Научная статья на тему 'Фармацевтический рынок: коммерческий розничный сектор'

Фармацевтический рынок: коммерческий розничный сектор Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2420
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / КОММЕРЧЕСКИЙ РОЗНИЧНЫЙ СЕКТОР ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА / АПТЕЧНЫЙ СЕГМЕНТ / АПТЕЧНЫЕ СЕТИ / КОНКУРЕНЦИЯ НА РОССИЙСКОМ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ / ИМПОРТОЗАВИСИМОСТЬ РОССИЙСКОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА / PHARMACEUTICAL MARKET / COMMERCIAL RETAIL SECTOR OF THE PHARMACEUTICAL MARKET / DRUG-STORE SEGMENT / DRUG-STORE NETWORK / COMPETITION ON THE RUSSIAN PHARMACEUTICAL MARKET / IMPORT-DEPENDENCE OF THE RUSSIAN PHARMACEUTICAL MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лин А. А., Соколова С. В., Терехов М. Е.

В статье проанализирована структура коммерческого розничного сектора российского фармацевтического рынка. Выявлена динамика его развития, степень конкурентности. Определена основная тенденция развития усиление концентрации и централизации за счет быстрого экстенсивного роста аптечных сетей путем открытия новых аптек, слияния и поглощения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pharmaceutical market: commercial retail sector (Russia, St. Petersburg)

The article focuses on the structure of commercial retail sector of Russian pharmaceutical market, it dynamics and the degree of its competitiveness. The main trend in the development of the pharmaceutical market is growing concentration and centralization through the rapid extensive growth of drug-stores, their merges and agglomeration

Текст научной работы на тему «Фармацевтический рынок: коммерческий розничный сектор»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК: КОММЕРЧЕСКИЙ РОЗНИЧНЫЙ СЕКТОР

А.А. Лин,

заведующий кафедрой экономики и управления Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии, доктор фармацевтических наук, профессор

[email protected]

С.В. Соколова,

профессор кафедры управления и планирования социально-экономических процессов экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета,

доктор экономических наук [email protected]

М.Е. Терехов,

аспирант кафедры экономики и управления Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии

[email protected]

В статье проанализирована структура коммерческого розничного сектора российского фармацевтического рынка. Выявлена динамика его развития, степень конкурентности. Определена основная тенденция развития — усиление концентрации и централизации за счет быстрого экстенсивного роста аптечных сетей путем открытия новых аптек, слияния и поглощения.

Ключевые слова: фармацевтический рынок, коммерческий розничный сектор фармацевтического рынка, аптечный сегмент, аптечные сети, конкуренция на российском фармацевтическом рынке, импортозависимость российского фармацевтического рынка.

УДК 615.1/.4 ББК 52.8

Логическим продолжением анализа фармацевтического рынка в целом [5; 6; 10; 11; 12] и его товаропроводящей сети, в частности, является исследование коммерческого розничного сектора, доводящего лекарственные препараты до конечного потребителя. Под коммерческим розничным сектором фармацевтического рынка (далее КРС) в профессиональной среде понимается розничная реализация лекарственных препаратов населению на возмездной основе. Коммерческий розничный сектор играет ведущую роль на рынке лекарств по сравнению с госпитальным, поскольку на его долю приходится более 74,4% всех продаж на фармацевтическом рынке [рассчитано по: 13, с. 5].

По объему продаж КРС России занимает 8 место в мире (17,3 млрд долл.), значительно уступая лидерам: США (236,5 млрд долл.), Японии (100,4 млрд долл.), Китаю (49,8 млрд долл.). Вместе с тем, объем КРС России растет быстрее, чем в США и Японии. Так, в 2012 г. КРС России вырос на 8%, в то время как соответствующий сегмент рынков США уменьшился на 1%, а в Японии вырос всего на 1% [13, с. 7].

Основными субъектами КРС являются аптечные организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с законодательными требованиями, представленные на рынке аптеками готовых лекарственных форм, аптечными пунктами, а также аптеками, которые имеют производственный отдел и изготавливают лекарственные препараты для населения по рецептам врачей1. Поскольку аптеки занимаются фармацевтической деятельностью, они обяза-378

ны иметь соответствующую лицензию, получение которой связано с выполнением строгих лицензионных требований в отношении помещений, санитарно-эпидемиологических заключений, персонала, который обязан иметь соответствующий сертификат. По данным Росстата, в 2010 г. на фармацевтическом рынке функционировало 26264 аптек и аптечных магазинов, 21066 аптечных киосков и пунктов имевших площади торгового зала 1239,4 тыс. м2 [2, с. 310]2.

