Е.А. КОЛОДИНА
доктор экономических наук, профессор
ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: ВКЛАД В ПРОВЕДЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В РЕГИОНЕ
История становления факультета государственного и муниципального управления началась в 1983 г., когда по инициативе ректора В.П. Иваницкого была создана кафедра организации труда и управления в строительстве. В состав кафедры вошли восемь преимущественно молодых преподавателей, только что защитивших кандидатские диссертации: Тамара Васильевна Светник, Людмила Петровна Бадилина, Владимир Анатольевич Елькин, Виктор Васильевич Мартынихин, Нина Владимировна Полякова, Ирина Всеволодовна Цвигун, Андрей Иванович Бирюков. Позже после окончания аспирантуры в состав кафедры вошли Александр Анатольевич Збрицкий и Сергей Александрович Бахматов. Возглавила кафедру кандидат экономических наук, доцент Галина Ильинична Баранова. Именно ей принадлежит особая роль в становлении нашей кафедры. Галине Ильиничне удалось создать настоящую команду единомышленников, сформировать особую корпоративную культуру, основанную на демократии, взаимоуважении и поддержке креативных идей. Эта культура и сейчас продолжает жить в стенах факультета, хотя из первого состава кафедры в ее рядах остались лишь два человека. Такая обстановка создает возможность для преподавателей, да и для студентов, добиваться самых высоких результатов.
В 1988 г. кафедра переориентировалась на выпуск первых в стране специалистов по управлению с квалификацией «экономист-менеджер» и стала называться кафедрой экономики и управления производством. В 1989 г. ее возглавил В.А. Елькин, а в 1992 г. он был назначен деканом вновь созданного
факультета государственного управления. С 1994 г., после введения новой номенклатуры экономических специальностей, кафедра приступила к обучению студентов по специальности «Государственное и муниципальное управление».
Можно с гордостью констатировать тот факт, что кафедра экономики и государственного управления стала настоящей кузницей квалифицированных кадров для университета в целом. Достаточно сказать, что за период с 1997 по 2004 г. преподавателями кафедры было подготовлено и защищено восемь докторских диссертаций (Т.В. Светник, A.A. Збрицкий, И.В. Цвигун, В.А. Елькин, Н.В. Полякова, С.А. Бахматов, Л.Г. Соколова, Е.А. Коло-дина). Многие из преподавателей, получивших докторскую степень, возглавили другие факультеты и кафедры. Так, И.В. Цвигун является заведующей кафедрой и деканом факультета мировой экономики, Н.В. Полякова — декан факультета организации рынка и заведующая кафедрой маркетинга, С.А. Бахма-тов заведует кафедрой страхования и управления рисками.
Сегодняшний состав кафедры экономики и государственного управления: доктора экономических наук В.А. Елькин и Е.А. Ко-лодина, кандидаты экономических наук Е.А. Бахтаирова, В.В. Мартынихин, Н.Ю. Богомолова, Е.Р. Метелева, Е.Н. Невзорова, Т.А. Полякова, Н.С. Хохлова, С.С. Шеста-ков, ассистент М.В. Вихорева. Возглавляет кафедру и факультет доктор экономических наук Лариса Георгиевна Соколова, долгие годы руководившая комитетом по труду Иркутской областной администрации. В насто-
© Е.А. Колодина, 2005
ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ...
ящее время на факультете учатся около 400 студентов, 30 аспирантов и 6 магистрантов различных форм обучения.
Подготовка студентов по специальности «Государственное и муниципальное управление» была бы невозможна без постоянного тесного сотрудничества с региональными и муниципальными органами власти. Это сотрудничество началось с научных исследований кафедры. Так, в 1997 г. преподавателями кафедры под руководством В.А. Елькина была выполнена научно-исследовательская работа на тему «Анализ хода экономических реформ в Иркутской области в 1994-1996 гг.». Заказчиком НИР был комитет по экономике Иркутской областной администрации. В 1998-2001 гг. на кафедре выполнялось две госбюджетных работы: «Формирование механизма регионального управления» и «Государственное регулирование процессов управления собственностью». В 2002-2004 гг. сотрудники кафедры участвовали в выполнении следующих хоздоговорных и госбюджетных работ: «Государственное регулирование экономической деятельности предприятий промышленности в рыночных условиях. Прогноз социально-экономического развития области до 2010 г.», «Стратегия развития г. Иркутска на период до 2010 г.», «Анализ социально-экономического развития Усть-Кутского МО», «Программа развития Черем-ховского МО». По материалам НИР были защищены докторские и кандидатские диссертации, опубликовано несколько монографий.
Выпускники факультета успешно работают в комитетах и отделах областной администрации, администрациях муниципальных образований, практически во всех федеральных структурах, действующих на территории области.
Переход к рыночным отношениям требовал перестройки всей системы государственного и муниципального управления социально-экономическим развитием региона, и кафедра экономики и государственного управления включилась в этот сложный процесс.
В 1997 г. университет совместно с администрацией Иркутской области начал реализацию проекта TACIS EDRUS 9517 «Укрепление органов государственного управления в Байкальском регионе». Базовым факультетом в этом проекте был выбран факультет государственного и муниципального управления, а его координатором назначен декан факультета В.А. Елькин.
