УДК 378.03+378.013 ББКЧ 448.04
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ОБРАЗОВАНИЮ
Е.П. Пономарёва Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск)
Для построения модели воспитания ценностного отношения к образованию необходимо выявление факторов, влияющих на его позитивное развитие. В качестве факторов рассматриваются методический замысел образования, отражающий компоненты образовательного процесса и учебно-педагогическое взаимодействие, обусловленное спецификой личностей педагога и студента, в котором сконцентрированы функции и методы образования.
Ключевые слова: фактор, ценностное отношение, методический замысел образования, учебно-педагогическое взаимодействие, функции образования, методы образования, личность педагога, личность студента.
Образование является одной из отличительных особенностей социальной действительности. Практически каждый человек имеет контакты с образованием, так как в любой сфере деятельности можно найти какие-то образовательные аспекты, связи с образованием. Благодаря образованию общество в целом может не только уверенно поддерживать свое состояние, но и совершенствоваться.
Образование относится к существенным аспектам жизнедеятельности человека. Речь идет о том, что человек, как правило, оказывается вовлеченным в образование и в какой-то мере является субъектом соответствующей деятельности, а также взаимодействия с партнерами [5]. Любая деятельность становится возможной, когда человек ставит и осознает ее цель, проектирует ее мысленно либо на материальном носителе и реализует, осуществляя самостоятельное управление ею.
В образовании осуществляется целенаправленная деятельность или учебно-педагогическое взаимодействие, которые направлены на интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и (или) профессиональное развитие человека, удовлетворение его образовательных потребностей и интересов [2]. Таким образом, образование предстает причиной и движущей силой процесса развития внутреннего мира человека, а следовательно, образование удовлетворяет признакам, присущим факторам.
Образование может стать фактором развития ценностного отношения студентов к образованию, если компоненты образовательного процесса специальным образом сориентированы на ожидаемый результат (цель) и
адекватны этой цели [8]. В связи с этим нам видится необходимым подробнее остановиться в своем исследовании на раскрытии таких аспектов образования, как цель, методический замысел и учебно-педагогическое взаимодействие, являющимися основными факторами, которые влияют на развитие ценностного отношения к образованию.
Прежде чем мы перейдем к их рассмотрению, нам бы хотелось отметить, что существует ряд иных факторов, не связанных с образовательным процессом, но влияющих на развитие ценностного отношения студентов к образованию. На человека постоянно оказывает влияние социум, то есть окружающие его люди: это и семья, и друзья. На человека также влияет и окружающая обстановка в целом (происходящие события в мире), и, конечно же, СМИ, которые информируют человека о том или ином событии. Все это - неотъемлемые составляющие жизни, которые также способствуют развитию определенного отношения к образованию и не всегда положительного.
Так как наше исследование связано с образовательной действительностью, мы рассмотрим именно те факторы, которые относятся к образовательному процессу. При этом, учитывая возможность систематизации образовательного процесса по его цели, нам предоставляется возможность также описать системно и вышеназванные факторы.
Итак, прежде всего, значимо целеполага-ние. Если цель поставлена, то обычно субъект прилагает усилия для ее достижения. Если цель не поставлена, то она может быть достигнута непреднамеренно (часто - лишь в не-
Теория и методика профессионального образования
которой степени) или не достигнута совсем. В целом можно утверждать, что велика вероятность недостижения результата, который не прогнозируется как цель образования. В этом смысле цель можно трактовать как фактор, влияющий на результаты образования. Связывая этот тезис с предметом нашего исследования, можно утверждать, что, поставив цель воспитания ценностного отношения студентов к образованию, мы делаем первый шаг к ее достижению.
Говоря о методическом замысле образования, мы имеем в виду как цель образования, так и проектируемые и соответствующие цели по нашему представлению, содержание образования, методы образования и условия образования. Основной целью образовательного процесса мы ставим развитие положительного отношения студентов к образованию, следовательно, и содержание, и методы образования должны быть направлены на развитие данного отношения.
В проекте Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» под образованием понимается «... общественно значимое благо... целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности.», а в статье 17 «Общие требования к содержанию образования» приводятся основные положения о содержании образования, где говорится, что «.содержание образования должно обеспечивать. духовнонравственное развитие личности на основе общечеловеческих и социокультурных ценностей...» [6].
