ных таблиц изменений, вносимых в законодательные и иные нормативные правовые акты, реализуемом в рамках лаборатории изучения проблем юридической техники и мониторинга регионального законодательства.
Итог такого подхода - многочисленные студенческие достижения, победы на конкурсах, олимпиадах, во время представительства в судебном процессе, в консультативной деятельности. Плоды просвещения - это новый стиль деловой и профессиональной куль-
туры университета XXI века, гранты, стипендии, стажировки, престижные олимпиады, где многократно побеждали лучшие студенты ЮФ СГУ.
Факультет филологии и
а. cЕpЕБpякoв, доцeнт, журналистики в
декан факультета ^
филологии и журналистики с°вреМенн°И
образовательной парадигме
Система российского образования переживает сложный этап, характеризующийся активной динамикой интегрирования в мировую и европейскую образовательную парадигму, что имеет как минимум три аспекта: признание фундаментальной роли классических университетов, сохранение лучших качеств отечественного образования и освоение передовых обучающих технологий, направленных на формирование и активизацию социальной и профессиональной мобильности специалиста. Министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко отмечает: «Новый бренд российского образования пока не создан, и сам по себе он не возникнет. Для этого сле-
дует приложить определенные усилия. Проводимые нами мероприятия должны привести не к потере богатого опыта и традиций отечественного образования, накопленных предыдущими поколениями, а к использованию и дальнейшему развитию этих традиций. Я уверен, что мы создадим нечто новое, очень интересное и конкурентоспособное на базе, а не на обломках того, что было в нашей стране» [!]•
Адекватный ответ на вызов времени означает системную и содержательную реорганизацию, которая предполагает в современных российских условиях ориентацию на инноватику в образовательном и воспитательном процессе. По мнению В.А. Ша-
повалова, «образование является одним из решающих факторов решения целого спектра глобальных, региональных и локальных проблем, без чего невозможно улучшение жизни отдельного человека и дальнейшее развитие всего человечества» [2, с. 3].
Факультет филологии и журналистики представляет собой сложную структуру, базирующуюся на конструктивных системных отношениях. Взаимодействуя с организационными формами более высокого уровня, факультет призван генерировать внут-ривузовское интеллектуальное и образовательное пространство и инфраструктуру, стимулирующую формирование креативных способностей субъектов образовательного процесса. С этой точки зрения филологическое знание выполняет консолидирующую функцию. Среди гуманитариев широко известно определение академика Д.С. Лихачева: «Филология - это высшая форма гуманитарного образования, форма, соединительная для всех гуманитарных наук» [3, с. 11]. С.С. Аверинцев трактовал филологию как «содружество гуманитарных дисциплин - языкознания, литературоведения, текстологии, источниковедения, палеографии и др., изучающих духовную культуру
человечества через языковой и стилистический анализ письменных текстов» [4, с. 372].
В Ставропольском государственном университете специальность «Филология» в 90-е годы стала тем интегрирующим центром, на базе и вокруг которого объединились новые специальности - «Журналистика», «Культурология», «Библиотековедение и библиографоведение». Такое сочетание гуманитарных специальностей, помимо прочего, обеспечивает интенсивные научнометодические контакты, стимулирует познавательную активность обучающихся, способствует освоению новых форм организации научно-исследовательской и вне-учебной деятельности.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» сформулированы новые социальные требования к современному российскому образованию. Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Ректор СГУ проф. В.А. Шаповалов, признанный специалист по истории, философии и социологии современной системыобразования, выделяет пять аспектов модернизации образования: понимание путей её оптимизации, новое содержательное наполнение образования, освоение новых способов получения знаний, открытие и освоение новых механизмов взаимодействия образования и науки, конструктивное освоение новых функций образования, включая и инновационную [5, с. 7]. При этом на первый план выходят качественно новые аспекты функционирования классических университетов: «По своим функциям университеты становятся не просто учебными заведениями, но социо- и культуротворческими организациями, одними из несущих опор современной социальной конструкции» [Там же].