Особенностью коммерческого розничного сектора является то, что он выступает связующим звеном между производителями и конечными потребителями — индивидуальными платежеспособными покупателями. По своей сути он — самый последовательно рыночный сегмент системы лекарственного обращения.

Судя по стоимостным показателям, с 2009 по 2012 гг. КРС развивался достаточно динамично (см. рис. 1). За этот период КРС в оптовых ценах вырос на 40,7%, в розничных — на 38,3%. Следует заметить, что в 2009 г. на динамике КРС сказался мировой финансово-экономический кризис, и его объем упал по сравнению с 2008 г. на 4,7% в розничных ценах. Однако уже в 2010 г. объем продаж КРС превысил докризисный уровень. Иную динамику можно увидеть в расчетах по натуральному показателю: количество проданных упаковок практически не изменяется год от года, что объясняется, с одной стороны, повышением цен в первую очередь иностранными компаниями-производи-телями, а с другой стороны, ассортиментными сдвигами в товарообороте в пользу более дорогих, но и более эффективных лекарственных препаратов.

© ПСЭ, 2013

< 15

Q.

2

эе

га

Й io

Место в рейтинге Показатели продаж, % (опт. цены)

2012 2011 2012 2011 Прирост к 2011

1 1 Novartis 6,5 6,4 12,7

2 2 Sanofi 5,5 5,6 9,1

3 3 Pharmstandart 4,3 4,8 -1,0

4 4 Bayer Healthcare 4,0 3,8 16,8

5 5 Servier 3,9 3,8 14,0

6 7 Nycomed 3,5 3,5 10,4

7 6 Menarini 3,4 3,6 3,8

8 8 Gedeon Richter 3,0 3,3 1,7

9 10 Teva 2,9 2,8 16,7

10 9 Abbott 2,9 2,8 14,2

Итого 40,0 40,4

ганов и половые гормоны» — 379,69 руб., а в группе р] «препараты для лечения заболеваний кожи» — 49,38 руб.

Таблица 2

Структура продаж ГЛС по АТС-группам в 2012 г.

Оптовые цены, долл. Розничные цены, долл. Упаковки ■ 2009 12010 ■ 2011 2012

Рис. 1. Динамика коммерческого розничного сектора России в 2009-2012 гг.

Рассчитано по: [9, с. 38].

По результатам 2012 г. (см. табл. 1), состав лидирующих компаний-производителей не изменился, хотя наблюдались определенные перестановки внутри Топ-10. Наиболее высокая динамика была продемонстрирована Bayer Healthcare (+16,8%, оптовые цены, руб.), что, однако, не позволило компании подняться в рейтинге и опередить «Фармстандарт», темпы роста продаж которого показывали отрицательную динамику (-1,0%). Улучшение рейтинга произошло только у Teva (+16,7%), Nycomed (+10,4%). Компания Servier сохранила за собой пятое место, хотя ее продажи выросли на 14,0%. Всего на долю первой десятки пришлось 40,0% всех продаж, что несколько больше, чем в предыдущем году. Отметим, что среди 10 ведущих фармпроизводителей лекарственных препаратов для аптечного сектора присутствует лишь одна отечественная компания «Фармстандарт», занимающая третье место в рейтинге.

Таблица 1

Топ 10 компаний-производителей по объему коммерческих аптечных продаж

АТС-группы Стоимостной объем, млн руб. Доля группы в стоимостном объеме,% Натуральный объем, млн уп. Доля группы в натуральном объеме,%

А: Пищеварительный тракт и обмен веществ 80549 19,80% 815,1 18,30%

R: Препараты для лечения заболеваний респираторной системы 51471 12,60% 621,9 14,00%

С: Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы 50901 12,50% 429 9,60%

№ Препараты для лечения заболеваний нервной системы 48345 11,90% 850,8 19,10%

М: Препараты для лечения заболеваний костно-мышечной системы 31307 7,70% 281,2 6,30%

J: Противомикробные препараты для системного использования 29644 7,30% 264,2 5,90%

G: Препараты для лечения заболеваний урогенитальных органов и половые гормоны 29502 7,20% 77,7 1,70%

D: Препараты для лечения заболеваний кожи 23606 5,80% 478 10,70%

и Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы 17569 4,30% 77,2 1,70%

[~] ЛП, не имеющие АТС-группы 13840 3,40% 255,8 5,70%

В: Препараты, влияющие на кроветворение и кровь 13204 3,20% 125,2 2,80%

S: Препараты для лечения заболеваний органов чувств 11399 2,80% 112,9 2,50%

Н: Гормональные препараты для системного использования (исключая половые гормоны) 2654 0,70% 19,6 0,40%

V: Прочие препараты 2171 0,50% 22,9 0,50%

Р: Противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты 1460 0,40% 23,9 0,50%

Источник: [13, с. 11].