Таким образом, содержание образования как фактор достижения ожидаемого результата должно выполнять такие функции, которые бы способствовали становлению и удержанию положительного отношения студентов к образованию.
В связи с этим, нами выявлены следующие функции содержания образования, которые оно должно выполнять в образовательном процессе. Мы не претендуем на исследование всех функций образования. В своей работе остановимся только на тех, которые способствуют воспитанию ценностного отношения к образованию.
1. Эмоциональная функция заключается в восприятии содержания через эмоциональную сферу, то есть студенты переживают эмоцио-
нальное потрясение, например, когда им в яркой форме преподносят образ жизни необразованных людей и они видят, какие последствия могут быть из-за необразованности.
2. Разъяснительная функция состоит в объяснении студентам значимости образования, то есть, какие возможности будут им предоставлены как образованным людям.
3. Профессиональная функция - это ориентация студентов на будущую профессию. Очень часто студенты не испытывают никакого интереса к дисциплинам, не относящимся к их специализации, поэтому студенты не посещают занятия и не успевают по данным дисциплинам. Следовательно, необходимо ориентировать студентов на то, что знания по той или иной дисциплине пригодятся в будущей профессии, и, конечно же, по возможности включать в материал ту информацию, которая связана с профессией студентов [1]. С этой целью имеет смысл опираться на Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (ФГОС-3), в которых представлены не только профессиональные, но и общекультурные компетенции.
4. Творческая функция реализуется благодаря тому, что образование помогает создавать продукты творчества. Студенты получают знания и, таким образом, они могут сами создавать совершенно новые объекты для общества.
5. Социальная функция обеспечивается образованием как социально значимой ценностью, то есть образование способствует интеграции студентов в социальное пространство. Таким образом, студенты получают свои роли в социуме благодаря образованности.
6. Наглядная функция - это демонстрация результатов образованности людей и обладания ценностным отношением к образованию [4].
7. Мотивационная функция. Говоря о влиянии мотивации на образовательную деятельность студентов, необходимо отметить, что чем выше мотивация, тем результативней образовательная деятельность. Таким образом, для развития положительного отношения к образованию важно, чтобы у студентов была мотивация к образовательной деятельности, а именно: мотивация к посещению занятий, к получению знаний, как по профилирующим, так и по непрофилирующим предметам, к достижению результатов в данной деятельности, к применению полученных знаний на практике и т. д. Удовлетворение определенной потребности студентов побуждает к выполнению какой-то деятельности в образо-
вательном процессе, что в свою очередь способствует повышению мотивации. Основные потребности студентов в образовательном процессе - потребность в получении диплома, потребность в получении профессии, в целом, потребность в образованности. Все эти потребности необходимо удовлетворять для побуждения студентов к выполнению вышеперечисленных деятельностей [3].
Таким образом, только используя содержание образования, которое может выполнять вышеперечисленные функции, мы приобретаем возможность использовать его как фактор воспитания ценностного отношения студентов к образованию. Для реализации этих функций содержания образования необходимо использовать следующие методы образования наряду с традиционными (беседа, рассказ, дискуссия, иллюстрация и т. д.): лекция-диалог, лекция-дискуссия, интерактивная лекции, ролевая игра, метод проектов, мозговой штурм, кейсо-вый метод, метод погружения, моделирование. Это вполне согласуется с требованиями ФГОС-3, в которых подчеркивается целесообразность, актуальность и адекватность использования интерактивных методов и форм образования современным целям образования [2].
Методический замысел включает в себя также и проектируемые особенности процесса, в том числе учебно-педагогическое взаимодействие. Однако проект учебно-педагогического взаимодействия и реально складывающееся учебно-педагогическое взаимодействие могут не соответствовать друг другу, хотя бы потому, что проектирует его только один из взаимодействующих субъектов.
Учебно-педагогическое взаимодействие -это взаимодействие студентов и профессорско-преподавательского состава, направленное на совместное выполнение своих функций. В этом смысле образовательная деятельность объединяется с профессиональной педагогической деятельностью, а соответствующие участники образования становятся партнерами. Учебно-педагогическое взаимодействие предстает как целостное новообразование, для которого характерны общность мотивов, эмпатия, сотрудничество и взаимные обязательства партнеров.
