Научная статья на тему 'Проблема мониторинга воспитательной работы со студентами в техническом вузе в контексте формирования инновационного общества'

Проблема мониторинга воспитательной работы со студентами в техническом вузе в контексте формирования инновационного общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
526
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОНИТОРИНГ / ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА / ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЯЗЫКОВАЯ СРЕДА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ЦЕННОСТИ / EDUCATION / INNOVATIVE SOCIETY / INNOVATIVE EDUCATION / MONITORING / IDENTITY STUDENT FUNDAMENTALIZATION EDUCATION / LANGUAGE ENVIRONMENT / SOCIALIZATION OF THE INDIVIDUAL / VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеева В. В., Шамьенова Г. Р.

Статья посвящена проблемам воспитания студенческой молодежи в рамках технического вуза. Образование в системе инновационного общества требует изменения принципов отношения «педагог обучающийся». Актуальность процесса воспитания в высшей школе обусловливает проведение социологических исследований, позволяющих вывести объект исследования воспитательную работу со студентами на концептуально новый качественный уровень. Выделены приоритетные духовно-нравственные ценности, сформулированы основные направления воспитательной работы, выявленные в ходе исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF MONITORING EDUCATIONAL WORK WITH STUDENTS IN A TECHNICAL UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF THE FORMATION OF AN INNOVATIVE SOCIETY

The article investigates the education of students in the framework of a technical university. Education system in an innovative society requires a change in the principles of relationship «teacher student». Relevance of the process of education in higher education makes sociological research, allowing research to bring educational work with students on conceptually new level. The article highlights the priority of spiritual and moral values, the main directions of educational work identified in the study.

Текст научной работы на тему «Проблема мониторинга воспитательной работы со студентами в техническом вузе в контексте формирования инновационного общества»

В.В. Матвеева, Г.Р. Шамьенова

ПРОБЛЕМА МОНИТОРИНГА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Статья посвящена проблемам воспитания студенческой молодежи в рамках технического вуза. Образование в системе инновационного общества требует изменения принципов отношения «педагог - обучающийся». Актуальность процесса воспитания в высшей школе обусловливает проведение социологических исследований, позволяющих вывести объект исследования - воспитательную работу со

студентами - на концептуально новый качественный уровень. Выделены приоритетные духовно-нравственные ценности, сформулированы основные направления воспитательной работы, выявленные в ходе исследования.

Воспитание, инновационное общество, инновационное образование, мониторинг, личность студента, фундаментализация образования, языковая среда, социализация личности, ценности

V.V. Matveeva, G.R. Shamyenova

THE PROBLEM OF MONITORING EDUCATIONAL WORK WITH STUDENTS IN A TECHNICAL UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF THE FORMATION

OF AN INNOVATIVE SOCIETY

The article investigates the education of students in the framework of a technical university. Education system in an innovative society requires a change in the principles of relationship «teacher - student». Relevance of the process of education in higher education makes sociological research, allowing research to bring - educational work with students - on conceptually new level. The article highlights the priority of spiritual and moral values, the main directions of educational work identified in the study.

Education, innovative society, innovative education, monitoring, identity student fundamentalization education, language environment, socialization of the individual, values

Проблематика воспитательной работы со студенческой молодежью в рамках технического вуза приобретает большую актуальность в контексте формирования инновационного общества. Система образования выступает как элемент и социальной механизм воспроизводства традиционной культуры, через которую возможна трансляция традиций и инноваций в системе образования будущего. Инновационное общество представляет собой систему открытого и многостороннего взаимодействия различных социальных сегментов. В этих условиях инновационное образование в системе инновационного общества требует изменения принципов отношения «педагог - обучающийся». Также меняется роль социокультурной и когнитивной установки педагога в реализации инновационности образования.

Под воспитательной работой высшего учебного заведения на современном этапе понимается органическая часть учебно-воспитательного процесса вуза, направленная на реализацию задач формирования и развития культуры личности будущих специалистов. Специфика воспитательной работы университета в образовательном пространстве современного общества обусловлена особенностями современного студенчества и задачами, которые ставят общество и государство перед высшей школой.

