Ткачук Н. В.
Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, Ханты-Мансийск
Факторы, влияющие на выбор профессии студентов из числа коренных
малочисленных народов севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
The factors influencing at a choice of a trade by students from among the radical small people of the North Khanty-Mansiysk of autonomous region - Yugra
УДК 331.5; 159.922; 316.3 ; 908
Аннотация. Данная статья подготовлена на основе данных, полученных в результате проведенного социологического исследования среди учащихся и студентов из числа коренных малочисленных народов Севера на тему «Мотивы выбора профессии и способности к адаптации в условиях современного рынка труда». На фоне всех социально-экономических перемен в экономике Ханты-Мансийского автономного округа проблема безработицы среди молодежи представителей КМНС актуальна и является одним из показателей качества жизни малочисленных народов Югры. В вопросах выбора профессии и дальнейшего трудоустройства наиболее уязвимой группой является молодежь из числа коренных малочисленных народов Севера.
Summary. Given article is prepared on the basis of data received as a result of the carried out sociological research among pupils and students from among the radical small people of the North on a theme «Motives of a choice of a trade and ability to adaptation in the conditions of a modern labour market». Against all social and economic changes in economy Khanty-Mansiysk of autonomous region the problem of unemployment among youth of representatives the North is actual and is as one of indicators of quality of a life of small people Yugra. In questions of a choice of a trade and the further employment by the most vulnerable group the youth from among the radical small people of the North is.
Ключевые слова: выбор профессии, студенты из числа коренных малочисленных народов Севера, роль семьи, профориентация.
Key words: a trade choice, students from among the radical small people of the North, a family role, vocational guidance.
Выпускники школ и абитуриенты стоят перед нелегким выбором будущей профессии. Не всем легко осознать значимость и важность данного выбора. К сожалению, для большинства это необдуманный шаг. В данном случае нас интересует социальный процесс, а именно выбор профессии.
На протяжении всей профессионально-трудовой деятельности человек неоднократно встает перед выбором профессии - в связи с изменениями техники, технологии и организации производства, социально-экономической ситуации в обществе, переменами в интересах и склонностях индивида, его физических и умственных способностях и возможностях, его семейном и материально-бытовом положении и т. д. Поэтому необходим социологический анализ выбора профессии на стадии как первичного выбора, в момент вступления человека в самостоятельную трудовую жизнь, так и на последующих стадиях его жизненного цикла... [1, 79-80]. В нашем социологическом опросе мы затрагиваем вопрос выбора профессии «на стадии первичного выбора».
В середине 2009 г. был проведен анкетный опрос среди студентов, обучающихся на базе Ханты-Мансийского Технолого-педагогического колледжа (ТПК) по специальности «Родной язык и литература». Опрошено 65 студентов. Возраст студентов составил от 15 до 19 лет.
Также в 2010 г. были опрошены студенты Югорского государственного университета (ЮГУ) - 42 человека. Всего в опросах приняли участие 109 респондентов. На базе ЮГУ: манси - 73,8%, ханты - 21,4%, другие КМНС - 4,8%. Юношей - 14,3%, девушек - 85,7%. На базе колледжа: манси - 46,2%, ханты - 49,2%, другие КМНС - 4,6%. Юношей - 7,8%, девушек - 92,2%.
Инструментарием исследования для опросов являлась анкета, которая содержала в себе 18 вопросов с вариантами ответов, соответствующих исследовательскому интересу. Дополнительно к анкетному опросу было проведено глубинное интервью по теме «Мотивы выбора профессии и способности к адаптации в условиях современного рынка труда». Интервью дополняло ответы студентов и дало основание не усомниться во вдумчивых высказываниях молодых людей.
По результатам социологических исследований студенты ЮГУ и ТПК, отвечая на вопрос «При Вашем выборе будущей профессии сыграли свою роль...» ролевую значимость при выборе профессии отдали семье - 40,5% и 52,3% соответственно, затем друзьям - 3% и 4% соответственно, учителям - 4,8% и 6,2% соответственно. Результаты ответов весьма порадовали, так как лидирующее место занимает семья, что немаловажно играет при выборе профессиональной деятельности, но по нашим ожидаемым результатам, школа должна была бы занять лидирующее место, но и не последнее (табл. 1).
