ММЫ 2072-9391
Труды Академии управления МВД России. 2011. № 1 (17)
Н.Ф. ФАЙЗРАХМАНОВ,
* о
адъюнкт кафедры управления органами расследования преступлении
(Академия управления МВД России)
Фальсификация лекарственных средств: анализ криминогенных факторов и проблем расследования
В статье рассматриваются вопросы борьбы с фальсификацией лекарственных средств в Российской Федерации, анализируются основные криминогенные факторы и проблемы расследования сбыта фальсифицированных лекарственных средств, отмечаются меры социально-экономического, правового и организационного характера. Автором предложены рекомендации по совершенствованию деятельности правоохранительных органов.
фальсифицированное лекарственное средство, преступный доход, раскрытие и расследование преступлений.
Фальсификация лекарственных средств превратилась в отрасль теневой экономики, которая по объему не уступает традиционным видам преступного промысла. В отличие от легального сектора производство и сбыт фальсифицированной продукции имеют минимальные расходы и издержки, характеризуются высокой рентабельностью и гарантированным ростом доходов. В международном масштабе теневой фармацевтический рынок занимает третье место после незаконного оборота оружия и наркотиков. По мнению некоторых экспертов, его объем превышает 350 млрд дол. в год [8, с. 7].
Российская Федерация может быть причислена к государствам с высоким уровнем преступности в сфере фальсификации лекарственных средств. Данный факт подтверждается, в частности, официальными заявлениями представителей правоохранительных органов других стран о поступлении к ним фальсифицированных препаратов из России. Автором одного из последних таких заявлений является руководитель финской таможни Ханну Синкконен [10].
По экспертным оценкам, доля фальсифицированных лекарственных средств в общем объеме фармацевтического рынка Российской Федерации может достигать 15 %, а изымается
* Ранее — следователь Следственного управления при УВД по г. Йошкар-Оле.
ежегодно лишь 1 %. Отсутствие официальных данных свидетельствует о высокой латентности данных преступлений, сложностях их выявления и привлечения виновных к ответственности.
Вместе с тем сам факт нахождения в обращении фальсифицированных лекарственных средств представляет серьезную угрозу как для государства, так и для отдельного гражданина. При этом деятельность органов внутренних дел в данном направлении малоэффективна. Так, по словам представителей государственных контролирующих органов, в 2008 г. Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ (Росздравнадзор) в органы внутренних дел было направлено 14 материалов для пресечения деятельности 32 фармацевтических организаций, участвующих в обращении фальсифицированных лекарственных средств. Однако ответы получены относительно лишь семи организаций, что составляет менее 25 %. В возбуждении уголовного дела было отказано в трех случаях, а в четырех — принято решение о проведении дополнительных проверочных мероприятий [5, с. 26].
Большая часть преступлений, связанных со сбытом фальсифицированных лекарственных средств, совершается в Москве и Московской области. В рамках нашего исследования в указанных регионах были изучены 30 архивных уголовных дел, датированных 2006—2010 гг., проведено анкетирование 250 сотрудников правоохранительных органов РФ (120 следователей органов внутренних дел, 80 следователей СКП, 50 оперуполномоченных органов внутренних дел), выявлен ряд следующих криминогенных факторов и проблем расследования данных преступлений.
1. Высокая латентность данного вида преступлений обусловливается организованным противодействием расследованию, неэффективностью механизма выявления и изъятия фальсифицированных лекарственных средств у оптовых и розничных продавцов из обращения, невнимательностью и неграмотностью граждан в вопросах приобретения и употребления лекарственных средств; проблемами идентификации подлинности препаратов, трудностями установ-
О и О X
И
О и
О ^
О <
О
<
I
^
ш
к
а н
119
о
и
0
1
Ы
О и
О ^
О <
О
<
I
^
ш
к
а н
120
ления ингредиентов лекарственных средств, попавших в организм человека, и др.
2. Сложность квалификации действий, связанных с оборотом фальсифицированных лекарственных средств, заключается в том, что УК РФ не содержит отдельной нормы, предусматривающей уголовную ответственность за сбыт фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных средств. Такие преступления квалифицируются как мошенничество (ст. 159 УК РФ), незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ), незаконное использование товарного знака (ст. 180 УК РФ), незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью (ст. 235 УК РФ), производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ) и др. Механизм их доказывания усложняется необходимостью установления причиненного потерпевшему вреда здоровью, или в случае его смерти, либо материального ущерба в крупном (особо крупном) размере [4]. Между тем на практике санкции за эти деяния ограничиваются условным сроком лишения свободы до пяти лет и штрафом до 100 тыс. руб., что несоразмерно с общественно опасными последствиями преступления [7; 9].