Актуальность исследования объясняется стремительными изменениями в политической, социально экономической жизни нашей страны, повышения значимости высшего профессионального образования, развития и совершенствования системы образования. С этой целью авторами статьи было проведено социологическое исследование.

Результат анализа анкетных данных студентов, а также анализ результатов экспертного опроса преподавательского состава РОАТ МИИТ г. Москвы и филиалов: Поволжского, Ярославского, Воронежского, Смоленского, Нижегородского, Брянского, Волгоградского по теме: «Мониторинг воспитательной работы со студентами и пути повышения её качества в техническом вузе» методом анкетирования и экспертного опроса позволил вывести объект исследования - воспитательная работа со студентами - на концептуально новый качественный уровень. Выборочная совокупность составляет 1000 студентов заочной формы обучения, обучающихся как по техническим, так и по экономическим специальностям, а также 150 преподавателей с разных кафедр РОАТ МИИТ и перечисленных выше филиалов. Результаты исследования отражены в таблицах, представленных в приложениях. В целом отчет представляет собой подтверждение или опровержение сформулированных на ранних этапах исследования гипотез, определение целевых установок воспитательной работы в вузе, как основной результат исследования разработана модель организации воспитательной работы со студентами в техническом вузе и выстроена иерархия ценностей, обеспечивающая эффективность работы этой модели, сформулирована концепция повышения качества воспитательной работы со студентами в техническом вузе.

Исследование подтвердило, что наиболее плодотворно процесс воспитания и обучения обеспечивается правильно построенной системой взаимоотношений между педагогом и обучаемыми. Студенты должны видеть в лице преподавателей не только профессионалов, но и авторитетных помощников в различных сферах их деятельности. Необходимыми условиями для реализации демократичной системы социального партнерства в рамках инновационного общества в университете являются:

- функционирование института преподавателей-кураторов студенческих групп младших курсов очного отделения;

- регулярные встречи студенческой молодежи с представителями администрации университета, факультетов, заведующими кафедрами, кураторами;

- участие представителя студенческого профкома, выражающего интересы студентов, в работе органов управления университетом;

- совершенствование форм студенческого самоуправления. Важным шагом в воспитательной работе вуза должно стать создание социально-психологической службы, среди направлений деятельности которой существенное место должно отводиться проблемам социально-педагогической поддержки студентов и преподавателей. Обеспечение профессиональной готовности преподавателей к реализации современных педагогических принципов. С целью обеспечения профессиональной готовности к реализации современных педагогических принципов преподаватели обязаны непрерывно повышать свой уровень педагогической культуры, развивать умение активно управлять взаимоотношениями в учебном коллективе.

Совершенствование педагогического и профессионального мастерства преподавателей обеспечивается:

- системой повышения квалификации и переподготовки кадров;

- постоянно действующими семинарами;

- созданием условий самосовершенствования психолого-педагогических знаний, культуры и этики общения, коммуникативных умений и навыков;

- системой морального и материального стимулирования труда (конкурсами «Лучшая кафедра», «Профессор года», «Лучшее учебно-методическое пособие», «Лучшая монография», «Лучшая научная школа», «Лучший аспирант»; грантами университета и т.д.), встречами со студентами старших курсов, выпускниками вуза, учеными, видными специалистами и т.д.;

- проведением общеуниверситетских мероприятий, праздников;

- разработкой и внедрением рекомендаций (по организации умственного труда и самостоятельной работы студентов в рамках учебной деятельности и т.д.), пропагандой положительного опыта работы групп и отдельных студентов в средствах массовой информации и стенной печати и т.д.

Важная роль в решении задач формирования личности будущего специалиста отводится мониторингу, основным направлением которого должен стать анализ комфортности гуманитарной среды в вузе с целью выявления недостатков и слабых мест в деятельности коллектива и выработки конкретных рекомендаций, направленных на совершенствование воспитательной работы в университете.