Реализация выдвинутых Президентом Российской Федерации приоритетных национальных проектов ставит перед системой образования принципиально новые за-
дачи, решение которых неразрывно связано с разработкой и внедрением инновационных образовательных технологий, достижением высокого уровня профессиональной мобильности, эффективным освоением соответствующего ресурсного обеспечения. Выступая на заседании расширенной коллегии 10 октября 2005 г., министр образования и науки А.А. Фурсенко в числе первоочередных задач назвал стимулирование инновационных программ высшего профессионального и общего образования, информатизацию образования через создание системы электронных учебных ресурсов и программно-технической инфраструктуры, государственную поддержку инициативной, талантливой молодежи в виде грантов учащимся и студентам, имеющим выдающиеся показатели в учебе (победителям олимпиад, участникам научно-практических конференций и пр.). А.А. Фурсенко обозначил и перспективное направление инновационного развития: «Прорыва в ресурсном обеспечении современного образовательного процесса позволяет добиться проект по информатизации системы образования».
С этой точки зрения следует отметить, что факультет филологии и журналистики имеет эффективную инфокоммуникацион-ную инфраструктуру, позволяющую внедрять современные стратегии и принципы образования и в то же время обеспечивающую студентам реализацию индивидуальной образовательной траектории. В университете создана единая информационно-образовательная среда, базирующаяся на использовании программного обеспечения научного и учебного назначения, гарантирующая высокую эффективность использования мультимедийной техники, непрерывный доступ к ней преподавателей, аспирантов и студентов факультета. Широкое применение информационных технологий не только в образовательном процессе, но и в научно-исследовательской деятельности позволяет профессорско-преподавательскому составу факультета находиться в едином научно-информационном про-
странстве как с российскими, так и с зарубежными учеными, устанавливать и поддерживать профессиональные контакты с крупнейшими научными центрами, участвовать в грантовых проектах. Использование современного компьютерного оборудования позволило значительно интенсифицировать научно-издательскую деятельность: кафедры, проблемно-научные лаборатории факультета могут самостоятельно готовить печатную и электронную продукцию, отличающуюся научной фундаментальностью и новизной.
С 1994 г. в Ставропольском государственном университете формируется современная материальная база для развития специальности «Журналистика».За этотпери-од были созданы учебные теле- и радиостудии, современная фотостудия, оборудованная для павильонных съемок; переоснащена редакция «Университетской газеты», регулярно выходит в эфир телевизионная университетская программа. 11 февраля 2006 г. в этом ряду появилось новое уникальное подразделение - Масс-медиа центр как закономерный этап в процессе технологического и образовательного совершен-ствованияспециальности «Журналистика». Таким образом, завершился период становления молодой специальности; впереди -качественно новый уровень подготовки студентов, сопряженный с ее динамичным развитием.
В организации работы центра принимают участие ставропольское краевое отделение Союза журналистов России и ведущие средства массовой информации региона. Центр всегда готов открыть двери талантливым журналистам, специалистам в области информационно-издательского дела и, конечно, всем тем, кто только начинает осваивать специальность.
Способствуя реализации концепции качественного обновления содержания высшего и послевузовского образования, Масс-медиа-центр обеспечивает развитие инновационных отраслей журналистского знания. На его базе созданы три подразделения:
проблемная научно-исследовательская лаборатория «Проблемы функционирования печати, телевидения и радио», учебно-научные лаборатории «Информационно-издательская лаборатория» и «Современные компьютерные технологии в журналистике». Сфера их деятельности - фундаментальные и прикладные аспекты функционирования средств массовой информации на современном этапе. Центр предоставляет уникальную возможность обучения работе с самыми современными и технологичными настольными издательскими системами, что до настоящего времени было доступно немногим студентам-журналистам.
Масс-медиа центр позволяет использовать в научной работе метод проектов, поддерживать и развивать партнерские отношения с ведущими центрами подготовки журналистов - Московским государственным университетом, Санкт-Петербургским государственным университетом, Ростовским государственным университетом, Кубанским государственным университетом.
