А. А. Малахова
ФАКТОРЫ ВУЗОВСКОЙ СРЕДЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ
ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
Статья посвящена актуальности вопроса гуманизации высшего образования в современном российском обществе, обоснованию его влияния на формирование личности студента. Автором выявлены основные факторы и механизмы функционирования учебно-воспитательного пространства вуза, влияющие на развитие личности студента, даны краткие выводы по результатам исследования на примере некоторых вузов Тюменского региона.
В условиях реформирования Российского общества перспективы развития личности приобретают особое значение. Осуществление генеральной цели России- «Возрождение», гуманизации всех сторон общества упирается в проблему «человеческого фактора». В XXI веке, эпоху глобализации, мировой интеграции, преобладания информационного капитала и знаний, а также в период глубочайших глобальных кризисов (экологический, антропологический, культурный, образовательный), угрозы выживания, безопасности и благополучия перед институтом образования, высшего особенно, встаёт задача коренного пересмотра человеческого бытия и мышления, поворот к новой образовательной парадигме, трансляции новых жизненных смыслов и ценностей. В Законе РФ «Об образовании» говорится о «гуманистическом характере образования, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности»1. Использование образования в качестве фактора совершенствования личности и окружающей социальной и природной среды должно стать основным методологическим принципом стратегии возрождения России2.
Модернизация высшего образования стала важной составной частью социальной политики современных государств, к ним приковано внимание парламентов, правительств, политических партий, широкой общественности. Глобальные явления, породившие ряд мировых проблем стали объективным фактором, определяющим отечественную образовательную политику, а высшее образование, таким образом, находится в эпицентре глобализации. Именно здесь формируется новое поколение профессионалов, которые будут принимать решения по всем ключевым вопросам политики, экономики, финансов, идеологии, образования и воспитания, культуры, информации и коммуникации. От них будет зависеть безопасность, благополучие и процветание страны, тем самым вопрос воспитания и формирования «новой гуманистической» личности, а также механизм реализации воспитания «новой личности» является ключевым в мировой и отечественной образовательной парадигме.
Однако следует отметить, что в настоящее время ни в России, ни в мире не существует готовых решений сложных проблем создания содержания образования. Поэтому, в связи с развитием и модернизацией общества, требуются серьезные научные разработки в области образования и их экспериментальная проверка в практике преподавания, поиск новых технологий и форм организации учебного процесса.
Многие учёные, осознавая масштабы современного глобального кризиса, обращают внимание на необходимости поиска его причины, а причиной является внутренний мир человека. Поэтому науки о человеке, о его внутреннем и окружающем мире, а также науки формирующие мировоззрение и ценностные установки определяются ведущими значимыми средствами воспитания «новой гуманистической личности» в образовательном пространстве высшей школы. Следовательно, перед социально-гуманитарным образованием встаёт задача «вычленения сгустка ценностей» и механизма воплощения их в образовательные программкг, на основе принципов гуманизации и гуманности, приоритетности «ценности человека» с целью формирования новой гуманистической личности, обладающей позитивными качествами, способной созидать новое гуманистическое общество. В процессе становления общества должна осуществляться, по мнению Ю. Г. Волкова, переориентация общества с производства материальных благ на производство духовных ценностей. Переориентация современного общества на производство и функционирования знаний диктуется тем, что высшей целью нового общества станет формирование и развитие целостной личности3. На современном этапе формирования новой гуманистической личности главными должны быть нравственные знания и ценности человека будущего общества.
Ведущей парадигмой функционирования образовательного пространства на современном этапе, по мнению автора, должна стать гуманизация образования. Гуманизация высшего образования как объект научного исследования в социологии мало разработан и сводится часто лишь к проблеме гуманитарного образования. Автором была предпринята попытка рассмотреть шире проблему гуманизации в таком социальном институте как «высшая школа». Гуманизация высшего образования рассматривается как процесс, направленный на раскрытие, формирование и развитие личности студента и всех субъектов образовательного пространства. Тем самым возникает необходимость определить факторы, средства и механизмы, функционирующие в образовательном пространстве высшей школы, влияющие на формирование личности. Гуманизация - ключевой элемент нового мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса, где смыслом образования становится развитие личности. Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности, рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции построения функционирования системы образования, требующий пересмотра целей, содержания и технологии самого образовательного процесса.
Не случайно именно сейчас логика российских реформ выходит на новый этап. Главное на этом этапе - придать реформам социальную направленность, в основе которой - широкая гуманистическая ориентация. В связи с чем в настоящее время многими организациями России проводится работа по созданию ГОС ВПО третьего поколения. Необходимость разработки стандартов третьего поколения диктуется не только вступлением России в Болонский процесс, но и сменой парадигмальной модели обучающегося: от «объекта» образовательных усилий к «субъекту», выстраивающему индивидуальный путь в пространстве образовательных возможностей.
Известно, что процессы глобализации, обусловливающее социальную и географическую мобильность населения планеты, ставят перед сферой образования задачи сближения образовательных систем разных стран, внедрения единых стандартов оценки результатов образования, подготовки студентов к деятельно-
сти.К общим тенденциям развития мировой образовательной среды относятся многообразие видов, моделей высшего образования, создание гибких временных, финансовых и административных схем получения образования, предоставление студентам широкого диапазона выбора дисциплин и методов обучения, академическая мобильность, нацеленность на сращивание образования с наукой и практикой, возрастание роли гуманитарной подготовки, предоставление студентам возможности выстраивать индивидуальную образовательную траекторию4.
С целью эффективности учебно-воспитательного воздействия на формирование личности студента в современных условиях обязательно необходимы глубокие знания преподавателем психолого-биологических характеристик студента, видов межличностных отношений, личностная установка самого преподавателя на творчество и самореализацию студента.
В результате анализа гуманистических образовательных идей и традиций с античности до современности выявлено, что ключевым ценностным «ядром» гуманистической парадигмы образования является «гуманизм» как идейно целостный комплекс, включающий в себя все высшие ценности, выработанные человечеством на долгом и противоречивом пути своего развития. Главным объектом гуманизма является человек, как самостоятельная ценность. Главная цель - гармоничное развитие свойственных человеку ценностных способностей, чувств и разума, высшее развитие человеческой культуры и нравственности и соответствующего ей поведения, по отношению к другим людям и ко всему творению.
Очевидно, что в основе организации современного педагогического пространства должны лежать полифоничность, мультикультурность, диалогизм, гуманизм. Тем самым осмысливается необходимость пересмотра места и роли культурной, духовной, нравственной традиции в образовании, а также роли социально-гуманитарных дисциплин, внутренне ещё не связанных единым культурным полем с традициями мировой и отечественной культуры.
Однако ошибочно полагать, что на формирование личности студента оказывают влияние только предметы социально-гуманитарного цикла. Несомненно, воздействие этого блока дисциплин на развитие личности трудно переоценить, поскольку социально-гуманитарные знания оказывают первостепенное значение на развитие и формирование целостного мировоззрения, ценностных ориентаций, оказывают влияние на развитие творческого мышления; таких качеств, как ответственность, гуманность, патриотизм и т. д. На формирование целостной личности, востребованных обществом личностных качеств, в образовательном пространстве высшей школы оказывает влияние и сама атмосфера функционирования учебновоспитательного процесса. Одним из главных факторов функционирования современного образовательного процесса, в настоящих условиях развития нашего общества, должен стать фактор «очеловечивания». Очеловечивание образовательного пространства предполагает организацию атмосферы сотрудничества, диалогизма, мультикультурности; направленность усилий всех дисциплин на человеческое измерение явлений, процессов, деятельности.
