иное не предусмотрено НК РФ. При этом согласно п. 4 ст. 11 НК РФ в отношениях, возникающих в связи с взиманием налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, используются понятия, определенные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле, а в части, не урегулированной им, - НК РФ.
Таким образом, регулирование однородных правовых институтов различными отраслями права государств-членов, различие подходов при определении базовых понятий и терминов может привести к двойственности толкования норм налогового права на наднациональном и внутригосударственном уровне.
Учитывая вышеизложенное, представляется необходимым совершенствование налогового законодательства. Во-первых, требуется учесть правовые проблемы ТК ТС при разработке Таможенного кодекса Евразийского экономического союза; во-вторых унифицировать и гармонизировать нормы права государств - членов ЕАЭС в соответствии с документами ЕАЭС, иными международными документами, принятыми (ратифицированными) Российской Федерацией и остальными государствами-членами, в том числе Киотской конвенцией, соглашениями об избежании двойного налогообложения и др.
А.В. Егоров
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕР БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ*
Незаконный оборот лекарственных средств растет во всем мире. По мнению Всемирной организации здравоохранения, это представляет угрозу здоровью граждан всех стран, равно как и экономике большинства государств1.
* Статья рекомендована к печати доктором юридических наук, профессором С.В. Максимовым.
1 См.: Лекарства: поддельные (ложно маркированные) фальсифицированные (контрафактные). Доклад Всемирной организации здравоохранения // Инфор-106
Труды Института государства и права Российской академии наук № 4/2014
Особенными чертами данной проблематики являются: развитие международной торговли и прозрачность границ превратившие этот незаконный бизнес в поистине международный. При этом законодательство большинства стран не гармонизировано с международным, что затрудняет эффективную борьбу с преступниками, действующими в транснациональном масштабе;
повышенная доходность от данного вида незаконных действий по сравнению с «традиционными» правонарушениями.
Кроме того, в целях реализации незаконной фармацевтической продукции преступники используют самые современные способы торговли, в первую очередь Интернет. Сетевые продажи являются сравнительно дешевым способом торговли и позволяют оперативно реагировать на внешние угрозы (быстро и недорого открыть незаконную интернет-аптеку, перерегистрировать ее по другому сетевому адресу, безболезненно бросить торговую точку, в отношении которой реализовались правовые риски). В связи с этим правоохранительным органам становится все сложнее выявлять источники незаконной торговли медикаментами.
К сожалению, указанные процессы характерны и для России. Наличие в продаже фальсифицированных, контрафактных и недоброкачественных лекарств не ставится под сомнение ни одним государственным или экспертным отраслевым органом. Размеры незаконного оборота лекарственных средств в нашей стране определить невозможно по причине отсутствия единых критериев, используемых специалистами.
Наиболее объективными, пожалуй, можно считать расчеты Министерства экономического развития РФ. Специалисты этого министерства считают, что около 10% всех лекарственных препаратов, находящихся в обороте, являются подделкой.
С учетом того, что объем российского фармацевтического рынка превысил в 2013 г. 1 трлн руб., можно оценить отечественный рынок незаконной фармацевтической продукции как минимум в 100 млрд руб.2 Указанная цифра соразмерна с тратами, которые
мационный вестник ВОЗ. 2012 № 275. // URL: http://www.who.int/mediacentre /factsheets/fs275/ru/ (дата обращения: 22.03.2014).
2 См.: Итоги российского фармрынка за 2013 год. Аналитический доклад ДСМ-групп // URL: http://dsm.ru/about/news/62/ (дата обращения: 21.03.2014).
государство несет на развитие здравоохранения в стране либо на закупки лекарств для льготников.
«Цена» проблемы огромна и требует тщательной инвентаризации действующего законодательства на предмет его актуальности.
Прежде чем приступить к рассмотрению вопросов отражения оборота медикаментов в действующем законодательстве, следует указать, что в соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»3 понятием «лекарственное средство» охватываются «вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты».
В приведенном определении использовано не только понятие «вещество», но и понятие «комбинации веществ», что делает это определение точнее, чем в ранее действовавшем Федеральном законе от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах».
Но в то же время определение понятия «лекарственные средства» не охватывает биологически активные добавки, незаконный оборот которых может в итоге нанести пациенту не меньший вред.
Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» содержит определение трех типов незаконно обращаемых лекарственных средств:
«фальсифицированное лекарственное средство - лекарственное средство, сопровождаемое ложной информацией о его составе и (или) производителе;
недоброкачественное лекарственное средство - лекарственное средство, не соответствующее требованиям фармакопей-
3 СЗ РФ. 2010. № 16. Ст. 1815. 108
ной статьи либо в случае ее отсутствия требованиям нормативной документации или нормативного документа;
контрафактное лекарственное средство - лекарственное средство, находящееся в обороте с нарушением гражданского законодательства».