Таблица 1. Ответы респондентов на вопрос «При Вашем выборе будущей профессии
сыграли свою роль», п**=107
Варианты ответов Студенты ЮГУ Студенты Технолого-педагогического колледжа
Число ответивших % от числа опрошенных Число ответивших % от числа опрошенных
Семья 17 40,5 34 52,3
Друзья 4 9,5 3 4,6
Учителя 2 4,8 4 6,2
Другое 18 42,9 25 38,5
Итого ответивших 41 97,6 64 98,5***
Затруднялись ответить 1 2,4 1 1,5
Итого 42 100,0 65 100,0
**Число респондентов
***В данном случае рассчитана не сумма, а отношение числа ответивших к числу опрошенных
Таким образом, можно допустить, что система профориентаций выпускников в сельских школах* отсутствует, а вот влияние семьи на ребенка в выборе профессии существенно. По нашим предварительным оценкам, профессиональному становлению абитуриента могли послужить профессиональные традиции, которые сложились в конкретной семье. Но следующие ответы не оправдали наших ожиданий. Вариант ответа «традиции семьи» выбрали
* Все респонденты были выпускниками сельских школ.
86
лишь 7,1% студентов Югорского университета и 3,1% студентов Технолого-педагогического колледжа. По мнению студентов ЮГУ, немаловажную роль при поступлении в учебное заведение играла доступность специальности (табл. 2). Под словом «доступность» подразумевали: невысокие требования при сдаче вступительных экзаменов; невысокий конкурсный отбор; возможность поступить на бюджетное место. Во время интервью на тему профессионального выбора студенты выпускного курса по специальности «Преподаватель родного языка и литературы» высказывались следующим образом: «Лишь бы провести время», «Хочу остаться работать в городе» и пр.
Таблица 2. Ответы респондентов на вопрос «Мотивация Вашего выбора специальности?», п*=107
Варианты ответов Студенты ЮГУ Студенты Технолого-педагогического колледжа
Число ответивших % от числа опрошенных Число ответивших % от числа опрошенных
Престижность 0 0,0 9 13,8
Потребность 6 14,3 24 36,9
Традиции семьи 3 7,1 2 3,1
Доступность 20 47,6 18 27,7
Другое 13 31,0 10 15,4
Итого ответивших: 42 100,0 61 93,8**
Затруднялись ответить 0 0,0 4 6,2
Итого 42 100,0 65 100,0
* Число респондентов
** В данном случае рассчитана не сумма, а отношение числа ответивших к числу опрошенных.
При этом респонденты понимали, что при трудоустройстве по выбранной специальности они могут столкнуться с рядом проблем. Отвечая на вопрос «После окончания учебного заведения насколько оцениваете вероятность Вашего трудоустройства?» 57,1% респондентов ЮГУ отметили, что не уверены в своем быстром трудоустройстве (табл. 3).
Таблица 3. Ответы респондентов на вопрос «После окончания учебного заведения насколько оцениваете вероятность Вашего трудоустройства?», п*= 42
Варианты ответа Число ответивших % от числа опрошенных
Уверен, что трудоустроюсь сразу 8 19,0
Не уверен, что трудоустроюсь сразу 24 57,1
Уже работаю 8 19,0
Другое 3 7,1
Итого ответивших: 42 100,0**
Нет данных 0 0,0
Итого 42 100,0
* Число респондентов
**В данном случае рассчитана не сумма, а отношение числа ответивших к числу опрошенных.
Отметим, что выпускники в лучшем случае трудоустроятся, но не по специальности, на которую потратили 3-5 лет, а так необходимые опыт и навыки трудовой деятельности придется приобретать в новой профессии, чаще всего в сфере услуг (продавцы-консультанты, официанты, охранники и пр.).
Таким образом, в определении будущей профессии роль семьи немаловажна, но при этом родители чаще всего ориентируют детей на «доступность», исходя из материальных (социальных) факторов. В данном социологическом опросе и в интервью с молодыми людьми показано, что при выборе профессиональной деятельности своего ребенка семья не всегда рассматривает первостепенные внутренние факторы - увлечения, творческие способности ребенка, склад ума, темперамент, а также рейтинг учебных заведений по качеству образования. Выбор специальности, учебного заведения, города, где будет учиться ребенок, диктуется не желанием ребенка, а материальной возможностью семьи.
Важно отметить несколько фактов, которые существуют при выборе специальности студентами. Большинство студентов, участвовавшие в опросе, по национальности манси, ханты предпочли специальность «Преподаватель родного языка, литературы» - 59,5%. Но неуверенность в своем выборе показали ответы на вопрос о предпочитаемом месте жительства и работы. Результаты ответов на вопрос «После окончания ВУЗа где бы предпочли работать?» таковы: в городе - 71,4%, в сельской местности - 23,8%. То есть, останутся жить в городе, но работать, вероятнее всего, придется не по специальности, так как специальность выбирали по доступности - 47,6%, и не уверены, что трудоустроятся -57,1%. Для сравнения отметим, что всего 19% респондентов уверены, что трудоустроятся сразу (табл. 2 и 3).