В центре регулярно проводятся встречи известных ставропольских журналистов со студентами, аспирантами и преподавателями факультета, организуются интернет-конференции, мастер-классы для представителей региональных СМИ, что, несомненно, способствует динамичному освоению регионального сегмента единого информационного и образовательного пространства страны.
Эффективность деятельности лабораторий во многом определяется современной материально-технической базой центра, в том числе мощным программно-компьютерным обеспечением. Благодаря оснащению центра новейшими компьютерами Macintosh на базе процессоров imac G5 и PowerPC G5, возможности центра расширены вплоть до создания собственных фильмов, музыкальных CD и DVD-дисков. Эти компьютерные системы преодолевают ограничения традиционного PC, открывая широкий спектр возможностей для дизайнеров, научных работников, исследователей, специалистов, работающих в сфере
аудио- и видеопродукции и др. Кроме того, в оптимизированных приложениях, таких как А^Ье РЬоШзЬор, достигается высокая производительность и быстродействие, закладываются широкие возможности для современного графического исполнения печатных изданий любого типа. Это позволяет развивать и совершенствовать издательско-полиграфический комплекс университета, сочетая инновационную научно-исследовательскую деятельность с эффективной производственной.
В целом Масс-медиа центр концентрирует информационную и телекоммуникационную поддержку учебной, учебнометодической и научной деятельности, научных и учебных подразделений факультета филологии и журналистики, предоставляет широкие возможности для подготовки специалистов в области современных средств массовой коммуникации.
С 2003 г. Россия присоединилась к Болонской декларации. Стратегическая цель всей программы - формирование общеевропейского образовательного пространства для повышения социальной мобильности граждан на рынке труда и повышения конкурентоспособности специалиста. К 2010 г. предполагается перейти на многоуровневую систему подготовки, создать валидную систему зачетных единиц, обеспечивающую конвертируемость образовательного содержания, расширить сотрудничество в сфере обеспечения качества образования, повысить мобильность студентов, преподавателей и исследователей, поднять статус «Европейского измерения» в системе образования.
В соответствии с этими целями в основу подготовки в вузе должна быть положена компетентностная модель выпускника, предполагающая получение не только знаний и специальности, но и средств и способов работы по направлению. В целом модель обучения ориентирует на освоение студентами как социально-экономических, управленческих, общенаучных знаний, так и
общепрофессиональных и специальных алгоритмов профессиональной деятельности. С целью конструктивной реализации отмеченных методологических и дидактических положений на факультете за последние пять лет была проведена структурная реорганизация, направленная на создание динамичной, адаптирующейся к происходящим в образовательном пространстве изменениям структуры; в результате сформировались семь кафедр, возглавляемых известными в профессиональной сфере учеными
- профессорами Л.И. Бронской, В.М. Головко, В.М. Грязновой, Г.Г. Асриянц, доцентами Э.П. Лаврик, Е.Н. Ежовой, О.И. Лепилкиной. Важную роль в создании научно-образовательной среды играют действующие на факультете научные школы, направления, проблемно-научные лаборатории, возглавляемые профессорами К.Э. Штайн, Л.П. Егоровой, Л.П. Ефановой.
