Список литературы
1. Волгин И.Л. Родиться в России: Достоевский и современники: жизнь в документах. М.: Книга., 1991. 605 с.
2. Дневник писателя: в 2 т. / Ф.М. Достоевский; вступ. ст. И. Волгина, коммент. В. Рака, А. Архиповой, Г. Галаган, Е. Кийко, В. Туниманова. М.: Книжный Клуб 36.6, 2011. Т. 1. 800 с.
3. Туниманов В.А. Творчество Достоевского. 1854-1862 гг. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1980. 298 с.
4. Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. М.-Л.: Наука, 1964. 399 с.
УДК 159.98+82
Брайцева Светлана Владимировна
магистрант III курса Института социальных отношений Арпентьева Мариям Равильевна
доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии развития и образования Института психологии
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского Калуга, Россия, e-mail: mariam_rav@mail.ru, arpentevamr@tksu.ru
ФАНТАСТИКА И КСЕНОПСИХОТЕРАПИЯ
Svetlana V. Braytseva
post-graduate student of the Institute of Social Relations Mariyam R. Arpentieva
Grand Doctor of Psychology, Associate Professor, Professor of the Department of Psychology of Development and Education of the
Institute of Psychology K.E. Tsiolkovskiy Kaluga State Universities, Kaluga, Russia e-mail: mariam_rav@mail.ru, arpentevamr@tksu.ru
FANTASTICSANDXENOPSIOTHERAPY
Аннотация. Научно-фантастические произведения о космических путешествиях включают попытку осмысления человеческой жизни и развития человека не изнутри его самого, привычных ему пониманий себя и мира, а извне — со стороны возможных — иных пониманий, представленных иными реальностями и существами. «Инопонимание» как «артефакт» или факт космического путешествия как путешествия в «запредельное» в жизни человека и человеческого сообщества всегда связано с моментами их интенсивного развития. С точки зрения психологической, инопонимание — важнейший компонент и результат психотерапевтического взаимодействия, взаимодействия «Своего» и «Чужого».
Ключевые слова: научно-фантастические произведения, космические путешествия, инопонимание, психотерапевтическое взаимодействие, ксенология, ксенопсихотерапия.
Abstract. Science fiction works about space travel include an attempt to understand human
© Брайцева С.В., Арпентьева М.Р., 2018
life and development of man not from within himself, his usual understandings of himself and the world, and from the outside — from the side of possible — other understandings represented by other realities and beings. «Other-understanding« as an «artifact» or the fact of space travel as traveling to the «beyond», in the life of man and the human community is always associated with the moments of their intensive development. From the psychological point of view, inot understanding is the most important component and result of psychotherapeutic interaction, the interaction of «Your» and «Alien».
Key words: science fiction works, space travel, other-understanding, psychotherapeutic interaction, xenology, xenopsychotherapy.
Помимо притягательности вымысла и попыток проектирования и/или
ретроспектирования жизни человека и человечества как космических существ,
научно-фантастические произведения о космических путешествиях включают
попытку осмысления человеческой жизни и развития человека не изнутри его
самого, привычных ему пониманий себя и мира, а извне - со стороны
возможных — иных пониманий, представленных иными реальностями и
существами. «Инопонимание» как «артефакт» или факт космического
путешествия как путешествия в «запредельное» в жизни человека и
человеческого сообщества всегда связано с моментами их интенсивного
развития [1]. С точки зрения психологической, инопонимание — важнейший
компонент и результат психотерапевтического взаимодействия,
взаимодействия «Своего» и «Чужого». Поэтому контакт человека с иными
формами и временами жизни может быть рассмотрен как форма
психотерапевтического взаимодействия, реализации психотерапевтических
(ксенопсихотерапевтических) отношений. Примером этих отношений,
несомненно, является «космический туризм»: практика, благодаря которой
люди, пресыщенные жизнью на Земле, то есть, по сути, достигшие по своими
ощущениям состояния наибольшего и полного понимания себя и мира с точки
зрения своей «земной идентичности», получают возможность «встряхнуть»
себя и окружающий их мир, сменив «земную идентичность» на идентичность
«космическую». Насколько это удается в каждом конкретном случае и какие
артефакты и тенденции здесь можно выделить — вопрос отдельный, которому
и посвящено наше исследование. Однако сам факт изменений очевиден: сама
сложность выхода в космос уже выступает как вариант «инициации» личности,
