PEMEDUUM
МЕНЕДЖМЕНТ
А.С. СТЕПАНОВ, к. фарм. н., Вычислительный центр ДВО РАН,
Дальневосточный государственный медицинский университет Минздрава России, Хабаровск
Аналитические исследования аптечного рынка
АЛЬНЕВОСТОЧНОГО
ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА (2007-2012 гг.
В статье приведены результаты аналитического исследования розничного фармацевтического рынка Дальнего Востока. Представлен анализ рынка ЛП и БАД за период 2007—2012 гг., проведенный с учетом сегментирования по ценовым и АТХ-группам. Установлено, что в некоторых субъектах ДФО доля потребления ЛП низких ценовых сегментов статистически значимо превышает среднероссийский показатель. Проведена оценка уровня цен на ЛП в аптечных организациях российского Дальнего Востока. Установлено, что разброс в ценах на ЛП на розничном рынке имеет достаточно большой диапазон, при этом максимальное отклонение от цен аптек-дис-каунтеров Хабаровска характерно для аптечных организаций Магаданской и Сахалинской областей, а также Камчатского края. В статье представлен анализ ценовых изменений на фармацевтическом рынке Дальнего Востока в период с 2007 г. по июль 2013 г. Для оценки динамики были рассчитаны ценовые индексы оптового и розничного рынков ЛП, БАД и ЖНВЛП ДФО.
Ключевые слова: фармацевтический рынок, розничные продажи, аптечный рынок БАД
Особенности географического положения российского Дальнего Востока, специфика его социально-экономических и демографических характеристик отражаются на состоянии регионального фармацевтического рынка. Так, на показатели рынка лекарственных препаратов (ЛП) и биологически активных добавок (БАД) региона оказывают влияние различия в покупательской способности населения, которые определяются неравномерностью развития как разных субъектов Дальневосточного федерального округа (ДФО), так и населенных пунктов внутри одного субъекта [1]. Структура заболеваемости в каждом регионе также имеет свои особенности, что оказывает непосредственное воздействие на характеристики фармрынка ДФО. Кроме того, отсутствие развитой транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке способствует увеличению сроков поставки ЛП и БАД, что, в свою очередь, приводит к дефектуре или, напротив, определяет высокий уровень товарных запасов фармацевтических организаций. Следствием этого является неудовлетворенность спроса, повышение издержек фармацевтического бизнеса,
высокий уровень цен на оптовом и розничном рынках ЛП. При оценке показателей развития розничного фармацевтического рынка были использованы данные, опубликованные ЦМИ «Фармэксперт», DSM Group,
Keywords: pharmaceutical market, retail sales, dietary supplement pharmacy market
The situation in the Far East pharmaceutical market is impacted by the geographical location of the region, its socio-economic and demographic characteristics. The regional market of medicines and biologically active substances (BAS) is influenced by differences in the purchasing power of the population, which are determined by variations in the development level of both various subjects of the Far Eastern Federal District (FEFD), and localities within the same subject [1]. A.S. STEPANOV, PhD in pharmaceutics, Computer Centre of the Far East Branch of the Russian Academy of Sciences, Far Eastern State Medical University, Khabarovsk. ANALYTICAL STUDIES OF THE PHARMACEUTICAL MARKET IN THE FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT (2007 - 2012).
IMS Health, а также Росстатом. Кроме того, в период с 2007 по 2012 г. проводились собственные исследования, заключавшиеся в статистической обработке данных розничных продаж ЛП и БАД в более чем 150 аптечных организациях разных регионов Дальнего Востока с использованием ценового сегментирования и группировки ЛП в соответствии с АТХ-классификацией. С целью проведения сравнительного анализа уровня цен на региональном розничном фармацевтическом рынке в течение 2008—2012 гг. осуществлялся ценовой мониторинг в 300 аптечных организациях восьми субъектов ДФО. Полученные данные, а также анализ прайс-листов 18 региональных и национальных дистрибьюторских организаций легли в основу исследования ценовых изменений на фармацевтическом рынке Дальнего Востока в период с
2007 по 2012 г.