Учебно-педагогическое взаимодействие осуществляется как в непосредственных контактах студентов и профессорско-преподавательского состава, так и опосредованно. Непосредственные контакты между партнерами происходят в общении, в совместном решении образовательных задач, во взаимосодей-
ствии друг другу. Опосредованные аспекты учебно-педагогического взаимодействия осуществляются через обмен результатами учебной деятельности, - с одной стороны, и профессиональной педагогической деятельности, - с другой. Результаты деятельности каждого из них становятся либо предметом, либо средством деятельности соответствующих партнеров [5].
Говоря об учебно-педагогическом взаимодействии, в первую очередь хотелось бы уделить внимание деятельности педагога, являющегося прямым «передатчиком» содержания образования студентам. Именно в развитии ценностного отношения студентов к образованию многое зависит от преподавателя, а именно, от личности педагога, его профессионализма и мотивации, от того, как преподаватель сможет развить данное отношение и насколько успешно он сможет реализовать методику развития ценностного отношения студентов к образованию на практике.
Педагогическая деятельность представляет собой сложный и многогранный феномен. В основе данной деятельности лежит пятикомпонентная структура, и успешность деятельности педагога во многом определяется реализацией этих компонентов на практике. Ниже представлена структура педагогической деятельности, предложенная Н.В. Кузьминой и А.И. Щербаковым.
1. Гностический компонент связан со сферой знаний педагога. Причем речь идет не только о знании своего предмета, но и о знании средств педагогической коммуникации, о знании психологических особенностей личности студентов, а также об особенностях своей личности и деятельности.
2. Проектировочный компонент включает в себя дальние, перспективные цели образования, а также стратегии и способы их достижения.
3. Конструктивный компонент отражает особенности конструирования педагогом собственной деятельности и деятельности студентов с учетом ближайших целей образования [4].
4. Коммуникативный компонент характеризует специфику взаимодействия преподавателя со студентами, при этом акцент делается на связи коммуникации с эффективностью педагогической деятельности, с достижением целей образования.
5. Организаторский компонент связан с умением педагога организовать как деятельность студентов, так и свою собственную.
6. Аналитико-оценочная деятельность
Теория и методика профессионального образования
компонент позволяет педагогу анализировать ход образовательного процесса, выявлять положительные стороны и недостатки, сравнивать достигнутые результаты, а также сопоставлять свою работу с опытом других преподавателей. Аналитико-оценочная деятельность помогает преподавателю устанавливать обратную связь в своей работе, т. е. постоянно сличать то, что предполагалось достигнуть в образовательном процессе, с тем, что достигнуто, и на этой основе корректировать, вести поиски путей самосовершенствования и повышения педагогической действенности [1].
7. Наконец, принципиально важным компонентом педагогической деятельности является ее исследовательско-творческая составляющая.
В этой связи обратим внимание на два важных обстоятельства. Одно из них состоит в том, что применение любых педагогических теорий и инноваций требует от преподавателя творческого подхода. Высокий профессиональный уровень педагога подразумевает не только глубокое знание предмета, но и его способность к образованию в духе творческого подхода к освоению действительности. Для этого педагог сам должен быть склонен к творчеству в своей профессиональной деятельности. Педагогика как наука и практика нацелились на творчество и сотрудничество. Узловой момент такой практики состоит в том, что преподаватель в ходе сотворчества со студентом вовлекается в процесс самосовершенствования путем переосмысления своего профессионального опыта [4].
В целом необходимо подчеркнуть, что представленные компоненты взаимосвязаны и способствуют реализации основных функций педагогической деятельности: презентатив-
ной, инсентивной, корректирующей и диагностирующей.
Согласно основным компонентам и функциям преподавательской деятельности в рамках своей концепции А.К. Маркова выделяет и подробно описывает десять групп педагогических умений. Надо отметить, что все группы умений важны в образовательном процессе, и именно владение данными умениями определяет уровень профессионализма педагога. Но для нашего исследования особую значимость представляют те группы умений, где говорится об умении работать с содержанием образования; о способности к педагогической интерпретации разнообразной информации; о формировании у студентов умений и навыков; о демонстрации межпредметных
связей; об умении изучать у студентов состояние отдельных психических функций, образованности, определять возможности студентов в образовательном процессе, предвидеть возможные и учитывать типичные затруднения студентов; об умении исходить из мотивации самих студентов при планировании и организации образовательного процесса; об умении отбирать и применять сочетания приемов, форм и методов образования, учитывать затрату сил и времени студентов и преподавателя и др.; об умении распознать, насколько согласованы нравственные нормы, убеждения и ценности студентов; об умении педагога увидеть личность студента в целом -во взаимосвязи того, что он говорит, думает и как поступает; об умении создать условия для развития личности студентов [4]. Так как в нашем исследовании рассматривается развитие ценностного отношения студентов к образованию, то, следовательно, мы будем также рассматривать методику развития данного отношения. Успешность методики будет во многом определяться вышеуказанными умениями педагога.
Изучив особенности личности педагога и его деятельности, отметим, что не только личность преподавателя является важным фактором в развитии положительного отношения студентов к образованию, но и личность студента во многом определяет уровень развития данного отношения. Но правильно будет отметить, что рассматривая педагога и студента как субъектов образовательного процесса, мы должны ориентироваться на их совместимость (совместимость в психологическом контексте), а также на их взаимодействие, которое должно быть направлено на достижение общей цели, а именно на развитие положительного отношения к образованию [7].
Еще одним немаловажным фактором образования являются условия и обеспечение образовательного процесса, которые должны соответствовать цели и всем компонентам образовательного процесса, санитарно-эпидемиологическим нормам - требованиям, предъявляемым к помещению и оборудованию образовательных организаций, гигиене и режиму образовательного процесса, организации медицинского обслуживания и соблюдению санитарных правил. Это требования к материально-технической базе, финансированию, методическому, кадровому обеспечению образовательного процесса [2]. Именно в этой связи педагогическая деятельность педагога, имеющего ценностное отношение к образова-
нию, направленная на воспитание ценностного отношения к образованию у студентов, отнесена нами к числу выделенных факторов.
В заключение хотелось бы отметить, что единство методического замысла и учебнопедагогического взаимодействия, направленного на достижение цели нашего исследования, а именно на развитие положительного отношения студентов к образованию, в специально созданных и соответствующих цели условиях воспитания будет способствовать развитию данного отношения.
Разработка в соответствии с вышеназванными факторами модели воспитания ценностного отношения к образованию и ее апробация является следующей задачей нашего исследования.
Литература
1. Горелова, Г.Г. Личность и профессия: Профессионально-личностная реадаптация в условиях «тройного кризиса» /Г.Г. Горелова. -Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001. - 401 с.
2. Котлярова, И.О. Социальное партнерство субъектов образования, культуры, науки и бизнеса в самореализации человека / И.О. Котлярова, Г.Н. Сериков // Социальная педагогика. - 2010. - № 3. - С. 22-27.
3. Кроль, В.М. Психология и педагогика: учеб. пособие для техн. вузов / В.М. Кроль. -2-е изд., перераб. и доп. - М. : Высш. шк., 2003. -325 с.
4. Рогов, Е.И. Личность учителя: теория и практика / Е.И. Рогов. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996. - 512 с.
5. Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека / Г.Н. Сериков. - М.: Мнемозина, 2002. - 416 с.
6. Сериков, Г. Н. Гуманно ориентированная системно-синергетическая интерпретация человеческого ресурса / Г.Н. Сериков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2010. - Вып. 10. -№ 36 (212). - С. 9-17.
7. Сериков, Г.Н. Управленческое сопровождение образования учащихся / Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2010. -Вып. 8. - № 12 (188). - С. 49-58.
8. Ханжина, О.А. Особенности воспитания ценностного отношения к профессии у студентов инженерных направлений в процессе изучения иностранного языка / О.А. Ханжина // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2012. - Вып. 18. -№ 41 (300). - С. 134-136.
Пономарёва Елена Павловна, преподаватель кафедры иностранных языков, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), [email protected].
FACTORS INFLUENCING ON DEVELOPMENT OF STUDENTS’ AXIOLOGICAL ATTITUDE TO EDUCATION
E.P. Ponomareva South Ural State University (Chelyabinsk)
To develop a model of the axiological attitude training it is necessary to define the factors influencing on its positive development. The article describes these factors which are the methodical concept of the education, reflecting the components of the educational process and the teacher-student interaction process, conditioned by the teacher and student personalities, manifesting through functions and methods of education.
Keywords: factor, axiological attitude, methodical concept of education, teacher and student interaction, functions of education, methods of education, student personality, teacher personality.
Ponomareva Elena, lecturer of foreign languages department, South Ural State University (Chelyabinsk), [email protected].
Поступила в редакцию 24 февраля 2013 г.