Меерсон. — М.: Дело, 1993. -138 с.

9. Медведев, В.И. О проблеме адаптации /

В.И. Медведев // Компоненты адаптационного процесса. - Л.: Наука, 1984. — С. 3—16.

10. Николис, Г. Самоорганизация в неравно-

весных системах /Г. Николис, И. Пригожий. -М.: Мир, 1979. -512 с.

11. Попова, Т.В. Возрастные особенности прессорных реакций кровообращения на локальную работу / Т.В. Попова, О.Г. Коурова // Успехи современного естествознания. —2002. -№4. — С. 59-60.

12. Попова, Т.В. Биоэлектрическая активность мозга при состоянии релаксации у студентов 17—23 лет (по данным электроэнцефалографии) / Т.В. Попова, Ю.И. Корюкалов // Вестник ЮурГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». - 2003. —№ 5[21]. - С. 55-60.

13. Попова, Т.В. Особенности системных адаптационных реакций на локальную мышечную деятельность при нарушениях сенсорной аффе-рентации / Т.В. Попова, Е.Г. Кокорева, С.А. Кура-мин // Новые исследования по возрастной физиологии.-2006. — № 1(9). - С. 11-117.

14. Попова, Т.В. Системные изменения в организме школьников с сенсорными нарушениями при воздействии коррекционно-оздоровительных программ / Т.В. Попова, Е.Г. Кокорева // Системная интеграция в здравоохранении. - 2008. -№2(2). — С. 50—54. — www.sys-int.ru.

15. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме: пер. с англ. / Г. Селье. - М.: Наука, 1960. -254 с.

16. Ситдиков, Ф.Г. Специфика механизмов адаптации сердечно — сосудистой системы у детей и подростков / Ф.Г. Ситдиков, А.В. Крылова,

С.И. Русинова // Физиология развития человека: материалы междунар. конф., посвященной 55-летию Ин-та возрастной физиологии. — М.: РАО, 2000. - С. 47.

17. Флейшман, А.Н. Медленные колебания гемодинамики / А.Н. Флейшман. — Новосибирск: Наука, 1999. - 263 с.

18. Чижевский, А.П. Земное эхо солнечных бурь / А.П. Чижевский. - М.: Наука, 1976. - 230 с.

19. Dehaene, S. Sources of mathematical thinking: Behavioral and brain-imaging evidece / S. Dehaene, E. Spelke, P. Pinel et al. // Sciecne. — 1999. — V. 284. - P. 970.

20. Hamilton, L.L Further study of the dynamic effects of sinusoidal titling on the human heart rate / L.L. Hamilton // Proc. 8th Intern. Conf. Med. And Biol. Engin. — Chicago, 1969. — P. 33.

21. Penaz, J. Mayer waves history and methodology / J. Penaz // Automedica. —1978. — Vol. 2. — P. 135-141.

22. William C. McCculloch. Logical calculus of the ideas immanent in nervous activity / William C. McCculloch, W. Pitts // Bull.Math.Biophys. - 1943. -№5. -P. 115-133.

Поступила в редакцию 3 октября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.