Эффективность учебно-воспитательного процесса в направлении формирования не только профессионала высокой квалификации, но и духовной, нравственной, культурной личности зависит от организации и функционирования многих факторов: степени демократизации образовательного пространства; лич-ностно - ориентированной образовательной парадигмы, индивидуальной работы преподавателей со студентами; вариативности выбора образовательных курсов и программ, соответствующих потребностям и наклонностям личности; использо-
вания инновационных технологий в организации учебного процесса; организации практической реализации знаний и умений, творческо-ориентированного обучения, возможности выбора индивидуальной траектории обучения (программы, формы, курсы) и т. д.
В связи с определением факторов, влияющих на формирование и развитие личности студента, автором было проведено исследование на примере Тюменского государственного нефтегазового университета и Тобольского государственного педагогического института им. Д. И. Менделеева. Автор попытался выявить отношение студентов к процессу гуманизации высшего образования в Тюменском регионе; измерить ценностные ориентации и определить жизненные ценности студентов; оценить эффективность действия факторов, средств и механизмов, влияющих на формирование и развитие личности.
Исследование проводилось среди студентов «технического» (инженерные специальности) и «гуманитарного» (экономические специальности) профиля первого- третьего курсов в ТюмГНГУ, а также среди студентов педагогического института «технического» (математики, физики, программисты) и «гуманитарного» (филологи, социальные педагоги, педагоги младшего звена) профиля первого-четвёртого курсов. В апреле 2006г. в ТГПИ им Д. И. Менделеева было опрошено 300 студентов четвертого курса - (150 студентов «гуманитарного» и 150- «технического» профиля обучения) и 300 студентов третьего курса (150 студентов «технического» и 150-«гуманитарного» профиля) в ТюмГНГУ. В мае 2006г. было опрошено 300 студентов первого-второго курсов (150 - «гуманитарного» и 150-«технического» профиля обучения) в ТГПИ им Д. И. Менделеева и 300 студентов первого-второго курсов (150 студентов «технического» и 150- «гуманитарного» профиля) в ТюмГНГУ. Всего было опрошено 1200 человек, в возрасте от 16 до 24 лет.
Исследование было проведено с применением метода случайного отбора.
Из 1200 респондентов девушки составляют 60,9 %, юноши - 39,1 %, причем большую половину составляют юноши «технического» вуза. Среди них горожан-74,6 % и 25,4 % - жителей села. Большую группу составляют респонденты 18-20 лет-76%.
В ходе исследования была определена (невысокая) степень удовлетворённости респондентов функционированием учебно-воспитательным процессом -56 %, качеством образования - 75 %; выявлен ранг влияния вуза (третий) на формирование личности. Выявлены предложения и рекомендации студентов, направленные на улучшение и эффективность педагогического процесса в формировании личности в регионе.
В ходе исследования по мнению всех опрошенных студентов выяснилось, что вуз имеет 3-й ранг по степени влияния на формирование личности, после таких институтов, как «семья» и «группа общения». Студенты «технического» вуза - 58,7 % в меньшей степени рассматривают вуз как возможность формирования и развития личности в отличие от студентов пединститута - 76 %. Основными факторами, влияющими на формирование личности в вузовской среде выявлены: социально-гуманитарное образовании - 78%, воспитательная работа в вузе -65,3 %, атмосфера сотрудничества между преподавателями и студентами - 82 %, возможность индивидуального сотрудничества между преподавателями и студентами - 82 % и т. д.
В то же время выяснилось, что студенты «технического» вуза - 46 % в отличие от «педагогического» - 75,3 % - проявляют меньшую активность в изуче-
нии предметов социально-гуманитарного цикла, меньше удовлетворены качеством- 53,7 % и методикой преподавания - 45,3 %, уровнем полученных социально-гуманитарных знаний - 66 %, отмечают оторванность знаний от жизни - 33 %, неумение применять полученные социально-гуманитарные знания на практике -34,7 %, меньше удовлетворены организацией воспитательной и внеучебной деятельностью института - 65,3 %. В отличие от студентов пединститута - 54 %, студенты «технического» вуза - 91,3 % также в большей степени ориентированы на ожидание высоко оплачиваемой, престижной работы. Необходимо отметить, что ценности, ориентированные на успешную трудовую деятельность: высокий профессионализм, мастерство, деловитость выражены достаточно высоко в процентном измерении всеми студентами, особенно студентами-старшекурсниками, однако ценности: «образованность, порядочность, честность, доброта и т. д.» в процентном отношении выражена также больше студентами пединститута.
В ходе исследования выяснилось как респонденты «гуманитарного» и «технического» вузов понимают процесс гуманизации высшего образования. Как прказали результаты, большая часть респондентов - 77,3 % - понимают гуманизацию как направленность учебного процесса на формирование личности, создание благоприятной доброжелательной учебной атмосферы. Однако студенты «технического» вуза технического профиля низко оценивают такие пункты, как: «усиление гуманитарной направленности всех учебных дисциплин, включение человековедческого материала» - (32,6 %) и «изменение форм и методов учебной работы, направленность на формирование активности, творчества и самостоятельности студентов» - (54,6 %) как составляющие процесса гуманизации в системе организации учебно-воспитательного процесса высшей школы. Это позволяет предположить, что данные формы организации учебно-воспитательного процесса в техническом вузе не достаточно правильно реализуются и требуют более тщательной разработки.
В ходе исследования мы постарались выяснить мнение респондентов, нужна ли нашему обществу новая модель личности, сочетающая в себе высокий профессионализм и высокую нравственность, духовную культуру. Подавляющая часть респондентов согласны с данным утверждением - 96 %, только 2,1 % респондентов «технического» профиля считают, что это «не реально в настоящих условиях». Причем с увеличением количества лет обучения в техническом вузе наблюдается уменьшение положительных ответов в показателе «согласен полностью», в то время как у студентов пединститута этот показатель увеличивается. Сложившиеся различия позволяют нам сделать вывод, что студентами технического вуза «реальная действительность» оценивается более тревожно, в то время как студенты пединститута настроены более оптимистично по отношению к данному утверждению, что на наш взгляд связано с пониманием личного активного участия в процессе формирования «новой личности».
В показателе возможности в настоящий момент выстраивания собственной траектории развития, включая выбор курсов и формы обучения -96 % респондентов дали отрицательный ответ. Индивидуальную работу преподавателей со студентами оценивают как «хорошо» - 33 % респондентов «технического» и 39,3 /о респондентов «гуманитарного» вуза.
Тем самым можно сделать вывод, что в период происходящих трансфор' маций в нашей стране, гуманизация в системе высшей школы носит декларативный характер, сводится в основном лишь к социально-гуманитарному образованию, На основании полученных в исследовании данных вузовская среда пока не
дает возможности построения индивидуального пути развития личности, однако и существующие традиционные средства, такие как социально-гуманитарное образование и воспитательная работа также мало влияют на формирование и развитие личности студента. В рекомендациях студентов, направленных на улучшение функционирования учебно-воспитательного процесса звучали и предложения повысить культурный уровень, профессионализм самих преподавателей - 38 %. В период неопределенности институту образования, несомненно выпадает нелегкая роль поддержания традиционных ценностей с целью формирования социальносозидательной структуры общества.
Примечания
1 Федеральный Закон от 10 апреля 2000 года № 51-ФЗ.
2 См.: Турченко, В. Н. Россия: от экстремальности к устойчивосш / В.Н.Турченко, Г. Р. Шафранов-Куцев. - Тюмень: Изд-юТГУ,2000.-С. 101-106.
3 См.; Волков, Ю. Г. Личность и гуманизм / Ю. Г. Волков // Социальногуманитарные знания. - 1999. -№ 1. - С. 135-149.
4 См.: Мересько, В. О возможности приобретения гуманитарных компетенций в вузе / В. Мересько, Ю. Татур // Высшее образование в России. — 2006. — № 8. -С. 73-83.