Сведения о международных непатентованных наименованиях лекарственных средств (МНН) и торговых наименований лекарственных средств (ТН) с наибольшим оборотом на коммерческом рынке РФ в 2011-2012 гг. приведены в табл. 3, 4.

Таблица 3

ТОП-10 международных непатентованных наименований по объему продаж

Источник: [9, с. 39].

Наибольший удельный вес в общем стоимостном объеме розничных продаж (см. табл. 2) занимают лекарственные препараты групп: [А] «пищеварительный тракт и обмен веществ» (19,8%); р] препараты для лечения респираторных заболеваний (12,6%); [С] препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы (12,5%). Наибольший удельный вес в общем натуральном объеме розничных продаж занимают: [N1 препараты для лечения заболеваний нервной системы (19,1%); [А] «пищеварительный тракт и обмен веществ» (18,3%); р] препараты для лечения респираторных заболеваний (14,0%). Данное различие объясняется дифференциацией цен по препаратам разных групп АТС. Если средняя цена упаковки ЛП составляет 91,49 руб., то средняя цена упаковки в группе И «препараты для лечения заболеваний урогенитальных ор-

Место в рейтинге МНН / группировоч-ное наименование Показатели про-даж,% (опт. цены)

2012 2011 2012 2011 Прирост к 2011 г.

1 2 Xylometazoline 1,4 1,2 25,5

2 3 Phospholipids 1,2 1,1 19,3

3 4 Pancreatin 1,1 1,1 5,3

4 6 Bisoprolol 1,0 1,0 14,0

5 1 Umifenovir 1,0 1,3 -20,2

6 5 Blood 0,9 1,0 8,9

7 7 Ambroxol 0,9 0,9 7,8

8 9 Nimesulide 0,8 0,8 12,5

9 11 Ibuprofen 0,8 0,8 18,5

10 10 Paracetamol + Ascorbic Acid + Pheniramine 0,8 0,8 9,1

Итого 9,9 10,1

Источник: [9, с. 41].

Таблица 4

ТОП-10 торговых наименований лекарственных средств по объему продаж

Место в рейтинге Торговые наименования лекарственных средств Показ атели продаж,% опт. цены)

2012 2011 2012 2011 Прирост к 2011 г.

1 2 Essentiale N 1,1 1,0 20,0

2 1 Arbidol 1,0 1,3 -20,2

3 3 Actovegin 0,9 0,9 8,6

4 4 Viagra 0,7 0,9 -7,4

5 5 Linex 0,7 0,7 13,5

6 6 Alflutop 0,7 0,6 22,0

7 7 Concor 0,6 0,6 9,2

8 11 Detralex 0,6 0,5 17,2

9 12 Nise 0,5 0,5 14,8

10 8 Lasolvan 0,5 0,5 6,1

Итого 7,3 7,6

Источник: [9, с. 40].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заметим, что из списка ТН с наибольшим оборотом — Арбидол, является отечественным лекарственным средством.

Существенными характеристиками развития КРС являются показатели динамики структуры в разрезе «импортные и локальные лекарственные препараты» (рис. 2) и в разрезе «препараты перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» (ЖНВЛП) и не ЖНВЛП (рис. 3).

100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

д

?

2009 2010 2011

Упаковки

2009 2010 2011 2012

Оптовые цены

Н Импортные НЛокальные

Рис.2. Структура КРС в разрезе импортные и локальные лекарственные препараты

Источник: [9, с. 42].

100,0

90.0

80.0

70.0

60.0 а? 50,0

40.0

30.0

20.0 10,0 -

0,0

2009 2010 2011 2012

Упаковки

Рис. 3. Структура КРС в разрезе препараты перечня ЖНВЛП и не ЖНВЛП

Источник: [9, с. 40].

Как следует из рис. 2, соотношение долей импортных и локальных лекарственных препаратов остается достаточно стабильным по стоимостным и натуральным показателям. Это означает, что реализация стратегии импортозамещения, предусмотренная Федеральной целевой программой «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.05.2011 г. № 91, пока результатов не дает. КРС фармацевтического рынка России остается импортозависимым.