Важной особенностью проекта ТАС^ EDRUS 9517 было то, что по условиям техни-
ческого задания предусматривалось обучение государственных и муниципальных служащих, а это для факультета было достаточно новой сферой деятельности. И надо сказать, что, по общему мнению, факультет успешно справился со столь ответственной задачей.
Проект TACIS EDRUS 9517 предполагал осуществление нескольких этапов. На первом этапе 25 ведущих преподавателей университета прошли профессиональную переподготовку для дальнейшей консультационной деятельности в области государственного и муниципального управления. Первая часть обучения проходила в течение восьми недель в период с марта по май 1998 г. Обучение проводили эксперты проекта из Швеции, а также из гг. Улан-Удэ, Екатеринбурга, Новосибирска. Вторая часть обучения включала профессиональную переподготовку этих преподавателей в учебных учреждениях Европы (шесть недель), таких как Шведский институт государственного управления, Институт регионального управления г. Лилля, Международный институт государственного управления и Национальный центр местной государственной службы (Франция).
Следующим этапом, предусмотренным техническим заданием проекта, было обучение 200 государственных и муниципальных служащих Иркутской области по пяти направлениям: «Административная политика», «Местное экономическое развитие», «Управление персоналом», «Экологический менеджмент», «Финансовый менеджмент».
Программы обучения формировались с учетом запросов и предложений представителей соответствующих подразделений администрации области и муниципалитетов, составляемые учебно-методические планы согласовывались с руководством администрации.
Обучение проходило в течение пяти месяцев, с октября 1998 г. по март 1999 г., и включало в себя не только специализированные дисциплины по основному направлению обучения, но и дополнительные спецкурсы, занятия по психологии, информационным технологиям в управлении. В рамках проекта в полной мере удалось связать полученные знания в области современных управленческих технологий с практикой, поскольку, прослушав курсы, государственные и муниципальные служащие выполняли специальные проектные работы. Материалом для этих проектов служила их реальная повседневная деятельность.
Известия ИГЭА. 2005. № 2 (43)
Е.А. КОЛОДИНА
В сентябре 1999 г. на базе факультета государственного и муниципального управления был создан учебно-консультационный центр повышения квалификации и переподготовки государственных и муниципальных служащих (УКЦ ГМС). Целью создания УКЦ ГМС явилась реализация образовательных программ дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных служащих для повышения их профессионального уровня, совершенствования деловых качеств, подготовки к выполнению новых управленческих функций.
Учебно-консультационным центром реализуются программы по обучению мэров, первых заместителей глав муниципальных образований, глав сельских и поселковых администраций, групп работников областной администрации, работников федеральных структур, действующих на территории региона. Центр в сотрудничестве с департаментом по работе с территориями проводит 3—5-дневные целевые учебные курсы для специалистов районных и городских администраций.
Байкальский государственный университет экономики и права в лице УКЦ ГМС наряду с Братским государственным университетом выбран базовым вузом по Иркутской области для подготовки и повышения квалификации кадров при реализации федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Создание на факультете центра повышения квалификации государственных и муниципальных служащих произошло как нельзя вовремя. Административная реформа государственной службы, а за ней и реформа системы муниципального управления предполагали переподготовку огромного количества работников органов государственной и муниципальной власти.
Всего с 1999 по 2005 г. в центре прошли обучение 692 государственных и 885 муниципальных служащих, из них 45 мэров, 168 глав сельских и поселковых администраций. В 2004 г. совместно с областной администрацией УКЦ ГМС провел семинар по реализации административной реформы. В семинаре участвовали 80 представителей государственной и муниципальной власти Иркутской области.
Учебно-консультационный центр сотрудничает с аппаратом полномочного представите-
ля Президента РФ в Сибирском федеральном округе и с Сибирской академией государственной службы (г. Новосибирск) в части формирования региональной программы повышения квалификации должностных лиц местного самоуправления, разработки типовых программ обучения и создания банка данных о профессорско-преподавательском составе, участвующем в программах переподготовки государственных и муниципальных кадров.
В 2004/05 учебном году в центре прошли обучение 317 государственных и муниципальных служащих по 20 направлениям, среди которых: «Новая экономическая модель реформирования деятельности ЖКХ», «Реализация федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"», «Муниципальный менеджмент» и др.
С 2005 г. кафедра экономики и государственного управления включилась в межрегиональный проект Всемирного банка «Разработка и внедрение методик оценки деятельности государственных гражданских служащих и проведение конкурсного отбора на замещение вакантной должности». В рамках данного проекта администрацией Иркутской области с активным участием преподавателей кафедры был проведен межрегиональный семинар, в котором участвовали представители Всемирного банка, Министерства экономического развития и торговли РФ, аппарата полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе, а также Министерства международного развития Великобритании. Данное мероприятие объединило усилия ученых и практических работников администраций Иркутской, Саратовской, Вологодской областей, Красноярского края и Республики Чувашии в развитии регионального законодательства по формированию государственной гражданской службы.
Все сказанное дает основание полагать, что научно-педагогический потенциал кафедры экономики и государственного управления, который всегда был и остается очень высоким, позволит факультету и дальше успешно работать в области как подготовки квалифицированных специалистов государственного и муниципального управления, так и дополнительного профессионального образования работников государственной гражданской службы и органов муниципальной власти.
Известия ИГЭА. 2005. № 2 (43)