Основные задачи мониторинга:

- разработка технологии отбора запросов и методик сбора информации;

- сбор информации;

- разработка компьютерной основы для сведения, обобщения, классификации и первичного анализа информации;

- обработка, корректировка и ввод информации в базы данных;

- создание информационного банка;

- выявление основных тенденций развития системы воспитания и образования в общеобразовательном учреждении;

- создание прогнозов, аналитических, справочных материалов, докладов;

- совершенствование технологии мониторинга системы воспитания и образования.

В процессе мониторинга выясняются следующие основные вопросы:

- достигается ли цель учебно-воспитательного процесса;

- существует ли положительная динамика в развитии личности студента по сравнению с результатами предыдущих лет;

- существуют ли предпосылки для совершенствования работы педагогического коллектива вуза.

Мониторинг может осуществляться с помощью проведения социологического исследования.

Построение деятельности по изучению эффективности процесса воспитания и обучения (так

называемый мониторинг) основано на следующих принципах:

1. Личность студента рассматривается как цель, субъект и результат учебно-воспитательного процесса.

2. При отборе критериев, показателей и методик изучения эффективности учебно-воспитательной деятельности используется системный подход.

3. Диагностика результатов развития личности студента является главным содержанием деятельности по определению эффективности учебно-воспитательного процесса.

4. Диагностика изменений ситуации развития студента проводится в течение нескольких лет.

5. В ходе диагностики определяется наиболее эффективные педагогические средства и те формы и способы организации учебно-воспитательного процесса, которые в наименьшей степени повлияли на развитие личности студента (выявление позитивных и негативных тенденций).

6. Диагностический инструментарий не является, как правило, громоздким и требует минимального количества времени и сил для подготовки и проведения изучения, обработки получаемых результатов.

7. При подборе необходимого диагностического материала предпочтение отдается количественным методам оценки.

8. Результаты изучения эффективности учебно-воспитательной деятельности не являются средством административного давления на педагога, родителя или студента. При проведении диагностического исследования соблюдается педагогический такт.

9. Итогом мониторинга является принятие или непринятие управленческих решений (выбор метода воздействия на систему для достижения цели).

Особое внимание следует обратить на последнее требование. При исследовании результатов и эффективности учебно-воспитательного процесса необходимо использовать не одну методику, а их систему, в которой методы дополняют друг друга и подтверждают объективность и достоверность результатов. Систематичность изучения состояния воспитательной системы вуза предусматривает его плановость, которая помогает соблюдать «чувство меры» в организации исследований в коллективе, чтобы не перегружать педагогов, студентов. В противном случае может снижаться объективность получаемой информации.

Как было заявлено выше, в ходе исследования был сформулирован ряд гипотез, которые по результатам исследования либо опровергаются, либо подтверждаются.

Гипотеза 1

Воспитание студенчества в настоящее время происходит в обстановке идеологического демократизма, расширения свободы действий, увеличения возможностей для проявления самостоятельности и инициативы. Современный студент - это в большинстве своем аполитичная, суверенная личность, имеющая собственный стиль поведения, стиль жизни, собственные взгляды, интересы. Все это требует создания условий для развития каждого. Современного студента необходимо вовлекать, а не обязывать, заинтересовывать, а не настаивать, учитывать гражданскую позицию каждого обучающегося. Роль личного примера и авторитета преподавателя в формировании у студента гражданской позиции значительная, но не определяющая.

Данная гипотеза подтвердилась в ходе исследования. 60,7% респондентов считают роль личного примера и авторитета преподавателя в формировании гражданской позиции у студента значительной, но не определяющей. Важно, что 65% опрошенных указывают на необходимость существования собственной точки зрения на все происходящее для формирования гражданской позиции. 10% отмечают, что именно знание общественно-политической обстановки формирует гражданскую позицию. В этой связи необходимо развиваться в следующем направлении: формирование у студентов гражданственности, ответственности за свою профессиональную подготовку, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, раскрытие творческого потенциала, формирование человека физически и духовно развитого, адаптированного к современным условиям жизни, социализированного как личность.

