ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СИНРОМА ГИПЕРАКТИВНОСТИ И ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ У
ДЕТЕЙ
Первова Ю.В., Резникова О.И.
Поволжская социально-гуманитарная академия, факультет коррекционной педагогики, г. Самара НУЗ «Дорожная клиническая больница» на ст. Самара ОАО РЖД
Современная цивилизация развивается дисгармонично и во многом противоречиво. С одной стороны растет качество жизни, открываются новые возможности, с другой стороны, появляется множество факторов, отрицательно влияющих на здоровье человека. Дети, как наиболее уязвимый контингент, встречаются с факторами, негативно влияющими на их развитие, начиная с внутриутробного периода развития и включая первые годы жизни. Это приводит к возникновению отклонений в работе мозга от выраженных до стертых. Основной интерес сегодня представляют легкие нарушения т.к. они становятся массовыми. Они не выглядят острой медицинской проблемой, а относятся к разряду пограничных медико-социальных проблем, требующих комплексного подхода и решения, но медицинский аспект весьма важен. (Пальчик А.Б., Шабалов Н.П.,2000) Используя метод Тулуз-Пьерона (Ясюкова Л.А.,1997), нами были выявлены клинические формы синдрома гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ) у детей. Обследовано 130 учеников младших классов МОУ № 132, г. Самары. Установлено увеличение распространения синдрома дефицита внимания и гиперактивности среди младших школьников до 24,8%. Преобладают субнормальная форма -44%, дети с астенической формой составляют- 10,3%, с ригидной формой - 6,9%, с реактивной формой -37,9 %, с активной -0,9%. Для выяснения причин возникновения синдрома гиперактивности и дефицита внимания у детей, нами было проведено обследование родителей. По данным Заваденко Н.Н., (Заваденко Н.Н.,2005) раннее органическое повреждение ЦНС встречается в 84% случаях, генетические механизмы - 37%, сочетанные факторы в 41%. Проведенное анкетирование родителей, позволило выявить влияние состояния здоровья родителей, их образовательного уровня, наличия полной семьи на возникновения синдрома у детей. Нами установлено, что образовательный уровень родителей детей с астенической формой СДВГ самый низкий, в 57 % они из неполных семей, а у детей с другими формами практически две трети родителей имеют высшее образование и полные семьи (таблица 1). Анализ состояния здоровья родителей обследованных детей показал, что в 9,1% семей детей с субнормальной формой СДВГ встречаются хронические заболевания, что несущественно отличается от данных в контрольной группе, а у родителей детей с астенической и реактивной формами составляют всего 1 %.
Таблица 1 Особенности семейного статуса у детей с различными формами СДВГ
Показатель Градация Группа контроля Субнормальная форма СДВГ Астенич-ная форма СДВГ Реактив-ная форма СДВГ р
Образователь-ный уровень родителей высшее Сред.спец среднее неизв 66,7% 20,4% 13,0% 0,0% 72,7% 18,2% 4,5% 4,5% 42,9% 14,3% 28,6% 14,3% 72,0% 20,0% 4,0% 4,0% 0,310
Статус семьи полная неполная 87,0% 13,0% 72,7% 27,3% 42,9% 57,1% 76,9% 23,1% 0,043
Хронические заболевания в семье есть нет 7,4% 92,6% 9,1% 90,9% 1,0% 99,0% 1,0% 99,0% 0,209
Вредные привычки родителей нет алкоголь никотин 64,8% 1,9% 33,3% 54,5% 4,5% 40,9% 84,3% 1,4% 14,3% 52,7% 1,1% 46,2% 0,605
Анализируя течение беременности матерей детей с СДВГ обращает внимание, что все дети с астенической формой родились от первой беременности и более 70% детей с субнормальной и реактивной формой. Установлено, что у 43% матерей детей с астенической формой во время беременности была диагностирована анемия. Гестоз, токсикоз беременности преобладал у матерей детей с субнормальной формой. Если у матерей детей с субнормальной и реактивной формой родоразрешение было нормальным, как и в группе контроля, то у матерей детей с астенической формой нормальное родоразрешение было только в 28,6% случаев. Характерно, что значительная часть детей родились недоношенными - 42,9%, стремительные роды встречались чаще, чем в контрольной и в других группах. Характерно, что дети с астенической формой СДВГ более, чем в 70% случаев при рождении имели вес ниже нормы, отсутствовали дети с избыточным весом при рождении. При субнормальной и реактивной формах более двух третей детей вес при рождении был нормальным, встречались
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
дети, вес которых превышал норму. Асфиксия в родах встречалась у 13-14% детей контрольной группы, субнормальной и астенической форм СДВГ и редко - в 3,8% случаев у детей с реактивной формой (рисунок 1).
100%
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
контроль субклинич. астеничн. реактивн.
Рис.1. Характер течения беременности у детей с СДВГ.
Можно сделать вывод о значительном влиянии биологических факторов- течения беременности на здоровье ребенка, социальные факторы, безусловно, оказывают влияние, но это влияние несоизмеримо с биологическими.
ЛИТЕРАТУРА
1. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте.- М.: Академия.2005
2. Пальчик А.Б., Шабалов Н.П. Гипоксически - ишемическая энцефалопатия новорожденных.// Санкт-Петербург: «Питер», 2000. - 219 с.
3. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальной мозговой дисфункцией. - Санкт-Петербург, 1997.- 74 с.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011г.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010г.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009г.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008г.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007г.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006г.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005г.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004г.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003г.
13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г.
14. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г.
15. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011г.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010г.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009г.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008г.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007г.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006г.
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005г.
23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004г.
24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003г.
25. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002г.
26. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001г.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва