ИТОГИ 2 0 13
ПО ИТОГАМ 2013 г.
Компания «Ремедиум» публикует ежегодный обзор сегмента фармацевтической рекламы в категории «Лекарственные препараты и биоактивные добавки» по различным рекламным носителям в 2013 г.
Несмотря на ужесточение правил рекламы БАД, а также обсуждение возможного запрета на рекламу безрецептурных ЛС, доля рынка фармацевтической рекламы — одного из самых емких сегментов российского рекламного рынка в целом, по данным TNS Россия1, в 2013 г. достигла 12,6% (для сравнения: в 2012 г. она составляла всего 11,0%) (рис. 1).
Вместе с тем количество рекламодателей продолжает снижаться, но уже более медленными темпами: общее число компаний, размещающих рекламу в категории «Лекарственные препараты и биоактивные добавки», снизилось до 381, что лишь на 1% ниже, чем в 2012 г. (рис. 2). Наиболее активными периодами по количеству рекламодателей уже традиционно стали периоды перед праздниками и отпусками — с апреля
1 Здесь и далее при расчете бюджета использованы официальные расценки телекомпаний и медиаселле-ров, издательских домов и радиостанций без учета налогов, объемных скидок и надбавок за позиционирование в блоке для ТВ, но с учетом надбавок за позиционирование и цветность в прессе. При оценке на ТВ учитывался сезонный коэффициент. При оценке наружной рекламы учитывался единый налог на вмененный доход (ЕНВД) и зона размещения конструкции.
рисунок Топ-10 категорий по объемам бюджета на рекламу
1 1 — ретейл, 15,5%
2 — ЛП/пищевые добавки, 12,6%
3 — товары для красоты и здоровья, 8,7%
4 — транспорт и сопутствующие товары, 8,5%
5 — продукты питания, 7,3%
6 — кондитерские изделия, 4,9%
7 — развлечения, 4,6%
8 — безалкогольные напитки, 4,4%
9 — СМИ, 4,2%
10 — финансовые услуги 4,0%
11 — остальные 25,3%
Источник: TNS Media Intelligence, ТВ, радио, пресса, наружная реклама (все города мониторинга)
рисунок Количество рекламодателей в категории «Лекарственные препараты и биоактивные добавки»
по июнь и с октября по декабрь. Фармацевтические компании отдают предпочтение печатным изданиям: реклама в прессе была размещена 332 рекламодателями, что составляет 60% от общего их количества. Примерно 20% компаний использовало рекламу на телевидении, 17% — на радио и 3% составила доля наружной рекламы.
таблицаТоп-3 печатных изданий
№ Издание Пресса, объем рекламы (A2)
1 «Фармацевтический вестник» 143,74
2 «Лиза» 137,85
3 «Комсомольская правда» (w) 120,93
Источник: «Ремедиум» (по данным TNS Россия)
Т№ Россия — ведущая исследовательская компания на российском рынке, представляющая три направления исследовательской деятельности: синдикативные медиа-измерения, мониторинг рекламы и СМИ, заказные маркетинговые исследования в таких секторах, как потребительские рынки, медиа, финансы, B2B-услуги, и и телекоммуникации, автомобили, фармацевтика и здравоохранение. Деятельность компании основана на международных стандартах проведения медиа- и маркетинговых исследований. На российском рынке клиентами TNS Россия является большинство рекламных агентств, телевизионных каналов, радиостанций, издательских домов, а также компаний-рекламодателей, ведущих производителей товаров и услуг.
Подробнее на www.tns-global.ru
200 I "OrJPEMEDUUM
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ФАРМРЫНКА
таблица 2 Топ-10 рекламодателей в печатных изданиях
№ Рекламодатель Пресса, объем рекламы (A2)
1 «Эвалар» 294,36
2 «РИА «Панда» 128,75
3 «Материа Медика» 112,10
4 Novartis 71,10
5 Pharma Med Inc. 66,85
6 «ФИРН М» 64,04
7 Recordati 62,00
8 Bayer AG 60,90
9 «Арнебия» 49,96
10 STADA CIS 43,74
Источник: «Ремедиум» (по данным TNS Россия)
таблицаТоп-10 рекламодателей
на телевидении
ТВ, объем
№ Рекламодатель рекламы (секунд)
1 Novartis 1 774 582
2 «Фармстандарт» 1 054 115
3 Sanofi 795 495
4 Bayer AG 762 320
5 Reckitt Benckiser 680 182
6 Johnson & Johnson 643 575
7 Teva 586 780
8 Berlin-Chemie/ Menarini 531 270
9 «Эвалар» 396 455
10 «РИА «Панда» 332 955
Источник: «Ремедиум» (по данным TNS Россия)
таблицаТоп-10 брендов, рекламируемых в печатных изданиях
№ Бренд Пресса, объем рекламы (A2)
1 Эвалар 294,36
2 Траумель С 42,76
3 Гриппферон 38,52
4 Алфавит (БАД) 38,13
5 Диетресса 24,30
6 Офтальмоферон 24,15
7 Аквалор 20,23
8 Diet formula 18,45
9 Леовит 17,37
10 B-protect 17,25
Источник: «Ремедиум» (по данным TNS Россия)