Для достижения этих целей важными являются:

- создание социовоспитывающей среды;

- установление культа нравственности, высокого художественного вкуса, мотивации на здоровый образ жизни, непринятия асоциальных явлений;

- укрепление и сохранение лучших традиций;

- создание условий для непрерывного развития творческих наклонностей студентов, приобщение их к основам отечественной культуры, формирование ценностных ориентиров, патриотизма, устойчивых нравственных принципов и норм, приобщение к выбранной профессии, укрепление активной жизненной позиции;

- создание благоприятного климата коллектива, комфортных социально-психологических условий для коммуникативно-личностного развития будущих специалистов;

- активизация работы по гражданско-патриотическому, экологическому воспитанию молодежи;

- создание корпоративной культуры, определяющей систему ценностей, которая объединяет студентов, сотрудников и преподавателей университета для достижения общих целей, реализации миссии университета;

- развитие и совершенствование работы органов студенческого самоуправления, обеспечение социальной защиты студентов.

Гипотеза 2

Библиотека осуществляет вклад в обеспечение гуманистического потенциала образовательных программ по основным направлениям воспитания. Объем и содержание фонда библиотеки имеют значение в организации и создании гуманитарной среды вуза как профессионального и культурного пространства, в формировании и развитии широкого кругозора, литературного вкуса студентов в наполнении сферы интеллектуального досуга молодежи.

Технологическая и информационная среда библиотеки предполагает нацеленность студентов на творческий поиск, на духовно-культурное, нравственное и эстетическое развитие, осуществление комплексного подхода к внеучебной работе вуза.

Информацию по общественным наукам, политической жизни страны студент узнает из источников СМИ.

Действительно 34,5% респондентов в качестве источников получения знаний по общественным наукам и политической жизни страны используют СМИ (радио, телевидение, газеты), 28,8 %-интернет. Важно, что лекции в вузе (12,2%) вносят вклад в познание студента, следовательно, лекционный материал должен обновляться и соответствовать запросу времени.

Современный высококвалифицированный специалист должен уметь решать сложнейшие технические задачи, и поэтому до настоящего времени система образования в технических вузах, прежде всего, ориентировалась на решение этих проблем. Однако в жизни и профессионально подготовленный специалист, получивший образование в техническом вузе, сталкивается с множеством проблем гуманитарного плана. Речь идет о формировании характера и способов взаимодействия человека с миром техники, природы, социальной и политической сферами и т.п. Гуманитаризация образования, таким образом, становится насущной необходимостью высшего технического образования. В соответствии с предлагаемой концепцией, образование в техническом вузе может считаться гуманитарно сформировавшимся, если оно направлено как на подготовку высокопрофессиональных специалистов, так и на воспитание нравственно и духовно состоятельных молодых людей, ориентированных в своей профессиональной поведенческой деятельности на общечеловеческие, гуманистические ценности.

Гуманитарной средой вуза является совокупность образовательно-воспитательных, культурно-нравственных условий, подкрепленных комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих создание единой гуманитарной культуры и направленных на формирование и развитие личности, которая осознает смысл своей деятельности, свое предназначение, обладает активной жизненной позицией.

Гипотеза 3

Гуманитарная среда обучения в техническом вузе представлена в основном набором гуманитарных дисциплин, имеющих свою специфику, связанную, прежде всего, с задачей раскрытия смысла существования человека в мире техники, общества и природы. В числе обязательных учебных дисциплин гуманитарного цикла в техническом вузе должны быть отечественная история, история науки и техники, социальная психология и педагогика, культурологи, философия, экономика, политология, социология, правоведение, физическое воспитание, иностранный язык, русский язык и культура речи. Учебные курсы данных дисциплин должны быть адаптированы к условиям технического вуза, а также учитывать специфику отдельных специальностей.

Преподавание общественных дисциплин в техническом вузе оказывает мощное воспитательное воздействие по сравнению с преподаванием технических дисциплин.