терпящей неудобства и переживающей дискомфорт ради нового, иного понимания себя и мира. Поскольку уровень и другие характеристики «иного» существенно отличаются от окружающей человека повседневности, обращены к ответам на вопросы: «Кто мы такие? Что мы делаем на Земле? Для чего мы рождены?», то складывающиеся в поиске ответов на данные — экзистенциальные — вопросы отношения — должны быть не просто обыденными психотерапевтически ориентированными, но и содержать развернутую и осмысленную информацию о профессиональной психотерапии, в особенности таком ее глубинном аспекте, как изменение ценностей человека и способа его жизни, трансперсональности или интерперсональности человека. Это представление встречается, например, в произведениях С. Лема, А. и Б. Стругацких, И. Ефремова и других, которые, помимо богатой творческой фантазии, опирались на источник вдохновения иного плана: реальные переживания человека, людей, переживших опыты трансперсонального и интерперсонального бытия. И если интерперсональное бытие, интерперсональная идентичность встречаются в ряде случаев, особенно в психотерапии и консультировании, и в пределах земных типов отношений, отношений человека в рамках его «земной идентичности», то трансперсональное бытие, описанное в трансперсональной философии и психологии, а также в исследованиях космоса и космонавтов—преимущественно опыт «космической идентичности»: человек как «гидра вселенной» осознает не просто взаимосвязь, но единство с окружающим его универсумом. Трансперсональный опыт многослоен, однако важнейшим в нем является парадокс приближения: чем дальше человек выходит в космос и ощущает себя существом космоса, тем в большей мере он переживает свою внутреннюю суть — свою уникальность, а уникальность — как всеобщность [6]. Поэтому целью нашего исследования было сопоставление двух моделей — профессионально-психотерапевтических отношений «на земле» и модели отношений, условно названных нами ксенопсихотерапевтическими — профессионально-психотерапевтических отношений в ситуации контакта с «иным» («чужим») [10; 11].
287
В качестве метода исследования выбран контент-анализ научно-фантастических произведений, который осуществлялся нами в нескольких направлениях:
1) анализ представлений о психотерапевтических возможностях обыденных (повседневных) межличностных отношений;
2) анализ представлений о ксенопсихотерапевтических отношениях и ксенопсихотерапии (как области психологического знания о процессах и результатах взаимодействия представителей разных — земных и внеземных цивилизаций и контактах с ними).
Анализ психотерапевтических возможностей обыденных (повседневных) межличностных отношений включал ряд аспектов: а) анализ представлений о распределении и содержании ролей «психотерапевта» и «клиента» в обыденных взаимоотношениях; б) анализ ситуаций, выступающих как психотерапевтические — условия, при которых ситуация взаимодействия становится психотерапевтической.
Осуществлен контент-анализ 30 отобранных текстов научно-фантастических произведений, принадлежащих 30 разным авторам (И. Ефремов, А., Б. Стругацкие, К. Булычев, К. Кизи, С. Лем, Дж. Линдсей, др.) с явным «психолого-психотерапевтическим содержанием», наличием «психотерапевтической ситуации»: наличием героя (героев), которому (которым) требуется психологическая помощь; поддержка героя (героев), который (которые) ему эту поддержку оказывают; описание ситуации психотерапевтического контакта, различных его стадий.
Обычно в таких произведениях речь идет о трех типах ситуаций: 1) потенциально травматичных, если субъект не изменит свое понимание и поведение; 2) актуально травматичных, из которых субъект не может или не хочет искать выхода; 3) ситуаций, имеющих двойственное психологическое значение — провоцирующих в силу своего сходства актуализацию «непроработанного» (травматического) опыта и содержащих в себе возможности его осмысления. Описание профессиональных
288
ксенопсихотерапевтических отношений встречается достаточно часто и, как и в других случаях, как критическая пародия на «профессионализм» консультанта-ксенопсихолога, но также часто и как «гимн» профессионализму и возможностям психотерапевтов-«ксенопсихологов» и «этнопсихологов». Критическое отношение «обыденного сознания» к профессиональной терапии и наоборот профессионалов к непрофессионалам может иметь ряд серьезных оснований. В одних примерах мы встречаемся с разновидностью «воздействующего» психотерапевта, задачей которого все же является удержание «на лезвии бритвы» между любовью и властью, пониманием и вмешательством, отчуждением и зависимостью. Поэтому он обычно сам «ищет» себе клиентов, начиная помогать, исходя из собственного представления о необходимости помощи, однако рефлексируя основания своего вмешательства и его результаты для себя, клиента, окружающих.
В проанализированных научно-фантастических текстах понимание психологом «воздействующей» ориентации своего клиента направлено на «привычный» поиск источников и характера его проблем, «психопатологии», обнаружение и вычленение для него и для окружающих «ошибочности» его понимания мира. Такие ошибки связаны с влиянием психологических проблем клиента, характером искажений. Для специалиста типичны «конструктивная» агрессия и поиск способов «ограничить» себя и мир от вмешательства «клиента». Возможности обыденной психотерапевтической помощи в решении проблемы взаимоотношений и личностного развития героев на уровне изменения их поведения, способов понимания происходящего и ценностей сопоставимы с возможностями профессиональной психологической помощи, в которой один человек действительно заинтересован в том, чтобы понять и помочь другому, сохранить и/или развить с ним отношения. Эффективность помощи во многом противопоставляется успешности — «длительный и трудный поиск себя», «подготовка к более радикальным и устойчивым изменениям», быстрые изменения рассматриваются как временные или «имитируемые» клиентом, реже как подтверждающие компетентность
психолога. Особое значение имеет изначальное представление героев о различиях друг друга, а также о различиях их ценностей, пониманий и моделей общения, меньшее —ситуация взаимодействия, изначально множественная по своему смыслу встреча «чужих» людей, пытающихся найти общий язык — взаимопонимание. Здесь речь идет о выходе непосредственно на обобщенную жизненную ситуацию каждого из участников как воплощение разделяемых ими ценностей, сопоставление этих способов воплощения, стоящих за ними ценностей. Ситуация актуального контакта всего лишь в разной мере полная, но точная «презентация» этой общежизненной для партнеров ситуации.
Психотерапевтическая ситуация — ситуация реабилитации клиента после психической травмы или жизненного кризиса в условиях стационара, в условиях свободного посещения специалиста или в повседневном общении «клиента» со своим близким — «волонтером» или профессиональным психотерапевтом (или лицом, его заменяющим — ксенопсихологом, этнопсихологом, шаманом, гуру и т.д.) (Сравнение возможностей обычного консультирования и психотерапии и космической «ксенопсихотерапии» демонстрирует как сходство, так и различие моделей и эффектов взаимодействия (таблица)).
Ксенопсихотерапевтическая ситуация включает:
1) историко-культурный (пространственно-временной) контекст и его конкретное воплощение в жизни субъекта — человека или не-человека: его целостной жизненной ситуации как результата способов воплощения им его жизненных человеческих и не-человеческих ценностей;
2) инцидент, потрясение — необычное и в разной мере травматичное для человека событие — «столкновение с иной реальностью» как встреча человека с «иной ситуацией собственной жизни» или с «иным человеком»;
3) «топтание вокруг да около» — «самоподтверждающиеся пророчества» о невозможности и ненужности изменений, невозможности или возможности преодоления непонимания, отчуждение — опустошение и/или избегание повторных столкновений с «иным», активизация «защитных механизмов», а не личностное развитие;
Психотерапевтические и ксенопсихотерапевтические отношения: особенности и стадии взаимопонимания
Ксенопсихотерапевтические отношения Психотерапевтические отношения
□ Равенство субъектов и\или смена ролей «консультант» - «клиент»; □ совместное понимание и понимание друг друга — ведущие фокусы взаимоотношений; □ техники обмена пониманиями и обмен непониманиями вместе с готовностью к принятию непонимания и толерантному пониманию; □ в контакт обязательно привносится духовное измерение и психофизиологическое измерение; □ возникает проблема совместимости - несовместимости, сопоставляемая с проблемой личностных различий и барьеров понимания; □ примирение с другим и с собой: построение «канала» взаимопонимания с другим, «обособление» ниш существования каждого, постепенное изменение границ в связи с расширением «канала» взаимопонимания □ Стремление к паритетности и отношения власти -подчинения; □ совместное понимание и понимание консультанта - ведущие фокусы взаимоотношений; □ техники, подобные техникам «гуру» - работа с изменениями состояний сознания; □ психологический уровень, реже - интеграция с духовным и психофизиологическим; □ духовное в контексте помощи обычно не рассматривается, что снижает ее эффективность и сводит помощь к поиску проблем и патологий, а не к пониманию индивидуального способа воплощения человеческих ценностей в жизни конкретного человека, в том числе - в его физических и психологических проявлениях и «нарушениях»; □ нахождение человеком собственного пути или адаптация к миру - решение о том, что считать чужим, а что - своим, изменение границ
Стадии взаимопонимания: 1) предъявление - обмен схемами и их отторжение, непонимание, фиксация отличий понимания и жизнедеятельности в целом и необходимости осмысления их источников и результатов, 2) обмен пониманиями и сопоставление ценностей, вычленение возможностей освоения способов и схем понимания человека иной цивилизации, 3) создание общих способов понимания и установление циклов развития взаимопонимания как циклов обмена понятным и непонятным, понятым и непонятым Стадии взаимопонимания: 1) понимание клиентом психотерапевтической ситуации и предъявление собственных схем и способов понимания консультанту, 2) понимание психологом клиента и предъявление собственных схем и способов понимания, 3) присвоение или конфликт отвержения клиентом схем и способов консультанта («индоктринация»), реже -создание общих схем и способов осмысления происходящего
4) поиск изменений, встреча и «путешествие» — к поиску нового понимания человеком самого себя и окружающего мира, т.е. сама по себе
ситуация психотерапии, поиск, «разоблачение» или «случайное обнаружение» спрятанного от самого себя и от других — собой и другими людьми, умение «отпускать» то, что раньше удерживалось, разнообразить ранее единообразное;
5) «посттерапевтическая ситуация» — привнесение изменений в жизнь «клиента» и жизнь других людей, становление клиента самопсихотерапевтом, психотерапевта — клиентом и учеником, принятие обыденности как полифоничной и изменяющейся, уместные и подвижные защиты собственных и чужих границ — забота о себе и одругом, реже — отчаяние и отказ от понимания. В целом возможности и ограничения обыденных и профессиональных ксенопсихотерапевтических взаимоотношений в фантастических произведениях приближаются к реальным профессиональным нормам.
В некоторых случая, когда в окружении субъекта не находится человека, могущего помочь и заинтересованного в такой помощи, более успешной и эффективной может оказаться профессиональная помощь, в которой клиент получает развернутую прямую и обратную связь о понимании им себя и окружающего мира.
В случае профессиональной ксенопсихотерапевтической помощи обычно идет речь о взаимной помощи и о необходимости понимания субъектами друг друга через осмысление себя и своих отношений. Важно отметить, что в данном случае речь идет о том, что отношения с «другим», проявляющего желание помочь или способного в силу своего отличного от клиента (космического путешественника) жизненного опыта это сделать, оказываются трансформирующими уже потому, что «фрустрируются» повседневные, рутинные для человека, привычные и ставшие шаблонными модели отношений.
«Иной», «другой» дает человеку, клиенту развернутую прямую и обратную связь о себе и других людях, обнаруживает и предоставляет их для сопоставления (консоционные связи) собственные смыслы жизнедеятельности. В фантастических произведениях, описывающих «ксенопсихотерапевтические» контакты, возможности и ограничения обыденных и профессиональных
292
взаимоотношений приближаются к профессиональным, однако речь чаще идет о взаимопомощи и о необходимости понимания субъектами друг друга, через осмысление себя и своих отношений. Аналогично в философских, лингвистических и психологических ксенологических исследованиях человеческих отношений как отношений взаимопонимания, акцентирующих «иллюзию доступности пониманию», подчеркивается взаимность трансформации и инверсии консультативных (психотерапевтических) отношений [2; 3; 7; 8], влияние результатов взаимопонимания на жизнедеятельность индивидов и сообществ (их «смысловые вселенные») [4; 5; 9; 12].