Согласно рис. 3, доля препаратов относящихся к Перечню ЖНВЛП в общем обороте КРС остается относительно стабильной, с трендом на понижение (-2,4%) в стоимостных показателях, а в натуральном выражении — с трендом на повышение (+3,7%). Можно предположить, что эти тренды отчасти объясняются введением в 2010 г. жесткого государственного регулирования ценообразования на ЖНВЛП, включающего в себя государственную регистрацию предельных отпускных цен и установление предельных оптовых и розничных торговых надбавок.

Структура КРС фармацевтического рынка России является практически неизменной (рис. 4). Вместе с тем, осмелимся высказать предположение, что такие статистические данные далеки от реальности, поскольку ни для кого не секрет, что большинство рецептурных препаратов свободно продаются без рецепта согласно сложившейся традиции и вследствие недостаточного контроля со стороны органов управлением здравоохранением. Следует заметить, что отнесение препаратов к рецептурным и безрецептурным — социально значимо. Напомним одну историю. Несколько лет назад правительство вынашивало планы особого контроля над производством, хранением и реализацией психотропных веществ и содержащих их препаратов, в том числе корвалола и валокордина, содержащих психотропное вещество фенобарбитал. На фоне слухов в одночасье народ смел с полок свои любимые лекарства. Панику остановили лишь уверения главы Минздравсоцразвития о том, что корвалолу и валокордину ничего не грозит. В настоящее время ситуация может повториться, т.к. согласно Письму Росздравнадзора от 01.03.2013 корвалол и валокордин вошли в список препаратов, на продажу которых с 07.08.2013 г. необходимо иметь лицензию на деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений. Для подавляющего числа аптек получение такого рода лицензии весьма проблематично в связи с жесткими требованиями к оборудованию помещения для хранения, организации охраны и персоналу, что в свою очередь требует значительных финансовых затрат.

100

90 гС

80 н

60

50 -

40 - ¿г

30 г--

20 -

10 0 -

5-

»

2009 2010 2011 2012

Оптовые цены

1ЖНВЛП

2009 2010 2011 2012 2009 2010 2011 2012

Упаковки Оптовые цены

ВОТС ВРх

Рис. 4. Динамика структуры КРС в разрезе рецептурных и безрецептурных препаратов

Источник: [9, с. 61].

Сведения о динамике цен на КРС фармацевтического рынка приведены на рис. 5.

Рис. 5. Динамика индекса цен на медикаменты, 2007-2012 гг.

Источник: данные Росстата.

Данные рис. 5 свидетельствуют о том, что государственное регулирование цен на перечень ЖНВЛП, механизм которого был запущен в 2010 г., стало сдерживающим фактором удорожания лекарственных препаратов. Более того, в 2010 г. индекс цен снизился на 2,8% по сравнению с 2009 г., а в последующие годы был гораздо ниже, чем 2008 и 2009 гг., отражая уровень инфляции. Вместе с тем, при расчете индекса цен на медикаменты в настоящее время Росстат учитывает лишь 45 позиций. Поэтому объективность результатов изучения динамики ценовых изменений вызывает некоторые сомнения. Кроме того, индекс цен на медикаменты является единственным официальным показателем, используемым для оценки ценовой ситуации на российском фармацевтическом рынке. В то же время в большинстве развитых стран проводится целый комплекс ценовых исследований, предполагающий не только получение систематической оценки ценовых изменений на фармацевтическом рынке, но и обоснование устанавливаемого предельного уровня цен на лекарства, определение референтных цен, анализ результативности и эффективности мер государственного регулирования и пр. [8]

Средняя цена упаковки лекарственного препарата реализованной в КРС фармацевтического рынка в 2012 г. составила 91,5 руб. Сведения о структуре продаж в КРС на ценовых диапазонах представлены на рис. 6. Наибольший объем продаж приходится на ценовый диапазон от 150 до 300 руб. — 29,2% от общего объема продаж, а на долю самых дорогих лекарственных препаратов (стоимостью свыше 500 руб.) приходится 22,0%.

Поскольку авторам не доступны федеральные информационные базы, содержащие данные, необходимые для оценки конкурентности различных сегментов фармацевтического

35%

рынка, соответствующий анализ проведен на примере коммерческого розничного сектора фармацевтического рынка Санкт-Петербурга, доля которого в объеме коммерческой реализации лекарственных препаратов по России в 2012 г. в целом составила 5% в стоимостном выражении [1].