Действительно, 47% респондентов отмечают воспитательное воздействие преподавания общественных дисциплин; 24% - гуманитарных; 18,3% - технических; 16,5 % - экономических дисциплин.

Несомненно, значительное место в процессе формирования гуманитарного пространства занимает социология, так как возможности данной науки чрезвычайно широки. Необходимо активно вовлекать социологию в систему планирования внеучебной работы, оценки эффективности внеучеб-ной работы, для проведения систематических социологических исследований среди студентов по различным вопросам развития личности, подготовки молодых специалистов.

Также важное место среди гуманитарных дисциплин занимает физическое воспитание, призванное воспитывать здоровое молодое поколение с устойчивой ориентацией на здоровый образ жизни. Основная цель физического воспитания в техническом вузе - сформировать у студентов четкое понимание, что профессионализм, жизненный успех невозможны без активных занятий спортом, формирования у студентов достаточного уровня знаний о культуре физического состояния личности.

Языковая среда является важнейшим средством социализации личности, которая должна рассматриваться не только как общекультурный фон, но и как инструмент познания окружающего мира и социума. Система ценностей, интересов личности, её социальные черты определенно обусловлены той языковой и культурной средой, в которой произошла его социализация, то есть усвоение индивидом социального опыта, приобретение им социально значимых качеств сознания и поведения. Отождествляя себя с определенной культурой, люди не всегда осознают, что её главные определяющие ценности формируются при непосредственной включенности личности в живую языковую среду.

Значительная роль в гуманитаризации технического образования принадлежит психологии. Специалист, руководитель любого профиля должен разбираться в психологии человека, мотивах его поступков, особенностях межличностных отношений отдельного человека и социальной группы, уметь дать психологическую характеристику личности, интерпретации собственного психического состояния, владеть формами, средствами и методами психологического воздействия на личность, а также простейшими приемами психической саморегуляции. В процессе изучения различных психологических дисциплин теоретико-методологические знания и фактические навыки в области психологии человека и социальной группы формируют свою психологическую культуру.

Специализированные кафедры гуманитарного цикла должны быть активно задействованы в реализации основных направлений воспитательной работы. Основная деятельность данных кафедр должна быть сфокусирована на студентах младших курсов.

Гипотеза 4

Система нравственно-эстетического воспитания опирается на традиции и опыт предыдущих поколений. Формирование нравственных принципов является ведущей задачей воспитательной работы. Это должен быть комплексный процесс, включающий разнообразные элементы, систему организационных форм педагогических действий, продиктованных высокими нравственно-этическими целями.

Семья как первичная социальная группа является основополагающей в духовно-нравственном воспитании личности, далее в процессе социализации авторитет преподавателя в вузе оказывает значительное влияние на формирование духовно-нравственных ценностей.

Первая часть гипотезы подтвердилась: 55,4% респондентов отметили семью как основной институт духовно-нравственного воспитания личности; 13,5% - социальное окружение, и это понятно, поскольку индивид интегрирован в социум; 10,4% - образовательные институты; 10,2% - церковь.

Вторая часть гипотезы не подтвердилась: лишь 32,9% респондентов считают роль авторитета преподавателя вуза в формировании духовно-нравственных ценностей значительной; 17% - незначительной; 16% указали на другие авторитеты.

В этой связи целесообразно выделить основные направления духовно-нравственного воспитания студентов:

- повышение роли преподавателей в нравственно-эстетическом воспитании студентов;

- развитие эстетического вкуса у студентов через проведение на высоком художественном уровне культурно-массовых мероприятий, через активизацию чтения, использование библиотечного фонда, формирование ценностных ориентаций;

- развитие деятельности творческих коллективов университета;

- сохранение традиций, воспитание уважения к прошлому своего народа, воспитание стремления к сохранению и преумножению нравственных, культурных и научных ценностей вуза;

- формирование активной гражданской позиции,

- формирование высоконравственных идеалов и патриотизма;

- организация межвузовского, межведомственного взаимодействия, взаимодействия с учреждениями культуры городов области;

- развитие системы информационно-методического обеспечения организаторов внеучебной работы по вопросам нравственно-эстетического воспитания;

- сохранение, развитие и эффективное использование материально-технической базы объектов культуры вуза.