За последние годы, по данным ЦМИ «Фармэксперт», доля фармацевтического рынка Дальнего Востока в общем объеме фармрынка РФ снизилась с 5% в
2008 г. до 4,5% в 2012 г. В целом по России, согласно интегрированной информации ведущих маркетинговых агентств, в период 2007—2012 гг. максимальный рост продаж ЛП в стоимостном выражении (27,2%) был отмечен в 2008 г. В 2009 г. рост продаж по отношению к 2008 г. составил 23,6%, в 2010—2012 гг. темпы роста находились на уровне 11—14,3%. В то же время рост продаж ЛП на Дальнем Востоке в 2009 и 2010 гг. превышал соответствующий среднероссийский показатель. Так, в
2009 г., по данным ЦМИ «Фармэксперт», темпы роста рынка ЛП в стоимостном выражении составляли 29,8% в Хабаровском и 28,9% в Приморском крае, в
2010 г. — 24,2 и 17,6% соответственно. В
64
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АПТЕЧНОГО РЫНКА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФО
PEME0UUM
65
таблица Г1 Доля некоторых ценовых сегментов в общем объеме реализации ЛП в регионах ДФО, %
Ценовой сегмент: Ценовой сегмент:
Регион до 50 руб. свыше 500 руб.
2007 г. 2012 г. 2007 г. 2012 г.
Амурская область 47,8 36,7 5,6 12,3
Еврейская АО 45,6 24,7 5,2 15,2
Магаданская область 26,9 10,8 26,9 34,6
Камчатский край 27,8 13,1 15,6 22,6
Хабаровский край (юг) 19,2 13,2 12,2 19,3
Хабаровский край (центр) 25,5 16,7 9,5 15,7
Хабаровский край (север) 30,3 18,4 5,9 13,6
Республика Саха 32,7 28,6 4,5 18,7
Сахалинская область 28,0 14,2 15,8 23,5
Приморский край (юг) 19,8 14,5 13,4 19,3
Приморский край (север) 40,4 26,3 6,2 14,2
Чукотский АО 18,0 11,4 16,5 22,2
РФ 21,7 10,2 11,7 18,6
2011—2012 гг. положительные изменения динамики аптечного рынка ЛП Хабаровского края в денежном выражении составляли около 9%, показатель Приморского края колебался в пределах от 3 до 11%. В натуральном измерении региональный и федеральный рынки ЛП прирастали в 2007, 2008, 2010 гг. (в диапазоне от 2 до 7%). Потери дальневосточного рынка ЛП в натуральных показателях в 2009 г. составляли 5—6%, в 2011—2012 гг. рынок Хаба-
ровского края терял ежегодно по 2%, Приморского края — до 8%. Проведенный автором анализ структуры продаж ЛП в субъектах ДФО в период с 2007 по 2012 г. подтвердил тезис о неравномерности развития регионов в округе. В таблице 1 представлены доли верхнего и нижнего ценовых сегментов в общем объеме коммерческих продаж ЛП в регионах в 2012 г. в сравнении с 2007 г. Так, доля продаж ЛП ценового сегмента «до 50 руб.» в 2012 г. в южной час-
ти Хабаровского и Приморского края (13,2—14,5%) была несколько выше среднероссийского показателя (10,2%). Относительные продажи в сегменте «до 50 руб.» в северных регионах ДФО (Камчатский край, Магаданская область, Чукотский АО) находились в диапазоне от 10,8 до 13,1% и были вполне сопоставимы с показателями юга Хабаровского и Приморского края, что, однако, было вызвано естественным переходом товарных наименований в более дорогие сегменты. В то же время доля ЛП стоимостью до 50 руб. существенно превышала российский показатель в Амурской области, Якутии, Еврейской автономии и на севере Приморского края (от 24,7 до 36,7%). Снижение относительных продаж ЛП дешевого ценового сегмента в среднем по РФ в 2012 г. относительно 2007 г. находилось на уровне 50%, схожие значения были характерны для Магаданской и Сахалинской областей, а также Камчатского края. В других регионах, за исключением Республики Саха, доля продаж ЛП сегмента «до 50 руб.» за 6 лет уменьшилась более чем на 20%. В то же время изменение доли дорогого ценового сегмента в регионах ДФО отличалось большей вариативностью: в 2012 г. в Еврейской АО она увеличилась практически в три раза, тогда как в Магаданской и Сахалинской областях, а также в Чукотском АО — менее чем в 1,5 раза.