Современная высшая школа развивается по пути расширения системы многоуровневой подготовки кадров. Обучение филологов с 1996 г. осуществляется по многоуровневой системе, которая ориентирована на усиление фундаментальности образования на этапе бакалавриата и повышение роли научно-исследовательской работы студентов в процессе обучения в магистратуре. Иными словами, многоуровневая подготовка обусловливает перенос внимания с информативных и репродуктивных компонентов содержания на творческие и духовно-ценностные, то есть на формирование личности специалиста, ориентирующегося на продуктивные виды деятельности и способного генерировать новое знание. Выпускник магистратуры - это прежде всего исследователь, обладающий культурой системного мышления, организационного поведения, стремлением к самопознанию и саморазвитию, высокой профессиональной ответственностью, сознанием общественной миссии своей профессии. В 2004 г. из 12 выпускников-магистров семь поступили в очную, два - в заочную аспирантуру по филологическим наукам. Две выпускницы
программы «Русский язык» трудоустроены в газету «ВечернийСтаврополь» и вСтав-ропольский медицинский колледж. В 2005 г. 12 выпускникам магистратуры присвоена квалификация «магистр филологии», пять магистров получили дипломы с отличием; девять выпускников поступили в аспирантуру, из них восемь по филологическим наукам и один по педагогике. Следует отметить как в высшей степени положительный факт, что выпускники магистратуры обязательно имеют научные публикации в федеральных, региональных или университетских изданиях.
Заслуживают внимания данные об участии студентов-филологов и журналистов в международных и всероссийских научных конференциях. Так, в 2003 г. 20 студентов-филологов приняли участие в Международной конференции «Ломоносов - 2003», пять студентов участвовали в XV «Пурищев-ских чтениях» в Московском педагогическом государственном университете, семь студентов - во всероссийских конференциях в Томском университете и в Майкопском университете, два студента - в региональной конференции «Русский язык и активные процессы в русской речи», 45 студентов - в ежегодной университетской конференции. В 2004 г. 24 студента приняли участие в международной конференции «Ломоносов - 2004», 70 студентов - в ежегодной университетской конференции. В 2005 г. 26 студентов участвовали в конференции «Ломоносов - 2005», а три студента-журнали-ста были награждены специальным сертификатом активного участника Международного молодёжного научного форума «Ломоносов - 2005», 11 выступили на региональной конференции «Дни славянской культуры» (все выступления были опубликованы), 110 студентов - на ежегодной вузовской конференции. Лучшие студенческие работы публикуются в известных в стране научных изданиях.
Студенты факультета результативно участвуют во всероссийских олимпиадах и конкурсах. В 2005-2006 учебном году сту-
дентка 4-го курса Е. Келле-Шагинянц вошла в число победителей Всероссийской студенческой олимпиады по литературе; студенты М. Лысаков, И. Тимофеева, С. Наумова стали победителями первого тура Всероссийской студенческой олимпиады по языкознанию в Южном федеральном округе; студенты В. Хитеева, И. Боровлева, Д. Ивахненко как победители первого тура Всероссийской студенческой олимпиады по журналистике в Южном федеральном округе участвовали в финале олимпиады в Томске. В итоге В. Хитеева заняла третье место и была награждена дипломом Министерства образования и науки РФ, а Д. Ивах-ненко - специальным призом «За хорошее знание теории журналистики». Выпускница кафедры истории и теории журналистики 2001 г. В. Писаренко получила диплом редакции журнала «Профессия - журналист» за лучшую дипломную работу.
Обладателями дипломов Министерства образования РФ по итогам Всероссийского открытого конкурса на лучшую научную студенческую работу становились дипломники кафедрыистории и теории журналистики Е. Куц и Л. Лайпанова. В марте 2005 г. лауреатом Всероссийского конкурса «Современная Россия глазами молодых», проводимого Общероссийской общественной организацией работников СМИ, стала студентка 4-го курса И. Боровлева. На факультете сформировалась традиция совместной
- преподавателей и студентов - работы над социально значимыми проектами. Важным свидетельством внешнего признания стало награждение книжного издания «Никто из нас войну забыть не сможет», выполненного под руководством ректора Ставропольского государственного университета профессора В.А. Шаповалова. Оно отмечено специальным призом Всероссийского фестиваля прессы «Вся Россия - 2005» и жюри творческого конкурса среди средств массовой информации Ставропольского края, посвященного 60-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. В реализации проекта самое активное учас-
тие приняли студенты разных специальностей - журналисты, филологи, историки, экономисты. Участие в таких проектах способствует формированию патриотической, гражданской позиции и помогает формированию и активизации профессиональных компетенций.