Далее законодатель ограничивает оборот незаконных лекарственных средств:
«Запрещается ввоз на территорию Российской Федерации фальсифицированных лекарственных средств, недоброкачественных лекарственных средств, контрафактных лекарственных средств» (ч. 5 ст. 47 указанного Закона);
«Продажа фальсифицированных лекарственных средств, недоброкачественных лекарственных средств, контрафактных лекарственных средств запрещается» (ст. 57).
Необходимо обратить внимание, что в вышеназванном Законе запрещены только две формы обращения с незаконными лекарствами: импорт в страну и продажа. При этом не предусмотрен прямой запрет на их изготовление, переработку, приобретение, хранение, перевозку или пересылку в целях сбыта незаконных препаратов.
В числе недостатков этого Закона следует также отметить отсутствие упоминания в нем незаконного оборота биологически активных добавок к пище, а также изделий медицинского назначения, которые также могут содержать активные химические вещества для лечения пациента (преднаполненные шприцы, лекарственные пластыри и проч.).
В контексте рассматриваемой проблематики вышеназванный Закон важен потому, что он является единственным нормативным актом, который регулирует оборот лекарственных средств в России.
К сожалению, вопрос незаконного оборота лекарств никак не выделен в виде отдельных статей в УК РФ и в Кодексе РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В зависимости от способа, стадии и последствий фальсификации лекарств незаконный оборот препаратов может преследоваться в соответствии со следующими статьями УК РФ: ст. 105 («Убийство»);
ст. 109 («Причинение смерти по неосторожности»);
ст. 111 («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью»);
ст. 112 («Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью»);
ст. 115 («Умышленное причинение легкого вреда здоровью»); ст. 118 («Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности»);
ст. 147 («Нарушение изобретательских и патентных прав»); ст. 159 («Мошенничество»);
ст. 165 («Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием»);
ст. 1711 («Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции»);
ст. 180 («Незаконное использование товарного знака»); ст. 2261 («Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов»);
ст. 228 («Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконное приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества»);
ст. 2281 («Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества»);
ст. 2282 («Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ»);
ст. 229 («Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих
наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средств или психотропные вещества»);
ст. 2291 («Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ»);
ст. 230 («Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ или их аналогов»);
ст. 231 («Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры»);
ст. 234 («Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта»);
ст. 238 («Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»);
ст. 248 («Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами»);
ст. 325 («Похищение или повреждение документов, штампов, печатей либо похищение акцизных марок, специальных марок или знаков соответствия»);
ст. 327 («Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков»);
ст. 3271 («Изготовление, сбыт поддельных акцизных марок, специальных марок или знаков соответствия либо их использование»).
Часть из приведенных статей направлена на профилактику фальсификации лекарственных средств, обращения недоброкачественных и контрафактных лекарственных средств (ст. 325, 3271) или уголовно-правовую оценку возможного наступления тяжких и иных последствий такой подделки (ст. 105, 109, 111, 112, 115).
КоАП РФ содержит 10 статей, которые позволяют обеспечивать профилактику менее социально вредных форм оборота фаль-
сифицированных, недоброкачественных и контрафактных лекарственных средств:
ст. 14.3 («Нарушение законодательства о рекламе»); ст. 14.4 («Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований»);
ст. 14.5 («Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники»);
ст. 14.7 («Обман потребителей»);
ст. 14.10 («Незаконное использование товарного знака»); ст. 14.15 («Нарушение правил продажи отдельных видов товаров»);
ст. 14.16 («Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»);
ст. 14.20 («Нарушение законодательства об экспортном контроле»);
ст. 16.2 («Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров»);
ст. 16.11 («Уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации»).
Как видим, ни УК РФ, ни КоАП РФ не предусматривают обособленной в отдельных статьях ответственности за оборот фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных лекарственных средств.
При рассмотрении затронутой в настоящей статье проблемы следует остановиться на субъекте правонарушений в данной сфере - лекарствах как таковых.
1. Этический аспект проблемы.
Как правило, лекарства приобретают либо сами больные, либо их близкие. Сегодня лекарства стоят довольно дорого. Так, цена одной упаковки некоторых препаратов для лечения онкологических заболеваний может превышать 100 тыс. руб. Бывает, что на приобретение препаратов на курс лечения люди тратят все свои сбережения, продают квартиры. Взамен они рассчитывают на то, что лекарства им помогут. Однако нередко лекарственные препараты содержат недостаточное количество активного вещества (либо
не содержат вовсе) или требуемое активное вещество заменено на другое либо допущены иные нарушения. В результате больной не получает ожидаемой помощи, что ведет к прогрессии заболевания либо даже к его смерти.
Правонарушитель не может не осознавать последствий такого циничного правонарушения.
По нашему мнению, нарушения, связанные с незаконным оборотом именно лекарственных средств, должны оцениваться законодателем как преступления с отягчающими обстоятельствами.
2. Экономический аспект проблемы.