таблица 6 Топ-10 брендов, рекламируемых на телевидении
№ Бренд ТВ, объем рекламы (секунд)
1 Эвалар 396 455
2 Nurofen 318 550
3 Эссенциале 277 960
4 Vicks 209 435
5 Линекс 207 810
6 Компливит 192 690
7 Терафлю 191 655
8 Но-шпа 186 980
9 Вольтарен 179 262
10 АЦЦ 172 030
Источник: «Ремедиум» (по данным TNS Россия)
таблицаТоп-3 телевизионных
каналов
№ Национальная телекомпания ТВ, объем рекламы (секунд)
1 «Россия 1» 1 304 577
2 «ТВ Центр» 1 161 985
3 «Домашний» 1 017 555
Источник: «Ремедиум» (по данным TNS Россия)
В топ-3 печатных изданий, лидирующих по объему размещаемой фармацевтической рекламы, вошли отраслевая еженедельная газета «Фармацевтический вестник», еженедельный журнал для женщин «Лиза» и еженедельник «Комсомольская правда» (табл. 1). Чаще других размещали рекламу в печатных изданиях следующие рекламодатели: производители БАД «Эвалар» и «РИА «Панда», компания «Материа Медика» и иностранная компания Novartis (табл. 2). Совокупный объем размещенной рекламы продукции под брендом Эвалар в печати составил 294,36 полосы формата А2. Объем рекламы го-
таблицаТоп-3 радиостанций
№ Радиостанция Радио, объем рекламы (секунд)
1 «Русское радио» 180 633
2 «Радио Шансон» 161 296
3 «Love radio» 120 817
Источник: «Ремедиум» (по данным TNS Россия)
таблицаТоп-10 рекламодателей на радио
Радио,
№ Рекламодатель объем
рекламы
(секунд)
1 «Фармстандарт» 323 283
2 Berlin-Chemie/ 229451
Menarini
3 «ФИРН М» 129838
4 STADA CIS 118 897
5 «Диод» 96 169
6 Actavis 81 577
7 GlaxoSmithKline 67 928
8 Terpol 41 398
9 «Эвалар» 39 414
10 Dr. Reddy's Laboratories 32 967
Источник: «Ремедиум» (по данным TNS Россия)
таблица 9 Топ-10 брендов, рекламируемых на радио
№ Бренд Радио, объем рекламы (секунд)
1 Афобазол 97 597
2 Гриппферон 93 062
3 Седальгин 58 140
4 Арбидол 48 189
5 Эвалар 39 414
6 Венолайф 38 728
7 Офтальмоферон 36 776
8 Амиксин 34 429
9 Пенталгин 33 933
10 Solpadeine 28 256
Источник: «Ремедиум» (по данным TNS Россия)
таблицаТоп-10 рекламодателей во всех СМИ, включая наружную рекламу
Все СМИ,
№ Рекламодатель количество выходов рекламы (шт.)
1 Novartis 118 206
2 «Фармстандарт» 90 993
3 Berlin-Chemie/ Menarini 61 136
4 Bayer AG 49 752
5 «РИА «Панда» 46 863
6 Sanofi 45 237
7 «Эвалар» 42 353
8 Reckitt Benckiser 37 122
9 Johnson & Johnson 35 764
10 «ФИРН М» 33 979
Источник: «Ремедиум» (по данным TNS Россия)
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА ПО ИТОГАМ 2013 г.
меопатического средства под брендом Траумель С составил 42,76 полосы (табл. 3). На 3-м месте по объему размещенной рекламы в печатных СМИ находится Гриппферон (38,52 полосы). Существенную долю рынка занимает самый дорогой канал распространения — ТВ, здесь размещали свою рекламу 109 компаний. Наибольшее количество фармацевтической рекламы было размещено на телеканале «Россия 1» — объем рекламы (табл. 4) на этом канале превысил 362 ч (1 304 577 с). Также в тройку вошли «ТВ Центр» и «Домашний». Отметим, что впервые в тройку не попал «Первый канал», он оказался только на 6-м месте с объемом фармацевтической рекламы на уровне 242 ч.
Лидерами по объему размещения рекламы на телевидении (табл. 5) стали компании Novartis (около 493 ч), «Фармстандарт» (около 293 ч) и Sanofi (221 ч).
Самыми продвигаемыми брендами на ТВ стали многочисленные продукты компании «Эвалар», а также обезболивающее средство Nurofen и ЛС для печени Эссенциале (табл. 6). В топ-3 радиостанций, пользующихся наибольшей популярностью у рекламодателей (табл. 7), попали «Русское радио» (объем рекламы составил 50 ч), «Радио Шансон» (около 49 ч) и «Love radio» (около 34 ч) .
На радио чаще других размещали рекламу компании «Фармстандарт», Berlin-
РШШиимЬТз! 201
Chemie/Menarini и «ФИРН М» (табл. 8). В тройку самых рекламируемых брендов на радио (табл. 9) вошли препарат от тревоги и стресса Афобазол («Фарм-стандарт»), препарат для лечения гриппа и ОРВИ Гриппферон («ФИРН М») и противовоспалительное средство Се-дальгин (Лйат).
В целом по рынку лидером по количеству выходов размещенной рекламы, как и в 2012 г., стала компания Novartis, занимающая 1-е место по объему размещения наружной рекламы и рекламы на телевидении (табл. 10). На 2-м месте по количеству выходов рекламы — компания «Фармстандарт», размещавшая рекламу на радио и ТВ.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