Количественные показатели в КРС фармацевтического рынка Санкт-Петербурга, представленные ниже, рассчитаны авторами на основе информационных баз данных ЦМИ «Фармэксперт» за 2012 год. В целом, конкурентность КРС Санкт-Петербурга, определенная по индексу Герфинда-ля, составляет 0,0265. Самыми конкурентными группами АТС являются препараты для лечения: 1) нервной системы (0,0411); 2) желудочно-кишечного тракта и обмена веществ (0,0434); 3) респираторной системы (0,0442). Наименее конкурентными являются: 1) гормональные препараты для системного назначения (исключая половые гормоны) (0,1967); 2) противоопухолевые и иммуномодулирующие препараты (0,1361); 3) препараты для лечения органов чувств (0,1209).

Таблица 5

Показатели конкурентности по ценовым диапазонам лекарственных препаратов в КРС Санкт-Петербурга, 2012 г.

Доля в стоимостном выражении (%) Доля импортных в ценовом диапазоне (%) Индекс Герфин- даля

менее 50 руб. 5,1 17,5 0,0335

от 50 до 150 руб. 18,8 78,5 0,0363

от 150 до 500 руб. 49,5 78,8 0,0345

от 500 до 1500 руб. 22,0 86,0 0,0517

более 1500 руб. 4,6 90,4 0,0883

30%

25%

20%

15%

10%

менее 50 руб. от 50 руб. до 150 от 150 руб. до ЗООот 300 руб. до 500 руб. руб. руб.

■ 2011г. ■ 2012 г.

Рис. 6. Структура продаж в стоимостном выражении лекарственных препаратов КРС России по ценовым диапазонам

Источник: [13, с. 21].

Обращает на себя внимание тот факт, что с ростом доли импорта в ценовом сегменте уменьшается степень конкурентности на ценовом диапазоне. Таким образом, можно сделать вывод, что отечественные производители занимают рынок относительно низких ценовых диапазонов с высокой конкуренцией по сравнению с иностранными компаниями-производителями.

Что касается конкурентной среды деятельности аптечных организаций, то для такой страны как Россия, имеющей большую территорию, распределение аптечных организаций крайне неравномерно, а это непосредственным образом влияет на конкурентную среду. Если в труднодоступных

регионах ощущается недостаток аптечных организаций, то мегаполисы перенасыщены торговыми точками, реализующими лекарственные препараты. Так, например, исследование, проведенное на типичном участке Санкт-Петербурга, показало, что в радиусе 500 метров сосредоточено 11 аптек [3, с. 77]. Высокая плотность аптек в крупных городах создает высококонкурентную среду их деятельности. В этой связи высказывается идея о необходимости государственного регулирования размещения аптек в России. Такой опыт имеется в большинстве развитых стран [3, с. 78].

В начале XXI в. главной тенденцией, качественно изменяющей структуру розничной торговли лекарственными

1000,0

- 900.0

- 800.0

700,0

600,0

500,0

- 400,0

300,0

200,0

- 100,0

0,0

более 500 руб

препаратами, стало бурное развитие аптечных сетей3 (рис. 7). Сетевая аптечная торговля является важнейшим драйвером КРС российского фармацевтического рынка [4; 7, с. 9-55]. Быстрый региональный рост крупных игроков через поглощения и «органический» рост является ключевой тенденцией развития аптечного сектора. Региональная экспансия аптечных сетей пока еще имеет короткую историю, однако ее продолжение ведет к принципиальным изменениям структуры всего российского фармацевтического ритейла.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 6

ТОП-10 аптечных сетей по обороту в КРС фармацевтического рынка России

Рей- тинг Аптечная сеть Объем, млрд руб. Доля на коммерческом сегменте, 2012 г.,% Прирост оборота по сравнению с 2011 г.,% Кол-во точек продаж

1 Ригла 17,4 2,50 19 805

2 А5 16,8 2,40 39 1189

3 Аптечная сеть 36,6 16,5 2,40 3 842

4 Имплозия 13,1 1,90 6 895

5 Фармакор 9,0 1,30 1 394

6 Фармаимпекс 8,8 1,30 29 338

7 Радуга 8,2 1,20 7 530

8 Опо1а 6,3 0,90 8 240

9 Классика 6,3 0,90 18 145

10 Вита 6,2 0,90 24 431

Рис.7. Доля ТОП-10 аптечных сетей в общем товарообороте российских аптек

Источник: [13, с. 68].