Ежегодно законному фармацевтическому рынку России наносится экономический ущерб в размере многих десятков миллиардов рублей. В результате вся отрасль недополучает инвестиции. Кроме того, предприятия несут немалые репутационные потери.
3. Проблемы, связанные с исполнением международных соглашений.
В современных условиях невозможно в рамках одной страны решить проблему незаконного оборота лекарственных средств. Учитывая это, Российская Федерация, равно как и другие страны, принимает на себя международные обязательства. В частности, в ноябре 2011 г. Россия стала одной из стран-подписантов Конвенции Совета Европы «О борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения (Конвенция «Медикрим»). Этот документ, в частности, предполагает введение странами - участницами данной Конвенции уголовной ответственности за преднамеренное производство фальсифицированной медицинской продукции, активных веществ, наполнителей, компонентов, материалов и принадлежностей. К сожалению, наша страна до сих пор не ратифицировала Конвенцию по причине отсутствия гармонизации отечественного законодательства с предлагаемым международным.
В целом как позитивный следует оценить опыт участия российских правоохранительных органов в международных полицейских операциях по пресечению незаконного оборота лекарственных средств. Так, в июне 2013 г. Россия в числе 100 стран приняла участие в международной операции Интерпола «Пангея-6». Цель этой ежегодной операции - выявление и пресечение деятельности преступных сообществ, занимающихся незаконным распространением лекарств по каналам Интернета. В результате операции из
оборота было изъято более 10 млн упаковок поддельных лекарств на общую сумму 36 млн долл. США, заблокировано более 13 000 незаконных сайтов, 213 лиц, подозреваемых в совершении преступлений, задержано4.
Пути повышения эффективности борьбы с незаконным оборотом лекарственных средств В работах ряда отечественных ученых5, в законотворческих инициативах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ6, а также в заключениях экспертов фармацевтического сообщества предложен ряд мер, которые должны повысить эффективность борьбы с подделкой лекарственных средств в России. В частности, предлагается:
установить обособленную в отдельных статьях УК РФ и КоАП РФ ответственность за подделку лекарственных средств;
ввести уголовную ответственность за халатность, совершенную лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих и иных организациях;
усовершенствовать меры уголовной ответственности за незаконное использование патентованных названий лекарственных средств и за нарушение медицинским работником установленных производителем правил назначения и применения лекарственных средств;
установить ответственность за изготовление, переработку, приобретение, хранение, перевозку или пересылка в целях сбыта фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных препаратов;
в определение понятия «лекарственные средства» включить помимо фармацевтических субстанций также биологически активные добавки к пище и изделия медицинского назначения, содержащие лекарственные средства;
4 См.: Пресс-релиз Международной полицейской организации Интерпол по результатам проведения операции «Пангея-6» // URL: http://www.interpol.int/News-and-media/News/2013/PR077 (дата обращения: 25.02.2014).
5 См.: Максимов С.В. Противодействие обращению фальсифицированных лекарств: вопросы законодательного обеспечения и правоприменительной практики. М., 2012.
6 См.: Стенограмма парламентских слушаний на тему «О проблемах государственного регулирования качества лекарственных средств и фармацевтических субстанций». 2006. 11 дек. // URL:http:/www/duma.gov.ru (дата обращения: 24.03.2014).
включить в практику уголовного преследования за подделку лекарств фармацевтико-правовую экспертизу как деятельность по обеспечению целей уголовной процесса, требующую комплексных познаний в области фармацевтики и права;
решение вопросов государственного регулирования оборота лекарственных средств передать в ведение одного органа государственной власти (в настоящее время вопросы, касающиеся лицензирования производства лекарств, относятся к ведению Минпром-торга России, контроля за оборотом лекарств - Росздравнадзора, контроля за оборотом биологически активных добавок к пище -Роспотребнадзора);
ратифицировать Конвенцию «Медикрим» и имплементиро-вать ее положения в отраслевое законодательство об ответственности (УК РФ и КоАП РФ);
усовершенствовать модель регулирования российского фармацевтического рынка, оставив ключевые вопросы регулирования (в частности, надзор) в ведении государства, а остальные (в том числе оперативный мониторинг) - передать в сферу отраслевого самоуправления, создав при этом единый национальный Союз фармацевтических ассоциаций;
расширить участие России в международных полицейских операциях по выявлению и пресечению оборота незаконных лекарственных препаратов.
Н.А. Чернядьева
РЕЛИГИОЗНОЕ СРЕДНЕВЕКОВОЕ НАСИЛИЕ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ТЕРРОРИЗМА*
Мировоззрение Средних веков можно считать богословским, теологическим1. Католицизм был основной идеологией, цементирующей формирующуюся новую этнополитическую общность
* Статья, подготовленная в рамках исполнения гранта РГНФ № 14-03-2; рекомендована к печати доктором юридических наук, профессором К.А. Бекяше-вым.
1 См.: История Средних веков. Т. 2. Раннее новое время. 5-е изд. / Под ред. С.П. Карпова. М., 2005. С. 584, 589.