3. Несовершенство правового регулирования обращения лекарственных средств выражается в том, что ежедневно Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в адрес своих территориальных управлений направляются информационные письма с перечнем фальсифицированных и забракованных лекарственных средств, подлежащих изъятию. Эти документы размещаются на официальном Интернет-сайте научного центра Экспертизы средств медицинского применения Минздравсоцразвития РФ и доступны общественности [6]. Однако доведение указанной информации до субъектов обращения лекарственных средств и контроль за ее использованием никакими нормативными актами не регламентируются, также не установлен порядок передачи информации о фальсифицированных лекарственных средствах правоохранительным органам. Кроме того, рядом нормативных актов предписано, что в случае обнаружения фальсифицированного лекарственного средства необходимо возвратить его владельцу (а им может оказаться преступник) для последующего уничтожения [1, ст. 45, 47, 57, 59; 3, п. 10]. Следует признать, что такой порядок приводит к утрате информации о выявленных случаях фальсификации лекарственных средств.
4. Недостаток практических навыков и теоретических знаний раскрытия и расследования
сбыта фальсифицированных лекарственных средств выявлен у 70 % респондентов. Это объясняется относительной новизной указанных преступлений, следовательно — ограниченной практикой борьбы с ними (35 % опрошенных сотрудников столкнулись с этими деяниями впервые, 97 % — указали на необходимость разработки методики расследования данного вида преступлений).
5. Проблемы в назначении и проведении судебных экспертиз и исследований фальсифицированных лекарственных средств выявлены в результате анкетирования. Установлено, что большинство респондентов сталкиваются с проблемами привлечения специалистов-фармацевтов (химиков) для участия в процессуальных действиях. В экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел и других правоохранительных органов таких специалистов крайне мало, что обусловливает необходимость обращения в иные экспертные учреждения. Это, в свою очередь, связано с дополнительным финансированием и увеличением срока проведения исследований.
6. Низок уровень взаимодействия правоохранительных органов как между собой, так и с другими федеральными органами исполнительной власти и участниками фармацевтического рынка. Изучение архивных уголовных дел показало, что 20 % преступлений были раскрыты в ходе проведения сотрудниками органов внутренних дел, территориальных управлений Росз-дравнадзора и Роспотребнадзора совместных оперативно-профилактических мероприятий «Фармаколог» и «Контрафакт», то есть по горячим следам. Однако данное взаимодействие не имеет определенных правовых оснований и лишено системности. Промедление в документировании преступлений позволяет лицам, занимающимся оборотом фальсифицированных лекарственных средств, изъять их из обращения и скрыть следы преступной деятельности.
7. Среди основных приемов активного противодействия расследованию данных видов противоправных деяний следует выделить сокрытие следов преступления посредством осуществления деятельности через Интернет, внедрение в легальный сектор фирм-однодневок, использование преступниками связей в государственных органах с целью повлиять на ход и результаты расследования, подложных документов (сертификатов качества, лицензий на осуществление фармацевтической деятельности, актов об уничтожении и др.) для маскировки следов производства и сбыта фальсифицированных лекарственных средств. Респондентами отмечен и такой способ противодействия, как консультирование субъектов противодействия лицами с
опытом работы в правоохранительных и государственных органах по контролю за фармацевтической деятельностью.
8. Отсутствие объективной уголовной статистики по данным преступлениям также негативно отражается на качестве их выявления и расследования. Информационные центры МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ не выделяют указанные деяния из общего массива преступлений, что делает невозможным их точный учет, контроль динамики, прогнозы.
В целях устранения этих криминогенных факторов и решения обозначенных проблем необходима разработка и реализация комплекса мер социально-экономического, правового и организационного характера.
Фальсификация лекарственных средств имеет социально-экономическую природу, поэтому борьба с этим явлением должна быть организована на этом уровне. Принятие социально-экономических мер позволит создать благоприятные условия для развития экономических отношений и в определенной степени стабилизировать криминогенную обстановку на фармацевтическом рынке. Особенно важно нейтрализовать факторы, провоцирующие субъектов обращения лекарственных использованию незаконных способов ведения бизнеса.
В условиях всеобщей коммерциализации фармацевтической отрасли представляется целесообразным создание фармацевтических «бизнес-инкубаторов» для привития в процессе обучения будущим субъектам фармацевтической деятельности надлежащих профессиональных знаний и этических принципов.
Для коммерческих организаций крайне не выгодно терять деньги, направляя фальсификат на уничтожение, поэтому такие препараты вновь оказываются в обращении. Подтверждением сказанному служит следующий пример: в сентябре 2009 г. в Московской области задержана преступная группа, пытавшаяся сбыть коммерческой фирме ООО «МЦ «Эллара» по заниженной стоимости 129 600 упаковок забракованного лекарственного средства «Мексидол» на сумму 5,8 млн руб., серия которого числилась уничтоженной коммерческой фирмой ООО «Еврохол-динг», о чем имеется акт. Следовательно, выявленное и изъятое из обращения некачественное лекарственное средство было направлено на уничтожение. Однако недобросовестные участники фармацевтического рынка не уничтожили крупную серию забракованного препарата, а предприняли попытку его реализовать.
Думается, необходимо материальное стимулирование субъектов фармацевтической деятельности, осуществляющих качественный
мониторинг и своевременное изъятие из обращения фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных средств. Здесь важную роль играют грамотная государственная политика в области поддержки малого бизнеса, защиты отечественного фармацевтического рынка от монополий и «нездоровой конкуренции», борьба с неграмотностью и бедностью населения, поддержка социально незащищенной категории граждан. Жесткие ограничения и контроль ценообразования в сфере оборота лекарственных средств уже установлены государством.