таблица Г2 Доля АТХ-групп в общем объеме продаж региональных аптечных рынков ЛП в 2012 г., %
Амурская область Еврейская АО Магаданская область Камчатский край Хабаровский край Приморский край Республика Саха Сахалинская область Чукотский АО Квар ДФО РФ *
A 17,5 17,4 19,7 17,9 17,7 18,0 23,9 19,2 19,8 10,1 18,5 19,8
B 6,6 3,8 4,4 4,8 2,7 2,8 6,6 4,6 3,1 32,0 4,0 3,2
C 11,7 14,3 10,3 10,1 11,8 13,2 10,4 11,7 11,0 12,5 13,7 12,5
D 6,4 5,2 5,9 8,2 6,3 5,8 5,4 6,4 5,1 14,3 6,0 5,8
G 4,8 6,6 7,9 5,5 7,7 6,2 4,4 7,1 5,2 22,3 6,2 7,2
H 1,3 1,1 0,9 0,7 0,7 0,8 0,4 1,2 0,6 32,2 0,8 0,7
J 7,0 7,1 7,1 4,8 7,5 6,5 6,6 6,6 7,5 14,6 6,6 7,3
L 1,9 2,1 8,0 1,8 3,5 2,1 2,0 3,3 1,5 63,8 2,6 4,3
M 6,4 8,5 7,2 8,8 8,0 8,3 4,7 7,1 9,1 20,0 7,6 7,7
N 13,4 12,7 8,4 12,5 9,8 11,5 9,8 10,3 10,5 14,7 11,0 11,9
P 0,7 0,8 0,2 0,5 0,5 0,7 0,8 0,5 0,6 27,4 0,6 0,4
R 14,1 14,8 13,1 18,5 17,1 18,0 16,0 15,2 19,9 13,5 16,9 12,6
S 2,2 2,1 4,0 2,6 3,5 2,8 3,0 2,4 2,7 21,2 2,8 2,8
V [-] 6,3 3,3 4,0 3,3 3,2 3,4 6,2 4,3 3,4 31,6 4,1 3,9
* «Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ» DSM Group.
МЕНЕДЖМЕНТ
таблица Г 3 Доля ценовых сегментов в общем объеме продаж аптечного рынка БАД ДФО, %
Ценовой сегмент Период
2006 г. 2008 г. 2010 г. 2012 г.
от 0 до 50 руб. 20,8 18,4 21,9 23,2
от 50 до 150 руб. 17,7 16,4 17,0 18,7
от 150 до 300 руб. 38,3 37,1 33,7 31,2
от 300 до 500 руб. 14,7 15,6 16,6 16,5
свыше 500 руб. 8,5 12,5 10,8 10,4
рисунок Г 1 Ценовые изменения на фармацевтическом рынке ДФО в сравнении с федеральным рынком в январе 2010 г. — июле 2013 г.
| | — динамика цен ЛП (DSM) □ — динамика цен ЖНВЛП ДФО (собственные исследования) Q — динамика цен Л П без ЖНВЛП ДФО (собственные исследования)
Ц — динамика цен БАД ДФО (собственные исследования) | | — динамика цен на медикаменты, Росстат | | — динамика цен ЛП ДФО (собственные исследования)
66 l™b|PfM£DUUM
Проведенный автором анализ относительной реализации ЛП разных АТХ-групп 1-го уровня в 2007 и 2012 гг. на фармрынках ДФО и РФ позволил установить, что категориями-лидерами постоянно являлись группы А (ЛП, влияющие на пищеварительный тракт и обмен веществ), R (ЛП для лечения заболеваний респираторной системы), С (ЛП для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы), N (ЛП для лечения заболеваний нервной системы). Наибольшие изменения в целом по ДФО были характерны для категории А доля относительных продаж препаратов, входящих в группу, за 6 лет возросла с 14,9 до 18,5%. В 2012 г. в целом по всей территории Дальнего Востока 1-е место с долей в 18,5% в общем объеме продаж заняла группа А, 2-е место — группа R (16,9%), на 3-м и 4-м месте с показателями 13,7 и 11,0% находились группы С и N (табл. 2). Для сравнения: в РФ доли категорий А, ^ С, N в общем объеме продаж коммерческого рынка ЛС в 2012 г. составляли 19,8, 12,6, 12,5 и 11,9% соответственно. С использованием критерия Стью-дента была установлена достоверность различий в объеме продаж ЛП для лечения заболеваний респираторной системы на федеральном и региональном рынках (4,3%).