Ксенопсихотерапевтическое взаимодействие обращено на рефлексию, взаимо- и самопреобразование участников полилога: человек и «иной» общаются как существа единого универсума, познавая друг в друге то, что может и не может быть осмыслено, сдаваясь перед лицом невозможного понимания, называя непонятное непонятым и продолжая стремиться, осмыслить вопреки всему: что же есть человек, что есть его жизнь, что есть мир. Продленность человека в мир и мира в человека, порождение человеком мира и миром человека, сопровождающие их воплощение, перевоплощение и превращение — обычные и необычные аспекты постижения себя и мира, с которыми сталкивается человек в диалоге с Вселенной, с пространством и временем, бытием. Бытие, его основы — вот с чем беседует человек, подчас безуспешно пытаясь постичь самого себя и жизнь. Однако эта «безуспешность» оказывается гораздо более продуктивной привычного успеха: встряска захватывает не столько все существо человека, его жизнь меняется и никогда не будет прежней, уже потому, что, вернувшись на Землю, ему некому рассказать и нет слов рассказать о том, что произошло. «Все изменилось» начиная с самого человека и заканчивая миром, ставшим частью самого человека, покинувшего свою колыбель — Землю — ради развития. Начав с попытки интерперсонального взаимодействия, отношений, человек возвращается — субъектов трансперсональных отношений, он возвращается как единство: человека и мира.
Список литературы
1. Базалук О.А. Космические путешествия — путешествующая психика: курс лекций. К.: КНТ, 2012. 424 с.
2. Ванденфельс Б. Ответ чужому: основные черты респонзивной феноменологии // Мотив чужого. Мн.: Пропилеи, 1999. С. 123-139.
3. Делез Ж. Мишель Турнье и мир без Другого. // Комментарии. 1996. № 10. С. 85
4. Михайлов А.А. О разработках проблемы Чужого в современной философской мысли // От Я к Другому. Мн.: Наука, 1997. 276 с.
5. Подорога В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М.: Admarginem, 1995. 145 с.
6. Солер К. Клинические уроки перехода // Логос. 1992. №3. С.178-189.
7. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и изменение мирового порядка // ProetContra. Распад и рождение государств. Т. 2. 1997. №2. С.117.
8. Чужое: опыт преодоления / под ред. Р.М. Шукурова. М.: Алетейа, 1999. 384 с.
9. Шапинская Е.Н. Образ Другого в текстах культуры. М.: Красанд, 2012. 214 с.
10. Шипунов Ф.Я. Истина великой России. М.: Молодая гвардия, 1992. 352 с.
11. When It Changed: Science Into Fiction / Eds. by G. Ryman, P. Duncker, J. Robson. UKL.: Comma Press, 2009. 276 p.
12. Legatt J.h. Fantasy, Science Fiction, and Speculative Fiction // The Encyclopedia of Twentieth-Century Fiction. / J.Cl.t Ball. N.-Y.: John Wiley & Sons, 2011. V III. Twentieth-Century World Fiction. P. 1066-1077.
УДК 7.094
Петунина Елизавета Андреевна
магистрант II курса исторического факультета кафедры культурологии
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Пермь,
Россия,e-mail: lisa_petunina@mail.ru
ЗНАКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СИТУАЦИИ КРОСС-КУЛЬТУРНОГО ПЕРЕХОДА (НА МАТЕРИАЛЕ СПЕКТАКЛЯ СЕМЕНА СЕРЗИНЯ «У НАС ВСЕ ХОРОШО» ПО ПЬЕСЕ ДОРОТЫ МАСЛОВСКОЙ)
Elisaveta A. Petunina
Master of 2 courses at the Faculty of History of the Department of Cultural Studies
Perm State Humanitarian Pedagogical University Perm, Russia, e-mail: lisa_petunina@mail.ru
SIGNS OF NATIONAL IDENTITY IN THE SITUATION OF CROSS-CULTURAL TRANSITION (BASED ON THE PERFORMANCE OF SEMYON SERZIN' "WE'RE GOOD" ON THE PLAY OF DOROTA MASLOWSKA)
Аннотация. На примере сопоставительного анализа текста пьесы Дороты Масловской «Между нами есть добро» и спектакля Семена Серзина «У нас все хорошо», рассмотрена проблема функционирования знаков польской идентичности.
© Петунина Е.А., 2018