С правовых позиций, в первую очередь, требуются корректировка и совершенствование нормативных актов, регулирующих обращение лекарственных средств. В частности, считаем необходимым привести в соответствие с потребностями практики положения Федерального закона «Об обращении лекарственных средств», устанавливающие ответственность за производство и сбыт фальсифицированных, контрафактных и недоброкачественных препаратов. Представляется, что именно на законодательном уровне должно быть установлено, какие действия с лекарственными средствами являются незаконными и какая ответственность предусмотрена за их совершение.
Вместе с тем в Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств» [2] необходимо включить положения, устанавливающие порядок предоставления соответствующей информации правоохранительным органам, ее использования и взаимообмена.
Существенной корректировке должны подвергнуться и ведомственные нормативные акты. Считаем целесообразным усовершенствовать механизм контроля за работой территориальных управлений Росздравнадзора с информацией о недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных средствах [3].
В организационном плане следует акцентировать внимание на контроле за производством, импортом и распределением лекарственных средств, совершенствовании системы фарма-конадзора, упрощении доступа населения к медицинским службам и надежным каналам снабжения фармацевтическими препаратами, повышении контроля за соблюдением лицензионных требований субъектами фармацевтической деятельности, установлении сотрудничества органов и учреждений, участвующих в регулировании, контроле, расследовании и судебном производстве, а также национального и международного сотрудничества, и обмена информацией между государственным и частным
О и О X
И
О и
О ^
О <
О
<
I
^
ш
к
а н
121
о
u О X
ы
о
и
О
о <
о
<
I
^
ш
s
а H
122
секторами, воспрепятствовании торговле лекарственными средствами через Интернет и др.
В целях повышения эффективности деятельности правоохранительных органов в борьбе с фальсификацией лекарственных средств, по нашему мнению, необходимо предпринять комплекс следующих мер:
— включить в УК РФ отдельную уголовно -правовую норму, предусматривающую ответственность за производство и сбыт фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных средств;
— разработать и усовершенствовать частные методики расследования данных преступлений;
— организовать обучение субъектов расследования сбыта фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных средств активному использованию специальных знаний в сфере фармации (как в учреждениях высшего профессионального образования, так и при повышении квалификации практических работников);
— принять регламент взаимодействия заинтересованных федеральных органов исполнительной власти при раскрытии и расследовании данных преступлений с указанием правовых оснований, принципов, функций, полномочий и задач для каждого субъекта взаимодействия;
— активизировать и совершенствовать профилактические функции правоохранительных органов применительно к рассматриваемым деяниям, такие как производство оперативно-профилактических мероприятий, участие в проведении внеплановых проверок субъектов фармацевтической деятельности, законодательная инициатива, вынесение представлений об устранении обстоятельств, способствующих совершению преступлений, и контроль за их исполнением и др.
Осуществляемая деятельность по выявлению и расследованию сбыта фальсифицированных лекарственных средств в Российской Федерации характеризуется наличием серьезных проблем и недостатков. Имеют место криминогенные факторы, способствующие росту преступности в сфере обращения лекарственных средств. Разрешение сложившейся ситуации, с нашей точки зрения, возможно с принятием комплексных мер социально-экономического, правового и организационного характера, совершенствованием эффективности правоохранительной
деятельности, объединением усилий правоохранительных и контролирующих органов, а также
всех участников фармацевтического рынка.
Список литературы
1. Об обращении лекарственных средств: Федеральный закон РФ от 12 апреля 2010 г. № 61— ФЗ (ред. от 11 октября 2010 г. № 271-ФЗ) // Рос. газ. 2010. 15 окт.
2. Об утверждении Правил уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств: Постановление Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. № 674 // Рос. газ. 2010. 10 сент.
3. Об организации работы территориальных управ-
лений Росздравнадзора с информацией о недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных средствах: Письмо Росздравнад-зора от 8 февраля 2006 г. № 01И-92/06 // Бюллетень нормативно-справочной информации по надзору сфере здравоохранения и социального развития. 2006. Вып.3.
4. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / отв. ред. А.И. Рарог. — 5-е изд., перераб. и доп. — М., 2009.
5. Максимов С.В. Борьба с фальсификацией лекарств в России: почему нет ощутимых результатов? // Вестник Росздравнадзора. 2008. № 2.
6. Официальный сайт Федерального государствен-
ного бюджетного учреждения «Научный центр экспертизы средств медицинского применения». URL: http://www.regmed.ru/
7. Производителя поддельного «Терафлю» осудили условно: Интернет-журнал «Фармвестник». URL:http://www.pharmvestnik.ru/text/17939.html
8. Фальсификация лекарственных средств в России: монография / под ред. С.В. Максимова. — М., 2008.
9. Федосенко В. Вынесен приговор мошенникам из компании «Брынцалов-А» // Рос. газ. 2009. 6 апр.
10. Finish customs investigates fake drug imports. URL: http://news.asiaone.com/News/AsiaOne% 2BNews/Crime/Story/ A1 Story20100518-216978. html.
E-mail: [email protected]