Критериями духовно-нравственного воспитания в системе образования являются уровень знаний и убежденности в необходимости соблюдения норм морали; духовность, проявляющаяся в формировании у студента смысложизненных духовных ориентаций; наличие у студентов этических

знаний, умений, способностей и потребностей к освоению и производству ценностей культуры, к соблюдению общечеловеческих норм гуманистической морали; культура личности, выражающаяся в интеллигентности, гражданственности, ответственности; степень гуманизации и гармонизации взаимоотношений студента с педагогами, родителями, друзьями.

В ходе исследования удалось определить лишь приоритетные духовно-нравственные ценности.

е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

л

е

ш

13

е

§ >

х

%

3,2

4,9

11,9

62

1

4

Наибольшее воспитательное воздействие на студентов в стенах вуза оказывает организация образовательного процесса, создающего атмосферу активного, творческого овладения специальностью. Основными требованиями к организации учебного процесса, обеспечивающего подготовку инициативных, творчески мыслящих специалистов, должны быть:

- соответствие подготовки специалистов требованиям Государственных образовательных стандартов, призванным обеспечить реальное единство учебно-воспитательного и научного процесса и дать возможность мобильно, в зависимости от постоянно развивающихся потребностей общества и производства, менять его содержание и приоритеты;

- совершенствование учебно-воспитательного процесса путем создания атмосферы состязательности в глубоком и творческом освоении учебных дисциплин, внедрения в учебный процесс информационных технологий, деловых игр и других форм активной учебной деятельности, стимулирующих творчество и самостоятельность мышления студентов, развития междисциплинарного знания;

- повышение уровня научных исследований, укрепление связи научного процесса с задачами повышения качества подготовки специалистов (внедрение в учебный процесс элементов творческого поиска, привлечение большинства студентов к научно-исследовательской работе в рамках учебного процесса, осуществление мер, направленных на широкое привлечение к руководству НИР преподавателей, научных сотрудников и аспирантов);

- обеспечение развития фундаментальных исследований как основы повышения теоретического уровня прикладных разработок и важнейшего условия подготовки специалистов широкого профиля;

- совершенствование форм контроля за ходом учебной деятельности, осуществление постоянного контроля за выполнением планов самостоятельной работы;

- систематический анализ и обобщение опыта работы кафедр и факультетов по применению различных форм и методов учебно-воспитательной деятельности, наиболее эффективно формирующих профессиональные качества студентов и отвечающих задачам социально-экономического развития общества в современных условиях;

- проведение смотров-конкурсов для студентов, студенческих и академических групп;

- организация проведения научно-технических конференций, представления студенческих работ на конкурсы и смотры и т.д.

В этой связи была выдвинута Гипотеза 5.

Гипотеза 5

Современное образование должно быть сориентировано на всестороннее развитие личности, а также на приоритет духовно-нравственного развития.

В ходе исследования гипотеза подтвердилась. 58% респондентов считают, что современное образование должно всесторонне развивать личность, 10% опрошенных отметили необходимость ориентации образования на приоритет духовно-нравственного развития. Исследователям интересно и полезно было выяснить мнение студентов об учебной, воспитательной работах непосредственно той образовательной структуры, куда они интегрированы - РОАТ МИИТ.

Полученные данные отражены в диаграмме.

Что Вас не удовлетворяет в воспитательной работе РОАТ МИИТ?

%

6,7

10

1,9

2,6

14

5

Формирование личности будущего специалиста является основной задачей системы высшего образования, обеспечивающей развитие и становление профессионала, гражданина, интеллигента, обладающего современным научным мировоззрением, способного к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству.

Формирование личности предполагает наличие социокультурной среды для осуществления воспитательных воздействий через учебный процесс, научные исследования, общественную, художественно-творческую, спортивно-оздоровительную деятельность.