В то же время относительная доля продаж ЛП остальных АТХ-групп во всех субъектах ДФО характеризовалась высокой вариативностью, что свидетельствует о разной структуре заболеваемости населения территориальных образований Дальнего Востока. Так, например, в целом по региону относительная реализация ЛП категории S находилась на уровне продаж в РФ, при этом численное значение показателя в Магаданской области практически в два раза превышало соответствующее значение показателя в Амурской области и Еврейской АО (табл. 2). Как показано в таблице 2, наибольшая региональная вариабельность относительной доли в продажах характерна для категорий В, Н, L — 32, 32,2 и 63,8% соответственно. В дальнейшем проводился сравнительный анализ изменений на региональном и федеральном аптечных рынках БАД в период с 2007 по 2012 г. Аналитическое исследование рынка БАД ДФО базировалось на результатах статисти-
ческой обработки данных о продажах более 150 дальневосточных аптечных организаций и их сравнении с динамикой федерального рынка, которая представлена в интегрированной информации маркетинговых агентств ЦМИ «Фар-мэксперт», DSM Group, IMS Health. Темпы роста дальневосточного рынка БАД в натуральных показателях в 2007—2008 гг. достигали 19%, что, в принципе, соответствовало российским показателям. В 2009 г. наблюдался максимальный спад реализации на рынке БАД, в 2011 и 2012 гг. снижение продаж БАД в ДФО не превышало соответственно 4 и 1% к уровню предыдущего года. В то же время в стоимостном выражении в течение 2011—2012 гг. наблюдался рост продаж БАД на фармацевтическом рынке. Так, например, в 2012 г. среднероссийский показатель роста продаж БАД составил 21%, в Хабаровском и Приморском краях — 14 и 10% соответственно. Анализ ценового сегментирования регионального рынка БАД показал, что доля проданных БАД в ценовом сегменте «до 50 руб.» в общем объеме реализации
возросла с 18,4% в 2008 г. до 23,2% в 2012 г. Вместе с тем относительные продажи в сегменте «свыше 500 руб.» снизились с 12,5% в 2008 г. до 10,4% в 2012 г. Анализ ценовых изменений на региональном фармацевтическом рынке проводился в два этапа: с 2007 по 2010 г. и с 2010 г. по июль 2013 г. В общем виде предложенная методика исследования ценовой динамики заключалась в получении информации о ценах оптового и розничного рынков (прайс-листы дистрибьюторов и результаты ценового мониторинга аптечных организаций), построении рядов месячных ценовых изменений, статистической обработке рядов и выявлении корреляционных связей, расчете ценовых индексов для товарных групп в регионе [2]. Рост цен на оптовом и розничном рынках ЛП и БАД в первый период (2007— 2010 гг.), характеризовавшийся кризисными и посткризисными явлениями в экономике, составлял около 35%. При этом наиболее значительный рост цен наблюдался в период с сентября 2008 г. по март 2009 г.: ценовые изменения на
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АПТЕЧНОГО РЫНКА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФО
РЕМЕОШМ
67
рынке БАД превышали 15%, на рынке ЛП — 25% [2].