Полученные данные анкетного опроса, высказывания во время коротких интервью, дают основание думать, что многим юношам и девушкам, вероятно, придется столкнуться с проблемами трудоустройства. В перспективе не для всех выпускников окончание ВУЗа и получение дипломов есть гарантия в трудоустройстве и возможность реализовать себя в конкурентной среде.
Принятие законов, региональных программ, в частности, целевой программы «Молодежь Югры», дают механизмы для создания учреждений и применения их деятельности, мероприятий на практике по социализации молодежи в обществе. Окружной закон № 63-оз «О реализации государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» предусматривает [2]:
1) взаимодействие с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования автономного округа по трудоустройству выпускников;
2) разработку, утверждение и реализацию программ и мероприятий по профессиональному самоопределению молодежи на рынке труда, развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, обеспечение участия молодежи в реализации федеральных программ, если иное не установлено федеральным законодательством;
3) содействие в создании центров консультирования по вопросам выбора профессии, трудоустройства и трудового законодательства;
4) создание актуализированной базы данных о свободных рабочих местах и вакансиях, в том числе временных и сезонных, для молодых граждан, обучающихся в учреждениях профессионального образования, находящихся на территории автономного округа;
5) разработку, утверждение и реализацию программ содействия временному трудоустройству молодежи;
6) содействие в социально-трудовой адаптации молодых граждан, находящихся в трудовой жизненной ситуации;
7) содействие в организации и проведении стажировок, студенческих практик и иных мероприятий с целью трудоустройства и профессиональной адаптации молодых граждан, обучающихся в учреждениях профессионального образования, находящихся на территории автономного округа;
8) осуществление иных мер, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
В рамках действия данного закона в окружном центре (2006 г.) было создано муниципальное учреждение «Молодежный центр», одним из направлений, работы которого является трудоустройство подростков и молодежи.
Вопрос системы профориентации молодежи актуален для большинства регионов России. На причины переизбытка одних профессий и дефицит других на примере Пер м-ского края С. П. Парамонова, В. А. Фирсова указывают на следующие факторы:
1) система профориентации отсутствует, осуществляются лишь отдельные мероприятия;
2) отсутствует имидж базовых рабочих профессий; 4) нет гарантии трудоустройства по той профессии, которую выпускник получает; 5) очевиден низкий уровень информированности молодого поколения о самом главном - труде, о содержании профессии, специальностей [3, 371].
Анализом проблем трудоустройства коренных малочисленных народов Севера, проживающих в ХМАО - Югре, и перспективы их решения в своих работах затрагивают исследователи В. Г. Логинов, А. В. Мельникова [4]. Т. Г. Харамзин, Н. Г. Хайруллина [5, 133] поднимают не менее актуальную проблему конкурентоспособности коренных народов на рынке труда. Авторы в своих работах делают вывод, что реализация возможности трудиться в привлекательных сферах деятельности у коренного населения Севера будет зависеть от успешности развития тех или иных отраслей, количества и качества рабочих мест и профессиональной подготовки лиц, желающих занять эти места.
В заключение еще раз отметим, что среди факторов, оказывающих влияние на выбор специальности, заметную роль играют материальные причины, сложившиеся в семьях. И в целом студенты принимают решения не всегда самостоятельно, полагаясь на окружающих. Приобретенная специальность в ВУЗе не дает возможности желаемого рабочего места. Поэтому правильнее было бы ориентировать молодежь из числа КМНС при выборе профессии на социальный спрос и государственный заказ. Также требуется активное участие школ для ведения работ по профориентации школьников и тесное сотру д-ничество учебных заведений с Центрами занятости, работодателями.
Литература
1. Российская социологическая энциклопедия / под общей ред. академика РАН Г. В. Осипова. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1999. 672 с.
2. Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 июня 2006 года №63 -оз «О реализации государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» // Официальный сайт органов государственной власти ХМАО - Югры: URL: www.admhmao.ru (дата обращения 10.10.11).
3. Парамонова С. П., Фирсова В. А. Молодые когорты Пермского края перед вступлением в трудовую жизнь // Регионы России: экономика, культура, история. Материалы Международной научно-практической конференции. Березники, 2009. С. 371.
4. Логинов В. Г., Мельников А. В. Трудовые ресурсы и занятость населения ХМАО - Югры: проблемы и перспективы. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН. 2009. 78 с.
5. Харамзин Т. Г., Хайруллина Н. Г. Мониторинг социального самочувствия обских угров. СПб., ООО «Миралл», 2006. 200 с.