В процессе исследования очевидным явился факт, что направленность воспитательной работы определяется гуманистическими целями высшего образования, социальным заказом на качественную подготовку специалистов с высшим образованием, индивидуальными потребностями всех участников процесса воспитания разума, духа и тела.

Также исследование позволило сформулировать важнейшее направление воспитательной работы в вузе. Итак, важнейшими направлениями воспитательной работы в вузе следует считать:

- усиление воспитательного аспекта профессиональной подготовки с учетом мировоззренческих знаний, относящихся к системно ориентированному пониманию таких связей, как человек-человек, человек-общество, человек-техника, человек-природа;

- комплексное решение взаимосвязанных проблем в области осуществления учебного процесса, организации быта, досуга и отдыха, художественного и научно-технического творчества, развития физической культуры и спорта, создания здорового образа жизни;

- создание комфортного социально-психологического климата, атмосферы доверия и творчества, обеспечение реальных условий для развития участников воспитательного процесса на началах педагогики, сотрудничества, демократии и гуманизма;

- усиление фундаментальной естественно-научной, гуманитарной и общепрофессиональной подготовки.

Фундаментализация образования рассматривается как база общекультурной, социальной и научно-технической основы формируемой системы знаний, культуры, современного мировоззрения, а также таких необходимых качеств специалиста, как универсальность инженерного знания, широта научно-технической мысли, способность к самообразованию, профессиональной мобильности;

- развитие материально-технической базы и социокультурной сферы (достаточное количество учебной литературы, компьютерных классов, учебно-методических кабинетов, читальных залов, лабораторий, оснащенных современным оборудованием и приборами и т.д.);

- поиск наиболее эффективных путей и средств воспитания студентов и преподавателей;

- организация и проведение социологических исследований.

Основными принципами организации системы обучения и воспитания в современных условиях должны стать:

- научное сопровождение воспитания студентов;

- соответствие организации учебно-воспитательной работы и всей деятельности вуза современным принципам развития высшего образования в стране (демократизации, гуманизации, личностной активизации и др.);

- единство научного и прикладного аспектов функционирования системы воспитания;

- стремление к полному удовлетворению потребностей всех участников процесса обучения-воспитания. |

Формируемые в высшей школе социально-значимые качества личности будущего специалиста:

- способность к непрерывному усвоению системы знаний (фундаментальных, базовых и специальных профессиональных);

- владение методологической культурой (методами познавательной, профессионально-предметной, аксиологической и коммуникативной деятельности);

- умение профессионально самореализовываться на основе социокультурных качеств (духовно-нравственная, социально-психологическая и физическая культура).

ЛИТЕРАТУРА

1. Гергокова Ж.Х. Роль образования в формировании национальной инновационной системы / Ж.Х. Гергокова // Педагогика. 2010. № 7. С. 22-29.

2. Бондаревская Е.В. Методологические проблемы становления педагогического образования университетского типа / Е.В. Бондаревская // Педагогика. 2010. № 9. С. 73-84.

3. Зарипова В.М. Формирование комплексной информационной системы вуза на основе опыта европейских университетов / В.М. Зарипова // Alma mater. 2010. № 4. С. 119-134.

4. Матвеева В.В. Воспитательная работа со студентами в техническом вузе: проблема мониторинга / В.В. Матвеева, С.Н. Климов. Саратов: ИЦ «Наука», 2013.

Матвеева Виктория Викторовна -

кандидат социологических наук, доцент кафедры «Философия, социология и история» Поволжского филиала Российской открытой академии транспорта Московского государственного университета путей сообщения

Шамьенова Галия Рушановна -

кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой «Реклама и компьютерный дизайн» Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.

Viktoria V. Matveeva -

Ph.D., Associate Professor

of the Department Philosophy, Sociology

and History

Volga branch of the Russian Academy of open transport of Moscow State University of Railway Transport

Galia R. Shamyenova -

Ph.D., Associated Professor

Head of the Department Advertising and Computer

Design,

Yuri Gagarin State Technical University of Saratov

Статья поступила в редакцию 10.06.14, принята к опубликованию 25.09.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.