В настоящее время большое значение приобретают прикладные аспекты фундаментального филологического знания. Реализуя идею ректора университета проф. В.А. Шаповалова, факультет разрабатывает структуру «Службы русского языка». С10 ноября 2005 г. эффективно действует «Бюро лингвистической экспертизы», в функции которого входит оказание широкого спектра услуг: проведение лингвистических экспертиз истцам и ответчикам по гражданским и уголовным делам, участникам арбитражных споров, сотрудникам редакций СМИ, работникам правоохранительных органов; консультативная помощь, лингвостилистический анализ, редактирование юридических, коммерческих и других видов текстов; подготовка к тестированию по русскому языку иностранных граждан и лиц без гражданства для приема в гражданство Российской Федерации. Руководителем «Бюро» является заведующая кафедрой современного русского языка доцент Э.П. Лаврик.
Функционирование «Бюро лингвистической экспертизы», занимающегося актуальными прикладными проблемами лингвистики, разрушает традиционное представление о филологическомобразовании, единственной сферой применения которого долгое время считалась исключительно учительская деятельность. Перспективность и востребованность такого направления языкознания, как юрислингвистика, способствует повышению интереса абитуриентов, расширяет возможности профессиональной деятельности выпускников. Развивающиеся на факультете филологии и журналистики виды деятельности, на наш взгляд, соответствуют смыслу высказанного А.А. Фурсенко 5 сентября 2005 г. на совещании
в Кремле положения: «Шаги по интеграции науки и образования, которые сегодня начаты образовательным и академическим сообществом, направлены в первую очередь на повышение практичности образовательных программ и привлечение молодежи в фундаментальную науку. И, конечно, ключевой фигурой был и остается учитель».
Актуальным для факультета является и другое высказывание: «Крайне важно, чтобы одновременно с позитивными изменениями во всей сфере образования делалась ставка на лидеров. Ведь качество образования главным образом зависит от конкретных учителей и директоров школ, ректоров, профессоров, руководителей научных школ» [6]. На факультете большое внимание уделяется формированию лидерских качеств у студентов и аспирантов. С момента организации в СГУ престижного конкурса «Студент, студентка года» (1999 г.) именно студенты ФФЖ трижды становились победителями - в 1999, 2001, 2003 гг. Среди студентов факультета - обладатели стипендии Президента РФ (Р. Байрамуков, В. Ходус, М. Гревцев), Правительства РФ (М. Гревцев, И. Павлихина), губернатора Ставропольского края (М. Новиков, А. Бутова, Ю. Юткина), ученого совета университета (М. Гревцев, М. Новиков, А. Бутова, М. Диброва, И. Боровлева, Н. Кравцова, К. Грушевская).
Исследовав разноаспектные виды деятельности классических университетов, В.А. Шаповалов констатирует: «... классические университеты с учетом своих институциональных признаков должны быть
центрами фундаментального образования... Именно эти университеты несут основное бремя ответственности за воспризводство фундаментального интеллектуального потенциала страны» [5, с. 9].
Факультет филологии и журналистики как органичная часть университета динамично развивается, обновляет содержание образования, осваивает современные технологии и формы обучения и готов к выполнению стоящих перед ним ответственных задач.
Литература
1. Фурсенко А.А. О реформе, модернизации
или развитии системы образования: от детского сада до высшей школы // Вестник образования. - 2005, 1 августа.
2. Шаповалов В.А. Высшее образование: со-
временные модели, перспективы развития. - Ставрополь, 1996.
3. Лихачев Д.С. О филологии. - М., 1989.
4. Аверинцев С.С. Филология // Русский язык.
Энциклопедия. - М., 1979.
5. Шаповалов В.А. Роль классических универ-
ситетов в развитии образования и науки // Вестник Ставропольского государственного университета. Вып. 39. - 2004.
6. Фурсенко А.А. Выступление Министра об-
разования и науки в Кремле 5 сентября 2005 г. - http://mon.gov.ru/main/1637/