На рисунке 1 представлены значения ценовых индексов в июле 2013 г. относительно января 2010 г. в категориях ЛП и БАД на дальневосточном фармацевтическом рынке. В этот период общий рост цен на ЛП на Дальнем Востоке составил 15,1%. В целом эти изменения соответствовали динамике федерального рынка: по данным маркетингового агентства,
рост цен на ЛП в России находился на уровне 19%, по данным Росстата — в пределах 17%. Однако в дальневосточном регионе значение среднего ценового индекса в группе ЛП за вычетом ЖНВЛП превысило 27%. За аналогичный период цены в категории ЖНВЛП изменились в значительно меньшей степени: ежегодный годовой прирост не превышал 2—3%. Ценовой индекс категории БАД в июле 2013 г. относительно января 2010 г. находился на уровне 18%. В период 2008—2012 гг. была разработана и апробирована методика проведения ценового мониторинга и сравнительной оценки уровня цен на ЛП в аптечных организациях Дальнего Востока с использованием методов кластерного анализа [3]. Алгоритм подготовки и оценки результатов ценового мониторинга в аптеках заключался в предварительном проведении АВС-анализа розничных продаж ЛП в регионе, определении границ ценовых сегментов, формировании случайной выборки в каждом ценовом сегменте, расчете ценовых отклонений в каждой аптечной организа-
ции от среднегородской цены на ЛП, определении достоверности различий в уровне цен аптек [3]. В 2008 г., когда на региональном рынке еще не были широко представлены «аптеки низких цен», были выделены три кластера аптек с ценовым разбросом между крайними кластерами, не превышающим 12%. В 2011 г. было достоверно установлено образование нового для дальневосточного региона кластера — «аптек низких цен», при
этом отклонения в ценах в аптечных организациях, отнесенных, соответственно, к «дорогому» и «дешевому» кластерам, превышали 20% [3]. Проведенный в дальнейшем анализ подтвердил соответствие цен в аптеках-дискаунтерах юга Дальнего Востока и аптечных организациях с аналогичным позиционированием в крупных городах других регионов России [4]. На рисунке 2 представлено распределение аптечных организаций разных субъектов ДФО по ценовым кластерам, по оси ординат отложено среднее значение отклонений в ценах на ЛП в аптеках от среднего уровня цен
кластера 1. Границы кластеров были определены в ходе проведенной кластеризации розничного фармацевтического рынка Хабаровска в 2012 г. [4]. Как следует из рисунка 2, ценовые отклонения в аптеках Хабаровска могли достигать 32% от средних цен в аптечных организациях «дешевого» ценового кластера. Проведенная в 2012 г. оценка уровня цен в более чем 300 аптечных организациях, представленных в 21 населенном пункте 8 субъектов дальневосточного региона, позволила определить регионы с максимальным ценовым отклонением от средних значений нижнего ценового кластера Хабаровска: Камчатский край (35—65%), Магаданская область (30—50%), Сахалинская область (25—40%). Цены в аптечных организациях южной части Приморского края и Еврейской АО в целом соответствовали ценовым показателям аптек южной части Хабаровского края. В Республике Саха, центральной части Хабаровского и северной части Приморского края ценовые отклонения в аптечных организациях находились в пределах 15—40% от средних значений кластера 1. Средние отклонения цен на ЛП в разных аптеках Амурской области отличались достаточно высокой вариативностью, превышение над ценами ап-тек-дискаунтеров юга Дальнего Востока составляло от 5 до 45%. Таким образом, проведенные исследования позволили определить основные показатели, характеризующие состояние фармацевтического рынка Дальнего Востока в 2007—2013 гг. Особенности экономики и неравномерность развития территорий Дальнего Востока оказали влияние как на структуру продаж фармрынка, так и на уровень цен в аптечных организациях разных субъектов округа.
ИСТОЧНИКИ
1. Минакир П.А., Прокапало О.М. Региональная экономическая динамика. Дальний Восток. Хабаровск, ДВО РАН, 2010; 304.
2. Степанов А.С., Матвиенко Р.А., Сапожников А.А., Оценка ценовых изменений на фармацевтическом рынке Дальнего Востока. Ремедиум, 2010; 2: 42-46.
3. Степанов А.С. Подходы к проведению сравнительной оценки уровня цен на лекарственные средства в розничных аптечных организациях. Практический маркетинг, 2011; 11: 56-61.
4. Степанов А.С., Матвиенко Р.А., Сапожников А.А. Применение кластерного анализа для определения уровня цен на розничном фармацевтическом рынке Дальнего Востока. Ремедиум, 2012; 4: 51—55.
рисунок Г 2 Ценовые отклонения на ЛП от средних значений в кластере 1 в аптечных организациях Дальнего Востока в 2012 г., %
65
55
35
| | — Хабаровский край (юг) [Щ — Приморский край (юг) — Приморский край (центр, север) | | — Камчатский край |"Т| — Сахалинская область Щ — Еврейская АО [□1 — Республика Саха р] —Хабаровский край (центр) [¿1 — Магаданская область [О] — Амурская область