Как следует из рис. 7, кризисный 2009 год уменьшил концентрацию, которая до этого имела положительный тренд (увеличение доли 10 ведущих аптечных сетей в КРС на 10% с 2004 по 2008 гг.). ТОП-10 аптечных сетей представлен в табл. 6.

Концентрация розничной торговли лекарственными препаратами и регуляторное давление со стороны государства на аптечный сектор явились главными институциональными предпосылками самоорганизации субъектов фармацевтического бизнеса. Самой авторитетной саморегулируемой организацией в сфере фармацевтического ритейла является Российская ассоциация аптечных сетей (РААС), учре-

Источник: [13, с. 69].

дителями которой являются крупнейшие аптечные сети. Эта саморегулируемая организация активно участвует в законотворчестве в сфере лекарственного обращения, разработала собственные стандарты деятельности аптек, создала Инспекторат, контролирующий выполнение этих правил членами РААС, имеет тесные международные связи с соответствующими организациями в США, Великобритании, Италии, Южной Корее и странах СНГ РААС ведет большую работу по внедрению стандартов GPP (Good Pharmaceutical Practice)4.

Таким образом, КРС является импортозависимым, высоко конкурентным, динамично развивающимся сегментом фармацевтического рынка России, в котором интенсивно развиваются процессы концентрации на основе органического роста аптечных сетей, а также за счет поглощений и слияний.

Литература

1. Аналитика. Российский фармацевтический рынок. Итоги 2012 года. — М.: ООО «Бионика Медиа», 2013. — С. 17.

2. Здравоохранение в России. 2011: Стат. сб. / Росстат. — М., 2011. — 326 с.

3. Карева Н.Н., Баатар Б. К вопросу регулирования развития аптечной службы (на примере С.-Петербурга и Улан-Батора) // Сибирский медицинский журнал. — 2012. — № 2. — С. 75-78.

4. Лин А.А., Наркевич И.А., Плотников В.А., Трофимова Е.О. Тенденции развития розничного сектора российского фармацевтического рынка в контексте инновационного развития экономики // Экономика и управление. — 2009. — № 11. — С. 22-26.

5. Лин А.А., Соколова С.В. Фармацевтический рынок: фундаментальные особенности. Статья 1, ч. 1. // Проблемы современной экономики. — 2012. — № 2. — С. 372-376.

6. Лин А.А., Соколова С.В. Фармацевтический рынок: фундаментальные особенности. Статья 1, ч. 2. // Проблемы современной экономики. — 2012. № 3. — С. 322-326.

7. Нильва И.Е. Развитие процессов саморегулирования на фармацевтическом рынке России. СПб.: «Агенство «ВиТ-принт»«, 2008. — 268 с.

8. Орлов А.С. Ценовой анализ в государственном регулировании ценообразования на фармацевтическом рынке // Экономика и управление. — 2008. — № 6. — С. 61-65.

9. Российский фармацевтический рынок. Итоги 2012 г. — М.: ООО «Ремедиум», 2013. — 196 с.

10. Соколов Б.И., Лин А.А., Орлов А.С. Фармацевтический рынок: структурные особенности в России // Проблемы современной экономики. — 2012. — № 4. — С. 336-341.

11. Соколов Б.И., Лин А.А., Слепнев Д.М. Фармацевтический рынок: производство лекарственных средств // Проблемы современной экономики. — 2013. — № 1. — С. 191-195.

12. Соколов Б.И., Лин А.А., Терехов М.Е. Фармацевтический рынок: оптовое звено // Проблемы современной экономики. — 2013. — № 2. — С. 267-270.

13. Фармацевтический рынок России в 2012 г. DSM Group. — URL: http://dsm.ru/content/file/godovoy_othet_cd.pdf (дата обращения 01.07.2013).

1 Изготовление лекарств в аптеках постепенно угасает, что связано с вытеснением экстемпоральных (изготовленных по рецепту) препаратов продукцией заводского производства. Вместе с тем, эта функции в ближайшем будущем сохранится в силу индивидуальных особенностей пациентов, в первую очередь детей.

2 В настоящее время статус аптечного магазина и аптечного киоска упразднен.

3 Согласно Письму Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 25.07.2006 г. № 01И-581/06, аптечная сеть — объединение под общим управлением пяти и более аптек.

4 ВОЗ определяет GPP как аптечную практику, отвечающую потребности людей в оптимальной фармацевтической помощи, основанной на принципах доказательной медицины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.